Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Вероучение ислама и основные направления

Работа №3912

Тип работы

Контрольные работы

Предмет

религия и мифология

Объем работы19стр.
Год сдачи2012
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


План
1. Возникновение ислама………………………………………………...3
2. Становление ислама как религии………………………………………6
3. Развитие ислама…………………………………………………………8
4. Взгляды на веру в ХХ в………………………………………………..17
Список используемой литературы………………………………………19


1. Возникновение ислама

Вероучение ислама изложено в священной книге - Коране, который, согласно преданию, был ниспослан Аллахом пророку Мухаммаду через архангела Джебраила (Гавриила). Религия мусульман покоится на семи догматах. Это вера в единого Бога - Аллаха, в ангелов, в священные книги, во всех пророков Аллаха, в конец света, в предопределение, в воскрешение мертвых.
В соответствии с исламским вероучением всё сущее в мире создано Аллахом и все события, которые были и произойдут вплоть до конца света, предопределены свыше. Исламский культ опирается на пять столпов веры: исповедание веры - произнесение формулы - «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммад пророк его»; ежедневная пятикратная молитва; пост в месяц рамадан, обязательная благотворительность (закят); паломничество в Мекку (хадж). Коран устанавливает также ряд табу- запрещение употреблять в пищу свинину, пить вино и т.п. Вся жизнь правоверного мусульманина от колыбели до могилы регламентируется шариатом - сводом норм исламского права, моральных и религиозных предписаний.
В начале VII в. н.э. в Аравии, считавшейся в те времена окраиной цивилизованного мира, неожиданно появилось небольшое, но сильное, идейно спаянное войско. Это войско в течение нескольких десятков лет захватило огромные пространства - от Средней Азии до Испании. Народы Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Пиренейского полуострова были на некоторое время объединены в гигантское государство - Арабский халифат, подданные которого усвоили принесенную из Аравии веру.
С течением времени Халифат раздробился на отдельные самостоятельные государства. Политическая карта Ближнего и Среднего Востока неоднократно менялась, некоторые страны региона оказывались в зависимости от европейских держав, однако все некогда покоренные арабами страны (кроме Испании) до сих пор сохраняют религиозную общность. Ислам распространился и в регионах, где арабских завоевателей никогда не было, например в Индонезии, в Малайзии, в некоторых странах Черной Африки, в Поволжье.
Сегодня на земле ислам исповедуют около миллиарда человек. Поэтому ислам - наряду с христианством и буддизмом - называют мировой религией.
Основателем ислама был пророк Мухаммад. Он родился в 570 г. н.э. При создании своего учения пророк опирался на три основные религии, распространенные тогда в Аравии: семитическое язычество (с центром в Мекке), иудаизм и христианство.
Мухаммад признал пророков, которые почитаются иудеями и христианами. Это Ибрахим (Абрам), Исхак (Исаак), Муса (Моисей) и другие. Ииcyc Христос (Иса) тоже почитается мусульманами, но только в качестве пророка, а не Сына Божия.
В исламе установлен жесткий принцип единобожия. Мухаммад считал себя только пророком Аллаха - но самым последним пророком, «печатью пророков».
Мухаммад начал свою религиозную деятельность в Мекке, которая была в то время крупным религиозным и торговым центром региона. Главной религиозной святыней Мекки был храм Кааба с Черным камнем. В храме хранились и изображения племенных богов. Все это сделало Каабу объектом паломничества арабов.
Первыми верующими стали ближайшие родственники пророка, его слуги и рабы. Между приверженцами новой религии и язычниками в конце концов возник конфликт. Мухаммад был вынужден бежать в соседний город Ясриб (Медину).
Казалось, став изгоем, Мухаммад должен был попасть в полную зависимость от принявших его. Но случилось иначе. Племена, населявшие Ясриб, исповедовали различные религии. Среди них были язычники, иудеи и христиане, и жители города и окрестностей часто не могли договориться друг с другом. Мухаммаду, который не принадлежал ни к одной из господствующих в Ясрибе религий, удалось стать своего рода арбитром в спорах между общинами.
Таким образом Мухаммад получил возможность распространять свою религию. В Ясрибе сложилась мусульманская община — умма, ставшая ядром будущего арабского государства.
Став во главе Ясриба (впоследствии Города Пророка — Медины), где он и был похоронен в 632 г., Мухаммад подчинил себе всю Аравию, в том числе и Мекку.
После ряда сражений с мекканцами был заключен договор. Они признали власть пророка, приняли ислам. Но взамен Кааба была признана главной святыней мусульман, в сторону которой положено обращаться во время молитвы и куда каждый верующий хотя бы раз в жизни должен совершить хадж - паломничество.
Последствия исхода (хиджры) Мухаммада из Мекки в Медину были столь ошеломляющими для его сподвижников, что один из преемников пророка - халиф Омар ввел новое летосчисление с точкой отсчета со дня хиджры Мухаммада - 16 июля 622 г. Так началась эра ислама.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


4. Взгляды на веру в ХХ в

На исходе ХХ в. в исламе наметились три взгляда на роль веры в жизни людей и на ее общественно-политическую роль. Это традиционализм, фундаментализм и модернизм.
Традиционалисты отвергают попытки пересмотра исламской догматики. Они настаивают на вечном и неизменном характере учения пророка, опасаясь, что отказ от части религиозных догм подорвет всё здание ислама.
Традиционализм наиболее распространен в монархиях Персидского залива. Традиционализм стал основой мировоззрения умеренной части братьев-мусульман (международной исламской общественно-политической организации).
Фундаменталисты провозглашают неизменность догматики ислама, требуют буквального принятия содержащихся в Коране пророчеств и общественных норм, настаивают на строгом и неукоснительном исполнении всех законов шариата.
Фундаментализм стал идеологией авторитарного режима в Иране, где власть обрели радикально настроенные представители шиитского духовенства.
К фундаментализму суннитскиого толка тяготеет Саудовская Аравия. Представители суннитского фундаментализма пришли к власти в Афганистане. В других исламских странах проводником фундаментализма является радикальная часть братьев-мусульман, которая прибегает для достижения своих целей и к террористическим методам.
Модернизм в исламе явился одним из способов приспособления исламского учения к новым общественно-историческим и социально-политическим условиям. Модернизм в различных странах приобретал различные формы.
Это и соединение ислама с современной рыночной экономикой — исламская демократия (Пакистан). И попытки соединить установки ислама с социализмом - исламский социализм (Ливия). Наиболее распространенной формой модернизма стало установление контроля светского государства над исламским духовенством и культом (в Турции, Тунисе, Алжире, Сирии и ряде других стран).
Итак, ислам показал себя одной из наиболее значительных сил среди мировых религиозных систем. Его сила состояла и состоит в том, что он пронизал все поры мусульманского общества, определил характер социально-экономических отношений, культуру и быт правоверных. Духовная жизнь в странах ислама протекает в рамках ислама, остается исламской как по сути, так и по форме.
Как бы далеко ни ушли от первоначального учения Мухаммада те или иные секты или толки, выступать против ислама в странах, где он признан государственной религией, нельзя ни прямо, ни даже косвенно.
Таким образом, сила ислама не в количестве его адептов, а в его идейно-институционной слитности (несмотря на наличие огромного числа направлений, течений и сект), в той безусловной солидарности правоверных, основы которой были заложены еще Мухаммадом. Ислам и сегодня живая, развивающаяся религия, которая активно вторгается в социально-политическую жизнь исламских стран и в мировую политику.



Список используемой литературы

1. Беляев Е.А. Мусульманское сектанство. М., 1957.
2. Герасимов О.Г. Арабы на Ближнем Востоке. М., 1983.
3. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. М.,1986.
4. Дугин А.А. Основы геополитики. М.,1997.
5. Ислам. Религия, общество, государство. Отв. Ред. П.А. Грязневич С.М, Провозов. М., 1984.
6. Климович Л. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. - М.: Политиздат, 1986.
7. Народонаселение стран мира. Справочник. Под общ. ред. Б.Ц. Урланиса, В.А. Борисова. М., 1983.
8. Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. - М.: Политиздат, 1990.
9. Страны мира. Справочник. Под общ. ред. И.С, Иванова. М., 1997.
10. Страны и народы. Зарубежная Азия. М.,1979.
11. Тихонравов Ю.В. Религии мира. Учебно-справочное пособие. М.,1996.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ