Выпускная квалификационная работа.
Введение 3
1 Правотворчество субъектов Российской Федерации: теоретико-правовые аспекты 7
1.1 Понятие и виды правотворчества субъектов Российской Федерации 7
1.2 Правотворческая компетенция субъектов Российской Федерации 15
1.3 Принципы регионального правотворчества в Российской Федерации 19
2 Общая характеристика отдельных видов правотворчества субъектов Российской Федерации 23
2.1 Региональное законотворчество 23
2.2 Подзаконное правотворчество субъектов Российской Федерации 37
2.3 Договорное правотворчество с участием субъектов Российской Федерации 42
3 Проблема унификации субъектов права законодательной инициативы на региональном уровне 47
Заключение 67
Список использованных источников и литературы 71
Правотворчество представляет собой важнейшую форму воздействия уполномоченных органов на общественные отношения посредством принятия, изменения и совершенствования нормативных правовых актов, содержащих в себе обязательные установления, регулирующие те или иные сферы общественной жизни.
Россия представляет собой федеративное государство, в настоящий момент состоящее из 85 субъектов, существенно отличающихся друг от друга по своему историко-культурному и социально-экономическому развитию, сталкивающихся с совершенно различными проблемами на пути своего стабильного и устойчивого развития. Очевидно, что, например, проблемы развития Калининградской области существенно отличаются от проблем Приморского края, проблемы Алтайского края далеки от проблем Краснодарского и т.д. В этом и заключается суть федеративного государства – федеральный центр устанавливает «общие правила», в то время как регионы получают возможность решать свои, подчас уникальные проблемы, самостоятельно, в том числе посредством регионального правотворчества. Несмотря на то, что формально субъекты Российской Федерации (с учетом их деления на республики, края, области и т.д.) равны между собой, фактически в настоящее время Россию можно сравнить с лоскутным одеялом - есть, например, Краснодарский край, где проводятся Олимпийские игры, Чемпионат мира по футболу, автогонки мирового уровня и т.д. И есть Алтайский край, не имеющий такого важного «международного» значения, характеризующийся одним из самых высоких по России уровней сельского населения и т.д., иными словами, край, которому присущи свои проблемы, которые не могут быть решены на общефедеральном уровне.
По сути, предназначение регионального правотворчества в первую очередь и связано с тем, что оно направлено на решение «локальных» проблем того или иного субъекта Российской Федерации посредством правотворческого воздействия.
При этом необходимо отметить, что в современной России со всей очевидностью сложилась ситуация, в соответствии с которой полномочия субъектов Российской Федерации, в том числе в правотворческой сфере, крайне незначительны и формируются по «остаточному принципу» - наиболее важные вопросы общественной жизни, которые регулируются посредством правотворчества, решаются на уровне федерального законодательства, исключительная же компетенция субъектов Российской Федерации, формально установленная ст. 73 Конституции нашего государства, по сути, представляет собой «фикцию», практически не наполненную содержанием. Помимо этого, существует достаточно важная проблема, связанная с отсутствием единого подхода к столь важному вопросу, как система субъектов законодательной инициативы на региональном уровне – например, жители Алтайского края в количестве не менее одного процента от общего числа избирателей в регионе обладают правом законодательной инициативы, в то время как в соседней Новосибирской области граждане вообще не могут выступать субъектами права законодательной инициативы. В целом система субъектов права законодательной инициативы по различным регионам Российской Федерации отличается столь существенно, что не позволяет говорить о едином правовом пространстве в сфере регионального правотворчества.
Кроме того, проблематику регионального правотворчества формируют такие факторы, как отсутствие единого нормативного и теоретического подхода к вопросам структуры региональных парламентов - должны ли они включать в себя две палаты или же достаточно одной, отсутствие единого подхода к системе субъектов права законодательной инициативы на региональном уровне и т.д.
Вышеизложенное и обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
Цель работы – выявление основных проблем в сфере регионального правотворчества в Российской Федерации.
Задачи исследования:
изучить понятие и виды правотворчества субъектов Российской Федерации;
охарактеризовать правотворческую компетенцию субъектов Российской Федерации;
определить принципы регионального правотворчества в Российской Федерации;
исследовать региональное законотворчество;
проанализировать подзаконное правотворчество субъектов Российской Федерации ;
рассмотреть договорное правотворчество с участием субъектов Российской Федерации;
проанализировать проблему унификации субъектов права законодательной инициативы на региональном уровне.
Объектом работы выступают урегулированные нормами права общественные отношения в сфере правотворчества субъектов Российской Федерации.
Предмет настоящего исследования – понятие, виды и принципы регионального правотворчества в Российской Федерации.
Методологию работы составляют как специальные методы (метод моделирования, сравнительно-правовой и др.), так и общенаучные (анализ, синтез, классификация).
Теоретическая база исследования состоит из учебной и научной литературы в области теории государства и права. В частности, можно отметить работы таких авторов, как А. Мелехин, Н. Матузов, А. Малько, Я. Исмагилова, А. Сморчков, А. Черданцев, В. Каменская, А. Лачин и др.
Теоретическая значимость исследования связана с систематизацией представлений об основных проблемах обеспечения единого правового пространства Российской Федерации посредством унификации регионального правотворчества.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что ее результаты и предложения могут быть использованы для совершенствования теории и практики регионального правотворчества.
Нормативная база исследования – федеральное законодательство, законодательство ряда субъектов Российской Федерации (Алтайского края, Новосибирской области, Томской области и др.).
Структурно работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В конце приведен список использованных источников и литературы.
Проведенное исследование понятия, видов и принципов регионального правотворчества в Российской Федерации позволило сделать определенные выводы:
1) Под региональным правотворчеством следует понимать деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию, изменению и отмене юридических норм, регулирующих общественные отношения на территории данного субъекта Российской Федерации.
Значение регионального правотворчества заключается в том, что с учетом большой историко-культурной и социально-экономической дифференциации регионов России на уровне федерального правотворчества учесть специфику всех субъектов федерации практически невозможно.
2) Компетенция субъектов регионального правотворчества в современной России крайне незначительна.
По многим важным вопросам (сферам) общественной жизни, обозначенным в ст. 71 Конституции России, субъекты регионального правотворчества не вправе издавать (принимать) правовые акты.
В отношении вопросов (сфер) совместного ведения, установленных в ст. 72 Конституции, региональное правотворчество скорее является продолжением федерального, но никак не самостоятельным институтом.
Исключительная же компетенция субъектов Российской Федерации, установленная в ст. 73 Конституции, сформирована по остаточному принципу и, по сути, не наполнена реальным содержанием.
3) Систему принципов регионального правотворчества субъектов Российской Федерации можно разделить на общие и частные принципы.
Общие принципы регионального правотворчества должны соответствовать системе принципов правотворчества в целом, т.е. принципам, характерным правотворчеству независимо от его уровня – демократизму, профессионализму, системности, законности и оперативности правотворчества.
Частные принципы регионального правотворчества связаны с необходимостью соблюдения баланса между общегосударственными интересами, установленными федеральным законодательством, и интересами населения конкретного субъекта (региона) Российской Федерации.
4) Региональное законотворчество представляет собой деятельность представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию, изменению и отмене законов, содержащих юридические нормы, регулирующие общественные отношения на территории данного субъекта Российской Федерации.
Сложным и дискуссионным является вопрос о бикамеральной структуре региональных парламентов. Безусловно, наличие верхней палаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в которой, по примеру Совета Федерации, было бы запрещено формирование фракций, препятствовало бы излишней политизированности региональных парламентов.
Кроме того, двухпалатные парламенты очевидно необходимы в сложносоставных регионах, в регионах, характеризующихся сложным этническим составом, а так же в наиболее крупных по населению субъектах Российской Федерации.
5) Региональные подзаконные правотворческие акты, принимаемые (издаваемые) органами исполнительной власти субъектов федерации, несмотря на их низовое положение в иерархии нормативных правовых актов, играют крайне важную роль в нормативно-правовом регулировании общественных отношений на территории конкретного субъекта Российской Федерации, поскольку именно органам исполнительной власти наиболее очевидны и понятные конкретные проблемы, существующие той или иной сфере правового регулирования.
6) Договорное правотворчество, в том числе с участием субъектов Российской Федерации, не всеми исследователями признается в качестве самостоятельного вида правотворчества, многие относят его к подзаконному. Такой подход представляется неверным – договорное правотворчество является самостоятельным видом, который в России был наиболее востребован в период становления современного федерализма, в настоящее время такой вид правотворчества используется редко. Часто заключаемые в настоящее время соглашения, стороной которых выступает субъект Российской Федерации, в частности, соглашения о взаимодействии в области социально-экономического развития муниципалитетов, нормативными правовыми актами не являются и к договорному правотворчеству не относятся.
7) Одной из важнейших проблем регионального законотворчества, препятствующей формированию единого правового пространств Российской Федерации, является отсутствие единого подхода к системе субъектов права законодательной инициативы на региональном уровне, а именно отсутствие права законодательной инициативы у населения многих субъектов Российской Федерации, а так же отсутствие единого подхода к определению численности инициативной группы граждан, полномочной подать законопроект. Очевидно, что если жители Алтайского края таким правом обладают, а жители Новосибирской области не обладают, или же если в Еврейской автономной области для реализации права законодательной инициативы граждан поддержать законопроект должен один из восьмиста жителей региона, а в Краснодарском крае – один из пятидесяти, говорить о единой концепции регионального правотворчества нельзя. Представляется, что право региональной законодательной инициативы граждан с унифицированной численностью должно быть закреплено на уровне федерального законодательства для всех регионов Российской Федерации. При этом очевидно, что с учетом различия в численности населения субъектов РФ, такая численность не должна представлять собой фиксированное число, а определяться как процентное соотношение необходимого количества подписей граждан в поддержку законопроекта к общей численности избирателей, проживающих на территории региона. Одновременно субъектам РФ должно быть предоставлено право снизить количественный порог для группы граждан, полномочной выступать субъектом права законодательной инициативы.
Соответственно, часть 1 ст. 6 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» необходимо изложить в следующей редакции: «Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления, а так же гражданам РФ, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, обладающим активным избирательным правом в количестве не менее одного процента общего их числа. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти данного субъекта Российской Федерации, общественным объединениям. Кроме того, Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть снижено количество граждан, совместно обладающих правом законодательной инициативы.
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 18.12.2018).
2. Федеральный закон от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 09.01.2019).
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2006 года № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 16.01.2019).
4. Устав (Основной закон) Алтайского края от 05 июня 1995 года № 3-ЗС (ред. от 31.01.2018) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 09.01.2019).
5. Устав (Основной закон) Омской области от 26 декабря 1995 года № 136 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 16.01.2019).
6. Устав (Основной закон) Томской области от 26 июля 1995 года № 136 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 16.01.2019).
7. Устав (Основной закон) Новосибирской области от 18 апреля 2005 года № 282-ОЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 16.01.2019).
8. Устав (Основной Закон) Магаданской области от 28 декабря 2001 г. № 218-ОЗ[Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 16.01.2019).
9. Закон Алтайского края от 09.11.2006 г. № 122-ЗС (ред. от 31.10.2018) «О правотворческой деятельности» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 09.01.2019).
10. Регламент Алтайского краевого Законодательного Собрания, принят Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов 09.01.2001 г. № 7 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 09.01.2019).
11. Соглашение между Правительством Алтайского края и администрацией Новичихинского района Алтайского края о взаимодействии в области планирования социально-экономического развития на 2019-й год, заключено 25 июня 2018 года [Электронный ресурс] // Официальный Интернет-портал Правительства Алтайского края – URL: https://www.altairegion22.ru/upload/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 18.12.2018).
12. Договор от 29 ноября 1996 года «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Алтайского края» (утратил силу) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 09.01.2019).
13. Ашин, А.А. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Проблемы формирования и функционирования / А.А. Ашин. – М.: Юрайт. 2015. – 216 с.
14. Валеев, Д.Х. Подзаконное правотворчество на уровне субъектов Российской Федерации: проблемы нормативного регулирования, теории и практики / Д.Х. Валеев – Казань: изд-во КФУ, 2015. – 355 с.
15. Глушинская, И.А. К вопросу о формировании конституционного (уставного) законодательства субъектоа Российской Федерации / И.А. Глушинская // Вестник Псковского государственного университета. – 2016. - № 7. – С. 18-25.
16. Исмагилова, Я.Ф. Правотворчество субъектов федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук / Я.Ф. Исмагилова. – Екатеринбург, 2004. – 26 с.
17. Каменская, Е.В. Региональное правотворчество в Российской Федерации: вопросы теории : автореф. дис. … канд. юрид. наук / Е.В. Каменская. – Саратов, 2005. – 24 с.
18. Кузнецов, С.А. Правотворчество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты : автореф. дис. … канд. юрид. наук / С.А. Кузнецов. – М., 2008. – 24 с.
19. Лачин, А.А. Непосредственная демократия в современной России: проблемы и перспективы / А.А. Лачин. – М.: Городец, 2015. – С. 24-29.
20. Луценко, Е.В. Двухпалатная структура организации законодательных (представительных) органов государственной власти в субъектах Российской Федерации / Е.В. Луценко // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2015. – № 5. – С. 49-53.
21. Матузов, Н.И.. Малько, А.В. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: КноРус, 2013. – 475 с.
22. Медвецкий, О.М. Двухпалатные парламенты России: современность и перспективы / О.М. Медвецкий // Законодательство и экономика. – 2015. - № 12. – С. 74-79.
23. Мелехин, А.В. Теория государства и права / А.В. Мелехин. – М.: Юрайт, 2014. – 530 с.
24. Нерсесянц, В.С. Общая теория государства и права / В.С. Нерсесянц. – М.: Проспект, 1999. – 681 с.
25. Парфенова, Т.А. К вопросу о видах правотворчества в современной юридической науке / Т.А, Парфенова // Вестник Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации. – 2016. - № 2. – С. 77-85.
26. Рыбакова, С.С. Особенности формирования региональных парламентов в субъектах Российской Федерации / С.С. Рыбакова // Среднерусский вестник общественных наук. – 2016. - № 3. – С. 85-89.
27. Синюков, С.В. О понятии правотворчества / С.В. Синюков // Известия Саратовского университета. – 2014. - № 2. – С. 85-90.
28. Сморчков, А.И. К вопросу о проблемах российского федерализма / А.И. Сморчков // Вестник Нижегородского государственного университета им. Лобачевского. – 2016. - № 3. – С. 77-81.
29. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права / А.Ф. Черданцев. – М.: Юрайт, 2014. – 388 с.
30. Чертова, А.В. Правотворчество в Российской Федерации: понятие, виды и принципы / А.В. Чертова. –М.: Юрайт, 2015. – 204 с.
31. Ярва, Р.М. Функциональное назначение двухпалатной структуры парламента субъекта Российской Федерации / Р.М. Ярва // Вестник Самарского государственного университета. – 2015. - № 4. – С. 120-127