СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
I.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ВУЗе…………………………………………………8
1.1.Сущность и структура правосознания будущих юристов ВУЗа………………………………………………………………………………8
1.2. Развитие правосознания будущих юристов в учебно-воспитательном процессе ВУЗа…………………………………………………………………...19
1.3. Критерии, показатели и уровни развития правосознания будущих юристов в ВУЗе………………………………………………………………….31
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ВУЗе………………………………..…………………………….46
2.1. Организация исследования…………………..………………………….….46
2.2. Анализ результатов……………………….………………………………...49
2.3.Выводы…………………………….…………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………60
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………64
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Изменения политической, экономической и культурной жизни страны, новые взгляды на сущность государства и права потребовали обращения к проблеме формирования правового сознания современного общества в условиях становления российского правового государства. В настоящее время существует масса вопросов, требующих оперативного решения в процессе формирования правового сознания. Это в первую очередь правовая безграмотность населения, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, неразвитая идеология правового государства и, как следствие, отрицание правовых принципов. В связи с этим высшая школа должна быть ориентирована на воспитание личности средствами укоренения в правосознании правовых убеждений, ценностных ориентаций, принятия эталонов правомерного поведения, основанных на детализации и глубине правовых знаний и представлений у будущих юристов ВУЗа.
Проблеме правосознания посвящено значительное количество исследовательских работ философов, психологов, педагогов, социологов. Философы представляют правосознание как специфический способ духовного познания действительности, указывают на связь правосознания с нравственностью, описывают генезис правосознания как теоретический объект философского анализа (А.А. Логунов, В.Р. Петров, А.А. Чупров, Ю.В. Шумова и др.). Психологи определяют детерминанты правосознания на различных этапах личностного и профессионального развития индивида (Ю.Л. Ивлев, Ю.В. Старшинов и др.). Социологи исследуют социоструктурный аспект правосознания, раскрывают роль правосознания в формировании гражданского общества России, выявляют его духовные и мировоззренческие основы (О.Ю. Казурова, А.В. Рачипа, С.А. Рослов, Г.А. Шегорцов и др.).
Анализ состояния проблемы позволяет с полным основанием утверждать, что педагогический процесс формирования правосознания будущих юристов ВУЗа, их правового воспитания и формирования правовой культуры исследован явно недостаточно, и выбор темы исследования в этом направлении является весьма актуальным
Актуальность темы подтверждается и тем, что формирование правосознания будущих юристов, как самостоятельная проблема в литературе до сих пор не рассматривалось. Это можно объяснить тем, что подготовка данной категории служащих в образовательных учреждениях России начата относительно недавно. Деятельность будущих юристов специфична по сравнению с гражданскими организациями, как и специализация по сравнению с другими категориями сотрудников
Анализ теории и практики свидетельствует о наличии следующих противоречий между:
– стремительно развивающимся правовым пространством в условиях становления правового государства и низким уровнем развития правосознания личности граждан;
– возросшими требованиями к правовому образованию будущих специалистов и их недостаточной подготовленностью к решению правовых профессиональных вопросов;
– осознанием необходимости решения проблем формирования правосознания студентов как будущих специалистов и недостаточным научно-методическим обеспечением правового образования студентов в процессе их профессиональной подготовки.
Проведенный обзор литературы позволяет говорить о недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости проблемы формирования правосознания будущих юристов.
Основной научной проблемой является развитие правосознания будущих юристов с учетом особенностей их профессиональной деятельности и подготовки.
Объект исследования – правосознание будущих юристов.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития правосознания будущих юристов в вузе.
Цель исследования – выявить психолого - педагогические условия развития правосознания будущих юристов вуза.
Гипотеза исследования - высокий уровень правосознания будущих юристов, является необходимым условием успешной профессиональной деятельности и важным качеством специалиста. Процесс развития правосознания будущих юристов будет успешным в том случае, если правосознание будет рассматриваться как личностная структура аккумулирующая в себе правовые знания, оценочные отношения к праву, способствовать конструированию профессионального поведения.
Согласно цели и гипотезе исследования были намечены следующие его задачи:
1.Провести теоретический анализ обоснования развития правосознания будущих юристов в вузе
2.Определить сущность правосознания будущих юристов в учебно-воспитательном процессе
3.Определить критерии, показатели и уровни развития правосознания будущих юристов в вузе
4. Выявить психолого-педагогические условия развития правосознания будущих юристов в вузе.
5.Выявить психолого-педагогические условия развития правосознания будущих юристов в вузе.
Теоретико-методологическими основами исследования выступают: основные положения педагогической науки в образовательной деятельности: системный подход (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.П. Беспалько, В.И. Журавлев, Н.Д. Никандров и др.); личностно-ориентированный подход (В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); аксиологический подход (А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, А.В. Кирьякова, А.И. Мищенко, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.); теории рефлексии (О.С. Анисимов, В.В. Давыдов, Г.А. Голицын, А.З. Зак, И.С. Кон, Г.П. Щедровицкий, Б.Д. Эльконин и др.); теории организации проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова и др.); теория воспитания и социализации личности (Б.З. Вульфов, А.В. Волохов, З.И. Колычева, В.Т. Лисовский, А.В. Мудрик, Ю.В. Сенько и др.);
Рассматриваются теоретические положения педагогики и психологии профессиональной деятельности и профессионального образования (В.В. Давыдов, Ю.М. Забродин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, М.М. Левина, А.М. Новиков и др.);
Особый вклад в методику правового воспитания и образования внесли работы В.В. Бермана, Г.П. Давыдова, В.А. Кищина, Л.В. Лазаревой, А.В. Мицкевич, В.М. Обухова, И.Ф. Рябко и др. В рассмотрении процесса правового воспитания во взаимосвязи с нравственным и гражданским воспитанием существенное значение имеют исследования В.В. Гринкевич, Г.А. Кузнецова, А.Ф. Никитина, Т.А. Шингирей и др.
Методы исследования:
1. Методика Л.Терстоун и Р.Лайкерт «Отношение к праву»
2. Методика Муслумова Р.Р. «Измерение отношения к праву и правовых установок студентов».
3. Методика К.Роджерса и Р.Даймонда «СПА».
4. Методика Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, A.M. Эткинда «Уровень субъективного контроля».
Обобщение и математические методы обработки эмпирических данных.
Научно-практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных предложений по развитию правосознания; по использованию методик для выявления правосознания у будущих юристов в вузе.
Результаты исследования могут быть использованы: для подготовки методического пособия по развитию правосознания у будущих юристов в вузе; при подготовке будущих юристов в вузе; при разработке психологического портрета будущего юриста в вузе.
Личный вклад автора исследования: самостоятельно проведено тестирование; проведена статистическая обработка результатов; разработаны предложения по развитию правосознания у будущих юристов в вузе.
Положения выносимые на защиту:
Не у всех будущих юристов в вузе развито правосознание на достаточном уровне.
Психологические условия должны способствовать развитию правосознания будущих юристов в вузе.
Основные направления в формирования и развитии правосознания у будущих юристов должны состоят в разработке психолого-педагогической модели и разработке практических рекомендаций по их развитию.
В настоящее время существует большое количество проблем в процессе формирования правосознания. Во-первых, это правовая безграмотность общества, противоречия законов и реальной действительности. Во-вторых, крайность в суждениях и действиях молодого поколения. Такая ситуация способствует нарастанию криминальных настроений у молодежи. Для разрешения этих и других проблем необходима целенаправленная деятельность по организации процесса формирования правосознания у студенческой молодежи.
Теоретический анализ по выбранной теме позволяет сделать следующие выводы.
Формирование правосознания и правовой культуры – сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов.
Современное российское общество переживает глубокий нравственный, эстетический и духовный кризис, вызванный социально-экономическими переменами в стране. Кризис наблюдается и в правовом сознании граждан: правовой нигилизм, юридический беспредел, правовое бескультурье стали процветающими в современном обществе явлениями. К сожалению, в наши дни нельзя говорить не только о высоком, но даже и о среднем уровне правовой культуры российского общества. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Повысить ее способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность. Для распространения знаний о праве и правопорядке государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства: литературу, искусство, школу, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Основным элементом целенаправленного воздействия на развитие личности является правовое воспитание. Его необходимо выстраивать как многоуровневое и непрерывное. Оно должно начинаться в школе и продолжаться всю жизнь. Особенно необходимо уделить внимание правовому воспитанию молодежи, ведь от того, насколько будет образован и воспитан молодой человек, зависит будущее России.
Правосознание — совокупность идей, представлений, чувств, эмоций, в которых выражается отношение к праву (действующему и желательному), деятельности государственных органов, а также действиям людей, совершаемым в сфере правового регулирования
Правосознание отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.
В результате эмпирических исследований мы выявили:
1. Гипотеза о том, высокий уровень правосознания будущих юристов, является необходимым условием успешной профессиональной деятельности и важным качеством специалиста; процесс развития правосознания будущих юристов будет успешным в том случае, если правосознание будет рассматриваться как личностная структура аккумулирующая в себе правовые знания, оценочные отношения к праву, способствовать конструированию профессионального поведения, подтвердилась.
2.Студенты, получающие специальное юридическое образование, в большей степени проявляют правовой реализм как нормальное позитивное отношение к праву, чем люди, не имеющие юридического образования
3.Студенты, имеющие высокий уровень субъективного контроля (интернальность)проявляют высокое чувство ответственности за свое поведение и высказывают позитивное отношение к праву
4.Существуют личностные особенности, способствующие формированию негативного отношения к праву (правовой скептицизм, правовой цинизм, правовой нигилизм). К этим особенностям относятся - низкий уровень субъективного контроля (экстернальность), высокий уровень агрессивности, низкий уровень мотивации достижений, выбор соперничества как основной стратегии поведения в конфликтной ситуации, что показывает ориентацию человека на достижение своих эгоистических интересов в сочетании с пренебрежением интересами общества или другого человека.
5.Позитивное отношение к праву (правовой реализм, правовой идеализм, правовой конформизм) формируется под влиянием таких базовых убеждений как вера в справедливость окружающего мира, убеждение в ценности собственного «Я», вера в удачу и везение, возможность контролировать как собственное поведение, так и происходящие события.
6.Студенты – юристы имеют знания и способны осмыслить содержание нормативно-правовых актов, и соответственно сориентироваться в выборе варианта правового поведения. Их правовые знания, чувства и отношение представляют собой устойчивое свойство личности, являющейся внутренней детерминантой правового поведения.
7. Правосознание личности взаимосвязано с другими компонентами личности, такими как уровень субъективного контроля личности, ее социально-психологической адаптацией.
8.Отмечается готовность студентов проявлять активность в области познания, применения и реализации права у будущих студентов-юристов 4 курса значительно выше , чем у студентов 1 курса.
9. Важное значение в деле развития правосознания студентов имеет выработка такого компонента, как отношение (в форме убеждений, ценностных ориентации и установок), ибо на его основе составляется модель поведения, выражающаяся в высказываниях, действиях и поступках. Ядром правосознания являются правовые убеждения, основанные на разумном понимании необходимости лично следовать тем или иным нормам права.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. — М.: Юридическая литература, 1982. — Т. 2. — 360 с.
2.Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. - М., 1999. - С. 265-266.
3.Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. — М.: Высш. школа, 1982. — 183 с.
4.Бура Н.А. Функции общественного правосознания. — К.: Наукова думка, 1986.
5.Белканов Е.А. Структура и функции правосознания. Автореф. … дисс. канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 1996. - С. 10.
6.Васильев А.В. Теория права и государства: Учебник. - М.: Изд. РАГС, 2003. - С. 237.
7.Васильев А.В. Теория права и государства: курс лекций. - М.: Изд. РАГС, 2001. - С. 99.
8.Васильев А.В. Теория права и государства: курс лекций. - С. 238-239.
9.Высоких Ю.В. Генетические истоки правосознания // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». — 2006. — № 13(68).
10.Высоких Ю.В. К вопросу о первоисточниках правосознания // Социум и власть. — 2007. — № 1(13). — С. 58–60.
11.Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. - М.: ИНФ Омега-Л, 2002. - С. 559.
12.Гуляихин В.Н. Структурно-функциональные особенности различных состояний правосознания человека // NB: Вопросы права и политики. — 2012. — № 2. — С. 90-116.
13.Гречин А.С. Социология правового сознания: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001. - С. 23-24.
14.Ильин И.А. О сущности правосознания / подгот. текста и вступит, ст. И.Н. Смирнова. — М.: Рарогъ, 1993. — 235 с.
15.Ильин И.А. Собр. соч. - Т. 1. - М., 1993. - С. 224.
16.Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. — М.: Юридическая литература, 1973. — 344 с.
17.Лысков А.П. Правовая психология и ее место в структуре правосознания. Автореф. … дисс. канд. юрид. наук. - Л., 1969;
18.Лукашова Е.А. Социалистическая правовая психология.// Советское государство и право. - 1971. - № 8. - С. 21-30.
19.Новохатько В.С. Социальный механизм влияния правосознания на трудовую дисциплину. Автореф. … дисс. канд. юрид. наук. - Киев, 1990. - С. 11-13.
20.Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под общ. ред. Л.И. Скворцова. - М.: «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2004. - С. 565.
21.Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности / Отв. ред.: Фарберов Н.П.. — М.: Наука, 1969. — 175 с.
22.Общая теория права / Под ред. Пиголкина А.С.. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. — 384 с.
23.Общая теория права и государства: Учебник/Под ред. В.В. Лазарева. - М., 1994. - С. 162.
24.Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах/Под ред. М.Н. Марченко. - Т. 3. - М., 2001. - С. 305.
25.Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996. Гл. IX, с. 150- 159.
26.Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема 3.9, с. 33; тема 14. с. 159-170; тема 31.2, с. 350-353.
27.Теория государства и права. Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - Саратов, 1995. - С. 459.
28.Теория государства и права: Учебник/Под ред. Н.Г. Александровна. - М., 1997. - С. 431.
29.Теория государства и права. Курс лекций/Под ред. М.Н. Марченко. - М., 1997. - С. 436.
230.Теория государства и права: Учебник/Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 1999. - С. 324.
31.Уледов А.К. Структура общественного сознания. — М.: Мысль, 1968. — 330 с.
32.Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. — М.: Юридическая литература, 1963. — 205 с.
33.Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. - М.: Госюриздат, 1963. - С. 60
34.Хайек Ф.А. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики = Law, Legislation and Liberty. — М.: ИРИСЭН, 2006. — 644 с.
35.Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. IX. параграф 4, с. 157-159.
36. Черкасова Е.В. Правосознание: понятие, признаки, функции - Е.В. Черкасова — М.: ИРИСЭН, 2011. – 360с.