Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №39053

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

налоговое право

Объем работы181
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
476
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Общая характеристика правовых средств налогового регулирования предпринимательской деятельности 10
1.1. Особенности правового регулирования налоговых отношений 10
1.2. Понятие, значение правовых средств налогового регулирования
предпринимательской деятельности 27
Глава 2. Отдельные виды правовых средств налогового регулирования предпринимательской деятельности 44
2.1. Унифицирующие правовые средства правового регулирования
предпринимательской деятельности 44
2.2. Сущностные правовые средства налогового регулирования
предпринимательской деятельности 55
2.3. Обеспечивающие правовые средства налогового регулирования
предпринимательской деятельности 69
Заключение 82
Список использованных нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 82



Актуальность темы исследования.
Налоговое право Российской Федерации динамично развивается, система правового регулирования в сфере налогов постоянно усложняется, появляются новые институты, прекращают действие старые. В налоговое законодательство постоянно вносятся изменения под действием экономических, управленческих и иных факторов.
В такой динамике сложно избежать теоретических и практических проблем, практика применения пытается восполнить пробелы в законодательстве, что существенно затруднено, поскольку налоговое право выступает причиной возникновения налоговых отношений.
Указанные обстоятельства сказываются и на исследовании проблематики в юридической науке: налоговое право преимущественно исследуется фрагментарно, темпы системных исследований в налоговой сфере не поспевают за изменениями.
Существование государства за счет налогов невозможно представить без субъектов предпринимательства: именно им справедливо посвящена большая часть норм налогового права. Во время, когда предпринимательские отношения вырабатывают для себя новые форматы, методы осуществления деятельности, вопрос соответствия системы налогового права реалиям действительности встает особенно остро.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью дальнейшей разработки теоретических знаний о системе налогового права, о налоговом регулировании предпринимательской деятельности, совершенствования практики применения налогово-правовых средств.
Степень разработанности темы исследования.
Большинство трудов в сфере налогового регулирования, касающихся системы, структуры, элементного состава налогового права относятся к периоду раннего становления российского налогового права. К таким трудам относятся исследования Д.В. Винницкого, А.В. Демина, Ю.А. Крохиной, Г.В.
Петровой, и других. Наиболее современным исследованием, в котором налоговое право рассматривается в том числе с позиций теории правовых средств, является работа Климовского Р.В. («Система налогового права России», 2015 г.). В целом юридическая наука подходит к исследованию проблем в налоговом праве достаточно фрагментарно.
Выявление положения налогово-правовых средств с учетом специфики субъектов предпринимательской деятельности не получило должного освещения в отечественной юриспруденции.
Налоговое право подвержено постоянным изменениям, в связи с чем полученный опыт нуждается в осмыслении.
С учетом изложенного выбор темы исследования представляется своевременным и обоснованным.
Целью настоящего исследования является формирования целостного представления о правовых средствах налогового регулирования предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить особенности правового регулирования налоговых отношений;
- установить содержание и значение категорий «правовые средства», «предпринимательская деятельность» в контексте налогового регулирования;
- выявить отдельные виды правовых средств налогового регулирования предпринимательской деятельности;
- выявить целевое назначение, охарактеризовать особенности и
выделить отдельные элементы унифицирующих правовых средств налогового регулирования предпринимательской деятельности;
- выявить целевое назначение, охарактеризовать особенности и
выделить отдельные элементы сущностных правовых средств налогового регулирования предпринимательской деятельности;
- выявить целевое назначение, охарактеризовать особенности и выделить отдельные элементы обеспечивающих правовых средств налогового регулирования предпринимательской деятельности.
Объектом исследования являются налоговые отношения с участием субъектов предпринимательства, возникающие в ходе применения налоговоправовых средств.
Предметом исследования являются нормы российского налогового, гражданского законодательства, нормы иных отраслей, связанных с регулированием налоговых отношений; правовые позиции, сформированные в судебной практике; идеи, позиции, концепции научных исследований по данной тематике.
При написании настоящей работы были использованы как общенаучные методы (диалектический, анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, телеологический и др.), так и специально-юридические методы (сравнительно-правовой, историко-правовой, формально-юридический, системно-структурный и межотраслевой методы правовых исследований).
Теоретическую основу исследования составили труды следующих представителей юридической науки: Д.В. Винницкого, О.Н. Горбуновой, В.В. Гриценко, А.В. Демина, Ю.А. Крохиной, Н.П. Кучерявенко, Е.А. Лопатниковой, М.Ю. Орлова, С.Г. Пепеляева, Г.В. Петровой, М.Б. Разгильдиевой, Д.А. Смирнова, А.А. Соколова, Э.Д. Соколовой, И.Т. Тарасова, Н.И. Химичевой, Д.М. Щекина, С.С. Алексеева, В.М. Сырых, Д.А. Белинского, В.А. Сапуна, Б.И. Пугинского, И.В. Ершовой, М.Ю Челышева и др.
Эмпирическая база исследования включает акты Конституционного Суда РФ, акты Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, обобщения судебной практики Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, акты иных арбитражных судов, акты иных судов общей юрисдикции, материалы практической деятельности отдельных государственных органов.
По итогам проведения исследования можно сформулировать следующие основные положения (результаты):
1. Особенности правового регулирования налоговых отношений проявляются в нескольких аспектах:
- Налоговое право не оформляет сложившееся общественные отношения, а формирует их, в связи с чем на формирование налогового права существенное влияние оказывают субъективные факторы.
- Налоговое право является подотраслью финансового права, связано с бюджетным правом общностью вышестоящих целей, тесно взаимодействует с гражданским правом, в определенных случаях использует гражданскоправовой понятийно-терминологический аппарат.
- Налоговое право связано с предпринимательским правом в том смысле, в котором оно определяет налоговый режим деятельности субъектов предпринимательства. Вектор связей между указанными системами направлен от налогового права к предпринимательскому.
2. Правовые средства характеризуют право с его функциональной стороны. При рассмотрении права через призму теории правовых средств выявляется целевое назначение входящих в него объектов (юридических конструкций).
Целевое назначение отдельных налогово-правовых средств может быть различным, однако в целом достижение таких отдельных целей прямо или косвенно способствует достижению главной цели налогово-правового регулирования - финансовому обеспечению деятельности государства и муниципальных органов.
Классификация правовых средств той или иной сферы регулирования зависит от целей и задач исследования и может быть обозначена с различных сторон.
Налоговое право использует признаки предпринимательской деятельности, обозначенные в гражданском праве: самостоятельность, сопряженность с риском, направленность на систематическое получение прибыли.
3. Среди налогово-правовых средств можно выделить унифицирующие правовые средства налогового регулирования предпринимательской деятельности. Они упорядочивают внешние и внутренние связи налогового права, приводя их в определенную форму. В их действии проявляются системные свойства налогового права.
К таким унифицирующим налогово-правовым средствам можно отнести нормы, устанавливающие: формы (источники) налогового права, понятийно-терминологический аппарат, предмет налогового права, институт сроков, принципы налогового права.
4. К сущностным правовым средствам налогового регулирования предпринимательской деятельности можно отнести нормы, регулирующие правовой статус субъектов налоговых отношений, собственно институт налоговой обязанности, а также нормы, конкретизирующие налоговую обязанность.
Сущностные налогово-правовые средства непосредственно влияют на достижение главной цели налогово-правового регулирования.
5. К обеспечивающим налогово-правовым средствам можно отнести: институт налогового контроля, институт налоговой ответственности, способы обеспечения исполнения налоговой обязанности, налоговые процедуры и некоторые другие налогово-правовые средства.
Обеспечивающие налогово-правовые средства направлены на решение сопутствующих задач и косвенно способствуют достижению главной цели налогово-правового регулирования.
Теоретическая и практическая значимость исследования выражается в том, что дополняются существующие научные идеи о правовых средствах налогового регулирования предпринимательской деятельности. Результаты проведенной работы могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях проблематики налогового и предпринимательского права.
Степень достоверности и апробации результатов исследования. Апробация результатов проведенного исследования выполнена на кафедре предпринимательского и энергетического права Казанского (Приволжского) Федерального университета, а также по месту работы магистранта. Выводы, полученные в ходе исследования, прошли апробацию во время практических занятий по научно-исследовательской работе в магистратуре «Правовое сопровождения бизнеса», а также по месту прохождения производственной и преддипломной практики в организации.
Структура диссертационного исследования обусловлена поставленной целью и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения и списка нормативных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении подведем итоги проведенного исследования.
Налоговое право не оформляет сложившиеся общественные отношения, а устанавливает их. Поэтому на его формирование существенное влияние оказывают субъективные причины: представление законодателя о должной модели регулирования, решение государством с помощью налоговой системы политических и социальных задач.
При рассмотрении права через призму теории правовых средств выявляется целевое назначение входящих в него объектов (юридических конструкций). Правовое средство и правовые цели являются парными категориями.
Цель - это конечный результат, на который направлена деятельность субъекта. Целевое назначение конкретных налогово-правовых средств подчинено цели налогового права в целом.
Основная цель налогового права - финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований. Эта цель вполне конкретна, не может носить характер общей направленности (должна быть достижима), поскольку имеет экономическое основание, обеспечивается требованиями формальной определенности и полноты элементов налогового обязательства, налоговой ответственностью и иными инструментами.
Цели конкретных налогово-правовых средств не прямо не предусмотрены в законодательстве, их выявление в силу этой и ряда других причин затруднено, что негативно отражается на правореализационной практике.
Предпринимательская деятельность в налоговом праве рассматривается исходя из понимания этой категории в гражданском праве. Для выявления корректных налоговых последствий отнесение деятельности к предпринимательской рассматривается исходя из наличия или отсутствия признаков самостоятельности, сопряженности с риском, направленности на систематическое получение прибыли.
Структурирование всего массива средств налогового регулирования предпринимательской деятельности зависит от цели и задач исследования и может быть различным.
Среди налогово-правовых средств можно выделить унифицирующие средства. Они упорядочивают внешние и внутренние связи налогового права, приводя их в определенную форму. В их действии проявляются системные свойства налогового права.
К таким правовым средствам налогового регулирования предпринимательской деятельности, устанавливающие: формы (источники) налогового права, понятийно-терминологический аппарат, предмет налогового права, институт сроков, принципы налогового права.
Сущностные налогово-правовые средства играют ключевую роль в достижении главной цели налогово-правового регулирования.
С сущностным правовым средствам налогового регулирования предпринимательской деятельности можно отнести нормы, регулирующие правовой статус субъектов налоговых отношений, собственно институт налоговой обязанности, а также нормы, конкретизирующие налоговую обязанность.
Обеспечивающие налогово-правовые средства косвенно способствуют достижению главной цели налогово-правового регулирования.
К обеспечивающим налогово-правовым средствам можно отнести: институт налогового контроля, институт налоговой ответственности, способы обеспечения исполнения налоговой обязанности, налоговые процедуры и некоторые другие налогово-правовые средства.
Большинство правовых средств в налоговом праве связаны с субъектами предпринимательской деятельности. Некоторые из них (например, налоговый мониторинг) используются только такими субъектами. Выводы, по результатам исследования можно практически без изъятий распространить на всю систему налогового права, поскольку достижение главной цели налогово-правового регулирования немыслимо без субъектов предпринимательской деятельности.
В результате проведенных в работе исследований было выработано целостное представление о правовых средствах налогового регулирования предпринимательской деятельности.



1. Российская Федерация. Конституция Российской Федерации: [принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с изм.)] [Текст] // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - ст. ст. 3, 57.
2. Российская Федерация. Законы. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" [федер. Конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (с изм.)] [Текст] // Российская газета. - 1994. N 138 - 139.
3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской
Федерации. Часть первая. [федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51 -ФЗ (с изм.)] [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
4. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской
Федерации. Часть первая. [федер. закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ (с изм.)] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 31. - ст. 3824; Налоговый кодекс. Часть вторая. [федер. закон от 05.08.2000 117-ФЗ (с изм.)] // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
5. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской
Федерации. [федер. закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ (с изм.)] [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 31. - ст. 3823.
6. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон " "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"" [федер. закон N 302-ФЗ от 03.08.2018 (с изм.)] [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2018. - N 32 (часть I). - ст. 5095.
7. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "О внесении
изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков" [федер. закон от 16.11.2011 N 321-ФЗ (с изм.)] [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2011. - N 47. - ст. 6611.
8. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" [федер. закон N 366-ФЗ от 24.11.2014 (с изм.)] [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 2014. - N 48. - ст. 6647.
9. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" [федер. закон N 294-ФЗ от 26.12.2008 (с изм.)] // Собрание законодательства РФ. -
2008. - N 52 (ч. 1). - ст. 6249.
10. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" [федер. закон N 422-ФЗ от 27.11.2018 (с изм.)] // Собрание законодательства РФ. - 2018. - N 49 (часть I). - ст. 7494.
11. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" [федер. закон N 89-ФЗ от 24.06.1998 (с изм.)] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 26. - ст. 3009.
12. Российская Федерация. Президент. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 "Послание Президента Федеральному Собранию". // Российская газета. - 21.02.2019. - N 38.
13. Российская Федерация. Президент. Бюджетное послание Президента
Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах [Электронный ресурс] // kremlin.ru: Официальный сайт интернет
представительства Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/acts/news/15786. (дата обращения: 05.05.2019).
14. Российская Федерация. Правительство. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" [постановление правительства N 506 от 30.09.2004 (с изм.)] // Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 40. - ст. 3961.
15. Российская Федерация. Правительство. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" [Постановление правительства от 13.08.1997 N 1009 (с изм.)] [Текст] // Собрание законодательства РФ. - 1997. N 33. - ст. 3895.
16. Российская Федерация. Правительство. Постановление Правительства РФ "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" [постановление правительства N 81 от 06.02.2016 (с изм.)] // Собрание законодательства РФ. - 2016. - N 7. - ст. 991.
17. Российская Федерация. Правительство. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (с изм.) «О Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - N 47. - ст. 5489.
18. Российская Федерация. Министерство финансов России. "Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" [Электронный ресурс] // Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
19. Российская Федерация. Министерство финансов России. Письмо Министерства финансов России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571 "О формировании единой правоприменительной практики") [Электронный ресурс] // Режим доступа: СПС КонсультантПлюс.
20. Российская Федерация. Министерство финансов России. Приказ Министерства финансов России от 14.09.2018 N 194н "Об утверждении Регламента Министерства финансов Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 10.10.2018 N 52385) [Электронный ресурс] // Режим доступа: СПС КонсультантПлюс
21. Российская Федерация. ФНС России. Письмо ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692. // Документы и комментарии. - 2014. - N 18.
22. Соединенные Штаты Америки. Свод федеральных нормативных актов
США. (The Code of Federal Regulations. 26 CFR § 601.601) [электронный ресурс] // www.law.cornell.edu. URL: https://www.law.cornell.edu/
cfr/text/26/601.601 (дата доступа: 09.05.19).
23. Французская Республика. Свод фискальных процедур Франции (Livre des procedures fiscales) [электронный ресурс] // www.legifrance.gouv.fr. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT 000006069583 (дата доступа: 09.05.19).
II. Материалы правоприменительной практики
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 17-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 5 и статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Омскшина" // Собрание законодательства РФ. - 2013. - N 28. - ст. 3882.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 N 17-П // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2014. - N 24.
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 13.03.2008 № 5-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 220 Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Аникина, Н.В. Ивановой, А.В. Козлова, В.П. Козлова и Т.Н. Козловой» // Вестник Конституционного Суда РФ. - № 3. - 2008.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.07.2018 N 35-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Т.В. Ивановой, И.М. Митина и Е.В. Шкотова" // Российская газета. - 2018. - N 169.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.2009 № 20-П "По делу о проверке конституционности положения абзаца пятого подпункта 2
пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 1. - ст. 128.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.2009 № 20-П «По делу о проверке конституционности положения абзаца пятого подпункта 2 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 1. - Ст. 128.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.2004 N 3-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона "Об акционерных обществах", регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, компании "Кадет Истеблишмент" и запросом Октябрьского районного суда города Пензы" // Российская газета. - 2004. - N 41.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ