Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения региональной
политики 10
§1. Понятие и этапы становления региональной политики 10
§2. Типы региональной политики как инструмента экономического
развития территорий 19
§3. Задачи, методы и принципы проведения региональной политики
государства 26
Глава II. Анализ современного этапа развития региональной политики
Европейского Союза 32
§1. Разнообразие регионов в странах Евросоюза 32
§2. Понятие, принципы и эволюция региональной политики на уровне
Европейского союза 45
Глава III. Механизмы управления региональной политикой ЕС и ее
текущие результаты 56
§1. Политические инструменты региональной политики ЕС 56
§2. Экономические методы проведения региональной политики ЕС 61
§3. Оценка результатов реализации региональной политики ЕС 65
Заключение 69
Список использованной литературы 73
Приложения
Актуальность темы исследования. В современной мировой экономике Европейский союз - это уникальное объединение, где его члены добровольно ограничивают свой суверенитет в определенных сферах, гармонизированы законы, и сформированы наднациональные структуры управления. Европейский союз считается заключительной ступенью евроинтеграции, которая началась после Второй мировой войны.
Изначально шесть западноевропейских государств для содействия миру, безопасности и экономическому росту начали процесс интеграции.
В настоящее время Евросоюз объединяет 28 государств, включая многие бывшие посткоммунистические страны Центральной и Восточной Европы. Причем современный этап является наиболее сложным для единой Европы, когда экономические трудности совпали с политическим кризисом. Сторонники Евросоюза высказывают тревогу по поводу того, что многие аспекты европейской интеграции могут быть остановлены или обращены вспять . На фоне подобных высказываний интерес представляет региональная политика Европейского союза, которая в идеале должна скреплять единство всей союзной территории, нивелировать проблемы и сложности интеграции при условии разных масштабов экономик и базовых условий развития.
Неравномерность экономического развития стала важной проблемой целостности Евросоюза. С 2000-х годов стала усиливаться неравномерность в экономическом развитии между Востоком и Западом, Севером и Югом. Неравномерность регионального развития Евросоюза была обусловлена спецификой исторического освоения страны и переходом от одной модели экономики к другой. Капиталистические отношения начали раньше развиваться в Западной и Северной Европе, а Центральная и Южная ее части развивались сравнительно медленнее. Экономический рывок стран Западной Европы увеличил неравномерность Европейского союза. В итоге, Евросоюз был вынужден начать реализацию масштабных программ по выравниванию социально-экономического развития Европейского Союза за счет целенаправленной региональной политики.
Региональная политика ЕС является, наряду с социально-экономической, важнейшим направлением, потому что с самого основания существует очень много территорий, на которых имеются проблемы. Выделяются районы, которые являются отсталыми в агропромышленной области, словом, обладающие неблагоприятной хозяйственной структурой. Эти районы характеризуются высоким уровнем безработицы среди населения, нехваткой природных ресурсов для устойчивого повсеместного развития в целом. С другой стороны, до пополнения состава участников в 2004 и 2007 года, большинство стран были экономически устойчивы и развиты и могли с помощью регионального финансирования преодолеть межрегиональные контрасты.
В настоящее время это крупнейшие общеевропейские проекты, которые реализуются силами всего Союза, использующие значительные ресурсы, а потому требующие пристального внимания и оценки их результатов.
Также значение региональной политики европейских стран увеличивается в силу того, что появляются новые внешние факторы. К этим факторам стоит отнести глобализацию, рост которой создает проблемы для регионов со стороны развивающихся стран. Регионы не могут выдержать конкуренции, в следствии чего, обостряются проблемы в социальной сфере - растет уровень безработицы.
В последнее десятилетие Евросоюз пережил череду кризисов и потрясений, которые сформировали проблемную зону - собственно, вероятность разрушения проекта единой Европы и утрате ЕС статуса серьезной глобальной политической силы. Именно качественная региональная политика способна изменить ситуацию, выправить пропорции в Европейском союзе и снизить остроту европейского кризиса. В настоящее время Евросоюз начал крупные преобразования в разных сферах, в том числе в региональной политике. Результаты таких действий не всегда можно предсказать и, как правило, они проявляются неожиданно для соседей и партнеров.
Помимо уже существующих политико-экономических проблем европейского пространства, нам предстоит исследовать вновь образующиеся. Например, до сих пор не проводилась оценка возможной трансформации текущей региональной политики относительно последствий миграционного кризиса в европейских странах. Кроме того, все еще остается животрепещущей проблема безработицы в проблемных регионах. Отсутствует специализированный институт, который бы контролировал эффективность проводимой региональной политики. Именно поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнений. Более того, чтобы разрешить все существующие проблемы, необходимо тщательно изучать региональную политику Евросоюза и направления ее развития.
Степень научной разработанности проблемы. Региональная политика - традиционный объект научного исследования, который имеет множество аспектов и направлений.
Природу и сущность современной системы международных отношений, влияния на нее глобализации и регионализации (интеграции) изучали такие зарубежные ученые как Л. Демонд , Дж. Миршаймер , Б. Бузан , Д. Хэлд и др.
Теоретические основы региональной политики в системе международных отношений изучали: М. Тело , М. Дойдже , Л. Фоусетт и др. В отечественной науке вклад в теорию региональной политики внесли А.Г. Гранберг , А.В. Кузнецов , И.О. Гафуров и др.
Проблема развития ЕС, его региональная политика еще не получила должного освещения в научной литературе. Этот вопрос стал изучаться в России последние десятилетия, когда ЕС стала предпринимать попытки расширить зону своего геополитического влияния и вовлечь в свою орбиту государства постсоветского пространства. Среди российских ученых проблемой развития ЕС, анализом его политики и стратегии развития занимались такие авторы, как: О.В. Буторина, А.Ю. Борко, Ал.А. Громыко, М.Г. Носов, и др . Вопросам региональной политики ЕС
посвящены исследования: Ю.В. Василенко, Г. Вайнштейн, А.В. Кузнецова, М.В. Стрежнева , П. П. Яковлева.
Преимущественно это небольшие работы, рассматривающие отдельные аспекты европейской региональной политики. В тоже время после 2014 г. ЕС принял ряд новых стратегических документов, которые могут изменить будущие направление развития объединения.
Объектом исследования является политика Европейского Союза и ее структурное содержание.
Предметом исследования выступает региональная политика Европейского Союза и направления ее развития в современных условиях.
Цель исследования: выявить направления развития и механизмы управления региональной политикой ЕС.
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
- изучить понятие регионализм и установить его место в современной системе международных отношений;
- определить типы и задачи региональной политики как инструмента экономического развития территорий;
- выяснить причины появления и трансформации региональной политики ЕС;
- выделить основные этапы развития региональной политики ЕС;
- установить современные приоритеты региональной политики ЕС;
- провести анализ нормативных инструментов региональной политики ЕС;
- оценить экономические методы реализации региональной политики ЕС;
- выявить результаты реализации региональной политики ЕС.
Методами исследования являются концепции ведущих зарубежных и российских экспертов в области регионалистики и региональной политики, изучения проблем устойчивого развития регионов: М.В. Александрова, А.Г. Гранберг , А.В. Зданович, В.Н. Лексин , В.В. Михеев, И. Наумова, Л. Фрэнкман, Х. Зиммекманн.
В работе использованы системный и политический подход, сравнительно-исторический; структурно-функциональный метод; метод обобщения, анализ стратегических документов.
При изучении региональной политики ЕС были использованы основные методы научного познания экономической науки, в частности, междисциплинарный подход, сочетающий в себе способы и методы системного и сравнительного анализа, комплексный подход, индукция, дедукция, анализ, синтез, методы теории организации и управления, логического анализа.
На основе структурно-функционального метода планируется выявить основные элементы взаимодействия центра и периферии. Классификационный метод позволит подробнее рассмотреть взаимодействие в политической, экономической, военной, научнотехнической и культурной сферах.
Для анализа программ регионального развития после изучения статистики, отчетов и монографий будет применяться метод обобщения, способствующий объединению множества факторов в единое целое.
Аналитический метод, а также метод индукции и дедукции будут применяться для того, чтобы дать краткую характеристику рассматриваемого материала и выявлении личного мнения автора по каждому вопросу с выводами в конце каждого параграфа и главы.
Новизна исследования связана с тем фактом, что тема возможных изменений региональной политики Европейского Союза на фоне кризиса евроинтеграции слабо изучена в отечественной науке, многие аспекты не раскрываются в должном объеме. Проблемы развития регионов, а также формирование условий региональной поддержки существуют далеко за пределами интеграционных группировок, таких значительных как Европейский союз, а также во всех государствах, в том числе и в Российской Федерации.
Было подготовлено комплексное исследование, в котором рассматривается современный этап и направления развития региональной политики Европейского союза в условиях влияния комплекса внутренних и внешних проблем, а также противоречий между странами.
Практическая значимость заключается в возможности использования данной работы при изучении проблематики реализации внешней политики ЕСвросоюза на постсоветском пространстве в долгосрочной перспективе для разработки российских стратегий взаимодействия с Евросоюзом. Опыт региональной политики может иметь определенное значение для развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, в частности, в рамках ЕАЭС.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, первая и третья включают три параграфа, вторая - два, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы и обобщения, которые будут представлены ниже.
Неравномерное региональное развитие остается характерной особенностью Европейского союза. Региональная мозаичность и фрагментация Европейского союза постоянно возрастает, а ее характер только усложняется. Данная тенденция продолжит сохраняться, в дальнейшем будет проявляться не только в форме диспропорций экономического и социального развития регионов, но и в разнообразии жизненных укладов.
ХХ! век характеризуется огромным влиянием процессов глобализации и интеграции на проведение европейской региональной политики. Чем шире пространственная свобода капитала, услуг, рабочей силы и товаров, тем лучше региональные власти будут ощущать и осознавать глобальность регионального развития.
Мы знаем, что начало процессу евроинтеграции положило формирование трех межгосударственных преобразований: Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), Европейского экономического сообщества (ЕЭС), а также Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В процессе их развития государства-члены Сообществ осознавали необходимость решения насущных проблем развития регионов. С одной стороны, евроинтеграция изначально рассматривалась как инструмент, с помощью которого возможно ликвидировать диспропорцию внутри каждого государства. С другой стороны, наличие серьезных региональных проблем служило тормозом в процессе укрепления связей между национальными экономиками. Это привело к образованию новой формы региональной политики на супранациональном уровне.
Что же представляет современная региональная политика Европейского союза после отмеченных выше изменений, какими инструментами она владеет, каковы ее результаты и перспективы дальнейшего развития? Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что современная региональная политика выступает
самостоятельным направлением институциональной деятельности Евросоюза. Однако стоит помнить, что она тесно связана с другими видами политики Союза. Для укрепления социальной и экономической сплоченности государств, входящих в состав ЕС, были определены шесть основных целей, четыре (1, 2, 5, 6,) из которых обладают ярко выраженными признаками региональной политики:
- цель 1: помощь в развитии и изменении инфраструктуры отстающих регионов;
- цель 2: преобразование регионов пограничных зон, а также тех районов, которые серьезно пострадали от промышленного спада;
- цель 5: реформация аграрной политики;
- цель 6 - развитие и исправление структуры регионов с исключительно низкой плотностью населения.
Основным инструментом, используемым в процессе проведения региональной политики, выступает Европейский фонд регионального развития, однако далеко не единственным. Помимо Европейского фонда регионального развития в процессе политики сближения используются все структурные фонды - ФИОР, ЕСФ, ЕФАОГ.
Все вышеизложенное позволяет нам сделать вывод о том, что региональная политика Европейского союза успешно доказала способность быть полезным инструментом в регулировании проблем регионов, а также показала высокую эффективность в преодолении неравенства между развитыми и депрессивными регионами. Необходимо также отметить, что региональная политика не является панацеей, способной ликвидировать региональные различия, которые представляются нам результатом объективных процессов, происходящих на местном и региональном уровнях.
Несмотря на предрекаемый серьезный кризис, мы считаем, что в данном контексте можно рассуждать исключительно о предстоящем «топтании на месте», которое подготовит почву для продолжения дальнейшей евроинтеграции, а отнюдь не о реальной дезинтеграции. К тому же достигнутый уровень взаимозависимости, включающий в себя свободное передвижение людей внутри всего европейского пространства, товаров и услуг; единую валюту на территории большинства стран-членов - работает только в пользу интеграции. Текущее положение вещей позитивно отражается на социальной европейской общности.
Вышеизложенное не означает, что мы разделяем безудержный оптимизм относительно проводимой региональной политики в ЕС. Результаты предыдущих этапов региональной политики продемонстрировали некоторые несовершенства проводимой политики.
При проведении современной региональной политики необходимо обратить внимание на следующие факторы: наличие или отсутствие в регионе быстрой и эффективной транспортной системы, квалифицированная рабочая сила, доступ к образовательным ресурсам, сетям деловых услуг, а также уровень культурной и социальной среды.
В результате проведенного исследования была достигнута основная цель и задачи. Анализ результатов проводимой региональной политики показывает, что евроинтеграция происходит в условиях регионализации на национальном и общеевропейском уровнях. Формирование регионов как относительно целостных и обособленных территорий имеет объективные основы и определяется социально-экономической и культурной целостностью объединения потенциалов и усилий тесно взаимодействующих друг с другом субъектов.
Опыт ЕС демонстрирует нам эффективность региональной политики, которая обусловлена четкой организационной структурой, а также механизмами и инструментами ее реализации. Региональное развитие происходит неравномерно в связи с рядом факторов, к которым относится и географическое положение, и климатические условия, и уровень жизни населения, и демографические особенности, и, наконец, особенности ведения хозяйства.
Таким образом, за свою длительную историю политика сплочения ЕС претерпела значительные изменения. Разрозненные национальные проекты развития стран-членов, финансируемые из бюджета ЕС, трансформировались в многолетние общие планы с доминирующей ролью надгосударственных органов управления. Перевод политики на региональный уровень распределения позволил повысить концентрацию средств именно в наименее развитых районах. Модификация целей финансирования позволила политике сплочения соответствовать вызовам расширения и углубления евроинтеграции, а также усилению глобального конкурентного давления на Европейский союз.
1. Айзинова, И.М. Европейская социальная политика в период кризиса // Научные труды ИНП РАН. М.: МАКС Пресс, 2013. 243 с.
2. Арах, М. Европейский союз: видение политического объединения / М. Арах. М.: Идея-Пресс, 2008. 387 с.
3. Артамонова, О.Н. Международная правосубъективность Европейского союза // Журнал российского права. М.: АСТ, 2006. № 8. С. 54-58.
4. Артобольский, С.С. Выравнивание уровней экономического и политического развития регионов / С.С. Артобольский. М.: Научный мир, 2007. 151 с.
5. Бабынина, Л.О. Особенности участия скандинавских стран и Финляндии в процессе европейской интеграции / Л.О. Бабынина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 3. 1. С. 90-110.
6. Бойцова, В.В. Европейский союз: расширение на восток / В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова // Общественные науки и современность. 2002. №2. С. 44-58.
7. Борко, Ю.А. Что такое Европейский союз? Некоторые основные сведения. 1950 - 2000 / Ю.А. Бортко. М., 2000. 433 с.
8. Бурнашов, И. Великобритания и ЕС / И. Бурнашев // МЭ и МО. 2002. № 9. С. 89-92.
9. Бусыгина, И. Асимметричная европейская интеграция / И.Бусыгина // Международные процессы. М., 2010. - Т. 8. - №3. С. 44-56.
10. Буторина, О.В. Барановский, В.Г. Меняющаяся Европа // Современные международные отношения / Под ред. А.В. Торкунова. М.: Просвещение-МГИМО, 2004. 191 с.
11. Буторина, О.В. Еврозона: внешние и внутренние аспекты
функционирования // Мировая экономика в начале XXI века / Под ред. Л.М. Григорьева. М.: DirectMEDIA, 2013. 374 с.
12. Буторина, О.В. Международные валюты: конкуренция и интеграция / О.В. Буторина. М., 2003. 488 с.
13. Быховский, С.В. Страны Восточной и Центральной Европы в преддверии вступления в ЕС / С.В. Быховский // Европейский союз на пороге XXI века. М.:АСТ, 2001. 278 с.
14. Вагнер, Х. Дебаты о Конституции Европейского союза и их последствия /Х. Вагнер// Балтийские исследования. Трансформация социальных и политических институтов. М., 2005. Вып. 3. С. 55-57.
15. Войников, В.В. Облегчение свободы передвижения граждан между Россией и Европейским союзом: проблемы и перспективы / В.В. Войников // Балтийский регион. Воронеж, 2011. № 3. С. 66.
16. Воронов, И. Пятое расширение ЕС: судьбоносный выбор / И. Воронов // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 9. С. 30-33.
17. Воскресенский, А.Д. Мировое регионоведение / А.Д. Воскресенский. М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 220 c.
18. Гафуров, И. Р. Развитие регионов и инновационные кластеры. Анализ методических подходов: моногр. / И.Р. Гафуров, В.Л. Васильев, Р.Р. Кашбиева. М.: Анкил, 2014. 292 с.
19. Гилева, А.А. Развитие европейской интеграции: от единой валюты к единому бюджету ЕС / А.А. Гилева // Проблемы современной экономики. 2010. № 2. С. 59-90.
20. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики / А.Г. Гранберг. М.: ИНФРА-М, 2011. 190 с.
21. Громогласова, Е.С. Теория и практика политического управления в ЕС / Е.С. Громогласова. М.: АСТ, 2009. 322 с.
22. Гуляева, К. Интеграционные процессы в Европе: «еврооптимисты» против «евроскептиков» / К. Гуляев // Власть. 2010. № 5. С. 6-18.
23. Гусев, А.А. Политика Европейского союза / А.А. Гусев. М., 2005. 399 с.
24. Гусев, А.А. Региональная политика / А.А. Гусев. М.: ГУВШЭ, 2004. 445 с.
25. Дергачев, В.А. Геополитический словарь-справочник / В.А. Дергачев. М., 1997. 244 c.
26. Документы по праву Европейского союза. Сайт кафедры права
Европейского союза МГЮА. URL:
http://eulaw.edu.ru/documents/legislation.htm (дата
обращения:15.06.2019).
27. Европа: проблемы развития и интеграции: в 2-х т. / под общ. ред.
О.А. Колобова. Н. Новгород, 2008. 345 с.
28. Европейский союз и Россия. Законодательство и практика. URL: http://eulaw.ru/ (дата обращения:15.06.2019).
29. Европейское международное право : учеб. / отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова, П.В. Саваськов. М., 2005. 389 с.
30. Егоров, В.К. Турция и Европейский союз: результаты и дальнейшие перспективы / В.К. Егоров // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. М.: АСТ, 2004. 547 с.
31. Елохина, Ю.В. Политика расширения Европейского союза и позиция Великобритании / Ю.В. Елохина // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. Т. 48. № 1. С. 78-99.
32. Жданов, С.В. Латвийский рецепт / С.В. Жданов // Вестник МГИМО.
2009. С. 44-55.
33.Злоказова, Н. Расширение ЕС: за и против с позиций его членов / Н Злоказова // Мировая экономика и международные отношения. 2004. №1. С. 78-88.
34.Зуев, В.Н. ЕС: наднациональный механизм - главный инструмент европейской интеграции / В.Н. Зуев // Современная Европа. 2011. № 1. С.112-116.
35. Игрицкий, Ю. Центрально-Восточная Европа: пейзаж после
расширения ЕС / Ю. Игрицкий // Европейская безопасность: оценки, события, прогнозы. 2005. С. 55-58.
36. Иноземцев, В. Возвращение Европы / В. Иноземцев, Е. Кузнецова // МЭ и МО. 2002. № 4. С. 88-110.
37. Исполинов, А.С. Договор о Европейском союзе: Новые полномочия Европарламента / А.С. Исполинов // Московский журнал международного права. 1994. № 1. С. 88-89.
38. История европейской интеграции 1945 - 1994. M.,1995. 221 с.
39. История объединения Европы / под ред. П. Пальк, В. Маде, Э. Симпсон, Л. Яаансалу. М.: АСТ, 2003. 435 с.
40. Калиниченко, П.А. Россия и Европейский союз: двусторонняя нормативная база взаимоотношений / П.А. Калиниченко. М., 2011. 366 с.
41. Канинская, Г.Н., История западноевропейской интеграции / Г.Н. Канинская. М., 1998. 322 с.
42. Карл, Дойч. О политическом действии и политической теории / Дойч Карл. М., 2001. 545 с.
43. Книга, А.С. Европейская интеграция / С.А. Книга, В.Н. Пахарев. Барнаул, 2004. 88 с.
44. Кривохижин, C. Позиции и подходы к расширению на восток в ЕС и ЦВЕ / С. Кривохижин // Власть. 2007. № 5. С. 34-58.
45. Кузнецов, А.В., Кузнецова О.В. Региональная политика: зарубежный опыт и российские реалии. М.: ИМЭМО РАН, 2015. 341 с.
46. Кузнецова, О. В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты региональной политики / О.В. Кузнецова. М.: УРСС, 2002. 400 с.
47. Кузнецова, О.Н. Мировой и российский опыт развития регионов / О.Н. Кузнецова. СПб: Питер, 2009. 205 с.
48. Ларина, Н.И. Мировой опыт региональной политики / Н.И. Ларина. М.: Норма, 2008. 235 с.
49. Ларина, Н.И. Региональная политика в странах с рыночной экономикой / Н. И. Ларина. М.: Вестник БИСТ, 2010. 315 с.
50. Лексин, В.Н., Швецов, А.Н. Государство и регионы, теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.:УПСС, 2006. 564 c.
51. Линник, Т.Г. Регулирование регионального развития / Т.Г. Линник. М.: Идея-Пресс, 2011. 199 с.
52. Лицарева, Е.Ю. Проблемы экономического и валютного союза в связи с восточным направлением процесса расширения ЕС / Е.Ю. Лицарева // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 1 (17). С. 77-130.
53. Лукшик, Л. Тенденции и перспективы европейского сотрудничества: экономический аспект / Л. Лукшик // Вестник Института экономики РАН. 2009. № 1. С. 89.
54. Лыкошина, Л.С. «Ницца или смерть»: отношение Польши к проекту Конституции ЕС / Л.С. Лыкошина // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. - 2003. - № 10. С. 87-88.
55. Львов, Д.С. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы роста экономики / Под ред. Д.С. Львова. М.: ИНФРА- М, 2010. 356 с.
56. Макарычев, А.С. Глобализация и регионализация / А.С. Макарычев. М.: ЮНОСТЬ, 2005. 632 с.
57. Матвеева, Е.А. Итальянское общественное мнение и европейская интеграция: от «еврооптимизма» к «еврореализму» / Е.А. Матвеева // Известия Иркутского государственного университета. - 2007. - № 1 (Серия: Политология. Религиоведение).
58. Мацепуро, Д.М. Россия и ЕС: общее недоверие и общие пространства / Д.М. Мацепуро // Вестник Томского
государственного университета. 2011. № 343. С. 66-78.
59. Медушевский, А. Евроинтеграция: механизмы взаимодействия / А. Медушевский // Вестник Европы. 2006. № 17. С. 17-33.
60. Международное право : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. А.А. Коволева, С.В. Черниченко. 2-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2007. 376 с.
61. Международные экономические отношения : учеб. / под ред. Н.Н. Ливенцева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Велби : Проспект, 2005. 227 с.
62. Мировая экономика : учеб. / под ред. И.П. Николаевой. - 3-е изд., перераб и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 354 с.
63. Мировая экономика и международный бизнес : учеб. / кол. авт. ; под ред. В.В. Полякова. 3-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2006. 545 с.
64. Наумова, Н.Н. Современное состояние ЕС: проблемы и достижения / Н.Н. Наумова // Преподавание истории в школе. - 2011. - № 3. С. 3347.
65. Никулин, А.А. Позиция британских политических кругов по вопросам евроконституции в начале XXI века / А.А. Никулин // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2010. - № 1 (Серия: Гуманитарные и социальные науки).
66. Осбори, Р.О. Целостность государства и национальное самоопределение / Р.О. Осбори. М.: Гардарики, 2008. 212 с.
67.Официальный сайт Европейского союза. URL: http://europa.eu (дата обращения:15.06.2019).
68.Пашковская, И.Г. Правовые основы взаимодействия России и Европейского союза в энергетической сфере / И.Г. Пашковская // Право и политики. 2011. № 7. С. 118.
69. Петржичек, В. Плюсы и минусы членства Чешской республики в Европейском союзе / В. Петржичек // Perspectives of Innovations, Economics & Business. 2009. - Vol. 1. URL: www.pieb.cz (дата обращения: 15.06.2019).
70. Петрова, А.О. Взаимоотношения Российской Федерации и Европейского союза в экономической и энергетической сферах / А.О. Петрова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. № 11. С. 66-78.
71. Погорельская, С.В. Евросоюз - основные вопросы политической консолидации после принятия Лиссабонского договора / С.В. Погорельская // Актуальные проблемы Европы. 2010. № 2. С. 41-44.
72. Пономарев, М.В. История стран Европы и Америки в Новейшее
время / М.В. Пономарев. М., 2010. URL:
http://www. istmira.com/novei shayaistoriya (дата
обращения:15.06.2019).
73. Постоянное представительство Российской Федерации при
Европейском союзе. URL: http://www.russianmission.eu/ru (дата
обращения:15.06.2019).
74. Право Европейского союза: учеб. для вузов / под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Юристъ, 2006. 268 с.
75. Право Европейского союза. Новый этап эволюции: 2009-2017 годы. М.: Аксиом, 2009. 320 с.
76. Представительство Европейского союза в России. URL:
http://eeas.europa.eu/delegations/russia/index ru.htm (дата
обращения:15.06.2019).
77. Пьяццоло, Д. Восточная Европа между трансформацией и
вступлением в ЕС: анализ реформ / Д. Пьяццоло // Экономическая политика: стратегия и тактика. 2002. № 2. URL:
http://www.vasilievaa.narod.ru/ptpu/1 2 02.Ыш(дата обращения:15.06.2019).
78. Рассел М. Западная философия / М. Рассел. М., 2002. 488 с.
79. Ревякин, А.В. Из истории европейской интеграции / А.В. Ревякин // Новая и новейшая история. 1997. № 3. 38-44.
80. Россия и Европейский союз: Документы и материалы. М., 2003. 298 с.
81. Саликов, М.С. Разграничение компетенции в американской федеративной системе / М.С. Саликов // Российский юридический журнал. М., 2005. №4. С. 4-10.
82. Семененко, И.С. Новая модель европейской региональной политики. К вопросу о состоянии власти и управления в Европейском союзе в ключе европейских проблем // Эволюция политических институтов на Западе. М., 1999. 465 с.
83. Системная история международных отношений: в 4 томах / под ред. А.Д. Богатурова. М., 2000. 468 с.
84. Скворцова, Д.С. Польша и Европейский союз: путь к европейской интеграции (1989 - 2004) / Д.С. Скворцова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2010. Т. 1. № 13. С. 13-28.
85. Смирнягин, Л.В. Оценка результатов и региональных последствий деятельности федерального правительства: региональная экспертиза / Л.В. Смирнягин. М.: Идея-Пресс, 2002. 435 с.
86. Сологубов, В.М. Проблемы в семействе евро / В.М. Сологубов // Управленец. 2010. № 5 - 6. С. 66-98.
87. Социальное государство в странах ЕС: прошлое и настоящее / под ред. Ю.Д. Квашнина. М.: ИМЭМО РАН, 2016. 543 с.
88. Стрежнева, М. Признаки нового этапа в институциональной эволюции ЕС: открытый метод координации // Мировая экономика и международные отношения. М.: АСТ, 2005. № 9. С. 67-69.
89. Стрежнева, М. Проблемы региональной политики в Европейском союзе // Мировая экономика и международные отношения. М., 2006. № 8. С. 67-78.
90. Тимофеев, П.П. Перспективы расширения ЕС и позиция Франции / П.П. Тимофеев // Современная Европа. 2011. № 4. С. 67-82.
91. Тимченко, М.Н. История введения единой европейской валюты и ее последствия / М.Н. Тимченко // Финансовый менеджмент. 2001. № 1. С. 77.
92. Ткаченко, С.Л. Европейский центральный банк: от открытия до введения евро / С.Л. Ткаченко // Вестник Санкт-Петербургского университета.1999. Серия 6. №3. С. 30.
93. Токвиль, А., О демократии в Америке, М., 2012. 637 с.
94. Тунин, А.Е. Динамика национальной идентичности и транснациональных идентичностей в процессе европейской интеграции / А.Е. Тунин // Славяноведение. 2010. № 6. С. 97.
95. Тутберидзе, И.Д. ЕС: расширение в сторону Востока / И.Д. Тутберидзе // Современная Европа. 2011. № 3. С. 78.
96. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. М.: АСТ, 2006. 580 с.
97. Хартли, Т.К. Правовая основа Европейского сообщества / Т.К. Хартли. М., 1998. 276 с.
98. Хеттне, Б, Содербаум Ф. Теория нового европейского регионализма / Б. Хеттне, Ф. Содербаум. М.: Юность, 2003. 356 с.
99. Хубериас, К.Ф. Антиевропеизм и евроскептицизм: анализ ситуации после расширения ЕС на Восток / К.Ф. Хубериас // Европа. Журнал польского института международных дел. 2007. Т.7. № 2 (23). URL: www.ceeol.com (дата обращения: 15.06.2019).
100. Хуснутдинов, П.З. Финансовая интеграция Европейского союза: подходы к определению / П.З. Хуснутдинов // Финансы и кредит. 2010. № 15. С. 98.
101. Чекменева, Е.А. Лиссабонский договор и последствия / Е.А. Чекменева // Вестник Пермского университета. - 2009. - Вып. 3 (7) (Серия: Политология). С. 54.
102. Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран / В.Е. Чиркин. М.: НОРМА, 2012. 225 с.
103. Шемятников, В.Г., Европейская интеграция, М.: АСТ, 2003. 298 с.
104. Шишелина, Л.Н. Европейский союз: проблемы конвергенции, расширения и соседства / Л.Н. Шишелина // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2009. № 14. С. 90.
105. Шлезингер, А.М., Циклы американской истории, М., 1992. 211 с.
106. Эйсмонд, А.Г. Европейская региональная политика: анализ основных направлений исследования / А.Г. Эйсмонд. М.: Идея- Пресс, 2007. 349 с.
107. Юданов, Ю.И. Расширение ЕС на восток: Позиции стран Евросоюза / Ю.И. Юданов. М., 2002. 766 с.
108. Юилл, Д.В. Основные характеристики региональной политики: опыт европейских стран / Д.В. Юилл. М.: Научный мир, 2011. 320 с.
109. Ягья, В.С. Взаимоотношения Европейского союза и России на рубеже XX - XXI веков / В.С. Ягья // Россия в глобальном мире. СПб., 2001. 388 с.
110. BTI 2011. URL:
http://www.bertelsmann-transformation-index.com (дата обращения:
15.06.2019) .
111. Communication From The Commission. European Neighbourhood Policy. Strategy Paper. Brussels, 12 May 2004. URL:
112. Comparative Political Studies. URL: http://cps.sagepub.com/ (дата обращения:15.06.2019).
113. Desai, R., Freinkman, L., Goldberg, I. Fiscal Federalism in Rentier Regions: Evidence from Russia // Journal of Comparative Economics. 2005. Vol. 33. No. 4. P. 45-49.
114. Doidge, M. The European Union and Interregionalism: Patterns of Engagement / M. Doidge. Ashgate Publishing, 2011. 122 p.
115. Eurobarometer. URL:
http://www.ec.europa.eu/public opinion/index en.htm (дата обращения:
15.06.2019) .
116. Eurobarometer. URL:
http://www.ec.europa.eu/public opinion/index en.htm (дата обращения:
15.06.2019) .
117. European Journal of International Relations. URL:http://ejt.sagepub.com/ (дата обращения:15.06.2019).
118. Eurostat. URL:
http://www. epp. eurostat. ec.europa. eu/portal/page/portal/eurostat/home/ (дата обращения: 15.06.2019).
119. Eurostat. URL:
http://www. epp. eurostat. ec.europa. eu/portal/page/portal/eurostat/home/ (дата обращения: 15.06.2019).
120. Fawcett, L. Exploring Regional Domains: A Comparative History of Regionalism / L. Fawcett // Intern. Affairs, 2004. Nr. 80/3. P. 429-446.
http://ec.europa.eu/world/enp/pdf/strategv/strategy paper en.pdf (дата
обращения: 15.06.2019).
121. Journal of Common Market Studies. URL:
http://onlinelibrarv.wilev.com/iournal/10.1111/(ISSN)14685965 (дата
обращения:15.06.2019).
122. Journal of European Integration. URL:
http://www.ingentaconnect.com/content/07036337 (дата
обращения:15.06.2019).
123. Markusen, A. Regions: Economics and Politics of Territory / A. Markusen. Rowman and Littlefield Publishers, 1987. 331 p.
124. Morrissey, J. Credit Default Swaps: The Next Crisis? // Time.
2008. Mar. 17 //
http://www.time.com/time/business/article/0.8599.1723152.00.html (дата обращения: 15.06.2019).
125. Tarrow, S. Power in Movement. Social Movements, Collective Action and Politics. N.Y.; Cambridge, 1994. 528 p.
126. Telo, M. Regionalism in Hard Times. Competitive and PostLiberal Trends in Europe, Asia, Africa, and the Americas. London, New York: Routledge, 2017. 286 p.
127. The Maastricht Treaty // Texts of the European Treaties. URL:
http://www. eurotreaties. com/eurotexts. html (дата обращения:
15.06.2019) .
128. The Single European Act // Texts of the European Treaties. URL:
http://www. eurotreaties. com/eurotexts. html (дата обращения:
15.06.2019) .
129. The Treaty establishing a Constitution for Europe // Texts of the European Treaties. URL: http://www.eurotreaties.com/eurotexts.html (дата обращения: 15.06.2019).
130. The Treaty of Amsterdam // Texts of the European
131. The Treaty of Nice // Texts of the European Treaties. URL:
http://www.eurotreaties.com/eurotexts.html (дата обращения: 15.06.
2019).
Treaties. URL: http://www.eurotreaties.com/eurotexts.html (дата обращения:
15.06.2019) .
132. Treaty of Lisbon // Texts of the European Treaties. URL:
http://www. eurotreaties. com/eurotexts. html (дата обращения:
15.06.2019) .
133. Turner, R., Killian, M. Collective Behavior. Englewood Cliffs. 2001. 343 p.
134. Zimmermann, H., Doering, Th. Federalism, Decentralization and Economic Growth // Public Economics and Public Choice. Springer, 2007. 544 p.