Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО С.А. ЕСЕНИНА В ЖЕНСКОЙ МЕМУАРИСТИКЕ

Работа №49284

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы107
Год сдачи2018
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
536
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические проблемы мемуарного жанра 15
1.1. Мемуары как вид художественно-документальной литературы 15
1.2. Литературный портрет в структуре мемуарного жанра 25
ГЛАВА 2. Специфика женской линии в мемуарах о Есенине 34
2.1. Самопрезентация автора в мемуарных текстах о Есенине 34
2.2. Образ Есенина: мужской и женские взгляды (сопоставление) 57
ГЛАВА 3. Концепция мифотворчества в мемуарах 74
3.1. Есенин и мифотворчество 74
3.2. Женские мемуары о Есенине как мифотворчество 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 96
ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Среди русских поэтов XX века Сергей Есенин принадлежит к наиболее популярным, читаемым в России. С именем Есенина связаны русская история, мироощущение и сознание народа, его характер, быт, язык. Художественный мир Есенина вобрал традиции творчества и русской литературы XIX и XX веков. Его поэзия стала не только выдающимся явлением поэзии Серебряного века, но и русской культуры XX века. Закономерно, что творчество С.Есенина привлекает внимание самого широкого круга исследований. Сегодня мы во многом пересматриваем наши взгляды на художественное наследие поэта, его личность и биографию, хотя нельзя говорить о равномерности изучения всего творческого наследия С.Есенина.
Данная работа посвящена анализу личности и творчества С.Есенина в женской мемуаристике. Можно говорить об особой линии в русской мемуаристике, обусловленной гендерной спецификой. Современные исследователи говорят о том, что гендерная дифференциация влияет на процесс творчества и восприятие его результатов. Безусловное существование тендерной специфики художественных произведений является «следствием влияния бессознательного на творческий процесс, что закреплено в одном из параметров текстообразования — «языковой личности, а «уровне лексических средств, системы образов, композиции произведения находят свое отражение следующие качества: для мужественности - надежность, последовательность, предсказуемость поступков, постоянство привычек, приверженность системе и нормам, независимость поступков от личных симпатий, прямолинейность высказываний и т.п.; для женственности — гибкость в поведении, спонтанность в поступках, частая переключаемость, повышенная эмоциональность, сопереживание, неуверенность и беззащитность в условиях суровой реальности и т.д.»1. Важно подчеркнуть
'Николаева Е. А. Женское литературное творчество в России как воплощение особого ментального типа:автореф. дис. ... д-ра культурологических наук. Саранск, 2005.
существование в пространстве русской критики особого направления, посвященного проблемам женской литературы, что позволяет воспринимать ее как полноправную часть общероссийского литературного (и культурного в целом) процесса, включающую в себя не только словесно-художественные произведения писательниц, социально, идеологически и эстетически разнокачественные, но и формы их общественного бытования (т.е. читательскую реакцию в виде литературной критики, эпистолярной литературы, мемуаров и пр.).
Актуальность работы объясняется несколькими факторами: во-первых, неослабевающим интересом исследователей и рядовых читателей к загадкам судьбы, личности и творчества С. Есенина, во-вторых, обращением современного литературоведения к гендерной специфике художественных и художественно-документальных текстов, наконец, тем, что мемуарный жанр по-прежнему вызывает острые теоретические и историко-литературные дискуссии, в том числе и связанные с мифологизацией личности поэта, проблемой субъективности мемуаров, их достоверности/недостоверности и т.п.
В основе работы - анализ наиболее ключевых мемуарных текстов о Есенине, написанных близко знавшими его женщинами, проведенный с учетом гендерной специфики, проблемы самопрезентации авторов в мемуарных текстах и общего контекста современного изучения творчества Есенина в российском литературоведении конца XX - начале XXI века. Дополнительно затрагивается вопрос о жанровой специфике литературного портрета Есенина в структуре мемуарного жанра. Подобный подход определил и новизну работы, ее отличие от использования мемуаров исключительно в качестве источника изучения жизни и литературного окружения Есенина.
Таким образом, объектом нашего исследования являются самые яркие и значимые для восприятия Сергея Александровича как сложной и противоречивой личности воспоминания современниц и современников Сергея Александровича. Это, прежде всего, мемуары его матери Татьяны Фёдоровны, его сестер Екатерины и Александры, и, конечно возлюбленных Есенина (А.Берзинь, А.Изрядновой, Н. Вольпин, А.Дункан, А.Миклашевской, С.Толстой, Г.Бениславской). Данные воспоминания были взяты из антологии "Есенин глазами женщин" под редакцией П. Фокина, которая была взят нами в качестве основного издания . Однако, помимо этих источников в нашей работе присутствует анализ фрагментов воспоминаний, включенный в биографию «Есенин» под редакцией О.Лекманова и М.Свердлова (2011), книги А.Марченко «Есенин: путь и беспутье», и антологии "Жизнь Есенина" под редакцией С.Кошечкина, где с помощью рассказов людей, прямо и косвенно связанных с жизнью «деревенского поэта», поэтапно раскрывается личностно-творческое становление Сергея Александровича.
Теоретическую основу нашей работы составляют научные работы, посвященные изучению мемуарной литературы и ее особенностям (В.С.Барахов, Е.Г. Бушканец, Л.Е.Бушканец, Н.Г. Георгиева и др.), а также работы, связанные с изучением становления литературного портрета как жанра (С.С. Минц, С.Г.Шеретов, Ю.С. Ведищева и др.). Также большое внимание в нашей работе мы уделили изучению женского письма и его особенностей, а также феномену феминности в литературном процессе (Ю.С. Ведищева, С.Ю. Воробьева, Ю.Кристева и др). Мы обосновываем подобный ракурс рассмотрения мемуарной литературы тем, что в отечественной филологической науке в последнее время большое внимание уделяется понятию гендера и гендерному подходу к изучению различных социокультурных явлений как таковому. Разделение на «мужское» и «женское» стало очень популярно во всех сферах общества, включая язык, лингвистику, методологию, науку, историю и так далее.
Феминистское движение в обществе позволило выявить и специфику стиля в произведениях женщины-автора и восприятием его женщины- читателя, доказывая, что мировоззрение женщины и мужчины диаметрально противоположны. Серьезное влияние на подобные исследования оказали особенно популярные в последние годы психоаналитические и историографические методы (Э.Сикс и И.Иригорэй). При этом сейчас в российской научной среде крайне медленно утверждаются гендерные исследования и гендерное просвещение общества тоже не слишком активно. Слабым местом современной литературной критики является незнание и нежелание освоить базисные понятия гендерных исследований. Следствием неразработанности и несовершенности терминологии является тот печальный факт, что люди, находящиеся внутри литературоведческого дискурса, позволяют себе выносить суждения, звучащие иногда просто смешно, даже каламбурно. До сих пор рассматривая недостатки или достоинства женских текстов, критики всегда, сравнивают их с мужскими, нарочно или специально. Таким образом, проблемами, которой посвящена данная работа, являются частные вопросы гендерных исследований в области литературы:
1) влияет ли на восприятие произведения пол автора и читателя, и если да, то как именно этот факт отражается в самом произведении, и как сильно разнятся литературные образы, события, факты, созданные мужчиной от женского?
2) влияет ли на восприятие женских мемуаров положение и статус так называемого описанного ею мемуарного героя, и если да, то как именно эта тенденция отражается в самих литературных портретах, в восприятии героя, способах его «представления» и оценки?
Именно поэтому целью нашего исследования является изучение особенностей гендерной проблематики литературных произведений на примере мемуарных литературных источников о выдающемся русском поэте С.Есенине, а также раскрытие специфики жанра литературного портрета С.А. Есенина с точки зрения гендерного аспекта.
Прежде чем определить задачи данного исследования, остановимся на основных этапах восприятия С.Есенина в критике и литературоведении.
Первые публикации о Есенине датируются 1915 годом, спустя год после его дебюта (3. Гиппиус, С. Городецкий, чуть позже И. Венгерова, Г. Хомяковский). В литературных кругах того времени его первым выступлениям была поставлена высокая оценка. Рецензенты отмечали самобытность, яркость, мелодичность его поэзии.
Лучше всего, пожалуй, ситуацию вхождения С. Есенина в большую литературу отражает первый печатный отклик на его стихи («положительный») - статья З.Н. Гиппиус «Земля и камень» (еженедельник «Голос жизни», 1915, № 17). Статья «мэтра» символизма включает и портрет поэта: «Перед нами худощавый девятнадцатилетний парень, желтоволосый и скромный, с веселыми глазами. Он приехал из Рязанской губернии в «Питер» недели две тому назад, прямо с вокзала отправился к Блоку... В Питере ему все были незнакомы, разве что раньше «стишки посылал». Теперь сам их привез, сколько было, и принялся раздавать «просящим», а просящих оказалось порядочно, потому что наши утонченно-утомленные литераторы знают, где раки зимуют, поняли, что новый рязанский поэт - действительно поэт, а у многих есть даже особенное влечение к стилю подлинной «земляной» поэзии <...> В стихах Есенина пленяет какая-то «сказанность» слов, слитность звука и значения, которая дает ощущение простоты... Тут мастерство как будто данное...».
С самого момента стремительного вхождения Есенина в русскую литературу критиков интересовала личность Есенина. Уже Л.Троцкий, М.Горький, А.Воронский, Н.Асеев, Ю.Тынянов и другие в своих статьях, появившихся после трагической гибели поэта, обозначили проблему особого личностного воздействия лирики Есенина на читателей. Судьбоносными для поэта стали литературно-критические суждения А.К.Воронского,
Л.Д.Троцкого, Н.И.Бухарина. В литературном портрете А.К. Воронского «С.А.Есенин» подчеркнута прежде всего двойственность, дисгармоничное художественного мышления Есенина, и прозвучал своего рода "упрек" поэту: «Поэт поклонялся советской Руси. Но она поднимается совсем на других дрожжах, чем старая. Есенина еще грустит о прежней Руси церковных малиновых звонов, патриархальной неподвижности, о Руси икон и богомолок, но уже ищет путей к теперешней, к современной Руси...». Л.Д.Троцкий, видный лидер большевизма и литературный критик, к известно, дал оригинальную классификацию послереволюционного литературного процесса («отгородившиеся», «неистовствующие «островитяне», «пенкосниматели», «присоединившиеся», «литературные попутчики революции»), отнеся Есенина именно к «литературным попутчикам революции», вместе с тем достаточно корректно и бережно относился к нему. Он писал: «Мы потеряли Есенина - такого прекрасного поэта, такого свежего, такого настоящего. И как трагически потеряли! Он ушел сам, кровью попрощавшись с необозначенным другом, - может быть, всеми нами».
Во многом роковую роль в судьбе есенинских стихов сыграли «Злые заметки» (1927) Н.И.Бухарина, в которых он боролся с «Есениным как идеологом крестьянских поэтов» и «есенинщиной» как фактором, отрицательно влияющим на комсомольцев и молодежь. Это событие имело далеко идущие последствия: статья Бухарина начала кампанию по вытеснению есенинских стихов из печати, на долгие годы Есенин был отлучен от родного читателя. Советская критика объявила его «кулацким поэтом». Хотя нельзя не отметить, что уже в 20-е годы предпринимались попытки научного подхода к анализу поэтики Есенина, появлялись монографии и сборники о жизни и творчестве поэта (Е.Хераскова, И.Розанова). Но комплексного и целостного, непредвзятого изучения поэтики и творчества Есенина в то время предпринято не было.
1930-е годы практически ничего не изменили в научном осмыслении и изучении его творчества. В «Литературной энциклопедии» 1930 г. Б.Розенфельд назвал Есенина «пассивным созерцателем и подытожил творческий путь поэта следующим образом: в 1920-1923 годах Есенин «отошел от революционных настроений, погрузившись в жизнь богемы; в этот период упадничества им созданы «Трерядница», «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая» и др. В 1924-1925 гг. Был издан цикл стихотворений «Русь советская», знаменовавший поворот интересов Есенина в сторону современности. Богема и принимавший все более острые формы наследственный алкоголизм привели Есенина к гибели...». В Большой советской энциклопедии 1952 года мировоззрение Есенина, будет названо «иллюзиями и мелкособственнического мужицкого рая». Такие оценки просуществуют до середины 50-х годов.
Возвращение к Есенину начнется в 50-60-е годы, в первой «оттепели». С этого «времени надежд и разочарований» начинаются попытки целостного анализа художественного мира поэта, формируются новые принципы в оценках его творчества. Во вступительной статье к пятитомному собранию поэта 1966 г. К.Зелинским будут сняты многие социально-идеологические установки в оценках давшая в свое время столько пространства для разнородной критики, будет названа лишь «куражом лирического героя». И в то же время в работах А.Метченко произведения Есенина 1924-1925 годов будут причислены к методу социалистического реализма («Анна Снегина», «Русо советская». В 60-70-е года А.Марченко была предпринята попытка целостного анализа художественного мира поэта, она попыталась проанализировать творчество и жизнь Есенина как единое целое. В монографии «Поэтический мир Есенина» (1972) она уделяет внимание и таким проблемам, как Есенина и революция, Есенин и послереволюционная новь, Есенина и Россия. Тем более, что по этим важнейшим вопросам в среде литературоведов «нет даже самого приблизительного единогласия» . В основном же идеи целостного анализа жизни и творчества Есенина в 1970¬1980-х гг. разрабатывались в трудах Е.Наумова, П.Юшина, Ю.Прокушева, A. Захарова, А.Карпова, Л.Бельской, В.Харчевникова. Но в период 50-70-х годов в отечественном есениноведении обозначилась и другая тенденция - «лакировки» творчества поэта.
Начиная с 60-х годов, особенно в годовщины рождения Есенина (с круглой датой) появлялось изобилие статей, которые относились больше к лирико-патриотическому воспеванию, чем к литературоведению. Как писал B. Харчевников, «есениноведение», даже с учетом большой и полезной работы, проделанной исследованиями, чрезвычайно засорено малонаучным материалом» . После борьбы с «есенинщиной» и ликвидации «есенинской плеяды» появилась другая крайность: канонизация поэта, музеефикация его родного села, кульминацией которых стала 90-летняя годовщина со дня рождения поэта. Такое официальное присвоение Есенина, опирающегося нанастоящую популярность бывшего «проклятого поэта», оттеснило научный подход к нему.
На рубеже 90-х годов, во времена масштабной идеологической перестройки, в отечественном литературоведении формируются новые принципы в оценках поэтического творчества поэта. Современные есениноведы, продолжая дискутировать на темы «Есенин и революция», «Есенин и религия», «Поэтика Есенина», руководствуются художественными, эстетическими принципами в их интерпретациях.
В 1990- 2010-е годы в Институте мировой литературы им.А.М. Горького, а также на родине поэта - в Рязани и Константинове проходили конференции, организованные по инициативе есенинской научной группы ИМЛИ им. Горького (под руководством Ю.Прокушева), которая подготовила академическое полное собрание сочинений поэта. Материалы есенинских форумов воплощены в таких научных собраниях, как «Новое о Есенине», «О Русь, взмахни крылами...», «Есенин академический», «Смерть Сергея Есенина», «Есенин в XXI веке», «Издания Есенина и о Есенине», «Столетие С. Есенина» и др.
Одним из самых популярных в изучении творчества Есенина стал биографический подход, ориентированный на автора, выявление сознания автора через текст, который мы, в совокупности с концептуальным анализом мемуарных произведений в рамках герменевтического подхода и их сравнительным анализом используем в данной работе.
В 1960-1970-е годы о жизни Есенина писали много, но, как правило, с недомолвками, опасаясь выйти за пределы дозволенного. О многом попросту умалчивалось. Например, о том, что Есенина разочаровался в новой действительности - мучительно переживал разрушение русской деревни; почти не говорилось о нараставшей болезни, внутреннем кризисе, распаде личности. Намеренно и целенаправленно сглаживали острые углы его личной жизни. Фальсификация истории неумолимо начала свой отпечаток и на историю литературы.
В действительности Есенин (и человек, и поэт) - клубок мучительных противоречий, столь же безжалостных, как его эпоха. Его жизненный путь - воистину путь блуждающий, роковых и непоправимых ошибок. Открытый, без недомолвок, разговор о жизни поэта начался после того, как стали доступны многие материалы. «И все же, - отмечает К.М. Азадовский, - мы еще недостаточно знаем Есенина. В огромной ныне литературе, посвященной поэту, основное внимание уделяется внешним сторонам его жизни. Кабацким похождениям, скандальным выходкам, женитьбе на Айседоре Дункан и прочее. Все еще скрещиваются копья по поводу его смерти - не перевелись желающие толковать гибель Есенина как заказное политическое убийство. Многое до сих пор заслоняют, увы, второстепенные биографические подробности, отдаляющие от нас главное - внутренний мир художника, творящего неповторимые словесные образы. Случайное не позволяет заглянуть в глубину».
Но следует выделить целый ряд современных работ биографического характера, которые позволили наиболее полно представить личность поэта со всеми его психологическими проблемами (работы К.Азадовского, А.Марченко, Н.Солнцевой, Н.Сидориной, А.Панфилова, А.Лукьянова и др.). Во многом эти исследования были инициированы появлением за рубежом книги Г.Маквея «Жизнь Есенина».
Биографические исследования, рассматривая связи между литературными текстами и биографией Есенина подходят и к такой важнейшей в современном есениноведении проблемы, как мифологизация поэтом своей биографии. Особенно интересно этот аспект рассмотрен в кандидатской диссертации М.Ю.Жилиной «Метасюжет судьбы лирического героя в поэзии С.А.Есенина: основные культурно-художественные ходя и мотивные комплексы» (Омск, 2006). В этой работе рассмотрен метасюжет - т.е. сложный процесс самоидентификации лирического героя в мире культуры; эволюция лирического героя соотнесена с биографическим контекстом, с проблемами и особенностями духовно-творческого самоопределения Есенина. Здесь прежде всего рассмотрены биографические предпосылки формирования метасюжета. Воспоминания близких, современников, хорошо знавших поэта и внимательно наблюдавших за всеми жизненными перипетиями, выпавшими на его долю, являются богатейшим материалом для осмысления особенностей не только формирования, но и развития и бытования метасюжета, объединяющего лирику в единый контекст. Уже в самом начале творческого пути Есенин вынужден был отстаивать собственное место в русской литературе, разрабатывая мифотворческую составляющую своей лирики, дополняя ее мифом о себе. Несовпадение навязанной Есенину культурным окружением маски «рязанского Леля» с его собственными личностями и творческими притязаниями инициировало возникновение сюжета становления и самоопределения творческой личности в его произведениях.
В этом смысле есенинское самоопределение целиком связано с культурной ситуацией Серебряного века, к которому органично принадлежит творчество Есенина.
Таким образом, исходя из вышеперечисленного обзора научной литературы и проблематики данного исследования, а также заявленной выше цели работы, нами определены следующие задачи:
1. Установить зависимость женского восприятия личности, создаваемой ею в литературном портрете, от положения и статуса героя мемуаров, которое он занимает в ее жизни.
2. Выявить способы и приемы создания творческой личности в литературных портретах Есенина, которые соответствуют особенностям “женского письма.”
3. Установить зависимость восприятия при создании и прочтении художественного произведения от пола человека.
4. На основе теоретического анализа современных гендерных исследований выделить и рассмотреть основные понятия и принципы гендерного подхода к интерпретации художественного произведения
5. Провести текстуальный анализ женских мемуаров о С.А.Есенине с позиций данного подхода и определить особенности гендерной проблематики.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были выбраны такие методы исследования, как теоретический анализ современной научной литературы по проблеме, концептуальный анализ художественного произведения (в рамках герменевтического метода), и сравнительный анализ.
Научная новизна и практическая значимость данного исследования заключаются в том, что
1. Нами был проведен анализ идейного содержания данных мемуаров с точки зрения гендерного подхода
2. Нами были сформулированы основные различия в литературных портретах Сергея Есенина, которые были созданы близкими ему женщинами, и тем самым при их сопоставлении нами была выявлена уникальность каждого из изученных нами воспоминаний.
Материалы данного исследования могут быть использованы при углубленном изучении творчества Сергея Есенина, при дальнейшем изучении такого сложного и малоизученного жанра, как литературный портрет, а также в дальнейших исследованиях гендерной проблематики в отечественной мемуаристике.
Основные положения работы были ежегодно апробированы на Итоговых студенческих конференциях «День науки» и опубликованы в сборниках конференции.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основной целью, заявленной в нашей научной работе, являлось изучение особенностей гендерной проблематики литературных произведений на примере мемуарных литературных источников о выдающемся русском поэте С.Есенине, а также раскрытие специфики жанра литературного портрета С.А. Есенина с точки зрения гендерного аспекта. Для достижения данной цели, в ходе научного исследования, был поставлен ряд теоретических и историко-литературных ранее задач.
Мы установили четкую взаимосвязь между женским восприятием личности Есенина, создаваемого в мемуарном литературном портрете от положения и статуса, который Сергей Есенин занимал в их жизни. В результате данного исследования мы пришли к выводу о том, что мемуаристки выстраивают крайне противоречивый образ знаменитого русского поэта. Так, мать Есенина, Татьяна Федоровна, видит в Есенине не столько ветреного поэта, увлекающегося выпивкой и женщинами, известного “хулигана” и бунтаря, а скорее как заботливого и послушного ребенка, которым он оставался для нее до конца своих дней. Сестры Есенина видят в нем очень душевного и светлого человека, который всегда придет им на помощь и согреет их своим теплом и заботой. Многочисленные возлюбленные рязанского Леля описывают его по-разному в зависимости от того, насколько сложными и противоречивыми были их отношения.
Здесь мы можем увидеть широчайший спектр мемуарных портретов: от абсолютно идеализированного Есенина, созданного Г. А. Бениславской, и ветреного деревенского мальчика, о котором пишет А.Р. Изряднова, до несносного, злого и алчного молодого человека, которым Есенин предстает в мемуарах Лолы Кинел. Но, так или иначе, несмотря на всю противоречивость подобных мемуарных портретов, стоит отметить одну очень важную деталь: вне зависимости от того, какую коннотативную оценку несут в себе данные воспоминания, фактически все мемуаристки отмечают гений Есенина и говорят о его неоспоримом вкладе не только в русскую, но и в мировую литературу в целом. Таким образом, мы приходим к мысли о том, что в женском письме существуют определенные способы и приемы создания творческой личности, которые соответствуют особенностям «женского письма».
Следуя за мыслью М. Рюткёнен, которая пишет о том, что “гендер автора и читателя-исследователя, другими словами, гендерная система общества оказывает влияние на создание и интерпретацию литературных произведений” , в ходе нашего исследования мы провели текстуальный анализ женских мемуаров о С.А.Есенине с позиций данного подхода и определили особенности гендерной проблематики. В результате анализа теоретических работ пришли к выводу о том, что “женское письмо” является особым явлением во всем литературоведении, особенно ярко его специфические черты проявляются в рамках источниковедения и мемуаристики. Так, на основе теоретического анализа современных гендерных исследований мы рассмотрели основные понятия и принципы гендерного подхода к интерпретации мемуарного произведения. В этом случае мы можем говорить о прослеженной нами очевидной смене типа женского повествования в различных эмоциональных обстоятельствах, зависимости построения синтаксических конструкций от особого настроения автора и его отношения к объекту описания, и об обнаруженном нами в ходе исследования особом двойном мифотворчестве, которое активно работает в рамках женского мемуарного письма. Исследуя феномен мифотворчества, который был визитной карточкой всего культурного бомонда эпохи Серебряного века, мы предпринимаем попытки найти это уникальное явление и в мемуарах о С.Есенине. В результате исследования мы приходим к выводу и о том, что и сам Есенин, будучи ярким представителем Серебряного века, безусловно придерживался данной концепции во время создания своих мемуаров и записок-размышлений по определенным актуальным темам, во время своих знаменитых выступлений. Анализируя множество воспоминаний, посвященных творчеству, пожалуй, одного из самых русских поэтов, мы убеждаемся в том, что Есенин был одним из самых ярких приверженцев жизнетворческой концепции. При этом нам кажется важным сразу отметить тот факт, что принцип жизнетворчества у Есенина был доведен до профессионализма, можно даже сказать, был поставлен им на поток, начиная с самого детства и вплоть до самой трагической смерти поэта .
Таким образом, изучая особенности женского письма и женской мемуаристики как отдельного жанра литературы, мы обнаружили, что в силу множества экстралингвистических факторов и психологических особенностей, женщине-автору совершенно присуща мифологизация объект описания. А если учесть тот факт, что и сама мемуарная литература, по мнению большинства литературоведов, обладает способностью мифологизировать свое содержание, то, в таком случае, перед нами возникает уникальное для литературоведения явление двойной мифологизации факта, персонажа и т.д. (так как, во-первых, факт проходит “мифологизацию’’ мемуарами, а в случае женской мемуаристики и “мифологизацию’’ женским письмом). Суммируя же вышеизложенные факторы, мы приходим к интересному умозаключению: в случае мемуаристики, посвященной жизни и творчеству С.А.Есенина, и учитывая всю специфику его личности, мы имеем дело даже не с двойной, а с тройной мифологизацией. Однако, такой вывод ни в коем случае не должен менять нашего отношения к мемуарам как литературным источникам, без которых крайне трудно постичь живую реальность той или иной эпохи.
Результаты нашего исследования ярко демонстрируют, насколько яркой и противоречивой личностью был С.А.Есенин, и как многогранен тот литературный портрет этого поэта, который мы наблюдаем в современном есениноведении. Это наводит нас на мысль о том, что подобная “обширность” дает ученым-литературоведам богатую пищу для продолжения исследований, а данная научная работа, на наш взгляд, может оказаться полезной в дальнейшем изучении жизни и творчества такой незаурядной личности, какС.А.Есенин.



1. Блудов Ю. А.Л. Миклашевская в истории рязанского театра / Ю. Блудов // Современное есениноведение. Научно-методический журнал.
- №4. Рязань: Рязанская областная типография, 1994. С. 157-162.
2. Вольпин Н.А. Свидание с другом // Как жил Есенин / Сост. А.Л. Казаков. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1992. С. 229-352.
3. Гендерная теория и искусство. Антология: 1970-2000 / под ред. Л. М.
Бредихиной, К. Дипуэлл. - М.: «Российская политическая
энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. - 592 с.
4. Грибанов Б. Женщины которые любили Есенина / М.: ИД «Вече», 2006- 316 с.
5. Дункан А. Мой муж Сергей Есенин // М.:АСТ, 2014 - 480 с.
6. Есенин глазами женщин. - сост. П. Фокин. - СПб.: Пальмира, 2017. - 428 с.
7. Есенин С. А.в воспоминаниях современников: В 2-х т. / Вступ. ст., сост. и коммент А. Козловского. — М.: Худож. лит., 1986.
8. Есенин С. А. Железный Миргород (очерки об Америке)— Газ. «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», М., 1923, 22 августа (№ 187) и 16 сентября (№ 209). - 161 с.
9. Есенин С.А. Избранные сочинения / Сост., вступ. Статья и примеч. А.Козловского. - Москва: Худож. Лит., 1983 - 432 с.
10. Есенин С. А. К покойнику ("Уж крышку туго закрывают...") // Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1995—
2002. Т. 4. Стихотворения, не вошедшие в "Собрание стихотворений".
- 1996. — С. 18.
11. Есенин С.А.: материалы к биографии / сост. Н.И. Гусева и др. - М.: Ист.наследие, 1992. - 448 с.
12. Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. - М.: Наука; Голос, 1995-2002. Т. 7. Кн. 1. - С. 8-10.
13. Есенин С.А. Стихи и поэмы // Куйбышевское книжное издательство, 1978 - 351 с.
14. Есенин С.А. Стихотворения. Поэмы. Статьи. М.: Олимп, 1998. - с. 537.
15. Есенина А.А. Родное и близкое /С. А. Есенин в воспоминаниях современников. В двух томах. Том первый. // сост. А. А. Козловский - М.:1986 - С. 33.
16. Есенина А.А. "Это все мне родное и близкое..." (с сокращениями) // Сергей Есенин в стихах и в жизни / Сост. Н.И. Шубникова-Гусева. М.: Республика. 1995. С. 33-48.
17. Есенина Е.А. В Константинове (с сокращениями) // Сергей Есенин в стихах и в жизни / Сост. Н.И. Шубникова-Гусева. М.: Республика, 1995. С. 9-28.
18. Есенина Т.С. Зинаида Николаевна Райх // Сергей Есенин в стихах и в жизни / Сост. Н.И. Шубникова-Гусева. М.: Республика, 1995. С. 442¬452.
19. Есенина Т. С. Зинаида Николаевна Райх. В кн.: С. А. Есенин в воспоминаниях современников. В 2-х тт. М.: Художественная литература, 1986. Т.1. - С.269.
20. Есенина Т.Ф. О сыне // Сергей Есенин в стихах и в жизни / Сост. Н.И. Шубникова-Гусева. М.: Республика, 1995. С. 5-6.
21. Жизнь Есенина / Сост., вступл. ст. и прим. С.П. Кошечкина. - М.: Правда, 1988. - 608 с.
22. Изряднова А.Р. Воспоминания / Сергей Есенин в стихах и в жизни / Сост. Н.И. Шубникова-Гусева. М.: Республика, 1995. С. 59-60.
23. Крандиевская-Толстая Н.В. Сергей Есенин и Айседора Дункан. Встречи // Сергей Есенин в стихах и в жизни / Сост. Н.И. Шубникова- Гусева. М.: Историческое наследие, 1993. С.18-96.
24. Лекманов О. Сергей Есенин: биография / Олег Лекманов, Михаил Свердлов. — М.: АСТ: COPUS, 2015. — 608 с.
25. Летопись жизни и творчества С.А. Есенина. В 5 т. М.: ИМЛИ РАН,
2003. Т.3. кн. 1. - С. 87.
26. Мариенгоф А. Роман без вранья / Спб.: Азбука-классика, Азбука- Аттикус, 2016 - 224 с.
27. Марченко А.М. Есенин: путь и беспутье / А.М. Марченко. - М.: Астрель, 2012. - 606 с.
28.О себе. - «Памятка о Сергее Есенине 4/X 1895 - 28/XII 1925», М., 1926.- С. 24-26.
29. Ройзман. М.Д. Все, что помню о Есенине / С. А. Есенин в воспоминаниях современников: В 2-х т. / Вступ. ст., сост. и коммент А. Козловского. — М.: Худож. лит., 1986.
30. Ройзман М.Д. Все, что помню о Есенине / Москва, «Советская Россия», 1978. - 272 с.
31. Сергей Есенин в стихах и в жизни. Письма. Документы. М.: Республика, 1995. - 591 с.
32. Сергей Есенин. // Журн. «Новая русская книга». Берлин, 1922, № 5, май (вышел во второй половине июня). -С. 41-42.
33.Чудова Л. О "Воспоминаниях" Е.Р. Эйгес. // Новый мир, №1, 1996. - С. 229-230.
34. Шумихин С. Предисловие к воспоминаниям Е. Р. Эйгес о С.Есенине // Новый мир, №91, 1995. - С. 181-195.
Научно- теоретическая литература.
35. Азадовский К. М. Сергей Есенин: Лирика и драма // Есенин С. Стихотворения и поэмы. СПб., 2003. - С.6.
36. Андреева А.А. Мифология личности Сергея Есенина: миф поэта и миф о поэте: автореф. дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / А. А. Андреева. Тюмень, 2000. —23 с.
37. Базылева Б.К. Жанровые особенности литературного портрета // Вестн. Казах. нац. ун-та. Сер.:Филологическая №3 (133), 2011. - С.184-189.
38. Барахов В.С. Искусство литературного портрета: Горький о В. И. Ленине, Л. Н. Толстом, А. П. Чехове// М.: ИДНаука, 1976 - 184 с.
39. Барахов В. С. Литературный портрет (истоки, поэтика, жанр) / В.С. Барахов.- Л.: ИД «Наука», 1985. — 312 с.
40. Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. — М.: Радуга, 1983. — С. 306—349.
41. Бушканец Е. Г. О классификации мемуарных источников / Е.Г. Бушканец // Ученые записки Казанского пединститута. — 1972. — № 107— С. 44-59.
42. Бушканец Е. Г. Мемуарные источники / Е. Г. Бушканец. - Казань: Изд- во Казанского пединститута, 1975. - 100 с.
43. Бушканец Л.Е. Проблема достоверности литературных мемуаров и современные концепции нейрофизиологии памяти // Ученые записки казанского университета. Серия: Гуманитарные науки.Т. 157 № 2, 2015. -С.19-27.
44. Ведищева Ю.В. О современном состоянии теории жанра литературного портрета / Ю.В. Ведищева // Вестник Тамбовского университета.—
2011. — №10 — С. 17-35.
45. Воробьева С. Ю. Дискурсивные маркеры феминной субъектности / С. Ю.Воробьева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. - 2015. - № 5 (29). - С. 159 - 170.
46. Воробьева С. Ю. Проблема «женского письма» в контексте теории гендера / С. Ю. Воробьева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. - 2013. - № 1 (17). - С. 180 - 187.
47. Воробьева С. Ю. Проблема женского стиля в литературоведении: гендерный аспект / С. Ю. Воробьева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. - 2013. - Т. 13. Кн. 4. - С. 87-16.
48. Воробьева С. Ю. «Феминный» дискурс как объект и субъект литературной критики / С. Ю. Воробьева // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. - 2016. - Т. 18 № 1 (148). - С. 213 - 223.
49. Воронова O.E. Духовный путь Есенина: Религиозно-философские и эстетические искания. Рязань, 1997. - 287 с.
50. Воронова О.Е. Экзистенциальные мотивы творчества С. Есенина как объект научного исследования / О.Е. Воронова // Современное есениноведение. — 2014. — № 29. — С. 50—62.
51. Воронова О.Е.Фронтовая есениниана / О.Е. Воронова // Современное есениноведение. — 2015. — № 3 (34). — С. 63—68.
52. Вязигина Н. Мужской и женский стиль письма в мемуарном тексте. "Филология и культура", №1 (43), 2016. - С. 30-35.
53. Георгиева Н.Г. Мемуары как феномен культуры и как исторический
источник / Н.Г. Георгиева // Вестник РУДН. Серия: История России. -
2012. - №1. - С. 126 -138.
54. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. - Л.: Советский писатель, 1971. - 413 с.
55. Дмитриев С. С. Мемуаристика как феномен культуры / С. С. Дмитриев // История СССР. - 1981. - №6. - С. 125 - 131.
56. Егоров Б. О мастерстве литературной критики. Жанры. Композиция. Стиль. / Л.: Советский писатель, 1980. - 320 с.
57.Захаров А.Н. «Прекрасна Земля И на ней человек» (К 90-летию со дня рождения С.А.Есенина) / А.Н. Захаров // Библиотекарь - 1985. - № 9 - С. 57-60.
58. Захаров А.Б. Проблемы поэтики Есенина в отечественном изарубежном литературоведении последних лет //Вестник Московского ун-та. Филология. 1993. №2. - С. 11-21.
59. Кабанов В.В. Источниковедение истории советского общества.
Значение и особенности мемуаров / Курс лекций, Москва, 1997 - С.133-173.
60. Касьянова Д.А. Литературный портрет в России / Д.А. Касьянова // Научно-культурологический журнал — 2000. — № 14 (44). — С.14-35.
61. Кравцов А.Н. Эго-документы русской эмиграции XX века: на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949-1974): дисс...канд. филол. наук - Москва: МГУ, 2015. - 267 с.
62. Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении / Ю. Кристева - Харьков: Ф-Пресс, ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2003. - 256 с.
63. Крылов В.Н.Критическая статья на уроке литературы//Русская
словесность. - М.,2007.-№6.-С.7-13.
64. Лицук А.А., Лицук Ж.В. Мемуары как феномен культуры Серебряного века: Монография - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. Гос. Ун-та, 2014.- 130 с.
65. Лицук Ж. В. Серебряный век в мемуарах и автобиографиях
современников / Ж. В. Лицук // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2012. — № 3 (106). — С. 112-126.
66. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века) / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПБ, 1994. -399с.
67. Мажарина Ю.Н. Мемуары как вид публицистического творчества // ВЕСТНИК ВГУ. Серия: Филология. Журналистика No2, 2011.- С. 199-206.
68. Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. М.: Сов. Писатель, 1972. - 312 с.
69. Минц С. С. Об особенности эволюции источников мемуарного характера / С. С. Минц // История СССР. - 1979. - №6. - С. 55 - 70.
70. Михайлова Т. Л. Женское молчание как бинарная оппозиция мужскому властному дискурсу / Т. Л. Михайлова // Женщина в российском обществе. - 2008. - № 4. - С. 62 - 76.
71. Николаев П.А. Возникновение русской науки о литературе.- Возникновение историко-литературной науки. М.: Наука, 1975. - 465 с.
72. Николаева Е. А. Женское литературное творчество в России как воплощение особого ментального типа: Автореф. дис. ... д-ра культурологических наук. Саранск, 2005.
73. Павлова Н.И. Возможно ли прочесть "женское письмо"? К проблеме гендерно-ориентированной нарратологии. "Мир русского слова.", №3,
2013. - С. 79-84.
74. Пушкарева Н. Л. У истоков женской автобиографии в России / Н.Л. Пушкарева // Филологические науки. — 2000. — № 3.— С. 62-69.
75. Рюткёнен М. Гендер и литература: проблема «женского письма» и «женского чтения» / М. Рюткенен // Филологические науки. - 2000. - №3.- С. 5- 17.
76. Савкина И.Л. Женское письмо как само(о)писание: письма Натальи
Захарьиной к жениху (1835-1838 гг.) // VI
WorldCongressforCentralandEastEuropeanStidies-Abstracts.Tampere, 2000. - C. 375.
77. Терёхина В.Н. Сергей Есенин и Галина Бениславская / В. Н. Терёхина // «У книжной полки». - 2008. - № 2. - С. 13 - 14.
78. Троицкий Ю.Л. Аналитика эго-документов: инструментальный ресурс историка // История в эго-документах: Исследования и источники. Екатеринбург: «АсПУр», 2014 - С. 14-31.
79. Уртминцева М.Г. Жанр литературного портрета в русской литературе второй половины XIXвека: генезис, поэтика: автореф. дис. ... док. филол. наук. - Нижний Новгород: НГУ им. Лобачевского, 2005.
80. Ходасевич В.Ф. О символизме/ В.Ф. Ходасевич - «Возрождение», Париж, 1928. - 2с.
81.Черноморский М.Н. Мемуары как исторический источник: учебное пособие по источниковедению СССР. - М., 1959.- 80 с.
82.Черноморский М.Н. Мемуары как источник по истории советского общества // Вопросы истории. - 1960. - № 12. -C. 55-71.
83.Чехонадский Ю. «Беспокойная дерзкая сила на поэмы мои пролилась» / Ю. Чехонадский // Лит. газета. — 2001. — 31 июля - 6 авг. (№ 41). — С.7.
84. Шеретов С.Г. Проблемы классификации мемуарных источников в советской историографии источниковедения / С.Г. Шеретов // Вестник университета Кайнар. - 2002. - №2. — С. 34-52.
85. Шубникова-Гусева Н.И. Летопись жизни и творчества С.А.Есенина: Предварительные итоги / Н. И. Шубникова-Гусева // Вестник РГНФ. - 2013. - № 3 (72). - С. 118 - 133 с.
86.Эконен К. Творец, субъект, женщина: Стратегии женского письма в русском символизме / К. Эконен. - М.: Новое литературное обозрение. - 2011. - 400 с.
Справочная и учебная литература
87. Данилевский И.Н. Источниковедение: теория, история, метод. М., 2000 Учеб. пособие/И. Н. Данилевский, В. В. Кабанов, О. М, Медушевская, М. Ф. Румянцева. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. - 702 с.
88. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях: Аннотированный указатель книг и публикаций в журналах. - М., 1984. - Т. 4. - Ч. 2: 1895-1917. - С. 5-438.
89. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. Кожевникова В.М., Николаева П.А.- М.: Советской энциклопедия, 1987. - 752 с
90. Русская литература. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы/ Под ред. Т. Д. Дажина-М.: Дрофа,1999.- 1296 с.
91. Русская литератур аХХ века. Прозаики, поэты, драматурги :Биобибл.
словарь : В 3 т. / РАН, ИРЛИ ; Под общ. ред. Н.Н. Скатова. - М.
:ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005. - Т.2. З - О. /статья Бобрецова В.Ю. - С.526-528.
92. Русские писатели 20 века: библиографический словарь /Гл. ред. и сост. Николаев П.А. -М.: Большая Российская энциклопедия: Рандеву - А. М., 2000. — 808 с.
93. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П.Евгентьевой — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
94. Словарь социолингвистических терминов /Ред. В.Ю, Михальченко. - М.: Российская академия лингвистических наук, 2006. - 312 с.
Интернет-ресурсы.
95. Базылова Б.К. Модель жанра литературного портрета и его структура //
Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 2-2. - С. 153-156 //
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=6477(дата обращения:
11.04.2018).
96. Богатырева Д. А. Жанрообразующие приемы создания портретов современников в мемуарной прозе М. Цветаевой // Вестник ТГУ. 2008. №4. // URL:https://cyberleninka.ru/article/n/zhanroobrazuyuschie-priemy-sozdaniya-portretov-sovremennikov-v-memuarnoy-proze-m-tsvetaevoy(дата обращения: 15.03.2018).
97. Ведищева Юлия Владимировна О современном состоянии теории
жанра литературного портрета // Вестник ТГУ. 2011. №10. //
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/o-sovremennom-sosto..(дата обращения: 13.05.2018).
98. Лекманов О. Сергей Есенин в 1910 - 1917 годах // URL:
https://magisteria.ru/silver-age/sergej-esenin/(дата обращения: 09.03.2018)
99. Литературная энциклопедия // URL:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1396566 (дата обращения:
11.03.2018).
100. Мы пострадали невинно.. .Судьба сестры Сергея Есенина: статья
// URL: http: //www.izbrannoe.com/news/lyudi/my-po stradali-nevinno-
sudba-sestry-sergeya-esenina(дата обращения: 01.05.2018).
101. Трыков, В.П. Сент-Бев и жанр литературного портрета / В.П. Трыков // URL: http://www.litdefrance.ru/199/1125(дата последнего обращения: 16.04.2016).
102. Персона.Мариенгоф.А.Б.//URL:https://www.culture.ru/persons/8921/anatolii-mariengof(датаобращения :25.02.2018).
103. Полонский В.В. Мемуарная литература // Культура и
Образование / Онлайн энциклопедия//URL: http: //encycl opaedia.biga.ru/enc/culture/MEMUARNAYA LITERATURA.html(дата обращения: 04.04.2018).
104. Сайт о Есенине. С.А. Есенин: Жизнь моя, иль ты приснилась мне...// URL: http://esenin.ru(дата обращения: 12.04.2018).
105. Статья Екатерина Эйгес- малоизвестная пассия Есенина / Раздел
Женщины Есенина // URL: http://esenin.ru/o-esenine/zhenshchiny-
esenina/ekaterina-eiges-maloizvestnaia-passiia-esenina (дата обращения: 15.03.2018).
106. Стырская Е. Поэт и танцовщица. // URL:http://esenin.ru/about-esenin/memories/537-article.html(дата обращения - 18.02.2018).
107. Фатеева Н. А. Современная русская «женская» проза: способы самоидентификации женщины-как-автора / Н. А. Фатеева // URL: http://www.rastko.rs/cms/files/books/49c18a8d7b4c9(дата обращения: 02.05.2018).
108. Хлысталов Э. Смерть на Ваганьковском кладбище, 2001 // URL:
http://esenin-lit.ru/esenin/benislavskaya/smert-na-kladbische.htm (дата
обращения - 27.03.2018).
109. Чуприна Ю. Сергей Есенин и Анна Изряднова. Обыкновенная
история: статья // URL: http: //www.izbrannoe.com/news/lyudi/my- postradali-nevinno-sudba-sestry-sergeya-esenina (дата обращения:
28.05.2018).
110. Эйгес Е. Воспоминания о Есенине, "Новый мир", №9, 1995
//URL: http: //www.nm1925.ru/Archive/Journal6_ 1995 _9/Content/Publication6 5759/Default.aspx(дата обращения: 15.04.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ