Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОЛЛЕКТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №39596

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
721
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КОЛЛЕКТИВНОЙ АППЛИКАЦИИ 8
1.1. Понятие коммуникативной культуры личности и особенности ее развития в период дошкольного детства 8
1.2. Коллективная аппликация в развитии личности дошкольника 14
1.3. Организация деятельности детей старшего дошкольного возраста по коллективной аппликации в процессе развития их коммуникативной культуры 20
Выводы по первой главе 28
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КОЛЛЕКТИВНОЙ АППЛИКАЦИИ 30
2.1. Организация и методы исследования. Исходный уровень развития коммуникативной культуры дошкольников 30
2.2. Психолого-педагогический план по развитию коммуникативной культуры дошкольников средствами коллективной аппликации 39
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа исследования 47
Выводы по второй главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Формирование навыков эффективного общения личности является в настоящее время одной из наиболее важных задач системы образования в нашей стране, отражающейся в программных документах, регламентирующих ее функционирование (Федеральный Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт). Значимость данной проблематики обусловлена, в первую очередь, усилением роли общения в образовательно-воспитательном процессе в условиях модернизации системы российского образования и в связи с переходом к новому поколению образовательных стандартов.
Работа по формированию коммуникативной культуры начинается уже на ступени дошкольного образования, ведь уровень ее развития во многом определяет успешность их социализации и адаптации последующему обучению в школе, образовательное пространство которой характеризуется в настоящее время усложнением всех форм коммуникации, наращиванием объема обучающей информации, разнообразием ее источников и носителей в современной социокультурной ситуации.
В связи с этим, актуальность проводимого исследования связана с тем, что развитие коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста выступает значимым фактором повышения качества образования в целом - как на дошкольной ступени, так и на этапе школьного образования, источником развития личностного потенциала и субъектно-деятельностного опыта воспитанников ДОО. Высокий уровень ее сформированности позитивно отражается на способности детей к конструктивному диалогу, самореализации.
В связи с этим перед современной системой дошкольного образования встает проблема поиска эффективных средств развития коммуникативной культуры воспитанников. Одним из таких средств является коллективная
аппликация, способствующая не только художественно-эстетическому воспитанию детей, находящихся на этапе завершения дошкольного образования, но и успешному развитию у них коммуникативных навыков и умений.
Теоретико-методологические основания исследования составили работы современных отечественных авторов, посвященные проблеме развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами коллективной аппликации. Среди них можно отметить работы таких авторов как Э.З. Альжанова [3], О.Б. Андреева [4], Н.А. Баранова [9],
В.В. Барыленко [10], С.Ю. Бубнова [14], К.И. Веснина [15], М.В. Дюжакова [18], С.В. Кабаева [19], Т.Н. Коробова [21], Н.Н. Крамаренко [23], А.В. Купряшкина [27], О.С. Новикова [32], А.Г. Рузская [38], С.Л. Уланова [42], Н.В. Хизгияева [44], [45], В.А. Цибульская [46] и других российских ученых.
Объект исследования: процесс развития коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста средствами коллективной аппликации.
Предмет исследования: коллективная аппликация как средство развития коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: изучение влияния занятий коллективной аппликацией на уровень развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы коллективной аппликации как средства развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста;
2. Выявить исходный уровень развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать и апробировать план занятий средствами коллективной аппликации с детьми старшего дошкольного возраста;
4. Проверить опытно-экспериментальном путем эффективность плана развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами коллективной аппликации.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что организация с детьми старшего дошкольного возраста работы по созданию коллективно аппликации способствует повышению уровня развития их коммуникативной культуры.
Основными методами исследования стали:
1. анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами коллективной аппликации;
2. эмпирические методы: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа;
3. математические методы обработки данных.
Методическая основа нашего исследования составили работы современных отечественных авторов М.И. Лисина [29], А.В.Купряшкина [27], О.С. Новикова [32], Н.А. Шелест [48] .
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в процессе подготовки к лекциям и практическим занятиям по дисциплинам психолого-педагогической направленности, а также в профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
1. Констатирующий этап. Цель - определение методик диагностики, выявление исходного уровня развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста.
2. Формирующий этап. Цель - реализация психолого-педагогического плана по развитию коммуникативной культуры дошкольников средствами коллективной аппликации.
3. Контрольный этап. Цель - проведение повторной диагностики уровня развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста, анализ и интерпретация результатов исследования.
База исследования старшие группы МБДОУ детского сада № 25 «Родничок» г. Елабуга республики Татарстан. Количество участников эмпирического исследования составляет 50 дошкольников, которые были разделены на экспериментальную и контрольную группу по 25 детей в каждой из них.
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, целью проведенного исследования стало изучение влияния занятий коллективной аппликацией на уровень развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста. В процессе реализации данной цели было определено понятие коммуникативной культуры личности и особенности ее развития в период дошкольного детства; изучена роль коллективной аппликации в развитии личности дошкольника; выявлены особенности организации деятельности детей старшего дошкольного возраста по коллективной аппликации в процессе развития их коммуникативной культуры; проведено эмпирическое исследование проблемы развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами коллективной аппликации.
Анализ проблемы исследования в современной психолого-педагогической литературе позволил сделать вывод о том, что понятие «коммуникативная культура» трактуется как владение нормами литературного языка, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации. Особенностью коммуникативной культуры ребенка дошкольного возраста является ее структура, которая включает стремление и способность ребенка вступать в контакт с окружающими; способность грамотно и адекватно конкретной ситуации организовать общение; знание дошкольником основных норм и правил культуры общения.
Кроме того, было обнаружено, что одним из средств, создающих необходимые условия для развития коммуникативной культуры дошкольника, является коллективная аппликация, которая может быть организована в формах совместно-индивидуальной, совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей работы детей. Занятия по коллективной аппликации способствуют закреплению у воспитанников ДОО представлений о правилах и способах сотрудничества в процессе коммуникативного взаимодействия, выработке умений легко входить в контакт, договариваться, выстраивать коммуникацию с учетом ситуации, пользоваться различными формами речевого этикета.
На основе теоретического анализа проблемы исследования было проведено ее эмпирическое изучение, в ходе которого была реализована психолого-педагогическая программа по развитию коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста средствами коллективной аппликации. Целью проделанной работы стало создание условий для повышения уровня коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по коллективной аппликации.
В результате проведенных занятий в экспериментальной группе дошкольников произошло повышение числа детей, для которых доминирующей является внеситуативно- деятельностная форма взаимодействия со взрослыми; повышение уровня сформированности навыков культуры общения; наиболее существенные позитивные изменения произошли в уровне развития умения вести диалог. В то же время, в контрольной группе никаких изменений не произошло, что свидетельствует об эффективности работы с детьми по развитию коммуникативной культуры средствами коллективной аппликации.
Таким образом, задачи исследования были решены, а его цель - достигнута. Гипотеза исследования подтвердилась.


1. Авралева Г.Н., Обухова С.И. Бумагопластика в работе с детьми дошкольного возраста // Научно-методическая работа в образовательной организации. - 2018. - N 1. - С. 62 - 66.
2. Авраменко О.В. Развитие коммуникативной культуры у старших дошкольников в культурно-игровом пространстве ДОО // Детский сад от А до Я. - 2017. - N 4. - С. 70 - 75.
3. Альжанова Э.З. Занятия аппликацией как средство развития ребенка дошкольного возраста // Тенденции развития науки и образования. -
2018. - N 1. - С. 5 - 7.
4. Андреева О.Б. Аппликация как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста // Потенциал художественно-творческой деятельности в развитии личности ребенка. - 2015. - С. 16 - 20.
5. Анисимова О.А. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста // Педагогический опыт: теория, методика, практика. - 2015. - N 1. - С. 179 - 181.
6. Анисимова Т.С., Баргесян Р.Г. Монологизм и диалогизм в развитии коммуникативной культуры старших дошкольников // Молодой исследователь: вопросы науки и практики. - 2018. - С. 89 - 95.
7. Багрянская А.Е. Развитие мелкой моторики у дошкольников через продуктивные виды деятельности // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - N 2-1. - С. 2 - 3.
8. Балдина М.Ю. О взаимосвязи понятий «компетенция», «компетентность», «коммуникативная компетентность» // Концепт. -
2014. - № 25. - С. 11 - 15.
9. Баранова Н.А. Возможности обучения детей дошкольного возраста созданию декоративных композиций в аппликации в условиях смешанной группы // Научные исследования и разработки студентов. -
2018. - Ч. 1. - С. 42 - 45.
10. Барыленко В.В. Развитие коммуникации и общения ребенка // Таврический научный обозреватель. - 2016. - N 1-3. - С. 109 - 115.
11. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. - М.: Каисса, 2018. - 95 с.
12. Бережнова О.В., Тимофеева И.Н. Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации. - М.: Цветной мир, 2014. - 144 с.
13. Бобкова Е.А. Коммуникативный компонент культуры речи как важная часть профессиональной речевой культуры сотрудников органов внутренних дел // Вестник УФЮИ. - 2017. - N 3. - С. 36 - 40.
14. Бубнова С.Ю., Андриеш В.А. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективных занятий по аппликации // Актуальные проблемы обучения русскому языку в школе и вузе. - 2017. - С. 14 - 18.
15. Веснина К.И. Методы и методики развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста // Студенческий научный форум. - 2015. - N 6. - С. 46 - 47.
16. Гладченко В.Е. Коммуникативные умения: подходы и классификация // Культурная жизнь Юга России. - 2013. - № 2. - С. 84 - 85.
17. Диагностика готовности ребенка к школе. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. Н.Е. Вераксы. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 144 с.
18. Дюжакова М.В., Лавлинская О.И., Коломеец А.В. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольника // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - N 5. - С. 580 - 582.
19. Кабаева С.В. Влияние занятий коллективной аппликацией на коммуникативное развитие дошкольника // Концепт. - 2018. - N 14. -
С. 77 - 80.
20. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: пособие для работников ДОУ. - Ярославль: Академия развития, 2016. - 237 с.
21. Коробова Т.Н. Аппликация как средство развития творческих способностей // Теория и практика образования в современном мире. - 2014. - Ч. 1. - С. 123 - 124.
22. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 320 с.
23. Крамаренко Н.Н. Аппликация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста // Наука через призму времени. - 2018. - N 6. - С. 192 - 194.
24. Кривченко Т.А., Ольховик Н.В., Сырых Е.В. Оценка уровня сформированности коммуникативной компетентности // Мир образования - образование в мире. - 2014. - N 3. - С. 195 - 204.
25. Кудряшова С.К., Ильина Д.Ю. К вопросу о коммуникации и коммуникативных умениях // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы. - Челябинск: ЧИИПРО, 2017. - С. 195 - 196.
26. Граудина Л.К., Виноградов С.И., Даниленко В.П., Карпинская Е.В. Культура русской речи. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 560 с.
27. Купряшкина А.В. Развитие декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания коллективной аппликации // Молодой ученый. - 2016. - N 22. - С. 245 - 247.
28. Курманалиева И.Х. Роль развития мелкой моторики в речевом развитии дошкольников // Стратегии и тренды развития науки в современных условиях. - 2016. - N 1. - С. 42 - 45.
29. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2015. - 320 с.
30. Манаенкова М.П. Речевая компетентность: содержание и структура // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - N 9. - С. 223
- 231.
31. Михайлова З.А., Серова З.А., Гилева Т.Н. Новые пути развития вместе с детьми: писк, открытия достижения // Дошкольная педагогика. - 2016.
- N 4. - С. 17 - 20.
32. Новикова О.С. Психолого-педагогические основы формирования коммуникативных умений у детей 5 - 7 лет // Альманах современной науки и образования. - 2015. - N 4. - С. 138 - 141.
33. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 368 с.
34. Петрова А.С. Коммуникация в жизни ребенка. - М.: Академия, 2016. - 224 с.
35. Петухова О.А. Экспериментирование в изобразительной деятельности // Детский сад: теория и практика. - 2015. - N 9. - С. 100 - 105.
36. Плотникова Г.Г. Культура речи и коммуникативная компетентность: содержательный аспект // Язык и культура. - 2014. - N 6. - С. 174 - 188.
37. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общей редакцией А.А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2014. - 466 с.
38. Рузская А.Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками // Психология дошкольника: хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. - Москва: Академия, 2014. - С. 5 - 20.
39. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: феноменология, факторы возникновения, динамика. Монография. - Кострома: КомГУ им. Н.А. Некрасова, 2014. - 358 с.
40. Самохвалова А.Г. Психология затрудненного общения ребенка. Монография. - Кострома: КомГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - 418 с.
41. Уйман А.С. Коммуникативная культура как часть общей культуры будущего педагога // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - N 4-8. - С. 82 - 85.
42. Уланова С.Л., Купряшкина А.В. Развитие активности и самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе создания коллективной аппликации // Концепт. - 2016. - N 17. - С. 785 - 789.
43. Формановская Н.И. Культура общения и речевого поведения. - М.:. Икар, 2014. - 238 с.
44. Хизгияева Н.В. Психологические особенности развития коммуникативной культуры дошкольника // Психология и психотехника. - 2014. - N 3. - С. 1 - 18.
45. Хизгияева Н.В. Сущность и особенности коммуникативной культуры формирующейся личности // Человеческий капитал. - 2014. - N 6. - С. 41 - 46.
46. Цибульская В.А., Буянова Т.А. Сравнительный анализ современных программ воспитания и обучения по проблеме развития технических умений и навыков у детей 3-4 лет в аппликации (на примере декоративной аппликации) // Студенческая наука 21 века. - 2015. - N 4. - С. 109 - 114.
47. Шебордаева Ю.В. Развитие «ручной умелости» детей дошкольного возраста // Амурский научный вестник. - 2014. - N 1. - С. 217 - 222.
48. Шелест Н.А. Значение мелкой моторики рук в речевом развитии дошкольника // Непрерывное образование в современном мире: история, проблемы, перспективы.- М.: Перо, 2017. - С. 55 - 57.
49. Яковенко Т.В., Шалухина Т.В. Создание условий для развития индивидуальных способностей дошкольника в ДОО // Теория и методология инновационных направлений воспитания детей дошкольного возраста. - 2017. - Т. 1. - С. 215.
50. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская Газета. - N 6241. - 25.11.2013. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (16.01. 2019).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ