ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗОН ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ (МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА)(08.00.05)
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 5-15
Раздел I Методологические основы политики и
теории «зонирования» 16-186
Глава I Концептуализация принятой гипотезы 16-35
1.1 Принципиальная основа научного направления 16-24
1.2 Общесистемные вопросы самоорганизации
24-31
1.3 Некоторые концептуальные обобщения 32-35
Глава II Понятийный аппарат и оффшорные институты 36-61
2.1 Обоснование основных понятийных позиций 36-40
2.2 Типологические аспекты оффшора 40-61
Глава III Объективные предпосылки создания зон
экономического благоприятствования 62-123
3.1 Аналитические обобщения целеполагания
62-84
3.2 Вопросы экономической поддержки 84-106
3.3 Региональные особенности создания и
управления 106-123
Глава IV Экономический механизм формирования
и функционирования 124-186
4.1 Экономико-правовое обеспечение ЗЭБ 124-137
4.2 Этапы формирования практики
«зонирования» 137-155
4.3 Специфика российского институционализма
155-186
Раздел II Прикладные аспекты реализации 187-296
Глава V Специфика экономики функционирования
оффшорных институтов в России 187-224
5.1 Особенности функционирования оффшорной институции в РФ 187-196
5.2 Экономическое обеспечение становления
статуса 197-211
5.3 Регламентация статуса участников и условий
экономической деятельности в ЗЭБ 211 -224
Глава VI Зона экономического благоприятствования «Ингушетия» 225-257
6.1 Этапирование формирования СЭЗ как 225-231
6.2 Экономико-системная характеристика 231 -242
6.3 Анализ результатов ограниченной во времени деятельности 242-257
Глава VII Центр Международного бизнеса «Ингушетия» как фактор активного включения
России в мировой экономический оффшорный бизнес 258-296
7.1 Оценка реальной деятельности ЗЭБ 258-284
7.2 Анализ юридической ограниченности ЗЭБ 284-292
7.3 Некоторые обобщения по ЗЭБ «Ингушетия».. ..293-296
Выводы и предложения 297-300
Заключение 301-312
Библиографический список 313-326
Приложения 327-352
Введение 5-15
Раздел I Методологические основы политики и
теории «зонирования» 16-186
Глава I Концептуализация принятой гипотезы 16-35
1.1 Принципиальная основа научного направления 16-24
1.2 Общесистемные вопросы самоорганизации
24-31
1.3 Некоторые концептуальные обобщения 32-35
Глава II Понятийный аппарат и оффшорные институты 36-61
2.1 Обоснование основных понятийных позиций 36-40
2.2 Типологические аспекты оффшора 40-61
Глава III Объективные предпосылки создания зон
экономического благоприятствования 62-123
3.1 Аналитические обобщения целеполагания
62-84
3.2 Вопросы экономической поддержки 84-106
3.3 Региональные особенности создания и
управления 106-123
Глава IV Экономический механизм формирования
и функционирования 124-186
4.1 Экономико-правовое обеспечение ЗЭБ 124-137
4.2 Этапы формирования практики
«зонирования» 137-155
4.3 Специфика российского институционализма
155-186
Раздел II Прикладные аспекты реализации 187-296
Глава V Специфика экономики функционирования
оффшорных институтов в России 187-224
5.1 Особенности функционирования оффшорной институции в РФ 187-196
5.2 Экономическое обеспечение становления
статуса 197-211
5.3 Регламентация статуса участников и условий
экономической деятельности в ЗЭБ 211 -224
Глава VI Зона экономического благоприятствования «Ингушетия» 225-257
6.1 Этапирование формирования СЭЗ как 225-231
6.2 Экономико-системная характеристика 231 -242
6.3 Анализ результатов ограниченной во времени деятельности 242-257
Глава VII Центр Международного бизнеса «Ингушетия» как фактор активного включения
России в мировой экономический оффшорный бизнес 258-296
7.1 Оценка реальной деятельности ЗЭБ 258-284
7.2 Анализ юридической ограниченности ЗЭБ 284-292
7.3 Некоторые обобщения по ЗЭБ «Ингушетия».. ..293-296
Выводы и предложения 297-300
Заключение 301-312
Библиографический список 313-326
Приложения 327-352
Введение
Актуальность темы исследования. Одна из главных задач, стоящих сегодня перед страной и её регионами - выйти из кризиса и сформировать механизм эффективного управления и регулирования социально-экономическими процессами. При государственном регулировании социально-экономического развития все большее значение приобретают вопросы региональной экономической политики и разработки комплекса мер федеральной поддержки регионов, часто при «параллельном» участии корпораций, в том числе ТНК. Поэтому самостоятельность регионов в организации социально-экономической жизни будет расширяться. Под самостоятельностью диссертантом понимается единство их свободы маневра, ответственности за конечные результаты и наличие собственных ресурсов социально-экономического роста. Такой подход не означает, что интересы центра отодвигаются на второй план. Он лишь реализует свой эффект, получаемый на более высоком уровне и в больших, чем регионы, масштабах - за счёт эффектов, получаемых от рациональной кооперации и специализации производства в рамках межрегионального и даже глобального разделения труда. Как показала мировая практика, одним из апробированных направлений решения социально-экономических проблем в регионах стало создание в них свободных экономических зон - СЭЗ. СЭЗ самых различных типов стали характерной чертой и даже неотъемлемой частью современной практики мирохозяйствования, важным объектом международных хозяйственных связей. К настоящему времени практика накопила достаточно большой опыт в области создания СЭЗ.
В мире уже зарегистрировано свыше тысячи таких зон как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах. Совокупный объём экспорта, приходящегося на СЭЗ всех типов, в 1995 г. превзошёл 25 млрд. долл.; число занятых здесь превысило 3 млн. человек. Через свободные экономические зоны реализуется до половины мирового оборота капитала.
Немалый опыт использования СЭЗ и оффшорных механизмов накоплен в России. Концепция СЭЗ в принципе вписывается в систему основных механизмов переходного периода экономики РФ, хо¬тя сегодня ориентация Правительства на быстрое проведение ре¬форм и жёсткий контроль над бюджетными расходами не предусматривает в качестве приоритетов задачи организации национальной системы СЭЗ и оффшорных центров. Эта конфликтность ещё более определяет актуальность исследований.
Проблема - определяется совместным влиянием нескольких взаимосвязанных тенденций развития экономик, в особенности переходных (транзитивных). К ним относятся:
1) явное раздвоение (бифуркация) траекторий социально-
экономического развития от однозначной концепции равновесного
жесткой ориентации системного неконтрактного развития к много¬
значности договорно-контрактных институционально-ограниченных
гибких и даже временных хронически неравновесных систем;
2) саморазвитие феноменов самооргнизации на основе институтов оффшорных отношений;
3) активизация глобальных процессов в менеджменте, в частности, расширения факторов прозрачности границ, временности отношений, диктата ТНК, ФПГ и др. международных структур;
4) избыточная государственная зарегулированность территориальных систем и т.д.
Теоретические и методологические основы исследования и степень разработанности проблемы. Основой является системный подход к анализу социально-экономических проблем развития СЭЗ в Российской Федерации. При постановке и решении рассмотрены в диссертации проблемы учёта труда российских и зарубежных учёных, законодательные акты, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, аналитические записки, результаты Парламентских слушаний. В Российской Федерации принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на функционирование СЭЗ. Однако чёткой и действенной структуры механизма функционирования СЭЗ нет, на федеральном и региональном уровне он находится в стадии развития.
До сих пор ещё редки монографические исследования и диссертационные работы по проблемам, актуальным для СЭЗ. Только к 80-м - началу 90-х гг. был опубликован ряд работ по различным вопросам СЭЗ. К ним можно отнести работы: Е.Авдокушкина, А.Аганбегяна, А.Барышникова, М.Богуславского, В.Бутова, Л.Васильева, А.Гниденко, Т.Данько, Р.Зименкова, В.Иванова, В.Игнатова, Б.Кожевникова, В.Кравцовой, С.Никитиной, 3.Округ, С.Овчинниковой, Г.Петровой, С.Рябикова, В.Савина, Ю.Селивохина, Н.Смородинской, Ю.Степанова, А.Тарханова, И.Фаминского, М.Халдина, Р.Хасбулатова, Е.Чистякова., Н.Швыдак, В.Шульги и
др.
В этом же ряду находятся работы Иванова В. и Тарханова А. «Организационно-экономический механизм создания и функционирования свободных экономических зон» (М., 1998), Игнатова В, Бу¬това В. «Свободные экономические зоны» (М., 1997), Данько Т., Ок¬руг 3. «Свободные экономические зоны в России» (М., 1995), Данько Т., Округ 3. «Свободные экономические зоны» (М., 1998) и некоторые другие.
Однако в отечественной экономической литературе рассматриваются лишь отдельные аспекты этой проблемы. Диссертант существенно дополняет теорию и методологию проблематики. При написании диссертационной работы были также изучены более общие аспекты системного характера других авторов: Д. МакНотон, Д.Карлсон, К.Дитц, П.Фаллетти, К.Барлтроп (1994), М.Алле (1995), К.Менар (1996), У.Мастенбрук (1996), М.Мобиус (1995), И.Пригожин, И.Стенгерс, Э.Ласло (1977-1997), А.Блинов (1997), В.Масленников (1997), Н.Моисеев (1997), Л.Никулин (1987-1997) и
др.
На сегодняшний день пока нельзя говорить о сложившейся концепции СЭЗ, стратегии политики «зонирования» в РФ, о теоретическом обосновании экономического и юридического феномена оффшорности, о доктринальной базе развития соответствующего законодательства и подзаконных актов в рамках единой экономической концепции развития и стратегии социально-экономических и иных преобразований в российском обществе и государстве.
Диссертант в своей работе принципиально развил с учётом российской реальности концепцию СЭЗ, учтя многие их недостатки теоретического и практического плана.
Цель работы - разработка системной методологии социальных и экономических основ формирования государственной политики, учитывающей глобальные, государственные, национальные, региональные и прочие особенности транзитивной экономики РФ.
Поэтому в соответствии с целью и определённой автором логикой исследования в работе были поставлены задачи:
• сформировать новые модели регионального развития на основе создания СЭЗ, в том числе обосновать необходимость создания
совместных экономических зон с приграничными и более отдалёнными географическими странами и ТНК;
• разработать механизм реализации новой модели развития регионов в соответствии с условием функционирования СЭЗ;
• определить причины и классифицировать факторы создания
специальных зон в регионе, сформулировать требования к территории (региону), где создаются свободные зоны;
• проанализировать факторы многообразия типов зон в миро¬
вой практике «зонирования»;
• предложить рациональную схему управления СЭЗ;
• выявить проблемы, связанные с совершенствованием экономического механизма формирования и развития СЭЗ;
• предложить меры по улучшению государственного регулирования СЭЗ;
• на основе изучения законодательной базы определить основные направления развития экономических и правовых процессов
функционирования оффшорных зон, формирования оффшорных институтов;
• сформулировать научную гипотезу, определить экономическую сущность теории организации, учитывающей СЭЗ;
10
• исследовать в историческом и логическом аспектах динамику
СЭЗ;
• провести системный аспект функционирования СЭЗ как в
странах с развитой рыночной экономикой, так и в странах с переходной экономикой;
• разработать методологию формирования федерального органа исполнительной власти в области СЭЗ;
• предложить рекомендации по системе подготовки кадров,
работающих в СЭЗ.
Актуальность темы исследования. Одна из главных задач, стоящих сегодня перед страной и её регионами - выйти из кризиса и сформировать механизм эффективного управления и регулирования социально-экономическими процессами. При государственном регулировании социально-экономического развития все большее значение приобретают вопросы региональной экономической политики и разработки комплекса мер федеральной поддержки регионов, часто при «параллельном» участии корпораций, в том числе ТНК. Поэтому самостоятельность регионов в организации социально-экономической жизни будет расширяться. Под самостоятельностью диссертантом понимается единство их свободы маневра, ответственности за конечные результаты и наличие собственных ресурсов социально-экономического роста. Такой подход не означает, что интересы центра отодвигаются на второй план. Он лишь реализует свой эффект, получаемый на более высоком уровне и в больших, чем регионы, масштабах - за счёт эффектов, получаемых от рациональной кооперации и специализации производства в рамках межрегионального и даже глобального разделения труда. Как показала мировая практика, одним из апробированных направлений решения социально-экономических проблем в регионах стало создание в них свободных экономических зон - СЭЗ. СЭЗ самых различных типов стали характерной чертой и даже неотъемлемой частью современной практики мирохозяйствования, важным объектом международных хозяйственных связей. К настоящему времени практика накопила достаточно большой опыт в области создания СЭЗ.
В мире уже зарегистрировано свыше тысячи таких зон как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах. Совокупный объём экспорта, приходящегося на СЭЗ всех типов, в 1995 г. превзошёл 25 млрд. долл.; число занятых здесь превысило 3 млн. человек. Через свободные экономические зоны реализуется до половины мирового оборота капитала.
Немалый опыт использования СЭЗ и оффшорных механизмов накоплен в России. Концепция СЭЗ в принципе вписывается в систему основных механизмов переходного периода экономики РФ, хо¬тя сегодня ориентация Правительства на быстрое проведение ре¬форм и жёсткий контроль над бюджетными расходами не предусматривает в качестве приоритетов задачи организации национальной системы СЭЗ и оффшорных центров. Эта конфликтность ещё более определяет актуальность исследований.
Проблема - определяется совместным влиянием нескольких взаимосвязанных тенденций развития экономик, в особенности переходных (транзитивных). К ним относятся:
1) явное раздвоение (бифуркация) траекторий социально-
экономического развития от однозначной концепции равновесного
жесткой ориентации системного неконтрактного развития к много¬
значности договорно-контрактных институционально-ограниченных
гибких и даже временных хронически неравновесных систем;
2) саморазвитие феноменов самооргнизации на основе институтов оффшорных отношений;
3) активизация глобальных процессов в менеджменте, в частности, расширения факторов прозрачности границ, временности отношений, диктата ТНК, ФПГ и др. международных структур;
4) избыточная государственная зарегулированность территориальных систем и т.д.
Теоретические и методологические основы исследования и степень разработанности проблемы. Основой является системный подход к анализу социально-экономических проблем развития СЭЗ в Российской Федерации. При постановке и решении рассмотрены в диссертации проблемы учёта труда российских и зарубежных учёных, законодательные акты, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, аналитические записки, результаты Парламентских слушаний. В Российской Федерации принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на функционирование СЭЗ. Однако чёткой и действенной структуры механизма функционирования СЭЗ нет, на федеральном и региональном уровне он находится в стадии развития.
До сих пор ещё редки монографические исследования и диссертационные работы по проблемам, актуальным для СЭЗ. Только к 80-м - началу 90-х гг. был опубликован ряд работ по различным вопросам СЭЗ. К ним можно отнести работы: Е.Авдокушкина, А.Аганбегяна, А.Барышникова, М.Богуславского, В.Бутова, Л.Васильева, А.Гниденко, Т.Данько, Р.Зименкова, В.Иванова, В.Игнатова, Б.Кожевникова, В.Кравцовой, С.Никитиной, 3.Округ, С.Овчинниковой, Г.Петровой, С.Рябикова, В.Савина, Ю.Селивохина, Н.Смородинской, Ю.Степанова, А.Тарханова, И.Фаминского, М.Халдина, Р.Хасбулатова, Е.Чистякова., Н.Швыдак, В.Шульги и
др.
В этом же ряду находятся работы Иванова В. и Тарханова А. «Организационно-экономический механизм создания и функционирования свободных экономических зон» (М., 1998), Игнатова В, Бу¬това В. «Свободные экономические зоны» (М., 1997), Данько Т., Ок¬руг 3. «Свободные экономические зоны в России» (М., 1995), Данько Т., Округ 3. «Свободные экономические зоны» (М., 1998) и некоторые другие.
Однако в отечественной экономической литературе рассматриваются лишь отдельные аспекты этой проблемы. Диссертант существенно дополняет теорию и методологию проблематики. При написании диссертационной работы были также изучены более общие аспекты системного характера других авторов: Д. МакНотон, Д.Карлсон, К.Дитц, П.Фаллетти, К.Барлтроп (1994), М.Алле (1995), К.Менар (1996), У.Мастенбрук (1996), М.Мобиус (1995), И.Пригожин, И.Стенгерс, Э.Ласло (1977-1997), А.Блинов (1997), В.Масленников (1997), Н.Моисеев (1997), Л.Никулин (1987-1997) и
др.
На сегодняшний день пока нельзя говорить о сложившейся концепции СЭЗ, стратегии политики «зонирования» в РФ, о теоретическом обосновании экономического и юридического феномена оффшорности, о доктринальной базе развития соответствующего законодательства и подзаконных актов в рамках единой экономической концепции развития и стратегии социально-экономических и иных преобразований в российском обществе и государстве.
Диссертант в своей работе принципиально развил с учётом российской реальности концепцию СЭЗ, учтя многие их недостатки теоретического и практического плана.
Цель работы - разработка системной методологии социальных и экономических основ формирования государственной политики, учитывающей глобальные, государственные, национальные, региональные и прочие особенности транзитивной экономики РФ.
Поэтому в соответствии с целью и определённой автором логикой исследования в работе были поставлены задачи:
• сформировать новые модели регионального развития на основе создания СЭЗ, в том числе обосновать необходимость создания
совместных экономических зон с приграничными и более отдалёнными географическими странами и ТНК;
• разработать механизм реализации новой модели развития регионов в соответствии с условием функционирования СЭЗ;
• определить причины и классифицировать факторы создания
специальных зон в регионе, сформулировать требования к территории (региону), где создаются свободные зоны;
• проанализировать факторы многообразия типов зон в миро¬
вой практике «зонирования»;
• предложить рациональную схему управления СЭЗ;
• выявить проблемы, связанные с совершенствованием экономического механизма формирования и развития СЭЗ;
• предложить меры по улучшению государственного регулирования СЭЗ;
• на основе изучения законодательной базы определить основные направления развития экономических и правовых процессов
функционирования оффшорных зон, формирования оффшорных институтов;
• сформулировать научную гипотезу, определить экономическую сущность теории организации, учитывающей СЭЗ;
10
• исследовать в историческом и логическом аспектах динамику
СЭЗ;
• провести системный аспект функционирования СЭЗ как в
странах с развитой рыночной экономикой, так и в странах с переходной экономикой;
• разработать методологию формирования федерального органа исполнительной власти в области СЭЗ;
• предложить рекомендации по системе подготовки кадров,
работающих в СЭЗ.
Заключение.
Создание и функционирование СЭЗ и связанного с ними оффшорного бизнеса является одной из примечательных тенденций новейшего развития мировой экономики и мировых хозяйственных отношений. Тенденция к «зонированию», охватывая более 60 стран и территорий современного мира, полностью соответствует главной закономерности динамики мирового рынка - линии на национализацию и интеграцию мирового хозяйства.
Несмотря на все сложности и противоречия, отдельные неудачи оффшорных экспериментов, успехам оффшорности современной мировой экономики способствует гибкость, высокая степень адаптации оффшорных механизмов к требованиям изменяющейся ситуации. Достаточно отметить многообразие типов и методов «зонирования» и оффшорной деятельности.
Оффшорные зоны зарекомендовали себя как эффективное средство экономического роста. Это особенно относилось к опыту стран, которые, как и Россия, стремились уйти от кризисной, дефицитной экономики, прежде всего, экономики командной, тоталитарной, к экономике рыночноориентированной. Пример Китая, ряда латиноамериканских стран, новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии показал поистине чудодейственную роль специальных и других СЭЗ в качестве «полюсов роста», своего рода «заповедников нормального рынка в ненормальной стране»1.
Растущий интерес реформаторов, в том числе^ российских, к политике «зонирования» определяется необходимостью. учитывать
1 Экономика и жизнь. 1993. № 8. С. 16.
302
очевидные позитивы мирового опыта функционирования СЭЗ и других оффшорных институтов. Экономический эффект зон стал важным звеном социально-экономического развития принимающих стран. Функционирование оффшоров стало важным звеном в развитии концепции размещения и форсирования производительных сил страны, политики всемерного использования иностранных инвестиций и в целом активизации внешнеэкономической деятельности.
В мировые оффшорные процессы активно включается и РФ. Уже сейчас многие предрасположенные к «зонированию» регионы и территории получили или намериваются приобрести статус СЭЗ -целые субъекты Федерации - края, области, города и порты, аэропорты и «точечные» объекты (предприятия, склады, ангары, терминалы).
Некоторые из них добились серьезных экономических и социальных достижений, в которых усматривается непосредственное значение оффшорного статуса.
Создание и функционирование СЭЗ и связанного с ними оффшорного бизнеса является одной из примечательных тенденций новейшего развития мировой экономики и мировых хозяйственных отношений. Тенденция к «зонированию», охватывая более 60 стран и территорий современного мира, полностью соответствует главной закономерности динамики мирового рынка - линии на национализацию и интеграцию мирового хозяйства.
Несмотря на все сложности и противоречия, отдельные неудачи оффшорных экспериментов, успехам оффшорности современной мировой экономики способствует гибкость, высокая степень адаптации оффшорных механизмов к требованиям изменяющейся ситуации. Достаточно отметить многообразие типов и методов «зонирования» и оффшорной деятельности.
Оффшорные зоны зарекомендовали себя как эффективное средство экономического роста. Это особенно относилось к опыту стран, которые, как и Россия, стремились уйти от кризисной, дефицитной экономики, прежде всего, экономики командной, тоталитарной, к экономике рыночноориентированной. Пример Китая, ряда латиноамериканских стран, новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии показал поистине чудодейственную роль специальных и других СЭЗ в качестве «полюсов роста», своего рода «заповедников нормального рынка в ненормальной стране»1.
Растущий интерес реформаторов, в том числе^ российских, к политике «зонирования» определяется необходимостью. учитывать
1 Экономика и жизнь. 1993. № 8. С. 16.
302
очевидные позитивы мирового опыта функционирования СЭЗ и других оффшорных институтов. Экономический эффект зон стал важным звеном социально-экономического развития принимающих стран. Функционирование оффшоров стало важным звеном в развитии концепции размещения и форсирования производительных сил страны, политики всемерного использования иностранных инвестиций и в целом активизации внешнеэкономической деятельности.
В мировые оффшорные процессы активно включается и РФ. Уже сейчас многие предрасположенные к «зонированию» регионы и территории получили или намериваются приобрести статус СЭЗ -целые субъекты Федерации - края, области, города и порты, аэропорты и «точечные» объекты (предприятия, склады, ангары, терминалы).
Некоторые из них добились серьезных экономических и социальных достижений, в которых усматривается непосредственное значение оффшорного статуса.



