Профилактика административных правонарушений в области таможенного дела (Выявление и основы расследования административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов, Пензенский Государственный Университет)
Введение 3
1 Общая характеристика административной ответственности за нарушение таможенных правил 5
1.1 Признаки и элементы состава административного правонарушения в области таможенного дела 5
1.2 Классификация административных правонарушений в области таможенного дела 11
2 Практика и проблемы предупреждения административных правонарушений в области таможенного дела 16
2.1 Методы и механизмы предупреждения административных правонарушений в области таможенного дела 16
2.2 Проблемы профилактики административных правонарушений в области таможенного дела и пути их решения 22
Заключение 25
Список использованных источников 27
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что таможенные правила играют важнейшую роль в обеспечении стабильности внешнеэкономической деятельности и обеспечивают национальную безопасность Российской Федерации. Каждое лицо, совершающее определенные действия, попадающие под нормы таможенного законодательства Евразийского экономического союза и непосредственно Российской Федерации, должно соблюдать требования указанных норм, в противном случае в действиях лица могут быть усмотрены признаки административного правонарушения или уголовного преступления.
При этом следует обратить внимание на важность и значимость профилактики административных правонарушений в области таможенного дела – зачастую такие правонарушения совершаются без прямого умысла, когда лицо попросту не в состоянии разобраться в тонкостях постоянно изменяющегося таможенного законодательства. Очевидно, что большинство административных правонарушений в области таможенного дела в качестве общественно-опасных последствий имеет перемещение на территорию Российской Федерации запрещенных к ввозу товаров, недополучение бюджетом сумм таможенных платежей и т.д. Иными словами, с точки зрения целей и задач таможенной сферы необходимо в первую очередь не карать за совершенные правонарушения, а предупреждать их.
Целью настоящей работы выступает анализ проблематики административных правонарушений в области таможенного дела.
Задачи исследования:
изучить признаки и элементы состава административного правонарушения в области таможенного дела;
провести классификацию административных правонарушений в области таможенного дела;
рассмотреть методы и механизмы предупреждения административных правонарушений в области таможенного дела;
исследовать проблемы профилактики административных правонарушений в области таможенного дела и пути их решения.
Объектом работы выступают общественные отношения в сфере реализации административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела.
Предмет настоящей работы – профилактика административных правонарушений в области таможенного дела.
Методологию работы составляют как специальные методы (метод моделирования, сравнительно-правовой и др.), так и общенаучные (анализ, синтез, классификация).
Научная значимость исследования связана с систематизацией представлений о методах и механизмах предупреждения административных правонарушений в области таможенного дела.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что результаты могут быть использованы для совершенствования практической деятельности органов государственной власти в сфере предупреждения таможенных правонарушений.
Нормативную основу работы составляет действующее законодательство Российской Федерации. В основу теоретической базы исследования положены работы таких авторов, как А. Демичев, О. Бакаева, А. Алехин, Б. Габричидзе, А. Лачин, С. Неткачев и др.
Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения.
В конце приведен список использованных источников.
Проведенный в рамках настоящего исследования анализ профилактики административных правонарушений в области таможенного дела позволяет сделать определенные выводы:
1) Административное правонарушение в области таможенного дела (нарушение таможенных правил) - противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, посягающее на установленные таможенным законодательством Таможенного союза ЕАЭС и Российской Федерации правила таможенного регулирования, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
2) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает 24 состава административных правонарушений в области таможенного дела, которые могут быть классифицированы по различным основаниям – по степени общественной опасности административного правонарушения, по объекту противоправного посягательства и по форме совершения противоправного деяния.
Каждый из указанных составов административных правонарушений в области таможенного дела предусматривает ответственность физических и юридических лиц за нарушение тех или иных таможенных правил, установленных законодательством Таможенного союза ЕАЭС и Российской Федерации.
3) Система методов и механизмов предупреждения административных правонарушений в области таможенного дела должна учитывать многогранный характер причин и условий, способствующих совершению таких правонарушений – далеко не всегда они совершаются умышленно, зачастую административные правонарушения в области таможенного дела совершаются по неосторожности, поскольку субъекты ВЭД и иные лица, вступающие во взаимодействие с таможенными органами, имеют неверное представление о своих обязанностях. Соответственно, кроме жестких карательных мер в систему профилактики административных правонарушений в области таможенного дела так же должны входить меры информационно-предупредительного воздействия, направленные на формирование у физических и юридических лиц верного представления об из обязанностях при пересечении таможенной границы.
4) Основными проблемами в сфере профилактики административных правонарушений в области таможенного дела выступают отсутствие единой нормативно закрепленной системы мер по предупреждению таких правонарушений, сложность и нестабильность таможенного законодательства, а так же несовершенство деятельности таможенных органов Российской Федерации.