Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррективная технология обучения фонетическим навыкам французского языка в средней общеобразовательной школе

Работа №39009

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
514
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Сравнительная характеристика фонетической системы французского, русского и татарского языков 7
1.1 Характеристика фонетической системы французского языка 8
1.2 Характеристика фонетической системы русского языка 16
1.3 Характеристика фонетической системы татарского языка 20
1.4 Общие и специфические черты 25
Выводы по Главе 1 28
Глава 2. Система обучения фонетическим навыкам французского языка на основе коррективной технологии 29
2.1. Методические подходы 30
2.2. Традиционная и современная технологии обучения фонетике французского языка 35
2.3. Методические приемы обучения фонетике французского языка на основе
технологии Техно-Р (опытное обучение) 47
Выводы по Главе 2 75
Заключение 76
Список литературы


В последние десятилетия изучение иностранных языков вызывает повышенный интерес. При этом отмечается возрастающая роль, которую играют иностранные языки в осуществлении влияния на сознание и деятельность людей. Также необходимо учитывать, что знание языков может играть важную роль и давать некоторые преимущества в личной и профессиональной коммуникации. В результате мировой глобализации и интеграции произошел бурный рост межкультурных контактов во всех сферах нашей жизни: появилось большое разнообразие ситуаций межкультурного общения, таких как учеба в школе и вузе по обмену, стажировке ученых, международные конференции, совместные предприятия, туристические поездки, выставки и т. д. Таким образом, владение иностранным языком является одним из условий успешной адаптации в социальном пространстве. Владение иностранным языком — неотъемлемая составляющая образования успешных людей. Личностное и профессиональное развитие современного человека, не может обойтись без знания иностранных языков. Умение общаться с представителями различных культур способствует развитию кругозора.
Психологами, логопедами и педагогами иностранных языков признано, что именно изучение французского языка помогает в развитии пространственного мышления, внимания и эстетических чувств. Французский язык помогает быстрее осваивать различные логические цепочки и также выводить четкую последовательность действий. Именно поэтому педагоги рекомендуют начинать изучение французского уже в раннем возрасте.
Французский язык как универсальная языковая система выполняет множество функций, среди которых ведущая роль, коммуникативная функция языка неоспорима. Очевидно, что все другие функции теряют смысл, если нет объективной потребности в передаче информации, в обмене мыслями на данном языке.
При обучении французскому языку большое значение придается работе над произношением-обучению фонетическим навыкам.
В связи с тем, что в республике Татарстан два официальных языка - русский язык и татарский язык, то изучение иностранного языка, в данном случае - французского, носит полилингвальный характер. Поэтому нужно ввести коррективную технологию обучения фонетическим навыкам французского языка в СОШ на начальном этапе обучения. Нами были выявлены и проанализированы схожие и специфические звуки в русском, татарском и французском языках.
Актуальность исследования. Необходимой предпосылкой овладения всеми видами речевой деятельности является формирование слухопроизносительных навыков. Устойчивые слухо-произносительные навыки обеспечивают необходимый для речевой коммуникации уровень произношения, ускоряют процесс восприятия и понимания при чтении, способствуют правильному воспроизведению слов при письме.
С одной стороны, имеются теоретические исследования по обучению фонетике, с другой стороны, на практике обнаруживаются недостатки обучения произношению. Наше исследование направлено на ослабление этого противоречия.
Предмет исследования: коррективная технология обучения фонетическим навыкам французского языка в средней общеобразовательной школе.
Объектом исследования является учебный процесс с использованием коррективной технологии обучения фонетическим навыкам французского языка.
Цель исследования: разработать коррективную технологию обучения фонетическим навыкам французского языка в общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели была предпринята попытка решения следующих задач:
1) Выявить сходства и различия звуковой системы французского, русского и татарского языков
2) Выявить методические подходы в обучении фонетическим навыкам
3) Систематизировать традиционные методические приемы обучения фонетическим навыкам
4) Разработать методические приемы коррективной технологии Техно-Р в области фонетики французского языка
За методологическую основу исследования были взяты работы и исследования таких авторов как Рапанович А.Н., Миньяр-Белоручев Р.К., Васильева В.Н., а также использованы идеи следующих авторов: Щербы Л.В., Гак В.Г. и источники по теме исследования из сети интернет.
Методы исследования
1. Общенаучные методы исследования: анализ, синтез, наблюдение;
2. Методы массового опроса - беседы;
3. Опытное обучение.
Этапы исследования
1) Выбор темы исследования
2) Изучение научной литературы
3) Выявление цели и задач
4) Написание работы
5) Проведение опытного обучения
6) Техническое оформление работы
7) Представление на рецензирование
Защищаемые положения
1. Методическими подходами к обучению фонетическим навыкам французского языка являются: артикуляторный, акустический и дифференцированный подходы;
2. В обучении фонетическим навыкам французского языка необходимо учитывать специфику произношения звуков французского языка в условиях двуязычия;
3. Эффективными методическими приемами в обучении фонетическим навыкам французского языка являются: объяснение учителем причины неверного произношения звука, указание на правильную постановку речевых органов и коррективную тренировку в установке звука-звук, слог, слово, предложение.
Новизна и теоретическая значимость заключается в обобщении научных данных по фонетике трех языков, участвующих в формировании фонетических навыков французского языка. Также установлены эффективные приемы коррекции фонетических навыков французского языка.
Процесс обучения фонетическим навыкам французского языка происходит на основе билингвизма, методика построена на двуязычии.
Практическая значимость исследования
Весь материал может быть применен в полном объеме в общеобразовательной школе в обучении фонетическим навыкам французского языка в республике Татарстан.
Описание структуры исследования
Работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и библиографии.
Во введении сформулирован научный аппарат исследования. В главе 1 «Сравнительная характеристика фонетической системы французского, русского и татарского языков» излагаются характеристика фонетических систем французского, русского и татарского языков, а также их общие и специфические черты. В главе 2 «Система обучения фонетическим навыкам французского языка на основе коррективной технологии» излагаются методические подходы в обучении фонетическим навыкам французского языка, традиционная и современная технология обучения фонетике французского языка и методические приемы обучения фонетике французского языка на основе технологии Техно-Р. В заключении даны ответы на поставленные цель и задачи исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного нами исследования на основе изучения трудов языковедов, лингвистов и методистов, а также на основе существующего опыта преподавания французского языка в средней общеобразовательной школе, нами были даны ответы на поставленные задачи:
1. Выявлены сходства и различия звуковой системы французского, русского и татарского языков: на основании научной литературы в параграфах 1.1,
1.2 и 1.3 главы 1 магистерской диссертации изложены лингвистические характеристики и особенности лингвистической системы русского, татарского и французского языков;
2. Выявлены методические подходы в обучении фонетическим навыкам: артикуляторный, акустический и дифференцированный. Нами сделан вывод, что наиболее эффективным является дифференцированный подход к формированию фонетических навыков, но на полилингвальной основе с учетом специфики звуковой системы русского и татарского языков;
3. Третья поставленная в работе задача посвящена систематизированию традиционных методических приемов обучения фонетическим навыкам;
4. Четвертая задача, поставленная в данном научном исследовании, состоит в разработке методических приемов коррективной технологии Техно-Р в области фонетики французского языка.
Нами разработаны методические материалы, которые мы рекомендуем включать в ориентировочную основу речевых действий при постановке произношения на французском языке.
Несмотря на то, что методика обучения фонетике французского языка разработана методистами, она не учитывает специфических особенностей в условиях билингвизма, когда на изучаемый иностранный язык влияет не один, а несколько языков. В целях создания правильной артикуляционной базы в произношении звуков французского языка нами разработаны специальные материалы для включения в ориентировочную основу речевых действий при постановке произношения.
Мы полагаем, что выполненный нами труд, окажет помощь учителям французского языка общеобразовательных школ, которые работают в условиях билингвизма.



1. Андреевская-Левенстерн Л.С. Обучение французскому языку в средней школе / Л.С. Андреевская-Левенстерн. - М., 1983. - 325 с.
2. Артёмова Л.Ф., Васильева Е.В.: Теория и методика преподавания иностранных языков 2009/10 уч. год / Л.Ф. Артёмова, Е.В. Васильева. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009. - 144 с.
3. Бабинская П.К., Леонтьева Т.П., Андреасян И.М., Будько А.Ф., Чепик И.В. / Практический курс методики преподавания иностранных языков: английский, немецкий, французский: Учеб. пособие. Изд. 2-е, стер. - Минск, 2003. - 124 с.
4. Бим И.Л. Методическое письмо. О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования / И.Л. Бим // ИЯШ. - 2004. - №5. - С. 2-12
5. Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам / И.Л. Бим // ИЯШ. - 2001. - №4. - С. 5-11.
6. Бубнова, Г.И. Практическая фонетика французского языка с элементами грамматики: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Г.И. Бубнова, А.Н. Тарасова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 с.
7. Бужинский В.В., Павлова С.В. Современные проблемы фонетики и обучения иноязычному произношению / В.В. Бужинский, С.В. Павлова. - Курск: КГПУ, 2001. - 208 с.
8. Бурчинский В.Н. Теоретическая фонетика французского языка: учебное пособие / В.Н. Бурчинский. - М.: Восток-Запад, 2006. - 181 с.
9. Вагнер, В. Н. Методика преподавания русского языка англоговорящим и франкоговорящим на основе межъязыкового сопоставительного анализа. Фонетика. Графика. Словообразование. Структуры предложений, порядок слов. Части речи: учебное пособие / В.Н. Вагнер. - Москва: ВЛАДОС, 2001 - 384 с.
10. Воронцова, И.Б. Устные темы по французскому языку. 5-11 класс: Пособие для изучающих французский язык / И.Б. Воронцова. - М.: Аквариум, 2012.
- 127 с.
11. Вострякова Н.А. Цели урока иностранного языка и способы их достижения в школе / Н.А. Вострякова. - М.: 2001. - 203 с.
12. Гак В.Г. Сравнительная типология французского и русского языков: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. яз.» - 3-е изд., дораб.
- М.: Просвещение, 2010. - 288 с.
13. Г альскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ,
2003. - 192 с.
14. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2008. - 333 с.
15. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Начальная школа: Методическое пособие / Г.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 296 с.
16. Ганиев, Ж. В. Русский язык. Фонетика и орфоэпия / Ж. В. Ганиев -
М. : Высшая школа, 1990. - 174 с.
17. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в младшей школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. - М.: Высш. шк., 1992 - 209 с.
18. Гиржева, Г.Н. Фонетика современного русского языка: Учебное пособие / Г.Н. Гиржева. - М.: Флинта, 2016. - 192 с.
19. Гордина М.В. Фонетика французского языка: учебное пособие / М.В. Гордина. - Л.: ЛГУ, 1973. - 224 с.
20. Гордина М.В., Белякова Г.А. Практическая фонетика французского языка. Учебное пособие / М.В. Гордина, Г.А. Белякова. - СПб.: Издательский дом «Книжный мир», 2003. - 336 с.
21. Горина, В.А. Французский язык. / В.А. Горина. - М.: Высшая школа,
2009. - 308 с.
22. Громова, О.А. Французский разговорный язык для 1 курса / О.А. Громова. - М.: Высшая школа, 2001. - 320 с.
23. Грэхем, Г. Французский язык. Полный курс. Учу самостоятельно / Г. Грэхем. - М.: Эксмо, 2015. - 448 с.
24. Давыдов В.В. и др. Возрастная и педагогическая психология : учеб. для студентов пед. ин-тов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; под ред.
А.В. Петровского. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 287 с.
25. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранных языках / И.А. Зимняя. - М., 1978. - 471 с.
26. Зиндер Л.Р. Общая фонетика: Учеб. пособие. - 2-е изд.,перераб. и доп.- М.: Высш.школа, 1979. - 312 с.
27. Иванова Т.В, Сухова И.А., Теория и методика обучения иностранному языку / Т.В. Иванова, И.А. Сухова. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2008. - 186 с.
28. Иванченко, А.И. Французский язык. Повседневное общение. Практика устной речи. / А.И. Иванченко. - СПб.: КАРО, 2011. - 376 с.
29. Катагощина Н.А. О современном французском произношении / Н.А. Катагощина. - М., 1999. - 203 с.
30. Колкер, Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку: учебное пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Еналиева. - Москва: Академия, 2001 - 264 с.
31. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранным языкам / А.В. Конышева. - СПб.: 2006. - 306 с.
32. Лалова, Т.И. Французский язык: Учебное пособие / Т.И. Лалова. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
33. Левина, М.С. Французский язык: Учебник и практикум для
академического бакалавриата / М.С. Левина, О.Б. Самсонова, В.В. Хараузова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 488 с.
34. Леонтьев А.А. Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / А.А. Леонтьев. - М.: Рус. Яз. 1991. - 360 с.
35. Литкенс К.Я., Крупеникова М.Л. Французский язык для начинающих / К.Я. Литкенс, М.Л. Крупеникова. - М., 1999. - 288 с.
36. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков: учебное пособие / М.В. Ляховицкий. - М.: Высшая школа, 1981 - 189 с.
37. Матусевич М.И. Введение в общую фонетику: учебное пособие / М.И. Матусевич. - СПб.: Комета, 1990 - 208 с.
38. Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам / Р.П. Милюруд // ИЯШ. - 1995. - № 5. - С.13-18.
39. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Иностр. Яз.». - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
40. Мошенская, Л.О. Французский язык для начинающих. Часть 1: Учебник / Л.О. Мошенская, А.П. Дитерлен.. - М.: Нестор Академик, 2011. - 376 с.
41. Мошенская, Л.О. Французский язык. Часть II: Учебник / Л.О. Мошенская, А.П. Дитерлен.. - М.: Нестор Академик, 2013. - 528 с.
42. Мусницкая, Е.В. Здравствуй, французский язык!: Учебник
французского языка / Е.В. Мусницкая, М.В. Озерова. - М.: Нов. школа, 2012. - 424 с.
43. Назарова Г.И. Теория и методика обучения второму иностранному языку (французскому). Конспект лекций / Г.И. Назарова, Каз.федер.ун-т. - Казань,
2014. - 41 с.
44. Павлова С.В. Обучение иноязычному произношению на коммуникативной основе / С.В. Павлова // ИЯШ. - 1990. - № 1. - С. 5-12.
45. Пасов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иностранным языкам / Е.И. Пасов. - М.: Русский язык, 1989. - 308 с.
46. Пасов. Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка / Е.И. Пасов., Н.Е. Кузовлева - Ростов н/Д: Феникс; М: Глосса-Пресс, 2010 - 640 с.
47. Попова, И.Н. Французский язык.: Учебник для I курса институтов и факультетов иностранных языков / И.Н. Попова, Ж.А. Казакова, Г.М. Ковальчук. - М.: Нестор Академик, 2013. - 576 с.
48. Протасова Е.Ю. Дети и языки. Методическое пособие / Е.Ю. Протасова. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1998. - 187 с.
49. Прудникова, И.Р. Методическое пособие для начинающих изучать французский язык: Учебное пособие / И.Р. Прудникова, Л.Ш. Загнетко, Е.А. Оганесян. - М.: АСВ, 2015. - 176 с.
50. Рапанович А.Н. Фонетика французского языка: Курс нормативной фонетики и дикции / А.Н. Рапанович. - М.: Просвещение, 2013. - 290 с.
51. Реферовская, Е.А. Формирование романских литературных языков: Французский язык / Е.А. Реферовская. - М.: ЛКИ, 2007. - 208 с.
52. Салимов Х.Х., Салимова Д.А. Сопоставительная фонетика татарского и русского языков (в таблицах, схемах, упражнениях): Учебное пособие для студентов вузов.». - Елабуга, 2007. - 80 с.
53. Сидоров, Е.В. Практический курс перевода. Французский язык. Первый уровень: Учебное пособие / Е.В. Сидоров. - М.: МАИ, 2014. - 196 с.
54. Смольянинова М.В. Практическое пособие по фонетике французского языка: учебное пособие / М.В. Смольянинова. - М., 1993. - 187 с.
55. Соколова В.С. Сборник хрестоматийных материалов по фонетике французского языка: учебное пособие / В.С. Соколова, Н.И. Портнова. - М., 1999. - 307 с.
56. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.
57. Соловцова Э.И. Федеральный государственный образовательный стандарт-ориентир современного школьного образования / Э. И. Соловцова // ИЯШ. - 2012. - №11. - С. 2-7
58. Стернин И.А. Контрастивная лингвистика / И.А. Стерин. - М.: Восток- Запад, 2006. - 206с.
59. Тарасюк Н.А. Иностранный язык для школьников: Уроки общения / Н.А. Тарасюк. - М.: Флинта: Наука. 1999. - 285 с.
60. Ткаченко Р.Г., Роговская Б.И., Карлайл С.О. Going over homework. // Иностранные языки в школе. - 1993. - 157 с.
61. Федоров В. А. Теоретическая фонетика французского языка: Учебнометодическое пособие для вузов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. - 63 с.
62. Филатов В.М., Филатова Е.Г. Теория и практика раннего обучения иностранным языкам: учебное пособие для педагогических колледжей, языковых вузов / В.М. Филатов, Е.Г. Филатова. - Ростов н/Д: АНИОН, 1999. - 235 с.
63. Щерба Л.В. Фонетика французского языка: учебное пособие / Л.В. Щерба. - М.: Высшая школа, 1963. - 380 с.
64. Юрова, И.В. Практическая фонетика французского языка: Учебное пособие / И.В. Юрова, Т.И. Зеленина, Ф. Адиба. - М.: Флинта, 2015. - 64 с.
65. Якушев М.В. Обучение анализу учебника иностранного языка в процессе методической подготовки будущего учителя: Автореф. канд. дис. - М., 1998. - 205 с.
66. Capelle G. Les phonemes du francais et leurs realisations. - Le Francais dans le monde./ G. Capelle, 1968. - 127 p.
67. http://www.le-francais.ru/lecons/prononciation
68. http://www.parlonsfrancais.ru
69. http://www.languageguide.org/
70. http://phonetique.free.fr/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ