Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Работа №94664

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы123
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
105
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА 17
Глава 1.1 Проблемы формирования граждански-патриотического воспитания в истории российского образования 17
Глава 1.2 Сущность и особенности гражданско-патриотического воспитания в период социальных перемен в обществе. Ошибка! Закладка не определена. 1
Глава 1.3 Содержательно-технологическая модель гражданско- патриотического воспитания учащихся на современном этапе развития общества 42
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 56
2.1 Сущность гражданско-патриотического воспитания школьников и критерии оценки его уровня у учащихся в учебно-воспитательном процессе. ..56
2.2 Опытно-поисковая работа по развитию качеств гражданско-
патриотического воспитания школьников среднего звена 72
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
формированию гражданственности и патриотизма у учащихся 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ 100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 109

В 90-е годы ХХ века общественно-политический кризис, вызванный распадом СССР, экономический спад, социальное расслоение общества, ока­зали негативное влияние на духовно-нравственное состояние народа, приве­ли к потери моральных ориентиров и снижению воспитательного воздей­ствия общественных институтов. Данные причины привели к постепенной утрате традиционных для нашего общества ценностей отечественной культу­ры. Разрушение сложившихся традиций семейного уклада, тенденция паде­ния престижа военной службы - все это оказало негативное влияние на фор­мирование патриотического сознания общества в целом, в особенности под­растающего поколения.
Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания граждан приводит к ослаблению социально-экономических, духов­ных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определя­ется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспита­ния граждан России.
Хочется отметить, что с укреплением государственности, возрождени­ем экономики, возвращением России на мировую арену в качестве великой державы, подъемом уровня жизни россиян в начале 2000-х годов, в нашей стране начался подъем культурно-исторических и гражданско- патриотических традиций и устойчивому развитию общества. стране
Ведущую роль в развитии гражданско-патриотического воспитания в нашей стране играет государственная поддержка и создание целевых про­грамм развития и укрепления гражданско-патриотического воспитания.
Начиная с 2000-х годов в России были предприняты значительные уси­лия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граж­дан Российской Федерации. В 2001 - 2015 годах реализованы 3 государ­ственные программы патриотического воспитания1.
В целях совершенствования и развития системы патриотического вос­питания граждан Российской Федерации Правительством РФ в 2003 году принята Концепция патриотического воспитания граждан Российской Феде­рации, а в 2005 году - государственная программа «Патриотическое воспита­ние граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы». На 2011 -2015 и наконец на 2016-2020 е годы принята программа «Патриотическое воспита­ние граждан Российской Федерации.
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институ­тов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защи­те интересов Родины, повышения уровня консолидации общества для реше­ния задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к вели­кой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеюще­го активную жизненную позицию2.
В соответствии с «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года» общеобразовательные школы в ближайшие десяти­летия призваны обеспечивать3:
- воспитание высоких духовно-нравственных принципов и граж­данской ответственности, любви и преданности своему Отече­ству, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;
• формирование патриотических чувств и сознания молодежи на основе культурно-исторических ценностей, славных трудовых и боевых традиций российского народа, почитания святынь и цен­ностей многонационального государства;
• изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе;
• формирование глубокого понимания конституционного граждан­ского и воинского долга, развитие высокой культуры и образо-
4 ванности.
Любовь к Родине у детей начинается с создания простейших духовных и материальных ценностей и восхищения красотой окружающего мира. Даль­нейшее воспитание этого чувства связано с осознанием и присвоением тради­ционных ценностей отечественной культуры: долгом, любовью и самопожерт­вованием, уважением старших, духовным развитием, сохранением историче­ского и культурного наследия России, национальной культуры, исторической преемственностью поколений, национальной и религиозной терпимостью, культурой мира, культурой межэтнических отношений, толерантным сознани­ем.
Изучение философской, психолого-педагогической литературы пока­зывает, что в России всегда большое внимание уделялось воспитанию моло­дого поколения в духе любви к Родине, бережного отношения к ценностям традиционной культуры.
Таким образом, проблема патриотизма не нова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир выдвигает более сложные гра­ни этой проблемы. Прогрессивные мыслители прошлого (Аристотель, Со­крат, Авиценна и др.) оставили бесценное наследие по воспитанию у подрас- 4 тающего поколения любви к родине. Большой вклад в проблему воспитания подрастающего поколения внесли В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, Н.М. Карамзин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский5 и др. Они уделяли внимание тому, как нужно воспитывать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства. В разработку теории и практики патриоти­ческого народного воспитания значительный вклад внесли П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.П. Шацкий6 и др.
Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриоти­ческого воспитания подрастающего поколения. В настоящее время в этой об­ласти ведутся исследования по следующим направлениям: теория и практика патриотического воспитания подрастающего поколения в современных усло­виях (И.А. Агапова, М.П. Бузский, В.А. Датский, В.В. Дьяченко, Т.А. Коно­валов, В.П. Лукьянова и др.); патриотическое воспитание школьников сред­ствами народной педагогики (Н.А. Ануфриева, А.А. Аронов, Г.И. Батурина, Г.Х. Валеева, Л.А. Ибрагимова, Я.И. Ханбиков и др.); патриотическое воспи­тание учащихся в процессе обучения в рамках учебных предметов (И.Е. Бе­лухина, Е.И. Деренский, Ю.В. Лазарев, А.Н. Любарский, Р.Л. Рождествен­ская, В.Н. Устякин и др.); военно- патриотическое воспитание учащихся (Л.А.Бублик, Ю.С. Васютин, А.Н. Вырщиков, Х.Г. Фаталиев, Е.Н. Цветаев и др.)...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение следует отметить, что проблема гражданско- патриотического воспитания подрастающего поколения всегда была акту­альна в России. На современном этапе развития педагогической науки воз­росло внимание к проблематике патриотического воспитания школьников как важнейшему средству формирования всесторонне развитой личности. Воспитание патриотизма и чувств гражданственности у подрастающего по­коления призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в стране гражданского общества. В настоящее время патрио­тизм идентифицируется с такими качествами личности, как любовь к боль­шой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, соци­альная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимые деятельность и поведение.
Критерием сформированности чувства гражданственности у подраста­ющего поколения является формирование ответственности за свое Отече­ство. Изучение философской, психолого-педагогической литературы показы­вает, что в России всегда большое внимание уделялось воспитанию молодого поколения в духе любви к Родине, бережного отношения к ценностям тради­ционной культуры. Мы исходили из того, что «гражданско-патриотическое воспитание» понимали как целенаправленный процесс взаимодействия педа­гогов, учащихся и их родителей, социальной среды, направленный на фор­мирование гражданского самосознания, патриотических взглядов, убеждений и чувств, уважительного отношения к истории своей страны, ее культурным традициям и ценностям. Цель гражданско-патриотического воспитания в нашем понимании есть формирование гражданственности и патриотизма как интегративного качества личности.
Проведенная исследовательская работа в целом подтвердила выдвину­тую гипотезу и позволила сделать следующие выводы:
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами традиционной отечественной культуры становится более эффективным, если обеспечена целенаправленная воспитательная деятельность учащихся на ос­нове интеграции отечественных традиционных ценностей с современными педагогическими технологиями;
Патриотическое воспитание детей школьного возраста - это целена­правленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с це­лью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие по­требности деятельности на общую пользу.
Большой педагогический потенциал воспитания патриотизма заложен во внеурочной деятельности школьников.
Ценности традиционной отечественной культуры являются средства­ми педагогического гражданско- патриотического воспитания;
Научно обоснована идея духовной преемственности традиционных ценностей гражданско-патриотического воспитания в отечественной культу­ре.
Выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие эффективному осуществлению процесса гражданско-патриотического воспи­тания учащихся ценностями традиционной отечественной культуры: инте­грация учебной и внеучебной воспитательной гражданско-патриотической деятельности; кооперация педагогов и родителей в гражданско- патриотиче­ском воспитании учащихся; Под внеурочной деятельностью понимают обра­зовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно­урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
В условиях школы доступны следующие виды внеурочной деятельно­сти: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, трудовая, спортив­но-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность, проблемно­ценностное общение; социальное и художественное творчество.
Раскрыта структура содержательных и процессуальных компонентов процесса развития педагогической деятельности по гражданско- патриотическому воспитанию учащихся ценностями традиционной отече­ственной культуры. Она представляет собой взаимосвязь информационной, развивающей, ориентационной, исследовательской, аналитической, прогно­стической и проективной функций;
Разработаны авторская образовательная программа гражданско- патриотического воспитания учащихся на основе интеграции традиционной культуры и современной педагогической практики, конспекты уроков, прак­тических занятий, викторин, олимпиад;
Результаты исследования могут быть использованы учителями гума­нитарного и художественно-эстетического циклов общеобразовательных школ при планировании уроков с целью воспитания проектируемых качеств и приобщения подрастающего поколения к отечественной культуре.
В современной школе гражданско-патриотическое воспитание уча­щихся должно стать приоритетной задачей и ценности отечественной куль­туры должны играть в этом процессе ведущую роль. Для достижения этой цели требуется выполнение следующих задач:
Целенаправленная организация воспитательной деятельности уча­щихся гражданско-патриотическим содержанием в учебной и внеучебной ра­боте.
Утверждение в сознании и чувствах школьников духовно- нравствен­ных ценностей, взглядов и убеждений, сформулированных отечественной культурой; уважения к культурному и историческому прошлому многонаци­ональной России, к отечественным традициям, повышение престижа созида­тельно-добротворческой деятельности на благо Родины...


1. Агапова ИА. Патриотическое воспитание в школе. - М., 2002. - 212 с.
2. Акчурин. Все зависит от нас. Информационный портал Правительства Москвы
3. Антологическая педагогика развития Древней Руси и Русского госу­дарства XIV - XVI вв. /сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Миноров. - М., 1985.
4. Аронов A.A. Воспитывать патриотов. -М.: Просвещение, 1989. - с.175.
5. Аронов A.A. Растить патриотов. -М.: ДОСААФ, 1988. - с.ЮЗ.
6. Афанасьева M.JI. Патриотическое воспитание младших подростков как направление деятельности классного руководителя./Автореф. дисс. канд. пед. наук.-М., 2008.-26 с.
7. Безрукова B.C. Теория педагогической интеграции как методологиче­ское знание// Интеграционные процессы в педагогической теории и практи­ке: Сб. науч. тр. Вып.2.- Свердловск, 1991. - С.5-13.
8. Белевцев В.А., Беляев A.B. Роль государственного вуза в воспитании пат­риотизма и гражданственности. Ставрополь. - Вестник., №25, 2000. - с.З
9. Беленчук Л.И. Концепция национального воспитания на рубеже 19-20 ве­ков// Педагогика. - 1999. -№5. - С.89-93.
10. Беляев A.B. Социально-педагогические основы формирования граж­данственности учащейся молодежи. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997. - с.204
И. Беляев A.B. Социально-педагогические проблемы гражданственности: История и современность. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1996. - с.186. 12. Беспя- това Н.К., Яковлев Д.Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подрост­ков как средство социализации. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 192 с. 12. Библер B.C. Диалог культур и школа 20 века // Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. / Под ред. В.С.Библера. Кемерово: Гуманитарный центр «Алеф»,
1993. - с.9-187.
14. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшекласс­ников: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1988. - с.204.
15. Борисов Л.П. Осовиахим. Страницы истории. 1927-1941 годы //Вопросы истории. 1965. № 6. с. 16-19...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ