Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭТАПЫ И ФОРМЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАНЦЕВ К МОНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ КАМПУСА

Работа №57683

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
278
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ В ПСИХОЛОГО¬ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1 Проблема адаптации иностранных студентов проживающих в кампусе 8
1.2 Этапы и формы социальной адаптации иностранных
студентов 16
Вывод по главе 1 28
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К МОНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ КАМПУСА 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Изучение особенностей монокультурной среды кампуса 36
2.3 Выявления влияния этнической идентичности и коммуникативной толерантности на этапы и формы адаптации иностранных
студентов 48
Вывод по главе II 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
ЛИТЕРАТУРА 61
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы исследования. В условиях повышения привлекательности российских вузов для иностранных обучающихся и повышения международной мобильности студентов актуальной представляется проблема их психолого-педагогической адаптации к обучению в вузе.
Зачастую иностранные студенты не владеют русским языком на должном уровне и имеют искаженные представления о стране, в которую приехали получать высшее образование.
Еще более сложным процессом по сравнению с процессом адаптации отечественных студентов к вузу является адаптация иностранных студентов к образовательному процессу вуза.
Под психолого-педагогической адаптацией иностранных студентов к образовательному процессу вуза понимается сложный многоуровневый процесс приспособления иностранных студентов к требованиям новой культурной среды и к образовательному процессу в условиях иноязычной коммуникации и умение адаптантов соответствовать им [23, с.78].
Выделяются такие уровни психолого-педагогической адаптации иностранных студентов, как: к культуре другой страны; к иноязычной коммуникации; к условиям бытовой жизни в общежитии; к условиям обучения в вузе; к учебной группе.
Немаловажным фактором в свете изучения феномена адаптации иностранных студентов в вузе является их аккультурация. Ее изучением в начале ХХ века занимались американские культурные антропологи Р. Редфилд [43], Р. Линтон [27]и М. Херсковиц [51].
Теоретический анализ работ современных авторов Н.М. Лебедевой [23[, О.В. Луневой [30], Т.Г. Стефаненко [45], исследующих межкультурную коммуникацию позволяет констатировать, что аккультурация - это естественный процесс, свойственный любому человеку в период вхождения в
чужую для него культурную среду. Аккультурация, таким образом, - это культурная адаптация, возникающая в результате длительного контакта с другими культурами. Поэтому важно не только создать условия для успешной психолого-педагогической адаптации иностранных студентов к образовательному процессу вуза, но и познакомить с культурой принимающей стороны и сохранить их культурную идентичность.
Для обеспечения успешной психолого-педагогической адаптации иностранных студентов к образовательному процессу вуза целесообразным видится введение в образовательный процесс психолого-педагогического сопровождения каждого студента, который предполагает систему наблюдений, анкетирование, совместное обсуждение результатов диагностики, неформальное общение тьюторов, психологов, преподавателей со студентами, тренинги знакомства, общения, педагогические студии, ведение студентами дневников адаптации и др.
Таким образом, обзор научной литературы по теме исследования позволяет говорить о том, что в зарубежной и российской социологической науке накоплен значительный эмпирический и теоретический материал по проблемам социальной адаптации и профессиональной социализации, образовательной миграции и адаптации мигрантов.
Вместе с тем ощущается острый дефицит научных работ посвященных социокультурному аспекту адаптации иностранных учащихся, влиянию их личностных качеств на процессы трансформации социально-структурных отношений в сфере учебной миграции России.
Соответственно, образовалась научная лакуна, заполнению которой служит настоящее исследование.
Анализ выявил проблему исследования: тысячи иностранных
студентов переместились в иноязычную кросскультурную среду. Все элементы человека (иностранного студента), как индивида, как личности, как субъекта деятельности, как индивидуальности, проявились у студентов разных стран и национальностей, возрастов и характеров, по-новому. Эти элементы человека претерпевают значительные изменения, иногда до изменения личности со всеми вытекающими последствиями как позитивного, так и негативного характера.
Проведенный анализ позволил выявить противоречия: в различных литературных источниках рассматриваются результаты исследований, изучающих адаптацию иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе, однако не изучены особенности адаптации иностранных студентов к монокультурной среде кампуса.
Основная гипотеза исследования. На процессы социально-психологической адаптации иностранных студентов к монокультурной среде кампуса оказывают влияние: этническая идентичность и коммуникативная толерантность, что определяет этапы и формы адаптации, а также ряд дополнительных факторов и условий, которые способны осложнять или облегчать процессы адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах.
Объектом исследования являются иностранные студенты, обучающиеся в вузах России.
Предметом исследования выступают этапы и формы адаптации иностранных студентов к монокультурной среде кампуса.
Цель работы заключается в психологическом анализе этапов и форм адаптации иностранных студентов к монокультурной среде кампуса.
Поставленная цель предполагает последовательное решение следующих задач:
1. Рассмотреть различные концепции и теоретические подходы к пониманию социокультурной адаптации личности, определить сущность, основные виды и факторы социокультурной адаптации личности в монокультурной среде кампуса.
2. Изучить этапы и формы социальной адаптации иностранных студентов.
3. Провести эмпирическое исследование адаптации иностранных студентов к монокультурной среде кампуса.
4. Выявить влияние этнической идентичности и коммуникативной толерантности на этапы и формы адаптации иностранных студентов проживающих в кампусе.
Методологическая основа исследования. Методологической основой исследования является синтез структурно-функционального и коммуникативного подходов и когнитивного метода, предполагающего структурное расчленение и системное объяснение исследуемой проблемы, понимаемой как совокупность уникальных, но взаимозависимых между собой элементов и подсистем.
Методы исследования. Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы исследования;
- теоретические - изучение педагогической литературы; теоретический и системный анализ; системное моделирование;
- эмпирические - исследование коммуникативного поведения; педагогическое наблюдение; беседа; анкетирование; тестирование; анализ документов; педагогический эксперимент, математическая обработка полученных результатов.
Теоретическую основу исследования составляют труды российских и зарубежных ученых, исследователей и специалистов в области теории и методологии социологии, образовательной миграции (Л.Л. Рыбаковского , Е.Е. Письменной и др.), этносоциологии (М. Херсковица, Л.М. Дробижевой, А.А. Налчаджяна) социального взаимодействия (Дж. Мид, А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман), социокультурной адаптации (А. Фернехем и С. Бокнер, Г. Триандис, Дж. Бери, А.В. Сухарев), профессиональной социализации (A.M. Аверьянов, Ю.Р. Хайруллина, А.Л. Арефьева, Ф.Е. Шереги, Н.М. Дмитриева и др.).
Для изучения обозначенной проблемы в работе был использован комплексный метод, который включал в себя различные методы и методики, такие, как анкетирование, шкала социальной дистанции, глубинное интервью.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы социологами, психологами и работниками социальных служб в качестве материалов для разработки программ адаптации иностранных студентов, нуждающихся в помощи по приспособлению к изменяющимся социально-экономическим и психологическим условиям жизни и учёбы в монокультурной среде кампуса.
Контингент испытуемых. Испытуемыми выступили 30 студентов 22¬25 лет из Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования установлено, что проблема формирования адаптации иностранных студентов к монокультурной среде кампуса актуальна и требует дальнейшего изучения.
Анализ литературы и собственный научный поиск подтвердил необходимость и обосновал возможность решения исследуемой проблемы с позиций компетентного, системно-деятельностного и гуманистического подходов и принципов системности, деятельности, научности, межкультурного диалога и принципа систематизации, развития и использования социального опыта иностранных студентов.
Основные выводы исследования:
1. Адаптация иностранных студентов определяется целым комплексом факторов социокультурного, бытового, психологического, физиологического характера.
2. На протяжении первых двух лет проживания и обучения иностранцев в России наблюдается благоприятная динамика процесса адаптации.
3. В зависимости от года обучения меняется значимость факторов адаптации иностранных студентов: на довузовском этапе приоритетными являются социально-бытовые, психологические и физиологические факторы. На первом курсе доминирует академическая адаптация, возрастает роль социокультурных аспектов. Большинство иностранных студентов считают свой уровень владения русским языком достаточным для повседневного общения, но недостаточным для учебного процесса (работы с литературой, восприятия лекционного материала, устных ответов). Около трети иностранных студентов, особенно из числа арабов, адаптированы настолько, что предпочитают самостоятельное проживание в арендуемых квартирах, свободно перемещаются по городу, совершают покупки, организуют свой досуг.
Проведенный анализ теоретических работ и эмпирических исследований дал нам основание определить для себя методологические основы нашей работы и определить дальнейший ход исследования.
4. На основании эксперимента показано, что:
- при выборе России в качестве страны обучения преобладают - экономические мотивы (38,3 %); знание страны (30 %); желание учиться именно в России (4,14 %); остальные респонденты называют различные мотивы («Выбрало для меня агентство»; «Не знал (а) другого технического университета»; «Спокойная обстановка в городе»; «В моей стране этот университет очень известен»; «Потому что можно учиться на английском языке»; «Есть специальный отдел по работе с иностранными студентами»; «Нашёл (ла) через Интернет»; «Так сложились обстоятельства»);
- более половины всех иностранных студентов (56,4 %) считают, что им лучше обучаться вместе с российскими студентами, в то же время (38,4%) предпочитают обучаться отдельно от российских студентов. То есть, коммуникативные ориентации иностранных студентов противоречивы, что обусловлено социокультурными, этническими и профессионально¬познавательными установками;
- в качестве основных причин препятствующих обучению студенты- иностранцы называют: языковые барьеры (48,3%); бытовые проблемы (19,3 %); материальные трудности (6,3 %); культурные (4,2 %) и социальные (6,3 %) различия.
5. На основании экспериментального анализа данных мы можем утверждать:
- иностранные студенты проживающие в кампусе проходят следующие стадии адаптации: 1-2 курс предадаптации и дезадаптации, которые выражаются в постепенном принятии иной культуры и условий жизни, . 3-4 курс - реадаптации, которая выражается в принятии иной культуры, ассимиляция к условиям жизни.
Формы адаптации также зависит от срока пребывания иностранных студентов в кампусе.
- для студентов 1-2 курса характерны такая форма адаптации как, формальная (познавательно-информационное приспособление к новому окружению и содержанию воспитания студентов). Для 3-4 курса характерны такие формы адаптации, как общественная (процесс интеграции групп студентов со студенческим окружением) и дидактическая (привыкание студентов к новым формам и методам учебно-воспитательной работы в вузе).
- одним из важнейших условий успешной адаптации иностранных студентов к новой образовательной среде можно считать организацию межличностного взаимодействия и взаимопонимания между профессорско- преподавательским составом и студентами, студентами - представителями разных культур внутри группы, факультета, университета.
Анализ полученных количественных и качественных результатов опытно-экспериментальной работы показал, что выдвинутая нами гипотеза о том что на процессы социально-психологической адаптации иностранных студентов к монокультурной среде кампуса оказывают влияние: этническая идентичность и коммуникативная толерантность, что определяет этапы и формы адаптации, а также ряд дополнительных факторов и условий, которые способны осложнять или облегчать процессы адаптации иностранных студентов, обучающихся в российских вузах. нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.
Следует отметить, что хотя бытовые условия в общежитии получили у большинства иностранцев негативную оценку, само проживание в общежитии положительно повышает адаптивные ресурсы студентов: способствует развитию толерантности, конформных черт личности, формированию дружелюбного поведения, обмену межкультурным опытом.
Таким образом, проведение систематической, целенаправленной работы по преодолению адаптационных трудностей является залогом безболезненной и успешной межкультурной адаптации иностранных учащихся, которые чувствуют себя комфортно в стране обучения, занимают активную позицию при налаживании социальных контактов, положительно относятся к местным традициям, нормам, обычаям, принимают их, сохраняя привычные для родной культуры ценностные установки.



1. Аннамурадова, А.А. Проблема адаптации иностранных студентов и пути
их решения в Шуйском филиале Ивановского государственного педагогического университета [Электронный ресурс] / А.А. Аннамурадова // Студенческий научный форум : материалы V Междунар. студ. электрон. науч. конф., 15 февр. - 31 марта 2013 г. - Режим доступа:
http://www.scienceforum.ru/2013/77/4368.
2. Арефьев АЛ. Тенденции в обучении граждан КНР в российских вузах. - М.: Центр социального прогнозирования, 2006. - 56 с.
3. Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988. - 270 с.
4. Блантер С, Нагайцева Е. Социологические подходы к изучению миграции
/ Под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. Методология и методы изучения миграционных процессов. Междисциплинарное учебное пособие. - М.: Центр миграционных
исследований, 2007. - 370 с.
5. Вадутова Ф.А., Кабанова Л.И., Шкатова Г.И. Оценка и прогнозирование адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах // Вестник ТГПУ. - 2010. - №12. - с.123-126.
6. Витковская Г. С. Вынужденная миграция: проблемы и перспективы.
Выпуск 3. - М., 1993. - 174 с.
7. Витковская М.И., Троцук И.В. Адаптация иностранных студентов к
условиям жизни и учебы в России. // «Вестник РУДН. Серия
«Социология». - М., 2003. - с. 117 - 119.
8. Выхованец О. Миграционные процессы: некоторые инструменты
управления России // Миграция в России, 2000 - 2012. Хрестоматия, в 3 т. Т. 2 / НП РСМД; под общ. ред. И.С. Иванова. Отв. ред. Ж.А.
Зайончковская. - М.: Спецкнига, 2013.-688 с . С. 108-118.
9. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.1.: Пер. с франц. - М.:Мир, 1996.-496 с.
10. Дедова О.М., Шерстникова С.В, Тумакаева Ф.А. Адаптационный процесс аккультурации иностранных студентов-англофонов медицинских вузов. // Достижения и проблемы современной медицины: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - С. 62 - 65.
11. Дикая Л. Г. Адаптация: методологические проблемы и основные направления исследований // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы и перспективы. - М.: Ин-т психологии РАН, 2007. - 624 с.
12. Дробижева Л.М. Об изучении социально-психологических аспектов национальных отношений // Советская этнография. 1974. № 4. С. 15-26.
13. Евсенкова А. А. Исследование особенностей социально-психологической адаптации студентов-иностранцев на примере подготовительного факультета (ДГТУ). Профессионально направленное обучение русскому языку иностранных граждан: Сб. материалов международной научно¬практической конференции. Том 1.- М., 2010. - С. 145
14. Егорова Л. Г. Методические указания по социальной и профессиональной адаптации студентов в техническом вузе. - Казань: Изд-во КХТИ. 1983. - 19 с.
15. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // Социс. - 2001. - №9. - с. 23 - 26.
16.Зайончковская Ж. Адекватные ориентиры // Миграция в России, 2000 -
2012. Хрестоматия, в 3 т. Т. 2 / НП РСМД; под общ. ред. И.С. Иванова. Отв. ред. Ж.А. Зайончковская. М.: Спецкнига, 2013. - 688 с .
17.Заславская Т.И. Миграция населения как предмет исследования // Миграция сельского населения. М.: Мысль, 1970. - 347 с.
18.Звягольский А.Ю. Становление и развитие международных связей высшей школы Российской Федерации в 1953-2003 гг.: Дис. ... док-ра ист. наук. Москва, 2004.
19. Иконнникова Н.И. Механизмы межкультурного восприятия //
Социологические исследования. 1995. № 11. С. 33.
20. Камара И. Особенности африканских студентов в России // VI Конгресс этнографов и антропологов России, Санкт-Петербург, 28 июня-2 июля 2005 г.: Тезисы докладов /Отв. ред. Ю.К. Чистов. СПб.: МАЭ РАН, 2005. - 532 с.
21. Корель Л.В. Социология адаптации: Этюды апологии. Новосибирск: ИЭ И ОПП СО РАН, 1997. - 160 с.
22. Косталес А.И. Эмоционально-личностные факторы адаптированности иностранных студентов: Автореф. дис. ... канд. псих, наук. М., 2013.-26 с.
23. Кузнецов И. Интеграционный потенциал мигрантов // Миграция в России, 2000 - 2012. Хрестоматия, в 3 томах. Т. 1. Ч. 2. / НП РСМД; под общ. ред. И.С. Иванова. Отв. ред. Ж.А. Зайончковская. М.: Спецкнига, 2013. - 960 с.
24. Лыкова Н.М., Каравердо Интриаго Р. Стили совладающего поведения латиноамериканских и китайских студентов в период адаптации к условиям новой социокультурной среды // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». 2010. № 1. С. 42-47.
25. Михайлова О.Б., Косталес-Завгородняя А.И. Основные направления исследования психических состояний, сопровождающих адаптационный процесс мигрантов // Материалы IV Международной практической конференции «Адаптация и саморегуляция личности», 4-5 октября 2011 г. М.: РУДН, 2012.
26. Налчаджан А. А. Социально-психологическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988.-263 с.
27. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация. М.: ЭКСМО, 2010. -368 с.
28. Петров В.Н., Ракачев В.Н., Ракачева Я.В., Ващенко А.В. Особенности адаптации иностранных студентов // Социологические исследования. 2009. № 2. С. 117-121.
29. Погукаева А.В., Коберник Л.Н., Омельянчук Е.Л. Адаптация иностранных студентов в российском ВУЗе // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 3. - с. 68 - 71.
30. Птицына И.Ф. Педагогические условия формирования межкультурной компетенции вторичной языковой личности студентов (на материале изучения японского языка и культуры): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Якутск, 2008. - 25 с.
31. Развитие образовательной миграции важно во многих отношениях // Миграция в России, 2000 - 2012. Хрестоматия, в 3 т. Т. 2 / НП РСМД; под общ. ред. И.С. Иванова. Отв. ред. Ж.А. Зайончковская. М.: Спецкнига,
2013. -688 с. С. 11-14.
32. Романюк, Е. С., Романюк А.С. Особенности адаптации к обучению в вузах РФ студентов из стран СНГ/ Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2013. - №13 (116). - 172 с.
33. Ромеро А.Н. Факторы социальной адаптации иностранных студентов в южных регионах Российской Федерации: Дис. ... канд. соц. наук. Астрахань, 2011. - 197 с.
34. Росляков А.Е. Процесс адаптации студентов в условиях вуза. //
«Психология и эргономика». - 2003. - № 4. - С.120-122.
35. Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». 2011. № 3. С. 6 -11.
36. Рязанцев СВ. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции. Ставрополь. 2006. - 542 с.
37. Садохин А.П. Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. X. № 1 (38).
38. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991. -456 с.
39. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» /«Я» и «Оно». Кн. 1. Тбилиси: Мерзни, 1991. - 398 с.
40. Царегородцев Г.И. Философские проблемы теории адаптации. М.: Мысль, 1975.-277 с.
41.Чеботарёва Е.Ю. Межкультурная адаптация к России студентов из Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока // Вестник
42. Шамионов P.M. Личность и её становление в процессе социализации. Саратов: Изд-во Сар. пед. ин-та. 2000. - 200 с.
43. Шапкин С.А. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1.С. 19-34.
44. Шпет Е.Н. Учебная миграция студентов вузов и подходы к её организации // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2014. 1. (142).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ