Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Восприятие преподавателя студентами(19.00.05 )

Работа №3974

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы135стр.
Год сдачи2003
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1036
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
I. Состояние проблемы 8
1.1. Восприятие преподавателя студентами — вопрос социальной перцепции 8
1.2. Проблема восприятия преподавателя как педагога
и ученого в работах отечественных исследователей 19
II. Исходные теоретические и методические
положения исследования 28
III. Особенности динамики процесса перцепции преподавателя студентами 42
3.1. Постановка вопроса 42
3.2. Предварительная информация о преподавателе 44
3.3. Первый контакт преподавателя со студентом 58 . 3.4.,Первое впечатление, сканирующее изменение первого
впечатления и квазиокончательное мнение студента
о преподавателе 63 3.5. Восприятие студентом вербального и невербального
общения преподавателя 75
IV. Оценочные суждения студентов о преподавателе
как педагоге и ученом 83
4.1. Вопрос об оценочных суждениях студентов о личности и деятельности преподавателя в трудах отечественных ученых 83
4.2. Оценка преподавателя студентами как педагога и ученого 87
4.3. Самооценка преподавателя 95
4.4. Состав оценочного стереотипа преподавателя вуза 98 Выводы 101 Практические рекомендации 102 Заключение 103 Литература 105 Приложения 118



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Решение инновационных проблем высшего образования, во многом, связано с изучением специфики разноуровневых отношений в системе «преподаватель-студент», «преподаватель и его коллеги», а также с определением оценок и образов их восприятия.
Исследование социально-перцептивного потенциала преподавателя вуза в качестве субъектно-объектного восприятия со стороны студента позволяет поставить целый ряд актуальных вопросов о влиянии стереотипов, социальных установок и других традиционных феноменов социальной перцепции на эффективность профессиональной подготовки молодых специалистов.
Вузовская практика подтверждает значимость исследований личности преподавателя вуза с точки зрения перцептивных процессов, их структуры в динамическом аспекте.
На наш взгляд, необходимость подобных исследований обусловлена недостаточной концептуальной, психодиагностической и методической разработанностью, с одной стороны, и возрастанием требований к качеству педагогического мастерства преподавателей высшей школы - с другой. Авторитет и эффективность труда преподавателя обуславливается, во многом, результатом восприятия его студентами, коллегами, руководителями.
Существует определенная зависимость поведения преподавателя и • студентов от формирующихся у них образов межличностного восприятия.
Результаты взаимодействия участников учебного процесса обусловлены уровнем адекватности отражения их образов.
Отечественные психологи провели немало теоретических исследований, посвященных проблеме восприятия педагога и ученого. Однако наблюдается явно выраженный дефицит исследований, раскрывающих факторы, от которых зависит полнота и точность восприятия и оценки преподавателя другими людьми.
3

Прежде всего, недостаточно работ, которые прослеживали бы роль перцепции преподавателя вуза в формировании процесса обучения.
Из анализа исследований П.Г. Белкина, А.И. Выраженской, П.В. Карцева, С.В. Кондратьевой, Н.В. Кузьминой, Э.С. Чугуновой и др. следует, что социально — перцептивные процессы в деятельности педагога и ученого осмысливаются как определяющие в формировании характера взаимодействия субъектов педагогического и научного общения.
Тем не менее многие важные аспекты восприятия преподавателя вуза как педагога и ученого остаются малоизученными. Неясен вопрос о влиянии различных факторов на перцепцию преподавателя. Неизвестны особенности динамики перцептивного процесса преподавателя вуза как педагога и ученого.
На наш взгляд, малоизученными являются следующие аспекты этого вопроса: стереотип преподавателя в сознании студентов, оценочные суждения о преподавателе (связь между оценками преподавателя студентами, коллегами, руководителями учебного процесса и самооценкой). Классификация периодов социально-перцептивного процесса, их временные характеристики.
Все поставленные в работе вопросы в той или иной степени взаимосвязаны и подчинены одной цели — исследовать некоторые аспекты восприятия преподавателя студентами.
. Исследование особенностей перцептивных процессов преподавателя студентами позволит в некоторой степени определить пути оптимизации процесса образования, повысить уровень взаимодействия преподавателя и студента.
Сказанное позволяет судить об актуальности исследуемой проблемы, ибо она освещает один из значимых теоретических и прикладных вопросов социальной психологии и отражает связь социально-перцептивных процессов с эффективностью учебной и научной деятельности.
Работа основана на теоретических и методологических положениях теории социальной перцепции отечественных ученых (К.А. Абульханова-
4

Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, И.П. Волков, Р.Б. Гительмахер, И.С. Кон, E.G. Кузьмин, О.Г. Кукосян, В.В. Новиков, А.Л. Свенцицкий и др.) и зарубежных (Д. Брунер, К. Девис, Д. Дженнингс, Г. Кэлли, Г. Линдсей, Г. Оллпорт, Л. Хайдер, П. Хари и др.)
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы выявить и проанализировать факторы, определяющие основные тенденции динамики социально-перцептивного процесса преподавателя вуза как педагога и ученого, разработать определенные технологии, направленные на повышение эффективности деятельности преподавателя.
Основная гипотеза исследования состоит в следующем.
Оценочные суждения в процессе восприятия преподавателя вуза студентами, коллегами, руководителями, обусловлены влиянием динамики процесса перцепции, индивидуально-личностными характеристиками субъекта восприятия.
Реализация поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялись в процессе решения следующих задач:
1. Раскрыть специфику восприятия личности преподавателя как педагога и ученого студентами.
2. Выявить некоторые существенные психологические условия развития адекватного восприятия личности преподавателя другими людьми.
3. Исследовать процесс восприятия в динамике с целью выявления временных и ситуативных характеристик перцепции преподавателя вуза.
4. Рассмотреть особенности восприятия вербальных и невербальных характеристик личности и поведения преподавателя.
Объектом исследования является преподаватели вуза, студенты
Предмет исследования — социально-перцептивные процессы преподавателя вуза как педагога и ученого.
Эмпирические исследования проводились в двух вузах города Иванова: ИвГУ и ИГЭУ в 1996 - 98 гг. В исследовании приняло участие 462 студента экономических специальностей, 239 студентов энергетических

специальностей 2-4 курсов; 30 преподавателей; оценки преподавателя «по горизонтали» и «сверху» получены от 24 респондентов.
Методами исследования выступают: метод теоретического анализа, обобщение личного опыта исследователя, теоретическое обобщение результатов эмпирического исследования, анкетирование, наблюдение, интервью, беседы, метод фокус-группы, метод свободных описаний, модификация проективной методики.
Научная новизна исследования заключается в том, что в ней:
1. Проведен анализ социально-перцептивных процессов преподавателя вуза как педагога и ученого, описаны основные признаки процесса восприятия преподавателя студентами, выявлено значение перцептивных процессов в деятельности преподавателя.
2. Выявлены особенности динамики перцепции преподавателя вуза, определены временные и ситуативные характеристики процесса восприятия преподавателя студентами.
3. Проанализированы оценочные суждения и критерии студентов о преподавателе.
4. Выявлен оценочный стереотип преподавателя вуза как педагога и ученого.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что в ней определены пути оптимизации процесса образования, повышения, уровня, взаимодействия преподавателя и студента.
- разработаны отдельные аспекты социально-перцептивных процессов, изучены особенности динамики процессов перцепции преподавателя вуза.
- изучены оценочные критерии преподавателя как педагога и ученого.
- выводы, полученные при анализе эмпирического исследования, могут быть использованы в деятельности преподавателя вуза.
Апробация работы. Основные положения работы докладывались на международной научной конференции «Женщины России на рубеже XX—

XXI веков» (Иваново, 1998), на международной научно-технической конференции «VIII Бенардосовские чтения» (Иваново, 1997), на заседаниях кафедры социологии и психологии труда. Результаты исследования использованы с целью повышения эффективности деятельности преподавателя в Ивановском государственном энергетическом университете (Приложение 1).
Публикации. Основное содержание работы отражено в 6 публикациях.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 1? 2 наименования, шести приложений. Она изложена на 133 страницах текста компьютерного набора, содержит 14 таблиц и 7 рисунков.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Особенности деятельности субъектов перцептивного процесса обуславливают формирование мнения студентов о преподавателе. В период установления психологического контакта происходит формирование мнения о профессионально-деятельностных особенностях личности преподавателя.
2. Существует зависимость между восприятием преподавателя студентами как педагога и восприятием его как ученого.
3. Динамика процесса перцепции преподавателя вуза детерминирована ситуативными и временными характеристиками восприятия преподавателя студентами. Психологические условия общения в ситуации экзаменов являются одним из факторов, определяющих динамику перцепции преподавателя вуза.
4. Ведущей динамической тенденцией в формировании мнения является завышение оценки первого контакта по сравнению с «окончательной».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ '
Представленный в работе материал освещает'некоторые существенные стороны процесса перцепции преподавателя вуза. Нами показаны отдельные социально-психологические аспекты динамики восприятия преподавателя студентами.
Результаты наших исследований показали особенности деятельности субъектов перцептивного процессов в период установления психологического контакта студентов с преподавателем.
В результате эмпирических исследований установлена зависимость между оценками преподавателя как педагога и оценками его студентами как ученого. Доказано, что внешность не оказывает существенного влияния на процесс восприятия преподавателя студентами.
Выявлено “ядро стереотипа” преподавателя вуза как педагога и ученого. Одним из индикаторов восприятия являются оценочные суждения студентов о преподавателе. На оценки преподавателя в значительной степени влияют психологические условия в ситуации контроля знаний.
Однако, настоящее исследование представляет собой разработку лишь
части проблемы. Дальнейшая работа в этом направлении должна быть
/
связана с более подробным изучением проблемы взаимозависимости стажа, возраста, пола преподавателя и восприятия его студентами.
Актуальной представляется проблема влияния самооценки преподавателя на эффективность его педагогической и научной деятельности.
В нашем исследовании частично рассматривались вопросы,связанные с необходимостью установления эмоциональных отношений в достижении эффективности педагогической деятельности преподавателя.
На наш взгляд,этот вопрос нуждается в более подробном рассмотрении.

Теоретические положения, сформированные в ходе исследования, раскрывают некоторые аспекты динамики перцепции преподавателя, способствуют определению практической значимости исследования.
Реализация практических рекомендаций позволит повысить авторитет преподавателя, оптимизировать взаимоотношения студентов и преподавателей, повысить эффективность педагогической деятельности преподавателя вуза.




ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.—299 с.
2. АгальцевА.М. Природа подражания как социально-психологическое явление // Проблемы социальных исследований.— Томск: ТГУ, 1973. — С.12-
25.
3. Агеев B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопр. психологии.— 1986.— №1.— С. 95—105.
4. Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе.— М.: НИИВО, 1994.—С. 2—34.
5. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева Н.А; Индивидуальное развитие человека и константность восприятия.—М.: Просвещение, 1968.— 334 с.
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т.—М.: Педагогика,
1980. — 288 с.
7. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество.—Л. .ЛГУ, 1971.—С. 144—150.
8. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе.—М.: МГУ, 1978. — 270 с.
9. Андреева Г.М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции // Вопр. психологии.— 1977.— №2.
10. Андреева Г.М. Социальная психология.—М.: МГУ, 1988.—432 с. П.Арутюнян Н.Ю., Петровская Л.А. Обратная связь в системе восприятия человека человеком // Психология межличностного познания. —М.: Педагогика, 1981. — С.42—44.
12. Ахмедов Б.П. В единстве рационального и эмоционального //Вестник высшей школы.— М.:Высшая школа, 1986.— №9.—С.18—19.
13. Барабанщиков А.В. Сосредоточить внимание на основных проблемах !i Вестник высшей школы. —М.: Высшая школа, 1972.— №10.—С.7—9.
14. Белановский С.А. Метод фокус-группы. —М.: Магистр, 1998. — 272 с.

15. Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов Н.А. Социальная психология научного коллектива.—М.: Наука, 1987.—212 с.
16. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание.—М.: Прогресс, 1986.—422 с.
17. Бернштейн С.И. Языковая сторона радиокбллекции // Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики.—М.: Наука, 1972.—С. 114—126.
18. Бжалава И.Г. Установка и механизмы мозга. —Тбилиси: Мецниерба,
1971. —195 с.
19. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. — М.:Наука, 1973.—270 с.
20. Богомолова Н.Н., Стефаненко Н.Г. Контент-анализ.—М.,МГУД992.—63 с.
21. Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопр. психологии. — 1994.—№1.
22. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.—М. МГУ, 1982—199 с.
23. Бодалев А.А. Психология общения.—М.-Воронеж: Институт практической психологии, 1996.—240 с.
24. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом'человеке как личности. — Л.: ЛГУ, 1970.—135 с.
25. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях.—Л.: ЛГУД970.— 87 с.
26. Вопросы психологии личности и деятельности студентов.—Иркутск, 1976,—112 с.
27. Введение в практическую социальную психологию.—М.: Наука,1994.— 255 с.
28. Выготский JLC. Собрание сочинений: В 6 т.—М.: Педагогика, 1982.—48' с.
29. Выраженская А.И. Влияние социальных установок учителя н межличностные отношения участников педагогического взаимодействие Автореф. дис.... канд. психол. наук.—М.—1995.—23 с.

30. Ганзен В.А. Системные описания в психологии.—Л.:ЛГУ,1984.—175 с.
31. Гительмахер Р.Б. Восприятие руководителя подчиненными.—Иваново: ИвГУ,1991.—128 с.
32. Гительмахер Р.Б. Руководитель в оценках подчиненных.—Иваново: ИвГУ, 1993.—132 с.
33. Гительмахер Р.Б. Социально-перцептивные процессы в управлении.— Иваново: ИвГУ, 1992.—156 с.
34. Годунов А.А., Емшин П.С. Методика оценки деловых и морально- политических качеств руководителей и специалистов производства.—Л.: ЛГУ, 1971.—38 с.
35. Гозман А.Я.Психология эмоциональных отношений.— М.: МГУ, 1987,— 176 с.
36. Дьяченко Н.И., Кандыбович Л.А.Психология высшей школы. —Минск, 1978.—162 с.
37. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы.— Л.: ЛГУ, 1974.—112 с.
38. Жуков Ю.М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия: Автореф. дис.... канд. психол. наук.—М.: МГУ, 1982.—21 с.
39. Журавлев А.Л. К методике групповой оценки качеств личности // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга.—Краснодар: КГУ, 1975.—С. 27—29.
40.3анков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований.—М.: АПН, 1962,—148 с.
41. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т.—М.: Педагогика, 1986.—316 с.
42. Кенкманн П.О. Лонгитюдное исследование: опыт и проблемы // СОЦИС.—М.: Наука, 1985, № 3.—С.126—130.
43. Кигель Р.Ю. Труд преподавателя вуза.—Киев-Одесса: Вища школа, 1987.—138 с.
44. Китов А.И. Экономическая психология.—М.: Экономика, 1987.—302 с.
107

45. Ковалева В.В. Студент и преподаватель глазами друг друга // Высшее образование в России. —1996.— № 3.—С.52—56.
46. Козлова Т.З.Возрастные группы в научном коллективе.—М. : Наука, 1983 ) .—87 с.
47. Колемаев В.А., Староверов О.В., Турундаевский В.Б. Теория вероятностей и математическая статистика.—М.: Высшая школа, 1991.—400 с.
48. Кондратьева С.В. Межличностное понимание и его роль в общении ( на материале общеобразовательной школы ): Дис.... д-ра психол. наук.— Дрогобыч, 1977.—435 с.
| 49. Копнин П.В. Проблемы диалектики как логики и теории познания.—М. :
Наука, 1982.—368 с.
50. Конева E.JI. Психология общения.—Ярославль: ЯРГУ, 1992.
51. Корнеева Л.Н. Принципы целенаправленного формирования самооценки // Экспериментальная и прикладная психология.—Л.: ЛГУ, 1989.— Вып. 13.— С.26—28.
52. Корнилова Т. Профессионализм и психология // Высшее образование в | России.— 1995.— №3,—С.81— 90.
53. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном познании // Психология межличностного познания.—М., 1981.
54. Крогиус Н.В. Взаимообуловленность познания людьми друг друга и самопознания в конфликтной деятельности // Психология межличностного познания.— М.: Педагогика, 1981.—С. 73.
| 55. Крокинская O.K. Образование в контексте молодежных проблем // Человек
и общество.— 1995.— Вып. 27.—С. 144—146.
56. Кроник А.А. Установки и эталоны межличностного оценивания // Социальная психология личности. —М.: Наука, 1979.—С.185 —219.
57. Круглова Г.Н. К вопросу об актуальных установках студентов на учебном занятии // Экспериментальная и прикладная психология. —1982.— Вып. И.— С. 26—28.
108

58. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии.—Д.: ЛГУ, 1967.—173 с,
59. Кузьмин Е.С. Социально - психологические особенности личности // Социальная психология личности. —Л.: Знание, 1974.—С. 9—12.
60. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.—Л.: ЛГУ, 1970.
61. Кузьмина Н.В, Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения.—М.: Высшая школа, 1990.—117 с.
62. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя.—Л.: Знание, • 1985.—32 с. ...
63. Кукосян О.Г. Профессиональные особенности первого впечатления в межличностном познании // Психология межличностного познания.—М.: Педагогика, 1981.—С. 174—176.
64. Куликов В.Н. Психологическое воздействие: методологические принципы исследования // Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия.—Иваново: ИвГУ, 1982.
65. Курсанов А.Л. Ученый и аудитория. М.: Наука, 1982.—272 с.
66. Курышева С.В. Применение корреляции в современных экономических исследованиях.—Л.,1981.—43 с.
67. Курячий С.И. Роль установок личности в восприятии другого человека.— М., 1984.'
68. Лабунская В.А. Невербальное поведение ( социально-перцептивный подход).—Ростов: РГУД986.—136 с.
69. Левыкин И.Т. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.—М.: Мысль, 1975.—256 с.
70. Леонтьев А.А. Лекция как общение.—М.: Знание, 1974.—39 с.
71. Леонтьев А.А. Педагогическое общение.—М.: Знание, 1979.—47 с.
72. Леонтьев А.А. Психологический портрет лектора.—М.: Знание,1979.—47 с.
73. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность.—М.: Просвещение, 1969.—214 с.

74. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.—М. Педагогика, 1983.—391 с.
75. Ломов Б.Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии // Психол. журнал.— 1989.— Т.10.— №4.—С.19—33.
76. Ломов Б.Ф. Человек и техника.—М.: Наука, 1984,—444 с.
77. Маслыко Е.А., Дичковская Л.Н. Педагогическое общение как предмет, способ, средство управления учебной деятельностью // Психолого-педагогические проблемы общения в профессиональной подготовке учителя.—Горький: ГГПИ, 1989.—с.34—37.
78. Межличностное восприятие в группе /Под. ред. Г.М.Андреевой, А.И. Донцова.—М.: МГУ, 1982.—295 с.
79. Межличностные отношения, их роль в совершенствовании учебной деятельности.—Ташкент: ТГПИ, 1985.—102 с.
80. Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования.— Пермь, 1988.—80 с.
81. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп.—М.: ИП РАН, 1995.—196 с.
82. Методология и методы исследования проблем педагогики высшей школы.—Тюмень: ТГУ, 1980.—111с.
83. Методология инженерной психологии, психологии труда и управления.— М.: Наука, 1981.—285 с.
84. Методология и методы социальной психологии.—М.: Наука, 1977.—246 с.
85. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина,
В.Е.Семенова.—Л.: ЛГУ, 1977.—175 с.
86. Методы социально-психологических исследований.—М.:АПН, 1975.—272 с.
87. Минакова С.Ф. Преподаватель в зеркале студенческой аудитории // Вестник высшей школы.—М.: Высшая школа, 1986.—С. 13—16.
88. Мясищев В.Н. Психические функции и их отношения // уч. записки. Сер. филос. наук. Психология.—Л.: ЛГУ, 1979.— Вып. 3.— 130 с.

89. Нестерова Н.Б. Особенности ценностного отношения студентов к учебным дисциплинам в процессе их профессиональной подготовки // Экспериментальная и прикладная психология.— 1978.— Вып. 12.—С.103-108.
90. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука.—М.: ИП РАН, 1998.—393 с.
91. Обозов Н.Н. Межличностные отношения.—JL: ЛГУ, 1979.—151 с.
92. Обозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания.—М.: Педагогика,
1981.—С.82—85.
93. Обозов Н.Н. Психологические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности // Проблемы общения в психологии.—М.: Наука, 1981.—С.24—45.
94. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. —Киев: Лыбидь, 1990.—192 с.
95. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. А.А. Бодалева.—М.: МГУ, 1987.—302 с.
96. Общение как предмет теоретических и прикладных исследований.—Л., 1973.—200 с.
97. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н.В. Кузьминой.—Л.: ЛГУ,
1972. —311 с.
98. Очерки психологии педагогического такта.—Саратов: Саратовский государственный педагогический институт, 1973. —220 с.
99. Пантилеенко В., Пантелеев В. Критерии оценки труда преподавателя // Вестник высшей школы.—1991.—С.13—15.
100. Панферов В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей // Вопросы психологии.—М.: Педагогика, 1974, № 2.—С.59—64.
101. Панферов В.Н. Общение как предмет социально-психологических исследований; Дис.... д-ра психол. наук.—Л., 1983.—468 с.

102. Панферов В.Н. Психологическая структура познания человека человеком // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания.—Краснодар: ЮГУ, 1977.—С.21—28.
103. Паповян С.С. Математические методы в социальной психологии.—М.: Наука, 1983.—343 с.
104. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука.—JT. Лениздат, 1967.—262 с.
105. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях.—М.: Прогресс, 1973.— 470 с.
106. Петровская Л.А. Компетентность в общении.—М.: МГУ, 1989.—216 с.
107. Петровская Л.А, Обратная связь как феномен социально¬перцептивных процессов в группе // Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова.—М.: МГУ, 1981.—С. 152—168.
108. Петровская Л.А., Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении // Вестник МГУ. Сер. 14.—М.: МГУ, 1982, № 3.— С. 10.
109. Прангишвили А.С. Исследования по психологии установки.— Тбилиси: Мецниерба, 1967.—340 с.
110. Проблемы научного метода.—М.: Наука, 1964.—502 с.
111. Проблемы психологии личности.—М.: Наука, 1982.—245 с.
112. Проблемы руководства научным коллективом.—М.: Наука, 1982.— 317 с.
113. Промышленная социальная психология / Под ред. Е.С. Кузьмина, А.Л. Свенцицкого.—Л.: ЛГУ, 1982.—205 с.
114. Психология педагогического общения. —Саратов: СПИ, 1980.—96 с.
115. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе.—Кишинев: Штиница, 1990.—113 с.
116. Психолого-педагогические проблемы оптимизации деятельности преподавателя вуза.— Ярославль: ЯрГУ, 1984.—144 с.
117. Психолого-педагогические основы совершенствования подготовки специалистов в университете.—Днепропетровск: ДГУ, 1980.—175 с.
112

118. Психолого-педагогические проблемы учебной деятельности в высшей школе на современном этапе.—М.: Ун-т дружбы народов, 1981.—162 с.
119. Пряжникова Е.Ю . Профессиональное самоопределение преподавателей вузов // Вопросы психологии.—М., 1994, № 6.—С. 69— 70.
120. Рубинштейн C.JI. Основы Общей психологии. Т. 1.—М.: Педагогика,
1989. —485 с.
121. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.—М.: Педагогика,
1973. —424 с.
122. Рузавин Г.И. Методы научного исследования.—М.: Мысль, 1974.— 237 с.
123. Рукавишников В.О., Паниотто В.И., Чурилов Н.Н. Опросы населения.—М.: Финансы и статистика, 1984 — 207 с.
124. Рыбакова О.В., Третьякова О.Ф. Использование репертуарных методик для анализа профессиональной эффективности работника // СОЦИС,— 1997.—№ Ю.—С. 126—130.
125. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология.—Л.: ЛГУ,
1990. —253 с.
126. Системный подход в инженерной психологии и психологии труда.— М.: Наука, 1992.—153 с.
127. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: о' деятельности к личности.—М.: Аспект Пресс, 1995.—271 с.
128. Скалкова Я. и коллектив. Методология и методы педагогическог исследования.—М.: Педагогика, 1989.—222 с.
129. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности.—М МГУ, 1980.—174 с.
130. Социальная психология: история, теория, эмпирические исследоваш / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е. Семенова.—Л.: ЛГУ, 1979.—288 с.
131. Социально-психологические особенности личности инженер педагога.—Свердловск: Свердловский инж.-педагогич. ин-т, 1988.—120 с.
у’
113

132. Социально-психологические проблемы науки. Ученый и научны; коллектив / Под ред. М.Г.Ярошевского.—М.: Наука, 1973.—252 с.
133. Социально-психологический портрет инженера.—М.: Мысль, 1977- 231 с.
134. Старовойтенко Е.Б. Развитие жизненных отношений личности Методологические и методические модели ): Дис.... д-ра психол. наук.—М
1991. —355 с.
135. Статистические методы экспертных оценок. — М.: Наука, 1977.
136. Страхов И.В. Психологические основы педагогического такта,— Саратов: СГПИ, 1972,—72 с.
137. Сухо дольский Г.В. Основы математической статистики да психологов.—JL: ЛГУ, 1972.—430 с.
138. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.—М.: Наука, 1966.—45 с.
139. Уледов А.К. Методология социально-психологических исследована // Теоретическая и прикладная социальная психология.—М.: Мысль, 1987-
С.8—77.
140. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельное! школьников.—М.: Просвещение, 1980.—160 с.
141. Урклин И.А. Первое впечатление студента о преподавателе важнейшая сторона их взаимодействия в учебной деятельности Экспериментальная и прикладная психология. —Л.: ЛГУ, 1971.—С.71.
142. Федотова Н.В. Формирование знаний друг о друге у участнике совместной деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук.—Л., 1973,- 340 с.
.143. Фетискин Н.П. Психологическое обеспечение инноваций в сфе] образования.—Кострома: КГПИ, 1996.—155 с.
144. Фетискин Н.П. Эмоциональное обеспечение учебной и трудовс деятельности.—Кострома: КГПИ, 1990.—108 с.
114

145. Хараш А.У. Межличностный контакт как исходное понятие психологии устной пропаганды // Вопр. психологии.— 1977.— № 4.
146. Хараш А.У. Принципы деятельности в исследовании межличностного восприятия // Вопр. психологии.— 1980.— № 3.
147. Хохлова Л.П. Формирование межличностного восприятия у детей и подростков.—Ташкент: ФАН, 1990.—82 с.
148. Чечулин А.А. Социальная психология первичного научного коллектива.—Новосибирск: Наука, 1992.—172 с.
149. Чугунова Э.С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров.—Л.: ЛГУ, 1986.—161 с.
150. Шакуров Р.Х. Директор школы и микроклимат учительского коллектива.— М.: Педагогика, 1979.
151. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив.—М.: Просвещение, 1990.—206 с.
152. Шафранская К.Д. Роль эмоционального фактора в учебном процессе Н Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы.—Л.: ЛГУ. 1976.—Вып. 3.—С.40-45.
153. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.— М.:ВЛАДОС, 1995.—544 с.
154. Шеффе Г. Дисперсионный анализ.—М.: Наука, 1980.—512 с.
155. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западно) Европе.—М.: Наука, 1987.—248 с.
156. Шлыкова Н.Л. Методология и методика изучения особенносте восприятия женщины-преподавателя как педагога и ученого // Матер, между! научн. конфер.—Иваново, 1997.—С. 116.
157. Шлыкова Н.Л. Особенности динамики процесса перцепци преподавателя вуза студентами // Бюллетень МАПН,.—Саратов—Ярославл
1997. —№5.—С. 159-160.
115

158. Шлыкова H.JI. Особенности перцептивного процесса преподавателя вуза // Тез. докл. междунар. научно-технич. конфер.—Иваново, 1997,—С. 371.
159. Шлыкова Н.Л. Оценочные суждения студентов о женщине- преподавателе как педагоге и ученом // Матер, междунар. конфер. —Иваново,
1998. —С. 285—287.
160. Шлыкова Н.Л. Перспективы использования метода фокус-группы // Бюллетень МАПН.—Саратов—Ярославль, 1998.— № 6.
161. Шлыкова Н.Л. Оценочные суждения о преподавателе вуза // Матер, межвузовск. сб-ка «Развитие менеджмента на российских предприятиях и организациях».—Иваново, 1998.
162. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.—М.: Наука, 1987.—248 с.
163. Ярошевский М.Г., Карцев В.П. О ролевой структуре научного коллектива // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов.—М., Л., 1979.
164. Allport G.W. Pattern and Growth in Personality, New York: Holt, Rinehart and Winston.
165. Argyle, M. The Psychology of Interpersonal Behavior, Pengvuin: Harmondsword.
166. Baumrind D. Authorian versus authoritative parental control, Adolescence, 3,255—72
167. Bern S.L. Self Perception Theory, in Berkwitz, L. (ed.) Advance in Experimental Social Psychology, New York: Academic Press.
168. Deutsch V. The resolution of conflict: Constructive and Destructive Processes. New Heaven and London, 1973.
169. Gellerman S.W. People: Problems and Profits, The use of Psychology in Manegment. New York. 1960.
170. Levin K. Group Decision and Social Change// Reading in Social Psychology/ Ed. T.M. Newcomb. New York: Henry Holt and Company, 1947.

171. Maslow A.N. Motivation and Personality. New York: “Herper & brothers”, 1954.411 р.
172. Schein E.H. Organization Psychology. New York: Englewood Cliffs, 1973. • 138p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ