Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ

Работа №38652

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
560
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ПЕРВАЯ ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ 5
1.1. Сущность и содержание гражданско-патриотического воспитания в
образовательном процессе 5
1.2. Анализ школьных учебных программ и учебников, направленных
на гражданско-патриотическое воспитание учащихся 14
Выводы по первой главе 21
ВТОРАЯ ГЛАВА. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМОГО КЛАССА В МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №10" ЕМР РТ 23
2.1. Выявление уровня гражданско-патриотических качеств у учащихся
седьмых классов в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №10" ЕМР РТ 23
2.2. Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся седьмых классов в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №10" ЕМР РТ 35
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44


Актуальность темы. Воспитанию гражданско-патриотических качеств уделяется достаточно большое внимание как со стороны ученых, так и в практике педагогической деятельности. Как отмечает А.К.Быков, «патриотическое воспитание стало одним из самых изучаемых по отношению к другим видам воспитания» [Быков, 2011: 14].
Основы теоретической и практической разработки гражданско-патриотического воспитания установлены в официальных документах Российской Федерации и Республики Татарстан, подобных тому, как «Концепция развития национального образования в Республике Татарстан на 2015 - 2030 годы», «Концепция патриотического воспитания детей и молодежи в Республике Татарстан», «Стратегия государственной молодежной политики Национальная концепция молодежной политики Республики Татарстан до 2030 года», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения и другие законодательные акты, предметом которых является развитие сферы образования, повышение качества обучения и воспитания. Процесс гражданско-патриотического воспитания учащихся испытывает и мощное влияние событий, происходящих в общественной жизни России который прослеживается в санкциях, присоединение Крыма, событий в Сирии. Такие общественные процессы как расслоение общества, изменение престижности определенных профессий (рос престижа предпринимательской, коммерческой, банковой и т.д. деятельности), маргинализация общества также оказывают влияние на процесс гражданского и патриотического воспитания. Вышесказанное подтверждает актуальность темы исследования.
Теоретические основы исследования составляют труды В.Л.Дубровина [Дубровин, 2015], С.П.Куликова [Куликов, 2016] изучивших феномен «патриотизм», «гражданственность» в философском, социологическом аспектах; труды И.В.Суколенова [Суколенов, 2001], И.А.Полищук [Полищук, 2013], Л.М.Героевой [Героева, 2016] где поднимаются проблемы воспитания гражданско-патриотических ценностей в школе и предлагаются разные пути решения этого вопроса; учебники русского языка [Баранов, Ладыженская, Тростенцова, 2017], татарского языка [Гарипова, Айдарова, Нэбиуллина, 2015], [Максимов, Нэбиуллина, 2015], истории [Арсентьев, Данилов, 2017], обществознания [Боголюбов, Городецкая, 2017].
Целью исследования является теоретическое изучение и экспериментальная проверка эффективности урочной и внеурочной деятельности в формировании гражданско-патриотических качеств у учащихся в условиях общеобразовательной школы.
Исходя из поставленной цели, предполагается решить следующие задачи:
- изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме гражданско-патриотического воспитания в условиях современной школы и определить сущность и содержание ключевых понятий исследования;
- проанализировать школьные программы и учебники с точки зрения их воспитательного потенциала;
- организовать экспериментальную работу по повышению уровня гражданского и патриотического воспитания у учащихся;
- проанализировать результаты экспериментальной работы.
Объект работы - процесс гражданско-патриотического воспитания в условиях современной общеобразовательной школы.
Предмет исследования определён как процесс гражданско - патриотического воспитания учащихся седьмых классов в общеобразовательной школе.
Методы исследования:
- анализ теоретической литературы по проблеме гражданского и патриотического воспитания;
- сравнение;
- обобщение (при изучении сущности гражданско-патриотического воспитания)
- диагностические методы (анкетирование, наблюдение).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности педагогов современной школы. Результаты исследования могут быть учтены в дальнейшей работе по гражданско патриотическому воспитанию в МБОУ "СОШ №10" ЕМР РТ.
Базой исследования является муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» Елабужского муниципального района Республики Татарстан (ЕМР РТ), учащиеся седьмых класса «А»и «Б».
Структура, выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего пятьдесят источников.
Во введении обосновываются актуальность темы, описывается теоретическая основа выпускной квалификационной работы, определяются объект и предмет, база исследования, ставятся цели и задачи, перечисляются методы исследования, обосновывается практическая и теоретическая значимость работы, указывается структура.
Первая глава посвящена определению сущности и содержания гражданско-патриотического воспитания в образовательном процессе, анализу школьных учебных программ и учебников, направленных на гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Во второй главе выявляется, обосновывается и экспериментально проверяется гражданско-патриотический воспитательный потенциал урочной и внеурочной деятельности.
В заключении подводятся итоги. В список литературы включены учебники, научные и методические труды, интернет-ресурсы раскрывающие изучаемую проблему.
Апробация: основные положения исследования докладывались на 50-й Итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (апрель, 2019).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одним из приоритетных направлений в современном образовательном процессе является гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Воспитание гражданина и патриота является составной частью образовательного процесса и представляет собой систематическую и целенаправленную работу по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. В данной выпускной квалификационной работе гражданско-патриотическое воспитание понимается как систематическая, специально организованная деятельность по формированию личности, обладающей активной гражданской позицией, ответственностью за свой нравственный, политический и правовой выбор, культурно-историческими ценностями, национальным самосознанием, любовью к своей Родине, стремлением к гражданскому самоопределению; содействующей развитию Отечества при сочетании личных и общественных интересов.
Результативность гражданско-патриотического воспитания находится в прямой зависимости от общественных отношений, которые сложились в социуме, господствующей идеологии, но в то же время значима и роль урочной и внеурочной деятельности. Анализ учебников показал, что уроки, построенные согласно материалу современных учебников, могут быть восприняты как средство формирования гражданско-патриотических качеств. Учебники истории знакомят с достижениями прошлых лет, а некоторые страницы истории, наоборот, являются печальным и поучительным уроком. Учебники по литературе воспитывают гордость литературным наследием, восхищение такими личностями как А.С.Пушкин, В.Г.Королев, Г.Тукай, Ф.Карим. Значителен потенциал гражданского воспитания учебников по обществознанию. Так, в седьмом классе на данных уроках учащиеся учатся читать, понимать и жить по законам, проявлять мужество во благо Отечества, отвечать за экологического благополучие родного края, управлять бюджетом семьи и так далее. Это все - позиция истинного гражданина и патриота. Тем не менее мы исходим из того, что только урочная деятельность не является эффективной в достижении высоких результатов в гражданско-патриотическом воспитанию, необходимо ее сочетание с внеурочной деятельностью.
С целью изучения потенциала общеобразовательной школы в формировании патриотизма нами был организована экспериментальная работа на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Участниками экспериментальной работы стали учащиеся седьмого класса «А» в количестве 25 человек (экспериментальная группа) и седьмого класса «Б» в количестве 29 человек (контрольная группа). Нами был составлен и реализован план работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Согласно этому плану были проведены разные виды работ: во время индивидуальных внеурочных работ учащиеся готовили научно-исследовательские работы по истории и литературе. Массовые внеурочные работы также были широко использованы: мы ходили в музеи города Елабуга, участвовали в гражданско-патриотических акциях (охрана памятников, благотворительная ярмарка, посещение детского дома с программой самодеятельного концерта), устраивали встречи со знаменитыми земляками (например, с поэтом, певцом, ученым Рахимом Гайсиным), определенная часть классных часов имела ярко-выраженную направленность на гражданско-патриотическое воспитание.
Реализация плана показала, что урочная и внеурочная деятельность являются эффективным средством гражданско-патриотического воспитания, что подтвердилось при повторной диагностике.
Конечно, данная выпускная квалификационная работа не претендует на полноту раскрытия темы. Именно в условиях многонациональной и многоконфессиональной Республики Татарстан проблема патриотического воспитания должна быть раскрыта еще больше. А также перспективными направлениями изучения данной темы мы считаем исследование влияния социокультурных условий в формировании гражданско-патриотической воспитанности, усиление роли семьи в воспитании гражданско-патриотически устойчивой личности.



1. Арсентьев Н.М., Данилов А.А. История России: 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2017. - 128 с.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.Русский язык: 7 класс. - М.: Просвещение, 2017. - 223 с.
3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2017. - 159 с.
4. Гарипова В.А., Айдарова С.Х., Нэбиуллина Т.Г. Татар теле. 7 сыйныф: рус телендэ гомуми белем 6^Y оешмалары ечен дэреслек (татар телен туган тел буларак ейрэнYче укучылар ечен). - Казан: Татар. кит. нэшр.,
2015. - 167 б.
5. Душина И.В. География: материки, океаны, народы и страны. 7 класс: учебник. - М.: Дрофа, 2017. - 398 с.
6. Максимов Н.В., Нэбиуллина Г.Э. Татар теле. 7 нче сыйныф: татар телендэ гомуми белем 6^Y оешмалары ечен дэреслек. - Казан: Татар. кит. нэшр., 2015. - 159 б.
Научные труды:
7. Беспалова Т.В. Патриотизм как форма социокультурной идентификации в конфликтных условиях российского переходного общества: Дис. ... док. филос. наук. - СПб., 2011. - 318 с.
8. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.
9. Быков А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ // Педагогика. - 2011. - №1. - С. 14.
10. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б., Лутовинов В.И.
Концептуальные основы патриотического воспитания учащейся молодежи. - Волгоград: Принтерра, 2007. - 40 с.
11. Герасимова А.А. Формирование патриотизма современной молодежи как условие политической стабилизации российского общества: Дис. ... канд. полит. наук. - М., 2007. - 225 с.
12. Героева Л.М. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра: дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2016. - 199 с.
13. Гулевич Т.М. Актуализация педагогических идей Российского
зарубежья первой половины ХХ века в современной теории и практике гражданско-патриотического воспитания школьников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика.
Психология. Социокинетика. - 2015. - Том 21. - С. 164 - 167.
14. Дебердеева Т.Х. К проблеме духовно-нравственного образования
(аксиологические аспекты) // Россия в переломные периоды истории: научные проблемы и вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи: Сборник материалов Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием. - Иваново: ИРОИО, 2012. - С. 291 - 295.
15. Дубровин В.Л. Патриотизм как ресурс социального самоопределения в российском обществе: Дис. ... канд. соц. наук. - Майкоп,
2015. - 165 с.
16. Ешев М.А. Патриотизм как ценностный ориентир студенческой молодежи: Дис. ... канд. соц. наук. - Майкоп, 2010. - 164 с.
17. Иванова С.Ю. Патриотизм в культуре современной России: Дис. ... док. филос. наук. - Ставрополь, 2004. - 403 с.
18. Ивашов Л.Г. Проблемы патриотизма и власть // Патриотизм народов России: традиции и современность: Материалы межрег. научн.- практ. конф. - М.: Триада-фарм, 2002. - С. 36 - 39.
19. Козлов A.A. Гражданственность и патриотизм современной молодежи как социально-нравственная проблема // Будущее России в молодежном сознании. - СПб., 2003. - С. 110 - 118.
20. Колябина Т.С. Формирование патриотизма и гражданственности как комплекса социокультурных и духовных ценностей в условиях становления институтов российской социальной идентичности и государственности: Дис. ... канд. соц. наук. - Краснодар, 2006. - 138 с.
21. Коновалова Г.А. Организационно-педагогические условия патриотического воспитания учащихся в современной общеобразовательной школе: Дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2003. - 173 с.
22. Концепция развития национального образования в Республике Татарстан на 2015 - 2030. - Казань, 2015. - 45 б.
23. Коробанов В.А. Патриотическое воспитание молодежи в условиях политической трансформации российского общества: Дис. ... канд. полит. наук. - Саратов, 2005. - 184 с.
24. Кострулева И.В. Содержание и организация патриотического воспитания учащихся в условиях регионализации образовании: Дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2003. - 134 с.
25. Котруца Л.Н. Формирование патриотического сознания у старшеклассников в школьной системе воспитания: Дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2009. - 208 с.
26. Краткий политический словарь. - М., 1983. - 370 с.
27. Куликов С.П. Патриотизм в российском обществе: поколенческая специфика, стратегии регенерации и риски имитации: дис. ... канд. соц. наук. - Майкоп, 2016. - 160 с.
28. Лебедева О.В. Условия разрешения противоречий в процессе патриотического воспитания школьников // Воспитание школьников. - 2015. - № 7. - С. 3 - 11.
29. Лукинова А.В. Патриотическое воспитание в современной России // Педагогическое образование и наука. - 2007. - №5. - С. 46 - 47.
30. Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище // Сочинения. - М.: АПН РСФСР, 1951. - Т. 5. - С. 407 - 419.
31. Морозова О.Е. Патриотизм как условие и условия для
патриотизма // Россия в переломные периоды истории: научные проблемы и вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи: Сборник
материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Иваново: ИРОИО, 2012. - С. 332 - 336.
32. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебнометодическое пособие. - Белгород: ИД “Белгород” НИУ “БелГУ”, 2013. - 156 с.
33. Нестеревич И.Л. О патриотическом воспитании юношества в современных условиях // Воспитание школьников. - 2013. - №6. - С.65 - 68.
34. Парашин А.Ю. Патриотизм: историко-социологический анализ: Дис. ... канд. соц. наук. - М., 2006. - 171 с.
35. Полищук И.А. Гражданско-патриотическое воспитание
школьников в музейно-образовательной среде: дис. ... канд. пед. наук. - Спб., 2013. - 188 с.
36. Рожков М.И. Конспекты уроков для учителя 10 - 11 классов
общеобразовательных учреждений: Воспитание гражданина: уроки
социальности. - М.: Владос, 2011. - 145 с.
37. Солодова Г.Г. Гражданское развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы: Учебное пособие. Часть 7. -Кемеровский госуниверситет. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. - 107 с.
38. Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в
общеобразовательных учреждениях России (историко-педагогические
аспекты): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2001.- 37 с.
39. Суравнева И.М. Героизм как социальный феномен: автореф. дис. ... канд. фил. наук. - Тверь, 2006. - 18 с.
40. Сухомлинский В. А. Воспитание патриотизма в советской школе: из опыта работы сельской школы. - М.: Учпедгиз, 1959. - 148 с.
41. Тихомиров Г.А. Социально-философское исследование феномена патриотизма: Дис. ... канд. филос. наук. - Чебоксары, 2008. - 153 с.
42. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития // Педагогика. - 1999. - № 8. - С. 45 - 51.
43. Харламов И.Ф. Педагогика. Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Гардарики. - 1999. - 520 с.
44. Шубин Ю.А. Национально культурная идентичность как проблема современной культурологи // Вестник МГУКИ, 2011. - №4. - С. 42 - 46.
Интернет-ресурсы:
45. Гайсин Рахим Мухаметович. Персоналии. - URL:
https://lkelabuga.jimdo.com/персоналии/гайсин-р-м/; дата обращения:
11.02.2019.
46. Концепция патриотического воспитания детей и молодежи в
Республике Татарстан. - URL: http://docs.cntd.ru/document/422407771; дата
обращения: 11.02.2019.
47. Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм: сущность,
особенности, основные направления. - URL: http://st-
hum.ru/content/lutovinov-vi-sovremennyy-rossiyskiy-patriotizm-sushchnost- osobennosti-osnovnye-napravleniya. - дата обращения: 11.02.2019.
48. Программа воспитания патриотизма «Рать» / под ред. С.В.
Барановой. - URL:
https: //www.litres.ru/static/or4/view/or.html?baseurl=/pub/t/592395 .&uuid=3 6B60 A7D-B058-45DB-87D0-
1AD876D3BBAD&art=592395&trials=1&user=439389159&file=8256923&trial= 1&price=29.95&texttrialbutton=Купить%20полную%20версию%20за%2029.95 &uilang=ru&catalit2&half=1; дата обращения: 11.02.2019.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования. - URL: http://www.fgos-
kurgan.narod.ru/Doc/fgos-ooo.doc. - дата обращения: 11.02.2019.
50. МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №10" ЕМР РТ .URL: https://edu.tatar.ru/elabuga/sch10; дата обращения: 11.02.2019.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ