РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
|
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения региональной
политики 10
§1. Понятие и этапы становления региональной политики 10
§2. Типы региональной политики как инструмента экономического
развития территорий 19
§3. Задачи, методы и принципы проведения региональной политики
государства 26
Глава II. Анализ современного этапа развития региональной политики
Европейского Союза 32
§1. Разнообразие регионов в странах Евросоюза 32
§2. Понятие, принципы и эволюция региональной политики на уровне
Европейского союза 45
Глава III. Механизмы управления региональной политикой ЕС и ее
текущие результаты 56
§1. Политические инструменты региональной политики ЕС 56
§2. Экономические методы проведения региональной политики ЕС 61
§3. Оценка результатов реализации региональной политики ЕС 65
Заключение 69
Список использованной литературы 73
Приложения
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения региональной
политики 10
§1. Понятие и этапы становления региональной политики 10
§2. Типы региональной политики как инструмента экономического
развития территорий 19
§3. Задачи, методы и принципы проведения региональной политики
государства 26
Глава II. Анализ современного этапа развития региональной политики
Европейского Союза 32
§1. Разнообразие регионов в странах Евросоюза 32
§2. Понятие, принципы и эволюция региональной политики на уровне
Европейского союза 45
Глава III. Механизмы управления региональной политикой ЕС и ее
текущие результаты 56
§1. Политические инструменты региональной политики ЕС 56
§2. Экономические методы проведения региональной политики ЕС 61
§3. Оценка результатов реализации региональной политики ЕС 65
Заключение 69
Список использованной литературы 73
Приложения
Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике Европейский союз - это уникальное объединение, где его члены добровольно ограничивают свой суверенитет в определенных сферах, гармонизированы законы, и сформированы наднациональные структуры управления. Европейский союз считается заключительной ступенью евроинтеграции, которая началась после Второй мировой войны.
Изначально шесть западноевропейских государств для содействия миру, безопасности и экономическому росту начали процесс интеграции.
В настоящее время Евросоюз объединяет 28 государств, включая многие бывшие посткоммунистические страны Центральной и Восточной Европы. Причем современный этап является наиболее сложным для единой Европы, когда экономические трудности совпали с политическим кризисом. Сторонники Евросоюза высказывают тревогу по поводу того, что многие аспекты европейской интеграции могут быть остановлены или обращены вспять . На фоне подобных высказываний интерес представляет региональная политика Европейского союза, которая в идеале должна скреплять единство всей союзной территории, нивелировать проблемы и сложности интеграции при условии разных масштабов экономик и базовых условий развития.
Неравномерность экономического развития стала важной проблемой целостности Евросоюза. С 2000-х годов стала усиливаться неравномерность в экономическом развитии между Востоком и Западом, Севером и Югом. Неравномерность регионального развития Евросоюза была обусловлена спецификой исторического освоения страны и переходом от одной модели экономики к другой. Капиталистические отношения начали раньше развиваться в Западной и Северной Европе, а Центральная и Южная ее части развивались сравнительно медленнее. Экономический рывок стран Западной Европы увеличил неравномерность Европейского союза. В итоге, Евросоюз был вынужден начать реализацию масштабных программ по выравниванию социально-экономического развития Европейского Союза за счет целенаправленной региональной политики.
Региональная политика ЕС является, наряду с социально-экономической, важнейшим направлением, потому что с самого основания существует очень много территорий, на которых имеются проблемы. Выделяются районы, которые являются отсталыми в агропромышленной области, словом, обладающие неблагоприятной хозяйственной структурой. Эти районы характеризуются высоким уровнем безработицы среди населения, нехваткой природных ресурсов для устойчивого повсеместного развития в целом. С другой стороны, до пополнения состава участников в 2004 и 2007 года, большинство стран были экономически устойчивы и развиты и могли с помощью регионального финансирования преодолеть межрегиональные контрасты.
В настоящее время это крупнейшие общеевропейские проекты, которые реализуются силами всего Союза, использующие значительные ресурсы, а потому требующие пристального внимания и оценки их результатов.
Также значение региональной политики европейских стран увеличивается в силу того, что появляются новые внешние факторы. К этим факторам стоит отнести глобализацию, рост которой создает проблемы для регионов со стороны развивающихся стран. Регионы не могут выдержать конкуренции, в следствии чего, обостряются проблемы в социальной сфере - растет уровень безработицы.
В последнее десятилетие Евросоюз пережил череду кризисов и потрясений, которые сформировали проблемную зону - собственно, вероятность разрушения проекта единой Европы и утрате ЕС статуса серьезной глобальной политической силы. Именно качественная региональная политика способна изменить ситуацию, выправить пропорции в Европейском союзе и снизить остроту европейского кризиса. В настоящее время Евросоюз начал крупные преобразования в разных сферах, в том числе в региональной политике. Результаты таких действий не всегда можно предсказать и, как правило, они проявляются неожиданно для соседей и партнеров.
Помимо уже существующих политико-экономических проблем европейского пространства, нам предстоит исследовать вновь образующиеся. Например, до сих пор не проводилась оценка возможной трансформации текущей региональной политики относительно последствий миграционного кризиса в европейских странах. Кроме того, все еще остается животрепещущей проблема безработицы в проблемных регионах. Отсутствует специализированный институт, который бы контролировал эффективность проводимой региональной политики. Именно поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнений. Более того, чтобы разрешить все существующие проблемы, необходимо тщательно изучать региональную политику Евросоюза и направления ее развития.
Степень научной разработанности проблемы. Региональная политика - традиционный объект научного исследования, который имеет множество аспектов и направлений.
Природу и сущность современной системы международных отношений, влияния на нее глобализации и регионализации (интеграции) изучали такие зарубежные ученые как Л. Демонд , Дж. Миршаймер , Б. Бузан , Д. Хэлд и др.
Теоретические основы региональной политики в системе международных отношений изучали: М. Тело , М. Дойдже , Л. Фоусетт и др. В отечественной науке вклад в теорию региональной политики внесли А.Г. Гранберг , А.В. Кузнецов , И.О. Гафуров и др.
Проблема развития ЕС, его региональная политика еще не получила должного освещения в научной литературе. Этот вопрос стал изучаться в России последние десятилетия, когда ЕС стала предпринимать попытки расширить зону своего геополитического влияния и вовлечь в свою орбиту государства постсоветского пространства. Среди российских ученых проблемой развития ЕС, анализом его политики и стратегии развития занимались такие авторы, как: О.В. Буторина, А.Ю. Борко, Ал.А. Громыко, М.Г. Носов, и др . Вопросам региональной политики ЕС
посвящены исследования: Ю.В. Василенко, Г. Вайнштейн, А.В. Кузнецова, М.В. Стрежнева , П. П. Яковлева.
Преимущественно это небольшие работы, рассматривающие отдельные аспекты европейской региональной политики. В тоже время после 2014 г. ЕС принял ряд новых стратегических документов, которые могут изменить будущие направление развития объединения.
Объектом исследования является политика Европейского Союза и ее структурное содержание.
Предметом исследования выступает региональная политика Европейского Союза и направления ее развития в современных условиях.
Цель исследования: выявить направления развития и механизмы управления региональной политикой ЕС.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
- изучить понятие регионализм и установить его место в современной системе международных отношений;
- определить типы и задачи региональной политики как инструмента экономического развития территорий;
- выяснить причины появления и трансформации региональной политики ЕС;
- выделить основные этапы развития региональной политики ЕС;
- установить современные приоритеты региональной политики ЕС;
- провести анализ нормативных инструментов региональной политики ЕС;
- оценить экономические методы реализации региональной политики ЕС;
- выявить результаты реализации региональной политики ЕС.
Методами исследования являются концепции ведущих зарубежных и российских экспертов в области регионалистики и региональной политики, изучения проблем устойчивого развития регионов: М.В. Александрова, А.Г. Гранберг , А.В. Зданович, В.Н. Лексин , В.В. Михеев, И. Наумова, Л. Фрэнкман, Х. Зиммекманн.
В работе использованы системный и политический подход, сравнительно-исторический; структурно-функциональный метод; метод обобщения, анализ стратегических документов.
При изучении региональной политики ЕС были использованы основные методы научного познания экономической науки, в частности, междисциплинарный подход, сочетающий в себе способы и методы системного и сравнительного анализа, комплексный подход, индукция, дедукция, анализ, синтез, методы теории организации и управления, логического анализа.
На основе структурно-функционального метода планируется выявить основные элементы взаимодействия центра и периферии. Классификационный метод позволит подробнее рассмотреть взаимодействие в политической, экономической, военной, научнотехнической и культурной сферах.
Для анализа программ регионального развития после изучения статистики, отчетов и монографий будет применяться метод обобщения, способствующий объединению множества факторов в единое целое.
Аналитический метод, а также метод индукции и дедукции будут применяться для того, чтобы дать краткую характеристику рассматриваемого материала и выявлении личного мнения автора по каждому вопросу с выводами в конце каждого параграфа и главы.
Новизна исследования связана с тем фактом, что тема возможных изменений региональной политики Европейского Союза на фоне кризиса евроинтеграции слабо изучена в отечественной науке, многие аспекты не раскрываются в должном объеме. Проблемы развития регионов, а также формирование условий региональной поддержки существуют далеко за пределами интеграционных группировок, таких значительных как Европейский союз, а также во всех государствах, в том числе и в Российской Федерации.
Было подготовлено комплексное исследование, в котором рассматривается современный этап и направления развития региональной политики Европейского союза в условиях влияния комплекса внутренних и внешних проблем, а также противоречий между странами.
Практическая значимость заключается в возможности использования данной работы при изучении проблематики реализации внешней политики ЕСвросоюза на постсоветском пространстве в долгосрочной перспективе для разработки российских стратегий взаимодействия с Евросоюзом. Опыт региональной политики может иметь определенное значение для развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, в частности, в рамках ЕАЭС.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, первая и третья включают три параграфа, вторая - два, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Изначально шесть западноевропейских государств для содействия миру, безопасности и экономическому росту начали процесс интеграции.
В настоящее время Евросоюз объединяет 28 государств, включая многие бывшие посткоммунистические страны Центральной и Восточной Европы. Причем современный этап является наиболее сложным для единой Европы, когда экономические трудности совпали с политическим кризисом. Сторонники Евросоюза высказывают тревогу по поводу того, что многие аспекты европейской интеграции могут быть остановлены или обращены вспять . На фоне подобных высказываний интерес представляет региональная политика Европейского союза, которая в идеале должна скреплять единство всей союзной территории, нивелировать проблемы и сложности интеграции при условии разных масштабов экономик и базовых условий развития.
Неравномерность экономического развития стала важной проблемой целостности Евросоюза. С 2000-х годов стала усиливаться неравномерность в экономическом развитии между Востоком и Западом, Севером и Югом. Неравномерность регионального развития Евросоюза была обусловлена спецификой исторического освоения страны и переходом от одной модели экономики к другой. Капиталистические отношения начали раньше развиваться в Западной и Северной Европе, а Центральная и Южная ее части развивались сравнительно медленнее. Экономический рывок стран Западной Европы увеличил неравномерность Европейского союза. В итоге, Евросоюз был вынужден начать реализацию масштабных программ по выравниванию социально-экономического развития Европейского Союза за счет целенаправленной региональной политики.
Региональная политика ЕС является, наряду с социально-экономической, важнейшим направлением, потому что с самого основания существует очень много территорий, на которых имеются проблемы. Выделяются районы, которые являются отсталыми в агропромышленной области, словом, обладающие неблагоприятной хозяйственной структурой. Эти районы характеризуются высоким уровнем безработицы среди населения, нехваткой природных ресурсов для устойчивого повсеместного развития в целом. С другой стороны, до пополнения состава участников в 2004 и 2007 года, большинство стран были экономически устойчивы и развиты и могли с помощью регионального финансирования преодолеть межрегиональные контрасты.
В настоящее время это крупнейшие общеевропейские проекты, которые реализуются силами всего Союза, использующие значительные ресурсы, а потому требующие пристального внимания и оценки их результатов.
Также значение региональной политики европейских стран увеличивается в силу того, что появляются новые внешние факторы. К этим факторам стоит отнести глобализацию, рост которой создает проблемы для регионов со стороны развивающихся стран. Регионы не могут выдержать конкуренции, в следствии чего, обостряются проблемы в социальной сфере - растет уровень безработицы.
В последнее десятилетие Евросоюз пережил череду кризисов и потрясений, которые сформировали проблемную зону - собственно, вероятность разрушения проекта единой Европы и утрате ЕС статуса серьезной глобальной политической силы. Именно качественная региональная политика способна изменить ситуацию, выправить пропорции в Европейском союзе и снизить остроту европейского кризиса. В настоящее время Евросоюз начал крупные преобразования в разных сферах, в том числе в региональной политике. Результаты таких действий не всегда можно предсказать и, как правило, они проявляются неожиданно для соседей и партнеров.
Помимо уже существующих политико-экономических проблем европейского пространства, нам предстоит исследовать вновь образующиеся. Например, до сих пор не проводилась оценка возможной трансформации текущей региональной политики относительно последствий миграционного кризиса в европейских странах. Кроме того, все еще остается животрепещущей проблема безработицы в проблемных регионах. Отсутствует специализированный институт, который бы контролировал эффективность проводимой региональной политики. Именно поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнений. Более того, чтобы разрешить все существующие проблемы, необходимо тщательно изучать региональную политику Евросоюза и направления ее развития.
Степень научной разработанности проблемы. Региональная политика - традиционный объект научного исследования, который имеет множество аспектов и направлений.
Природу и сущность современной системы международных отношений, влияния на нее глобализации и регионализации (интеграции) изучали такие зарубежные ученые как Л. Демонд , Дж. Миршаймер , Б. Бузан , Д. Хэлд и др.
Теоретические основы региональной политики в системе международных отношений изучали: М. Тело , М. Дойдже , Л. Фоусетт и др. В отечественной науке вклад в теорию региональной политики внесли А.Г. Гранберг , А.В. Кузнецов , И.О. Гафуров и др.
Проблема развития ЕС, его региональная политика еще не получила должного освещения в научной литературе. Этот вопрос стал изучаться в России последние десятилетия, когда ЕС стала предпринимать попытки расширить зону своего геополитического влияния и вовлечь в свою орбиту государства постсоветского пространства. Среди российских ученых проблемой развития ЕС, анализом его политики и стратегии развития занимались такие авторы, как: О.В. Буторина, А.Ю. Борко, Ал.А. Громыко, М.Г. Носов, и др . Вопросам региональной политики ЕС
посвящены исследования: Ю.В. Василенко, Г. Вайнштейн, А.В. Кузнецова, М.В. Стрежнева , П. П. Яковлева.
Преимущественно это небольшие работы, рассматривающие отдельные аспекты европейской региональной политики. В тоже время после 2014 г. ЕС принял ряд новых стратегических документов, которые могут изменить будущие направление развития объединения.
Объектом исследования является политика Европейского Союза и ее структурное содержание.
Предметом исследования выступает региональная политика Европейского Союза и направления ее развития в современных условиях.
Цель исследования: выявить направления развития и механизмы управления региональной политикой ЕС.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
- изучить понятие регионализм и установить его место в современной системе международных отношений;
- определить типы и задачи региональной политики как инструмента экономического развития территорий;
- выяснить причины появления и трансформации региональной политики ЕС;
- выделить основные этапы развития региональной политики ЕС;
- установить современные приоритеты региональной политики ЕС;
- провести анализ нормативных инструментов региональной политики ЕС;
- оценить экономические методы реализации региональной политики ЕС;
- выявить результаты реализации региональной политики ЕС.
Методами исследования являются концепции ведущих зарубежных и российских экспертов в области регионалистики и региональной политики, изучения проблем устойчивого развития регионов: М.В. Александрова, А.Г. Гранберг , А.В. Зданович, В.Н. Лексин , В.В. Михеев, И. Наумова, Л. Фрэнкман, Х. Зиммекманн.
В работе использованы системный и политический подход, сравнительно-исторический; структурно-функциональный метод; метод обобщения, анализ стратегических документов.
При изучении региональной политики ЕС были использованы основные методы научного познания экономической науки, в частности, междисциплинарный подход, сочетающий в себе способы и методы системного и сравнительного анализа, комплексный подход, индукция, дедукция, анализ, синтез, методы теории организации и управления, логического анализа.
На основе структурно-функционального метода планируется выявить основные элементы взаимодействия центра и периферии. Классификационный метод позволит подробнее рассмотреть взаимодействие в политической, экономической, военной, научнотехнической и культурной сферах.
Для анализа программ регионального развития после изучения статистики, отчетов и монографий будет применяться метод обобщения, способствующий объединению множества факторов в единое целое.
Аналитический метод, а также метод индукции и дедукции будут применяться для того, чтобы дать краткую характеристику рассматриваемого материала и выявлении личного мнения автора по каждому вопросу с выводами в конце каждого параграфа и главы.
Новизна исследования связана с тем фактом, что тема возможных изменений региональной политики Европейского Союза на фоне кризиса евроинтеграции слабо изучена в отечественной науке, многие аспекты не раскрываются в должном объеме. Проблемы развития регионов, а также формирование условий региональной поддержки существуют далеко за пределами интеграционных группировок, таких значительных как Европейский союз, а также во всех государствах, в том числе и в Российской Федерации.
Было подготовлено комплексное исследование, в котором рассматривается современный этап и направления развития региональной политики Европейского союза в условиях влияния комплекса внутренних и внешних проблем, а также противоречий между странами.
Практическая значимость заключается в возможности использования данной работы при изучении проблематики реализации внешней политики ЕСвросоюза на постсоветском пространстве в долгосрочной перспективе для разработки российских стратегий взаимодействия с Евросоюзом. Опыт региональной политики может иметь определенное значение для развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, в частности, в рамках ЕАЭС.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, первая и третья включают три параграфа, вторая - два, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы и обобщения, которые будут представлены ниже.
Неравномерное региональное развитие остается характерной особенностью Европейского союза. Региональная мозаичность и фрагментация Европейского союза постоянно возрастает, а ее характер только усложняется. Данная тенденция продолжит сохраняться, в дальнейшем будет проявляться не только в форме диспропорций экономического и социального развития регионов, но и в разнообразии жизненных укладов.
ХХ! век характеризуется огромным влиянием процессов глобализации и интеграции на проведение европейской региональной политики. Чем шире пространственная свобода капитала, услуг, рабочей силы и товаров, тем лучше региональные власти будут ощущать и осознавать глобальность регионального развития.
Мы знаем, что начало процессу евроинтеграции положило формирование трех межгосударственных преобразований: Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), Европейского экономического сообщества (ЕЭС), а также Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В процессе их развития государства-члены Сообществ осознавали необходимость решения насущных проблем развития регионов. С одной стороны, евроинтеграция изначально рассматривалась как инструмент, с помощью которого возможно ликвидировать диспропорцию внутри каждого государства. С другой стороны, наличие серьезных региональных проблем служило тормозом в процессе укрепления связей между национальными экономиками. Это привело к образованию новой формы региональной политики на супранациональном уровне.
Что же представляет современная региональная политика Европейского союза после отмеченных выше изменений, какими инструментами она владеет, каковы ее результаты и перспективы дальнейшего развития? Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что современная региональная политика выступает
самостоятельным направлением институциональной деятельности Евросоюза. Однако стоит помнить, что она тесно связана с другими видами политики Союза. Для укрепления социальной и экономической сплоченности государств, входящих в состав ЕС, были определены шесть основных целей, четыре (1, 2, 5, 6,) из которых обладают ярко выраженными признаками региональной политики:
- цель 1: помощь в развитии и изменении инфраструктуры отстающих регионов;
- цель 2: преобразование регионов пограничных зон, а также тех районов, которые серьезно пострадали от промышленного спада;
- цель 5: реформация аграрной политики;
- цель 6 - развитие и исправление структуры регионов с исключительно низкой плотностью населения.
Основным инструментом, используемым в процессе проведения региональной политики, выступает Европейский фонд регионального развития, однако далеко не единственным. Помимо Европейского фонда регионального развития в процессе политики сближения используются все структурные фонды - ФИОР, ЕСФ, ЕФАОГ.
Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что региональная политика Европейского союза успешно доказала способность быть полезным инструментом в регулировании проблем регионов, а также показала высокую эффективность в преодолении неравенства между развитыми и депрессивными регионами. Необходимо также отметить, что региональная политика не является панацеей, способной ликвидировать региональные различия, которые представляются нам результатом объективных процессов, происходящих на местном и региональном уровнях.
Несмотря на предрекаемый серьезный кризис, мы считаем, что в данном контексте можно рассуждать исключительно о предстоящем «топтании на месте», которое подготовит почву для продолжения дальнейшей евроинтеграции, а отнюдь не о реальной дезинтеграции. К тому же достигнутый уровень взаимозависимости, включающий в себя свободное передвижение людей внутри всего европейского пространства, товаров и услуг; единую валюту на территории большинства стран-членов - работает только в пользу интеграции. Текущее положение вещей позитивно отражается на социальной европейской общности.
Вышеизложенное не означает, что мы разделяем безудержный оптимизм относительно проводимой региональной политики в ЕС. Результаты предыдущих этапов региональной политики продемонстрировали некоторые несовершенства проводимой политики.
При проведении современной региональной политики необходимо обратить внимание на следующие факторы: наличие или отсутствие в регионе быстрой и эффективной транспортной системы, квалифицированная рабочая сила, доступ к образовательным ресурсам, сетям деловых услуг, а также уровень культурной и социальной среды.
В результате проведенного исследования была достигнута основная цель и задачи. Анализ результатов проводимой региональной политики показывает, что евроинтеграция происходит в условиях регионализации на национальном и общеевропейском уровнях. Формирование регионов как относительно целостных и обособленных территорий имеет объективные основы и определяется социально-экономической и культурной целостностью объединения потенциалов и усилий тесно взаимодействующих друг с другом субъектов.
Опыт ЕС демонстрирует нам эффективность региональной политики, которая обусловлена четкой организационной структурой, а также механизмами и инструментами ее реализации. Региональное развитие происходит неравномерно в связи с рядом факторов, к которым относится и географическое положение, и климатические условия, и уровень жизни населения, и демографические особенности, и, наконец, особенности ведения хозяйства.
Таким образом, за свою длительную историю политика сплочения ЕС претерпела значительные изменения. Разрозненные национальные проекты развития стран-членов, финансируемые из бюджета ЕС, трансформировались в многолетние общие планы с доминирующей ролью надгосударственных органов управления. Перевод политики на региональный уровень распределения позволил повысить концентрацию средств именно в наименее развитых районах. Модификация целей финансирования позволила политике сплочения соответствовать вызовам расширения и углубления евроинтеграции, а также усилению глобального конкурентного давления на Европейский союз.
Неравномерное региональное развитие остается характерной особенностью Европейского союза. Региональная мозаичность и фрагментация Европейского союза постоянно возрастает, а ее характер только усложняется. Данная тенденция продолжит сохраняться, в дальнейшем будет проявляться не только в форме диспропорций экономического и социального развития регионов, но и в разнообразии жизненных укладов.
ХХ! век характеризуется огромным влиянием процессов глобализации и интеграции на проведение европейской региональной политики. Чем шире пространственная свобода капитала, услуг, рабочей силы и товаров, тем лучше региональные власти будут ощущать и осознавать глобальность регионального развития.
Мы знаем, что начало процессу евроинтеграции положило формирование трех межгосударственных преобразований: Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), Европейского экономического сообщества (ЕЭС), а также Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В процессе их развития государства-члены Сообществ осознавали необходимость решения насущных проблем развития регионов. С одной стороны, евроинтеграция изначально рассматривалась как инструмент, с помощью которого возможно ликвидировать диспропорцию внутри каждого государства. С другой стороны, наличие серьезных региональных проблем служило тормозом в процессе укрепления связей между национальными экономиками. Это привело к образованию новой формы региональной политики на супранациональном уровне.
Что же представляет современная региональная политика Европейского союза после отмеченных выше изменений, какими инструментами она владеет, каковы ее результаты и перспективы дальнейшего развития? Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что современная региональная политика выступает
самостоятельным направлением институциональной деятельности Евросоюза. Однако стоит помнить, что она тесно связана с другими видами политики Союза. Для укрепления социальной и экономической сплоченности государств, входящих в состав ЕС, были определены шесть основных целей, четыре (1, 2, 5, 6,) из которых обладают ярко выраженными признаками региональной политики:
- цель 1: помощь в развитии и изменении инфраструктуры отстающих регионов;
- цель 2: преобразование регионов пограничных зон, а также тех районов, которые серьезно пострадали от промышленного спада;
- цель 5: реформация аграрной политики;
- цель 6 - развитие и исправление структуры регионов с исключительно низкой плотностью населения.
Основным инструментом, используемым в процессе проведения региональной политики, выступает Европейский фонд регионального развития, однако далеко не единственным. Помимо Европейского фонда регионального развития в процессе политики сближения используются все структурные фонды - ФИОР, ЕСФ, ЕФАОГ.
Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что региональная политика Европейского союза успешно доказала способность быть полезным инструментом в регулировании проблем регионов, а также показала высокую эффективность в преодолении неравенства между развитыми и депрессивными регионами. Необходимо также отметить, что региональная политика не является панацеей, способной ликвидировать региональные различия, которые представляются нам результатом объективных процессов, происходящих на местном и региональном уровнях.
Несмотря на предрекаемый серьезный кризис, мы считаем, что в данном контексте можно рассуждать исключительно о предстоящем «топтании на месте», которое подготовит почву для продолжения дальнейшей евроинтеграции, а отнюдь не о реальной дезинтеграции. К тому же достигнутый уровень взаимозависимости, включающий в себя свободное передвижение людей внутри всего европейского пространства, товаров и услуг; единую валюту на территории большинства стран-членов - работает только в пользу интеграции. Текущее положение вещей позитивно отражается на социальной европейской общности.
Вышеизложенное не означает, что мы разделяем безудержный оптимизм относительно проводимой региональной политики в ЕС. Результаты предыдущих этапов региональной политики продемонстрировали некоторые несовершенства проводимой политики.
При проведении современной региональной политики необходимо обратить внимание на следующие факторы: наличие или отсутствие в регионе быстрой и эффективной транспортной системы, квалифицированная рабочая сила, доступ к образовательным ресурсам, сетям деловых услуг, а также уровень культурной и социальной среды.
В результате проведенного исследования была достигнута основная цель и задачи. Анализ результатов проводимой региональной политики показывает, что евроинтеграция происходит в условиях регионализации на национальном и общеевропейском уровнях. Формирование регионов как относительно целостных и обособленных территорий имеет объективные основы и определяется социально-экономической и культурной целостностью объединения потенциалов и усилий тесно взаимодействующих друг с другом субъектов.
Опыт ЕС демонстрирует нам эффективность региональной политики, которая обусловлена четкой организационной структурой, а также механизмами и инструментами ее реализации. Региональное развитие происходит неравномерно в связи с рядом факторов, к которым относится и географическое положение, и климатические условия, и уровень жизни населения, и демографические особенности, и, наконец, особенности ведения хозяйства.
Таким образом, за свою длительную историю политика сплочения ЕС претерпела значительные изменения. Разрозненные национальные проекты развития стран-членов, финансируемые из бюджета ЕС, трансформировались в многолетние общие планы с доминирующей ролью надгосударственных органов управления. Перевод политики на региональный уровень распределения позволил повысить концентрацию средств именно в наименее развитых районах. Модификация целей финансирования позволила политике сплочения соответствовать вызовам расширения и углубления евроинтеграции, а также усилению глобального конкурентного давления на Европейский союз.
Подобные работы
- «ЕВРОПА РЕГИОНОВ» КАК РЕАЛИЗАЦИЯ МНОГОУРОВНЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕС НА ПРИМЕРЕ СТРАН «ЮЖНОГО
РАСШИРЕНИЯ» И ИТАЛИИ: 1980-Е ГГ. - СОВРЕМЕННОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В
СЕВЕРНОЙ ФРАНЦИИ (2000-2018 ГГ.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА(07.00.03)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Миграционная политика Европейского союза
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Научно-техническая политика Европейского Союза
Дипломные работы, ВКР, мировая экономика. Язык работы: Русский. Цена: 1300 р. Год сдачи: 2016 - ПОЛИТИКА СОСЕДСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ МЯГКОЙ СИЛЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Основные направления политики ЕС в 2004-2016 годах
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2021



