Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика прогностической компетентности младших школьников в учебной и внеучебной ситуации

Работа №39714

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
297
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы проблемы формирования компетенций в
младшем школьном возрасте 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного
возраста 7
1.2 Психолого-педагогические особенности формирования направленности
личности младших школьников 12
1.3 Определение прогностической компетентности младшего школьника в
учебной и внеучебной ситуации 24
Вывод по главе 1 43
2. Экспериментальное исследование специфики прогностической
компетентности младших школьников в учебной и внеучебной ситуации 44
2.1 Организация и метод исследования 44
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования прогностической компетентности у младших школьников в учебной и внеучебной ситуации 51
Вывод по главе 2 61
Заключение 63
Список использованных источников 64
Приложения

Актуальность. В младшем школьном возрасте учебная деятельность превращается в ведущую, являя собой особую форму активности учащегося. Д.Б. Эльконин определяет учебную деятельность как «особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения» [68]. Это один из самых сложных и продолжительных видов деятельности, на который уходит около 10-11 лет жизни.
Начало обучения в школе знаменует переход от ведущей игровой деятельности дошкольного возраста к учебной как ведущей деятельности младших школьников, в которой формируются основные психические новообразования. Основной и важной деятельностью, его первой и самой важной обязанностью становится учение, т.е. приобретение и усвоение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе.
В этот период доминирующей функцией становится мышление. Л.С. Выготский писал о том, что с началом обучения в школе мышление становится центральной частью в психическом развитии ребенка и является основополагающим в комплексе с другими психическими функциями, которые под влиянием мышления становятся более интеллектуальными и носят самостоятельный характер [13]. Мышление младших школьников в этот период развития находится на переломном этапе. Именно в это время происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, понятийному мышлению, это придает мыслительной деятельности учеников младших классов раздвоенный характеристику.
В своих работах Е.Е. Данилова [47] пишет, что у детей младшего школьного возраста память, как и все оставшиеся психические процессы, подвергается существенным изменениям. Сущность изменений состоит в том, что память детей постепенно приобретает черты произвольности, тем самым становясь сознательно регулируемой и опосредованной. В начальной школе, где от учеников требуется лишь самое простое воспроизведение не очень большого по объему материала, способ «просто запомнить» дает возможность справляться с учебной нагрузкой [35]. А.А. Смирнов в своих статьях отмечает, что, как и все психические процессы, память у детей младшего школьного возраста претерпевает большие изменения. Именно этот возраст можно охарактеризовать усиленным развитием способности запоминания и воспроизведения [42].
Одна из возрастных особенностей младших школьников - сравнительная слабость произвольного внимания. Намного лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить существенные детали в учебном материале и обратить внимание на несущественные детали, факты только потому, что они привлекают внимание.
Личность младших школьников развивается также под влиянием всей учебной деятельности: ребенок плавно подчиняется все большему количеству обязательных истин, происходит развитие произвольности, соотношение себя реального и себя идеального. Быстрыми темпами развивается саморефлексия и самосознание, структура которого укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Снова перестраивается мотивационно-
потребностная сфера, что качественно меняет содержание притязаний на признание.
Поскольку одним из важных результатов является умение учиться на протяжении всей жизни, очевидна необходимость изучения вопроса развития и диагностирования прогностической компетентности. Исходя из этого, выделены следующие противоречия:
1) между сложившейся методикой преподавания, рассчитанной преимущественно на репродуктивное восприятие материала, и новыми подходами в методике преподавания, которые способствуют творческому усвоению знаний;
2) между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным учебно-тематическим планом, режимом образовательной школы.
Обозначенные противоречия актуализируют проблему исследования, которая заключается в поиске результативных методов обучения, способствующих развитию прогностической компетентности младших школьников на уроках математики.
Объект - прогностическая компетентность младших школьников
Предмет - специфика прогностической компетентности младших школьников с нарушениями в развитии в учебной и внеучебной ситуации
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у младших школьников с нарушениями зрения прогностические способности имеют определенную специфику. Дети с нарушением зрения при планировании и прогнозировании не всегда могут осуществлять целенаправленные действия, часто ориентируются на практический результат.
Цель исследования: изучить специфику прогностической компетентности младших школьников в учебной и внеучебной ситуации.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
- провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования компетенций в младшем школьном возрасте;
- провести диагностику уровня сформированности прогностической компетентности младших школьников;
- выявить и внедрить в практику комплекс занятий для выявления прогностической компетентности у младших школьников в учебной и внеучебной ситуации;
- провести анализ и обобщение результатов исследования;
Теоретико-методологическую базу исследования составили:
1. Компетентностная парадигма образования (Дж. Равен).
2. Научный подход к развивающему обучению (Давыдов В.В).
3. Трактовка интерактивных методов обучения в современной педагогике и технология их проектирования (Никишина И.В, Реутова Е.А).
государственный образовательный стандарт начального общего образования. Методы исследования:
- методы теоретического уровня (теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
- методы эмпирического уровня (опрос, анкетирование, экспертная оценка, количественная и качественная обработка результатов диагностического обследования)
- методы обработки полученных данных: методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни).
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Казанская школа № 172 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №41» г.Казани
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав с выводами по каждой, заключения, списка источников, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На современном этапе в обобщенном сознании происходит переосмысление идей социального предназначения школы: приоритетной целью образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать их пути реализации, находить решения в различных жизненных ситуациях с учетом и на основе учебных действий, оценивать свои достижения. Эта цель может быть реализована только в условиях компетентностного и системно-деятельностного подходов, на которых должно основываться преподавание в современной школе. На них ориентирован Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Наше исследование было направлено на изучение проблемы специфики прогностической компетентности младших школьников. Мы провели теоретическое и практическое исследование.
В ходе теоретического исследования выяснили уровни сформированности прогностической компетентности младших школьников. Определили сущностную характеристику прогностической компетентности и структуру. Полученные в ходе теоретического исследования данные, являются основой для проведения опытно-практического исследования.
Нами проведена диагностическая работа по выявлению специфики прогностической компетентности в 3 классе. Определили актуальный уровень сформированности прогностической компетентности на констатирующем этапе и выяснили, что больше всего показателей было по низкому и среднему уровнях сформированности прогностической компетентности.
Таким образом, наше исследование имеет практическую значимость, которая заключается в систематизации, углублении и конкретизации научно - педагогической и методической информации о сущности, значении и задачах прогностической компетентности. Знание этих характеристик выступает одним из важных условий реализации компетентностного подхода в обучении.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова: учебное пособие для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 338 с.
2. Алямовская, В., Кергез, Н. Как помочь «медленному» ребенку [Текст] // Игра и дети. - 201. - № 4. - С. 13-15.
3. Амонашвили, Ш.А. Размышление о гуманной педагогике [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 2011. - 264 с.
4. Амосов, Н.М., Никитина, Л.А., Воронцов, Д.Д. Страна детства. Сборник [Текст] / Н.М. Амосов. - М.: Знание, 1990. - 288 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. 2-е изд. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. - 352 с.
6. Бондаревская, Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2014. - № 6. - С. 13-26.
7. Бондарчук, Е.И., Бондарчук, Л.И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций [Текст] / Е.И. Бондарчук. - 3-е изд., стереотип. - К.: МАУП, 2015. - 168 с.
8. Введение в психологию [Текст] / Под общей ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 205 с.
9. Виноградова, Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? [Текст] / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. - 2014. - № 9. - С. 14-19.
10. Витковская, И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников [Текст] / И.М. Витковская // Начальная школа. - 2014. - № 12. - С. 11.
11. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов [Текст] / Под ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2016. - 288 с.
12. Детская психология. Методические указания [Текст] / Автор - составитель Р.П. Ефимкина. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2015. - 162 с.
13. Дробинская, А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей [Текст] / А.О. Дробинская. - М.: Школа-Пресс, 2015. - 144 с.
14. Дубровина, И.В. и др. Психология [Текст]: Учебник для студентов высших учеб.заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 348 с.
15. Ересь, Е.П. Темперамент и его воспитание у школьников [Текст] / Е.П. Ересь. - Минск, 2015. - 115 с.
16. Жутикова, Н.В. Учителю о практике психологической помощи [Текст] / Н.В. Жутикова. - М., 2013. - 165 с.
17. Землянская, Е.В. Учебное сотрудничество младших школьников на уроке [Текст] / Е.В. Землянская // Начальная школа. - 2014. - № 1. - С. 26-32.
18. Казанская, В.Г. Личность ученика и учителя в начальной школе [Текст] / В .Г. Казанская. - СПб.: КАРО, 2014. - 216 с.
19. Климов, И.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы [Текст] / И.А. Климов. - Казань: Изд- во Казанского государственного университета, 2000. - 119 с.
20. Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2014. - 364 с.
21. Краковский, А.П. Трудный возраст [Текст] / А.П. Краковский. - М.: Просвещение, 2005. - 160 с.
22. Кречмер, Э. Теория темпераментов [Текст] // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. - М., 2000. - 320 с.
23. Кульневич, С.В. Педагогика личности от концепций до технологий [Текст] / С.В. Кульневич. - М.: Гардарики, 2014. - 324 с.
24. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии [Текст] / Д.Г. Левитес. - М.; Воронеж, 2014. - 216 с.
25. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 294 с.
26. Мерлин, В.С. Очерк теории темперамента [Текст] / В.С. Мерлин. - М., 2004. - 215 с.
27. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания [Текст] / А.В. Мудрик. - М., 2014. - 110 с.
28. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник для студ. вузов. -9-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 265 с.
29. Небылицын, В. Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии [Текст] / В.Д. Небылицын // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. - М., 2009. - 456 с.
30. Новейший психологический словарь [Текст] / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 808 с.
31. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М., Российское педагогическое агентство, 1996. - 455 с.
32. Общая психология [Текст] / Под ред. А.В.Петровского; 19-е изд., переработ. и доп. - М., Просвещение, 2006. - 267с.
33. Олейник, С.А. Особенности взаимодействия учителя и ученика в зависимости от типа учебной ситуации. Взрослые и дети в образовательном пространстве [Текст] / С.А. Олейник. - М.: Академия, 2014. - 214 с.
34. Петровский, В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М. и др. Учимся общаться с ребенком [Текст] / В. А. Петровский. - М., 2003. - 300 с.
35. Психология развития [Текст] / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. - М.: ЧеРо, 2015. - 350 с.
36. Психология индивидуальных различий [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - М.: АСТ, 1999. - 225 с.
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 214 с.
38. Русалов, В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека [Текст] / В.М. Русалов // Вопросы психологии. - 1985. - № 1.
39. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование [Текст] / B3. Сериков // Педагогика. - 2016. - № 5.
40. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 369 с.
41. Степанова, О. А. Профилактика школьных трудностей у детей [Текст] / О.А. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
42. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст] / Л.Д. Столяренко. - Серия «Учебники и учебные пособия». - 4-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д., «Феникс», 2015. - 567 с.
43. Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии [Текст] / Я. Стреляу. - М.: Прогресс, 2016. - 234с.
44. Теплов, Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения [Текст] / Б.М. Теплов // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. - М., 2015. - 450 с.
45. Файнберг, С. У каждого ребенка свой темперамент и характер [Текст] / СУ. Файнберг // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 2. - С. 57-62.
46. Шевандрин, Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности [Текст] / Н.И. Шевандрин. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 512 с.
47. Школа педагогического мастерства [Текст] / Авт-сост. И.С. Белова. - Волгоград: Учитель, 2014.
48. Шмелев, А.Г. Основы психодиагностики индивидуальности [Текст] / А.Г. Шмелев. - М.: Феникс, 2013. - 364 с.
49. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированная школа. Взрослые и дети в образовательном пространсте [Текст] / И.С. Якиманская. - М.: Академия, 2014. - 216 с.
50. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2014. - 268 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ