Введение
1.1. Письмо как вид речевой деятельности, цели и задачи обучения
письменной речи 7
1.2. Особенности обучения иностранному языку на среднем этапе 11
Выводы по 1 главе 15
Глава 2. Использование метода проектов в обучении письму на среднем этапе обучения 17
2.1. Общая характеристика метода проектов 17
2.2. Особенности метода проектов при обучении письменной речи 27
Выводы по 2 главе 34
Глава 3. Экспериментальное подтверждение эффективности метода проектов при обучении письменной речи 37
3.2. Цели и задачи экспериментального подтверждения эффективности
метода проектов при обучении письменной речи 37
3.1. Организация работы над e-mail-проектом 38
3.3. Результаты педагогического исследования 49
Выводы по 3 главе 52
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложения 61
В соответствии с требованиями ФГОС, главной целью обучения иностранному языку в средней школе считается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, которая способствует развитию межкультурного общения. Таким образом, в результате обучения школьники должны научиться общаться на иностранном языке, а также получать необходимую им информацию на иностранном языке.
Реализация на практике коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам и формирование в этой связи у обучающихся коммуникативной компетенции подразумевает применение таких технологий преподавания, которые гарантировали бы моделирование процессов общения в учебной аудитории. В основе обучения иностранным языкам как явления социального лежит совместная деятельность людей и система их взаимоотношений. В этой связи применение проектной технологии является эффективным и естественным решением проблемы формирования у учеников умений речевого общения.
Проект представляет собой самостоятельно планируемую и реализуемую учащимися работу, в которой речевое общение включено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Проектная технология предоставляет ее участникам возможность рассуждать над существующими путями решения проблемы, активизирует их воображение, критическое мышление, самостоятельность, творчество, способствует повышению внутренней мотивации обучения. При этом внимание сосредотачивается на содержании высказывания, а язык выступает в своей прямой функции - формулирование мыслей.
Актуальность настоящей работы обусловлена потребностями в повышении эффективности развивающегося обучения, в частности, потребностью формирования умения грамотного и логичного письма при официальной и неофициальной переписке, особенно сейчас, когда во всем мире огромной популярностью пользуется такое средство коммуникации, как Интернет.
Объект исследования: проектная деятельность учащихся в основной школе.
Предметом исследования является E-Mail-проект как средство активизации навыка письменной речи в средней школе.
Цель исследования: создание комплекса упражнений и проведение EMail-проекта «Das Bild der Anderen».
Представленные выше категории формируют гипотезу данного исследования: процесс формирования и развития письменной речи будет протекать более успешно, если на определенном этапе обучения в учебный процесс внедрить E-mail-проект, а именно организовать общение школьников со сверстниками из другой страны.
Основными задачами в ходе написания данной выпускной квалификационной работы являлись:
1. Изучить письмо как вид речевой деятельности, установить цели и задачи обучения письменной речи.
2. Выявить особенности обучения иностранному языку на среднем этапе.
3. Изучить характеристику метода проектов.
4. Выявить особенности проектной методики при обучении письменной речи.
5. Установить цели и задачи эффективности метода проектов при обучении письменной речи.
6. Разработать комплекс упражнений по подготовке и проведению проекта.
7. Проверить эффективность разработанной методики организации проектной деятельности.
Основные методы исследования:
1. Критический анализ научно-методической литературы по теме.
2. Изучение и обобщение позитивного опыта работы учителей.
3. Научное наблюдение.
Структура работы представлена введением, в котором определены актуальность, объект и предмет исследования, цели и задачи работы, тремя главами, в которых решаются основные задачи работы, заключением, где подводятся итоги, списком использованной литературы, включающим работы отечественных авторов, источники на иностранном языке, нормативно-правовой документ ФГОС и Интернет-ресурсы.
Во введении дается обоснование актуальности исследуемой проблемы, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования.
Первая глава посвящена теоретическим основам обучения письму на среднем этапе обучения. В ней исследуется понятие письмо и письменная речь, анализируются цели и задачи обучения письменной речи. А также устанавливаются возрастные особенности обучения иностранному языку на среднем этапе.
Во второй главе исследуются теоретико-методологические и психолого-педагогические основы построения метода проектной деятельности, где раскрываются понятие проектной деятельности, его историческое и научно-методическое становление, многообразие типов проекта, принципы проектной деятельности на уроках немецкого языка. В главе подробно рассматриваются возрастные особенности обучающихся, что обеспечивает научно-обоснованную подготовку к образовательному процессу с учетом их возрастных и психологических особенностей.
Третья глава посвящена экспериментальному подтверждению эффективности метода проектов при обучении письменной речи, описана организация проведенного E-mail-проекта. В данной главе представлена практическая часть работы в виде проведенного исследования на основе Email-проекта «Das Bild der Anderen».
Приложение включает в себя подготовительные упражнения к проведению педагогического эксперимента, тест на определения уровня мотивации, результаты исследования в контрольной и экспериментальной группах.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в обобщении и систематизации теоретических знаний по указанной проблеме и применение современного E-Mail-проекта «Das Bild der Anderen» в образовательном процессе в МБОУ Гимназия № 94 г. Казани.
Представленные результаты исследования позволяют сделать и обосновать следующее заключение, что цель выпускной квалификационной работы создание комплекса упражнений и проведение E-Mail-проекта «Das Bild der Anderen» достигнута.
В ходе выполнения данной работы были решены следующие задачи:
1. В ходе теоретического анализа выполнены задачи по изучению письма как вида речевой деятельности, выявлены особенности обучения иностранному языку в средней школе.
2. Установлены теоретико-методологические и психолого-педагогические основы построения модели проектного обучения как системы образования, ориентированной на самореализацию личности обучающегося, развитие его интеллектуальных качества творческих способностей, базирующихся на основополагающих принципах метода проектной деятельности таких как: вариативность, решение проблем, когнитивный подход к грамматике, учение увлечением, личностный характер, адаптация знаний.
3. В ходе практического исследования и проведения педагогического эксперименты были выполнены задачи по установлению экспериментального подтверждения эффективности метода проектов при обучении письменной речи, разработке комплекса подготовительных упражнений и организации работы над E-mail-проектом.
4. Проектная деятельность помогает расширить кругозор, обогащает учеников творческим и практическим опытом. Используя метод проектов, удаётся творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование. Метод проектов формирует у учеников коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.
E-Mail-проект «Das Bild der Anderen» прошел апробацию при организации обучения немецкому языку в образовательном процессе в МБОУ Гимназия № 94 г. Казани.
Благодаря высокому, качественному информационно-технологическому наполнению данный E-Mail-проекта обеспечивает индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучающихся, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, применение информационного моделирования изученных процессов и объектов.
Достоверность и обоснованность результатов работы обеспечивается опорой на методологию системного анализа и проектирования, использования комплексных методов соответствующих предмету и задачам исследования, положительным отзывом о качестве итогового E-mail-проекта.
Методическая ценность данной работы состоит в том, что она имеет востребованность и дальнейшее развитие. Материал, представленный в данном исследовании, несомненно, поможет как самому учащемуся, так и учителю немецкого языка при использовании метода проектной деятельности. Таким образом, поставленная цель работы, а именно - создание комплекса упражнений и проведение E-Mail-проекта «Das Bild der Anderen» для организации проектной деятельности учащихся 8 классов на уроке немецкого языка, на данном этапе достигнута, а исследовательские задачи выполнены.
1. Ангелова М.Н., Дадоян Ю.С. Дистанционное обучение иностранным
языкам через компьютерные телекоммуникационные сети Internet // Инновационная наука. 2015. №5-2, С. 155-159
2. Ариян М.А. Основы общей методики преподавания иностранных языков. Теоретические и практические аспекты / М.А. Ариян, А.Н. Шамов. - М.: Флинта: Наука, 2017. - 235 с.
3. Бабакова, Л.Д., и др., Проектная деятельность в формировании коммуникативной компетенции. //Актуальные вопросы изучения русского языка как иностранного и проблемы преподавания на русском языке. Сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. Конф, 2016, - С. 163-167.
4. Бим, И.Л. Новые государственные образовательные стандарты по иностраным языкам 2-11 кл. / Бим И.Л., Биболетова М.З., Копылова В.В. - "Астрель", 2006. С. 199-207.
5. Бовтенко, М.А. Компьютерная лингводидактика / М.А. Бовтенко. - Москва: Флинта-Наука, 2005. - 250 c
6. Богатырко А.О. Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при обучении иностранному языку / А.О. Богатырко // Современная педагогика. - 2015. - № 12. - URL: http: // pedagogika.snauka.ru/2015/12/5143 (дата оброзения: 12.03.2019)
7. Бондарева, В.В. Обучение письму на иностранном языке: назревшая необходимость. - ELT, Dinternal, 1999. - 196 с.
8. Бычковская, Е.В., Гончаренко, А.Л. Развитие интереса к иностранному языку у младших школьников / Е.В.Бычковская // Иностранные языки в школе, 2008, №1. - С.51-53.
9. Вербицкая М.В. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ. Раздел «Письмо», //Английский язык, Федеральный институт педагогических измерений, 2015, №1. - 92 с.
10. Выготский Л.С. Психологические особенности обучения письму детей младшего школьного возраста, //Вопросы психологии, 1998, №6. - C. 23-25.
11. Гальскова Н.Д. Мозаика: учеб. для. 8 кл. шк. С углубленным изучением нем.яз. / Гальскова Н.Д., Лясковская Е.В., Перевозник Е.П. Книга для чтения
- 2-е изд. - М.: Прсвещение, 2007. - 224 с.
12. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика Учебное пособие. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 336 с.
13. Г альскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.
- М.: АР - КТИ, 2000г. - 215 с.
14. Григорьева Е.Я., Резникова А.И. Методические рекомендации по работе с иноязычными комиксами на занятиях по иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 2016. - № 4. - С. 30-34.
15. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка./Т.В. Душеина. //Иностранные языки в школе/ - 2003. - №5. - С. 38-41.
16. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение 2001. - 166с.
17. Калянова, Л.М. Использование интернет-ресурсов на занятиях по иностранному языку / Л.М. Калянова // Перспективы науки. - Тамбов: ТМБпринт. - 2014. - № 10(61). - С.31-34.
18. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 3. - с. 29-32.
19. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. - М.: АРКТИ, 2002.176 с.
20. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку. Теория и практика - URL: http: // www.itlt/edu.nstu.ru/. (дата обращения: 21.04.2019)
21. Краковский, А.П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка) / А.П. Краковский. - Москва : Педагогика, 1970. - 272 с.
22. Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования. //Народное образование. - 2005. - № 2. - С. 113-121.
23. Кузнецов А.А., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. О проекте концепции образовательной области «Информатика и информационные технологии» // Информатика. 2001. № 17. С. 21-25.
24. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск, 2004. - 276 с.
25. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методика обучения иностранному языку. - М.: Просвещение, 1990. - 243с.
26. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. Образование в документах и комментариях). (методическое пособие) / В. В. Сафонова, И. Л. Бим, М. З. Биболетова и др.
- АСТ: Астрель Москва, 2004. — 247 с.
27. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; подред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 154 с.
28. Павленко И.Н. Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 5. - С. 57-58
29. Панфилова, Л.В. Доклад на тему: Использование метода проектов на уроках немецкого языка. / Л.В. Панфилова. - Инфоурок / Иностранные языки/. 2016. - URL: https: // infourok.ru (дата обращения: 29.03.2019)
30. Пассов, Е. И. Терминосистема методики, или Как мы говорим и пишем.
- Златоуст, 2009. - 124 с.
31. Пассов, Е.И. Обучение письму: учебное пособие. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002г. - С. 67-70
32. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и учеников педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. - 112 с.
33. Пеньковских Е.А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике // Вопросы образования. 2010. №4. - С.305-319.
34. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2. - С. 3-10.
35. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2008. - 272 с.
36. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007. - 345 с.
37. Регуш Л.А., Орлова А.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. - Спб.: Питер, 2016г.- 416 с.
38. Рогова Р.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991.- 287с.
39. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика. - М. - Киров: ВятГГУ, 2003. - 206 с.
40. Сальникова Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие / Авт.- сост. Т.П. Сальникова. - М.: Сфера, 2010. - 128 с.
41. Силкина, И.В. Проектная деятельность как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках немецкого языка. /И.В.Силкина. - Школа./иностранные языки/. 2015.- 167 с.
42. Синица, Ю.А. Межкультурная коммуникативная компетенция: требования к уровню владения и некоторые пути ее формирования// Иностранные языки в школе, 2002, № 6. - С. 11-14
43. Соловова, Е.Н. Обучение письму. - ELT, Dintemal, 2010. - 343 с.
44. Соловьева, О.А. Использование информационных технологий в процессе совершенствования иноязычных грамматических навыков у учащихся старших классов / О.А. Соловьева // Замежныя мовы у Рэспублщы Беларусь. - 2008. - №3. - С. 30-34.
45. Степанова И.Ю. Особенности организации обучения в условиях
интенсивного освоения информационных технологий / И.Ю. Степанова // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции «Российская школа и интернет». - СПБ., 2001 - С. 40-43.
46. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Внедрение новых учебных Интернетматериалов в обучение иностранному языку. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - URL: http: // www.eidos.ru/ioumal/2008/0201-8.htm. (дата обращения:
01.03.2019)
47. Сысоев, П.В. Учебные Интернет-ресурсы в системе языковой
подготовки учащихся / G/D/ Сысоев, М.Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. - 2008. - №8. - С. 11-15.
48. Фатеева И. А. Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании / И. А. Фатеева, Т. Н. Канатникова // Молодой ученый. — 2013. — № 1. — С. 376-378.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего(полного) общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. № 413) - URL: http: // oo- kalina.ru/fgos (дата обращения: 13.04.2019)
50. Филатов, В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. - Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2004г. - 362 с.
51. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных
компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». - URL: http: //
www.eidos/iournal/2005/1212. (дата обращения: 23.05.2019)
52. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: метод, пособие. 2-е изд. М., 2013. - 167 с.
53. Шаповалова Л.И., Горбачева А.Д. Применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку учащихся средней школы // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2014. № 3. - С. 101-108.
54. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. - М: Издательство Икар, 2011. - 454с.
55. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. 2-е изд. - Москва, 2010. - 188 с.
56. Gonglewski M., Meloni C., Brant J. Using E-mail in Foreign Language
Teaching: Rationale and Suggestions. 2001. - URL: http: //
iteslj.org/Techniques/Meloni-Email.html (дата обращения: 20.05.2019)
57. Hagen L., Knudsen A. R., Peters T. Das Kochbuch fur E-Mail-Projekte im Deutschunterricht. Lehrerhandbuch. 5. Uberarbeitete Auflage 2016. Goehte- Institut Krakau
58. Hagen L., Knudsen A. R., Peters T. Das Kochbuch fur E-Mail-Projekte im Deutschunterricht. Arbeitsblatter. 5. Uberarbeitete Auflage 2016. Goehte-Institut Krakau.
59. Platten E., Gemeinsames Schreiben im Wiki-Web - Aktivitaten in einer untutorierten Schreibwerkstatt fur fortgeschrittene Deutschlernende. Zeitschrift fur Interkulturellen Fremdsprachenunterricht 13:1, 2008, 22 S.