Экспериментальная работа по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста средствами физической культуры осуществлялась на базе МБДОУ ЦРР «Д/с №105» (г. Барнаул).
Есть приложения.
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста 6
1.2. Использование средств физической культуры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста 12
ГЛАВА 1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 19
2.1. Организация и методика экспериментального исследования 19
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 29
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение 39
Актуальность исследования. Проблема речевого развития детей младшего дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей младшего дошкольного возраста. В исследованиях, опубликованных в специальной литературе, сообщается о нездоровой тенденции к децелерации, т.е. замедленном темпе физического и интеллектуального развития. Поэтому развитие речи и речевого общения – одна из важнейших задач дошкольной педагогики и психологии. Решение этой задачи включает ряд специальных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, а также воспитание интереса к художественному слову. Одним из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста является физическая культура.
Таким образом, проблема исследования обусловлена возникшими к настоящему времени в теории и практике дошкольного воспитания рядом противоречий между значимостью развития речи детей младшего дошкольного возраста и отсутствием специальных методов, применимых в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида.
Выявленное противоречие обуславливает актуальность изучения проблемы применения средств физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы курсовой работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами физического воспитания».
Степень изученности. Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста раскрыта в научных исследованиях Н.А. Рыжова, Л.А. Соколовой, И.В. Смирновой и др. А.А. Люблинской, В.Г. Пинигиным и др. определены возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста. В исследованиях Ю.И. Евсеева, О.П. Кислициной, Л.Г. Пащенко и др. представлены педагогические условия организации процесса физического воспитания младших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. В научных трудах Е.В. Беликовой, Н.А. Рыжовой и др. проанализированы средства физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить возможности применения средств физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия применения средств физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать возрастные особенности деетй младшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности применения средств физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявить экспериментальным путем эффективность применения средств физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что, если создать педагогические условия посредством использования средств физического воспитания, в том числе и подвижных игр, то можно добиться эффективного результата в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, эксперимент, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов исследования (в процентном соотношении).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложение.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет, методы исследования, охарактеризована структура работы.
В первой главе дается научно-теоретическое обоснование применения средств физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Во второй главе дается анализ результатов экспериментального исследования, направленного на определение эффективности применения средств физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
В заключении на основе проведенного исследования формулируются общие выводы, включая рекомендации.
Также работа содержит список литературы, включающий в себя 30 источников, приложение.
Работа содержит страниц 38 страниц.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности.
Физкультурные занятия дают возможность детям младшего дошкольного возраста общаться между собой, вырабатывают коммуникативные навыки. У младших дошкольников развиваются речевые навыки, они учатся умению договариваться, находит общий язык, это очень важно для социализации. Умение наметить свою линию поведения в рамках правил игры хорошо помогают в дальнейшем выстраивать границы в отношениях с окружающими.
Экспериментальная работа по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста средствами физической культуры осуществлялась на базе МБДОУ ЦРР «Д/с №105» (г. Барнаул) с целью изучения влияния средств физической культуры на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Анализ результатов констатирующего этапа позволил заключить, что у большинства детей младшего дошкольного возраста имеется ряд особенностей в овладении связной и диалогической речью. Качественный анализ позволяет выделить различные степени овладения таким умением: от полной неспособности адекватно развивать замысел, заложенный в зачине, до наметившейся тенденции сделать это адекватно. Типичным для этих детей оказывается недостаточная смысловая обработка содержания зачина, неумение выделить в нем ключевое смысловое звено.
После проведения констатирующего этапа экспериментального исследования был организован и проведен формирующий этап. Для достижения цели и решения поставленных задач на формирующем этапе экспериментального исследования была разработана и апробирована в работе с детьми младшего дошкольного возраста программа кружка «Подвижные игры». Образовательные задачи подвижных игр связаны с тем, что они оказывают большое воздействие на развитие мышления дошкольника, так как подвижная игра – это такая сознательная деятельность, в которой проявляются и развиваются умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. В подвижной игре развивается речь детей – они учатся договариваться между собой, высказывать свою точку зрения, участвовать в спорах и разрешать конфликты.
Результаты контрольного этапа экспериментального исследования следующие:
1. По методике Т.А. Фотековой «Устная речь младших дошкольников» на контрольном этапе были получены следующие результаты:
- высокий уровень развития связной речи – 5 дошкольника (50%): положительная динамика составила – +30% (3 дошкольников);
- средний уровень развития связной речи – 5 дошкольников (50%);
- низкий уровень развития связной речи – не выявлено.
2. По методике Е.И. Смирновой «Диалог» на контрольном этапе были получены следующие результаты:
- высокий уровень развития диалогической речи – 6 дошкольников (60%): положительная динамика составила – +40% (4 дошкольников);
- средний уровень развития диалогической речи – 4 дошкольников (40%);
- низкий уровень развития диалогической речи – не выявлено.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Рекомендации:
1. В создании предметно-развивающей среды для развития речи детей младшего дошкольного возраста необходимо продумать включение средств физического воспитания.
2. Необходимо для развития речи детей младшего дошкольного возраста использовать подвижные игры.
1. Акинина, Т.М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Т.М. Аникина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. – Москва: Перспективы, 2012. – 243 с.
2. Бардиер, Г.Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей [Текст] / Г.Т. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. – Санкт-Петербург: ДОРВАЛЬ, 2013. – 96 с.
3. Беликова, Е.В. Теория и методика воспитания. Конспект лекций [Текст] / Е.В. Беликова. – Москва: ЭКСМО, 2016. – 160 с.
4. Буре, Р.С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса[Текст] / Р.С. Буре // Педагогика. – 2014. – №3. – С. 33-35.
5. Волошин, Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учеб. пособие [Текст] / Л.Н. Волошин. – Москва: Инфра-М, 2005. – 241 с.
6. Евсеев, Ю.И. Физическое воспитание / Ю.И. Евсеев. – М.: Феникс, 2010. – 384 c.
7. Казакова, Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике [Текст] / Е.И. Казакова // Психолого-педагогическое, медико-социальное сопровождение развития ребёнка: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Санкт-Петербург.: Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 2015. – C. 45–48.
8. Люблинская, А.А. Возрастная психология [Текст] / А.А. Люблинская. – Санкт-Петербург: Питер. 2014. – 522 с.
9. Новгородцева, Е.А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности [Текст] / Е.А. Новгородцева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения 2011 г. Москва: ТЦ «Сфера», С. 45-56.
10. Пащенко, Л.Г. Организация физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие [Текст] [Текст] / Л.Г. Пащенко. – Нижневартовск. Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 115 с.
11. Пащенко, Л.Г. Повышение познавательной активности дошкольников в процессе физического воспитания [Текст] / Л.Г. Пащенко, О.П. Кислицина // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: Мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Нижневартовск, 25 марта) / Отв. ред. А.А. Клетнева. – Нижневартовск, 2012. – С. 117-121.
12. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Петерина. – Москва: ТЦ «Сфера», 2014. – 174 с.
13. Пинигин, В.Г. Возрастные изменения эмоциональных свойств личности [Текст] / В.Г. Пинигин // Дошкольное воспитание. – 2011. – №1. – С. 17-23.
14. Полтавцева, Н.В. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни [Текст] / Н.В. Полтавцева, М.Ю. Стожарова, Р.С. Краснова, И.А. ГАврилова. – Москва: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
15. Репина, Т.А. Развитие чувств в дошкольном возрасте [Текст] / Т.А. Репина // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 41-46.
16. Рожков, М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса [Текст] / М.И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания: материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. –Кострома: КГУ, 2015. – С. 322–329.
17. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] / Н.А. Рыжова // Детский сад от А до Я. – 2016. – №4. – С. 52-55.
18. Сергеева, В.П. Теоретические основы воспитания: Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений [Текст] / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая. – Москва: ИЦ Академия, 2010. – 272 c.
19. Смирнова, Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам: средний и старший возраст [Текст] / Е. Смирнова, В. Холмогорова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 8. – С. 73-76.
20. Соколова, Л.А. Физическое воспитание детей 3-4 лет [Текст] / Л.А. Соколова. – Санкт-Петербург: ИПЦ КАРО, 2012. – 152 c.
21. Сокольникова, М.Н. Воспитание доброжелательных отношений у старших дошкольников на физкультурных занятиях [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.Н. Сокольникова. – Санкт-Петерубрг, 1998. – 19 с.
22. Смирнова, И.В. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у младших дошкольников. Алалия, дизартрия [Текст] / И.В. Смирнова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2016. – 320 с.
23. Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / Э.Я. Степаненкова. – Москва: Мозаика-Синтез, 2009. – 362 c.
24. Ульянова, И.В. Современная педагогика: воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций дошкольников: монография [Текст] / И.В. Ульянова. – Москва: РосНОУ, 2015. – 416 с.
25. Ушинский, К.Д. Педагогика [Текст] / К.Д. Ушинский. – Москва: Академия. 2002. – 789 с.
26. ФГОС дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст]. – Москва: Просвещение, 2016. – 32 с.
27. Фомина, Н.А. Музыкально-двигательное направление физического воспитания дошкольников [Текст] / Н.А. Фомина // Теория и практика физической культуры. – 2015. – № 7. – С. 57 – 58.
28. Храмцов, П.И. Инновационный проект формирования здоровья и физической культуры современных дошкольников [Текст] / П.И. Храмцов и др. – Москва: ТЦ «Сфера», 2012. – 357 с.
29. Черноусова, Ф.П. Духовно-нравственное воспитание – основа формирования потребности человека в человеке [Текст] / Ф.П. Черноусова. – Москва: УЦ Перспектива, 2013. – 120 c.
30. Янкелевич, Е.И. Физическое воспитание детей от 0 до 7 лет [Текст] / Е.И. Янкевич. – Москва: Физкультура и спорт, 2010. – 208 c.