Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политическая комедия классических Афин как инструмент гражданско- патриотического воспитания

Работа №96675

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ГРАЖДАНСКО -ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 11
1.1 Основные понятия и сущность гражданско -патриотического
воспитания 25
1.2 Гражданско-патриотическое воспитание школьников 34
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ КЛАССИЧЕСКИХ АФИН: ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 35
2.1 Гражданско-патриотические идеи и представление о достойном
гражданине в классических Афинах 46
2.2 Гражданско-патриотическая составляющая политических комедий
Аристофана 64
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР НА УРОКАХ ИСТОРИИ
НА ОСНОВЕ СЮЖЕТОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОМЕДИЙ
АРИСТОФАНА 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 82


В современных условиях, когда общество претерпевает глубочайшие изменения в социально-экономической, политической и культурной жизни, одним из центральных направлений государственной политики и работы образовательных учреждений становится гражданско-патриотическое воспитание. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей и некоторые прочие факторы оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма и гражданственности. В связи с этим происходит снижение и утрата патриотического сознания молодого поколения, нежелание формировать и выражать свою гражданскую позицию, а также содействовать экономическому, политическому, культурному прогрессу России, что, в свою очередь, является угрозой национальной безопасности страны 1. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. В этих условиях становится очевидной необходимость создания системы гражданско-патриотического воспитания как основы консолидации общества и укрепления государства. Эта система должна предусматривать формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях; массовую работу, направленную на повышение формирования гражданско-патриотических качеств личности и общества в целом; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций2.
Формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника невозможно представить без обращения к его возрастным особенностям. Подростковый возраст является переломным, кризисным этапом личностного развития, но одновременно и жизненно важным. Применительно к школьному возрасту важно использовать понятие «гражданско-патриотическая направленность личности» , которое
необходимо использовать в качестве целевой установки при разработке патриотического воспитания. Гражданско-патриотическая направленность личности отражает те психологические структуры личности школьника, которые возможно развивать в системе школьного и дополнительного образования .
Глубокое понимание истории и культуры своего народа имеет решающее значение в формировании патриотических чувств новых поколений. В концепциях возрождения национальных культур должна главенствовать идея повышения значимости гуманитарных знаний в сферах общего и специального образования. При этом на первый план выступает приоритетность воспитания учащихся на национальных культурных традициях, уже апробированных педагогической теорией и практикой многих стран. Исходя из этого, в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям народа, к его вековым корням.
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание школьников, в первую очередь, осуществляется в контексте культуры. Культура вырастает на почве национальной жизни и отражает национальную историю. Мировая художественная культура и отечественная культура, как ее неотъемлемая часть, способны оказать значительное воздействие на человека в формировании его гражданственных и патриотических чувств.
Одним из ярких примеров мировой культуры, являются древнегреческие гражданско-патриотические традиции. Во все исторические эпохи античное наследие воспринималось как вечно живая часть прогрессивной культуры, помогающая движению человечества вперед. Среди замечательных памятников античной литературы почетное место принадлежит творчеству выдающегося древнегреческого драматурга Аристофана. Комедиограф явил миру свои творения в виде острой и злободневной политической комедии, поднимавшей самые важные вопросы общественной жизни своего времени. Аристофан был замечательным поэтом-патриотом, поэтом-гражданином, великолепным мастером политической сатиры, отдавшим свое огромное дарование борьбе за высокие общественные идеалы .
Актуальность исследования обусловлена необходимостью модернизации гражданско-патриотического воспитания в системе образования, связанной с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций гражданско-патриотического воспитания, обновлением его содержания, с обоснованием организационно-педагогических методов повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания в образовательных системах. Эффективность гражданско-патриотического воспитания можно существенно повысить на базе педагогической методологии, востребующей ресурсы гуманитарной культуры, и, прежде всего, драматургического материала с гражданско-патриотической направленностью содержания и образами героев, персонифицирующих духовно-нравственные ценности любви к отечеству и служения Родине.
Целью данного исследования является анализ гражданско - патриотических идей и образов, представленных в комедиях Аристофана, которые могут быть использованы в качестве инструмента гражданско- патриотического воспитания современных школьников.
Объектом исследования являются политические комедии Аристофана в контексте современного гражданско-патриотического воспитания школьников.
Предметом исследования является комплекс гражданско - патриотических идей и образов, представленных в комедиях Аристофана.
Для достижения указанной цели были намечены следующие задачи исследования:
1. Изучить нормативные документы и законодательные акты, определяющие место и значение гражданско-патриотического воспитания в современной России.
2. Рассмотреть теоретические аспекты гражданско-патриотического воспитания.
3. Раскрыть требующие учета при организации патриотического воспитания психолого-педагогические особенности детей младшего подросткового возраста.
4. Изучить политические комедии Аристофана и исторический контекст, в рамках которого они были созданы.
5. Дать характеристику представлениям древних афинян о
достойном гражданине и патриоте (по материалам комедий Аристофана).
6. Разработать методический материал для учащихся пятых классов на тему: «Возможности использования тетрализованных игр на уроках истории на основе сюжетов политических комедий Аристофана».
Хронологические рамки данного исследования двойные: охватывают период между 427 и 388 гг. до н.э., когда протекала литературная деятельность Аристофана, и современный этап - с 2016г., когда была утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» по 2018г.
Территориальные рамки исследования также двойные: включают древние Афины в классический период и современную Россию.
Степень изученности темы. Наиболее авторитетным в литературоведческой среде остается подход, согласно которому комедии Аристофана - злободневная политическая сатира с элементами фантастической утопии. Такой предстает комедия Аристофана в статье В.Б. Ярхо в академическом издании серии «Литературные памятники» в 2002 году (репринт издание - 2008 г.). Это понимание берет свое начало в научных работах 1950-60-х гг.: именно тогда появились посвященные Аристофану фундаментальные труды В.В. Головни , С.И. Соболевского , A.Ф. Лосева . Ключевыми в изучении комедий Аристофана продолжают оставаться вопросы о соотнесенности комедий Аристофана с политической жизнью Афин, а также вопрос о жанровой специфике древней аттической комедии. Оба эти вопроса, тесно связанные друг с другом, далеки от окончательного разрешения, о чем свидетельствуют продолжающиеся дискуссии в научном сообществе. Таким образом, ощущается нехватка фундаментальных монографических работ, посвященных комедиям Аристофана. Многие исследователи соглашаются, что подходы, опирающиеся на противопоставление Аристофана-поэта Аристофану- политическому деятелю, исчерпали свою продуктивность. Следует отметить, что обращение к Аристофану сегодня происходит в контексте научных проблем, в решении которых древняя аттическая комедия играет вспомогательную роль. Так, И.Е. Суриков обращается к Аристофану в связи с изучением религиозного сознания афинян второй половины V в до н. э. , Я.Л. Забудская затрагивает проблематику древней аттической комедии в плане анализа античной трагедии ; при исследовании античных представлений о психологии искусства М.М. Позднев раскрывает взгляды Аристофана на театральное искусство в своей монографии «Психология искусства. Учение Аристотеля» . При широчайшем спектре проблем, связанных с творчеством Аристофана, недостаточное раскрытие пока получил педагогический потенциал комедий Аристофана.
Среди источников, которые были использованы при написании работы, центральное место занимают комедии Аристофана, которые были рассмотрены нами в переводах А.И. Пиотровского, Д.П.Шестакова, Ю.Ф.Шульца, С.К.Апта, К.П. Полонской.
Для выявления представлений о значимости гражданско - патриотического воспитания на современном этапе нами были изучены нормативные документы и законодательные акты. Обращаясь к изучению возрастных особенностей школьников, требующих учета в гражданско- патриотическом воспитании, были проанализирована психологическая и педагогическая литература. С целью определить, к какому выводу уже пришли авторы касательно трудов Аристофана и их воспитательной роли мы рассмотрели научные труды и монографии, историографическую, психологическую, и философскую литературу. Рассматривая в своей работе исторический контекст в рамках исследования, мы обращались к художественной и учебной литературе. Также в ходе исследования автором были использованы в качестве источников публицистика, Интернет-ресурсы. 
Методы, которые были использованы при написании
исследовательской работы:
• общенаучные - анализ, синтез, обобщение;
• частные - конкретно-исторический, сравнительно-исторический, историко-генетический.
Структура работы включает содержание, введение, три главы, заключение и список использованных источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, приводится проблема исследования, характеризуются его объект и предмет, формулируются цель, задачи и гипотеза, оценивается степень научной разработанности проблемы, приводятся методы исследования, используемые автором при написании работы, а также источниковая база исследования. В первой главе анализируется нормативно-правовая база, подтверждающая значимость гражданско-патриотического воспитания на современном этапе, приводится характеристика основных понятий, рассматриваются теоретические основы гражданско-патриотического воспитания в системе, анализируются возрастные особенности школьников, требующие учета в гражданско-патриотическом воспитании. Во второй главе рассматриваются древнегреческие понятия о патриотизме и гражданственности, приводится исторический аспект, на котором были созданы политические комедии, характеризуется роль древнегреческого театра и его воспитательная функция, обосновываются комедии Аристофана в качестве инструмента гражданско - патриотического воспитания. В третьей главе представлена методическая разработка в качестве тетрализованной игры в рамках урока истории на основе сюжетов комедий Аристофана. В заключение данной работы сформулированы основные выводы и перспективы развития.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Гражданско-патриотическое воспитание в образовательной организации - это освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике. Существует множество форм и методов гражданско-патриотического воспитания в образовательной организации, но наиболее прогрессивными из них являются активные методы обучения. В качестве методической разработки в исследовательской работе потому и была предложена тетрализованная игра, основанная на сюжетах политических комедий Аристофана.
В ходе работы нами были изучена нормативно-правовая база, в которой мы нашли подтверждения тому, что формирование гражданственности и патриотизма подрастающего поколения является одной из ключевых задач, которые ставит перед собой государство. В настоящий момент актуальными являются несколько Государственных программ, ставящие своей целью воспитание гражданина и патриота.
Обособленно изучая гражданско-патриотическое воспитание школьников, нами были раскрыты психолого-педагогические особенности детей, требующие учета при организации гражданско-патриотического воспитания, а также обосновано, почему именно этот возраст мы считаем наиболее благоприятных для формирования гражданско-патриотических чувств и нравственных идеалов.
Изучая политические комедии Аристофана и исторический контекст, на котором они были созданы, мы пришли к выводу, что древнегреческий театр имел огромное общественно-воспитательное значение, и каждая постановка являла собой смелое, сатирическое высмеивание людских пороков, несовершенства сторон политической жизни общества. Гражданско-патриотическую направленность комедий отрицать невозможно - комедиограф громогласно обозначает свою позицию патриота, закоренелого любителя старины, в которой было так много близкого его сердцу. Любитель природы и всего мирского, честного и порядочного образа жизни, сторонник здравого смысла и ярый приверженец мира, он поистине мог быть учителем не только для древних греков, но и для любого другого народа. Сохраняя в течение веков отпечаток гения, Аристофан по сей день вызывает к себе неиссякаемый интерес, и предлагает нам вспомнить о том, каковы они - истинные человеческие ценности. Таким образом, можно судить о том, что политические комедии классических Афин актуально будет использовать и в педагогических целях, что обосновывается высоким содержанием в них сюжетов гражданско-патриотической направленности.
Давая характеристику представлениям древних афинян о достойном гражданине и патриоте, опять же опираясь на сюжеты комедий Аристофана, мы можем говорить о том, что истинным гражданином и патриотом комедиограф считал человека, способного к честному труду, к восхвалению плодов своего труда, и как следствие, земли, на которой он живет и которую обрабатывает. Восхваляя в комедиях подвиги своих великих предков, здравый смысл простого земледельца, Аристофан дает нам понять, что истинный патриотизм заключается в человеческом героизме, его добродетели, простоте и прозрачности его нравов.
Разрабатывая методический материал для учащихся пятых классов на тему: «Возможности использования тетрализованных игр на уроках истории на основе сюжетов политических комедий Аристофана» мы поставили себе задачу, выполнение которой позволит нам прививать гражданско- патриотические чувства учащихся в повседневности, придавая, тем самым, этому неотделимую роль от общего образовательного процесса.
Гражданско-патриотическое воспитание в школах сегодня - это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность работы школы по гражданско- патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданско-патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины. Предпринимая попытку воспитывать гражданско- патриотические чувства школьников с помощью драматургического материала, трансформируя гражданско-патриотические идеи и образы, представленные в комедиях Аристофана, мы можем говорить о том, что цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



Нормативные документы
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»: [Электронный ресурс] URL:http://static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsK AErrx2dE4q0ws.pdf
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11- ФКЗ) [Электронный ресурс] URL: http:// constitution.kremlin.ru/
3. Постановление «О национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года»: [Электронный ресурс] URL:https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897):[Электронный ресурс] URL:https://fgos.ru
Произведения античных авторов в русских переводах
1. Аристофан. Комедии и фрагменты [Текст] / Аристофан; пер. А.И. Пиотровского. Изд. подг. В.Н. Ярхо. М.: Ладомир; Наука, 2008.
2. Аристофан. Комедии. [Текст]: в 2 тт. / Аристофан; Общ. ред. Ф. А. Петровского и В.Н. Ярхо. М.: Гос. изд. худ. лит. 1954.
3. Аристотель. Политика. Афинская полития [Текст] / Аристотель; пер.
С.И. Радцига. М.: Государственное социально-экономическое
издательство, 1936.
4. Платон. Протагор [Текст] / Платон; пер. В.С. Соловьева. М.: Феникс, 1998.
5. Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах [Текст] / Плутарх; пер. С. П. Маркиша. М.: Издательство «Наука», 1994.
6. Фукидид. История [Текст] / Фукидид; пер. Г.А. Стратановского.
Отв. ред. Я. М. Боровский. Л.: Наука, 1981.
Учебные и учебно-методические издания
1. Возрастная психология [Текст] :учебное пособие для вузов / Г.С. Абрамова. М.: Академический Проект,2010. - 623 с.
2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность[Текст]:учеб. пособие для студ.пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 624 с.
3. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в период реализации ФГОС. [Текст]:методические рекомендации / Авт.-сост.: Паршина Т.Б., Корнеева Т.П. - Пенза, 2016. -116 с.
4. Игры на уроке истории [Текст]:методическое пособие для учителя / Л.П. Борзова. - М.: Владос - Пресс, 2003. - 160 с.
5. История Древнего мира. [Текст]: Всеобщая история, учебник для 5 класса / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. 3-е изд. М.: - 2015. - 303 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ