ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ 7
§1. Информационные технологии как инновационная педагогическая методика 7
§2. Инновационные и традиционные методы обучения 14
ГЛАВА II. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА 19
§1. Понятие электронного образовательного ресурса 19
§2. Функции и значение электронных ресурсов в сфере образования 24
§3. Классификация электронных образовательных ресурсов 30
ГЛАВА III. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ 36
§1. Процесс создания и содержание электронного образовательного ресурса 36
§2. Содержание электронного образовательного ресурса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития глобальная система информационных технологий способна повлиять на все сферы жизнедеятельности общества. Одной из таких сфер жизнедеятельности, влияние на которую оказывает информатизация это образование. По мере перехода к новой системе образования и вхождения в мировое образовательное пространство происходит изменение как в учебновоспитательной теории, так и педагогической доктрины в целом. Для оптимизации образовательной системы и отдельных процессов в частности необходимо позиционировать информационные технологии как основу указанной образовательной системы.
Происходящие изменения требуют особого подхода к подготовки специалистов, готовых работать в условия быстрого развития информационных процессов в образовательной сфере. Усовершенствования не только требуют подготовленности и ставит сложные задачи, но и открывают для участников образовательного процесса огромные возможности.
Путем активного использования информационных технологий новые формы обучения внедряются в образовательную деятельность. Ключевым субъектом, применяющим и внедряющим новые формы обучения, основанные на информатизации, является педагог. Именно поэтому успех информатизации в образовании зависит также от прогрессивности взглядов того или иного специалиста и его стремления к непрерывному развитию и повышению профессионализма, что является показателем его желания идти в ногу со временем.
Несмотря на всю обоснованность необходимости применения информационных технологий в образовании и многочисленные работы касательно исследуемой темы имеется теоретический пробел в научной
Цель настоящего исследования - раскрытие практических и теоретических аспектов применения информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе путем создания электронного образовательного ресурса.
Достижение поставленной цели выполнялось путем решением следующих задач:
- характеристика и теоретическое раскрытие понятия «информационные технологии»;
- сравнительная характеристика электронных образовательных ресурсов и традиционных форм обучения.
- раскрытие понятия «электронный образовательный ресурс» в широком смысле и в узком касательно их применения в образовании;
- исследование функций и значения электронного образовательного ресурса в процессе обучения;
- освещение процесса создания и содержания электронного образовательного ресурса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»;
- описание непосредственного содержания электронного образовательного ресурса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»;
Объектом научного исследования выступают непосредственно информационные технологии, используемые в образовательной среде с целью обучения и оптимизации образовательных процессов.
Предметом научного исследования является вопросы создания электронного образовательный ресурса в рамках данной исследовательской работы.
Теоретическая и практическая значимость. Положения настоящего исследования могут быть использованы для дальнейшей теоретической разработки вопросов, возникающих при применении информационных технологий в рамках образовательного процесса.
Структура работы определяется целями и задачами, поставленными в работе, которая состоит из введения, трех глав, семи параграфов и списка использованной литературы. Введение раскрывает актуальность темы исследования, степень ее разработанности, цель, задачи, объект, предмет, методологическую основу исследования, ее теоретическую и практическую значимость.
Первая глава исследовательской работы посвящена раскрытию вопросов теории информационных технологий в целом, а также как часть инновационной педагогической методики, а также теоретически сопоставляет инновационные и традиционные методы обучения путем раскрытия понятие и сущности инноваций, программированного обучения и многих других аспектов касательно вопроса информационных и коммуникационных технологий.
Вторая глава, дипломной работы посвящена вопросу электронных образовательных ресурсов и раскрывает данный объект через раскрытие понятия сущности, значения и функций электронных образовательных ресурсов, что является необходимой теоретической базой к третьей главе данной работы. Заключительный параграф второй главы содержит типологию электронных образовательных ресурсов исходя из различных критериев.
Третья глава является заключительной и представляет собой заключительный результат данной исследовательской работы в целом поскольку показывает практическую реализацию всего изложенного ранее материала. Указанным результатом является создание электронного образовательного ресурса - образовательного курса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». Глава состоит из двух параграфов и содержит описание, как этапов разработки ресурса, так и подробное описание его содержания c наглядными примерами в виде картинок, служащих демонстрацией процессов и инструментов.
Заключение подводит итог проделанной работы, опираясь на цели и задачи, поставленные в самом начале исследования. В заключении содержаться выводы, как теоретической составляющей дипломной работы, так и практической части, т.е. создания электронного образовательного ресурса.
Приложение к исследовательской работе содержит непосредственный электронный адрес расположения курса «Информационные и коммуникационные технологии в образовании».
В наше время образовательный процесс сложно представить без информационных технологий. Отсутствие таких технологий в процессе обучения усложнит работу, связанную с получением и обработкой большого объема передающейся информации. Помимо этого информационные технологии облегчают управление обучением, повышают эффективность учебного процесса при заметной экономии времени, создают благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. Тема особенно актуальна в связи с острой необходимостью подготовки поколения, обладающего большим потенциалом, то есть всесторонне грамотных, высоко квалифицированных, инициативных и творческих кадров. Информационно технологии занимают особое место в данной сфере деятельности и в повышении эффективности образовательного процесса и качества подготовки специалистов различных направлений. Создание и внедрение в практику систему электронного образования, как одной из очень удобных возможностей нашего времени, ставит очень важные, неотложные задачи перед профессорами- преподавателями, специалистами данной области.
В данной исследовательской работе была рассмотрена тема применения информационных технологий в образовательной сфере. Были освещены теоретические вопросы, раскрывающие основные понятия необходимые в рамках данной работы, а также цели, задачи, роли и классификация основных институтов и явлений, являющихся объектом исследования или связанные с ними. Так, были раскрыты понятия информационных технологий, программированного обучения, электронного образовательного ресурса, инновационной методики, а также их роль, значение, достоинства, недостатки, классификация, и история развития. Практическую часть данной работы составляет процесс разработки и непосредственно создания электронного курса «Информационные и коммуникационный технологии в образовании», а также раскрытие содержания и инструментов курса. Подробное описание практической части приведено в третьей главе исследования. Создание курса содержит в себе практическую реализацию почти всех аспектов, теоретически описанных в работе. Главным является то, что созданный учебный курс является полноценным и применим в образовательном процессе, чем и подтверждается достижение нами основной цели, поставленной в рамках данной исследовательской работы.
1. Адамский А.И. «Эврика» - идеология развития образования / А.И. Адамский // Перемены. - 2003. - № 2. - С. 4 - 9.
2. Бюро европейских политических советников. Словарь аббревиатур и акронимов русского языка / сост. И.А. Елисеев. - М.: ИНФРА- М, - 2015. - 718 с.
3. Домрачев В.Г., Ретинская И.В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий / В.Г. Домрачев, И.В. Ретинская // Информационные технологии. - 1996. - № 2. - С. 25 - 29.
4. ГОСТ 52653-2006 Национальный Стандарт Российской Федерации «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» [Электронный ресурс] // Официальный сайт МОО «Информация для всех». - Электрон. текст. дан. - URL: https://www.ifap.ru/library/gost/526532006.pdf (дата обращения: 23.03.2019).
5. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 208 с.
6. Калашников В.И. Информационно-измерительная техника и технологии / В.И. Калашников, С.В. Нефедов, А.Б. Путилин. - М.: Высшая школа, 2015. - 454 с.
7. Кинелев В.Г. Образование и цивилизация / В.Г. Кинелев // Проблемы информатизации высшей школы. - 1996. - № 2. - С. 7 - 14.
8. Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 128 с.
9. Моисеева М.В. О компьютерных телекоммуникациях / М.В. Моисеева // Информатика и образование. - 1993. - № 4. - С. 31 - 38.
10. Назаренко А. Л. Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике: дистанционное обучение. Учебник / А.Л. Назаренко. - М.: Издательство МГУ, 2013. - 272 с.
11. Норенков И.П. Информационная поддержка наукоемких изделий. CALS-технологии / И.П. Норенков, П.К. Кузьмик. - М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2015. - 320 с.
12. Попов В. М. Глобальный бизнес и информационные технологии / В.М. Попов, Р.А. Маршавин, С.И. Ляпунов. - М.: Финансы и статистика,
2012. - 272 с.
13. Попов В. М. Глобальный бизнес и информационные технологии. Современная практика и рекомендации / В.М. Попов, Р.А. Маршавин, С.И. Ляпунов. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 272 с.
14. Социальные инновации: учеб. пособие для студентов по
специальности «Социальная работа» / А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: УлГУ,
2003. - 87 с.
15. Суменко Л.Г. Англо-русский словарь по информационным технологиям / Л.Г. Суменко. - М.: ЦНИИ связи, 2012. - 784 с.
16. Сухомлин В. А. Введение в анализ информационных технологий / В.А. Сухомлин. - М.: Горячая линия - Телеком, 2015. - 432 с.
17. Титова С. В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании. Теория и практика / С.В. Титова. - М.: Икар, 2014. - 240 с.
18. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии / Н.Д. Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. - 512 с.
19. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2015. - 512 с.
20. Юнус М., Жоли А. Создавая мир без бедности. Социальный бизнес и будущее капитализма - Vers un monde sans pauvrete / Пер. И. Савельева. - М.: Альпина Паблишер, 2009. - 307 с.
21. Casas Martha. The history surrounding the use of Skinnerian teaching machines and programmed instruction (1960-1970). Harvard Graduate School of Education, 1997. cited by McDonald, Jason K., Stephen C. Yanchar, and Russell T. Osguthorpe. Learning from programmed instruction: Examining implications for modern instructional technology. Educational Technology Research and Development 53, № 2: 84-98. 2005. - P. 84-98
22. Centre for social innovation [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центра социальной инновации. - Электрон. текст. дан. - URL: https://socialinnovation.org/idea/ (дата обращения: 23.03.2019).
23. Howaldt, Kaletka, Schroder, Zirngiebl (2018). Atlas of Social Innovation. New Practices for a Better Future. Sozialforschungsstelle, TU Dortmund University. - URL: https://www.researchgate.net (дата обращения:
23.04.2019)
24. Kerrey Bob, Kosslyn, Stephen M., Nelson Ben (eds.). Building the Intentional University: Minerva and the Future of Higher Education. The MIT Press. ISBN 9780262037150 - P. 120 - 128
25. Klievink B. & Janssen M. (2014). Developing multi-layer information infrastructures: advancing social innovation through public-private governance Information Systems Management. - Р. 240-249.
26. Kurbanoglu Izzet, Y. Taskesenligil, and M. Sozbilir. Programmed instruction revisited: A study on teaching stereochemistry. Chemistry Education: Research and Practice 7, № 1. - 2006. - Р. 13-21.
27. Schramm W. The Research on Programmed Learning: an annotated bibliography. Washington, D.C.: U.S. Department of Health, Education and Welfare, 1964. - 123 p.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Электронный образовательный ресурс «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» - [электронный ресурс] - Режим доступа - URL.:https://do.kpfu.ru/course/view.php?id=4278