Развитие речи детей младшего возраста средствами физической культуры (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Экспериментальная работа по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста средствами физической культуры осуществлялась на базе МБДОУ ЦРР «Д/с №105» (г. Барнаул).
Есть приложения.
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста 6
1.2. Использование средств физической культуры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста 12
ГЛАВА 1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 19
2.1. Организация и методика экспериментального исследования 19
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 29
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение 39
Есть приложения.
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1. Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста 6
1.2. Использование средств физической культуры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста 12
ГЛАВА 1. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 19
2.1. Организация и методика экспериментального исследования 19
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 29
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение 39
Актуальность исследования. Проблема речевого развития детей младшего дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей младшего дошкольного возраста. В исследованиях, опубликованных в специальной литературе, сообщается о нездоровой тенденции к децелерации, т.е. замедленном темпе физического и интеллектуального развития. Поэтому развитие речи и речевого общения – одна из важнейших задач дошкольной педагогики и психологии. Решение этой задачи включает ряд специальных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, а также воспитание интереса к художественному слову. Одним из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста является физическая культура.
Таким образом, проблема исследования обусловлена возникшими к настоящему времени в теории и практике дошкольного воспитания рядом противоречий между значимостью развития речи детей младшего дошкольного возраста и отсутствием специальных методов, применимых в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида.
Выявленное противоречие обуславливает актуальность изучения проблемы применения средств физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы курсовой работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами физического воспитания».
Степень изученности. Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста раскрыта в научных исследованиях Н.А. Рыжова, Л.А. Соколовой, И.В. Смирновой и др. А.А. Люблинской, В.Г. Пинигиным и др. определены возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста. В исследованиях Ю.И. Евсеева, О.П. Кислициной, Л.Г. Пащенко и др. представлены педагогические условия организации процесса физического воспитания младших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. В научных трудах Е.В. Беликовой, Н.А. Рыжовой и др. проанализированы средства физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить возможности применения средств физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия применения средств физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать возрастные особенности деетй младшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности применения средств физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявить экспериментальным путем эффективность применения средств физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что, если создать педагогические условия посредством использования средств физического воспитания, в том числе и подвижных игр, то можно добиться эффективного результата в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, эксперимент, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов исследования (в процентном соотношении).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложение.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет, методы исследования, охарактеризована структура работы.
В первой главе дается научно-теоретическое обоснование применения средств физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Во второй главе дается анализ результатов экспериментального исследования, направленного на определение эффективности применения средств физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
В заключении на основе проведенного исследования формулируются общие выводы, включая рекомендации.
Также работа содержит список литературы, включающий в себя 30 источников, приложение.
Работа содержит страниц 38 страниц.
Таким образом, проблема исследования обусловлена возникшими к настоящему времени в теории и практике дошкольного воспитания рядом противоречий между значимостью развития речи детей младшего дошкольного возраста и отсутствием специальных методов, применимых в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида.
Выявленное противоречие обуславливает актуальность изучения проблемы применения средств физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость обусловили выбор темы курсовой работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами физического воспитания».
Степень изученности. Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста раскрыта в научных исследованиях Н.А. Рыжова, Л.А. Соколовой, И.В. Смирновой и др. А.А. Люблинской, В.Г. Пинигиным и др. определены возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста. В исследованиях Ю.И. Евсеева, О.П. Кислициной, Л.Г. Пащенко и др. представлены педагогические условия организации процесса физического воспитания младших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. В научных трудах Е.В. Беликовой, Н.А. Рыжовой и др. проанализированы средства физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования – изучить возможности применения средств физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия применения средств физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать возрастные особенности деетй младшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности применения средств физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявить экспериментальным путем эффективность применения средств физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что, если создать педагогические условия посредством использования средств физического воспитания, в том числе и подвижных игр, то можно добиться эффективного результата в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, эксперимент, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов исследования (в процентном соотношении).
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложение.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет, методы исследования, охарактеризована структура работы.
В первой главе дается научно-теоретическое обоснование применения средств физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
Во второй главе дается анализ результатов экспериментального исследования, направленного на определение эффективности применения средств физического воспитания в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.
В заключении на основе проведенного исследования формулируются общие выводы, включая рекомендации.
Также работа содержит список литературы, включающий в себя 30 источников, приложение.
Работа содержит страниц 38 страниц.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности.
Физкультурные занятия дают возможность детям младшего дошкольного возраста общаться между собой, вырабатывают коммуникативные навыки. У младших дошкольников развиваются речевые навыки, они учатся умению договариваться, находит общий язык, это очень важно для социализации. Умение наметить свою линию поведения в рамках правил игры хорошо помогают в дальнейшем выстраивать границы в отношениях с окружающими.
Экспериментальная работа по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста средствами физической культуры осуществлялась на базе МБДОУ ЦРР «Д/с №105» (г. Барнаул) с целью изучения влияния средств физической культуры на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Анализ результатов констатирующего этапа позволил заключить, что у большинства детей младшего дошкольного возраста имеется ряд особенностей в овладении связной и диалогической речью. Качественный анализ позволяет выделить различные степени овладения таким умением: от полной неспособности адекватно развивать замысел, заложенный в зачине, до наметившейся тенденции сделать это адекватно. Типичным для этих детей оказывается недостаточная смысловая обработка содержания зачина, неумение выделить в нем ключевое смысловое звено.
После проведения констатирующего этапа экспериментального исследования был организован и проведен формирующий этап. Для достижения цели и решения поставленных задач на формирующем этапе экспериментального исследования была разработана и апробирована в работе с детьми младшего дошкольного возраста программа кружка «Подвижные игры». Образовательные задачи подвижных игр связаны с тем, что они оказывают большое воздействие на развитие мышления дошкольника, так как подвижная игра – это такая сознательная деятельность, в которой проявляются и развиваются умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. В подвижной игре развивается речь детей – они учатся договариваться между собой, высказывать свою точку зрения, участвовать в спорах и разрешать конфликты.
Результаты контрольного этапа экспериментального исследования следующие:
1. По методике Т.А. Фотековой «Устная речь младших дошкольников» на контрольном этапе были получены следующие результаты:
- высокий уровень развития связной речи – 5 дошкольника (50%): положительная динамика составила – +30% (3 дошкольников);
- средний уровень развития связной речи – 5 дошкольников (50%);
- низкий уровень развития связной речи – не выявлено.
2. По методике Е.И. Смирновой «Диалог» на контрольном этапе были получены следующие результаты:
- высокий уровень развития диалогической речи – 6 дошкольников (60%): положительная динамика составила – +40% (4 дошкольников);
- средний уровень развития диалогической речи – 4 дошкольников (40%);
- низкий уровень развития диалогической речи – не выявлено.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Рекомендации:
1. В создании предметно-развивающей среды для развития речи детей младшего дошкольного возраста необходимо продумать включение средств физического воспитания.
2. Необходимо для развития речи детей младшего дошкольного возраста использовать подвижные игры.
Физкультурные занятия дают возможность детям младшего дошкольного возраста общаться между собой, вырабатывают коммуникативные навыки. У младших дошкольников развиваются речевые навыки, они учатся умению договариваться, находит общий язык, это очень важно для социализации. Умение наметить свою линию поведения в рамках правил игры хорошо помогают в дальнейшем выстраивать границы в отношениях с окружающими.
Экспериментальная работа по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста средствами физической культуры осуществлялась на базе МБДОУ ЦРР «Д/с №105» (г. Барнаул) с целью изучения влияния средств физической культуры на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.
Анализ результатов констатирующего этапа позволил заключить, что у большинства детей младшего дошкольного возраста имеется ряд особенностей в овладении связной и диалогической речью. Качественный анализ позволяет выделить различные степени овладения таким умением: от полной неспособности адекватно развивать замысел, заложенный в зачине, до наметившейся тенденции сделать это адекватно. Типичным для этих детей оказывается недостаточная смысловая обработка содержания зачина, неумение выделить в нем ключевое смысловое звено.
После проведения констатирующего этапа экспериментального исследования был организован и проведен формирующий этап. Для достижения цели и решения поставленных задач на формирующем этапе экспериментального исследования была разработана и апробирована в работе с детьми младшего дошкольного возраста программа кружка «Подвижные игры». Образовательные задачи подвижных игр связаны с тем, что они оказывают большое воздействие на развитие мышления дошкольника, так как подвижная игра – это такая сознательная деятельность, в которой проявляются и развиваются умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. В подвижной игре развивается речь детей – они учатся договариваться между собой, высказывать свою точку зрения, участвовать в спорах и разрешать конфликты.
Результаты контрольного этапа экспериментального исследования следующие:
1. По методике Т.А. Фотековой «Устная речь младших дошкольников» на контрольном этапе были получены следующие результаты:
- высокий уровень развития связной речи – 5 дошкольника (50%): положительная динамика составила – +30% (3 дошкольников);
- средний уровень развития связной речи – 5 дошкольников (50%);
- низкий уровень развития связной речи – не выявлено.
2. По методике Е.И. Смирновой «Диалог» на контрольном этапе были получены следующие результаты:
- высокий уровень развития диалогической речи – 6 дошкольников (60%): положительная динамика составила – +40% (4 дошкольников);
- средний уровень развития диалогической речи – 4 дошкольников (40%);
- низкий уровень развития диалогической речи – не выявлено.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Рекомендации:
1. В создании предметно-развивающей среды для развития речи детей младшего дошкольного возраста необходимо продумать включение средств физического воспитания.
2. Необходимо для развития речи детей младшего дошкольного возраста использовать подвижные игры.
Подобные работы
- Роль подвижных игр в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста (Теории и технологии развития речи детей, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - Уровень сформированности коммуникативной функции речи у детей 5-6 лет с недоразвитием речи 1 и 2 уровня (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2019 - Организация процесса развития познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования (Управление дошкольным образованием, Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2021 - Развитие памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития по средствам сюжетно – ролевой игры (Дефектологическое дошкольное образование, Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Тревожность у мальчиков и девочек младшего школьного возраста (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2018 - Развитие познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования (Управление дошкольным образованием, Алтайский Государственный Педагогический УнивРазвитие познавательных способностей детей в условиях дошкольного образования ерситет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста (Методическая работа в дошкольной образовательной организации, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Отчет об преддипломной практике (Алтайский государственный педагогический университет, МБОУ «СОШ №1» г. Рубцовска Алтайского края)
Отчеты по практике, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическое сопровождение развития самооценки старших подростков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022



