Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ В ВУЗЕ

Работа №38813

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
443
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Женская проза Сири Хустведт и Дины Рубиной 11
1.1. Женская проза в зарубежном и отечественном литературоведении:
теоретическое осмысление 11
1.2. Литературное наследие Сири Хустведт и Дины Рубиной 17
Глава 2. Организация текста в женской прозе 25
2.1. Своеобразие организации пространства романов «Печали Американца»;
«За гранью нервного срыва»; «Что я любил» Сири Хустведт и «Синдром Петрушки»; «Почерк Леонардо» Дины Рубиной 25
2.2. Особенности женской манеры письма Сири Хустведт и Дины Рубиной 43
Глава 3. Мотив двойничества в творчестве Сири Хустведт и Дины Рубиной 50
3.1. Мотив двойничества в романе Сири Хустведт «За гранью нервного срыва» 50
3.2. Варианты двойничества в трилогии Дины Рубиной «Люди воздуха» 59
Глава 4. Методические аспекты изучения женской прозы на практических занятиях в ВУЗе 68
4. 1. Особенность организации практического занятия по литературе в ВУЗе 68
4.2. Практическое занятие по теме: «Двойственность личности в романе Сири Хустведт «За гранью нервного срыва» и Дины Рубиной «Синдром Петрушки» 75
Заключение 83
Список использованной литературы

«Женская проза» официально была признана литературным явлением в конце ХХ века и сегодня выделяется как устойчивый феномен отечественной и зарубежной литературы. Анализируется творчество писательниц, публикуются специальные исследования, рассматривающие различные аспекты женской прозы, проходят дискуссии, проводятся научные конференции («Женская проза. 21 век»; «Женская проза в контексте современной литературы»). Представленное явление исследуется филологами, историками и социологами. Решаются вопросы о том, существует ли особая женская эстетика, женский язык, женская способность письма. Но, в основном, исследователи приходят к выводу о том, что в «женской прозе» происходят те же самые процессы, что и в остальной литературе, процессы, направленные на поиск новых отношений в искусстве и новых приёмов их фиксации. Так, Владимир Иваницкий выделяет две причины, которые толкают женщину к письму: надоел чуждый мир и женщина ищет ответ на главный интересующий её вопрос: «кто я?» [47, С. 76-78]. Для женщины-писательницы важно разобраться в этом не только самой, но и, в первую очередь, помочь женщине-читательнице. Исследовательница И. Савкина отмечает, что в центре внимания женской прозы чаще всего такие темы: «женщина и мужчина», «женщина и ребёнок», «любовь», «одиночество», «для дома, для семьи» [67, с. 115]. Таким образом, женские темы, которые обычно затрагивают бытовые проблемы, на данный момент доходят до всеобщих, жизненных проблем. Однако некоторые исследователи определяют и другие темы, которые тоже характерны для женской прозы. Безусловно, все они тесно связаны с женским восприятием мира. Среди таких тем Б. Сатклифф выделяет две взаимосвязанные между собой темы: изображение женского тела и женской судьбы [69, с. 98]. Мы согласны с мнением Е. Щегловой, она утверждает, что «существует немало произведений, написанных женщинами, которые ничуть не хуже тех, что написаны мужским пером» [80, с. 85].
Как видно из представленных работ, женская проза составляет предмет пристального внимания для современного научного общества. Данный аспект мы рассматриваем на примере сопоставления творчества двух писательниц: Сири Хустведт и Дины Рубиной.
Литературная слава современной американской писательницы Сири Хустведт (1955) возрастает с каждым годом: она является одной из самых ярких и значимых фигур в современной американской литературе. Её книги переведены на шестнадцать языков, литературоведы пристально следят за её творчеством, так как у неё достаточно заслуг: романистка, поэтесса, влиятельный эссеист, имеет степень бакалавра по истории, а также является доктором философии по английскому языку.
Творчество Сири Хустведт охватывает большое количество материала, она известна следующими произведениями: «The Blazing World»(2014); «The Summer Without Men(2011)»; «The Shaking Woman or A History of My Nerves» [«За гранью нервного срыва»] (2010); «What I Loved» [«Что я любил»](2003); «Mysteries of the Rectangle: Essays on Painting» (2005) и многими другими книгами, и сборниками эссе. К сожалению, большинство произведений Сири Хустведт не переведены на русский язык, так как её творчество не особо изучено в России [6, с. 3].
Дина Рубина - израильский и российский прозаик и киносценарист, член Союза писателей Узбекской ССР, Союза писателей СССР, международного ПЕН- клуба и Союза русскоязычных писателей Израиля, обладательница премий Министерства культуры Узбекистана, им. Арье Дульчина, Союза писателей Израиля, «Большая книга», Благотворительного фонда Олега Табакова, «Портал». Первые произведения писательницы были написаны ещё в раннем возрасте и опубликованы в журнале «Юность». Первый рассказ «Беспокойная натура» был опубликован в разделе журнала «Зелёный портфель». Настоящую популярность ей принесла повесть «Когда же пойдет снег?», изданная в 1977 году [3, с. 2].
Актуальность настоящего исследования связана с возрастающим интересом современного общества к человеческой личности, его эмоциональному переживанию, гармонии с самим собой и душевному состоянию. Именно писательницы-женщины обращаются в своих произведениях к данным вопросам. Читателю интересно узнать об этом, увидеть в главном герое самого себя, а, следовательно, на сегодняшний день женская проза очень актуальна. Исследование данной темы мы можем увидеть в таких работах, как у Н. Габриелян [42], М. Абашева [24] и О. Гаврилина [43]. Данные критики считают, что вести речь о женской литературе нужно не в контексте «деления» литературы на мужскую и женскую, а лишь подразумевать расширение литературного наследия за счет утверждения самобытности и творческой индивидуальности пишущих женщин. О. Гаврилина связывает понятие «женская литература» с двумя основными значениями: «...в широком смысле - это все произведения, написанные женщинами, вне зависимости от того, придерживается ли автор в своем творчестве позиций феминизма или следует патриархальным традициям. В узком понимании - это круг текстов, в основе которых лежит собственно женский взгляд на традиционные общечеловеческие проблемы (жизни и смерти, чувства и долга, взаимоотношения человека и природы, семьи, и многие другие)» [43, с.81]. Также, есть и немало зарубежных критиков, которых очень волнует проблема принадлежности писательниц к женской прозе. Такие критики, как Б. Сатклифф [69], Д. Браун [86], К. Келли [89] часто обращаются к идеям феминизма, и это не удивительно, так как это зародилось на западе. Разница заключается в том, что зарубежные исследователи в отличие от российских до сих пор считают, что женская проза продолжает жить своей активной жизнью [69, с.433]. Несомненно, зарубежные исследования женской прозы проходят параллельно с российскими исследованиями, иногда их мнения совпадают, порой вступают в противоречия. Также, в отечественной педагогике разрабатывается методика преподавания женской литературы в ВУЗе (Турышева О.Н., Хван Л.Б., Сосновская И.В., Островская В.В.), однако работ по методике преподавания женской литературы нет, тогда как в зарубежной методологии существует отдельное направление «Women’s studies». Это сравнительно молодая междисциплинарная программа, нацеленная на изучение гендерной идентичности.
Иного мнения относительно этого вопроса придерживается Ганна Улюра. Она полагает, что в основе определения женской прозы оказываются категории женского внутреннего опыта, женских культурных практик и принцип непрерывности и бесконфликтности феминной традиции в культуре. Очень важно понимать разграничение между женской литературой и женской прозой. Они взаимосвязаны между собой, но ни в коем случае не тождественны. Женская литература представляет собой целый ряд художественных произведений, созданных авторами-женщинами [74, с. 9]. Другими словами, женская литература - это художественное творчество женщин, всё то, что создано женщинами. Однако в ней есть направления, которые характерны для данного понятия: женская проза, лирика, драма, поэзия. Следовательно, женская проза - это одно из направлений женской литературы. Женская проза акцентирует своё внимание на темах семейных отношений, быта, детства, болезней, социальных трудностей - это всё именно то, что формирует быт женщины. Литературный критик Л. Костюков утверждает, что женская проза возникла «как тактический приём для лучшей атаки издательств и журналов, как, например, международная организация женщин-логиков, не имеющих отношения к женской логике» [53, с. 208]. Женская проза представляет собой произведение в прозе, написанное женщиной, однако это одно из направлений, которое относится к современной женской литературе. А женская литература объединяет все формы существующих родов литературы; она вмещает в себя разные по стилю, жанру, виду, степени и меры таланта и влияния на литературный процесс все тексты, которые объединены самым важным признаком - полом автора.
На наш взгляд, женщина-писатель критична и своевременна в современной художественной литературе. Многие исследователи акцентировали своё внимание на уникальности изложения женских произведений [70, 91, 92], но никто из них не рассматривал произведения Сири Хустведт и Дины Рубиной в контексте сопоставления их творчества. Мы рассматриваем данную тему в рамках современной зарубежной и отечественной художественной литературы, потому что исследования многих учёных в данной области доказали, что она действительно актуальна.
В исследуемых нами романах всегда автор - женщина, центральная героиня - женщина, следовательно, проблематика, так или иначе, связана с женской судьбой. Таким образом, выделение «женской прозы» в контексте современной литературы обусловлено вышеперечисленными факторами. Также, немаловажную роль играет и взгляд на окружающую действительность с женской точки зрения с учётом особенностей женской психологии. Обе писательницы описывают жизнь, впечатления, которые переживают их герои или даже они сами (как это встречается в творчестве Сири Хустведт). Они вкладывают в это душу, следовательно, они искренни и открыты. Читателю становится близок внутренний мир их героев, их переживания, их жизнь. Более того, женская проза существует уже значительный отрезок времени, в произведениях многих писательниц, в работах учёных, но ещё не была рассмотрена с точки зрения сопоставления творчества двух авторов и выявления общих черт в творчестве каждой писательницы, которые характерны для женской прозы. Также, женская проза не была рассмотрена с разных точек зрения на практических занятиях по литературе в ВУЗе. Рассматривается тема современной женской прозы в контексте творчества Сири Хустведт и Дины Рубиной; разрабатывается план-конспект проведения практического занятия с целью сопоставления женской прозы в зарубежной и отечественной литературе. В этом и заключается новизна нашей работы.
Целью нашего исследования является разработка методических аспектов изучения современной женской прозы в Вузе в романах Сири Хустведт «Печали Американца» [4], «Что я любил» [5], «За гранью нервного срыва» [6], а также в трилогии Дины Рубиной «Люди воздуха», в которую входят следующие произведения: «Почерк Леонардо» [3], «Белая голубка Кордовы» [2], «Синдром Петрушки» [1]. Данная цель обусловила постановку следующих задач.
Задачи исследования:
- выявить особенности изучения женской прозы на примере исследования романов Сири Хустведт и Дины Рубиной;
- рассмотреть художественное пространство женской прозы на примере сопоставления романов «Печали Американца» Сири Хустведт и «Синдром Петрушки» Дины Рубиной;
- изучить особенности женской манеры письма в творчестве Сири Хустведт и Дины Рубиной;
- раскрыть понятия «двойничество» и «раздвоение личности» в исследуемых романах Сири Хустведт и Дины Рубиной;
- составить план-конспект практического занятия по литературе по теме: «Двойственность личности в романе Сири Хустведт «За гранью нервного срыва» и Дины Рубиной «Синдром Петрушки» (на примере сопоставления творчества двух писательниц).
Объектом исследования выступает романное творчество писательниц Сири Хустведт и Дины Рубиной.
Предметом исследования является изучение специфики женской прозы на примере сопоставления творчества Сири Хустведт и Дины Рубиной.
Материал исследования составляют тексты исследуемых романов: «Что я любил», «Печали американца», «За гранью нервного срыва» Сири Хустведт; «Почерк Леонардо», «Белая голубка Кордовы», «Синдром Петрушки» Дины Рубиной.
Методология исследований предполагает следующие подходы: системный; историко-литературный; сравнительно-сопоставительный.
Методологическую и теоретическую базу составили работы отдельных учёных и исследователей, таких как Базылова Б.К. [91], Зумбулидзе И. Г. [92], Б. Сатклиффа [69], Д. Брауна [86]. Данные труды были направлены на исследование современной отечественной и зарубежной женской прозы на примере анализа художественных произведений. Научные изыскания авторов данных работ позволили нам выделить следующие основные свойства, присущие современной женской прозе: отличительной особенностью является повышенная публицистичность, злободневность, усиленная экспрессивность; а также наличие вопросов, связанных с мечтой, счастьем, любовью и детством. Разновидность литературы вводит новый тип героя и новую реальность, неповторимый художественный мир. Такая проблематика и поэтика обусловили создание произведений, где женщина выступает как главное действующее лицо, так и выразителем авторской идеи. Сегодня можно говорить о том, что женская проза выделилась как устойчивый значимый феномен современной литературы, вызывающий глубокий интерес среди читателей и критики, благодаря своим высоким творческим достоинствам.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что изучение современной женской на примере сопоставления творчества современных американской и российской писательниц (Сири Хустведт и Дины Рубиной) позволит выявить общие и отличительные черты в рамках национальных литератур, и как следствие, выработать методические рекомендации, необходимые для изучения женской прозы в ВУЗе.
Практическая ценность работы обуславливается возможностью использования результатов исследования при проведении лекционных и семинарских занятий по литературе XX века, а также данная работа может служить материалом для проведения занятий в Вузе в рамках изучения курса «Национальный миф и гендерные аспекты изучения литературы».
Апробация результатов исследования: результаты данного труда излагались в научной статье «Одиночество творческой личности в романе Сири Хустведт «Что я любил»; «Время в романе Сири Хустведт «Печали Американца»; «Феномен одиночества в творчестве Сири Хустведт в журнале «Филология и культура» [35, 36, 37].
Структура работы представлена введением, двумя частями, четырёх глав, заключения и библиографического списка.
Во Введении обосновывается выбор объекта и предмета исследования, актуальность изучаемой научной проблемы, определяются цель и задачи квалификационного труда, дается общая характеристика теоретической базы и методов, раскрываются научная новизна, теоретическое и практическое значение работы.
Первая глава «Женская проза Сири Хустведт и Дины Рубиной» посвящена обзору теоретических исследований, рассматривающих данную тему как объект изучения в художественной литературе. Также исследуется современная женская проза на основе творчества Сири Хустведт и Дины Рубиной.
Во второй главе «Организация текстов в женской прозе» повествуется о значимости изучения организации структуры женского текста; выявляется значимость художественного пространства как неотъемлемого элемента текста. Во втором параграфе второй главы затрагиваются проблемы, связанные с особенностями женской манеры письма. Здесь содержится ответ на вопрос: для чего пишет женщина, с какой целью? В зависимости от творческой установки автора в работе тексты подразделяются на несколько видов.
В третьей главе рассматривается двойничество как художественная категория. Выявляются два вида двойников: внутренние и внешние.
В четвёртой главе повествуется о методических аспектах изучения женской прозы на практических занятиях в ВУЗе; предлагается конспект практического занятия по творчеству изучаемых писательниц: Сири Хустведт и Дины Рубиной. Прослеживаются общие и отличительные черты, характерные для зарубежной и отечественной женской прозы в анализируемых нами романах.
В Заключении обобщаются результаты работы, приводятся основные выводы и подводится итог общим исследованиям в работе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что современная женская проза - это абсолютно иной мир художественной литературы. В женском мире большое значение приобретают вопросы, связанные с этическими и моральными составляющими повседневной жизни: любовью, семьёй, детьми, что и демонстрирует содержание изученных в данной работе произведений Сири Хустведт и Дины Рубиной. В ходе анализа было выявлено, что одна из основных задач женской прозы - это открытая репрезентация тендерного «Я». Следовательно, главный вопрос, который интересует женщину-писательницу: «Кто я такая?». В первую очередь, в современной женской прозе голос и тело являются способом выражения своего собственного «Я»: «Мне всё больше и больше кажется, что женщина, которую трясёт, - это моё неукротимое второе «я», этакий мистер Хайд при докторе Джекилле, своего рода двойник» [6, с. 78].
В текстах женщин-писательниц прописана женская коммуникация с миром - это коммуникация физического тела с физическим миром вещей. Следовательно, женская литературная традиция ориентирована на взаимодействие писательницы и общества. Это отношения чувственности (в отличие от мужской рациональности), состоящие из ощущений цвета, запаха, вкуса. Женский текст даже грамматически не всегда соответствует правилам. Он часто оказывается фрагментарным (что еще раз подтверждается во всех романах Сири Хустведт и Дины Рубиной), потому что передает не логику повествования, а, в первую очередь, чувства.
В своей работе мы показали разницу женской прозы на примере сопоставления творчества двух писательниц. Конечно, есть и схожие черты, которые характерны для женской прозы, это и хронотоп (время и пространство; и женская манера письма, и двойничество); но есть и некоторые различия. Каждая писательница видит эту категорию по-своему.
Например, обе писательницы используют двойничество неслучайно, так как мотив двойничества - это одна из важных составляющих их творчества. Двойничество в романе «За гранью нервного срыва» у Сири Хустведт реализуется на уровне раздвоения сознания самого автора, это связано с душевной травмой - потерей отца, что, на наш взгляд, обуславливает появление «разорванного» сознания автора романа. Двойничество у Дины Рубиной, напротив, реализуется с помощью ключевых символов, это: зеркало в «Почерке Леонардо», картина в «Белой голубке Кордовы», кукла в «Синдроме Петрушки».
В контексте нашего исследования было выявлено, что подлинное признание женская проза приобретает после того, как она облачается в рамки психологизма. Этот признак присущ и зарубежной, и отечественной женской прозе и имеет схожие черты: сравнительно простая разработка сюжета; преобладание в тексте бытовых разговоров при отсутствии глубоких логических предпосылок, а также значительное упрощение производимых выводов; преобладающий в повествовании сентиментальный психический настрой героев и самого автора. Автор-женщина описывает те события, которые либо происходили в жизни писательницы, либо важны и интересны для неё.
Таким образом, уникальность женской прозы состоит в том, что именно женщины показывают мир своих героев через сложную призму глубинного понимания мотивов их действий, всепрощения и жертвенности на бытийносюжетном уровне, что не может не обладать особой трогательностью, к которой, собственно, и стремится их читатель.
При изучении литературы, входившей в канон, оказалось, что женщин - авторов намного меньше, чем мужчин. Например, господствующие литературоведческие теории основывались на текстах мужчин; тексты женщин не исследовались, так как не соответствовали критериям этих теорий, и женщины - авторы вообще игнорировались. С этим связано забвение и исключение женских авторов и их текстов из истории литературы. Среди феминисток возникла идея, что женщины писали и пишут иначе, чем мужчины, поэтому становится необходимой теория женской литературы, женского письма. В своем исследовании мы подходим к обозначенной теме с точки зрения женского автора и женского субъекта. Мы убеждены в том, что гендер автора и читателя - исследователя, другими словами, гендерная система общества оказывает влияние на создание и интерпретацию литературных произведений.
Существуют и другая точка зрения, которая доказывает развитие и расцвет женской прозы. Н. Мильман обращает внимание на то, что женская проза - это, в первую очередь, неравноправное положение женщины в мире [66, с. 4]. Объективный взгляд на реалии жизни, который присущ женщинам, делает эту прозу безжалостно правдивой. Социальная зоркость, меткость, чуткость к изменениям в жизни общества, к двойственному положению женщины - вот, что характеризует прозу Сири Хустведт и Дины Рубиной.
В зарубежной литературе женщины-писательницы занимают равное положение в ряду со своими коллегами - мужчинами. Если мы говорим об отечественной женской прозе, то в данном случае писательниц интересуют причины дискриминации женщины в обществе, её сущности на правах человека второго сорта.
Изучение этой темы позволило нам глубже познакомиться с представителями данного направления в литературе, на примере сопоставления зарубежной и отечественной литературы, расширить представление о женской прозе. Разработанное практическое занятие поможет студентам углубить знания в данной области. В ходе проведения практического занятия необходимо заострить внимание студентов на национальной специфике американской и русской женской прозы. В практическом занятии данный вопрос раскрывается на примере обсуждения различных образов (дороги, дома, зеркала, куклы), существующих в произведениях писательниц.
Подводя итоги нашей работы, можно сделать следующие выводы: несмотря на довольно пессимистические прогнозы, женская проза продолжает существовать более двадцати лет. Она никоим образом не наскучила читателям. Подтверждением этому может служить тот факт, что в 2007 году литературную премию «Большая книга 2007» получила Дина Рубина, а Сири Хустведт стала лауреатом премии принцессы Астурийской по литературе в 2019 году.



1. Рубина Д. Синдром Петрушки / Д. Рубина. - М.: Издательство «Э», 2018. - 496 с.
2. Рубина Д. Белая голубка Кордовы / Д. Рубина. - М.: Издательство «Э», 2010. - 544 с.
3. Рубина Д. Почерк Леонардо / Д. Рубина. - М.: Издательство «Э», 2008. - 390 с.
4. Хустведт С. Печали американца / С. Хустведт. - М.: АСТ Астрель, Corpus, 2011. - 448 с.
5. Хустведт С. Что я любил / С. Хустведт. - М.: АСТ Астрель, Corpus, 2010. - 457 с.
6. Хустведт С. За гранью нервного срыва / Сири Хустведт; пер. с англ. О.Новицкой. - Москва: Астрель: CORPUS, 2012. - 288 с.
7. Hustvedt S. Mysteries of the rectangle: Essays on painting. / S. Hustvedt. - New York: Princeton Architectural Press, 2005. - 180 p.
8. Hustvedt S. The sorrows of an American / S. Hustvedt. - Printed in the United States of America: Copyright, 2008. - 304 p.
II. Учебная и справочная литература:
9. Богданова О. Ю., Маранцман В. Г. Методика преподавания литературы // Литература в школе / О.Ю. Богданова, В.Г. Маранцман. - М.: Просвещение, 1994. - Ч.1. - 288 с.
10. Брандесов Р. Ф. Эмоциональный резонанс и урок литературы // Литература в школе / Р. Ф. Годфрид. - М.: Азбуковник, 1975. - № 5. - С. 20-33.
11. Годфрид М. Психология и психиатрия. Терминологический словарь / М.Годфрид. - СПб.: ПИТЕР, 2003. - 486 с.
12. Коровин В.И. Русская литература XIX века: 10 класс / В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2012. - Ч.2. - 384 с.
13. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. -187 с.
14. Нартов К.М. Зарубежная литература в школе / К.М. Нартов // Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976.
15. Николаев П.А. История русского литературоведения / П.А. Николаев. - М.: Высшая школа, 1980. - 349 с.
16. Николаев П.А. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей / П.А. Николаев. - Иваново: ЛИСТОС. 2011. - 255 с.
17. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
18. Практические занятия по зарубежной литературе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101. «Рус. яз. и лит.» / Под ред. Н.П. Михальской и Б.И. Пуришева. - М.: Просвещение, 1981. - 224 с.
19. Романичева Е. С., Сосновская И. В. Введение в методику обучения литературе: учеб. пособие / Е.С. Романичева, И.В. Сосновская. - М.:ФЛИНТА: Наука, 2012. - 208 с.
20. Михеева Н.Ф. Современная филология и методика преподавания иностранных языков: основные тенденции и перспективы развития / Н.Ф. Михеева // Международная научно-практическая конференция. - М. - 2016. - С. 149-151.
20. Тодоров Л.В., Чернышева Е.Г., Чертов В.Ф. Вклад российских учёных- филологов в методику преподавания литературы / Л.В. Тодоров, Е.Г. Чернышева,
В.Ф.Чертов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. - №12. - С. 209-212.
21. Томашевский Б.В. Теория литературы / Б.В. Томашевский // Поэтика. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 335 с.
22. Турышева О.Н. Теория и методология зарубежного литературоведения: учеб. пособие / О.Н. Турышева. - М.: Флинта: Наука, 2012. - 160 с.
23. Фарино Е. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. / Е.Фарино. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2004. - 376 с.
III. Научно-критическая литература:
24. Абашева М.П. Литература в поисках лица: Русская проза в конце XX в.: становление авторской идентичности. - Пермь: Издательство Пермского университета, 2001. - 319.
25. Аллахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. - СПб.: ДНК, 2001. - 200 с.
26. Аминева В.Р. Методика преподавания литературы в школе: Учебнометодическое пособие для студентов дневного и заочного отделений филологического факультета / В.Р.Аминева, Р.И.Галеева, Н.Г.Махинина. - Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. 128 с.
27. Аминева В.Р., Набиуллина А.Н. Хронотоп города в современной русскоязычной прозе татар / В.Р. Аминева, А.Н. Набиуллина // Возрождение национальных литератур во второй половине XX века и Чингиз Айтматов: международная научно-практическая конференция. 12 декабря 2018 г., Казань: сб.материалов. - Казань: ИЯЛИ, 2018. - С. 47-53.
28. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности / Б.Г. Ананьев // Психология личности. Хрестоматия. - Самара: Асгард , 1999. - Т.2. - С. 115 - 121.
29. Ахундов М.Д. Проблема прерывности и непрерывности пространства и времени / М.Д. Ахундов. - М.: Наука, 1974. - 252 с.
30. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. - М.: Прогресс, 1975. - С. 175-178.
31. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе / М.М. Бахтин // Очерки по исторической поэтике. - М.: Прогресс, 2000. - С. 175-178.
32. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе / М.М. Бахтин // Эпос и роман. - М.: Прогресс, 2000. - С. 213-220.
33. Бейсекулова Л. М. Категория художественного пространства в романе А. Нурпеисова «Кровь и пот» / Л. М. Бейсекулова // Филологические науки в
России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 50-52.
34. Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.
35. Вафина А.Х., Сафина А.Р. Время в романе Сири Хустведт «Печали Американца» // Text. Literary work. Reader: materials of the IV international scientific conference of May 20-21. - Praque: Vedeko vydavatelske centrum «Sociosfera - CZ», 2014. - P. 121-123.
36. Вафина А.Х., Сафина А.Р. Феномен одиночества в творчестве Сири Хустведт // Text. Literary work. Reader: materials of the IV international scientific conference of May 20-21. - Praque: Vedeko vydavatelske centrum «Sociosfera - CZ»,
2017. - P. 55-56.
37. Вафина А.Х., Груздева Е.А., Сафина А.Р. Одиночество творческой личности в романе Сири Хустведт «Что я любил» / А.Х. Вафина, Е.А. Груздева, А.Р. Сафина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018. - №2,
Ч.1. - С. 23-26
38. Вигель Н.Л. К вопросу о психолингвистике и нейролингвистике билингвизма и особенностях билингвальной психологии / Н.Л. Вигель // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии, 2014. - № 37. - С. 11-15.
39. Вигель Н.Л. Утилитарно-прагматический феномен современности и его отражение в метамодернизме / Н.Л. Вигель // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2015. - №7. - С. 41-43.
40. Вигель Н.Л. Постмодернистская парадигма художественного текста / Н.Л. Вигель // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2015. - № 1. - С. 72-79.
41. Выготский Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.
42. Габриэлян Н. Взгляд на женскую прозу / Н. Габриэлян // Русский феминистский журнал, 1993. - №1. - С. 102-108.
43. Гаврилина О.В. Интерпретация женских текстов в аспекте «чувства природы» // Чтение: рецепция и интерпретация: в 2 ч / Под ред. Т.Автухович. - Гродно: ГрГУ, 2011. - С. 191-197.
44. Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени / А. Грюнбаум. - М.: Прогресс. 1969. - 589 с.
45. Джуанышбеков Н.О., Темирболат А.Б. Теория литературы / Н.О. Джуанышбеков, А.Б. Темирболпт. - М.: Проспект, 2009. - 386 с.
46. Знаков В. В. Психология понимания / В.В. Знаков. - М.: ИП РАН, 2005. - 448 с.
47. Иваницкий В.Г. От женской литературы к женскому роману (Парабола самоопределения современной женской литературы) / В.Г. Иваницкий // Общественные науки и современность, 2000. - №4. - С. 151-163.
48. Иконникова С.Н. Хронотоп культуры как основа диалога поколений /
С.Н. Иконникова // Очерки по философии и культуре, 2001. - С. 69-74.
49. Каширина С.В. Роль художественного пространства в постижении литературного текста / С.В. Каширина // Вестник ОГУ, 2006. - №9. - Ч.1. - С. 17
21.
50. Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе XX века: учеб. пос. / Е.Н. Ковтун. - М.: Высшая школа, 2008. - С. 5-69.
51. Козлова А.В. Феномен двойничества и формы его выражения в русской прозе 1920-1930-х годов / А.В. Козлова // Общественные науки и современность, 1999. - 120 с.
52. Королев С. Поглощение пространства. Геополитическая утопия как жанр исторического действия / С.Королев // Дружба народов, 1997. - № 12. - С. 136.
53. Костюков Л. Я вам пишу - чего же боле... / Л.Костюков // Дружба народов, 2008. - №8. - С. 208.
54. Кон И.С. Категория «я» в психологии / И.С.Кон // Психологический журнал, 1981. - № 3 (Том 2). - С. 25-38.
55. Коржова Е. Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей / Е.Ю. Коржова. - СПб.: Институт практической психологии, 2004. - 542 с.
56. Коржова Е. Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее жизненный путь в художественной литературе / Е.Ю.Коржова. - СПб.: РХГА, 2004. - 468 с.
57. Коржова Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека. / Е.Ю. Коржова - СПб.: РХГА, 2006. - 384 с.
58. Коржова Е. Ю. Духовная лестница Н. В. Гоголя: Личность и творчество / Е.Ю.Коржова. - СПб.: РХГА, 2009. - 615 с.
59. Костинский Г.Д. Географическая матрица пространственности / Г.Д. Костинский // Известия РАН. Серия географическая, 1997. - № 5. - С. 18.
60. Крылова А. Определения понятия «двойничества» в литературе, и философско-эстетическая база его возникновения / А. Крылова // Парус, 2014. - №34. - С. 24-25.
61. Курбатов В.П. Праздничный хронотоп: понятие, типы и виды / В.П. Курбатов // Электронный научно-практический журнал Культура и образование, 2014. - №2. - 123 с.
62. Лавренова О.А. Географическое пространство в произведениях американских писателей / О.А. Лавренова // Вестник Московского университета. Серия 5. География, 1993. - № 3. - С. 78-81.
63. Лосева О.М. Проблемы гендерной идентичности в условиях глобализации и формирования новых социальных отношений / О.М. Лосева // Аналитика культурологии. - М.: Просвещение, 2011. - 4 с.
64. Лотман Ю. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю. Лотман // В школе поэтического мастерства. - Л.: Просвещение, 1975. - 195 с.
65. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству / А.А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии, 1998. - № 1. - С. 76-82.
66. Мильман Н. Чего хочет женщина [Текст] / Н.Мильман // Литературная газета, 1994. - №36. - С.4.
67. Савкина И.Л. Говори, Мария! (Заметки о современной женской прозе) / И.Л Савкина // Преображение (Русский феминистский журнал). 1996, - №4. - С. 62-67.
68. Савкина И.Л. Кто и как пишет женскую литературу? / И.Л. Савкина // Новое литературное обозрение, 1990. - №3. - С. 19-26.
69. Сатклифф Б. Критика о современной женской прозе // Филологические науки, 2000.- №3. - С. 117-132.
70. Славникова О. Я самый обаятельный и привлекательный: беспристрастные заметки о мужской прозе / О. Славникова // Новый мир, 1998. - №4. - С. 155.
71. Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы / Теплов Б.М. // Избранные труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1985. - Т.1. - С. 306312.
72. Тихонов Г.М. Одиночество как тезисное состояние / Г.М. Тихонов // Мир психологии, 2006. - №3. - С. 118-211.
73. Тураева Б.Б. Категория художественного времени в литературе (на примере узбекских исторических романов) / Б.Б. Тураева // Молодой ученый, 2014. - №3. - С. 853-856.
74. Улюра Г. Женская проза в постсоветской России / Г. Улюра // Производство репутаций и канонов, 2012. - 330 с.
75. Уэльбек М. Расширение пространства и борьбы / М. Уэльбек. - М.: Иностранка, 2007. - С. 3-4.
76. Фрейд З. Я и Оно. Психология бессознательного / З.Фрейд. - М.: Просвещение, 1989. - 259 с.
77. Хазанкович Ю.Г. Художественные хронотопы в прозе малочисленных народов севера / Ю.Г. Хазанкович // Вестник ЯГУ, 2007. - №2 (Т.4). - С.77-85.
78. Чудаков А. Слово-вещь-мир / А. Чудаков. - М.: Наука. 1992. - 25 с.
79. Шитова Н.В. Одиночество - сложная проблема современных женщин / Н.В. Шитова // Территория науки, 2006. - №1. - С. 165-217.
80. Щеглова Е.В. В своём кругу. Полемические заметки о «женской прозе» / Е.В. Щеглова // Литературное обозрение, 1990. - №24 - С. 359-372.
81. Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория / М. Эпштейн. - М.: Издание Мэлинина, 2000. - 368 с.
82. Янг Д.И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и её применение / Д.И. Янг. - М.: Прогресс, 1989. - С.552-601.
83. Afanasev Anton S., Breeva Tatyana N., Osmukhina Olga Yu., TRANSITION PLOT IN DINA RUBINA'S WORKS OF THE 1990TH (YEARS) // AD ALTA- JOURNAL OF INTERDISCIPLINARY RESEARCH. - 2018. - Vol.8, Is.1. - P.12-14.
84. Afanasyev Anton, Breeva Tatyana, Domansky Yury, MARINA TSVETAEVA AND THE SAFIC DISCOURSE OF WOMEN ROCK-POETRY // REVISTA SAN GREGORIO. - 2018. - Vol., Is.25. - P.15-19.
85. Allport G. Personality: A psychological interpretation / G. Allport. - New York: Holt, 1937. - №XIV. - 588p.
86. Brown D. The Last Years of Soviet Russian Literature / D. Brown. - Cambridge University Press, 1993. - P.145.
87. Gronstad A. Ekphrasis refigured: Writing seeing in Siri Hustvedt’s What I Loved. / A. Gronstad. - Norway: International Journal of the Humanities, 2011. - P. 4555.
88. Konyu N. Authorship and metafiction in carol shields’ “unless” and Siri Hustvedt’s “the summer without men”. / N. Konyu. - Ireland: Zeitschrift zur Geschichte der Psychoanalyse, 2011. - P. 117-121.
89. Kelly C. A History of Russian Women’s Writing. // C.Kelly. Oxford: Clarendon press, 1994. - P. 433.
90. Mahon A. Marriage and moral perfectionism in Siri Hustvedt and Stanley Cavell. / A. Mahon. - Ireland: Zeitschrift der Kultur, 2013. - P. 64-75.
IV. Интернет-ресурсы:
91. Базылова Б.К., Курмангалиева А.А. Особенности женской манеры
письма в художественных текстах // Международный журнал экспериментального образования. 2015. №6. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://expeducation.m/ra/artide/view?id=7673 (дата обращения: 03.06.2019).
92. Зумбулидзе И.Г. Женская проза в контексте современной литературы //
Современная филология: материалы Международ. науч. конф. 2011.
[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/phil/archive/23/409/ (дата обращения: 31.05.2019).
93. Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ), Фундаментальная электронная библиотека РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-a691.htm (дата обращения: 25.03.2016).
94. Котова Н.С., Кудряшов И.А. Феномен двойничества в аспекте
текстуальной поэтики // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61412 (дата обращения: 29.03.2019).
95. Машук М.Н. Феномен женской прозы в современной литературе // Литературный дневник. 2013. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.proza.ru/diary/mawuk/2013-03-18 (дата обращения: 10.06.2019).
96. Сосновская И. В., Островская В. В. Активизация работы с «нелинейным знанием» как мотивационный аспект современного урока // Междунар. электрон. науч.- пед. журнал. 2014. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ce.ipkro- 38.ru/wp-content/uploads/2014/03/sosnovskaya.pdf (дата обращения: 07.06.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ