ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ПЕРВАЯ ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ 5
1.1. Сущность и содержание гражданско-патриотического воспитания в
образовательном процессе 5
1.2. Анализ школьных учебных программ и учебников, направленных
на гражданско-патриотическое воспитание учащихся 14
Выводы по первой главе 21
ВТОРАЯ ГЛАВА. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМОГО КЛАССА В МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №10" ЕМР РТ 23
2.1. Выявление уровня гражданско-патриотических качеств у учащихся
седьмых классов в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №10" ЕМР РТ 23
2.2. Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся седьмых классов в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №10" ЕМР РТ 35
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПЕРВАЯ ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ 5
1.1. Сущность и содержание гражданско-патриотического воспитания в
образовательном процессе 5
1.2. Анализ школьных учебных программ и учебников, направленных
на гражданско-патриотическое воспитание учащихся 14
Выводы по первой главе 21
ВТОРАЯ ГЛАВА. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СЕДЬМОГО КЛАССА В МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №10" ЕМР РТ 23
2.1. Выявление уровня гражданско-патриотических качеств у учащихся
седьмых классов в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №10" ЕМР РТ 23
2.2. Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся седьмых классов в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №10" ЕМР РТ 35
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
Актуальность темы. Воспитанию гражданско-патриотических качеств уделяется достаточно большое внимание как со стороны ученых, так и в практике педагогической деятельности. Как отмечает А.К.Быков, «патриотическое воспитание стало одним из самых изучаемых по отношению к другим видам воспитания» [Быков, 2011: 14].
Основы теоретической и практической разработки гражданско-патриотического воспитания установлены в официальных документах Российской Федерации и Республики Татарстан, подобных тому, как «Концепция развития национального образования в Республике Татарстан на 2015 - 2030 годы», «Концепция патриотического воспитания детей и молодежи в Республике Татарстан», «Стратегия государственной молодежной политики Национальная концепция молодежной политики Республики Татарстан до 2030 года», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения и другие законодательные акты, предметом которых является развитие сферы образования, повышение качества обучения и воспитания. Процесс гражданско-патриотического воспитания учащихся испытывает и мощное влияние событий, происходящих в общественной жизни России который прослеживается в санкциях, присоединение Крыма, событий в Сирии. Такие общественные процессы как расслоение общества, изменение престижности определенных профессий (рос престижа предпринимательской, коммерческой, банковой и т.д. деятельности), маргинализация общества также оказывают влияние на процесс гражданского и патриотического воспитания. Вышесказанное подтверждает актуальность темы исследования.
Теоретические основы исследования составляют труды В.Л.Дубровина [Дубровин, 2015], С.П.Куликова [Куликов, 2016] изучивших феномен «патриотизм», «гражданственность» в философском, социологическом аспектах; труды И.В.Суколенова [Суколенов, 2001], И.А.Полищук [Полищук, 2013], Л.М.Героевой [Героева, 2016] где поднимаются проблемы воспитания гражданско-патриотических ценностей в школе и предлагаются разные пути решения этого вопроса; учебники русского языка [Баранов, Ладыженская, Тростенцова, 2017], татарского языка [Гарипова, Айдарова, Нэбиуллина, 2015], [Максимов, Нэбиуллина, 2015], истории [Арсентьев, Данилов, 2017], обществознания [Боголюбов, Городецкая, 2017].
Целью исследования является теоретическое изучение и экспериментальная проверка эффективности урочной и внеурочной деятельности в формировании гражданско-патриотических качеств у учащихся в условиях общеобразовательной школы.
Исходя из поставленной цели, предполагается решить следующие задачи:
- изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме гражданско-патриотического воспитания в условиях современной школы и определить сущность и содержание ключевых понятий исследования;
- проанализировать школьные программы и учебники с точки зрения их воспитательного потенциала;
- организовать экспериментальную работу по повышению уровня гражданского и патриотического воспитания у учащихся;
- проанализировать результаты экспериментальной работы.
Объект работы - процесс гражданско-патриотического воспитания в условиях современной общеобразовательной школы.
Предмет исследования определён как процесс гражданско - патриотического воспитания учащихся седьмых классов в общеобразовательной школе.
Методы исследования:
- анализ теоретической литературы по проблеме гражданского и патриотического воспитания;
- сравнение;
- обобщение (при изучении сущности гражданско-патриотического воспитания)
- диагностические методы (анкетирование, наблюдение).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности педагогов современной школы. Результаты исследования могут быть учтены в дальнейшей работе по гражданско патриотическому воспитанию в МБОУ "СОШ №10" ЕМР РТ.
Базой исследования является муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» Елабужского муниципального района Республики Татарстан (ЕМР РТ), учащиеся седьмых класса «А»и «Б».
Структура, выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего пятьдесят источников.
Во введении обосновываются актуальность темы, описывается теоретическая основа выпускной квалификационной работы, определяются объект и предмет, база исследования, ставятся цели и задачи, перечисляются методы исследования, обосновывается практическая и теоретическая значимость работы, указывается структура.
Первая глава посвящена определению сущности и содержания гражданско-патриотического воспитания в образовательном процессе, анализу школьных учебных программ и учебников, направленных на гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Во второй главе выявляется, обосновывается и экспериментально проверяется гражданско-патриотический воспитательный потенциал урочной и внеурочной деятельности.
В заключении подводятся итоги. В список литературы включены учебники, научные и методические труды, интернет-ресурсы раскрывающие изучаемую проблему.
Апробация: основные положения исследования докладывались на 50-й Итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (апрель, 2019).
Основы теоретической и практической разработки гражданско-патриотического воспитания установлены в официальных документах Российской Федерации и Республики Татарстан, подобных тому, как «Концепция развития национального образования в Республике Татарстан на 2015 - 2030 годы», «Концепция патриотического воспитания детей и молодежи в Республике Татарстан», «Стратегия государственной молодежной политики Национальная концепция молодежной политики Республики Татарстан до 2030 года», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения и другие законодательные акты, предметом которых является развитие сферы образования, повышение качества обучения и воспитания. Процесс гражданско-патриотического воспитания учащихся испытывает и мощное влияние событий, происходящих в общественной жизни России который прослеживается в санкциях, присоединение Крыма, событий в Сирии. Такие общественные процессы как расслоение общества, изменение престижности определенных профессий (рос престижа предпринимательской, коммерческой, банковой и т.д. деятельности), маргинализация общества также оказывают влияние на процесс гражданского и патриотического воспитания. Вышесказанное подтверждает актуальность темы исследования.
Теоретические основы исследования составляют труды В.Л.Дубровина [Дубровин, 2015], С.П.Куликова [Куликов, 2016] изучивших феномен «патриотизм», «гражданственность» в философском, социологическом аспектах; труды И.В.Суколенова [Суколенов, 2001], И.А.Полищук [Полищук, 2013], Л.М.Героевой [Героева, 2016] где поднимаются проблемы воспитания гражданско-патриотических ценностей в школе и предлагаются разные пути решения этого вопроса; учебники русского языка [Баранов, Ладыженская, Тростенцова, 2017], татарского языка [Гарипова, Айдарова, Нэбиуллина, 2015], [Максимов, Нэбиуллина, 2015], истории [Арсентьев, Данилов, 2017], обществознания [Боголюбов, Городецкая, 2017].
Целью исследования является теоретическое изучение и экспериментальная проверка эффективности урочной и внеурочной деятельности в формировании гражданско-патриотических качеств у учащихся в условиях общеобразовательной школы.
Исходя из поставленной цели, предполагается решить следующие задачи:
- изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по проблеме гражданско-патриотического воспитания в условиях современной школы и определить сущность и содержание ключевых понятий исследования;
- проанализировать школьные программы и учебники с точки зрения их воспитательного потенциала;
- организовать экспериментальную работу по повышению уровня гражданского и патриотического воспитания у учащихся;
- проанализировать результаты экспериментальной работы.
Объект работы - процесс гражданско-патриотического воспитания в условиях современной общеобразовательной школы.
Предмет исследования определён как процесс гражданско - патриотического воспитания учащихся седьмых классов в общеобразовательной школе.
Методы исследования:
- анализ теоретической литературы по проблеме гражданского и патриотического воспитания;
- сравнение;
- обобщение (при изучении сущности гражданско-патриотического воспитания)
- диагностические методы (анкетирование, наблюдение).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности педагогов современной школы. Результаты исследования могут быть учтены в дальнейшей работе по гражданско патриотическому воспитанию в МБОУ "СОШ №10" ЕМР РТ.
Базой исследования является муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» Елабужского муниципального района Республики Татарстан (ЕМР РТ), учащиеся седьмых класса «А»и «Б».
Структура, выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего пятьдесят источников.
Во введении обосновываются актуальность темы, описывается теоретическая основа выпускной квалификационной работы, определяются объект и предмет, база исследования, ставятся цели и задачи, перечисляются методы исследования, обосновывается практическая и теоретическая значимость работы, указывается структура.
Первая глава посвящена определению сущности и содержания гражданско-патриотического воспитания в образовательном процессе, анализу школьных учебных программ и учебников, направленных на гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Во второй главе выявляется, обосновывается и экспериментально проверяется гражданско-патриотический воспитательный потенциал урочной и внеурочной деятельности.
В заключении подводятся итоги. В список литературы включены учебники, научные и методические труды, интернет-ресурсы раскрывающие изучаемую проблему.
Апробация: основные положения исследования докладывались на 50-й Итоговой научно-образовательной конференции студентов Елабужского института КФУ (апрель, 2019).
Одним из приоритетных направлений в современном образовательном процессе является гражданско-патриотическое воспитание учащихся. Воспитание гражданина и патриота является составной частью образовательного процесса и представляет собой систематическую и целенаправленную работу по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. В данной выпускной квалификационной работе гражданско-патриотическое воспитание понимается как систематическая, специально организованная деятельность по формированию личности, обладающей активной гражданской позицией, ответственностью за свой нравственный, политический и правовой выбор, культурно-историческими ценностями, национальным самосознанием, любовью к своей Родине, стремлением к гражданскому самоопределению; содействующей развитию Отечества при сочетании личных и общественных интересов.
Результативность гражданско-патриотического воспитания находится в прямой зависимости от общественных отношений, которые сложились в социуме, господствующей идеологии, но в то же время значима и роль урочной и внеурочной деятельности. Анализ учебников показал, что уроки, построенные согласно материалу современных учебников, могут быть восприняты как средство формирования гражданско-патриотических качеств. Учебники истории знакомят с достижениями прошлых лет, а некоторые страницы истории, наоборот, являются печальным и поучительным уроком. Учебники по литературе воспитывают гордость литературным наследием, восхищение такими личностями как А.С.Пушкин, В.Г.Королев, Г.Тукай, Ф.Карим. Значителен потенциал гражданского воспитания учебников по обществознанию. Так, в седьмом классе на данных уроках учащиеся учатся читать, понимать и жить по законам, проявлять мужество во благо Отечества, отвечать за экологического благополучие родного края, управлять бюджетом семьи и так далее. Это все - позиция истинного гражданина и патриота. Тем не менее мы исходим из того, что только урочная деятельность не является эффективной в достижении высоких результатов в гражданско-патриотическом воспитанию, необходимо ее сочетание с внеурочной деятельностью.
С целью изучения потенциала общеобразовательной школы в формировании патриотизма нами был организована экспериментальная работа на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Участниками экспериментальной работы стали учащиеся седьмого класса «А» в количестве 25 человек (экспериментальная группа) и седьмого класса «Б» в количестве 29 человек (контрольная группа). Нами был составлен и реализован план работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Согласно этому плану были проведены разные виды работ: во время индивидуальных внеурочных работ учащиеся готовили научно-исследовательские работы по истории и литературе. Массовые внеурочные работы также были широко использованы: мы ходили в музеи города Елабуга, участвовали в гражданско-патриотических акциях (охрана памятников, благотворительная ярмарка, посещение детского дома с программой самодеятельного концерта), устраивали встречи со знаменитыми земляками (например, с поэтом, певцом, ученым Рахимом Гайсиным), определенная часть классных часов имела ярко-выраженную направленность на гражданско-патриотическое воспитание.
Реализация плана показала, что урочная и внеурочная деятельность являются эффективным средством гражданско-патриотического воспитания, что подтвердилось при повторной диагностике.
Конечно, данная выпускная квалификационная работа не претендует на полноту раскрытия темы. Именно в условиях многонациональной и многоконфессиональной Республики Татарстан проблема патриотического воспитания должна быть раскрыта еще больше. А также перспективными направлениями изучения данной темы мы считаем исследование влияния социокультурных условий в формировании гражданско-патриотической воспитанности, усиление роли семьи в воспитании гражданско-патриотически устойчивой личности.
Результативность гражданско-патриотического воспитания находится в прямой зависимости от общественных отношений, которые сложились в социуме, господствующей идеологии, но в то же время значима и роль урочной и внеурочной деятельности. Анализ учебников показал, что уроки, построенные согласно материалу современных учебников, могут быть восприняты как средство формирования гражданско-патриотических качеств. Учебники истории знакомят с достижениями прошлых лет, а некоторые страницы истории, наоборот, являются печальным и поучительным уроком. Учебники по литературе воспитывают гордость литературным наследием, восхищение такими личностями как А.С.Пушкин, В.Г.Королев, Г.Тукай, Ф.Карим. Значителен потенциал гражданского воспитания учебников по обществознанию. Так, в седьмом классе на данных уроках учащиеся учатся читать, понимать и жить по законам, проявлять мужество во благо Отечества, отвечать за экологического благополучие родного края, управлять бюджетом семьи и так далее. Это все - позиция истинного гражданина и патриота. Тем не менее мы исходим из того, что только урочная деятельность не является эффективной в достижении высоких результатов в гражданско-патриотическом воспитанию, необходимо ее сочетание с внеурочной деятельностью.
С целью изучения потенциала общеобразовательной школы в формировании патриотизма нами был организована экспериментальная работа на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Участниками экспериментальной работы стали учащиеся седьмого класса «А» в количестве 25 человек (экспериментальная группа) и седьмого класса «Б» в количестве 29 человек (контрольная группа). Нами был составлен и реализован план работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. Согласно этому плану были проведены разные виды работ: во время индивидуальных внеурочных работ учащиеся готовили научно-исследовательские работы по истории и литературе. Массовые внеурочные работы также были широко использованы: мы ходили в музеи города Елабуга, участвовали в гражданско-патриотических акциях (охрана памятников, благотворительная ярмарка, посещение детского дома с программой самодеятельного концерта), устраивали встречи со знаменитыми земляками (например, с поэтом, певцом, ученым Рахимом Гайсиным), определенная часть классных часов имела ярко-выраженную направленность на гражданско-патриотическое воспитание.
Реализация плана показала, что урочная и внеурочная деятельность являются эффективным средством гражданско-патриотического воспитания, что подтвердилось при повторной диагностике.
Конечно, данная выпускная квалификационная работа не претендует на полноту раскрытия темы. Именно в условиях многонациональной и многоконфессиональной Республики Татарстан проблема патриотического воспитания должна быть раскрыта еще больше. А также перспективными направлениями изучения данной темы мы считаем исследование влияния социокультурных условий в формировании гражданско-патриотической воспитанности, усиление роли семьи в воспитании гражданско-патриотически устойчивой личности.
Подобные работы
- ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Организация гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, делопроизводство. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Методика организации внеурочной работы по истории по теме «Военные в городах Западной Сибири во второй половине XIX — начале XX в.» в системе гражданско-патриотического воспитания школьников
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Содержание и организация патриотического воспитания учащихся в условиях регионализации образования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - Клуб «Десантник» как форма патриотического воспитания школьников в образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Клуб «Десантник» как форма патриотического воспитания школьников в образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



