ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА МАТЕРИАЛЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПРЕССЫ
|
Введение 3
Г лава 1. Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся старшего этапа
обучения 8
1.2 Понятие коммуникативной компетенции 11
1.2.1 Понятия «компетенция» и «компетентность». Определение понятия
«компетенция» 11
1.2.2 Коммуникативная компетенция как одна из важнейших компетенций
современного ученика: содержание понятия 15
1.2.3 Оценивание уровня развития коммуникативной компетенции 18
1.3 Особенности формирования коммуникативной компетенции на уроках
иностранного языка 21
1.3.1 Роль коммуникативной компетенции в изучении иностранного языка.. 21
1.3.2 Способы формирования коммуникативной компетенции 23
Выводы по главе 25
Глава 2. Молодёжная пресса как средство формирования коммуникативной компетенции 27
2.1 Публицистический стиль, его основные признаки 27
2.2 Немецкоязычная пресса: краткая характеристика и особенности
немецкого газетного языка 29
2.3 Особенности немецкоязычной молодёжной прессы 32
2.4 Возможности использования немецкой молодёжной прессы с целью
формирования коммуникативной компетенции в рамках школьного урока немецкого языка 33
Выводы по главе 35
Глава 3. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в опытноэкспериментальной работе 38
3.1 Общие вопросы организации педагогического эксперимента 38
3.2 Организация констатирующего эксперимента 39
3.2.1 Проведение констатирующего эксперимента 40
3.2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
3.3 Организация формирующего эксперимента 46
3.3.1 Методика проведения формирующего эксперимента 46
3.3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 61
3.4 Организация обобщающего эксперимента 62
3.4.1 Проведение обобщающего эксперимента 63
3.4.2 Анализ результатов обобщающего эксперимента 66
Выводы по главе 70
Заключение 71
Список использованной литературы 74
Приложения 81
Г лава 1. Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка 8
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся старшего этапа
обучения 8
1.2 Понятие коммуникативной компетенции 11
1.2.1 Понятия «компетенция» и «компетентность». Определение понятия
«компетенция» 11
1.2.2 Коммуникативная компетенция как одна из важнейших компетенций
современного ученика: содержание понятия 15
1.2.3 Оценивание уровня развития коммуникативной компетенции 18
1.3 Особенности формирования коммуникативной компетенции на уроках
иностранного языка 21
1.3.1 Роль коммуникативной компетенции в изучении иностранного языка.. 21
1.3.2 Способы формирования коммуникативной компетенции 23
Выводы по главе 25
Глава 2. Молодёжная пресса как средство формирования коммуникативной компетенции 27
2.1 Публицистический стиль, его основные признаки 27
2.2 Немецкоязычная пресса: краткая характеристика и особенности
немецкого газетного языка 29
2.3 Особенности немецкоязычной молодёжной прессы 32
2.4 Возможности использования немецкой молодёжной прессы с целью
формирования коммуникативной компетенции в рамках школьного урока немецкого языка 33
Выводы по главе 35
Глава 3. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в опытноэкспериментальной работе 38
3.1 Общие вопросы организации педагогического эксперимента 38
3.2 Организация констатирующего эксперимента 39
3.2.1 Проведение констатирующего эксперимента 40
3.2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 42
3.3 Организация формирующего эксперимента 46
3.3.1 Методика проведения формирующего эксперимента 46
3.3.2 Анализ результатов формирующего эксперимента 61
3.4 Организация обобщающего эксперимента 62
3.4.1 Проведение обобщающего эксперимента 63
3.4.2 Анализ результатов обобщающего эксперимента 66
Выводы по главе 70
Заключение 71
Список использованной литературы 74
Приложения 81
Актуальность темы формирования коммуникативной компетенции личности обусловлена общими тенденциями развития общества и образования. Современное общество стоит на ступени постиндустриального или, иначе говоря, информационного развития, которое характеризуется дигитализацией, глобализацией всех сфер общественной жизни, а также активным диалогом культур. Такие особенности развития общества выдвигают новые требования к существующей российской системе среднего образования: перед школой сегодня стоит задача подготовить учащихся к жизни в существующих социокультурных условиях, развить у школьников ключевые компетенции.
Развитие образовательных компетенций учащихся школы, среди которых важное место отводится коммуникативной компетенции, стало актуальной проблемой современной российской педагогической науки. Исследованию данной проблемы посвящены труды таких лингвистов, как
В.А. Болотов, М.А. Григорьева, Л.Ф. Дашкевич, А.В Хуторской, К.С. Кричевская.
В сложившейся ситуации актуальным является исследование теоретических и практических основ, а также особенностей развития коммуникативной компетенции учащихся как системы знаний о языке и культуре, умений практического взаимодействия с представителями иных культур, навыков, нужных для достижения взаимопонимания и эффективного общения с носителями изучаемого иностранного языка и представителями иноязычной культуры.
Немаловажным вопросом, обуславливающим актуальность изучения проблемы формирования коммуникативной компетенции учащихся на основе текстов молодёжной прессы, можно назвать необходимость корректного оценивания уровня сформированности коммуникативной компетенции. Несмотря на внимание исследователей к данному вопросу, проблема остаётся недостаточно разработанной. Мы считаем необходимым рассмотреть процесс формирования коммуникативной компетенции на материале немецкоязычной молодёжной прессы, которая имеет свои особенности и привносит определённую специфику в процесс формирования данной компетенции.
Исследованием особенностей текстов прессы, а также особенностей формирования коммуникативной компетенции на основе текстов прессы занимались многие исследователи, например, Н.Ю. Крылова, Ван Чжи,
А.Ю.Куркина.
Объектом исследования является коммуникативная компетенция учащихся средней школы.
Предмет исследования - процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся на основе материалов немецкоязычной молодёжной прессы в 10 классе средней общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования основана на том, что уровень коммуникативной компетенции учащихся в процессе изучения немецкого языка будет повышаться, если на занятиях используются материалы молодёжных периодических изданий на немецком языке, а также вьполняется ряд следующих психолого-педагогических условий:
- уроки иностранного языка имеют речевую направленность и функциональность;
- в процессе обучения иностранному языку организована разумная ситуативность;
- присутствует новизна на различных уровнях;
- учитывается и поддерживается личностная ориентация речи учащихся;
- в рамках урока существует коллективное взаимообучение;
- к изучению предлагается адекватный объём информации о стране изучаемого языка.
Цель исследования - определение условий и формы эффективного формирования коммуникативной компетенции учащихся при помощи материалов немецкоязычной молодёжной прессы.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть теоретические, методологические и психологические аспекты коммуникативной компетенции на среднем этапе;
- разработать систему оценивания и комплекс упражнений с использованием материалов немецкоязычной молодёжной прессы для формирования коммуникативной компетенции на среднем этапе;
- провести апробацию и оценить результативность использования материалов немецкоязычной молодёжной прессы при формировании коммуникативной компетенции на среднем этапе.
В соответствии с целью и задачами данной работы были использованы следующие методы исследования: изучение психологических и
педагогических источников, проведение педагогического эксперимента, осуществление наблюдения и анкетирования, анализ результатов деятельности учащихся, обработка результатов исследования. При этом на каждом этапе работы применялись приёмы и методы, наиболее удовлетворяющие цели и задачам исследования.
Исследование включало в себя 3 этапа.
1. Подготовительно-организационный этап.
На данном этапе была определена проблема исследования, выдвинута гипотеза, сформулирована цель и определены задачи. Также, для того, чтобы обосновать необходимость развития коммуникативной компетенции учащихся средней школы с помощью материала молодёжной прессы на немецком языке была проведена работа с источниками разного типа. Были привлечены нормативные документы, научно-методические источники, педагогическая и психолого-педагогическая литература.
2. Теоретико-экспериментальный этап.
На данном этапе мы определили ряд психолого-педагогических условий, необходимых для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Был проведён педагогический эксперимент, в рамках которого были разработаны
Развитие образовательных компетенций учащихся школы, среди которых важное место отводится коммуникативной компетенции, стало актуальной проблемой современной российской педагогической науки. Исследованию данной проблемы посвящены труды таких лингвистов, как
В.А. Болотов, М.А. Григорьева, Л.Ф. Дашкевич, А.В Хуторской, К.С. Кричевская.
В сложившейся ситуации актуальным является исследование теоретических и практических основ, а также особенностей развития коммуникативной компетенции учащихся как системы знаний о языке и культуре, умений практического взаимодействия с представителями иных культур, навыков, нужных для достижения взаимопонимания и эффективного общения с носителями изучаемого иностранного языка и представителями иноязычной культуры.
Немаловажным вопросом, обуславливающим актуальность изучения проблемы формирования коммуникативной компетенции учащихся на основе текстов молодёжной прессы, можно назвать необходимость корректного оценивания уровня сформированности коммуникативной компетенции. Несмотря на внимание исследователей к данному вопросу, проблема остаётся недостаточно разработанной. Мы считаем необходимым рассмотреть процесс формирования коммуникативной компетенции на материале немецкоязычной молодёжной прессы, которая имеет свои особенности и привносит определённую специфику в процесс формирования данной компетенции.
Исследованием особенностей текстов прессы, а также особенностей формирования коммуникативной компетенции на основе текстов прессы занимались многие исследователи, например, Н.Ю. Крылова, Ван Чжи,
А.Ю.Куркина.
Объектом исследования является коммуникативная компетенция учащихся средней школы.
Предмет исследования - процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся на основе материалов немецкоязычной молодёжной прессы в 10 классе средней общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования основана на том, что уровень коммуникативной компетенции учащихся в процессе изучения немецкого языка будет повышаться, если на занятиях используются материалы молодёжных периодических изданий на немецком языке, а также вьполняется ряд следующих психолого-педагогических условий:
- уроки иностранного языка имеют речевую направленность и функциональность;
- в процессе обучения иностранному языку организована разумная ситуативность;
- присутствует новизна на различных уровнях;
- учитывается и поддерживается личностная ориентация речи учащихся;
- в рамках урока существует коллективное взаимообучение;
- к изучению предлагается адекватный объём информации о стране изучаемого языка.
Цель исследования - определение условий и формы эффективного формирования коммуникативной компетенции учащихся при помощи материалов немецкоязычной молодёжной прессы.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- раскрыть теоретические, методологические и психологические аспекты коммуникативной компетенции на среднем этапе;
- разработать систему оценивания и комплекс упражнений с использованием материалов немецкоязычной молодёжной прессы для формирования коммуникативной компетенции на среднем этапе;
- провести апробацию и оценить результативность использования материалов немецкоязычной молодёжной прессы при формировании коммуникативной компетенции на среднем этапе.
В соответствии с целью и задачами данной работы были использованы следующие методы исследования: изучение психологических и
педагогических источников, проведение педагогического эксперимента, осуществление наблюдения и анкетирования, анализ результатов деятельности учащихся, обработка результатов исследования. При этом на каждом этапе работы применялись приёмы и методы, наиболее удовлетворяющие цели и задачам исследования.
Исследование включало в себя 3 этапа.
1. Подготовительно-организационный этап.
На данном этапе была определена проблема исследования, выдвинута гипотеза, сформулирована цель и определены задачи. Также, для того, чтобы обосновать необходимость развития коммуникативной компетенции учащихся средней школы с помощью материала молодёжной прессы на немецком языке была проведена работа с источниками разного типа. Были привлечены нормативные документы, научно-методические источники, педагогическая и психолого-педагогическая литература.
2. Теоретико-экспериментальный этап.
На данном этапе мы определили ряд психолого-педагогических условий, необходимых для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Был проведён педагогический эксперимент, в рамках которого были разработаны
В настоящее время в российской педагогике остро ставится проблема внедрения в образовательную систему компетентностного подхода к образованию выпускника, что может решить проблему практической реализации выпускниками полученных в школе знаний и умений.
А.В.Хуторской выделяет ряд ключевых образовательных компетенций, каждая из которых включает в себя знания, умения, навыки и способы деятельности.
Содержание коммуникативной компетенции отражает комплекс знаний, умений и навыков, которые нужны для восприятия и создания программ речевого поведения, соответствующего целям, сферам и ситуациям общения. Коммуникативная компетенция подразумевает владение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для определенной возрастной группы сферах и ситуациях общения, а также умением переходить из одного стиля общения в другой в зависимости от ситуации.
В ходе проведённой опытно-экспериментальной работы была подтверждена гипотеза исследования: развитие коммуникативной
компетенции в средней школе является эффективным, если выполняется ряд психолого-педагогических условий:
- уроки иностранного языка имеют речевую направленность и функциональность;
- в процессе обучения иностранному языку организована разумная ситуативность;
- присутствует новизна на различных уровнях;
- учитывается и поддерживается личностная ориентация речи учащихся;
- в рамках урока существует коллективное взаимообучение;
- к изучению предлагается адекватный объём информации о стране
71
изучаемого языка.
В ходе исследования нами был проведён педагогический эксперимент с участием 29 школьников девятых классов. Для определения уровня коммуникативной компетенции участников эксперимента мы использовали метод анкетирования, при этом вопросы анкеты соответствовали содержанию выделенных компонентов данной компетенции.
На основе работ Тесленко, Латынцева и Беспалько нами была использована четырехуровневая система сформированности коммуникативной компетенции, которая содержит оптимальный (четвёртый), достаточный (третий), недостаточный (второй) и критический (первый) уровни.
В процессе исследования нами были выявлены особенности формирования коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка на среднем этапе, разработана методика оценивания уровня коммуникативной компетенции, а также комплекс упражнений, основанный на материале немецкоязычной молодёжной прессы, направленный на формирование
вышеупомянутой компетенции на среднем этапе обучения немецкому языку.
Результаты эксперимента показали значительные изменения в уровне сформированности коммуникативной компетенции учащихся в
экспериментальной группе, что доказывает положения теоретической части данной работы.
Тестирование, определившее начальный уровень развития
коммуникативной компетенции учащихся контрольной и экспериментальной групп, показало, что у обеих групп средний уровень сформированности данной компетенции на момент начала исследования был одинаков и находился на достаточном уровне.
Обобщающий эксперимент показал, что средний уровень
коммуникативной компетенции участников контрольной группы остался практически без изменений на достаточном уровне, в то время как средний уровень сформированности коммуникативной компетенции у участников экспериментальной группы поднялся до оптимального уровня.
Таким образом, согласно результатам проведённого педагогического эксперимента, использование в рамках урока немецкого языка упражнений на основе материалов молодёжной прессы является эффективным с точки зрения формирования коммуникативной компетенции. В результате эксперимента было установлено, что эффективность формирования коммуникативной компетенции зависит от соблюдения ряда психолого - педагогических условий. Можно утверждать, что теоретические положения работы доказаны в ходе опытно-экспериментальной деятельности.
А.В.Хуторской выделяет ряд ключевых образовательных компетенций, каждая из которых включает в себя знания, умения, навыки и способы деятельности.
Содержание коммуникативной компетенции отражает комплекс знаний, умений и навыков, которые нужны для восприятия и создания программ речевого поведения, соответствующего целям, сферам и ситуациям общения. Коммуникативная компетенция подразумевает владение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для определенной возрастной группы сферах и ситуациях общения, а также умением переходить из одного стиля общения в другой в зависимости от ситуации.
В ходе проведённой опытно-экспериментальной работы была подтверждена гипотеза исследования: развитие коммуникативной
компетенции в средней школе является эффективным, если выполняется ряд психолого-педагогических условий:
- уроки иностранного языка имеют речевую направленность и функциональность;
- в процессе обучения иностранному языку организована разумная ситуативность;
- присутствует новизна на различных уровнях;
- учитывается и поддерживается личностная ориентация речи учащихся;
- в рамках урока существует коллективное взаимообучение;
- к изучению предлагается адекватный объём информации о стране
71
изучаемого языка.
В ходе исследования нами был проведён педагогический эксперимент с участием 29 школьников девятых классов. Для определения уровня коммуникативной компетенции участников эксперимента мы использовали метод анкетирования, при этом вопросы анкеты соответствовали содержанию выделенных компонентов данной компетенции.
На основе работ Тесленко, Латынцева и Беспалько нами была использована четырехуровневая система сформированности коммуникативной компетенции, которая содержит оптимальный (четвёртый), достаточный (третий), недостаточный (второй) и критический (первый) уровни.
В процессе исследования нами были выявлены особенности формирования коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка на среднем этапе, разработана методика оценивания уровня коммуникативной компетенции, а также комплекс упражнений, основанный на материале немецкоязычной молодёжной прессы, направленный на формирование
вышеупомянутой компетенции на среднем этапе обучения немецкому языку.
Результаты эксперимента показали значительные изменения в уровне сформированности коммуникативной компетенции учащихся в
экспериментальной группе, что доказывает положения теоретической части данной работы.
Тестирование, определившее начальный уровень развития
коммуникативной компетенции учащихся контрольной и экспериментальной групп, показало, что у обеих групп средний уровень сформированности данной компетенции на момент начала исследования был одинаков и находился на достаточном уровне.
Обобщающий эксперимент показал, что средний уровень
коммуникативной компетенции участников контрольной группы остался практически без изменений на достаточном уровне, в то время как средний уровень сформированности коммуникативной компетенции у участников экспериментальной группы поднялся до оптимального уровня.
Таким образом, согласно результатам проведённого педагогического эксперимента, использование в рамках урока немецкого языка упражнений на основе материалов молодёжной прессы является эффективным с точки зрения формирования коммуникативной компетенции. В результате эксперимента было установлено, что эффективность формирования коммуникативной компетенции зависит от соблюдения ряда психолого - педагогических условий. Можно утверждать, что теоретические положения работы доказаны в ходе опытно-экспериментальной деятельности.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА МАТЕРИАЛЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПРЕССЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Современные медийные тексты как средство формирования
коммуникативной компетенции на уроках английского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Аутентичные материалы как средство формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в профильных классах
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2022 - АУТЕНТИЧНЫЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование межкультурной компетенции на уроках французского языка у учащихся старших классов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Чтение аутентичных текстов как основа формирования социокультурной
компетенции на уроках английского языка в 7 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Методика обучения переводу на занятиях по английскому языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Роль домашнего чтения в процессе формирования иноязычной
межкультурной компетенции обучающихся на ступени среднего общего
образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018



