ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 9
1.1. Педагогические основания формирования лексической компетенции в
общеобразовательной школе 9
1.2. Анализ структуры и содержания лексической компетенции 17
1.3. Проектирование методической системы формирования лексической
компетенции при помощи игровых технологий 23
Выводы по главе 1 37
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 39
2.1. Общие вопросы организации эксперимента 39
2.2. Оценка результатов процесса применения игровых технологий при
формировании лексической компетенции. Констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента 45
2.3. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы 58
Выводы по главе 2 64
Заключение 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 96
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С ПОМОЩЬЮ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 9
1.1. Педагогические основания формирования лексической компетенции в
общеобразовательной школе 9
1.2. Анализ структуры и содержания лексической компетенции 17
1.3. Проектирование методической системы формирования лексической
компетенции при помощи игровых технологий 23
Выводы по главе 1 37
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 39
2.1. Общие вопросы организации эксперимента 39
2.2. Оценка результатов процесса применения игровых технологий при
формировании лексической компетенции. Констатирующий и формирующий этапы педагогического эксперимента 45
2.3. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы 58
Выводы по главе 2 64
Заключение 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 96
Политические, экономические и социальные факторы современного мира определяют изучению иностранного языка очень важную роль в жизни социума. Овладение иностранным языком становится главным компонентом процесса глобализации, что значительно увеличивает его авторитет в рамках школьного образования.
Итак, согласно нормативным документам Министерства Образования и науки РФ основной целью изучения иностранного языка в школе является овладение иноязычной коммуникативной компетенцией, что означает реальную готовность и способность обучающихся осуществлять иноязычное общение. Так, основной установкой предмета «Иностранный язык» становится прежде всего овладение коммуникативными навыками и умениями.
Однако следует обратить внимание на тот факт, что иноязычная коммуникативная компетенция полиструктурна и содержит в себе, по мнению многих ученых, следующие субкомпоненты: грамматическую, речевую, социокультурную и лексическую компетенции.
Компетентностный подход в обучении иностранному языку обуславливает необходимость стремительного и эффективного овладения языковыми средствами. Следует отметить, что уровень сформированности коммуникативной компетенции находится в неразрывной связи с овладением лексической компетенцией.
Лексика является важнейшим механизмом всех видов речевой деятельности. Лексическая сторона речи, наряду с грамматической, является фундаментом практической реализации речевой деятельности. Поэтому, необходимо отметить определяющее значение изучения лексике в рамках школьного образования
Немаловажным является тот факт, что потребность в стремительном овладении навыками иноязычного общения вызвала непревзойденный интерес в методике обучения иностранному языку и оказалась условием формирования новых интенсивных методов и форм обучения.
В нашем исследовании мы акцентируем внимание на формирование лексической компетенции на младшем этапе обучения в школе, где главным методом обучения является игровой.
Анализ теоретико-дидактического материала, а также практическая деятельность позволяют сделать вывод о том, что для реализации игровых технологий требуется немало времени и усилий. Подготовка высокопрофессиональных кадров, материально-техническое оснащение, развитие методической научной базы - только некоторые положения данной проблемы. К тому же, в ходе практики четко прослеживается противоречия между требованиями к формированию иноязычной компетенции и реальными результатами. Таким образом, актуальность выбранной нами темы исследования обусловлена следующими факторами:
1) высокими требованиями к качеству обучения иностранному языку в современном школьном образовании;
2) внедрением компетентностного подхода в обучение иностранному языку;
3) недостаточной разработанностью методики формирования лексической компетенции с использованием игровых технологий на младшем этапе обучения в школе.
Цель нашего диссертационного исследования заключается в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности применения игровых технологий в рамках формирования лексической компетенции младших школьников на уроке иностранного языка.
Объект исследования - процесс обучения иностранному (английскому) языку в начальной школе.
Предметом исследования является процесс формирования и развития лексической компетенции на уроке английского языка с использованием игровых технологий на младшем этапе обучения в школе.
Гипотеза исследования заключается в следующем: процесс формирования лексической компетенции на начальном этапе обучения в школе будет более эффективным и результативным, если на уроке иностранного языка систематически применять игровые технологии при изучении лексической стороны речи.
В ходе разработки нашего исследования и выдвинутой нами гипотезы были определены следующие задачи:
1) рассмотреть и проанализировать теоретические основания формирования лексической компетенции в процессе изучения иностранного языка в общеобразовательной школе на младшем этапе обучения;
2) детально изучить структуру лексической компетенции и ее содержание;
3) разработать методическую систему формирования лексической компетенции при помощи игрового метода;
4) апробировать разработанный методический комплекс в ходе педагогической деятельности;
5) оценить и обобщить результаты исследования и экспериментальной проверки с целью определения эффективности использования игровых технологий при формировании лексической компетенции в рамках изучения ИЯ на младшем этапе обучения в школе.
Для реализации поставленных задач нашего исследования использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ методических, научных и психолого
педагогических материалов по проблеме исследования, систематизация знаний, обобщение, сравнение, анализ.
- эмпирические: проведение опытно-экспериментальной работы по выдвинутой гипотезе исследования (констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования), педагогическое моделирование, обработка результатов обучаемости учащихся в контрольной и экспериментальной группах.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МБОУ «Гимназия № 183» Советского района г. Казани.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы:
- в области психологии (Н.Ф. Талызина, И.А. Зимняя, В.А. Якунин, В.Г. Казанская, И.Е. Берлянд, Л.С. Выготский, Ф.Н. Гоноболин, В.К. Дьяченко, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.А. Панфилова, H.A. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и другие);
- в области методики (Зимняя И.А., Соловова Е.Н., Рогова Г.В., Пассов Е.И., Хуторской А.В., Иванова О.В., Миньяр-Белoручев Р.К., Мухaева Н.М., Ростовцева В.М., Соловдова Э.И., Корчaжкина О.М., ГУРВИЧ П.Б., С.Л. Рyбинштейн, Мaчхелян Г.Г., Шлмов А.Н., Шягилов, К. Бюлер, К.Гросс, Йохан Хейзинг, А.Н.Леонтьев, М.Мид, Г.Спенсер, Ф.Шиллер, Стефан Шуман, В.Штерн, Э.Б.Эльконин, A. Bruton, J. Coady, В.Н. Douglas, N. Ellis, M. Hyde, M. Lewis, M.H. Long и другие).
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что:
1. Раскрыта сущностная характеристика понятий «лексическая компетенция» и «игровые технологии».
2. Обоснованы и экспериментально проверены педагогические предпосылки формирования лексической компетенции обучающихся на уроке иностранного языка с помощью игровой деятельности.
3. Установлена связь компонентов лексической компетенции со структурой и функциональными особенностями игровой деятельности.
4. Разработаны логические формы и методы формирования лексической компетенции в ходе игры в процессе обучения иностранному языку.
Теоретическая значимость данной работы заключается в детальном исследовании и уточнении дидактических оснований формирования лексической компетенции на уроках иностранного языка на младшем этапе школьного обучения с помощью игровых технологий, углублении теоретических подходов к формированию лексической компетенции в рамках игровой сессии, овладении правилами и приемами анализа и решения учебных задач.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что результаты и сформированные выводы исследовательской работы могут быть использованы для дальнейшего изучения игровых технологий при формировании лексической компетенции обучающихся, а также для проведения практических занятий преподавателями иностранного языка в общеобразовательных учреждениях на младшем, среднем и старшем этапах обучения.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования его целям и задачам, опытно-экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы и результатов исследования в своей педагогической деятельности в МБОУ «Гимназия № 183» Советского района г. Казани.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Проблема исследования неоднократно обсуждалась на различных конференциях и форумах различного уровня, в том числе на региональной научно-практической конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального университета «Языковой вкус эпохи» (2016 год), на международной студенческой научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия» (Новосибирск, 2017 год).
Материалы исследования прошли апробацию в конкурсе на стипендию Russian Oxford Fund, 2018.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и пяти приложений. В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основания формирования лексической компетенции. Вторая глава описывает методику формирования лексической компетенции посредством игровых технологий.
Итак, согласно нормативным документам Министерства Образования и науки РФ основной целью изучения иностранного языка в школе является овладение иноязычной коммуникативной компетенцией, что означает реальную готовность и способность обучающихся осуществлять иноязычное общение. Так, основной установкой предмета «Иностранный язык» становится прежде всего овладение коммуникативными навыками и умениями.
Однако следует обратить внимание на тот факт, что иноязычная коммуникативная компетенция полиструктурна и содержит в себе, по мнению многих ученых, следующие субкомпоненты: грамматическую, речевую, социокультурную и лексическую компетенции.
Компетентностный подход в обучении иностранному языку обуславливает необходимость стремительного и эффективного овладения языковыми средствами. Следует отметить, что уровень сформированности коммуникативной компетенции находится в неразрывной связи с овладением лексической компетенцией.
Лексика является важнейшим механизмом всех видов речевой деятельности. Лексическая сторона речи, наряду с грамматической, является фундаментом практической реализации речевой деятельности. Поэтому, необходимо отметить определяющее значение изучения лексике в рамках школьного образования
Немаловажным является тот факт, что потребность в стремительном овладении навыками иноязычного общения вызвала непревзойденный интерес в методике обучения иностранному языку и оказалась условием формирования новых интенсивных методов и форм обучения.
В нашем исследовании мы акцентируем внимание на формирование лексической компетенции на младшем этапе обучения в школе, где главным методом обучения является игровой.
Анализ теоретико-дидактического материала, а также практическая деятельность позволяют сделать вывод о том, что для реализации игровых технологий требуется немало времени и усилий. Подготовка высокопрофессиональных кадров, материально-техническое оснащение, развитие методической научной базы - только некоторые положения данной проблемы. К тому же, в ходе практики четко прослеживается противоречия между требованиями к формированию иноязычной компетенции и реальными результатами. Таким образом, актуальность выбранной нами темы исследования обусловлена следующими факторами:
1) высокими требованиями к качеству обучения иностранному языку в современном школьном образовании;
2) внедрением компетентностного подхода в обучение иностранному языку;
3) недостаточной разработанностью методики формирования лексической компетенции с использованием игровых технологий на младшем этапе обучения в школе.
Цель нашего диссертационного исследования заключается в выявлении, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности применения игровых технологий в рамках формирования лексической компетенции младших школьников на уроке иностранного языка.
Объект исследования - процесс обучения иностранному (английскому) языку в начальной школе.
Предметом исследования является процесс формирования и развития лексической компетенции на уроке английского языка с использованием игровых технологий на младшем этапе обучения в школе.
Гипотеза исследования заключается в следующем: процесс формирования лексической компетенции на начальном этапе обучения в школе будет более эффективным и результативным, если на уроке иностранного языка систематически применять игровые технологии при изучении лексической стороны речи.
В ходе разработки нашего исследования и выдвинутой нами гипотезы были определены следующие задачи:
1) рассмотреть и проанализировать теоретические основания формирования лексической компетенции в процессе изучения иностранного языка в общеобразовательной школе на младшем этапе обучения;
2) детально изучить структуру лексической компетенции и ее содержание;
3) разработать методическую систему формирования лексической компетенции при помощи игрового метода;
4) апробировать разработанный методический комплекс в ходе педагогической деятельности;
5) оценить и обобщить результаты исследования и экспериментальной проверки с целью определения эффективности использования игровых технологий при формировании лексической компетенции в рамках изучения ИЯ на младшем этапе обучения в школе.
Для реализации поставленных задач нашего исследования использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ методических, научных и психолого
педагогических материалов по проблеме исследования, систематизация знаний, обобщение, сравнение, анализ.
- эмпирические: проведение опытно-экспериментальной работы по выдвинутой гипотезе исследования (констатирующий, формирующий и контрольный этапы исследования), педагогическое моделирование, обработка результатов обучаемости учащихся в контрольной и экспериментальной группах.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МБОУ «Гимназия № 183» Советского района г. Казани.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы:
- в области психологии (Н.Ф. Талызина, И.А. Зимняя, В.А. Якунин, В.Г. Казанская, И.Е. Берлянд, Л.С. Выготский, Ф.Н. Гоноболин, В.К. Дьяченко, Н.Я. Михайленко, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.А. Панфилова, H.A. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и другие);
- в области методики (Зимняя И.А., Соловова Е.Н., Рогова Г.В., Пассов Е.И., Хуторской А.В., Иванова О.В., Миньяр-Белoручев Р.К., Мухaева Н.М., Ростовцева В.М., Соловдова Э.И., Корчaжкина О.М., ГУРВИЧ П.Б., С.Л. Рyбинштейн, Мaчхелян Г.Г., Шлмов А.Н., Шягилов, К. Бюлер, К.Гросс, Йохан Хейзинг, А.Н.Леонтьев, М.Мид, Г.Спенсер, Ф.Шиллер, Стефан Шуман, В.Штерн, Э.Б.Эльконин, A. Bruton, J. Coady, В.Н. Douglas, N. Ellis, M. Hyde, M. Lewis, M.H. Long и другие).
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что:
1. Раскрыта сущностная характеристика понятий «лексическая компетенция» и «игровые технологии».
2. Обоснованы и экспериментально проверены педагогические предпосылки формирования лексической компетенции обучающихся на уроке иностранного языка с помощью игровой деятельности.
3. Установлена связь компонентов лексической компетенции со структурой и функциональными особенностями игровой деятельности.
4. Разработаны логические формы и методы формирования лексической компетенции в ходе игры в процессе обучения иностранному языку.
Теоретическая значимость данной работы заключается в детальном исследовании и уточнении дидактических оснований формирования лексической компетенции на уроках иностранного языка на младшем этапе школьного обучения с помощью игровых технологий, углублении теоретических подходов к формированию лексической компетенции в рамках игровой сессии, овладении правилами и приемами анализа и решения учебных задач.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что результаты и сформированные выводы исследовательской работы могут быть использованы для дальнейшего изучения игровых технологий при формировании лексической компетенции обучающихся, а также для проведения практических занятий преподавателями иностранного языка в общеобразовательных учреждениях на младшем, среднем и старшем этапах обучения.
Достоверность результатов исследования обеспечивается анализом и опорой на фундаментальные работы по проблеме исследования, адекватностью методов исследования его целям и задачам, опытно-экспериментальной проверкой выдвинутой гипотезы и результатов исследования в своей педагогической деятельности в МБОУ «Гимназия № 183» Советского района г. Казани.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Проблема исследования неоднократно обсуждалась на различных конференциях и форумах различного уровня, в том числе на региональной научно-практической конференции студентов Казанского (Приволжского) Федерального университета «Языковой вкус эпохи» (2016 год), на международной студенческой научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия» (Новосибирск, 2017 год).
Материалы исследования прошли апробацию в конкурсе на стипендию Russian Oxford Fund, 2018.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и пяти приложений. В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основания формирования лексической компетенции. Вторая глава описывает методику формирования лексической компетенции посредством игровых технологий.
Социально-политические и экономические модификации во всех сферах современного общества привели к значительным преобразованиям в системе образования. В частности, изменилось положение предмета «Иностранный язык». Процессы глобализации и интернационализации сделали иностранный язык крайне востребованным. Иностранный язык стал инструментом мирового общения и социального взаимодействия, средством формирования социокультурной компетенции, важнейшим двигателем интеллектуального развития и раскрытия общеобразовательного потенциала школьников.
Главной целью предмета «Иностранный язык» в современном школьном образовании стало формирование иноязычной коммуникативной компетенции. В своем исследовании мы доказали, что сформированность иноязычной коммуникативной компетенции находится в неразрывной связи с уровнем развития лексической компетенции.
Анализ исходных и выработанных представлений о рассматриваемой проблеме показал, что в педагогике и психологии уделяется недостаточно внимания такой форме обучения, как занятия по формированию лексической компетенции на основе игрового метода, что доказывает недостаточную разработанность проблемы и актуальность темы нашего диссертационного исследования.
Формирование лексической компетенции как составляющей иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников в полной мере зависит от методической тактики обучения лексике.
В рамках нашего исследования мы рассмотрели и реализовали на практике обучение лексической стороне речи с помощью игровых технологий. Целью применения игровых технологий в нашем исследовании является развитие лексической компетенции, развитие ключевых умений, необходимых для реализации иноязычного общения, творческих способностей и стремление к реализации своих возможностей в рамках международной коммуникации.
Мы выявили, что игровые технологии на уроках иностранного языка являются олицетворением качественных нововведений, предоставляющие учащемуся возможность не только глубокого и занимательного усвоения материалов на иностранном языке, но также и развивающие личностные ориентиры, остро необходимые в реализации собственных возможностей и потенциала.
В ходе комплексной работы над темой диссертационного исследования мы детально изучили методическую систему формирования лексической компетенции с помощью игровых технологий на начальном этапе обучения, определили методические особенности разработки игровых ситуаций, а также дали подробный анализ лексической компетенции.
Анализ теоретико-методологических основ формирования лексической компетенции с помощью игровых технологий позволяет сделать вывод о том, что игра как особый инструмент организации процесса имеет сравнительное преимущество среди других применяемых методов, влияющих на формирование у учащихся младшего школьного возраста необходимых навыков и умений для реализации общения на изучаемом языке.
Математическая обработка данных, сравнительный анализ результатов рубежной и итоговой контрольных работ учащихся экспериментальных групп позволяют утверждать, что уровень развития лексической компетенции учащихся экспериментальной группы после проведения эксперимента стал выше. Следовательно, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась в результате опытно-экспериментальной проверки: систематическое внедрение игровых технологий в обучение лексике на младшем этапе обучения способствует более эффективному усвоению и реализации полученных знаний.
К тому же, анкетирование, проведенное в конце исследования показало, что все участники экспериментальной проверки получили определенный лексический опыт, который необходим для дальнейшего изучения иностранного языка. У обучающихся появился интерес, который перерос в мотивацию, направленную на достижение высокого результата. Итак, методически верно организованная игра является залогом продуктивной деятельности и комплексной реализации спектра задач учебной, развивающей и воспитательной направленности.
Эксперимент по проверке эффективности развития лексической компетенции в ходе игровой деятельности показал, что реализация игровой деятельности на уроке иностранного языка стимулирует не только деятельность ученика, но и мотивирует учителя на поиск новых методических приемов и технологий. Участники игрового процесса получают удовольствие от таких занятий, вырабатывают самостоятельность в решении проблем и коммуникативных задач. А значит, следует отметить, что игровая деятельность основывается на активном взаимодействии учителя и учащихся, оказывающего неизгладимый эффект на успешность проведения урока с применением данного метода.
Педагогические условия по формированию лексической компетенции, предложенные нами в диссертационном исследовании, могут быть использованы в других предметных областях школ, средних учебных заведениях и вузах на различных этапах обучения.
Нашей работой не ограничивается исследование данной проблемы. На наш взгляд, может оказаться перспективным исследование проблемы формирования лексической компетенции на среднем и старшем школьном этапе на основе других методических приемов (художественные фильмы, Интернет-проекты, социальные сети и другие).
Таким образом, внедрение игр и игровых ситуаций в образовательный процесс, оказывает существенное положительное влияние на формирование у учащегося осознанной мотивации, развивает у него такие качества, как инициативность, активность, постоянное стремление к успеху, а также направляет его деятельность на осознанное усвоение познавательного материала на иностранном языке.
Перспективой нашей дальнейшей работы над данной темой будет практическое применение игровых технологий в своей профессиональной деятельности для достижения наилучшего усвоения иностранного языка младшими школьниками.
Главной целью предмета «Иностранный язык» в современном школьном образовании стало формирование иноязычной коммуникативной компетенции. В своем исследовании мы доказали, что сформированность иноязычной коммуникативной компетенции находится в неразрывной связи с уровнем развития лексической компетенции.
Анализ исходных и выработанных представлений о рассматриваемой проблеме показал, что в педагогике и психологии уделяется недостаточно внимания такой форме обучения, как занятия по формированию лексической компетенции на основе игрового метода, что доказывает недостаточную разработанность проблемы и актуальность темы нашего диссертационного исследования.
Формирование лексической компетенции как составляющей иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников в полной мере зависит от методической тактики обучения лексике.
В рамках нашего исследования мы рассмотрели и реализовали на практике обучение лексической стороне речи с помощью игровых технологий. Целью применения игровых технологий в нашем исследовании является развитие лексической компетенции, развитие ключевых умений, необходимых для реализации иноязычного общения, творческих способностей и стремление к реализации своих возможностей в рамках международной коммуникации.
Мы выявили, что игровые технологии на уроках иностранного языка являются олицетворением качественных нововведений, предоставляющие учащемуся возможность не только глубокого и занимательного усвоения материалов на иностранном языке, но также и развивающие личностные ориентиры, остро необходимые в реализации собственных возможностей и потенциала.
В ходе комплексной работы над темой диссертационного исследования мы детально изучили методическую систему формирования лексической компетенции с помощью игровых технологий на начальном этапе обучения, определили методические особенности разработки игровых ситуаций, а также дали подробный анализ лексической компетенции.
Анализ теоретико-методологических основ формирования лексической компетенции с помощью игровых технологий позволяет сделать вывод о том, что игра как особый инструмент организации процесса имеет сравнительное преимущество среди других применяемых методов, влияющих на формирование у учащихся младшего школьного возраста необходимых навыков и умений для реализации общения на изучаемом языке.
Математическая обработка данных, сравнительный анализ результатов рубежной и итоговой контрольных работ учащихся экспериментальных групп позволяют утверждать, что уровень развития лексической компетенции учащихся экспериментальной группы после проведения эксперимента стал выше. Следовательно, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась в результате опытно-экспериментальной проверки: систематическое внедрение игровых технологий в обучение лексике на младшем этапе обучения способствует более эффективному усвоению и реализации полученных знаний.
К тому же, анкетирование, проведенное в конце исследования показало, что все участники экспериментальной проверки получили определенный лексический опыт, который необходим для дальнейшего изучения иностранного языка. У обучающихся появился интерес, который перерос в мотивацию, направленную на достижение высокого результата. Итак, методически верно организованная игра является залогом продуктивной деятельности и комплексной реализации спектра задач учебной, развивающей и воспитательной направленности.
Эксперимент по проверке эффективности развития лексической компетенции в ходе игровой деятельности показал, что реализация игровой деятельности на уроке иностранного языка стимулирует не только деятельность ученика, но и мотивирует учителя на поиск новых методических приемов и технологий. Участники игрового процесса получают удовольствие от таких занятий, вырабатывают самостоятельность в решении проблем и коммуникативных задач. А значит, следует отметить, что игровая деятельность основывается на активном взаимодействии учителя и учащихся, оказывающего неизгладимый эффект на успешность проведения урока с применением данного метода.
Педагогические условия по формированию лексической компетенции, предложенные нами в диссертационном исследовании, могут быть использованы в других предметных областях школ, средних учебных заведениях и вузах на различных этапах обучения.
Нашей работой не ограничивается исследование данной проблемы. На наш взгляд, может оказаться перспективным исследование проблемы формирования лексической компетенции на среднем и старшем школьном этапе на основе других методических приемов (художественные фильмы, Интернет-проекты, социальные сети и другие).
Таким образом, внедрение игр и игровых ситуаций в образовательный процесс, оказывает существенное положительное влияние на формирование у учащегося осознанной мотивации, развивает у него такие качества, как инициативность, активность, постоянное стремление к успеху, а также направляет его деятельность на осознанное усвоение познавательного материала на иностранном языке.
Перспективой нашей дальнейшей работы над данной темой будет практическое применение игровых технологий в своей профессиональной деятельности для достижения наилучшего усвоения иностранного языка младшими школьниками.
Подобные работы
- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ
ФОРМИРОВАНИИ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Игровые технологии как способ формирования лексического навыка у обучающихся на уроке английского языка в 4 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022 - Информационные технологии при формировании лексических навыков
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
ОБУЧЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Тематические игры для формирования лексических навыков при обучении английскому языку учащихся
начальной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Технология обучения иностранному языку с использованием игровых приемов для формирования лексических навыков у младших школьников (Гжельский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2019



