Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО - МОДАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ИНТОНАЦИИ В ЛЕКЦИОННОМ ДИСКУРСЕ НА МАТЕРИАЛЕ БРИТАНСКОГО ВАРИАНТА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Работа №39490

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы63
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
588
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения эмоционально-модальных значений интонации в лекционном дискурсе на материале британского варианта английского языка 6
1.1 Интонационная организация дискурса 6
1.2 Эмоционально-экспрессивная функция интонации 15
1.3 Жанр лекции и его особенности 21
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ I 28
ГЛАВА II. Практические основы изучения эмоционально-модальных значений интонации в лекционном дискурсе на материале британского варианта английского языка 30
2.1 Интонационные особенности лекционного дискурса 30
2.2 Экспериментально -фонетическое исследование 37
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность исследования. Изучение интонации академической публичной речи является сегодня одним из актуальных направлений современной фонетики. Интонация представляет собой взаимосвязь компонентов - мелодики, интенсивность, тембр, темп, ударение и ритм. Учеными выделяются две основные функции интонации: коммуникативная, которая связывает интонацию со смыслом и синтаксическим строем высказывания, и эмоционально -экспрессивная, которая отражает субъективное отношение говорящего к окружающему его миру. Отмечается особый интерес исследователей к изучению именно эмоционально -экспрессивной функции интонации в связи с интенсивным развитием научных направлений и дисциплин, изучающих особенности человеческого фактора в языке. Способы интонационного оформления эмоций изучены недостаточно глубоко.
Актуальность работы определяется необходимостью комплексного изучения лекций как вида устного монологического дискурса в ракурсе его интонационного аспекта.
Цель исследования - выявление способов интонационной передачи различных эмоций лекторами и их воздействие на целевую аудиторию на материале британского варианта английского языка.
Задачи исследования:
1) уточнить роль интонации в реализации риторической ориентированности академической публичной речи;
2) изучить академическую публичную речь в современных работах по лингвистики;
3) проанализировать интонационные особенности лекционного дискурса на материале британского варианта английского языка;
4) провести электро-акустический эксперимент в целях определения особенности реализации эмоционально-модальных значений интонации в лекционном дискурсе на материале британского варианта английского языка.
Объект исследования - речь лектора в лекционном дискурсе. Следовательно, анализ такого речевого дискурса покажет нам, как эмоции могут быть использованы для достижения максимального влияния на целевую аудиторию - студентов или слушатели лекций.
Предмет исследования - интонационные особенности выражения эмоций в речи лектора в академическом стиле на материале британского варианта английского языка.
Материал исследования. Лекции Д. Кристала “The Influence of the King James Bible on the English Language”; Т. Линча “The Importance of Listen ing to International Students”; М. Абрхамса “Think Fast, Talk Smart: Communication Techniques”.
Методы исследования: метод направленной выборки текстуальной основы исследования; слуховой фонетический анализ; экспериментально фонетический метод; метод описания и обобщения полученных данных; риторический анализ.
Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных, а также зарубежных лингвистов, а именно: А.М. Антипова, Е.А. Бурая, И.Е. Галочкина, Т.И. Шевченко, В.А. Васильев, В.И. Всеволодский-Гернгросс, Г.Н. Иванова-Лукьянова, А.М. Пешковский, М.А. Соколова, И.С. Тихонова, Н.Д. Светозарова, Е.Л. Фрейдина, Д. Боллинджер (D. Bolinger), Д. Кристал (D. Crystal), Б. Коллинз (B. Collins), Д. Джонс (D. Jones), А. Круттенден (A. Cruttenden), П. Делаттр (P. Dellatre), Ф. Оствальд (P.F. Ostwald), Дж.К. Уэллс (J.C. Wells) и другие.
Научная новизна исследования состоит в проведении электронно - акустического анализа реализации интонации в риторических стратегиях оратора в академической публичной речи на материале британского варианта английского зыка с применением прикладной компьютерной программы Speech Analyzer 3.1.
Теоретическая значимость данного исследования определяется тем, что его результаты позволяют раскрыть особенности интонации в реализации риторических стратегий оратора в академической публичной речи на материале британского варианта английского языка.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы на курсах по практической и теоретической фонетике английского языка.
Апробация. Результаты научно-исследовательской работы были представлены в статье в Ежегодном сборнике научных трудов ИМО К(П)ФУ “Terra Linguae”.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность исследования; сформулированы цель и задачи; определены объект и предмет исследования; выделены теоретические основы исследования; отражена научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; представлены методы изучения проблемы.
В первой главе рассмотрены различные трактовки и подходы к изучению интонации; проанализированы главные функции интонации, выделенные фонетистами российской и британской лингвистических школ, и сопоставлены друг с другом; подробно изучена эмоционально - экспрессивная функция интонации;
Во второй главе изучены интонационные особенности академического стиля; проанализированы работы, связанны с изучением фоностилистическими характеристиками академической публичной речи; проведен электронно - акустический анализ британской речи в лекционном дискурсе.
В заключении подводятся итоги и результаты проведенного исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашего исследования были рассмотрены различные подходы лингвистов к термину «интонация», а также термин «просодия», были изучены различные классификации, представленные российскими, британскими и американскими фонетистами. В британских и американских традициях под интонацией понимается изменения высоты тона и рассматривается два подхода к изучению интонации - контурный и грамматический. Для русской лингвистической школы характерно более широкое понимание интонации как некоего многокомпонентного единства. Понятие интонации чаще всего включает мелодику, темп, ударение, ритм и тембр.
Также нами было изучен жанр лекций и его фонетические характеристики. Для того, чтобы публичная речь была достаточно информативной, интересной и познавательной, лектору необходимо обладать глубокими знаниями и ораторскими навыками.
В ходе исследования мы провели эксперимент, используя видеозаписи академических публичных выступлений, где лекторами выступали носители британского английского языка, профессора и ученые. Установлено частое употребление Нисходящей шкалы (Falling Head) и Ступенчатой шкалы (Stepping Head), которые придают речи некоторую категоричность, обоснованность и финальность. Также лекторы часто применяют Низкий нисходящий тон (Low Fall), что характерно для академического фоностиля и Низкий восходящий тон (Low Rise) для поднятия интереса у аудитории. Скорость речи каждого лектора индивидуальна, важные части выделяются паузами и замедлением темпа, наблюдалось пословное акцентирование. Тон голоса и громкость также относятся к индивидуальным параметрам речи лекторов. Различные комбинации интонационных моделей в речи оказывают влияние на аудиторию.
Данные, полученные в ходе фонетического эксперимента, позволяют сделать вывод о том, что оформление эмоций является неотъемлемой частью интонации.
Используются различные комбинации интонационных моделей в речи, которые оказывают влияние на аудиторию. Благодаря применению различных шкал речь ораторов приобретает эмоциональный окрас, можно почувствовать такие эмоции как заинтересованность, воодушевленность, волнение, удивление, уверенность, а также оттенки эмоционально - модальные значения - дружелюбие утверждение, сопоставление, одобрение.
Таким образом, можно заключить, что эмоционально -модальная функции интонации отражает эмоциональное состояние говорящего. Данная функция интонации применяется либо исходя из логических оснований, либо из эмоциональных потребностей лектора. Тональные переходы, усиление и ослабление звучания, нарастание и снижение темпа в определенных частях высказывания - все это имеет совершенно конкретное функциональное назначение, которое воздействует на аудиторию определенным образом.



1. Антипова А.М. Направления исследований по интонации в современной лингвистике / А.М. Антипова // Академические тетради. Тетрадь вторая. Интонация. Вып. 13. Единая интонология. М. - 2009. - Тетрадь вторая. Интонация. - С. 120-122.
2. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл (логико -семантические проблемы) / Н.Д. Арутюнова. - М: Либроком, 2013. - 384 с.
3. Белицкая А.А. О роли хезитационных пауз в спонтанной речи.
Филология и литературоведение / А.А. Белицкая [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://philology.snauka.ru/2014/02/697, дата обращения 07.02.2019.
4. Бенвенист Э. Общая лингвистика. / Э. Бенвенист. - М.: УРСС, 2002. - 448 с
5. Беткер Л. М. Восприятие и понимание экспрессивной
эмоциональной информации как компонента социально-перцептивного процесса Вестник угроведения. 2012. №4 (11) / Л. М. Беткер [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberlenmka.ru/artide/n/vospriyatie-i-ponimanie- ekspressivnoy-emotsionalnoy-informatsii-kak-komponenta-sotsialno-pertseptivnogo- protsessa, дата обращения: 26.05.2019.
6. Боднар С.С., Яценко Г.С. Учебное пособие по практической
фонетике английского языка English sounds and intonation Часть I/ С.С. Боднар, Г.С. Яценко. - Казань: КФУ, 2013. - 120 с.
7. Боднар С.С., Яценко Г.С. Учебное пособие по практической фонетике английского языка English sounds and intonation Часть II / С.С. Боднар, Г.С. Яценко. - Казань: КФУ, 2013. - 120 с.
8. Бурмакина Н.Г. Жанр лекции и его культурно обусловленная маркированность. Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. №1 / Н.Г. Бурмакина [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanr- lektsii-i-ego-kultumo-obuslovlennaya-markirovanmst, дата обращения: 26.05.2019.
9. Бурак, М.А. Реализация интонации в дискурсе. Теория языка и
межкультурная коммуникация №2(18) / М.А. Бурак [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://tl-ic.kursksu.ru/pdf7015-003.pdf, дата обращения:
26.03.2019.
10. Бурая Е.А. Фонетика современного английского языка. Теоретический курс: учебник для студ. лингв. вузов и фак. / Е.А. Бурая, И.Е. Галочкина, Т.И. Шевченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 272 с.
11. Васильев В.А. English phonetics. A theoretical course. / В. А. Васильев. - Москва : Высшая школа, 1970. - 323 с
12. Витт Н.В. Об инвариантных зонах эмоциональных состояний, выраженных в интонации. / Н. В. Витт // Новые исследования в педагогических науках - М. : Просвещение, 1966. - Вып. 6. - С. 89-101.
13. Вишневская Г.М. Экспериментально-фонетическое исследование интонационной структуры и функции особенностей низкой мелодической шкалы в английской речи: Дис. на соискание уч. ст. канд. филол. наук. / Г.М. Вишаевская. - М., 1974. - 175 с.
14. Всеволодский-Гернгросс В.И. Теория русской речевой интонации. / В.И. Всеволодский-Гернгросс. - Петербург:Государственное издательство, 1922. - 128 с.
15. Евстифеева М. В. Теоретическая фонетика английского языка. Лекции, семинары, упражнения: учебное пособие/ М. В. Евстифеева. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 168 с.
16. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: Учеб. пособие / Г. Н. Иванова - Лукьянова. - М.: Флинта : Наука, 2002. - 196 с.
17. Интонация. План лекции [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://studffles.net/preview/6215273/page:13/, дата обращения: 28.03.2019.
18. Каптер Л.А. Экспериментально-фонетическое исследование интонационной структуры английских речевых единиц, выражающих положительные эмоции (группа «радости»): Дис. на соискание уч. ст. канд. филол. наук. М., 1973. - 228 с.
19. Касевич В.Б. Анкета «Об основах теории интонации». Проблемы фонетики. Вып. I. / В. Б. Касевич. - М.: Прометей, 1993. - С. 54-60.
20. Медведева Т.Г. Просодические и спектральные характеристики эмоционально окрашенной речи (на материале английского языка в сопоставлении с русским): Дис. на соискание уч. ст. канд. филол. наук. / Т.Г. Медведева - М.: МГПИИЯ им М. Тореза, 1977. - 153 с.
21. Николаева Т.М. Фразовая интонация славянских языков. / Т.М. Николаева. - М.: Издательство «Наука», 1977. С. 4-6.
22. Пешковский А.М. Интонация и грамматика. Известия по русскому языку и словесности. / А.М. Пешковский - АН СССР., 1928. - С. 458-476.
23. Просодия публичной речи. Категория: коллектив. монография / Е.Л. Фрейдина, Н.А.Ковпак, Ю.П. Королева, Т.М. Пчелина, М.Ю. Сейранян, О.Н. Смирнова. - М. : Прометей, 2013. - 224 с.
24. Прохватилова О.А. К вопросу о функциях интонации / О.А. Прохватилова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Вып.3 Языкознание. - 2003-2004. - С. 156-161.
25. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка / Светозарова Н.Д. - Л., - 1982. - 175 с.
26. Светозарова, Н. Д. К вопросу о функциях интонации: научная практическая статья / Н. Д. Светозарова // Звуковой строй языка. - Москва: Наука, 1979. - С.252-255.
27. Связь эмоции и интонации [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/svyaz-emotsii-intonatsii- 122765.html, дата обращения: 28.03.2019.
28. Современный русский язык (Фонетика. Орфоэпия): учебно -
методическое пособие/ Е.П.Андреева, Л.А.Берсенева. - Вологда: ВоГУ, 2016.— 75 с.
29. Соколова М.А.Теоретическая фонетика английского языка. / Соколова М.А., Тихонова И.С, Тихонова Р.М. Фрейдина Е.Л. — М.: Владос,
2010. - 192 с.
30. Соколовская Т. Д. Отображение адресованности устной научной речи в содержании сообщения и в его языковой форме. Современная русская устная научная речь: 2 т. / Т. Д.Соколовская. — Т.1. — Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1985.— С. 168-186.
31. Сорокина А. В. Основы делового общения [Электронный ресурс]. — URL: https://marketing.wikireading.ru/3896, дата обращения: 28.03.2019.
32. Структура и виды лекций [Электронный ресурс] // Режим
доступа:https://edunews.ru/students/mfo/chto-takoe-lekciya-v-vuze.html/, дата
обращения: 28.03.2019.
33. Тихонова Р.М. Просодический код как основа понимания речи. Лингвистика и лингвистическое образование в современном мире / Р.М. Тихонова. — М.: ГНО «Прометей» МПГУ, 2014. — С. 290-292.
34. Хромов С.С. Современный звучащий дискурс в аспекте
межкультурной коммуникации / С.С. Хромов // Ярославский педагогический вестник. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-zvuchaschiy-diskurs-v-aspekte- mezhkulturnoy-kommunikatsii, дата обращения: 26.05.2019.
35. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. Н.В. Черемисина-Ениколопова. — Москва: Флинта; Наука, 1999. — 520 с.
36. Черемисина Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь / Н. В. Черемисина. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Русский язык, 1989. - 241 с
37. Шевченко Т.И. Современное английское произношение: формы и факторы развития / Т.И. Шевченко // Проблемы современной фонетики. Вестник МГЛУ. Выпуск 507. - М.: МГЛУ, 2010. - С. 202-210.
38. Bolinger D. Intonation. / D. Bolinger. - London, 1972. - 470 p.
39. Collins, B. Practical Phonetics and Phonology / B.Collins. - Routledge, 2008. - 145 р.
40. Cruttenden A. Intonation (Cambridge Textbooks in Linguistics) / A. Cruttenden. - Cambridge University Press, , 1997. - 201 p.
41. Crystal D. Prosodic features and linguistic theory. The English tone of voice: essays in intonation, prosody and paralanguage. / D. Crystal. - Edward Arnold, London, 1975. - 198 p.
42. Crystal D. Encyclopedia of the English Language. / Crystal, D. - Cambridge: CUP, 2000. - 491p.
43. Dudley-Evans, T Developments in English for specific purposes. / T . Dudley-Evans, M. J. St John. - Cambridge: CUP, 1998. - 301 p.
44. Halliday M.A.K. Intonation and Grammar in British English / M.A.K. Halliday. - Mouton: The Hauge, 1967. - 67 p.
45. Jones D. An outline of English Phonetics. / D. Jones. - Cambridge: Cambridge University Press, 1976. - 246 p.
46. Pike K.L. The intonation of American English / K.L. Pike. - Ann Arbor, Univ. of Michigan press., 1947. - 200 p.
47. O'Connor J.D.: Intonation of colloquial English/ J.D. O'Connor, G.F. Arnold. - Singapur& Longman, 1973 - 287 p.
48. Roach P. English Phonetics and Phonology: A practical course / P. Roach.UK: Cambridge University Press, 1996. - 262 p
49. Wells, J. C. Longman Pronunciation Dictionary. - 3rd ed. - London: Longman, 2008. - 922 p.
50. Wells J.C. English Intonation. An introduction. - Cambridge: Cambridge University Press, 2006. -279 p.
51. Professor David Crystal: The Influence of the King James Bible on the
English Language [Электронный ресурс ] - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=lgSDd6Bkatg&list=PLgGi_AbO7rouO3edzbCd6 XCnJcaSeXXFP&index=3&t=2614s, дата обращения: 26.02.2019.
52. Professor Tony Lynch - The Importance of Listening to International
Students [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=6Ql5mQdxeWk дата обращения: 26.02.2019.
53. Think Fast, Talk Smart: Communication Techniques [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=HAnw168huqA, дата обращения: 26.02.2019.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ