Система подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам WorldSkills (на примере государственного автономного профессиональною образовательного учреждения «Камский строительный колледж имени Е.Н. Катенчука»)
|
Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДВИЖЕНИЯ WORLDSKILLS 7
1.1 Характеристика движения WorldSkills 7
1.2 Роль движения WorldSkills в повышении качества среднего
профессионального образования 18
1.3 Стандарты WorldSkills и методы оценки результатов 20
1.4 Организация и проведение чемпионатов «WorldSkills» 25
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УЧАСТИЯ ГАПОУ «КАМСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Е.Н. БАТЕНЧУКА» В ЧЕМПИОНАТАХ WORLDSKILLS 30
2.1 Краткая характеристика образовательной организации 30
2.2 Анализ участия образовательной организации в движении WorldSkills 39
2.3 Оценка проблем и возможностей для участия в движении WorldSkills 46
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
К ЧЕМПИОНАТАМ WORLDSKILLS В ГАПОУ «КАМСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Е.Н.БАТЕНЧУКА 53
3.1 Рекомендации для совершенствования системы подготовки студентов к
чемпионатам WorldSkills 53
3.2 Разработка проекта по созданию специализированного центра компетенций (СЦК) 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДВИЖЕНИЯ WORLDSKILLS 7
1.1 Характеристика движения WorldSkills 7
1.2 Роль движения WorldSkills в повышении качества среднего
профессионального образования 18
1.3 Стандарты WorldSkills и методы оценки результатов 20
1.4 Организация и проведение чемпионатов «WorldSkills» 25
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УЧАСТИЯ ГАПОУ «КАМСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Е.Н. БАТЕНЧУКА» В ЧЕМПИОНАТАХ WORLDSKILLS 30
2.1 Краткая характеристика образовательной организации 30
2.2 Анализ участия образовательной организации в движении WorldSkills 39
2.3 Оценка проблем и возможностей для участия в движении WorldSkills 46
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
К ЧЕМПИОНАТАМ WORLDSKILLS В ГАПОУ «КАМСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ Е.Н.БАТЕНЧУКА 53
3.1 Рекомендации для совершенствования системы подготовки студентов к
чемпионатам WorldSkills 53
3.2 Разработка проекта по созданию специализированного центра компетенций (СЦК) 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Сегодня чрезвычайно актуальна проблема выявления и развития талантов у детей и молодежи. Одной из приоритетных задач становится формирование творчески мыслящего человека, способного свободно и смело встречать любые препятствия и сложности на своем пути, обладающего широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Особенно это важно для выпускников учебных заведений, обучающих рабочим профессиям, которые должны быть конкурентоспособны на рынке труда.
Конкурентоспособный специалист должен отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетенций в разных областях человеческой и профессиональной деятельности.
Участие студентов в конкурсах профессиональной направленности является одним из стимулов познавательной активности, формирования самостоятельности и интереса к профессии. Одним из подобных профессиональных конкурсов является конкурс Worldskills, проводимый движением Worldskills International.
Worldskills - международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства.
Исследование на тему усовершенствование содержание профессиональных образовательных программ в соответствие со стандартами WorldSkills имеется у Китызиной С.А. [17]; Башанова К.А., Громова Т.А., Селюн Е.В. [10] исследовали внедрение стандартов WorldSkills в учебный процесс СПО; Еремеевой О.А. [14] отмечена роль движения WorldSkills в развитии профессионального образования в соответствии со стандартами WSI для обеспечения экономики России высококвалифицированными специалистами; Колеговой Е.С. [20] отмечена роль проведение конкурсов Worldskills и другие. Положения и выводы, содержащиеся в трудах ученых, послужили теоретической основой исследования.
Таким образом, исследование системы подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам Worldskills является актуальной и практически значимой.
Вместе с тем, несмотря на активное внедрение чемпионатов WorldSkills в профессиональные образовательные организации следует отметить недостаточную проработанность системы подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам WorldSkills.
Вследствие этого сложилось противоречие между активным внедрением в учебный процесс в организациях среднего профессионального образования чемпионатов WorldSkills и недостаточной разработанностью системы подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам WorldSkills. Данное противоречие легло в основу проблемы исследования, определило его актуальность и выбор темы: «Система подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам WorldSkills (на примере государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука»)».
Объект исследования: ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» (далее - КамСК).
Предмет исследования: система подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам WorldSkills в КамСК.
Гипотезой выступает утверждение, что совершенствование системы подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам WorldSkills позволит сформировать компетентного специалиста, нацеленного на профессиональную карьеру.
Цель исследования: анализ системы подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам WorldSkills и разработка рекомендаций по ее совершенствованию (на примере ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука»).
Для достижения поставленной цели были определены задачи исследования:
1) раскрыть сущность движения WorldSkills и определить роль движения WorldSkills в профессиональной деятельности;
2) изучить стандарты, организацию и проведение чемпионатов WorldSkills;
3) дать краткую характеристику ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» и провести анализ системы подготовки студентов к чемпионатам WorldSkills;
4) разработать рекомендации по совершенствованию системы подготовки студентов к чемпионатам WorldSkills в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение педагогической, методической и научно-теоретической литературы; разработка рекомендаций по совершенствованию системы подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам Worldskills, синтез, обобщение, моделирование.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа с преподавателями,
диагностирование, анкетирование.
3. Статистические: математическая обработка данных, графические и табличные интерпретации данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведен анализ системы подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам WorldSkills (на примере ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука»); выявлены проблемы, которые снижают качество подготовки студентов к чемпионатам WorldSkills в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Практическая значимость работы заключается в том, что рекомендации по совершенствованию системы подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам WorldSkills могут быть использованы профессиональными образовательными организациями в практической деятельности и являться частью мероприятий по повышению качества подготовки компетентного специалиста.
По теме выпускной квалификационной работы опубликована статья в материале X Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, студентов и школьников «Экономические аспекты регионального развития: история и современность» с присуждением диплома III степени.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Первая глава посвящена теоретическим основам чемпионата WorldSkills, а именно рассматривается характеристика движения WorldSkills, его роль, стандарты, организация и проведения чемпионатов.
Во второй главе проводится анализ и оценка участия ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» в движении WorldSkills, а именно рассматривается краткая характеристика образовательной организации, анализируется участие образовательной организации в движении WorldSkills, оценивается проблемы и возможности для участия в движении WorldSkills.
В третьей главе даются рекомендации по совершенствованию системы подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам WorldSkills в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Конкурентоспособный специалист должен отвечать всем требованиям и мировым тенденциям развития рынка рабочей силы, уметь быстро адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни, обладать набором необходимых компетенций в разных областях человеческой и профессиональной деятельности.
Участие студентов в конкурсах профессиональной направленности является одним из стимулов познавательной активности, формирования самостоятельности и интереса к профессии. Одним из подобных профессиональных конкурсов является конкурс Worldskills, проводимый движением Worldskills International.
Worldskills - международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства.
Исследование на тему усовершенствование содержание профессиональных образовательных программ в соответствие со стандартами WorldSkills имеется у Китызиной С.А. [17]; Башанова К.А., Громова Т.А., Селюн Е.В. [10] исследовали внедрение стандартов WorldSkills в учебный процесс СПО; Еремеевой О.А. [14] отмечена роль движения WorldSkills в развитии профессионального образования в соответствии со стандартами WSI для обеспечения экономики России высококвалифицированными специалистами; Колеговой Е.С. [20] отмечена роль проведение конкурсов Worldskills и другие. Положения и выводы, содержащиеся в трудах ученых, послужили теоретической основой исследования.
Таким образом, исследование системы подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам Worldskills является актуальной и практически значимой.
Вместе с тем, несмотря на активное внедрение чемпионатов WorldSkills в профессиональные образовательные организации следует отметить недостаточную проработанность системы подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам WorldSkills.
Вследствие этого сложилось противоречие между активным внедрением в учебный процесс в организациях среднего профессионального образования чемпионатов WorldSkills и недостаточной разработанностью системы подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам WorldSkills. Данное противоречие легло в основу проблемы исследования, определило его актуальность и выбор темы: «Система подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам WorldSkills (на примере государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука»)».
Объект исследования: ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» (далее - КамСК).
Предмет исследования: система подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам WorldSkills в КамСК.
Гипотезой выступает утверждение, что совершенствование системы подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам WorldSkills позволит сформировать компетентного специалиста, нацеленного на профессиональную карьеру.
Цель исследования: анализ системы подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам WorldSkills и разработка рекомендаций по ее совершенствованию (на примере ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука»).
Для достижения поставленной цели были определены задачи исследования:
1) раскрыть сущность движения WorldSkills и определить роль движения WorldSkills в профессиональной деятельности;
2) изучить стандарты, организацию и проведение чемпионатов WorldSkills;
3) дать краткую характеристику ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» и провести анализ системы подготовки студентов к чемпионатам WorldSkills;
4) разработать рекомендации по совершенствованию системы подготовки студентов к чемпионатам WorldSkills в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение педагогической, методической и научно-теоретической литературы; разработка рекомендаций по совершенствованию системы подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам Worldskills, синтез, обобщение, моделирование.
2. Эмпирические: наблюдение, беседа с преподавателями,
диагностирование, анкетирование.
3. Статистические: математическая обработка данных, графические и табличные интерпретации данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведен анализ системы подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам WorldSkills (на примере ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука»); выявлены проблемы, которые снижают качество подготовки студентов к чемпионатам WorldSkills в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
Практическая значимость работы заключается в том, что рекомендации по совершенствованию системы подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам WorldSkills могут быть использованы профессиональными образовательными организациями в практической деятельности и являться частью мероприятий по повышению качества подготовки компетентного специалиста.
По теме выпускной квалификационной работы опубликована статья в материале X Всероссийской научно-практической конференции аспирантов, студентов и школьников «Экономические аспекты регионального развития: история и современность» с присуждением диплома III степени.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Первая глава посвящена теоретическим основам чемпионата WorldSkills, а именно рассматривается характеристика движения WorldSkills, его роль, стандарты, организация и проведения чемпионатов.
Во второй главе проводится анализ и оценка участия ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» в движении WorldSkills, а именно рассматривается краткая характеристика образовательной организации, анализируется участие образовательной организации в движении WorldSkills, оценивается проблемы и возможности для участия в движении WorldSkills.
В третьей главе даются рекомендации по совершенствованию системы подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам WorldSkills в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука».
В заключении подводятся итоги исследования и формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
Тема «Система подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам WorldSkills (на примере государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» является актуальной, так как участие в конкурсах WorldSkills является одним из стимулов познавательной активности, формирования самостоятельности и интереса к профессии.
В первой главе были рассмотрены сущность движения, его стандарты и роль движения в профессиональной деятельности.
Под сущностью движения WorldSkills понимается международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.
Были изучены стандарты WorldSkills. Стандарты WorldSkills - это совокупность установленных Союзом обязательных правил и требований к процедуре организации и проведения мероприятий, основанных на оценке профессионального мастерства в соответствии со спецификациями стандартов компетенций. Стандарт WorldSkills, включает в себя: техническое описание (TD -Technical Description), тестовое задание (TP -Test Project), критерии оценки, инфраструктурный лист (Infrastructure List), план соревновательной площадки с оборудованием (Layout) и требования по технике безопасности (Health&Safety).
Была рассмотрена роль движения WorldSkills в профессиональной деятельности. Участие в чемпионатах WorldSkills предоставляют студенту широкую возможность освоить профессиональные компетенции на рабочем месте или в ситуации, имитирующей трудовую среду, а также адаптироваться к реалиям современной трудовой деятельности.
Правила проведения чемпионата определяют порядок организации и проведения чемпионата «WorldSkills», включая конкурсы по всем специальностям. Чемпионат «WorldSkills» проводит организация-участница «Worldskills International» по решению Генеральной Ассамблеи.
Во второй главе был проведен анализ и дана оценка участия Камского строительного колледжа имени Е.Н. Батенчука в движении WorldSkills.
Образовательная деятельность в колледже осуществляется по 12 основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования. Колледж располагает 60 учебными кабинетами и лабораториями, в том числе 7 компьютерных классов, 212 компьютеров объединенных в единую сеть, имеющую выход в интернет. Также обеспечен 18 учебно-производственными мастерскими, лекционным и актовым залами, спортзалом и спортивной площадкой, библиотекой и читальными залами, гаражом, столовой на 200 посадочных мест, общежитием на 250 человек.
Анализ участия Камского строительного колледжа имени Е.Н. Батенчука в движении WorldSkills позволил нам сделать вывод об активном участие студентов в движении WorldSkills. Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука в 2014 году присоединился к международному движению WorldSkills.
Несмотря на активное участие в движении WorldSkills в Камском строительном колледже имени Е.Н. Батенчука существуют проблемы, которые мешают процессу совершенствования системы подготовки студентов к чемпионатам WorldSkills: отсутствие в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» конкурса профмастерства в формате WorldSkills, отсутствие программы психологической подготовки студентов к чемпионатам WorldSkills, отсутствие взаимодействия с предприятиями города в рамках подготовки к чемпионатам WorldSkills, не по всем компетенциям в колледже есть эксперты; отсутствие аккредитованного СЦК в Камском строительном колледже имени Е.Н. Батенчука.
В третьей главе были разработаны рекомендации по совершенствованию системы подготовки студентов в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» и разработан проект по созданию специализированного центра компетенций (СЦК).
На основании проведенного анализа системы подготовки студентов к чемпионатам WorldSkills в Камском строительном колледже имени Е.Н. Батенчука разработан проект по созданию специализированного центра компетенций (СЦК) по компетенции «Укладка напольных покрытий».
Цель проекта - создание и аккредитация в 2019-2021г на базе колледжа СЦК по направлению «Укладка напольных покрытий» отвечающего критериям аккредитации союза WorldSkills Russia.
При реализации проекта ожидается получить следующие результаты: количественный рост числа участников чемпионатов WorldSkills, расширение взаимодействия и повышение профессионализма специалистов, привлекаемых к подготовке участников конкурсов профессионального мастерства по рабочим профессиям, в частности, по компетенции «Укладка напольных покрытий»; модернизация МТБ колледжа с учетом оборудования необходимого для подготовки участников конкурса «Молодые профессионалы» в соответствии с международными стандартами WorldSkills; СЦК, созданный с учетом аккредитационных показателей.
Таким образом, задачи, поставленные в ходе исследования выполнены, цели - достигнуты.
В первой главе были рассмотрены сущность движения, его стандарты и роль движения в профессиональной деятельности.
Под сущностью движения WorldSkills понимается международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.
Были изучены стандарты WorldSkills. Стандарты WorldSkills - это совокупность установленных Союзом обязательных правил и требований к процедуре организации и проведения мероприятий, основанных на оценке профессионального мастерства в соответствии со спецификациями стандартов компетенций. Стандарт WorldSkills, включает в себя: техническое описание (TD -Technical Description), тестовое задание (TP -Test Project), критерии оценки, инфраструктурный лист (Infrastructure List), план соревновательной площадки с оборудованием (Layout) и требования по технике безопасности (Health&Safety).
Была рассмотрена роль движения WorldSkills в профессиональной деятельности. Участие в чемпионатах WorldSkills предоставляют студенту широкую возможность освоить профессиональные компетенции на рабочем месте или в ситуации, имитирующей трудовую среду, а также адаптироваться к реалиям современной трудовой деятельности.
Правила проведения чемпионата определяют порядок организации и проведения чемпионата «WorldSkills», включая конкурсы по всем специальностям. Чемпионат «WorldSkills» проводит организация-участница «Worldskills International» по решению Генеральной Ассамблеи.
Во второй главе был проведен анализ и дана оценка участия Камского строительного колледжа имени Е.Н. Батенчука в движении WorldSkills.
Образовательная деятельность в колледже осуществляется по 12 основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования. Колледж располагает 60 учебными кабинетами и лабораториями, в том числе 7 компьютерных классов, 212 компьютеров объединенных в единую сеть, имеющую выход в интернет. Также обеспечен 18 учебно-производственными мастерскими, лекционным и актовым залами, спортзалом и спортивной площадкой, библиотекой и читальными залами, гаражом, столовой на 200 посадочных мест, общежитием на 250 человек.
Анализ участия Камского строительного колледжа имени Е.Н. Батенчука в движении WorldSkills позволил нам сделать вывод об активном участие студентов в движении WorldSkills. Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука в 2014 году присоединился к международному движению WorldSkills.
Несмотря на активное участие в движении WorldSkills в Камском строительном колледже имени Е.Н. Батенчука существуют проблемы, которые мешают процессу совершенствования системы подготовки студентов к чемпионатам WorldSkills: отсутствие в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» конкурса профмастерства в формате WorldSkills, отсутствие программы психологической подготовки студентов к чемпионатам WorldSkills, отсутствие взаимодействия с предприятиями города в рамках подготовки к чемпионатам WorldSkills, не по всем компетенциям в колледже есть эксперты; отсутствие аккредитованного СЦК в Камском строительном колледже имени Е.Н. Батенчука.
В третьей главе были разработаны рекомендации по совершенствованию системы подготовки студентов в ГАПОУ «Камский строительный колледж имени Е.Н. Батенчука» и разработан проект по созданию специализированного центра компетенций (СЦК).
На основании проведенного анализа системы подготовки студентов к чемпионатам WorldSkills в Камском строительном колледже имени Е.Н. Батенчука разработан проект по созданию специализированного центра компетенций (СЦК) по компетенции «Укладка напольных покрытий».
Цель проекта - создание и аккредитация в 2019-2021г на базе колледжа СЦК по направлению «Укладка напольных покрытий» отвечающего критериям аккредитации союза WorldSkills Russia.
При реализации проекта ожидается получить следующие результаты: количественный рост числа участников чемпионатов WorldSkills, расширение взаимодействия и повышение профессионализма специалистов, привлекаемых к подготовке участников конкурсов профессионального мастерства по рабочим профессиям, в частности, по компетенции «Укладка напольных покрытий»; модернизация МТБ колледжа с учетом оборудования необходимого для подготовки участников конкурса «Молодые профессионалы» в соответствии с международными стандартами WorldSkills; СЦК, созданный с учетом аккредитационных показателей.
Таким образом, задачи, поставленные в ходе исследования выполнены, цели - достигнуты.



