Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОЛЛЕКТИВНАЯ АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Работа №34538

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
674
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативной культуры дошкольников посредством коллективной аппликации 8
1.1 Аппликация как вид продуктивной деятельности детей дошкольного
возраста 8
1.2 Теоретические аспекты формирования коммуникативной культуры детей
дошкольного возраста 14
1.3 Использование коллективной деятельности в формировании
коммуникативной культуры дошкольников 20
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование, направленное на формирование коммуникативной культуры дошкольников посредством аппликации 33
2.1 Организация опытно-экспериментального исследования по формированию
коммуникативной культуры дошкольников 33
2.2 Формирование коммуникативной культуры детей дошкольного возраста в
процессе аппликации 41
2.3 Результаты экспериментальной работы 46
Выводы по 2 главе 50
Заключение 52
Список использованных источников
Приложения

В современных условиях информатизации общества и технического прогресса общение посредством групп в социальных сетях становится нормой, возрастает необходимость в формировании коммуникативной культуры у дошкольников. По мнению А.Г. Арушанова, современный человек должен обладать способностями работать в команде [3].
Актуальность темы несомненна, так как аксиомой является то, что именно старший дошкольный возраст благоприятен для усвоения коммуникативной культуры. От того, как определятся отношения дошкольника в первом в его жизни коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит последующий путь его социального и личностного формирования, а, следовательно, и его дальнейшая судьба.
Об этом говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) [41] от 17 октября 2013 г., в задачах которого отражено формирование социокультурной среды, организации общей культуры личности детей. Педагогическая практика на современном этапе базируется на психолого-педагогических исследованиях (И.Н. Агафонова [1], В. Бархатова [4], Л.В. Варшецкая [8], Л. Дубина [13] и др.), которые теоретически аргументируют значение и сущность формирования коммуникативной культуры в воспитании детей дошкольного возраста.
Е.О. Смирнова отмечает, что умение общаться и сформированная коммуникативная культура является основой нормального психического здоровья ребенка [43]. И.А. Бунина продолжает данную мысль и пишет, что сформированная коммуникативная культура оказывает влияние на общий уровень деятельности дошкольника [7].
Н.В. Котикова доказывает, что если у ребенка не сформирована коммуникативная культура и умение общаться со сверстниками и педагогами
Современные педагогические исследования, направленные на выявление уровней сформированности коммуникативной культуры дошкольников, подчеркивают, что развитые коммуникативные навыки помогают ребенку испытать ощущение психологической защиты. В психолого-педагогических работах доказывается, что формирование коммуникативной культуры обеспечивается за счет общения с педагогом (Н.А.Пахомова [38]), взаимоотношениями с ровесниками (И.Ф. Пантелеева [37], А.В. Мудрик [34]), культурой общения с родителями и родственниками (Т.А. Антонова [2]).
Эффективным способом развития коммуникативной культуры дошкольников является коллективная аппликация [12]. Аппликация, как вид продуктивной деятельности, является уникальной возможностью формирования у детей творческого потенциала, интеллектуальной инициативы, эмоциональной и волевой сферы личности. Продуктивная изобразительная деятельность требует от детей умения ставить цель, планировать способы и пути её реализации, воплощать замысел и получать предполагаемый продукт, помогает сформировать основные качества личности, в единении обеспечивающие формирование её целостности.
Продуктивная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника рассматривалась в программе Д.И. Воробьевой (2012) [10] и И.Л. Гусаровой (2011) [12]. Основной концепцией программы является единое формирование личности ребенка на основании открытия его внутреннего созидательного потенциала. К вопросу формирующих возможностей продуктивной деятельности обращаются все чаще как педагоги- исследователи, так и практики. Исследования Т.И. Антоновой [2], Е.И. Васильевой [9], И.Н. Каменской [18], Н.Н. Коротковой [24], Е.А. Кузиной наглядно демонстрируют, что продуктивная деятельность имеет большое значение для психического развития дошкольников, и прежде всего, для формирования коммуникативной культуры.
Так, в процессе продуктивной деятельности у дошкольника не только формируются умения выделять основные свойства объектов и явлений, делать умозаключения, но и развивается способность активизировать общение со сверстниками. Социализация дошкольников стимулирует развитие речи детей, способствует формированию предпосылок универсальных учебных действий и дальнейшему успешному обучению в школе [30, с. 79].
Большое значение для формирования коммуникативной культуры дошкольников в ходе специально организованного целенаправленного и систематического обучения придается аппликации. По этому поводу Т.С. Комарова и А.И. Савенков пишут, что одним из результативных способов формирования навыков и умений детей работать вместе, строить что-то общение, самим находить решение поставленных задач, является организация занятий по коллективной аппликации [22]. Эффективность коллективной деятельности дошкольников показаны в работах Д.И Воробьевой [10], В.С Кузиной [27].
Однако аспект формирования коммуникативной культуры посредством коллективной аппликации является мало разработанным. Не рассмотрены варианты результативного взаимодействия дошкольников в группе ровесников в процессе сотворения коллективных работ, не выявлена тематика организованной образовательной деятельности, способствующей развитию не только общих способностей детей в продуктивной деятельности, но и формирование стабильной системы взаимодействия дошкольников в совместной деятельности.
Цель исследования: теоретически изучить и практически обосновать формирование коммуникативной культуры дошкольников посредством коллективной аппликации.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативной культуры дошкольников посредством коллективной аппликации.
Предмет исследования - условия формирования коммуникативной культуры дошкольников средствами коллективной аппликации.
Гипотеза: формирование коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:
- в образовательный процесс будет введена коллективная аппликация;
- процесс создания дошкольниками коллективной аппликации будет проходить с учетом формирования способностей детей взаимодействовать друг с другом в деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы формирования коммуникативной культуры в процессе коллективной аппликации в психологопедагогической литературе;
2. Подобрать методики, определить критерии и выявить уровни сформированности коммуникативной культуры дошкольников.
3 Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность влияния коллективной аппликации на формирование коммуникативной культуры.
Исходя из поставленных задач, выделены этапы исследования:
I этап - констатирующий (сентябрь 2018 года). Его целью было выявить актуальный уровень сформированности коммуникативной культуры дошкольников.
II этап - формирующий (октябрь 2018 - март 2019 года). Опытноэкспериментальная работа по формированию коммуникативной культуры дошкольников.
III этап - контрольный (апрель 2019 года). Целью данного этапа была оценка изменений коммуникативной культуры дошкольников после формирующего этапа.
Методологической основой исследования послужили: теоретические основы формирования коммуникативной культуры дошкольников, заложенные в исследованиях ученых, занимающихся вопросами дошкольной педагогики и детской психологии Б.Г.Ананьева, Р.С.Буре, Л.С.Выготского, Л.Н.Галигузовой, С.А.Дудниковой, И.И.Иванец, С.А.Козловой, И.Э.Куликовской, М.И.Лисиной, СВ. Петериной, Т.А.Репиной, Е.О.Смирновой,
О.В.Соловьёвой, О.С.Ушаковой, Р.М.Чумичевой, Д.Б.Эльконина. Как показано в фундаментальных исследованиях Л.С. Выготского, психическое развитие ребенка происходит в результате усвоения и присвоения им общественно - исторического опыта [10]. По мнению Л.С. Выготского, детское рисование необходимо рассматривать в системе понятий «знак» и «символ». Исследования В.С.Мухиной доказали, что изобразительная деятельность есть форма усвоения ребенком социального опыта [35].
В работе использовались следующие методы:
- теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, систематизация и синтез полученной информации;
- эмпирические: тестирование анкетирование, формирующий эксперимент;
- методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный анализ.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный нами комплекс коллективной аппликации направленный на развитие коммуникативной культуры, может быть использован в работе воспитателей и педагогов в дошкольных образовательных учреждениях.
По данной выпускной квалификационной работе была написана статья «Коллективная аппликация как средство формирования коммуникативной культуры у дошкольников» опубликована в научном журнале «Студенческий вестник» № 16(66) (26.04.2019). А так же была представлена на XIX Международной научно-практической конференции «Инновации и традиции педагогической науки - 2019» (30.03.2019).
Организация исследования. Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад №65 «Машенька» города Набережные Челны.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы были поставлены и решены следующие задачи. Так, в процессе работы над первой задачей, проанализировать состояние проблемы формирования коммуникативной культуры в процессе коллективной аппликации в психолого-педагогической литературе. Мы выяснили, выяснили, что вопросом аппликации как вид продуктивной деятельности детей дошкольного возраста занимались такие педагоги как М.А. ГусаковА, М.А. Васильева, И.Н. Каменская, Г.В. Кушнир, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Мелькумова, Т.С. Комарова, Н.А. Мелькумова, И.Н. Турро, Т.И. Антонова, Т.Я. Буяновой и другие.
Вопросу теоретических аспектов в формировании коммуникативной культуры детей дошкольного возраста уделяли внимание Н.А. Пахомова, И.Н. Агафонова, Н.М. Бирина, Л. Дубина. Н.В. Корикова и И.Ф. Пантелеева определили две группы коллективных умений: умение сотрудничать, умение конструктивно вести партнёрские диалоги.
Вопросу использования коллективной деятельности в формировании коммуникативной культуры дошкольников уделяли внимание И.Ю. Кулько, Н.М. Бирина, А.И. Савенкова. А.А. Грибовская, в свою очередь выделяет различные формы коллективной аппликации, которая предполагает наличие различного содержания. По мнению авторов, коллективная аппликация выступает средством, активизирующим развитие малышей и катализирует их творческий потенциал. Совершенствует навыки коллективной деятельности, развивает интерес к изобразительной деятельности в целом, и к аппликации в частности.
Можно так же отметить, что коллективная деятельность, с одной стороны, предполагает наличие у дошкольников обусловленного уровня способностей действовать в коллективе, с другой - выступает наиважнейшим средством развития умений планировать и координировать собственную деятельность, а так же оценивать непредвзято итоги коллективного творческого труда.
В процессе решения задачи подбора методик для определения критериев и выявления уровней сформированности коммуникативной культуры дошкольников мы первоначально выяснили актуальный уровень сформированности коммуникативной культуры у дошкольников. Для этого использовали анализ документации; наблюдение в игровой деятельности «День рождения у Маши» по методике Ю.В. Филипповой; анкетирование родителей по методике М.И. Лисиной. В результате выяснили, что в ходе констатирующего этапа дети в обеих группах имеют преимущественно низкий уровень сформированности коммуникативной культуры.
В процессе реализации задачи опытно-экспериментальной проверки эффективности влияния коллективной аппликации на формирование коммуникативной культуры. Согласно поставленной в начале исследования гипотезе, работа будет успешной, если в образовательный процесс будет введена коллективная аппликация; процесс создания дошкольниками коллективной аппликации будет проходить с учетом формирования способностей детей взаимодействовать друг с другом в деятельности.
Результатом стало формирование социально-коммуникативных навыков, умений сотрудничать с другими детьми и педагогом, умения объединяться в группы, договариваться о выполнении общей работы, помогать друг другу советом, действенным показом, подчинять свои желания интересам общего дела, выбирать наиболее эффективные формы поведения с другими людьми - это и есть навыки коммуникативной культуры, формируемые в дошкольном детстве. Этому способствуют коллективные виды деятельности, с одной стороны, они предполагают наличие у детей определенного уровня способностей работать в коллективе, с другой выступают важнейшим средством формирования умений планирования, координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда.
Коллективные виды деятельности в ДОО активно применяются на занятиях изобразительного искусства, дети очень любят такие коллективные занятия. В результате данной деятельности на контрольном этапе эксперимента значительно вырос уровень коммуникативной культуры в экспериментальной группе. Гипотеза доказана.



1. Агафонова, И.Н. Воспитание дружелюбия у дошкольников /
И.Н. Агафонова, Н.Н. Хрущева, Н.Л. Акимова // Справочник старшего
воспитателя. 2011. - № 6. - С. 56-58.
2. Антонова, Т.И. Значение занятий по аппликации для развития детей дошкольного возраста [Текст] / Т.И. Антонова, Т.А. Буянова // Студенческая наука XXI века. - 2016. - №1. - С. 47-49.
3. Арушанова, А.Г. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы / А.Г.Арушанова // Дошкольное воспитание. 2008. № 6. С. 86 - 89
4. Бархатова, В. Воспитание культуры поведения / В. Бархатова //
Дошкольное воспитание. -2009. - №11.- с. 12-14.
5. Бирина, Н.М. Приемы руководства самостоятельной коллективной
изобразительной деятельностью детей в старшей и подготовительной группах детского сада / Н.М. Бирина // Формы организации художественной деятельности дошкольников: Материалы семинара. М., 2007. С. 13-14.
6. Блащук, Л.А. Развивать интерес к изобразительной деятельности
(старший дошкольный возраст) / Л.А. Блащук // Дошкольное воспитание.
1999. № 1. С.45-47.
7. Бунина, И.А. Сотрудничество детей в совместной деятельности как способ воспитания культуры общения // И.А. Бунина / Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012 - № 4. - С. 47 - 49.
8. Варшецкая, Л.В. Учимся дружить / Л.В. Варшецкая // Воспитатель ДОУ. - 2013. - № 7. - С. 48 - 56.
9. Васильева, Е.И. Воспитание коллективизма у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности / Е.И.Васильева // Вопросы нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста: Ученые записки МГПИ под ред. А.В. Суровцевой. М., 2003. С.56-85.
10. Выготский, Л.С. Выготский Л. С. Психология искусства /Общ. ред.
B. В. Иванова, коммент. Л. С. Выготского и В. В. Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. - 573 с.
11. Грибовская, А.А. Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий [Текст] / А.А. Грибовская. - М.: Сфера, 2005. - 192 с.
12. Гусакова, М.А. Аппликация: Учеб. пособие [Текст] / М.А. Гусакова. - М.: Инфра-М, 2011. - 313 с.
13. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. / Л. Дубина // Дошкольное воспитание.- 2015.- № 10.- с. 26-36.
14. Ерофеева, Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание. - 2012. - №10. - С. 24-26с.
15. Житная, И.В. Педагогические условия развития эмпатии в дошкольном возрасте / И.В. Житная // Воспитатель ДОУ. - 2012. - № 3. - С. 94 - 101.
16. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания: учебник для
бакалавров / В.И. Загвяземский, И.Н. Емельянова. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 314 с.
17. Захарюта, Н. Играем и общаемся, воображаем и радуемся /
Н. Захарюта // Дошкольное воспитание - 2011 - № 12. - С. 94 - 100.
18. Каменская, И.Н. Развитие личности ребенка средствами аппликации [Текст] / Каменская И.Н., Балабанова О.М. // Молодой ученый. - 2016. - №29. -
C. 578-579.
19. Кахнович, С.В. Особенности воспитания доброжелательного отношения к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх в системе дошкольного образования / С.В. Кахнович, О.В. Вострякова // Детский сад от А до Я. - 2012 - № 2. - С. 18- 20.
20. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. / С.А. Козлова,
Т.А. Куликова. - М.: «ТЦ СФЕРА», 2012. - 325 с.
21. Комарова, Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим
следует понимать? [Текст] / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 2. - С. 25.
22. Комарова, Т.С. Коллективное творчество детей / Т.С. Комарова,
А.И.Савенков,- М., 2005. 128 с.
23. Комарова, Т.С. Коллективное творчество детей: учеб. пособие / Т.С. Комарова, А.И. Савенков. - М.: Педагогическое общество России, 2015. - 128 с.
24. Короткова, Н.Н. Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. Н. Короткова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №11. - С. 29 -39.
25. Корчинова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях: учеб. пособие [Текст] / О.В. Корчинова. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 320 с.
26. Котикова, Н.В. Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Котикова / Дошкольная педагогика. - 2012 - № 1. - с. 43.
27. Кузина, Е.А. Положительные аспекты влияния продуктивной деятельности на развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Кузина, О.В. Кузнецова, М.Т. Черных // Молодой ученый. - 2017. - №5. - С. 504-507.
28. Кулько, И.Ю. Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективного труда [Текст] / И.Ю. Кулько и др. // Молодой ученый. - 2015. - №6. - С. 644-647.
29. Кушнир, Г.В. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество [Текст] / Г.В. Кушнир. - М.: Сфера, 2011. - 311 с.
30. Ледовских, Н.К. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста как коммуникативный повод для педагога / Н.К. Ледовских // Детский сад: теория и практика. 2013. №3. С. 106- 107.
31. Лисина, М.И. Развитие коммуникативных процессов у детей от рождения до 7 лет / М.И. Лисина // Всесоюзная научная конференция по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе. М.,1970. С. 23-31.
32. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолете и в машине времени.
Конспекты занятий в ИЗОстудии./ И.А. Лыкова. - М., 2008.-192с.
33. Мелькумова, Н.А. Аппликация как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Мелькумова // Молодой ученый. - 2015. - № 3(83). - С. 808-811.
34. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие / А.В. Мудрик.- М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.
35. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 428 с.
36. Новикова Т.Н. Коллективная художественная деятельность [Текст] / Т.Н. Новикова // Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 1240-1242.
37. Пантелеева, И.Ф. Сотрудничество детей в совместной деятельности как способ воспитания культуры общения / И.Ф. Пантелеева. 2012. - № 4. - С. 47 - 54.
38. Пахомова, Н.А. Формирование навыков общения у дошкольников / Н.А. Пахомова. // Воспитатель ДОУ. - 2012. - № 2. - С. 64 - 66.
39. Плетнева, И.Ф. Воспитания культуры общения / И.Ф. Плетнева // М.: СФЕРА, 2009. -128с.
40. Потапова, Е. В. Особенности организации коллективных работ по изобразительной деятельности в ДОУ [Текст] / Е. В. Потапова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2009. - № 1. - С.86-95.
41. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 2013. от 25 ноября. - №6241. - С. 2-9.
42. Селиванова, Е.В. Формируем коммуникативные умения и развиваем творчество / Е.В.Селиванова, А.А. Сафонова. // Воспитатель ДОУ. - 2014. - №
9. - С. 72 - 75.
43. Смирнова, Е. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. / Е. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание.- 2009.- № 9.- с. 68-76.
44. Смирнова, Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам. / Е. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 8.- с. 73-77.
45. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков общения и этических представлений у детей./ Т.А. Ткаченко - М.: Книголюб, 2015.
46. Трунова, М. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2005. -№2. - С. 60.
47. Турро, И.Н «Коллективные работы учащихся по рисованию» / И.Н. Турро.- М.,1995. С.54 -57.
48. Турро, И.Н. Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников: учеб. пособие [Текст] / И.Н. Турро. - М.: Просвещение, 1980. - 77 с.
49. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика / В.И. Турченко - М.: Флинта, 2012. - 251с.
50. Уланова, С.Л. Развитие активности и самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе создания коллективной аппликации /С.Л. Уланова, А.В. Купряшкина // Концепт. - 2016. - № 17. - С. 785-789.
51. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология. Учеб. пособие / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2010. - 336 с.
52. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у
дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов
дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. - 256 с.
53. Чеснокова, Е.Н. Развитие коммуникативных навыков дошкольников / Е.Н. Чеснокова, В.А. Маркова. // Воспитатель ДОУ. - 2008. - № 9. - С. 126 - 130.
54. Юдина, Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателейтдошкольных образовательных кчреждений / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. : Просвящение, 2002. - 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ