Развитие эмпатийного потенциала личности (19.00.01)
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭМПАТИИ КАК ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1J . Понятие эмпатии а трудах зарубежных и
отечественных психологов
1,2. Личность и ее эмпатийный потенциал
1.2.1. Понятие о личности, сс развитии
1.2.2. Эмпатийный потенциал личности
1.3. Структура эмпатийного потенциала личности (формы, уровни и функции эмпатии)
1.4. Особенности проявления и развития эмпатии как
личностного образования па ранних этапах онтогенеза, в
раннем и среднем детстве
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМПАТИЙНОГО ПОТЕНЦИАЛА
ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 7-8
ЛЕТ)
Основные этапы исследования; методы и методики
изучения эмпатии личности детей в возрасте 7-8 лет
Характеристика системы психологически
ориентированных занятий с детьми 7-8 лет как
совокупности психологических условий развития
эмпатийного потенциала их личности
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ЭМПАТИЙНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ
3.1. Анализ состояния эмпатийного потенциала личности малолетних детей. Результаты первого кон стапирующего
эксперимента
3.2. Условия развития эмпатийного потенциала на занятиях с детьми 7-8 лет. Формирующий
эксперимент
3.3. Результаты формирующего эксперимента и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭМПАТИИ КАК ЛИЧНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1J . Понятие эмпатии а трудах зарубежных и
отечественных психологов
1,2. Личность и ее эмпатийный потенциал
1.2.1. Понятие о личности, сс развитии
1.2.2. Эмпатийный потенциал личности
1.3. Структура эмпатийного потенциала личности (формы, уровни и функции эмпатии)
1.4. Особенности проявления и развития эмпатии как
личностного образования па ранних этапах онтогенеза, в
раннем и среднем детстве
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМПАТИЙНОГО ПОТЕНЦИАЛА
ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 7-8
ЛЕТ)
Основные этапы исследования; методы и методики
изучения эмпатии личности детей в возрасте 7-8 лет
Характеристика системы психологически
ориентированных занятий с детьми 7-8 лет как
совокупности психологических условий развития
эмпатийного потенциала их личности
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ
ЭМПАТИЙНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ 7-8 ЛЕТ
3.1. Анализ состояния эмпатийного потенциала личности малолетних детей. Результаты первого кон стапирующего
эксперимента
3.2. Условия развития эмпатийного потенциала на занятиях с детьми 7-8 лет. Формирующий
эксперимент
3.3. Результаты формирующего эксперимента и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиографический СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Перемены в области культуры, в политико-экономическом положении нашей страны ведут к изменениям в социальной среде. Все больше общественные интересы перестают быть интересами каждого. Все реже можно встретить искреннее участие человека в жизни коллектива, группы, другого человека, наконец. Заметнее в разных сферах человеческой жизни стал наблюдаться процесс индивидуализации. Приоритетными все чаще становятся личные интересы, мотивы личного успеха, престижа, первенства, благополучия,
К сожалению, такая личностная позиция в последнее время стала многими приниматься как норма. Вместе с тем, «решающим для любого общества является вопрос: какой вид единства и солидарности оно устанавливает и может поддерживать в условиях данной социоэкоиомической структуры» (200, с.287) Либо это стремление к единению с другими в низших формах поведении - актах садизма, террора, агрессии, разрушения, либо стремление к высшим формам поведения - солидарности, основанной на общих идеалах и убеждениях. Поэтому такие феномены человеческой психики, как децентрация, сопереживание, сочувствие, содействие, эмпатия, становятся важнейшим содержанием психической жизни современной личности и «в качестве потребностей» побуждают его к творческой созидательной деятельности [25, с. 174]. Вместе с гем, такая характеристика лpocoiшального поведения человека, как эмпатия, в современном обществе нередко воспринимается даже се обладателями как помеха на пути к достижению жизненных целей, являющихся, в сущности, вторичными, поскольку забываются нравственные ценности. Более того, наши современники порой стараются избегать ситуаций, вызывающих эмпатические переживания, к включению в которые они не гитовы [155; 234; 235],
Л И.БОЖОВИЧ, Т.П.Гаврилова, изучая эмпатию, предположили, что она, «как и всякое другое новообразование в психической жизни человека, развивается от элементарных (натуральных) форм эмоциональной отзывчивости - заражения,
4
сопереживания - к сложным социально обусловленным формам - сочувствию» [25, с. 173]. Далее ими было доказано, что в развитии эмпатии доминирующим компонентом действительно является непосредственное заражение субъекта переживанием, которое имеет место и у объекта эмпатии. В дальнейшем, в структуре эмпатичсских переживаний человека, начинает доминировать иное чувство, обусловленное теми особенностями его личности, которыми оно опосредствуется. Это может быть чувство сострадания. И если первоначальная форма эмоциональной отзывчивости связана с потребностью в собственном благополучии, го последующая возникает в связи с потребностью в благополучии других людей.
Исследования Л.И.Божович и Т,П,Гавриловой [25] привели авторов к выводу, что для возникновения сочувствия как сложной опосредованной структуры необходимо накопить известный опыт взаимоотношений с людьми и проделать определенный путь психического развития. Иначе, ребенок должен уметь встать в позицию другого, понять источники его переживания, отнестись к ним как к значимым; он должен достигнуть определенного уровня нравственного развития.
Нравственное развитие и формирование начинаются на ранних .лапах онтогенеза человека. В возрасте семи-восьми лег имеются большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей. Организуя общение в процессе учения» труда, игр детей, взрослые получат возможность влиять на их личностное развитие, заботясь о приобретении ими эмоционального опыта, эмоциональной компетентности [40; 42; 56].
Возраст 7-Я лет, который в психологии развития называют периодом сере¬дины детства [3; 93; 232], благоприятен для целого ряда новообразований, подготавливающих детей к вхождению в новую ведущую деятельность - общение. Поэтому вопрос диагностики и развития социально- перцептивных характеристик у детей этого возраста и, в частности, эмпатии, чрезвычайно актуален. Своевременное решение этих и других вопросов лежит
5
ь основе предупреждения трудностей в общении у будущих младших подростков.
Эмпатия даяно стала предметом исследовании отечественных психологов в качестве собственно психологического образования (В.С.Мухина, Т,П.Гаврилова, Н.II.Обозов, Ю.Б.Гиппенрейтер, А.Б.Орлов, И,М,Юсупов и др.). Однако процессу развития эмпатии детей 7-8 лет как сложного личностного образования, заключающегося ft способности понимать переживания другого человека и сопереживать ему в процессе межличностных отношений, уделено недостаточно много внимания в психологической литературе.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Эмпатийный потенциал детей обладает характерными особенностями, и его развитие возможно в процессе организации такого взаимодействия детей друг с другом, при котором создаются особые психологические условия, основанные на партнерских отношениях.
ЦЕЛЬ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ - изучение состояния эмпатийного потенциала личности детей 7-8 лет и возможностей его развития в специально организованных психологических условиях.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ яапяется эмпатийный потенциал личности. ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются особенности состояния эмпатийного потенциала личности детей 7*8 лет и его развития в специально организованны* психологических условиях*
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие ЗАДАчИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1) теоретический анализ исследований по проблеме эмпатии как личностного образования и развития эмпатийпого потенциала детей;
2) подбор методов исследования и формирование методических процедур, адекватных исследовательским задачам;
3) изучение особенностей эмпатийного потенциала детей 7-8 лет;
4) разработка системы психологически ориентированных занятий как совокупности психологических условий, способствующих развитию эмпатийного потенциала личности детей 7-& лет;
6
5) анализ и интерпретация полученных данных.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ исследования составили общенаучные принципы познания, деятельностный подход, положение о социальной детерминированности психики, психологические основы взаимодействия.
В своих исследованиях мы опирались на положения и выводы, сделанные относительно эмпатии в работах Л И.Божович, С.Б.Борисенко, Т.П.Ганриловой, Ю.Б.Г игшенрейтер, Б.И.Додопова, В. А.Лаиунской, А.Б,Орлова,
Н.И.Сарджведадзе, А.В.Тимохиной, И.МЛОсупова и других отечественных психологов. Вместе с тем. основой для рассмотрения эмпатии и механизмов ее возникновения в общении стали для нас труды М.Аргайла, К.Кларка, Т.Липлса, К.Роджерса, Э.Титченера, Д.Хоустон, М.Хоффмана, Д.Шлиена.
Для подтверждении исходной гипотезы и обоснования результатом работы были использованы следующие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- теоретический анализ психологической литературы для определения содержа-тельной специфики исследуемого явления;
- включенное наблюдение;
- группа диагностических методик: интервьюирование респондентов; структурированная анкета, основанная на описании характеристик эмпатийного потенциала личности И.М. Юсуповым; методика "Неоконченные рассказы” Т.1 [.Гавриловой; тест изучения личностных особенностей Р.Б.Кетселда, Р.В.Коапа (детский вариант); методика "Диагностика типологических особенностей готовности к взаимодействию детей 7-10 пет" В.А.С'и таропа, В.Г.Мнралова; шкала лиц П.С.Смита, Л.М.Кенделла, СЛ.Хюлина; проективные рисуночные методики " Дом-дерево - чело векf' Д.Бука, "Рисунок семьи" Г.Т.Хоментаускаса;
- формирующий эксперимент, включающий использование системы психологически ориентированных занятий;
- дли обработки эмпирических данных использовались методы математической статистики.
7
ДОСТОВЕРНОСТЬ результатов исследования обеспечивается анализом научных работ (отечественных и зарубежных) по исследуемой проблеме, выбором схемы эмпирического исследования, адекватной его цели и зала нам, применением известных количественных и качественных методов исследования, сопоставлением психодиагностических показателей, полученных при помощи взаимодополняющих методик и включенного наблюдения в процессе проведения формирующего эксперимента, а также сопоставимостью основных эмпирических данных исследования с результатами других авторов.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертационного исследования состоит в следующем:
]. Уточнено содержание понятия эмпатии как личностного образования детей семи-восьми лет.
2. Раскрыта совокупность психологических условий развития эмпатийного потенциала личности, лежащая в основе построения работы с детьми. К этим условиям относятся: организация партнерских отношений и сотрудничества детей; создание эмоционально положительного настроя у них на взаимодействие и сотрудничество; направление внимания детей на характер собственных отношений с партнерами и отношений между персонажами детской художественной литературы, а также анализ этих взаимоотношений. Доказана возможность построения работы с детьми, которая включает эти условия.
3. В психологию развития личности привнесен вклад н виде описании характера эмпатийного потенциала личности мальчиков и девочек семи-восьми лет.
4. Психологически ориентированные занятия аффективно влияют на развитие всех компонентов эмпатийного потенциала личности детей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертации: разработана программа психологически ориентированных занятий с детьми семи-восьми лет, которую воз-можно использовать для развития эмпатийного потенциала детей в специально организованных разнообразных видах их взаимодействия; полученные теоретические и практические результаты могут быть использованы в учебных курсах по психологии личности, социальной психологии.
ЛИЧНЫЙ ВКЛАД АВТОРА заключается в самостоятельной разработке программы исследования экспериментальных психологических условий развития эмпатии, системы психологически ориентированных занятий для детей се- ми^восьми лет по развитию у них эмпатийного потенциала личности и реализации этой программы. Собраны данные по самостоятельно подобранным методикам. Систематизированы данные констатирующего и формирующего эксперимента, выполнен их анализ и интерпретация эмпирических данных. Выводы по результатам исследования принадлежат диссертанту.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, которые выносятся ка защиту:
. Эмпатийный потенциал детей характеризуется своей спецификой, определяемой их половозрастными особенностями в контексте ведущею вида дея-тельности.
2. Эмпатия детей различается по форме проявления, уровням, устойчивости, объектам направленности.
3. Развитие эмпатийного потенциала возможно в специально созданных психологических условиях, к которым относятся: организация партнерских отношений и сотрудничества детей; создание эмоционально положительного настроя па взаимодействие и сотрудничество; направление внимания детей на характер собственных отношений с партнерами и отношений между персонажами детской художественной литературы, а также анализ этих взаимоотношений.
4. Система специальных психологически ориентированных занятий с детьми семи-восьми лет способствует развитию у них всех компонентов эмпатии (когнитивного, аффективного, поведенческою).
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследованием было охвачено 192 первоклассника МОУ-гимназии №1. МОУ-СОШ №7 г. Армавира Краснодарского края. Формирующий эксперимент проводился в течение года в муниципальной гимназии №1 г. Армавира (1999 - 2000 гг ); в формирующем эксперименте приняли участие 66 детей семи-восьми лет.
9
АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ была осуществлена на 5- м (г Пятигорск, Пятигорский государственный лингвистический университет, 1998), 6-м ([ . Элиста, Калмыкский государственный университет, 1999), 7-м (г. Майкоп, Адыгейский государственный университет, 2000) и 8-м (г, Ставрополь, Ставропольский государственный университет, 2001) годичных собраниях Южного отделения РАО, на XVII, XVIII, XIX, XX психолого- педагогических чтении* Юга России. Результаты исследования обсуждались и были одобрены на Всероссийской научно-практической конференции ‘Личность XXI века: теория и практика" (Москва. Московский открытый социальный университет, 2001), на Всероссийской конференции ’’Фундаментальные проблемы психологии: личность в исторической психологии" (Санкт- Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет, 2002), на Всероссийской научно-практической конференции (Краснодар, Кубанский государственный университет, 2002), на региональных и краевых научных конференциях (Ставрополь, 1996, 199S; Краснодар, 2000; Карачаевск. 2000), на межвузовских научно-практических конференциях {Армавир, 1996; Ростов-на-Дону, 1997, Ульяновск, 2001), на научно-практических конференциях г. Армавира Краснодарского края, па августовских Педагогических чтениях ЗАТО г, Фокино Приморского края (2000-2002).
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ. Теоретические выводы, а также апробированная в исследовании система психологически ориентированных занятий, направленных па развитие змпатийного потенциала детей 7-8 лет, внедрялись и используются в учебно-воспитательном процессе МОУ-гимназии №!. МОУ-СОШ №7 г. Армавира Краснодарского края, гимназии №259 ЗАТО г. Фокино Приморского края. Материалы исследования используются и лекционных курсах но психологии на факультете педагогики и методики начального образования Армавирского государственного педагогического института.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка использованных источников и приложения. Список литературы составляет 247 наименований.
Перемены в области культуры, в политико-экономическом положении нашей страны ведут к изменениям в социальной среде. Все больше общественные интересы перестают быть интересами каждого. Все реже можно встретить искреннее участие человека в жизни коллектива, группы, другого человека, наконец. Заметнее в разных сферах человеческой жизни стал наблюдаться процесс индивидуализации. Приоритетными все чаще становятся личные интересы, мотивы личного успеха, престижа, первенства, благополучия,
К сожалению, такая личностная позиция в последнее время стала многими приниматься как норма. Вместе с тем, «решающим для любого общества является вопрос: какой вид единства и солидарности оно устанавливает и может поддерживать в условиях данной социоэкоиомической структуры» (200, с.287) Либо это стремление к единению с другими в низших формах поведении - актах садизма, террора, агрессии, разрушения, либо стремление к высшим формам поведения - солидарности, основанной на общих идеалах и убеждениях. Поэтому такие феномены человеческой психики, как децентрация, сопереживание, сочувствие, содействие, эмпатия, становятся важнейшим содержанием психической жизни современной личности и «в качестве потребностей» побуждают его к творческой созидательной деятельности [25, с. 174]. Вместе с гем, такая характеристика лpocoiшального поведения человека, как эмпатия, в современном обществе нередко воспринимается даже се обладателями как помеха на пути к достижению жизненных целей, являющихся, в сущности, вторичными, поскольку забываются нравственные ценности. Более того, наши современники порой стараются избегать ситуаций, вызывающих эмпатические переживания, к включению в которые они не гитовы [155; 234; 235],
Л И.БОЖОВИЧ, Т.П.Гаврилова, изучая эмпатию, предположили, что она, «как и всякое другое новообразование в психической жизни человека, развивается от элементарных (натуральных) форм эмоциональной отзывчивости - заражения,
4
сопереживания - к сложным социально обусловленным формам - сочувствию» [25, с. 173]. Далее ими было доказано, что в развитии эмпатии доминирующим компонентом действительно является непосредственное заражение субъекта переживанием, которое имеет место и у объекта эмпатии. В дальнейшем, в структуре эмпатичсских переживаний человека, начинает доминировать иное чувство, обусловленное теми особенностями его личности, которыми оно опосредствуется. Это может быть чувство сострадания. И если первоначальная форма эмоциональной отзывчивости связана с потребностью в собственном благополучии, го последующая возникает в связи с потребностью в благополучии других людей.
Исследования Л.И.Божович и Т,П,Гавриловой [25] привели авторов к выводу, что для возникновения сочувствия как сложной опосредованной структуры необходимо накопить известный опыт взаимоотношений с людьми и проделать определенный путь психического развития. Иначе, ребенок должен уметь встать в позицию другого, понять источники его переживания, отнестись к ним как к значимым; он должен достигнуть определенного уровня нравственного развития.
Нравственное развитие и формирование начинаются на ранних .лапах онтогенеза человека. В возрасте семи-восьми лег имеются большие возможности для систематического и последовательного воспитания детей. Организуя общение в процессе учения» труда, игр детей, взрослые получат возможность влиять на их личностное развитие, заботясь о приобретении ими эмоционального опыта, эмоциональной компетентности [40; 42; 56].
Возраст 7-Я лет, который в психологии развития называют периодом сере¬дины детства [3; 93; 232], благоприятен для целого ряда новообразований, подготавливающих детей к вхождению в новую ведущую деятельность - общение. Поэтому вопрос диагностики и развития социально- перцептивных характеристик у детей этого возраста и, в частности, эмпатии, чрезвычайно актуален. Своевременное решение этих и других вопросов лежит
5
ь основе предупреждения трудностей в общении у будущих младших подростков.
Эмпатия даяно стала предметом исследовании отечественных психологов в качестве собственно психологического образования (В.С.Мухина, Т,П.Гаврилова, Н.II.Обозов, Ю.Б.Гиппенрейтер, А.Б.Орлов, И,М,Юсупов и др.). Однако процессу развития эмпатии детей 7-8 лет как сложного личностного образования, заключающегося ft способности понимать переживания другого человека и сопереживать ему в процессе межличностных отношений, уделено недостаточно много внимания в психологической литературе.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Эмпатийный потенциал детей обладает характерными особенностями, и его развитие возможно в процессе организации такого взаимодействия детей друг с другом, при котором создаются особые психологические условия, основанные на партнерских отношениях.
ЦЕЛЬ НАШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ - изучение состояния эмпатийного потенциала личности детей 7-8 лет и возможностей его развития в специально организованных психологических условиях.
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ яапяется эмпатийный потенциал личности. ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются особенности состояния эмпатийного потенциала личности детей 7*8 лет и его развития в специально организованны* психологических условиях*
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие ЗАДАчИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1) теоретический анализ исследований по проблеме эмпатии как личностного образования и развития эмпатийпого потенциала детей;
2) подбор методов исследования и формирование методических процедур, адекватных исследовательским задачам;
3) изучение особенностей эмпатийного потенциала детей 7-8 лет;
4) разработка системы психологически ориентированных занятий как совокупности психологических условий, способствующих развитию эмпатийного потенциала личности детей 7-& лет;
6
5) анализ и интерпретация полученных данных.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ исследования составили общенаучные принципы познания, деятельностный подход, положение о социальной детерминированности психики, психологические основы взаимодействия.
В своих исследованиях мы опирались на положения и выводы, сделанные относительно эмпатии в работах Л И.Божович, С.Б.Борисенко, Т.П.Ганриловой, Ю.Б.Г игшенрейтер, Б.И.Додопова, В. А.Лаиунской, А.Б,Орлова,
Н.И.Сарджведадзе, А.В.Тимохиной, И.МЛОсупова и других отечественных психологов. Вместе с тем. основой для рассмотрения эмпатии и механизмов ее возникновения в общении стали для нас труды М.Аргайла, К.Кларка, Т.Липлса, К.Роджерса, Э.Титченера, Д.Хоустон, М.Хоффмана, Д.Шлиена.
Для подтверждении исходной гипотезы и обоснования результатом работы были использованы следующие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- теоретический анализ психологической литературы для определения содержа-тельной специфики исследуемого явления;
- включенное наблюдение;
- группа диагностических методик: интервьюирование респондентов; структурированная анкета, основанная на описании характеристик эмпатийного потенциала личности И.М. Юсуповым; методика "Неоконченные рассказы” Т.1 [.Гавриловой; тест изучения личностных особенностей Р.Б.Кетселда, Р.В.Коапа (детский вариант); методика "Диагностика типологических особенностей готовности к взаимодействию детей 7-10 пет" В.А.С'и таропа, В.Г.Мнралова; шкала лиц П.С.Смита, Л.М.Кенделла, СЛ.Хюлина; проективные рисуночные методики " Дом-дерево - чело векf' Д.Бука, "Рисунок семьи" Г.Т.Хоментаускаса;
- формирующий эксперимент, включающий использование системы психологически ориентированных занятий;
- дли обработки эмпирических данных использовались методы математической статистики.
7
ДОСТОВЕРНОСТЬ результатов исследования обеспечивается анализом научных работ (отечественных и зарубежных) по исследуемой проблеме, выбором схемы эмпирического исследования, адекватной его цели и зала нам, применением известных количественных и качественных методов исследования, сопоставлением психодиагностических показателей, полученных при помощи взаимодополняющих методик и включенного наблюдения в процессе проведения формирующего эксперимента, а также сопоставимостью основных эмпирических данных исследования с результатами других авторов.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертационного исследования состоит в следующем:
]. Уточнено содержание понятия эмпатии как личностного образования детей семи-восьми лет.
2. Раскрыта совокупность психологических условий развития эмпатийного потенциала личности, лежащая в основе построения работы с детьми. К этим условиям относятся: организация партнерских отношений и сотрудничества детей; создание эмоционально положительного настроя у них на взаимодействие и сотрудничество; направление внимания детей на характер собственных отношений с партнерами и отношений между персонажами детской художественной литературы, а также анализ этих взаимоотношений. Доказана возможность построения работы с детьми, которая включает эти условия.
3. В психологию развития личности привнесен вклад н виде описании характера эмпатийного потенциала личности мальчиков и девочек семи-восьми лет.
4. Психологически ориентированные занятия аффективно влияют на развитие всех компонентов эмпатийного потенциала личности детей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертации: разработана программа психологически ориентированных занятий с детьми семи-восьми лет, которую воз-можно использовать для развития эмпатийного потенциала детей в специально организованных разнообразных видах их взаимодействия; полученные теоретические и практические результаты могут быть использованы в учебных курсах по психологии личности, социальной психологии.
ЛИЧНЫЙ ВКЛАД АВТОРА заключается в самостоятельной разработке программы исследования экспериментальных психологических условий развития эмпатии, системы психологически ориентированных занятий для детей се- ми^восьми лет по развитию у них эмпатийного потенциала личности и реализации этой программы. Собраны данные по самостоятельно подобранным методикам. Систематизированы данные констатирующего и формирующего эксперимента, выполнен их анализ и интерпретация эмпирических данных. Выводы по результатам исследования принадлежат диссертанту.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, которые выносятся ка защиту:
. Эмпатийный потенциал детей характеризуется своей спецификой, определяемой их половозрастными особенностями в контексте ведущею вида дея-тельности.
2. Эмпатия детей различается по форме проявления, уровням, устойчивости, объектам направленности.
3. Развитие эмпатийного потенциала возможно в специально созданных психологических условиях, к которым относятся: организация партнерских отношений и сотрудничества детей; создание эмоционально положительного настроя па взаимодействие и сотрудничество; направление внимания детей на характер собственных отношений с партнерами и отношений между персонажами детской художественной литературы, а также анализ этих взаимоотношений.
4. Система специальных психологически ориентированных занятий с детьми семи-восьми лет способствует развитию у них всех компонентов эмпатии (когнитивного, аффективного, поведенческою).
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследованием было охвачено 192 первоклассника МОУ-гимназии №1. МОУ-СОШ №7 г. Армавира Краснодарского края. Формирующий эксперимент проводился в течение года в муниципальной гимназии №1 г. Армавира (1999 - 2000 гг ); в формирующем эксперименте приняли участие 66 детей семи-восьми лет.
9
АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ была осуществлена на 5- м (г Пятигорск, Пятигорский государственный лингвистический университет, 1998), 6-м ([ . Элиста, Калмыкский государственный университет, 1999), 7-м (г. Майкоп, Адыгейский государственный университет, 2000) и 8-м (г, Ставрополь, Ставропольский государственный университет, 2001) годичных собраниях Южного отделения РАО, на XVII, XVIII, XIX, XX психолого- педагогических чтении* Юга России. Результаты исследования обсуждались и были одобрены на Всероссийской научно-практической конференции ‘Личность XXI века: теория и практика" (Москва. Московский открытый социальный университет, 2001), на Всероссийской конференции ’’Фундаментальные проблемы психологии: личность в исторической психологии" (Санкт- Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет, 2002), на Всероссийской научно-практической конференции (Краснодар, Кубанский государственный университет, 2002), на региональных и краевых научных конференциях (Ставрополь, 1996, 199S; Краснодар, 2000; Карачаевск. 2000), на межвузовских научно-практических конференциях {Армавир, 1996; Ростов-на-Дону, 1997, Ульяновск, 2001), на научно-практических конференциях г. Армавира Краснодарского края, па августовских Педагогических чтениях ЗАТО г, Фокино Приморского края (2000-2002).
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ. Теоретические выводы, а также апробированная в исследовании система психологически ориентированных занятий, направленных па развитие змпатийного потенциала детей 7-8 лет, внедрялись и используются в учебно-воспитательном процессе МОУ-гимназии №!. МОУ-СОШ №7 г. Армавира Краснодарского края, гимназии №259 ЗАТО г. Фокино Приморского края. Материалы исследования используются и лекционных курсах но психологии на факультете педагогики и методики начального образования Армавирского государственного педагогического института.
СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка использованных источников и приложения. Список литературы составляет 247 наименований.
ЗАКЛЮЧЕНИИ
1. Выполненное исследование, в основном, подтвердило гипотезу о воз-можности целенаправленной организации услоний для развитии эмпатийного потенциала детей. В условиях специально организованной системы психологи¬чески ориентированных занятий происходит более успешное развитие эмпатийного потенциала детей как сложного личностного образования, включающего когнитивный, аффективный и поведенческий аспекты.
2. Уточненное нами рабочее определение эмпатии как сложного, много-уровневого личностного образования, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик чело¬века, заключающихся в постижении эмоционального состояния, проникновении, вчувствовапии в переживания другого, может быть использовано как полезный концептуальный инструмент в практической деятельности педагогов и психологов.
3. Развитый эмпатийный потенциал личности проявляется в умении распознавать эмоциональные состояния других людей и децентрироваться в их мысли, чувства и действия; умении эмоционально отзываться на пережинанин другого; умении выбирать наиболее адекватный ответ на переживания другого, использовать способы взаимодействия, облегчающие неблагополучие другою
4. Характеристикам эмпатийного потенциала детей 7-8 лет свойственны сложность, неоднозначность, противоречивость проявлений по форме, уровням, степени устойчивости, объектам направленности.
5. В характеристике эмпатийного потенциала детей 7-8 лет обнаруживаются гендерные различия. Мальчикам в большей степени, чем девочкам, свойственна неустойчивая эмпатия, а также проявление сопереживания как более простой формы эмпатии.
6. Психологическими условиями для развития эмпатийного потенциала личности и г* нашем исследовании янлчются.
- организация партнерских отношений и сотрудничества детей;
- создание эмоционально положительного настроя па сотрудничество;
• направление внимания детей на характер собственных отношений с партнерами и отношений между персонажами детской художественной литера¬туры, а также анализ этих взаимоотношений.
7, Психологически ориентированные занятия оказывают существенное нлииние на развитие всех компонентов эмпатийного потенциала ЛИЧНОСТИ детей. Эксперимент показал, что в процессе взаимодействия развиваются такие характеристики эмпатийного потенциала личности, которые необходимы в общении и различных видах деятельности. Применение системы психологически ориентированных занятий как формы организации взаимодействия детей, естественные ситуации общения в ходе работы детей в парах (статических, вариационных, динамических) способствовало развитию эмлатических переживаний, партнерства детей. Партнерские отношения во взаимодействии детей предполагают: а) умение чередовать и согласовывать действия; б) совместно выполнять одну операцию, в) контролировать действия партнера, исправлять его ошибки;
г) помогать партнеру выполнять часть его работы; д) принимать замечания, ис-правлять свои ошибки; е) приобретать опыт эмпатического действенного отношения к партнеру.
8. Проведенное исследование позволяет нам дать некоторые рекомендации. В соответствии с выделенными тремя группами детей с различными уровнями развития эмпатийного потенциала мы рекомендуем применение сле¬дующих психологический условий:
При низком уровне рнзничия эмпатии у детей взрослому необходимо ориентировать их на дела, полезные для всей группы. Для этого целесообразнее вссго сформулировать значимую для них цель и направить их энергию на ее достижение. В повседневном взаимодействии взрослому требуется повышенная тактичность в работе с этими детьми и ненавязчивый, но постоянный конфоль, доброжелательное отношение к детям. Внешние стимулы, применяемые к этим детям, должны отвечать следующим требованиям: а) соответствовав внутреннему настрою ребенка в отношении к его делам, к окружающим,
нызмвать необходимость лецен фации; С>) пробуждать непроизвольное внимание с помощью интересных, ярких, сильных, прямо не связанных с их конкретным взаимодействием раздражителей; в) быть внушающими, обеспечивать положительное эмоциональное состояние, вызывать радостные ощущения от включенности в партнерство или совместную с детьми работу; г) включать этих детей в ситуации, когда необходимо найти нужные слова, чтобы успокоить, уте¬шить, порадовать другого человека; д) создавать при анализе литературных произведений из детской художественной литературы такие ситуации для развития эмпатии, а также развития речи детей, которые позволяют определить мо¬тивацию речи, ставят ребенка перед необходимостью высказать моральные суждения, возбуждают у них интерес и желание поделиться своими мыслями, стараться быть хорошим партнером во взаимодействии. Взрослому необходимо проявлять последовательность, настойчивость и требовательность в искоренении ненормативной лексики данных детей и формировать навыки реченого этикета и соответствующих содержанию эм пати чески* переживаний способов невербальное общения.
Иной характер имеют условия, необходимые для детей со средним уровнем развитии эмпатийного потенциала. Внимание ч работе с этими детьми должно быть направлено на то, чтобы усилить их интерес к детям в деятельном плане. С этой целью необходимо, используя недирективное взаимодействие, направлять ребенка на осмысливание своих мотивом, поиск путей более рационального удовлетворения своих желаний, преодоление эгоцентризма. В ходе бесед взрослые должны пробуждать интерес ребенка к своим товарищам, родным, близким и другим окружающим людям. Необходимо поощрять стремление детей рассказывать о других, их успехах и достижениях (нужно отвлекать внимание детей от рассказов о неудачах и офицателкных чертах других); взрослым необходимо усилить действенный характер ситуаций, побуждающих на занятиях к змиатическим переживаниям; стимулы для развития эмпатийного потенциала у этих детей должны отвечать следующим требованиям: а) быть эмоционально подкрепленными; б) постепенно переходить к пря^
мым, связанным с взаимодействием способам влияния на этого ребенка, побуждая его оказывать помощь другим; в) переходить к более широкому привлечению этих детей к социально полезной деятельности в ipvnne; г) создавать условия и поощрять самостоятельные попытки детей данной фуппы оказывать помощь, сочувствовать; д) последовательно и непременно заботиться об употреблении детьми формул речевого этикета; с) доброжелательно авансировать любые попытки детей со средним уровнем развития эмлатичсско- го потенциала в проявлении эмпатии 1уманистического характера и тактично предупреждать проявления у детей показного, демонстративного, эго¬центрического поведения в отношении с другими.
По отношению к детям с высоким уровнем развития эмпатии также необходимо создавать рял психологических условий. Основной падачей в работе с этими детьми является стабилизация уже имевшихся у них проявлений гуманистической эмпатии. На этом уроине эмпатического развития детей семи¬восьми лет необходимо а) расширять круг знаний детей об эмпатии в жизни лю¬дей (надо отмстить, что это нужно учитывать и в работе с детьми других групп);
б) поощрять инициативу эмпатическою взаимодействия, исходящую от них де¬тей; в) поддерживать их положительные почины, создавать ситуации, чтобы дети данной группы наиболее полно могли реализовать свою эмпатию (создавая 'иррадиацию1' эмпагни в ipvnne); г) стимулировать убежденность этих детей в том, что они нужны другим. Вместе с тем, взрослому необходимо позаботиться о создании условий для проявления терпимости этих детей по отношению к всевозможным насмешкам, шуткам по поводу их чувствительности со стороны сверстников. Необходимо предупреждать у этих детей проявление слишком высокой эмпатийности, т.к. это может стать причиной психологических сложностей на данном возрастном этапе, и далее, подростковом возрасте; целесообразно обращать внимание этих детей на то, что, слишком интенсивно переживая радости и несчастья других, они могут попасть в зависимость от настроен и я и эмоциональных состояний других людей.
1. Выполненное исследование, в основном, подтвердило гипотезу о воз-можности целенаправленной организации услоний для развитии эмпатийного потенциала детей. В условиях специально организованной системы психологи¬чески ориентированных занятий происходит более успешное развитие эмпатийного потенциала детей как сложного личностного образования, включающего когнитивный, аффективный и поведенческий аспекты.
2. Уточненное нами рабочее определение эмпатии как сложного, много-уровневого личностного образования, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик чело¬века, заключающихся в постижении эмоционального состояния, проникновении, вчувствовапии в переживания другого, может быть использовано как полезный концептуальный инструмент в практической деятельности педагогов и психологов.
3. Развитый эмпатийный потенциал личности проявляется в умении распознавать эмоциональные состояния других людей и децентрироваться в их мысли, чувства и действия; умении эмоционально отзываться на пережинанин другого; умении выбирать наиболее адекватный ответ на переживания другого, использовать способы взаимодействия, облегчающие неблагополучие другою
4. Характеристикам эмпатийного потенциала детей 7-8 лет свойственны сложность, неоднозначность, противоречивость проявлений по форме, уровням, степени устойчивости, объектам направленности.
5. В характеристике эмпатийного потенциала детей 7-8 лет обнаруживаются гендерные различия. Мальчикам в большей степени, чем девочкам, свойственна неустойчивая эмпатия, а также проявление сопереживания как более простой формы эмпатии.
6. Психологическими условиями для развития эмпатийного потенциала личности и г* нашем исследовании янлчются.
- организация партнерских отношений и сотрудничества детей;
- создание эмоционально положительного настроя па сотрудничество;
• направление внимания детей на характер собственных отношений с партнерами и отношений между персонажами детской художественной литера¬туры, а также анализ этих взаимоотношений.
7, Психологически ориентированные занятия оказывают существенное нлииние на развитие всех компонентов эмпатийного потенциала ЛИЧНОСТИ детей. Эксперимент показал, что в процессе взаимодействия развиваются такие характеристики эмпатийного потенциала личности, которые необходимы в общении и различных видах деятельности. Применение системы психологически ориентированных занятий как формы организации взаимодействия детей, естественные ситуации общения в ходе работы детей в парах (статических, вариационных, динамических) способствовало развитию эмлатических переживаний, партнерства детей. Партнерские отношения во взаимодействии детей предполагают: а) умение чередовать и согласовывать действия; б) совместно выполнять одну операцию, в) контролировать действия партнера, исправлять его ошибки;
г) помогать партнеру выполнять часть его работы; д) принимать замечания, ис-правлять свои ошибки; е) приобретать опыт эмпатического действенного отношения к партнеру.
8. Проведенное исследование позволяет нам дать некоторые рекомендации. В соответствии с выделенными тремя группами детей с различными уровнями развития эмпатийного потенциала мы рекомендуем применение сле¬дующих психологический условий:
При низком уровне рнзничия эмпатии у детей взрослому необходимо ориентировать их на дела, полезные для всей группы. Для этого целесообразнее вссго сформулировать значимую для них цель и направить их энергию на ее достижение. В повседневном взаимодействии взрослому требуется повышенная тактичность в работе с этими детьми и ненавязчивый, но постоянный конфоль, доброжелательное отношение к детям. Внешние стимулы, применяемые к этим детям, должны отвечать следующим требованиям: а) соответствовав внутреннему настрою ребенка в отношении к его делам, к окружающим,
нызмвать необходимость лецен фации; С>) пробуждать непроизвольное внимание с помощью интересных, ярких, сильных, прямо не связанных с их конкретным взаимодействием раздражителей; в) быть внушающими, обеспечивать положительное эмоциональное состояние, вызывать радостные ощущения от включенности в партнерство или совместную с детьми работу; г) включать этих детей в ситуации, когда необходимо найти нужные слова, чтобы успокоить, уте¬шить, порадовать другого человека; д) создавать при анализе литературных произведений из детской художественной литературы такие ситуации для развития эмпатии, а также развития речи детей, которые позволяют определить мо¬тивацию речи, ставят ребенка перед необходимостью высказать моральные суждения, возбуждают у них интерес и желание поделиться своими мыслями, стараться быть хорошим партнером во взаимодействии. Взрослому необходимо проявлять последовательность, настойчивость и требовательность в искоренении ненормативной лексики данных детей и формировать навыки реченого этикета и соответствующих содержанию эм пати чески* переживаний способов невербальное общения.
Иной характер имеют условия, необходимые для детей со средним уровнем развитии эмпатийного потенциала. Внимание ч работе с этими детьми должно быть направлено на то, чтобы усилить их интерес к детям в деятельном плане. С этой целью необходимо, используя недирективное взаимодействие, направлять ребенка на осмысливание своих мотивом, поиск путей более рационального удовлетворения своих желаний, преодоление эгоцентризма. В ходе бесед взрослые должны пробуждать интерес ребенка к своим товарищам, родным, близким и другим окружающим людям. Необходимо поощрять стремление детей рассказывать о других, их успехах и достижениях (нужно отвлекать внимание детей от рассказов о неудачах и офицателкных чертах других); взрослым необходимо усилить действенный характер ситуаций, побуждающих на занятиях к змиатическим переживаниям; стимулы для развития эмпатийного потенциала у этих детей должны отвечать следующим требованиям: а) быть эмоционально подкрепленными; б) постепенно переходить к пря^
мым, связанным с взаимодействием способам влияния на этого ребенка, побуждая его оказывать помощь другим; в) переходить к более широкому привлечению этих детей к социально полезной деятельности в ipvnne; г) создавать условия и поощрять самостоятельные попытки детей данной фуппы оказывать помощь, сочувствовать; д) последовательно и непременно заботиться об употреблении детьми формул речевого этикета; с) доброжелательно авансировать любые попытки детей со средним уровнем развития эмлатичсско- го потенциала в проявлении эмпатии 1уманистического характера и тактично предупреждать проявления у детей показного, демонстративного, эго¬центрического поведения в отношении с другими.
По отношению к детям с высоким уровнем развития эмпатии также необходимо создавать рял психологических условий. Основной падачей в работе с этими детьми является стабилизация уже имевшихся у них проявлений гуманистической эмпатии. На этом уроине эмпатического развития детей семи¬восьми лет необходимо а) расширять круг знаний детей об эмпатии в жизни лю¬дей (надо отмстить, что это нужно учитывать и в работе с детьми других групп);
б) поощрять инициативу эмпатическою взаимодействия, исходящую от них де¬тей; в) поддерживать их положительные почины, создавать ситуации, чтобы дети данной группы наиболее полно могли реализовать свою эмпатию (создавая 'иррадиацию1' эмпагни в ipvnne); г) стимулировать убежденность этих детей в том, что они нужны другим. Вместе с тем, взрослому необходимо позаботиться о создании условий для проявления терпимости этих детей по отношению к всевозможным насмешкам, шуткам по поводу их чувствительности со стороны сверстников. Необходимо предупреждать у этих детей проявление слишком высокой эмпатийности, т.к. это может стать причиной психологических сложностей на данном возрастном этапе, и далее, подростковом возрасте; целесообразно обращать внимание этих детей на то, что, слишком интенсивно переживая радости и несчастья других, они могут попасть в зависимость от настроен и я и эмоциональных состояний других людей.
Подобные работы
- Групповое консультирование как средство повышения уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в социально опасном положении
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ СВЯЗЬ С ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ (19.00.01)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2016 - Психолого-педагогическое сопровождение развития игрового сотрудничества в старшем дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ЭМПАТИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Особенности проявления эмпатии у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2021 - Формирование социально-значимых качеств у будущих специалистов
по социальной работе с несовершеннолетними правонарушителями
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Партисипация как способ взаимодействия на уроке иностранного языка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2020



