Введение 3
1 Особенности досрочного пенсионного обеспечения 5
1.1 Понятие и виды досрочных пенсий 5
1.2 Правовое регулирование особых условий труда в системе досрочного пенсионного обеспечения 8
2 Актуальные вопросы реформирования системы досрочного пенсионного обеспечения 13
2.1 Реформирование системы досрочного пенсионного обеспечения 13
2.2 Проблемы и перспективы развития института досрочного пенсионного обеспечения 17
Заключение 29
Список использованных источников 31
Актуальность работы заключается в том, что реформирование системы досрочных пенсий - это одно из приоритетных направлений в совершенствовании системы пенсионного обеспечения в РФ вместе с вопросами по пересмотру тарифно-бюджетной политики, реформированию института накопительной составляющей пенсионной системы, а также развитию корпоративного пенсионного обеспечения.
Главные направления преобразований пенсионного обеспечения закладывались в основу Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы в РФ, которая была утверждена Правительством РФ в 2012 г. Меры, представленные в стратегии, нацелены на преодоление экономического и демографического кризисов, повлиявших на российскую систему пенсионного страхования.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе назначения досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
Предмет работы – законодательство, регламентирующее порядок назначения досрочных пенсий по старости, научная и специальная литература по теме исследования, материалы правоприменительной практики.
Цель исследования – рассмотреть правовое регулирование досрочного пенсионного обеспечения.
В соответствии с указанной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие и виды досрочных пенсий ;
- изучить правовое регулирование особых условий труда в системе досрочного пенсионного обеспечения;
- охарактеризовать реформирование системы досрочного пенсионного обеспечения;
- выявить проблемы и перспективы развития института досрочного пенсионного обеспечения.
Методическую основу исследования составили следующие методы: логический, методы анализа и синтеза, формальный, диалектический и другие.
Нормативную основу в работе составили Конституция России , Федеральный закон РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и другое федеральное законодательство РФ.
Теоретическую основу работы составили научные труды следующих авторов: Л.К. Иванова, А. Малое, Е.Д. Семиков, Ю.Г. Седегова, А.К. Соловьева, Н.М. Удалова, И.С. Цветкова и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
В заключении необходимо подвести итоги.
Действующим пенсионным законодательством установлены общие и досрочные основания назначения страховых пенсий по старости.
Общие основания назначения страховой пенсии по старости предполагают наличие одновременно трех условий:
достижение возраста (мужчинами 60 лет и женщинами 55 лет);
наличие страхового стажа не менее 15 лет;
наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Помимо закрепления общих оснований назначения страховых пенсий по старости пенсионное законодательство характеризуется многообразием категорий лиц, пользующихся правом на льготное, т.е. досрочное, пенсионное обеспечение по старости.
Прежде всего, досрочные пенсии по старости назначаются лицам, воспитывающим детей или занимающимся уходом за инвалидами с детства, а также нетрудоспособным гражданам, имеющим особые причины инвалидности или страдающим особыми видами заболеваний
Досрочные пенсии по старости назначаются также лицам, работающим в неблагоприятных условиях труда или занятым в определенных профессиях (должностях)
Условия назначения страховой пенсии по старости всем работникам, которые трудятся в неблагоприятных условиях труда или заняты в определенных профессиях (должностях), применяются только тогда, если класс условий труда на их рабочих местах соответствует вредному или опасному классу условий труда, утвержденному по итогам спецоценки условий труда.
Досрочные пенсии по старости назначаются и лицам, длительное время отработавшим в особых природно-климатических зонах.
Безработным гражданам могут назначаться досрочные пенсии по старости при соблюдении следующих условий (п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»):
граждане не должны достигать возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и иметь страховой стаж длительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а если они работали на соответствующих видах работ, которые дают им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусматриваемой Законом о страховых пенсиях, - также необходимый стаж на этих видах работ;
наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размерах, которые необходимы для назначения страховых пенсий по старости на общих основаниях;
увольнение в связи с ликвидацией предприятия или прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, падением численности или штата сотрудников организации, индивидуального предпринимателя.
Анализ вопросов по реформированию института досрочных пенсий показал, что досрочное пенсионное обеспечение является препятствием к эффективному развитию и финансовой сбалансированности системы пенсионного страхования. Именно этот вопрос в последние время не затрагивается при обсуждении реформирования пенсионной системы. Хотя, именно он заслуживает большего внимания, чем, например, повышение общеустановленного возраста выхода на пенсию.
Стратегиями дальнейшего реформирования должны стать: совершенствование тарифной системы уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, изменение института досрочного пенсионного обеспечения, развитие корпоративного пенсионного обеспечения, совершенствование накопительной системы пенсионного обеспечения, а также развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения.