Введение 3
1. Понятие контроля за деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы 5
2. Виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания 10
2.1. Международный контроль 10
2.2. Государственный контроль 13
2.3. Общественный контроль 18
3. Проблемы и перспективы развития контроля за деятельностью учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний России 23
Заключение 28
Библиографический список 30
На сегодняшний день затруднительно даже представить нашу жизнь без контролирующей функции. Ведь любая сфера деятельности требует контроля, который в первую очередь направлен на повышение ее эффективности. Контроль предназначен для предупреждения и пресечения определенного рода нарушений, оказывающих или могущих оказывать негативное влияние на итоговый результат этой самой деятельности.
Огромное значение имеет контроль и в сфере исполнения уголовных наказаний. Уголовно-исполнительная система России играет особую роль в системе органов исполнительной власти и, кроме правоохранительных функций, выполняет также задачи воспитания осуждённых, ведёт производственно-хозяйственную деятельность, имеет материально-бытовое и медицинское обеспечение. Все указанные направления деятельности нуждаются в постоянном контроле.
Помимо этого, всего за несколько лет число осуждённых за тяжкие и особо тяжкие преступления увеличилось почти в два раза и достигло к началу 2018 г. 80 % от общего количества осуждённых к лишению свободы.
Потребность в контроле за деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы вызвана также тем, что в настоящее время одна из главных целей уголовного наказания – исправление осуждённых – достигается не в должной степени. Об этом свидетельствует статистика рецидивной преступности, которая на начало 2018 года составила 56 %, а это означает, что каждое второе раскрытое преступление было совершено лицами, ранее уже осуждёнными за противоправные деяния.
Всё вышеизложенное свидетельствует о крайней необходимости контроля за деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а следовательно, об актуальности изучения данной темы в сложившихся условиях.
Анализ степени разработанности вопросов функционирования систем контроля в целом показывает, что теоретические основы контроля в некоторой степени были раскрыты в публикациях В. В. Бурцева, Б. И. Валуева, И. Н. Дмитренко, И. В. Сименко. Применительно к уголовно-исполнительной системе проблемы контроля нашли отражение в работах С. А. Ветошкина, М. М. Горбуновой, С. М. Зубарева, А. А. Крымова, Е. В. Пчёлкиной и др.
Целью курсовой работы является исследование контроля за деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Данная цель достигается посредством решения ряда задач, а именно:
1) изучить понятие контроля за деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
2) рассмотреть виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания;
3) выявить проблемы и перспективы развития контроля за деятельностью учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний России.
Объектом исследования выступает уголовно-исполнительная система.
Предмет исследования – контроль за деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Методологическая основа исследования – диалектический подход к изучению предметов и явлений реальной действительности. При проведении исследования использовались методы обобщения, сравнения и сопоставления, систематизации и классификации и др.
Теоретической основой курсовой работы стали научные материалы, опубликованные в специальной и периодической литературе по вопросам осуществления контроля за деятельностью учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний.
Структура работы включает введение, основную часть, объединяющую три пункта, заключение и библиографический список
Контроль за деятельностью учреждений и органов УИС представляет собой системную деятельность уполномоченных органов государства и институтов гражданского общества по установлению соответствия функционирования персонала пенитенциарной системы нормативным предписаниям и корректированию выявленных отклонений при помощи административно-правовых средств.
В зависимости от субъектов контроля он классифицируется на 3 вида: международный; государственный и общественный.
Международный контроль осуществляется в 4-х формах: 1) периодическое представление Россией докладов в комитет ООН о соблюдении прав человека, в том числе и при исполнении наказания; 2) сообщения и заявления иностранных государств о нарушениях в России прав человека, в том числе и осуждённых; 3) индивидуальные жалобы осуждённых в международные органы; 4) посещение членами ЕКПП учреждений и органов, исполняющих наказания.
Государственный контроль за деятельностью УИС подразделяется на 4 подвида: 1) контроль органов государственной власти; 2) контроль Уполномоченного по правам человека в РФ; 3) судебный контроль; 4) ведомственный контроль.
Контроль органов государственной власти осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, органы государственной власти субъектов Федерации.
Суд осуществляет контроль исполнения наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении; о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания; об освобождении от наказания в связи с болезнью осуждённого; об отсрочке отбывания наказания; об изменении вида исправительного учреждения.
Ведомственный контроль реализуется вышестоящими органами и их должностными лицами. Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов УИС реализуется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.
Общественный контроль за обеспечением прав человека в органах и учреждениях ФСИН реализуют общественные наблюдательные комиссии, сформированные в субъектах Федерации, в составе которых не может быть менее 5-ти и более 20-ти членов. Общественный контроль и оказание содействия заключённым в местах лишения свободы проводятся на основе принципов добровольности, равноправия и законности. Членом общественной наблюдательной комиссии может стать гражданин России, достигший 25-ти летнего возраста и обладающий опытом работы в сфере защиты прав.
Современное состояние пенитенциарного контроля свидетельствует о наличии некоторых проблем: незакрепление термина «пенитенциарный контроль» в законодательстве; проблемы реализации общественного контроля (недостаточность материальных, финансовых и кадровых ресурсов; реализация в пределах учреждения исполнения наказаний); проблемы в сфере реализации государственного и ведомственного пенитенциарного контроля (формальный подход к реализации контрольных полномочий; проблема установления предмета и границ контрольных функций; односторонняя направленность контроля).
Перспективы развития пенитенциарного контроля видятся в устранении названных проблем посредством следующих мер: использование исторического опыта пенитенциарного контроля; закрепление понятия «пенитенциарный контроль» в нормах уголовно-исполнительного права; обучение кандидатов в члены общественных наблюдательных комиссий формам и методам контроля; организация курсов повышения квалификации по проведению инспектирований в учреждениях и органах УИС; налаживание обмена положительным опытом среди субъектов, осуществляющих различные виды пенитенциарного контроля.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 20.12.2018).
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12940/ (дата обращения: 20.12.2018).
3. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13440/ (дата обращения: 20.12.2018).
4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 30.10.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (дата обращения: 20.12.2018).
5. Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18263/ (дата обращения: 21.12.2018).
6. Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77567/ (дата обращения: 20.12.2018).
7. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 19.07.2018) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4645/ (дата обращения: 20.12.2018).
8. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106055/ (дата обращения: 21.12.2018).
9. Приказ ФСИН России от 28.08.2010 № 378 «Об утверждении Порядка организации контроля в уголовно-исполнительной системе по зональному принципу и рекомендаций по ведению контрольно-наблюдательного дела территориального органа ФСИН России (учреждения уголовно-исполнительной системы)» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: www.consultant.ru/cons_doc_496628#012193714935711708 (дата обращения: 21.12.2018).
Научная и учебная литература, материалы периодической печати
10. Бриллиантов, А. В. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / А. В. Бриллиантов, С. И. Курганов. – М.: Юристъ, 2017.– 634 с.
11. Ветошкин, С. А. Общественный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы РФ: проблемы и перспективы / С. А. Ветошкин, Е. А. Степанова // American Scientific Journal. – 2016. – № 1–1 (1). – С. 8–16.
12. Гирько, С. И. Уголовно-процессуальная компетенция учреждений и органов уголовно-исполнительной системы / С. И. Гирько, Ю. Н. Зеленов // Российское право: Образование. Практика. Наука. – 2018. – № 1. – С. 61–69.
13. Горбунова, М. М. Институт пенитенциарного контроля в России: современные проблемы и пути их минимизации / М. М. Горбунова // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. – 2016. – № 2 (8). – С. 20–24.
14. Горбунова, М. М. Контроль за деятельностью системы исполнения уголовных наказаний в России: анализ понятия / М. М. Горбунова // Вестник Владимирского юридического института. – 2015. – № 1 (34). – С. 9–13.
15. Гришко, Л. Е. О совершенствовании контроля и надзора за деятельностью исправительных учреждений / Л. Е. Гришко // Человек: преступление и наказание. – 2017. – Т. 25. № 4. – С. 549–554.
16. Зотов, А. Т. Уголовно-исполнительное право / А. Т. Зотов. – М.: КноРус, 2018. – 444 с.
17. Зубарев, С. М. О некоторых аспектах совершенствования правового регулирования государственного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания / С. М. Зубарев // Уголовно-исполнительное право. – 2016. – № 3 (25). – С. 9–13.
18. Истомина, Ю. С. Общественный контроль за соблюдением прав и свобод лиц, находящихся в исправительных учреждениях / Ю. С. Истомина // Державинский форум. – 2017. – № 3. – С. 37–45.
19. Карпов, О. В. К вопросу о контроле как важнейшей функции управления в органах исполнительной власти / О. В. Карпов, Д. А. Дорош // Аллея науки. – 2017. – Т. 1. № 11. – С. 481–484.
20. Крымов, А. А. Организационно-правовые проблемы контроля за уголовно-процессуальной деятельностью органов и учреждений уголовно-исполнительной системы / А. А. Крымов // Юристъ–Правовед. – 2014. – № 4 (65). – С. 68–70.
21. Кудовба, О. Н. Судебный контроль за исполнением принудительных мер медицинского характера, применяемых в отношении осужденных / О. Н. Кудовба // Уголовно-исполнительное право. – 2017. – Т. 12. № 2. – С. 182–185.
22. Кузьмин, С. И. Об общественном контроле мест лишения свободы наблюдательными комиссиями / С. И. Кузьмин, Ю. Ю. Железная, В. С. Кохтачев // Актуальные вопросы образования и науки. – 2015. – № 5–6 (51–52). – С. 34–38.
23. Лампежев, А. С. Пенитенциарный контроль: отдельные аспекты международного регулирования и зарубежного опыта / А. С. Лампежев // Вопросы российского и международного права. – 2016. – Т. 6. № 11. – С. 117–125.
24. Минстер, М. В. Общественный контроль за обеспечением прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы: законодательство и практика реализации / М. В. Минстер // Baikal Research Journal. – 2016. – Т. 7. – № 6. – С. 18–20.
25. Наумов, Е. В. Контроль и надзор в системе предупреждения рецидива преступлений: монография / Е. В. Наумов. – Рязань, 2016. – 124 с.
26. Основы уголовно-исполнительного права России / под ред. В. Е. Эминова, В. Н. Орлова.– М.: Юрайт, 2018. – 378 с.
27. Перрон, Ю. В. Деятельность Европейского Комитета по предупреждению пыток по контролю исполнения уголовных наказаний в Российской Федерации / Ю. В. Перрон // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2015. – № 3 (31). – С. 20–24.
28. Перрон, Ю. В. Некоторые направления совершенствования института международного контроля в сфере исполнения уголовных наказаний в Российской Федерации / Ю. В. Перрон // Уголовно-исполнительное право. – 2015. – № 2 (20). – С. 81–85.
29. Пчёлкина, Е. В. Осуществление контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы уполномоченным по правам человека в Российской Федерации / Е. В. Пчёлкина // Вестник научных конференций. – 2015. – № 4–1 (4). – С. 144–147.
30. Смирнова, И. Н. Современное состояние взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с судами и прокуратурой при контроле за поведением осужденных / И. Н. Смирнова // Человек: преступление и наказание. – 2016. – № 1 (92). – С. 49–52.
31. Уголовно-исполнительное право / под общ. ред. И. Я. Козаченко. – М.: Юрайт, 2017. – 304 с.