Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Математическое моделирование процессов социально-психологической адаптации студентов

Работа №39812

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

математика

Объем работы46
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
238
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Социально-психологическая адаптация 5
1.1 Психологические аспекты адаптации 5
1.2 Типы темперамента и их характеристики 7
2 Математическая модель социально-психологической адаптации 12
2.1 Построение математической модели 12
2.2 Численное решение 16
2.3 Неустойчивая адаптация 21
3 Кластерный анализ адаптационных групп студентов 25
3.1 Нейронные сети Кохонена 25
3.2 СПА-анкетирование 27
3.3 Анализ результатов анкетирования 30
3.4 Результаты анализа 33
3.4.1 Кластерный анализ группы №1 33
3.4.2 Кластерный анализ группы №2 37
3.4.3 Кластерный анализ группы №3 40
3.4.4 Общий кластерный анализ групп 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45


В наше время около половины и больше обучающихся в университетах - это иногородние и иностранные студенты. По приезду в новую для себя среду, студент сталкивается с рядом проблем, которые могут не только испортить впечатление об университете и городе, в котором он обучается, а также помешать получению качественного образования. Поэтому адаптация студентов данной категории является важным фактором как для рейтинга университета, так и для международной политики и экономики.
Для только что вышедших из школы выпускников начало обучения в вузе весьма значимый этап. В данный период происходит знакомство студента с учебным заведением, а также с новой окружающей социальной средой, в которую ему придется интегрироваться. В течение первого года обучения происходит вхождение первокурсника в коллектив, формируются навыки и умения, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, а также развиваются значимые качества личности [1].
Таким образом не только иногородние и иностранные студенты проходят процесс социально-психологической адаптации. Университет и жизнь внутри него - совершенно новая среда для вчерашнего школьника. Абсолютно каждый первокурсник сталкивается с возможными проблемами: смена школьного коллектива, неуверенность в выбранной профессии, отсутствие навыков психологической саморегуляции, трудности в поиске режима труда и отдыха в новых условиях, страх публичных выступлений перед одногруппниками и преподавателями. У иногородних и иностранных студентов возникают дополнительные социально-экономические проблемы: обеспечение жильем и финансовыми средствами, незнакомый город, отсутствие рядом родных и близких.
Скорость и успешность процесса адаптации во многом зависит от индивидуальных психологических и коммуникационных особенностей.
Некоторые индивиды достаточно пластичны и быстро адаптируются в новой среде, у других процесс может занять гораздо больше времени. Основные психологические характеристики, влияющие на скорость процесса адаптации, это устойчивость психического состояния, эмоциональность, самооценка, оценка трудностей, активность, реактивность, пластичность, скорость психических реакций, уравновешенность, экстраверсия,
возбудимость, устойчивость настроения, адаптация, контактность и реакция на новое.
У каждого человека данные признаки проявляются по-разному. И в зависимости от степени их проявления строится определенный психотип человека, темперамент. Типологий темпераментов сейчас большое количество. Но самая распространённая из них была предложена еще древнегреческим врачом Гиппократом, а уже позже разработана врачом античности Клавдием Галеном. В этом подходе принято выделять четыре темперамента в зависимости от направленности и степени проявления характеристик: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.
Дабы помочь студентам быстрее и безболезненно пройти процесс социально-психологической адаптации, необходимо провести ряд мероприятий, одним из которых является психологическая диагностика на предмет выявления личностных характеристик и диагностика степени адаптированности. Это поможет в составлении дальнейшего плана действий, направленного на успешное прохождение процесса адаптации студентом.
В работе рассмотрена математическая модель, описывающая процесс социально-психологической адаптации. Проведено анкетирование студентов разных курсов и институтов, а по результатам анкетирования проведен кластерный анализ адаптационных групп студентов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе предложена математическая модель, описывающая процесс социально-психологической адаптации. В модель включены понятия «внутреннего» и «внешнего» состояний, которые учитывают эмоциональный фон и внешнее воздействие среды соответственно. Также учтены коэффициенты, характеризующие следующие параметры: силу нервной системы, уровень адаптированности, «внутреннее» состояние в предыдущий момент времени, скорость адаптации, «внешнее» состояние, воздействие социальной среды и взаимодействие субъекта и среды. Рассмотрен случай неустойчивой адаптации.
Подготовлена анкета социально-психологической адаптации и проведено анкетирование трех различных групп респондентов. Обработаны результаты опроса.
С помощью нейронных сетей Кохонена была проведена кластеризация полученных в результате анкетирования данных по типам личности, обозначены центры кластеров, которые были обоснованы.
В дальнейшем кластерный анализ, проведенный в данной работе, можно использовать для определения коэффициентов в математической модели социально-психологической адаптации на основе психологических особенностей типов темперамента.



1 Шолохова Г. П., Чикова И. В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 3(164). С. 103107.
2 Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский; ред Э. Я. Альбрехт. - М. : Горбунок, 1992. - 224 с.
3 Дубровин, Д. Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Дмитрий Николаевич Дубровин. - М., 2006. - 23 с.
4 Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.
5 Немов П.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - М.: Владос,1999.
6 Павлов И.П. Полное собрание сочинений, 3 изд., т. 1-6, М.,2001. - 487с.
7 Valeeva A.A., Tumakov D.N., Godovych C.E., Pyrkova K.V. Model of sociopsychological adaptation of humans with different temperament // International Journal of Scientific Study, 2017, 5 (6), 88-92.
8 Tumakov Dmitrii, Godovykh Christina, Valeeva Alsu, Mathematical model of socio-psychological adaptation through a person's interaction with the environment//National academy of managerial staff of culture and arts herald. - 2018. - Vol., Is.3. - P.272-279.
9 Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе // Человек и общество, Вып. XI—II.- М., 2003.459с.
10 Флах П. Машинное обучение. Наука и искусство построения алгоритмов, которые извлекают знания из данных. — М.: ДМК Пресс, 2015. — 400 с.
11 Кохонен Т. Самоорганизующиеся карты. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. — 655 с
12 Rogers, Carl R., and Rosalind F. Dymond, eds. Psychotherapy and Personality Change: Coordinated Research Studies in the Client-Centered Approach. Chicago: University of Chicago Press, 1954.]


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ