КОЛЛЕКТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КОЛЛЕКТИВНОЙ АППЛИКАЦИИ 8
1.1. Понятие коммуникативной культуры личности и особенности ее развития в период дошкольного детства 8
1.2. Коллективная аппликация в развитии личности дошкольника 14
1.3. Организация деятельности детей старшего дошкольного возраста по коллективной аппликации в процессе развития их коммуникативной культуры 20
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КОЛЛЕКТИВНОЙ АППЛИКАЦИИ 30
2.1. Организация и методы исследования. Исходный уровень развития коммуникативной культуры дошкольников 30
2.2. Психолого-педагогический план по развитию коммуникативной культуры дошкольников средствами коллективной аппликации 39
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа исследования 47
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КОЛЛЕКТИВНОЙ АППЛИКАЦИИ 8
1.1. Понятие коммуникативной культуры личности и особенности ее развития в период дошкольного детства 8
1.2. Коллективная аппликация в развитии личности дошкольника 14
1.3. Организация деятельности детей старшего дошкольного возраста по коллективной аппликации в процессе развития их коммуникативной культуры 20
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КОЛЛЕКТИВНОЙ АППЛИКАЦИИ 30
2.1. Организация и методы исследования. Исходный уровень развития коммуникативной культуры дошкольников 30
2.2. Психолого-педагогический план по развитию коммуникативной культуры дошкольников средствами коллективной аппликации 39
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа исследования 47
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Формирование навыков эффективного общения личности является в настоящее время одной из наиболее важных задач системы образования в нашей стране, отражающейся в программных документах, регламентирующих ее функционирование (Федеральный Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт). Значимость данной проблематики обусловлена, в первую очередь, усилением роли общения в образовательно-воспитательном процессе в условиях модернизации системы российского образования и в связи с переходом к новому поколению образовательных стандартов.
Работа по формированию коммуникативной культуры начинается уже на ступени дошкольного образования, ведь уровень ее развития во многом определяет успешность их социализации и адаптации последующему обучению в школе, образовательное пространство которой характеризуется в настоящее время усложнением всех форм коммуникации, наращиванием объема обучающей информации, разнообразием ее источников и носителей в современной социокультурной ситуации.
В связи с этим, актуальность проводимого исследования связана с тем, что развитие коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста выступает значимым фактором повышения качества образования в целом - как на дошкольной ступени, так и на этапе школьного образования, источником развития личностного потенциала и субъектно-деятельностного опыта воспитанников ДОО. Высокий уровень ее сформированности позитивно отражается на способности детей к конструктивному диалогу, самореализации.
В связи с этим перед современной системой дошкольного образования встает проблема поиска эффективных средств развития коммуникативной культуры воспитанников. Одним из таких средств является коллективная
аппликация, способствующая не только художественно-эстетическому воспитанию детей, находящихся на этапе завершения дошкольного образования, но и успешному развитию у них коммуникативных навыков и умений.
Теоретико-методологические основания исследования составили работы современных отечественных авторов, посвященные проблеме развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами коллективной аппликации. Среди них можно отметить работы таких авторов как Э.З. Альжанова [3], О.Б. Андреева [4], Н.А. Баранова [9],
В.В. Барыленко [10], С.Ю. Бубнова [14], К.И. Веснина [15], М.В. Дюжакова [18], С.В. Кабаева [19], Т.Н. Коробова [21], Н.Н. Крамаренко [23], А.В. Купряшкина [27], О.С. Новикова [32], А.Г. Рузская [38], С.Л. Уланова [42], Н.В. Хизгияева [44], [45], В.А. Цибульская [46] и других российских ученых.
Объект исследования: процесс развития коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами коллективной аппликации.
Предмет исследования: коллективная аппликация как средство развития коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: изучение влияния занятий коллективной аппликацией на уровень развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы коллективной аппликации как средства развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста;
2. Выявить исходный уровень развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать план занятий средствами коллективной аппликации с детьми старшего дошкольного возраста;
4. Проверить опытно-экспериментальном путем эффективность плана развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами коллективной аппликации.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что организация с детьми старшего дошкольного возраста работы по созданию коллективно аппликации способствует повышению уровня развития их коммуникативной культуры.
Основными методами исследования стали:
1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами коллективной аппликации;
2. эмпирические методы: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа;
3. математические методы обработки данных.
Методическая основа нашего исследования составили работы современных отечественных авторов М.И. Лисина [29], А.В.Купряшкина [27], О.С. Новикова [32], Н.А. Шелест [48] .
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в процессе подготовки к лекциям и практическим занятиям по дисциплинам психолого-педагогической направленности, а также в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
1. Констатирующий этап. Цель - определение методик диагностики, выявление исходного уровня развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста.
2. Формирующий этап. Цель - реализация психолого-педагогического плана по развитию коммуникативной культуры дошкольников средствами коллективной аппликации.
3. Контрольный этап. Цель - проведение повторной диагностики уровня развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста, анализ и интерпретация результатов исследования.
База исследования старшие группы МБДОУ детского сада № 25 «Родничок» г. Елабуга республики Татарстан. Количество участников эмпирического исследования составляет 50 дошкольников, которые были разделены на экспериментальную и контрольную группу по 25 детей в каждой из них.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Работа по формированию коммуникативной культуры начинается уже на ступени дошкольного образования, ведь уровень ее развития во многом определяет успешность их социализации и адаптации последующему обучению в школе, образовательное пространство которой характеризуется в настоящее время усложнением всех форм коммуникации, наращиванием объема обучающей информации, разнообразием ее источников и носителей в современной социокультурной ситуации.
В связи с этим, актуальность проводимого исследования связана с тем, что развитие коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста выступает значимым фактором повышения качества образования в целом - как на дошкольной ступени, так и на этапе школьного образования, источником развития личностного потенциала и субъектно-деятельностного опыта воспитанников ДОО. Высокий уровень ее сформированности позитивно отражается на способности детей к конструктивному диалогу, самореализации.
В связи с этим перед современной системой дошкольного образования встает проблема поиска эффективных средств развития коммуникативной культуры воспитанников. Одним из таких средств является коллективная
аппликация, способствующая не только художественно-эстетическому воспитанию детей, находящихся на этапе завершения дошкольного образования, но и успешному развитию у них коммуникативных навыков и умений.
Теоретико-методологические основания исследования составили работы современных отечественных авторов, посвященные проблеме развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами коллективной аппликации. Среди них можно отметить работы таких авторов как Э.З. Альжанова [3], О.Б. Андреева [4], Н.А. Баранова [9],
В.В. Барыленко [10], С.Ю. Бубнова [14], К.И. Веснина [15], М.В. Дюжакова [18], С.В. Кабаева [19], Т.Н. Коробова [21], Н.Н. Крамаренко [23], А.В. Купряшкина [27], О.С. Новикова [32], А.Г. Рузская [38], С.Л. Уланова [42], Н.В. Хизгияева [44], [45], В.А. Цибульская [46] и других российских ученых.
Объект исследования: процесс развития коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами коллективной аппликации.
Предмет исследования: коллективная аппликация как средство развития коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: изучение влияния занятий коллективной аппликацией на уровень развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы коллективной аппликации как средства развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста;
2. Выявить исходный уровень развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать план занятий средствами коллективной аппликации с детьми старшего дошкольного возраста;
4. Проверить опытно-экспериментальном путем эффективность плана развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами коллективной аппликации.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что организация с детьми старшего дошкольного возраста работы по созданию коллективно аппликации способствует повышению уровня развития их коммуникативной культуры.
Основными методами исследования стали:
1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами коллективной аппликации;
2. эмпирические методы: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа;
3. математические методы обработки данных.
Методическая основа нашего исследования составили работы современных отечественных авторов М.И. Лисина [29], А.В.Купряшкина [27], О.С. Новикова [32], Н.А. Шелест [48] .
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в процессе подготовки к лекциям и практическим занятиям по дисциплинам психолого-педагогической направленности, а также в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
1. Констатирующий этап. Цель - определение методик диагностики, выявление исходного уровня развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста.
2. Формирующий этап. Цель - реализация психолого-педагогического плана по развитию коммуникативной культуры дошкольников средствами коллективной аппликации.
3. Контрольный этап. Цель - проведение повторной диагностики уровня развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста, анализ и интерпретация результатов исследования.
База исследования старшие группы МБДОУ детского сада № 25 «Родничок» г. Елабуга республики Татарстан. Количество участников эмпирического исследования составляет 50 дошкольников, которые были разделены на экспериментальную и контрольную группу по 25 детей в каждой из них.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Итак, целью проведенного исследования стало изучение влияния занятий коллективной аппликацией на уровень развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста. В процессе реализации данной цели было определено понятие коммуникативной культуры личности и особенности ее развития в период дошкольного детства; изучена роль коллективной аппликации в развитии личности дошкольника; выявлены особенности организации деятельности детей старшего дошкольного возраста по коллективной аппликации в процессе развития их коммуникативной культуры; проведено эмпирическое исследование проблемы развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами коллективной аппликации.
Анализ проблемы исследования в современной психолого-педагогической литературе позволил сделать вывод о том, что понятие «коммуникативная культура» трактуется как владение нормами литературного языка, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации. Особенностью коммуникативной культуры ребенка дошкольного возраста является ее структура, которая включает стремление и способность ребенка вступать в контакт с окружающими; способность грамотно и адекватно конкретной ситуации организовать общение; знание дошкольником основных норм и правил культуры общения.
Кроме того, было обнаружено, что одним из средств, создающих необходимые условия для развития коммуникативной культуры дошкольника, является коллективная аппликация, которая может быть организована в формах совместно-индивидуальной, совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей работы детей. Занятия по коллективной аппликации способствуют закреплению у воспитанников ДОО представлений о правилах и способах сотрудничества в процессе коммуникативного взаимодействия, выработке умений легко входить в контакт, договариваться, выстраивать коммуникацию с учетом ситуации, пользоваться различными формами речевого этикета.
На основе теоретического анализа проблемы исследования было проведено ее эмпирическое изучение, в ходе которого была реализована психолого-педагогическая программа по развитию коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами коллективной аппликации. Целью проделанной работы стало создание условий для повышения уровня коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по коллективной аппликации.
В результате проведенных занятий в экспериментальной группе дошкольников произошло повышение числа детей, для которых доминирующей является внеситуативно- деятельностная форма взаимодействия со взрослыми; повышение уровня сформированности навыков культуры общения; наиболее существенные позитивные изменения произошли в уровне развития умения вести диалог. В то же время, в контрольной группе никаких изменений не произошло, что свидетельствует об эффективности работы с детьми по развитию коммуникативной культуры средствами коллективной аппликации.
Таким образом, задачи исследования были решены, а его цель - достигнута. Гипотеза исследования подтвердилась.
Анализ проблемы исследования в современной психолого-педагогической литературе позволил сделать вывод о том, что понятие «коммуникативная культура» трактуется как владение нормами литературного языка, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации. Особенностью коммуникативной культуры ребенка дошкольного возраста является ее структура, которая включает стремление и способность ребенка вступать в контакт с окружающими; способность грамотно и адекватно конкретной ситуации организовать общение; знание дошкольником основных норм и правил культуры общения.
Кроме того, было обнаружено, что одним из средств, создающих необходимые условия для развития коммуникативной культуры дошкольника, является коллективная аппликация, которая может быть организована в формах совместно-индивидуальной, совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей работы детей. Занятия по коллективной аппликации способствуют закреплению у воспитанников ДОО представлений о правилах и способах сотрудничества в процессе коммуникативного взаимодействия, выработке умений легко входить в контакт, договариваться, выстраивать коммуникацию с учетом ситуации, пользоваться различными формами речевого этикета.
На основе теоретического анализа проблемы исследования было проведено ее эмпирическое изучение, в ходе которого была реализована психолого-педагогическая программа по развитию коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами коллективной аппликации. Целью проделанной работы стало создание условий для повышения уровня коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по коллективной аппликации.
В результате проведенных занятий в экспериментальной группе дошкольников произошло повышение числа детей, для которых доминирующей является внеситуативно- деятельностная форма взаимодействия со взрослыми; повышение уровня сформированности навыков культуры общения; наиболее существенные позитивные изменения произошли в уровне развития умения вести диалог. В то же время, в контрольной группе никаких изменений не произошло, что свидетельствует об эффективности работы с детьми по развитию коммуникативной культуры средствами коллективной аппликации.
Таким образом, задачи исследования были решены, а его цель - достигнута. Гипотеза исследования подтвердилась.
Подобные работы
- КОЛЛЕКТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста (Методическая работа в дошкольной образовательной организации, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ЗНАКОМСТВО С РОДНЫМ РЕГИОНОМ КАК ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В
УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ТВОРЧЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016



