Восприятие преподавателя студентами(19.00.05 )
|
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
I. Состояние проблемы 8
1.1. Восприятие преподавателя студентами — вопрос социальной перцепции 8
1.2. Проблема восприятия преподавателя как педагога
и ученого в работах отечественных исследователей 19
II. Исходные теоретические и методические
положения исследования 28
III. Особенности динамики процесса перцепции преподавателя студентами 42
3.1. Постановка вопроса 42
3.2. Предварительная информация о преподавателе 44
3.3. Первый контакт преподавателя со студентом 58 . 3.4.,Первое впечатление, сканирующее изменение первого
впечатления и квазиокончательное мнение студента
о преподавателе 63 3.5. Восприятие студентом вербального и невербального
общения преподавателя 75
IV. Оценочные суждения студентов о преподавателе
как педагоге и ученом 83
4.1. Вопрос об оценочных суждениях студентов о личности и деятельности преподавателя в трудах отечественных ученых 83
4.2. Оценка преподавателя студентами как педагога и ученого 87
4.3. Самооценка преподавателя 95
4.4. Состав оценочного стереотипа преподавателя вуза 98 Выводы 101 Практические рекомендации 102 Заключение 103 Литература 105 Приложения 118
Введение 3
I. Состояние проблемы 8
1.1. Восприятие преподавателя студентами — вопрос социальной перцепции 8
1.2. Проблема восприятия преподавателя как педагога
и ученого в работах отечественных исследователей 19
II. Исходные теоретические и методические
положения исследования 28
III. Особенности динамики процесса перцепции преподавателя студентами 42
3.1. Постановка вопроса 42
3.2. Предварительная информация о преподавателе 44
3.3. Первый контакт преподавателя со студентом 58 . 3.4.,Первое впечатление, сканирующее изменение первого
впечатления и квазиокончательное мнение студента
о преподавателе 63 3.5. Восприятие студентом вербального и невербального
общения преподавателя 75
IV. Оценочные суждения студентов о преподавателе
как педагоге и ученом 83
4.1. Вопрос об оценочных суждениях студентов о личности и деятельности преподавателя в трудах отечественных ученых 83
4.2. Оценка преподавателя студентами как педагога и ученого 87
4.3. Самооценка преподавателя 95
4.4. Состав оценочного стереотипа преподавателя вуза 98 Выводы 101 Практические рекомендации 102 Заключение 103 Литература 105 Приложения 118
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Решение инновационных проблем высшего образования, во многом, связано с изучением специфики разноуровневых отношений в системе «преподаватель-студент», «преподаватель и его коллеги», а также с определением оценок и образов их восприятия.
Исследование социально-перцептивного потенциала преподавателя вуза в качестве субъектно-объектного восприятия со стороны студента позволяет поставить целый ряд актуальных вопросов о влиянии стереотипов, социальных установок и других традиционных феноменов социальной перцепции на эффективность профессиональной подготовки молодых специалистов.
Вузовская практика подтверждает значимость исследований личности преподавателя вуза с точки зрения перцептивных процессов, их структуры в динамическом аспекте.
На наш взгляд, необходимость подобных исследований обусловлена недостаточной концептуальной, психодиагностической и методической разработанностью, с одной стороны, и возрастанием требований к качеству педагогического мастерства преподавателей высшей школы - с другой. Авторитет и эффективность труда преподавателя обуславливается, во многом, результатом восприятия его студентами, коллегами, руководителями.
Существует определенная зависимость поведения преподавателя и • студентов от формирующихся у них образов межличностного восприятия.
Результаты взаимодействия участников учебного процесса обусловлены уровнем адекватности отражения их образов.
Отечественные психологи провели немало теоретических исследований, посвященных проблеме восприятия педагога и ученого. Однако наблюдается явно выраженный дефицит исследований, раскрывающих факторы, от которых зависит полнота и точность восприятия и оценки преподавателя другими людьми.
3
Прежде всего, недостаточно работ, которые прослеживали бы роль перцепции преподавателя вуза в формировании процесса обучения.
Из анализа исследований П.Г. Белкина, А.И. Выраженской, П.В. Карцева, С.В. Кондратьевой, Н.В. Кузьминой, Э.С. Чугуновой и др. следует, что социально — перцептивные процессы в деятельности педагога и ученого осмысливаются как определяющие в формировании характера взаимодействия субъектов педагогического и научного общения.
Тем не менее многие важные аспекты восприятия преподавателя вуза как педагога и ученого остаются малоизученными. Неясен вопрос о влиянии различных факторов на перцепцию преподавателя. Неизвестны особенности динамики перцептивного процесса преподавателя вуза как педагога и ученого.
На наш взгляд, малоизученными являются следующие аспекты этого вопроса: стереотип преподавателя в сознании студентов, оценочные суждения о преподавателе (связь между оценками преподавателя студентами, коллегами, руководителями учебного процесса и самооценкой). Классификация периодов социально-перцептивного процесса, их временные характеристики.
Все поставленные в работе вопросы в той или иной степени взаимосвязаны и подчинены одной цели — исследовать некоторые аспекты восприятия преподавателя студентами.
. Исследование особенностей перцептивных процессов преподавателя студентами позволит в некоторой степени определить пути оптимизации процесса образования, повысить уровень взаимодействия преподавателя и студента.
Сказанное позволяет судить об актуальности исследуемой проблемы, ибо она освещает один из значимых теоретических и прикладных вопросов социальной психологии и отражает связь социально-перцептивных процессов с эффективностью учебной и научной деятельности.
Работа основана на теоретических и методологических положениях теории социальной перцепции отечественных ученых (К.А. Абульханова-
4
Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, И.П. Волков, Р.Б. Гительмахер, И.С. Кон, E.G. Кузьмин, О.Г. Кукосян, В.В. Новиков, А.Л. Свенцицкий и др.) и зарубежных (Д. Брунер, К. Девис, Д. Дженнингс, Г. Кэлли, Г. Линдсей, Г. Оллпорт, Л. Хайдер, П. Хари и др.)
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы выявить и проанализировать факторы, определяющие основные тенденции динамики социально-перцептивного процесса преподавателя вуза как педагога и ученого, разработать определенные технологии, направленные на повышение эффективности деятельности преподавателя.
Основная гипотеза исследования состоит в следующем.
Оценочные суждения в процессе восприятия преподавателя вуза студентами, коллегами, руководителями, обусловлены влиянием динамики процесса перцепции, индивидуально-личностными характеристиками субъекта восприятия.
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялись в процессе решения следующих задач:
1. Раскрыть специфику восприятия личности преподавателя как педагога и ученого студентами.
2. Выявить некоторые существенные психологические условия развития адекватного восприятия личности преподавателя другими людьми.
3. Исследовать процесс восприятия в динамике с целью выявления временных и ситуативных характеристик перцепции преподавателя вуза.
4. Рассмотреть особенности восприятия вербальных и невербальных характеристик личности и поведения преподавателя.
Объектом исследования является преподаватели вуза, студенты
Предмет исследования — социально-перцептивные процессы преподавателя вуза как педагога и ученого.
Эмпирические исследования проводились в двух вузах города Иванова: ИвГУ и ИГЭУ в 1996 - 98 гг. В исследовании приняло участие 462 студента экономических специальностей, 239 студентов энергетических
специальностей 2-4 курсов; 30 преподавателей; оценки преподавателя «по горизонтали» и «сверху» получены от 24 респондентов.
Методами исследования выступают: метод теоретического анализа, обобщение личного опыта исследователя, теоретическое обобщение результатов эмпирического исследования, анкетирование, наблюдение, интервью, беседы, метод фокус-группы, метод свободных описаний, модификация проективной методики.
Научная новизна исследования заключается в том, что в ней:
1. Проведен анализ социально-перцептивных процессов преподавателя вуза как педагога и ученого, описаны основные признаки процесса восприятия преподавателя студентами, выявлено значение перцептивных процессов в деятельности преподавателя.
2. Выявлены особенности динамики перцепции преподавателя вуза, определены временные и ситуативные характеристики процесса восприятия преподавателя студентами.
3. Проанализированы оценочные суждения и критерии студентов о преподавателе.
4. Выявлен оценочный стереотип преподавателя вуза как педагога и ученого.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что в ней определены пути оптимизации процесса образования, повышения, уровня, взаимодействия преподавателя и студента.
- разработаны отдельные аспекты социально-перцептивных процессов, изучены особенности динамики процессов перцепции преподавателя вуза.
- изучены оценочные критерии преподавателя как педагога и ученого.
- выводы, полученные при анализе эмпирического исследования, могут быть использованы в деятельности преподавателя вуза.
Апробация работы. Основные положения работы докладывались на международной научной конференции «Женщины России на рубеже XX—
XXI веков» (Иваново, 1998), на международной научно-технической конференции «VIII Бенардосовские чтения» (Иваново, 1997), на заседаниях кафедры социологии и психологии труда. Результаты исследования использованы с целью повышения эффективности деятельности преподавателя в Ивановском государственном энергетическом университете (Приложение 1).
Публикации. Основное содержание работы отражено в 6 публикациях.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 1? 2 наименования, шести приложений. Она изложена на 133 страницах текста компьютерного набора, содержит 14 таблиц и 7 рисунков.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Особенности деятельности субъектов перцептивного процесса обуславливают формирование мнения студентов о преподавателе. В период установления психологического контакта происходит формирование мнения о профессионально-деятельностных особенностях личности преподавателя.
2. Существует зависимость между восприятием преподавателя студентами как педагога и восприятием его как ученого.
3. Динамика процесса перцепции преподавателя вуза детерминирована ситуативными и временными характеристиками восприятия преподавателя студентами. Психологические условия общения в ситуации экзаменов являются одним из факторов, определяющих динамику перцепции преподавателя вуза.
4. Ведущей динамической тенденцией в формировании мнения является завышение оценки первого контакта по сравнению с «окончательной».
Актуальность проблемы. Решение инновационных проблем высшего образования, во многом, связано с изучением специфики разноуровневых отношений в системе «преподаватель-студент», «преподаватель и его коллеги», а также с определением оценок и образов их восприятия.
Исследование социально-перцептивного потенциала преподавателя вуза в качестве субъектно-объектного восприятия со стороны студента позволяет поставить целый ряд актуальных вопросов о влиянии стереотипов, социальных установок и других традиционных феноменов социальной перцепции на эффективность профессиональной подготовки молодых специалистов.
Вузовская практика подтверждает значимость исследований личности преподавателя вуза с точки зрения перцептивных процессов, их структуры в динамическом аспекте.
На наш взгляд, необходимость подобных исследований обусловлена недостаточной концептуальной, психодиагностической и методической разработанностью, с одной стороны, и возрастанием требований к качеству педагогического мастерства преподавателей высшей школы - с другой. Авторитет и эффективность труда преподавателя обуславливается, во многом, результатом восприятия его студентами, коллегами, руководителями.
Существует определенная зависимость поведения преподавателя и • студентов от формирующихся у них образов межличностного восприятия.
Результаты взаимодействия участников учебного процесса обусловлены уровнем адекватности отражения их образов.
Отечественные психологи провели немало теоретических исследований, посвященных проблеме восприятия педагога и ученого. Однако наблюдается явно выраженный дефицит исследований, раскрывающих факторы, от которых зависит полнота и точность восприятия и оценки преподавателя другими людьми.
3
Прежде всего, недостаточно работ, которые прослеживали бы роль перцепции преподавателя вуза в формировании процесса обучения.
Из анализа исследований П.Г. Белкина, А.И. Выраженской, П.В. Карцева, С.В. Кондратьевой, Н.В. Кузьминой, Э.С. Чугуновой и др. следует, что социально — перцептивные процессы в деятельности педагога и ученого осмысливаются как определяющие в формировании характера взаимодействия субъектов педагогического и научного общения.
Тем не менее многие важные аспекты восприятия преподавателя вуза как педагога и ученого остаются малоизученными. Неясен вопрос о влиянии различных факторов на перцепцию преподавателя. Неизвестны особенности динамики перцептивного процесса преподавателя вуза как педагога и ученого.
На наш взгляд, малоизученными являются следующие аспекты этого вопроса: стереотип преподавателя в сознании студентов, оценочные суждения о преподавателе (связь между оценками преподавателя студентами, коллегами, руководителями учебного процесса и самооценкой). Классификация периодов социально-перцептивного процесса, их временные характеристики.
Все поставленные в работе вопросы в той или иной степени взаимосвязаны и подчинены одной цели — исследовать некоторые аспекты восприятия преподавателя студентами.
. Исследование особенностей перцептивных процессов преподавателя студентами позволит в некоторой степени определить пути оптимизации процесса образования, повысить уровень взаимодействия преподавателя и студента.
Сказанное позволяет судить об актуальности исследуемой проблемы, ибо она освещает один из значимых теоретических и прикладных вопросов социальной психологии и отражает связь социально-перцептивных процессов с эффективностью учебной и научной деятельности.
Работа основана на теоретических и методологических положениях теории социальной перцепции отечественных ученых (К.А. Абульханова-
4
Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, И.П. Волков, Р.Б. Гительмахер, И.С. Кон, E.G. Кузьмин, О.Г. Кукосян, В.В. Новиков, А.Л. Свенцицкий и др.) и зарубежных (Д. Брунер, К. Девис, Д. Дженнингс, Г. Кэлли, Г. Линдсей, Г. Оллпорт, Л. Хайдер, П. Хари и др.)
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы выявить и проанализировать факторы, определяющие основные тенденции динамики социально-перцептивного процесса преподавателя вуза как педагога и ученого, разработать определенные технологии, направленные на повышение эффективности деятельности преподавателя.
Основная гипотеза исследования состоит в следующем.
Оценочные суждения в процессе восприятия преподавателя вуза студентами, коллегами, руководителями, обусловлены влиянием динамики процесса перцепции, индивидуально-личностными характеристиками субъекта восприятия.
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялись в процессе решения следующих задач:
1. Раскрыть специфику восприятия личности преподавателя как педагога и ученого студентами.
2. Выявить некоторые существенные психологические условия развития адекватного восприятия личности преподавателя другими людьми.
3. Исследовать процесс восприятия в динамике с целью выявления временных и ситуативных характеристик перцепции преподавателя вуза.
4. Рассмотреть особенности восприятия вербальных и невербальных характеристик личности и поведения преподавателя.
Объектом исследования является преподаватели вуза, студенты
Предмет исследования — социально-перцептивные процессы преподавателя вуза как педагога и ученого.
Эмпирические исследования проводились в двух вузах города Иванова: ИвГУ и ИГЭУ в 1996 - 98 гг. В исследовании приняло участие 462 студента экономических специальностей, 239 студентов энергетических
специальностей 2-4 курсов; 30 преподавателей; оценки преподавателя «по горизонтали» и «сверху» получены от 24 респондентов.
Методами исследования выступают: метод теоретического анализа, обобщение личного опыта исследователя, теоретическое обобщение результатов эмпирического исследования, анкетирование, наблюдение, интервью, беседы, метод фокус-группы, метод свободных описаний, модификация проективной методики.
Научная новизна исследования заключается в том, что в ней:
1. Проведен анализ социально-перцептивных процессов преподавателя вуза как педагога и ученого, описаны основные признаки процесса восприятия преподавателя студентами, выявлено значение перцептивных процессов в деятельности преподавателя.
2. Выявлены особенности динамики перцепции преподавателя вуза, определены временные и ситуативные характеристики процесса восприятия преподавателя студентами.
3. Проанализированы оценочные суждения и критерии студентов о преподавателе.
4. Выявлен оценочный стереотип преподавателя вуза как педагога и ученого.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что в ней определены пути оптимизации процесса образования, повышения, уровня, взаимодействия преподавателя и студента.
- разработаны отдельные аспекты социально-перцептивных процессов, изучены особенности динамики процессов перцепции преподавателя вуза.
- изучены оценочные критерии преподавателя как педагога и ученого.
- выводы, полученные при анализе эмпирического исследования, могут быть использованы в деятельности преподавателя вуза.
Апробация работы. Основные положения работы докладывались на международной научной конференции «Женщины России на рубеже XX—
XXI веков» (Иваново, 1998), на международной научно-технической конференции «VIII Бенардосовские чтения» (Иваново, 1997), на заседаниях кафедры социологии и психологии труда. Результаты исследования использованы с целью повышения эффективности деятельности преподавателя в Ивановском государственном энергетическом университете (Приложение 1).
Публикации. Основное содержание работы отражено в 6 публикациях.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 1? 2 наименования, шести приложений. Она изложена на 133 страницах текста компьютерного набора, содержит 14 таблиц и 7 рисунков.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Особенности деятельности субъектов перцептивного процесса обуславливают формирование мнения студентов о преподавателе. В период установления психологического контакта происходит формирование мнения о профессионально-деятельностных особенностях личности преподавателя.
2. Существует зависимость между восприятием преподавателя студентами как педагога и восприятием его как ученого.
3. Динамика процесса перцепции преподавателя вуза детерминирована ситуативными и временными характеристиками восприятия преподавателя студентами. Психологические условия общения в ситуации экзаменов являются одним из факторов, определяющих динамику перцепции преподавателя вуза.
4. Ведущей динамической тенденцией в формировании мнения является завышение оценки первого контакта по сравнению с «окончательной».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ '
Представленный в работе материал освещает'некоторые существенные стороны процесса перцепции преподавателя вуза. Нами показаны отдельные социально-психологические аспекты динамики восприятия преподавателя студентами.
Результаты наших исследований показали особенности деятельности субъектов перцептивного процессов в период установления психологического контакта студентов с преподавателем.
В результате эмпирических исследований установлена зависимость между оценками преподавателя как педагога и оценками его студентами как ученого. Доказано, что внешность не оказывает существенного влияния на процесс восприятия преподавателя студентами.
Выявлено “ядро стереотипа” преподавателя вуза как педагога и ученого. Одним из индикаторов восприятия являются оценочные суждения студентов о преподавателе. На оценки преподавателя в значительной степени влияют психологические условия в ситуации контроля знаний.
Однако, настоящее исследование представляет собой разработку лишь
части проблемы. Дальнейшая работа в этом направлении должна быть
/
связана с более подробным изучением проблемы взаимозависимости стажа, возраста, пола преподавателя и восприятия его студентами.
Актуальной представляется проблема влияния самооценки преподавателя на эффективность его педагогической и научной деятельности.
В нашем исследовании частично рассматривались вопросы,связанные с необходимостью установления эмоциональных отношений в достижении эффективности педагогической деятельности преподавателя.
На наш взгляд,этот вопрос нуждается в более подробном рассмотрении.
Теоретические положения, сформированные в ходе исследования, раскрывают некоторые аспекты динамики перцепции преподавателя, способствуют определению практической значимости исследования.
Реализация практических рекомендаций позволит повысить авторитет преподавателя, оптимизировать взаимоотношения студентов и преподавателей, повысить эффективность педагогической деятельности преподавателя вуза.
Представленный в работе материал освещает'некоторые существенные стороны процесса перцепции преподавателя вуза. Нами показаны отдельные социально-психологические аспекты динамики восприятия преподавателя студентами.
Результаты наших исследований показали особенности деятельности субъектов перцептивного процессов в период установления психологического контакта студентов с преподавателем.
В результате эмпирических исследований установлена зависимость между оценками преподавателя как педагога и оценками его студентами как ученого. Доказано, что внешность не оказывает существенного влияния на процесс восприятия преподавателя студентами.
Выявлено “ядро стереотипа” преподавателя вуза как педагога и ученого. Одним из индикаторов восприятия являются оценочные суждения студентов о преподавателе. На оценки преподавателя в значительной степени влияют психологические условия в ситуации контроля знаний.
Однако, настоящее исследование представляет собой разработку лишь
части проблемы. Дальнейшая работа в этом направлении должна быть
/
связана с более подробным изучением проблемы взаимозависимости стажа, возраста, пола преподавателя и восприятия его студентами.
Актуальной представляется проблема влияния самооценки преподавателя на эффективность его педагогической и научной деятельности.
В нашем исследовании частично рассматривались вопросы,связанные с необходимостью установления эмоциональных отношений в достижении эффективности педагогической деятельности преподавателя.
На наш взгляд,этот вопрос нуждается в более подробном рассмотрении.
Теоретические положения, сформированные в ходе исследования, раскрывают некоторые аспекты динамики перцепции преподавателя, способствуют определению практической значимости исследования.
Реализация практических рекомендаций позволит повысить авторитет преподавателя, оптимизировать взаимоотношения студентов и преподавателей, повысить эффективность педагогической деятельности преподавателя вуза.
Подобные работы
- Социально - психологические механизмы возникновения конфликтов в диаде преподаватель-студент ВУЗа (19.00.05)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Психологическая структура социальной идентичности (19.00.05)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ВОСПРИЯТИЕ ЦЕННОСТНЫХ МИФОВ УСПЕШНОСТИ БУДУЩИМИ ЖУРНАЛИСТАМИ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Особенности зрительного восприятия при профессиональном выгорании у сотрудников судебно-исполнительной системы
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПРОГРАММИРОВАНИЮ НА ОСНОВЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (на примере дисциплины «Структуры и алгоритмы обработки данных»)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПРОГРАММИРОВАНИЮ НА ОСНОВЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (на примере дисциплины «Структуры и алгоритмы обработки данных»)
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОИ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ - ЭКОНОМИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Исследование конфликтологической компетентности у студентов- психологов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020



