ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭМПАТИИ КАК ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1J . Понятие эмпатии а трудах зарубежных и
отечественных психологов
1,2. Личность и ее эмпатийный потенциал
1.2.1. Понятие о личности, сс развитии
1.2.2. Эмпатийный потенциал личности
1.3. Структура эмпатийного потенциала личности (формы, уровни и функции эмпатии)
1.4. Особенности проявления и развития эмпатии как
личностного образования па ранних этапах онтогенеза, в
раннем и среднем детстве
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМПАТИЙНОГО ПОТЕНЦИАЛА
ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 7-8
ЛЕТ)
Основные этапы исследования; методы и методики
изучения эмпатии личности детей в возрасте 7-8 лет
Характеристика системы психологически
ориентированных занятий с детьми 7-8 лет как
совокупности психологических условий развития
эмпатийного потенциала их личности
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ЭМПАТИЙНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ
3.1. Анализ состояния эмпатийного потенциала личности малолетних детей. Результаты первого кон стапирующего
эксперимента
3.2. Условия развития эмпатийного потенциала на занятиях с детьми 7-8 лет. Формирующий
эксперимент
3.3. Результаты формирующего эксперимента и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Перемены в области культуры, в политико-экономическом положении нашей страны ведут к изменениям в социальной среде. Все больше общественные интересы перестают быть интересами каждого. Все реже можно встретить искреннее участие человека в жизни коллектива, группы, другого человека, наконец. Заметнее в разных сферах человеческой жизни стал наблюдаться процесс индивидуализации. Приоритетными все чаще становятся личные интересы, мотивы личного успеха, престижа, первенства, благополучия,
К сожалению, такая личностная позиция в последнее время стала многими приниматься как норма. Вместе с тем, «решающим для любого общества является вопрос: какой вид единства и солидарности оно устанавливает и может поддерживать в условиях данной социоэкоиомической структуры» (200, с.287) Либо это стремление к единению с другими в низших формах поведении - актах садизма, террора, агрессии, разрушения, либо стремление к высшим формам поведения - солидарности, основанной на общих идеалах и убеждениях. Поэтому такие феномены человеческой психики, как децентрация, сопереживание, сочувствие, содействие, эмпатия, становятся важнейшим содержанием психической жизни современной личности и «в качестве потребностей» побуждают его к творческой созидательной деятельности [25, с. 174]. Вместе с гем, такая характеристика лpocoiшального поведения человека, как эмпатия, в современном обществе нередко воспринимается даже се обладателями как помеха на пути к достижению жизненных целей, являющихся, в сущности, вторичными, поскольку забываются нравственные ценности. Более того, наши современники порой стараются избегать ситуаций, вызывающих эмпатические переживания, к включению в которые они не гитовы [155; 234; 235],
Л И.БОЖОВИЧ, Т.П.Гаврилова, изучая эмпатию, предположили, что она, «как и всякое другое новообразование в психической жизни человека, развивается от элементарных (натуральных) форм эмоциональной отзывчивости - заражения,
4
сопереживания - к сложным социально обусловленным формам - сочувствию» [25, с. 173]. Далее ими было доказано, что в развитии эмпатии доминирующим компонентом действительно является непосредственное заражение субъекта переживанием, которое имеет место и у объекта эмпатии. В дальнейшем, в структуре эмпатичсских переживаний человека, начинает доминировать иное чувство, обусловленное теми особенностями его личности, которыми оно опосредствуется. Это может быть чувство сострадания. И если первоначальная форма эмоциональной отзывчивости связана с потребностью в собственном благополучии, го последующая возникает в связи с потребностью в благополучии других людей.
Исследования Л.И.Божович и Т,П,Гавриловой [25] привели авторов к выводу, что для возникновения сочувствия как сложной опосредованной структуры необходимо накопить известный опыт взаимоотношений с людьми и проделать определенный путь психического развития. Иначе, ребенок должен уметь встать в позицию другого, понять источники его переживания, отнестись к ним как к значимым; он должен достигнуть определенного уровня нравственного развития.
Нравственное развитие и формирование начинаются на ранних .лапах онтогенеза человека. В возрасте семи-восьми лег имеются большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей. Организуя общение в процессе учения» труда, игр детей, взрослые получат возможность влиять на их личностное развитие, заботясь о приобретении ими эмоционального опыта, эмоциональной компетентности [40; 42; 56].
Возраст 7-Я лет, который в психологии развития называют периодом сере¬дины детства [3; 93; 232], благоприятен для целого ряда новообразований, подготавливающих детей к вхождению в новую ведущую деятельность - общение. Поэтому вопрос диагностики и развития социально- перцептивных характеристик у детей этого возраста и, в частности, эмпатии, чрезвычайно актуален. Своевременное решение этих и других вопросов лежит
5
ь основе предупреждения трудностей в общении у будущих младших подростков.
Эмпатия даяно стала предметом исследовании отечественных психологов в качестве собственно психологического образования (В.С.Мухина, Т,П.Гаврилова, Н.II.Обозов, Ю.Б.Гиппенрейтер, А.Б.Орлов, И,М,Юсупов и др.). Однако процессу развития эмпатии детей 7-8 лет как сложного личностного образования, заключающегося ft способности понимать переживания другого человека и сопереживать ему в процессе межличностных отношений, уделено недостаточно много внимания в психологической литературе.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Эмпатийный потенциал детей обладает характерными особенностями, и его развитие возможно в процессе организации такого взаимодействия детей друг с другом, при котором создаются особые психологические условия, основанные на партнерских отношениях.
ЦЕЛЬ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ - изучение состояния эмпатийного потенциала личности детей 7-8 лет и возможностей его развития в специально организованных психологических условиях.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ яапяется эмпатийный потенциал личности. ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются особенности состояния эмпатийного потенциала личности детей 7*8 лет и его развития в специально организованны* психологических условиях*
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие ЗАДАчИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1) теоретический анализ исследований по проблеме эмпатии как личностного образования и развития эмпатийпого потенциала детей;
2) подбор методов исследования и формирование методических процедур, адекватных исследовательским задачам;
3) изучение особенностей эмпатийного потенциала детей 7-8 лет;
4) разработка системы психологически ориентированных занятий как совокупности психологических условий, способствующих развитию эмпатийного потенциала личности детей 7-& лет;
6
5) анализ и интерпретация полученных данных.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ исследования составили общенаучные принципы познания, деятельностный подход, положение о социальной детерминированности психики, психологические основы взаимодействия.
В своих исследованиях мы опирались на положения и выводы, сделанные относительно эмпатии в работах Л И.Божович, С.Б.Борисенко, Т.П.Ганриловой, Ю.Б.Г игшенрейтер, Б.И.Додопова, В. А.Лаиунской, А.Б,Орлова,
Н.И.Сарджведадзе, А.В.Тимохиной, И.МЛОсупова и других отечественных психологов. Вместе с тем. основой для рассмотрения эмпатии и механизмов ее возникновения в общении стали для нас труды М.Аргайла, К.Кларка, Т.Липлса, К.Роджерса, Э.Титченера, Д.Хоустон, М.Хоффмана, Д.Шлиена.
Для подтверждении исходной гипотезы и обоснования результатом работы были использованы следующие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- теоретический анализ психологической литературы для определения содержа-тельной специфики исследуемого явления;
- включенное наблюдение;
- группа диагностических методик: интервьюирование респондентов; структурированная анкета, основанная на описании характеристик эмпатийного потенциала личности И.М. Юсуповым; методика "Неоконченные рассказы” Т.1 [.Гавриловой; тест изучения личностных особенностей Р.Б.Кетселда, Р.В.Коапа (детский вариант); методика "Диагностика типологических особенностей готовности к взаимодействию детей 7-10 пет" В.А.С'и таропа, В.Г.Мнралова; шкала лиц П.С.Смита, Л.М.Кенделла, СЛ.Хюлина; проективные рисуночные методики " Дом-дерево - чело векf' Д.Бука, "Рисунок семьи" Г.Т.Хоментаускаса;
- формирующий эксперимент, включающий использование системы психологически ориентированных занятий;
- дли обработки эмпирических данных использовались методы математической статистики.
7
ДОСТОВЕРНОСТЬ результатов исследования обеспечивается анализом научных работ (отечественных и зарубежных) по исследуемой проблеме, выбором схемы эмпирического исследования, адекватной его цели и зала нам, применением известных количественных и качественных методов исследования, сопоставлением психодиагностических показателей, полученных при помощи взаимодополняющих методик и включенного наблюдения в процессе проведения формирующего эксперимента, а также сопоставимостью основных эмпирических данных исследования с результатами других авторов.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертационного исследования состоит в следующем:
]. Уточнено содержание понятия эмпатии как личностного образования детей семи-восьми лет.
2. Раскрыта совокупность психологических условий развития эмпатийного потенциала личности, лежащая в основе построения работы с детьми. К этим условиям относятся: организация партнерских отношений и сотрудничества детей; создание эмоционально положительного настроя у них на взаимодействие и сотрудничество; направление внимания детей на характер собственных отношений с партнерами и отношений между персонажами детской художественной литературы, а также анализ этих взаимоотношений. Доказана возможность построения работы с детьми, которая включает эти условия.
3. В психологию развития личности привнесен вклад н виде описании характера эмпатийного потенциала личности мальчиков и девочек семи-восьми лет.
4. Психологически ориентированные занятия аффективно влияют на развитие всех компонентов эмпатийного потенциала личности детей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертации: разработана программа психологически ориентированных занятий с детьми семи-восьми лет, которую воз-можно использовать для развития эмпатийного потенциала детей в специально организованных разнообразных видах их взаимодействия; полученные теоретические и практические результаты могут быть использованы в учебных курсах по психологии личности, социальной психологии.
ЛИЧНЫЙ ВКЛАД АВТОРА заключается в самостоятельной разработке программы исследования экспериментальных психологических условий развития эмпатии, системы психологически ориентированных занятий для детей се- ми^восьми лет по развитию у них эмпатийного потенциала личности и реализации этой программы. Собраны данные по самостоятельно подобранным методикам. Систематизированы данные констатирующего и формирующего эксперимента, выполнен их анализ и интерпретация эмпирических данных. Выводы по результатам исследования принадлежат диссертанту.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, которые выносятся ка защиту:
. Эмпатийный потенциал детей характеризуется своей спецификой, определяемой их половозрастными особенностями в контексте ведущею вида дея-тельности.
2. Эмпатия детей различается по форме проявления, уровням, устойчивости, объектам направленности.
3. Развитие эмпатийного потенциала возможно в специально созданных психологических условиях, к которым относятся: организация партнерских отношений и сотрудничества детей; создание эмоционально положительного настроя па взаимодействие и сотрудничество; направление внимания детей на характер собственных отношений с партнерами и отношений между персонажами детской художественной литературы, а также анализ этих взаимоотношений.
4. Система специальных психологически ориентированных занятий с детьми семи-восьми лет способствует развитию у них всех компонентов эмпатии (когнитивного, аффективного, поведенческою).
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследованием было охвачено 192 первоклассника МОУ-гимназии №1. МОУ-СОШ №7 г. Армавира Краснодарского края. Формирующий эксперимент проводился в течение года в муниципальной гимназии №1 г. Армавира (1999 - 2000 гг ); в формирующем эксперименте приняли участие 66 детей семи-восьми лет.
9
АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ была осуществлена на 5- м (г Пятигорск, Пятигорский государственный лингвистический университет, 1998), 6-м ([ . Элиста, Калмыкский государственный университет, 1999), 7-м (г. Майкоп, Адыгейский государственный университет, 2000) и 8-м (г, Ставрополь, Ставропольский государственный университет, 2001) годичных собраниях Южного отделения РАО, на XVII, XVIII, XIX, XX психолого- педагогических чтении* Юга России. Результаты исследования обсуждались и были одобрены на Всероссийской научно-практической конференции ‘Личность XXI века: теория и практика" (Москва. Московский открытый социальный университет, 2001), на Всероссийской конференции ’’Фундаментальные проблемы психологии: личность в исторической психологии" (Санкт- Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет, 2002), на Всероссийской научно-практической конференции (Краснодар, Кубанский государственный университет, 2002), на региональных и краевых научных конференциях (Ставрополь, 1996, 199S; Краснодар, 2000; Карачаевск. 2000), на межвузовских научно-практических конференциях {Армавир, 1996; Ростов-на-Дону, 1997, Ульяновск, 2001), на научно-практических конференциях г. Армавира Краснодарского края, па августовских Педагогических чтениях ЗАТО г, Фокино Приморского края (2000-2002).
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ. Теоретические выводы, а также апробированная в исследовании система психологически ориентированных занятий, направленных па развитие змпатийного потенциала детей 7-8 лет, внедрялись и используются в учебно-воспитательном процессе МОУ-гимназии №!. МОУ-СОШ №7 г. Армавира Краснодарского края, гимназии №259 ЗАТО г. Фокино Приморского края. Материалы исследования используются и лекционных курсах но психологии на факультете педагогики и методики начального образования Армавирского государственного педагогического института.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка использованных источников и приложения. Список литературы составляет 247 наименований.
ЗАКЛЮЧЕНИИ
1. Выполненное исследование, в основном, подтвердило гипотезу о воз-можности целенаправленной организации услоний для развитии эмпатийного потенциала детей. В условиях специально организованной системы психологи¬чески ориентированных занятий происходит более успешное развитие эмпатийного потенциала детей как сложного личностного образования, включающего когнитивный, аффективный и поведенческий аспекты.
2. Уточненное нами рабочее определение эмпатии как сложного, много-уровневого личностного образования, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик чело¬века, заключающихся в постижении эмоционального состояния, проникновении, вчувствовапии в переживания другого, может быть использовано как полезный концептуальный инструмент в практической деятельности педагогов и психологов.
3. Развитый эмпатийный потенциал личности проявляется в умении распознавать эмоциональные состояния других людей и децентрироваться в их мысли, чувства и действия; умении эмоционально отзываться на пережинанин другого; умении выбирать наиболее адекватный ответ на переживания другого, использовать способы взаимодействия, облегчающие неблагополучие другою
4. Характеристикам эмпатийного потенциала детей 7-8 лет свойственны сложность, неоднозначность, противоречивость проявлений по форме, уровням, степени устойчивости, объектам направленности.
5. В характеристике эмпатийного потенциала детей 7-8 лет обнаруживаются гендерные различия. Мальчикам в большей степени, чем девочкам, свойственна неустойчивая эмпатия, а также проявление сопереживания как более простой формы эмпатии.
6. Психологическими условиями для развития эмпатийного потенциала личности и г* нашем исследовании янлчются.
- организация партнерских отношений и сотрудничества детей;
- создание эмоционально положительного настроя па сотрудничество;
• направление внимания детей на характер собственных отношений с партнерами и отношений между персонажами детской художественной литера¬туры, а также анализ этих взаимоотношений.
7, Психологически ориентированные занятия оказывают существенное нлииние на развитие всех компонентов эмпатийного потенциала ЛИЧНОСТИ детей. Эксперимент показал, что в процессе взаимодействия развиваются такие характеристики эмпатийного потенциала личности, которые необходимы в общении и различных видах деятельности. Применение системы психологически ориентированных занятий как формы организации взаимодействия детей, естественные ситуации общения в ходе работы детей в парах (статических, вариационных, динамических) способствовало развитию эмлатических переживаний, партнерства детей. Партнерские отношения во взаимодействии детей предполагают: а) умение чередовать и согласовывать действия; б) совместно выполнять одну операцию, в) контролировать действия партнера, исправлять его ошибки;
г) помогать партнеру выполнять часть его работы; д) принимать замечания, ис-правлять свои ошибки; е) приобретать опыт эмпатического действенного отношения к партнеру.
8. Проведенное исследование позволяет нам дать некоторые рекомендации. В соответствии с выделенными тремя группами детей с различными уровнями развития эмпатийного потенциала мы рекомендуем применение сле¬дующих психологический условий:
При низком уровне рнзничия эмпатии у детей взрослому необходимо ориентировать их на дела, полезные для всей группы. Для этого целесообразнее вссго сформулировать значимую для них цель и направить их энергию на ее достижение. В повседневном взаимодействии взрослому требуется повышенная тактичность в работе с этими детьми и ненавязчивый, но постоянный конфоль, доброжелательное отношение к детям. Внешние стимулы, применяемые к этим детям, должны отвечать следующим требованиям: а) соответствовав внутреннему настрою ребенка в отношении к его делам, к окружающим,
нызмвать необходимость лецен фации; С>) пробуждать непроизвольное внимание с помощью интересных, ярких, сильных, прямо не связанных с их конкретным взаимодействием раздражителей; в) быть внушающими, обеспечивать положительное эмоциональное состояние, вызывать радостные ощущения от включенности в партнерство или совместную с детьми работу; г) включать этих детей в ситуации, когда необходимо найти нужные слова, чтобы успокоить, уте¬шить, порадовать другого человека; д) создавать при анализе литературных произведений из детской художественной литературы такие ситуации для развития эмпатии, а также развития речи детей, которые позволяют определить мо¬тивацию речи, ставят ребенка перед необходимостью высказать моральные суждения, возбуждают у них интерес и желание поделиться своими мыслями, стараться быть хорошим партнером во взаимодействии. Взрослому необходимо проявлять последовательность, настойчивость и требовательность в искоренении ненормативной лексики данных детей и формировать навыки реченого этикета и соответствующих содержанию эм пати чески* переживаний способов невербальное общения.
Иной характер имеют условия, необходимые для детей со средним уровнем развитии эмпатийного потенциала. Внимание ч работе с этими детьми должно быть направлено на то, чтобы усилить их интерес к детям в деятельном плане. С этой целью необходимо, используя недирективное взаимодействие, направлять ребенка на осмысливание своих мотивом, поиск путей более рационального удовлетворения своих желаний, преодоление эгоцентризма. В ходе бесед взрослые должны пробуждать интерес ребенка к своим товарищам, родным, близким и другим окружающим людям. Необходимо поощрять стремление детей рассказывать о других, их успехах и достижениях (нужно отвлекать внимание детей от рассказов о неудачах и офицателкных чертах других); взрослым необходимо усилить действенный характер ситуаций, побуждающих на занятиях к змиатическим переживаниям; стимулы для развития эмпатийного потенциала у этих детей должны отвечать следующим требованиям: а) быть эмоционально подкрепленными; б) постепенно переходить к пря^
мым, связанным с взаимодействием способам влияния на этого ребенка, побуждая его оказывать помощь другим; в) переходить к более широкому привлечению этих детей к социально полезной деятельности в ipvnne; г) создавать условия и поощрять самостоятельные попытки детей данной фуппы оказывать помощь, сочувствовать; д) последовательно и непременно заботиться об употреблении детьми формул речевого этикета; с) доброжелательно авансировать любые попытки детей со средним уровнем развития эмлатичсско- го потенциала в проявлении эмпатии 1уманистического характера и тактично предупреждать проявления у детей показного, демонстративного, эго¬центрического поведения в отношении с другими.
По отношению к детям с высоким уровнем развития эмпатии также необходимо создавать рял психологических условий. Основной падачей в работе с этими детьми является стабилизация уже имевшихся у них проявлений гуманистической эмпатии. На этом уроине эмпатического развития детей семи¬восьми лет необходимо а) расширять круг знаний детей об эмпатии в жизни лю¬дей (надо отмстить, что это нужно учитывать и в работе с детьми других групп);
б) поощрять инициативу эмпатическою взаимодействия, исходящую от них де¬тей; в) поддерживать их положительные почины, создавать ситуации, чтобы дети данной группы наиболее полно могли реализовать свою эмпатию (создавая 'иррадиацию1' эмпагни в ipvnne); г) стимулировать убежденность этих детей в том, что они нужны другим. Вместе с тем, взрослому необходимо позаботиться о создании условий для проявления терпимости этих детей по отношению к всевозможным насмешкам, шуткам по поводу их чувствительности со стороны сверстников. Необходимо предупреждать у этих детей проявление слишком высокой эмпатийности, т.к. это может стать причиной психологических сложностей на данном возрастном этапе, и далее, подростковом возрасте; целесообразно обращать внимание этих детей на то, что, слишком интенсивно переживая радости и несчастья других, они могут попасть в зависимость от настроен и я и эмоциональных состояний других людей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Абалакина М.А., Агеев B.C. Анатомия взаимопонимании. - М.: Знание, 1990. - 64 с.
Абраменкока В В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. 2002. - №1.- С.3-1 6. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузоь. - М.: Издательский центр «Академия»; Раритет. 1997. - 704 с. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.-335 с.
Авдеева Н.И. Понятие идентификации и его применение к проблеме по¬нимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар: Ияд-во Кубанско¬го ун-та. 1975. - Сб-9.
Авдеева Н.Н. Развитие эмоционального самоощущения у ребенка первого сода жииш // Новые исследования в психологии, 1978. - №2. - С.75-79. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А.Каиропа и О.С.Богдановой. - М.: Просвещение. 1975. - 320 с.
Алексеев К.И. Понимание и распознавание метафоры детьми 8-10 лет // Вопросы психологии. - 2001, - №3. - С.27-39.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания /7 Избранные психологиче¬ские труды. - VI.: Педагогика, 1 9R0. - Т. 1. - С.1 3-1 78.
Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта // чело¬век и общество. — JI.: Изл-во Ленингр. ун-та. 1967, вып. 2.- С.235-249. Андреева ГЛ1. Социальная психология. Учебник для высших учебных за¬ведений. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - 376 с.
Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. - Ярославль: Академия развития, 1997. -224 с.
161
13. Анпыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изуче¬нию личности // Психологический журнал. - 1981. '1.2. - .№2. - С-8-18.
14. Анцыферова Л.И. Психология самоактуалнзиругощейся личности в рабо¬тах Абрахама Маелоу // Вопросы психологии. 1973. - JVeK - С, 173-1 SO.
15. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воро¬неж: НПО «МОДЭК», 1996. - 768 с.
16. Лсмолов А.Г, Личность как предмет психологического исследовании. - М.: Изд-во1ГУ, 1984. - 104 с.
17. Атватер И, Я Вас слушаю, - М.: Экономика, 1988, - 110 с.
18. Бедерханова В.П, Факторы становления гуманистической позиции педа¬гога // Актуальные проблемы школьной и куювской педагогики / Под ред. В.К.Г урина. - М.; Краснодар: АГ1СН; КубГУ, 2000. - С.64-72.
19. Бен А. Психология, - М: Изд-во Н.Н. Прокоповича, 1906. - Т.21. - 104 с.
20 Берн 111. Тендерная психология. - СПб.: Прайм - Еврознак, 2002. - 320 с.
21. Берне Р. Развитие Я-концспции и воспитание, ■ М.: Прогресс, 1986. - 424 с.
22. Битяноьа МР., Азарова ТВ,, Афанасьева Г.И., Васильева II.Л. Работа психолога в начальной школе, - М,; Совершенство, 1998. - 352 с.
23. Бодалев А.А, О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психоло¬гии. - 1994. - №1. - С. 1 22-127,
24. Бодалев А.Д. Психология о личности. - М.: Изд-во Московского универ¬ситета, 1988,- 188 с,
25. Божович Л.И. К развитию аффекгивно-потребностной сферы человека // Проблемы обшен, возрастной и педагогической психологии / Под ред.
В,В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1978. - С. 168-1 79
26. Божович Л И. Проблемы формирования личности / Под редакцией Д.И.Фельдттейпа. - М.: Издательство «Институт практической психоло¬гии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.
162
27. Вольтой толконый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). В 2-х т. - М.: Вече, ACT, 2000.
28. Борисенко С.Ь>. Методы формирования и диагностики эмпатии у учите¬лей: Автореф. дисс. ... канд. псд. наук. - Д., 1988. - 14 с.
29. Борисова А.А. Восприятие эмоционального состояния человека по инто-национному рисунку речи // Вопросы психологии - 1989. - №1. - С. 117-
121,
30. Борисова А.А. Проницательность как проблема психологии общения // Вопросы психологии. - 1990 - №4. - С.117-1 22.
31. Боуэн М.В-В. Духовность и личностно-центрированный подход // Во¬просы психологии. - 1992, - 3-4.
32. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
33. Братусь Ь.С. К проблеме человека н психологии // Вопросы психологии. 1997. -Ж>5 - С.3-20.
34. Бреслав Г.М.. Хасан Б.И, Половые различия м современное школьное об-разование // Вопросы психологии* - 1990. - №3, - С.64-69.
35. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.; Просвещение, 1967,
196 с
36. Василюк Ф.Е, Психология переживания; Анализ преодоления критиче¬ских ситуаций. - М.: Ичд-по Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
37. Вачкон И.В. Психология для малышей, или Сказка о самой «душевной» науке. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 216 с.
38. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М.: Изд-во МГУ, 1990.-288с.
.39. Вопросы психологии межличностного познания и общения. Сборник на¬учных трудов /Под ред. 0.1 .Кукосяна. - Краснодар: КубГУ, 1985. - 192 с.
16')
40. Воронкина С.И. О некоторых фокусах внимания н профессиональном становлении психологов // Содержание сопиалько-гуманитарпого образования в меняющемся мире: междисциплинарный подход У Под ред. А.Н.Кимбсрга и О.А Оберемко- Краснодар: КубГУ, 2000 - С,72-73.
41. Воронкина С.И. Особенности понимания личности студента преподава¬телями вуза: Лвтореф. дисс. ...канд. мсихол. наук, - М,, 1986. - 17 с,
42. Воронкина С.И. Размышления об эмоциональной и соматической компе-тентности и путях ее обретения // Бюллетень Ассоциации телесно* ориентированных психотерапевтов - М.: Ассоциации телесно- ориентированных психотерапевтов, 2002. - № 3,- С.41-54.
43. Выговская Л.11. Эмпашйные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи // Психологический журнал. - 1996. - Г. 17,- №4.
44. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6-ти томах. - М.: Педагогика, 1 984. - Т.4. - С.243-403.
45. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6-ти томах, - М,: Педагогика, 1983. - Т.З - С.5-328.
46. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч.: В 6-ти томах - М.: I Lc- джигика, 1984. - Т.6. - С.91-3 1 8.
47. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего школьного возраста: Дисс. ... канд. психол, наук, -М,, 1977, - 178 с,
48. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1975. - №2. - СЛ47-158.
49. Гаврилова Т.П. Социальная децентрация и сс роль в развитии ‘змпагии Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. - Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1979. - С. 10-11.
50. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста // Вопросы психологии. - 1974, - №5. - С.107-114.
164
.51. 1 а ври лова Т ГГ. Эмпатия и ее сьязь с доминирующими потребностями .чинности Проблемы формирования социогенных потребностей. - Тбилиси: Меинисреба, 1974. - С.62-65.
52. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания людьми друг друга // Тсорстическис и прикладные проблемы познания людьми дру[ друга. - Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1975. - CJ7-19.
53. Галигузова Л.Н., Земляиухииа Т.М. Зарождение общения между детьми □ раннем возрасте // Генетические проблемы психологии. - Мн.: Нар. аспекта, 1985. -С.41-7К
54. J еодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. - М.: Паука, 1989. С.1 7Ы 89.
55. Гиппенрейтер Ю.Ь., Карягина Т.Д., Козлова F.H. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. - 1993, - №4. - С.61- 68.
56. Горская Г.Б, Программа «Учение всю жизнь в Ивропе»: пели и пути осу-ществлении // Содержание социально-гуманитарно: о образования н меняющемся мире: междисциплинарный подход > Под ред. А.Н.Кимберга и О.Д.Оберемко. - Краснодар: КубГУ, 2000. - С.31-32.
57. Горянина В.А. Психология общения. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
58. Границкая А С. Научить думать и действовать: Адаптивная система обучения в школе. * М.: Просвещение, 1991. - 175 с.
59. Турин В.Н. Концепция нравственного воспитания учащихся И Современ¬ные проблемы школьной и вузовской педагогики, - М., Краснодар: АПСП; КубГут 1998. - С.33-44.
60. Турин I3.R Нравственное воспитание как ведущий компонент системы непрерывного образования школьной и вузовской молодежи // Актуаль¬ные проблемы школьной и вузовской педагогики. - М.; Краснодар: АПСН; КубГ'У, 2000. - С.11-14.
165
61. Давыдов В.В. О понятии личгюсти в современной психологии '/ Психо-логический журнал. - 1988. - №4. — С.22-32.
62. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика. 1986. - 240 с.
63. Давыдов В.В , Слободчиков В.И., 1 (укерман Г,А. Младший школьник как субъект учебной деятельности /У Вопросы психологии, - 1992. - № 3-4. - С,14-19.
64. Дарвин Ч. Происхождение человека и подбор по отношению к полу. - СПб.: Кн. маг, Черкесова* 1 87 L - Т.I. - 481 с,
65. Дерябин B.C. Психология личности и высшая нервная деятельность, - JL: Паука, 1980,- 199 с,
66. Джонсон И., Лион Ф. Статистика и планирование эксперимента в технике и науке: Методы обработки данных. - М.: Мир, I 980. -612 с.
67. Джрназян Л.Н, Механизмы эмпатии в межличностных отношениях: Ав¬тореф. дисс, ...канд. психол, наук, - Тбилиси, !984. - 29 с.
68. Добрович Л.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кни¬га для учителя и родителей, - М,: Просвещение* 1 9S7. — 207 с.
69. Добрынин Н Ф, О некоторых существенных социогенных потребностях и их развитии // Проблемы формирования социогенных потребностей. - Тбилиси: Мецниерсба, 1974. - С.77-79.
70. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М.: Политиздат, 1978, - 272 с.
71. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. - М., 1991.
72. Запорожец А.В., Неверович ЯЗ. К вопросу о генезисе, функции и струк¬туре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии, - 1974.
- №6. -С. 59-73.
73. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка // Избранные психологи¬ческие трулы: В 2-х т, - М.: Педагогика, 1986. - Т,1. - 320 с.
166
74. Запорожец А.В. Роль Л.С. Выготского в разработке проблемы эмоций // Избранные психологические труды: В 2-х т. - М.: 11сдагогика, ) 986. -1.1.
- С.276-285.
75. Защиринская О-В. Сказка & гостях у психологии. Психологические тех¬ники: сказхотерапия. - CI16.: Издательство ДНК, 2001. - 152 с.
76. Зелен и кий В.В. Аналитическая психологии. Слонарь. — СПб.: БСК, 1998.
- 24Н с.
77. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 464 с,
78. Ильенков Э.В, Что такое личность? // С чего начинается личность / Под ред. Р.И.Косолапова, - М., 1979. - С. 1 83-237.
79. Ильин Е,П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2002. - 752 с.
80. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 _itrг // Вопросы психологии. 2000. - №2. С.65-69.
81. Кимберг А.Н., Тиводар А.Р, Социальные трансформации и становление гендерных конструктов // Основные направления развития региональной системы социально-психологической поддержки населения. - Краснодар: КРО РПО, 2000. -CS6-57.
82. Ковалев А.Г. Эмпатия и процесс практического познания одной личности другой // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар: Изд-во Кубанского уп-та, 1975. - С.32-
33.
83. Колмогорова Jl.C,f Холодкова ОЛ . Особенности становления психологи¬ческой культуры младших школьников // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С 47-56.
84. Коломинский Я.Л. Познание человека человеком в свете проблем меж-личностных отношений // Теоретические и прикладные проблемы психо¬логии познания людьми друг друга. - Краснодар: Изд-во Кубанского уп- та. 1975. - С.33-35.
167
85. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Учеб. пособие. - Ми.: ТетраСистемс, 2000. 432 с.
86. Кон И.С. В поисках ссбя: Личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. -335 с
87. Кон И.О. Ребенок и общество: (Истори ко-этнограф и чес кая перспектива).
- М.: Главная редакция восточной литературы издательство издательства «Нуука», 1988, - 270 с.
88. Коновалова Н.Л. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников - СПб.: Изд-во О.-Петерб. ун-та. 2000, - 232 с.
89. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1996. -224 с,
90. Кордуэлл М. Психология. А - Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С.Ткачснко. - М>; ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 448 с.
91. Котова И.Б., Шиянов Е.11. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на- Дону: Издательство Ростовскою ледунивереитеча, 1997. - L12 с.
92. Кочетов А.И. Теория формирования личности: В 2 ч. 4.1. Факчоры, структура, сущность формирования личности. - Мн.: НИО. 1997. - 207 с.
93. Крайг J Психология развития - Cl J6.: Издательство «11итер». 2000. - 992 с.
94. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Яроптевского. - М.: Политиздат, 1985, - 431 с.
95. Кроник Д.А. Методика экспериментального исследования взаимопони¬мания в диаде Н Психологический журнал. - 1985. - Т.6. - №5. С. I 24-
130.
96. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека // Вопросы психо¬логии. - 1990. - №3. - С.113-120.
97. Кукосян О.Г. Вторая всесоюзная конференция по теоретическим и прикладным проблемам психологии познания людьми друг друга (в соавт. с ЕМ.Крутовой, Г.В.Дкяконовим) // Психолого-педагогическме
168
*
Е.М.Крутовой, Г.В.Дьяконовым) // Психолого-псдагогические проблемы оГниеобрачонателгщой системы: Соч. в 5-ти томах. — 1.4. - Краснодар: КубГУ, 2001.-C.4.V52.
98. Кукосян О.Г. Об использовании некоторых выводов психологии позна¬нии людьми Apyj друга (в соавт. с В.И.Журавлевым) // Психолого- педагогические проблемы общеобразовательной системы: Соч. в 5-ги то¬мах. Т.4, - Краснодар: КубГУ, 2001. - С.5-7,
* 99. Кукосян ОТ. О некоторых особенностях познания студентами препода¬
вателя (в соавт. с С И.Воронкиной) // Психолого-псдагогические пробле¬мы общеобразовательной системы: Соч. в 5-ти томах, — Т.4. - Краснодар: КубГУ, 200 1. - С.40-42.
100. Кукосян О,Г. Первая всесоюзная конференция по теоретической и при¬кладной психологии познания людьми друг друга (о соавт. с
Э.А.Фарапоновой) II Психолого-педагогичсские проблемы общеобразо¬вательной системы: Соч. в 5-ти томах. - Т.4, - Краснодар: КубГУ, 2001. -
9-
0.8-14,
101 Куницына В.П., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное обще¬ние. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
102. Лабунская В.А, и др. Психология затрудненного общения: Теория. Мето¬ды. Диагностика. Коррекция / В.А. Лабунская, Ю.А.Менджерицкая. Е.Д.Бреус. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 288 с.
103. Лабунская В.Д. Нспсрбалыгое поведение. Сокиалмю-перцептипнмй под¬ход. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского Ун-та, 1986. - 135 с.
104. Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения, - М.: Знание, 1982. - 62 с.
105. Лате Г. Душевные движения - СПб.: ИЗД-DO Паьлеикова. 1986. - 89 с.
106. Лейбин R.M. Словарь-спракочник tю психоанализу. - М.: Академия, 1999.
- 463 с.
169
107. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психоло¬гические произведения: В 2-х томах. - Т.2. М.: Педагогика, 1483 - С.94-232.
108. Леонтьев А.П. О предмете психологии личности /7 Избранные психоло¬гические произведения: 13 2-х томах. УЛ. М.: Педагогика, 1983. - С.384-385.
109. Леонтьев A.1J. О формировании способностей П Вопросы психологии. -
1960, - .No]. - С,9-1 7,
■ 10. Леонтьев А.П. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: ИЗД-RO МГУ* 1971. - 38с.
111. Леонтьев Д.А. Личносгь: человек в мире и мир в человеке* // Вопросы психология, - 19&9. - №3. - С.11-2 L
112. Липпс Т. Руководство к психологии - СПб: Изд-ко О.Попова, 1907 - 394 с.
I 13. Лисина М.И. Возникновение и развитие у детей потребности в общении со взрослыми Н Проблемы формирования социогенных потребностей. - Тбилиси: Мецниереба. 1974. - С. 1 83-] 87.
114. -Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986. -- 144 с.
115. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии - М.: Наука, 1984. - 445 с.
I 16. Лэндрег Г. Игровая психотерапия: искусство отношений. - М.: Междуна¬родная педагогическая академия, 1994. - 365 с.
117. Майерс Д. Социальная психология. - CI16.: 11итер, 1997. - 688 с.
I 18. Маркова А.К. Психология груда учителя: Кн. для учителя. - М.. Просве¬щение, 1993. 192 с.
119. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. - М.: Смысл, I 999. - 425 с.
1 70
120. Мешерякова С.Ю. Особенности аффективно-личностных связей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в ссмьс и в домах ребенка И Лишенные родительского попечительства. - М.: Просвещение, |991 -
С.48-58.
121. Митина Л.М., Асмакокеи Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психо-логическое содержание, диагностика, коррекция. - М.: Московский пси¬холого-социальный ИНСТИТУТ: Флинта, 2001. - 192 с.
122. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: «Дело». 1994. 216 с.
123. Мухина B.C. Детская психология. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
124. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. - М.: Просвещение, 1986 - 144 и.
125. Мясищсв В.II. Личность и неврозы. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. - 426 с.
126. Насиковскаи t Е. Роль пмопиональньтх переживаний альтруистической мотивации /7 Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельно¬сти: Тезисы Всесоюзной научной конференции молодых ученых. - Сим¬ферополь: Изд-во «Таврида», 1983 - С.52-54.
127. Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. СПб.; Речь, 2000.-507 с.
128. Обозов Н.Н. Межличностные отношения, - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979 - 151с.
129. Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Во¬просы психологии. - 1993. - К°4. - С.68-73,
130. Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотера¬пии, образовании и политике (К 100-летию со дня рождения К.Роджерса) // Вопросы психологии. - 2002, - Ns2. - С.64-85.
131. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание. - М.: Просвещение, 1993. 239 с.
171
132. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Нракчичсскос пособие дли психологом, педагогов и родителей. - М.' «Из-дательство П ЮМ и Л», 2000. 160 с.
133. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии ! Под ред.
С.А.Смирнова. - М.: Издательский центр «Академии», 1998. — 512 с.
134. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально¬психологический тренинг. - М.: Иэл-во МГУ, 1989. - 216 с.
135. Петровский А.В. Личность и психологии с позиций системного подхода Вопросы психологии. ■ 1981. - №1. - С.57-66.
136. Петровский А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. - 19S7, - М°1С. 15-26,
137. Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психологии. - 1991. - КеГ - С,7-18.
138. Петровский В .А. Личность в психологии: парадигма еубъектноети. - Рос¬тов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.
139. Платонов К.К, Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования. - М.: Высшая школа, 1984. - 174 с.
140. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-метол, по¬собие. - М.: 1 уманит, изд. центр ВЛАДОС, 2000, - 288 с,
141. Потреба М.С. Проблема рефлексии и ее использование в процессах об¬щения // Общение и формирование личности: Сб. паучн. тр. - Гродно: Изл-во Гродненского ун-та, 1984. - С.40-48,
142. Проблемы общения в психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Наука, 19Й1. - 280 с.
143. Прохоров А.О., Генинг Г.Н. Особенности психических состояний млад¬ших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1998.
- №4. * С.42-53.
17?
144. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова и др. - М.: Педагоги¬ка, 1983. - 424 с.
145. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мешерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. -440 с.
146. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и началь¬ного школьного образования, преподавателей, психологов / Под ред.
3. А.Петровского. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 1 52 с.
147. Психология межличностного познания / Под ред. А.А.Бодалева. - М.; Пе-дагогика, 1981. - 224 с.
148. 11сихологин с челонеческим литтом: гуманистическая перспектива в пост-советской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, B.I'.Hlyp. - М.: Смысл,
1997, - 336 с.
149. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г.Руз¬ской; Науч.-исслед. мн-i общей и педагогической психологии Акад. псд. наук СССР, - М.: Педагогика, 19S9. - 2 16 с,
150. Развитие социальных эмоиий у детей дошкольного возраста: Психологи¬ческие исследования / Под ред, А,ВЗапорожца, Я.З.Неверович. Науч.- исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. лед. наук СССР. - М.: 11еда- гогика, 1986. - 176 с,
151. Речевые уроки; Кн. для учителя нач. классов / Под ред. Т.А.Ладыженской. - М.: Просвещение, 1995. - 159 е.
152. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя / Под ред. Т.А.Ладыженской. - М.: Педагогика, 1990.- 336 с.
153. Рибо Т. Психология чувств. - Киев: Южнорусское книгоиздательство Ф.А.Иогансона, 1 897. - 378 с.
154. Poi он Е,И. Настильная клига практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995 - 529 с.
»
I м
*
lii. Роджерс K.P Взгляд на психотерапию. Становление человека. IIер. с англ. / Общ. ред. и пред иен. Исенинои Е.И. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Упивсрс», 1994. -480 с.
156. Роджерс К.Р. Клиептоиснтрированная психотерапия. - М.: «Рефл-бук», К,: «Ваклер», 3 997. 320 с.
157. Роджерс К.Р. Эмпатия // 1 кихслогия эмоций Тексты / Под ред. В.К Ви- люнаса, Ю.Ь.1 иппсирейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. - С.235-237.
«
158. Розен Г.Я. Влияние представления о себе [[а формирование представле¬ния о личности другого человека // Теоретические и прикладные пробле¬мы психологии познания людьми друг друга. - Краснодар: Изд-во Кубан¬ского ун-та, 1975, - С.50-52.
159. Романова ЕС., Потемкина О.Ф. Графические методы R психологической диагностике, - М.: Дидакт, 1992. -256 с.
160. Рояк А.А. Особенности развития эмпатии в условиях «мотивационных»
*
трудностей общения у дошкольников // Теоретические и прикладные проблемы психологии иознаник людьми друг друга. - Краснодар: Mv'i-но Кубанского ун-та, 1975. - С.219-220,
161. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. - М.: Педагогика,
1989. -Т.2. - 328 с.
162. Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы со-отношения социальных взаимодействий и обучения // Вопросы психоло¬гии. - 1998. Ne5.-C.49-59.
163. Рутксвич Л.М. От Фрейда к Хайдеггеру: критический очерк экзистенци¬ального психоанализа. - М.: Политиздат, 1985.- 175 с.
164. Рыданопа И.И. Основы педагогики общения. - Мн.; Беларуская навука,
1998. -320 с.
165. Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост
в • Краснодар: Кубанский государственный университет, 1995. 170 с.
1 7'J
166. Рябикина З.И., Ожигова Л.Н. Общество и человек: объективное в субъек¬тивном пространстве личности // Человек. Сообщество. Управление. - 1999 - №4. - С-5-26.
167. Рябикина З.И. Развитие личности и профессиональный рост. Автореб. лисе. ...док. психол. наук. - Минск, 1997. - 47 с.
168. Рябикина З.И,, Воронкина С.И. К проблеме психологического обеспече¬ния инновационных процессов в образовании // Личностно- ориентированное образование, проблемы, поиски, перспективы. - Арма¬вир: А1Т1И, 1996. - С.З 11-317.
169. Сарджвелндзе Н.И. О балансе проекции и ннтроекции в процессе апати¬ческого взаимодействия // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. - Тбилиси: Меиниереба, 1978, - Т.З, - С,485-489
170. Сидоренко Ь.В. Методы математической обработки у психологии. СПб.: ООО «Речь»: 2000 - 350 с.
171. Ситаров В.А., Маралов В.Г, Педагогика и психология ненасилия в обра-зовательном процессе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведе¬ний / Под ред. В.Л,Сластеии[[а, - М.: Академия, 2000. - 2 16 с.
172. Скрип кина Т.П. Взаимодоверие кдк основание межличностных взаимо¬действий //Вопросы психологии. - 1999. - .Уз5. - С.21-30.
173. Слободчиков В.И., Исаев Е,И, Психология человека. - М.: Школа-Пресс, 1995.- 384 с.
174. Слободчиков Н.И., Пукерматт Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1990. - №3. - С.25-
36.
175. Смирнова Г.О.. Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей // Вопросы психологии. - 2001. - №1. - С.26-36.
176. Смит А. Теория нравственных чувств. - М.: Республика. 1997.-351 с.
I 7?
177. С об кин fl.C. К формированию представлений о механизмах процесса идентификации в обшении // Теоретические и прикладные проблемы психологии незнания людьми друг друга. - Краснодар: Изд-во Кубанско¬го ун-та, 1975. - С.55-57.
178. Соловьев ЭЯ. Этикет. - М.: МВФ Антал., 1994. - 96 с.
179. Сопиков А.П. Механизм эмпатии // Вопросы психологии познания людь¬ми друг л руг *а и самопознания. - Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та.
1977. - С,89-95.
180. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. Пособие / Под. ред. проф. В. А. Лабу некой, - М.: Тардарики, 1999. - 397 с.
181. Степанов С.С, Проникновенное сопереживание // Школьный психолог. - 2002. - №21. С,5.
182. Степанский В.И. Свойства субъективности как предпосылка личностной формы общения // Вопросы психологии. -1991. - №5. - С.98-103.
18.3. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития чмпатии у до-школьников: Автореф, дисс, . ,,канд. психол. наук, - М., 1987. - 24 с.
184. Стрелкова Л.П. Теоретико-методологический подход к проблеме -»мо- пионально-эмнатийной регуляции поведения дошкольников // Эмоцио¬нальная регуляция учебно-трудовой деятельности: Тезисы. - М., Одесса: Одесский поли граф из дат, 1986. - С.34-35.
185. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. - М.: Педагогика, 1989. - 128 с,
186. Стрелкова Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественно¬го произнедения !> Ризничие социальных шоций у детей дошкольною возраста: Психологические исследования. - М.: Педагогика, 1986. - С.70- 100.
187. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, J988, - 270 с.
188. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. - М.: Молодая гвардия,
] 97.5. 240 с.
176
189. 'Тенлов Б.М. Психология индивидуальных различий // Избранные труды: В 2-х г. М.: Педагогика, 1985. - Т.1. - С.14-223.
190. Тсплов Б.М. 1 кихологич. - М.: Учпедгиз, 1952. - 253 с.
191. Тимохина А.В., Борисенко С.Ь. Исследования эмпатических возможно¬стей старшеклассников и учителей // Психология - практике обучения и воспитания. - М.: АПН СССР НИИ обшей и педагогической психологии, 1990. - 4.2. С. 106-11 I.
192. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н.Ушакова. - В 4-х томах.
- М.: Государственное издательство иностранных и национальных слова-рей, 1938,
193. Трофимова Я.И , Чудинову. К.В. Как младшие школьники понимают, что такое развитие // Вопросы психологии. - 1998, - N<-'2. - С.33-45.
194. Трусов В.П, Выражение эмоций на лице // Вопросы психологии. - 1982, - №5.-С.144-147,
195. Улько К.В. Психологическая интерпретация феномена невнимательности младших школьников; Автореф, дисс, , ,,капд. психол. наук. - Краснодар, 1997.- 21 с.
196. Учимся общаться с ребенком / В.А,Петровский, А.М.Виноградова, Л.М.Кларина и др. - М.: 11роевсщепис, 1993. - 191 с.
197. Федеральный компонент государс i нейного обра^сжательного стандарта общего образования // Учительская г-азета, - 2002, - №26,
198. Франкл В. Философия человеческой ответственности // Человек в поис¬ках смысла: Сборник: 11ер. с англ. и нем. - М.: Прогресс. 1 990. - 368с.
199. Фрейд 3. Избранное. Книга 1, - М.: Изд-во «Московский рабочий» с со¬вместным совете ко-запад но-германским предприятием «Вся Москва»,
1990. - 160 с.
200. Фромм Э Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или Быть?- К : Ника-Цеитр, 1998. -400 с.
9
I 77
201. Фромм Э. Человек для самого себя if Психоанализ и этика. - М.: Респуб¬лика, 1993. - С.19-192.
202. Хоментаускас Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений ■> Вопросы психологии. - 1986. - №1.-
С.165-171.
203. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. • (JI16.: 11итер 1 fpecc, 1997. - 608с.
204. Цукермаи Г.Л., Елизарова НО., Фру мина М.И., Чудинова Е.В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. - 1993. - №2. - C.35-4.V
205. Цукермаи Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1999. - №6. -
С.3-17,
206. Цукермаи Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологи¬ческая проблема// Вопросы психологии, - 2001, - №5. - С. 19-34.
207. Цукермаи 1 .А, Что развивает и чего не развивает учебная деятельпость младших школьников? // Вопросы психологии, - 1998. - №5. - С.68-8 I.
208. Цукермаи Г.А., Романеева М,П. Кооперация со сверстниками как сущест¬венное условие обучения младших школьников// Вопросы психологии. - 1982. - JV°1, - С,50-58.
209. Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Поведение младших школьников в коллек¬тивной учебной работе // Вопросы психолог ии. - I 983. - №4. - С.46-53.
210. Чебыкин А.Я. Распознавание педагогами выражения эмоций у учашихся // Вопросы психологии. - 1991. - JVi?5. - С.74-80.
211. Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно- гтознавательной деятельности школьников //' Вопросы психологии. - 1989.
- №6. - С.42-49.
212. Черненко Н.В. Проектирование учебно-познавательной деятельности младших школьников с использованием учебно-познавательных барье¬ров: Автореф. диее. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2000. 2 1 с.
178
213. Чистикоиа М.И. HCHXOIимнасти ка / Пол рел. М.И.Буянова. - М.: Просве¬щение: В ЛАДО С, 1995.- 160 с.
2'А. Чулновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: J 1сихологичсскос исследование. - М.: Педагогика, 1981.-208 с.
215. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. - М.: Логос, 2001. - 295 с.
216. Шахонский В.И. О роли эмоций в речи /■ Вопросы психологии. - 1991. - №6. -СМ 1-1 16.
217. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. ЧЛ, Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.: ВЛАДОС, 1995,- 544 с.
218. Штсйимсц А.Э. Развитие эмпатии в психологической подготовке учителя // Вопросы психологии. - 1983. - №2. - С.78-83.
219. Экспериментальная психология эмоций / Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже. - М.: Прогресс, 1975. - Вьш,5. - 284 с.
220. Эльконмн Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной дея¬тельности в младшем школьном возрасте // Хрестоматия по йозрастпой и педагогической психологии / Пол ред. И.И.Ильясова, Н.Я.Ляуяис. - М.: Излнтельстно Московского упииерсите-Fa, 1 9К1. С.Й4-Х6.
221. Эриксон Э. Дететко и общество. СПб.: ООО «Речь», 2000. 416 с.
222. Юсупов И.М. Вчувствование, Проникновение. Понимание. - Казань: Изд- во Казанского ун-та, 1993, - 199 с.
223. Юсупов И.М. Психология взаимодействия. - Казань: Таткниюичдат,
1991. - 192с.
224. Юсупов И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные аспек¬ты): Дисс. ... док. психол. наук. - СПб., 1995.- 229 с.
225. Якобсон I I.M Психология чувств. - 2-е тл. - М.: Изд-во АПН РСФСР,
1961. - 216 с.
226. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Педагогика. 1984. 143 с.
179
227. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / Епроп. ин-т экспертов. - СПб.: Изд-по Михайлова В Д.: Изд-ко «Полиус». 1998 -
639 с.
228. Яновская МЛ . Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. - М.: I [роскещение, I 986. - 1 60 с.
229. Argyle VI. The psychology of interpersonal behavior. - London: Penguin Books, 1978, - 322 p,
230. Bronfcnbrenner U., Harding G. & GalJway M. The measurement of skill in so¬cial perception. In "'Talent and society". - Princeion. N.Y., 1 958. - 243 p.
231. Clark K.B, Empathy: a neglected topic in psychological research. American psychologist, 1980, February, vol.35. - P, 187-190,
232. Fidelberg 1. (ed.), Encyclopeding of psychoanalysis. - N.Y., I 968. - 57 I p.
233. Goldstein F.P., Michaels G.Y. Empathy: development training consequences. - N.Jersey, London, 1985, - 287 p.
234. Hoffman MX. Toward a theory of empathic arousal and development // The development of affect, Ed, by M.Lewis and L.A.Rosenblum. - N.Y. and Lon¬don: Plenum Press. 1978. - P.227-256.
235. Houston D.A. Empathy and the Self: Cognitive and Emotional Influences on the Evaluation of Negative Affcct in Others /7 Journal of Personality and So¬cial Psychology. 1990. Vol. 59. - №5. P.43-54.
236. Patterson G,R., DeBarishe B.D,> Ramsey E, A Development Perspective on Antisocial Behavior//American Psychologist. - 1989. - February. -1 18-27.
237. Rcich Th. A psychologist looks at love. - N.Y.: Lancer Books, 1972. -255 p.
238. Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as develop in the client-centered framework // Psychology: a study of science. - N. Y.„ 1959. - V.3. -P.184-256.
239. Rogers C.R. Freedom to learn for the 30*S: Columbus, Ohio, 1983. - 3 1 2 p.
240. Rogers C.R., Stevens B. Person to person. The problem of being human. - N.Y.: Pocket Books, 1967.-286 p.
1Х[)
*
241. Scheler M. Wesen und Formcn der Svmpathie. Dcr “Phanomenologie dei Sympaiieg,eruhle' - Bonn, Cohen, 1926. - 312 p.
242. Shlien J.M. A Client-centered approach to schizophrenia // Burton A. Psycho-therapy of the psychoses. • N.Y.: Basic Books, 1961. - 262 p.
243. Smith PC., Kendall L.M, Hulin C.L. I he measurement of satisfaction in work and retimetent: a strategy for the study of attitudes. ■ Chi.. Ш., 1969. 186 p.
244. Stoliand E. a. o. Empathy and birth order. Some experimental explorations. -
* Lincoln, Univ, of Nebraska Press, 197 I. - L 47 p,
245. Sullivan H.S. The interpersonal theory of psychiatry. N.Y., London: W.W.Norion, 1953.-393 p.
246. Tilchener E.B. A primer of psychology. - N.Y.. Macmillan, I 899. - 2 I 7 p.
247. Zahn-Waxier.C, & Srmth.K.D, The development of prosocial behavior. In V.B.Van Hasselt & M.Hersen (Eds,), Handbook of social development: A life¬span perspective, - New York Plenum, 1992. - P,229-255.