Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие правосознания у будущих юристов в ВУЗе

Работа №3854

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы85стр.
Год сдачи2012
Стоимость6900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1546
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
I.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ВУЗе…………………………………………………8
1.1.Сущность и структура правосознания будущих юристов ВУЗа………………………………………………………………………………8
1.2. Развитие правосознания будущих юристов в учебно-воспитательном процессе ВУЗа…………………………………………………………………...19
1.3. Критерии, показатели и уровни развития правосознания будущих юристов в ВУЗе………………………………………………………………….31
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ВУЗе………………………………..…………………………….46
2.1. Организация исследования…………………..………………………….….46
2.2. Анализ результатов……………………….………………………………...49
2.3.Выводы…………………………….…………………………………………58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………60
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………64
ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Изменения политической, экономической и культурной жизни страны, новые взгляды на сущность государства и права потребовали обращения к проблеме формирования правового сознания современного общества в условиях становления российского правового государства. В настоящее время существует масса вопросов, требующих оперативного решения в процессе формирования правового сознания. Это в первую очередь правовая безграмотность населения, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, неразвитая идеология правового государства и, как следствие, отрицание правовых принципов. В связи с этим высшая школа должна быть ориентирована на воспитание личности средствами укоренения в правосознании правовых убеждений, ценностных ориентаций, принятия эталонов правомерного поведения, основанных на детализации и глубине правовых знаний и представлений у будущих юристов ВУЗа.
Проблеме правосознания посвящено значительное количество исследовательских работ философов, психологов, педагогов, социологов. Философы представляют правосознание как специфический способ духовного познания действительности, указывают на связь правосознания с нравственностью, описывают генезис правосознания как теоретический объект философского анализа (А.А. Логунов, В.Р. Петров, А.А. Чупров, Ю.В. Шумова и др.). Психологи определяют детерминанты правосознания на различных этапах личностного и профессионального развития индивида (Ю.Л. Ивлев, Ю.В. Старшинов и др.). Социологи исследуют социоструктурный аспект правосознания, раскрывают роль правосознания в формировании гражданского общества России, выявляют его духовные и мировоззренческие основы (О.Ю. Казурова, А.В. Рачипа, С.А. Рослов, Г.А. Шегорцов и др.).
Анализ состояния проблемы позволяет с полным основанием утверждать, что педагогический процесс формирования правосознания будущих юристов ВУЗа, их правового воспитания и формирования правовой культуры исследован явно недостаточно, и выбор темы исследования в этом направлении является весьма актуальным
Актуальность темы подтверждается и тем, что формирование правосознания будущих юристов, как самостоятельная проблема в литературе до сих пор не рассматривалось. Это можно объяснить тем, что подготовка данной категории служащих в образовательных учреждениях России начата относительно недавно. Деятельность будущих юристов специфична по сравнению с гражданскими организациями, как и специализация по сравнению с другими категориями сотрудников
Анализ теории и практики свидетельствует о наличии следующих противоречий между:
– стремительно развивающимся правовым пространством в условиях становления правового государства и низким уровнем развития правосознания личности граждан;
– возросшими требованиями к правовому образованию будущих специалистов и их недостаточной подготовленностью к решению правовых профессиональных вопросов;
– осознанием необходимости решения проблем формирования правосознания студентов как будущих специалистов и недостаточным научно-методическим обеспечением правового образования студентов в процессе их профессиональной подготовки.
Проведенный обзор литературы позволяет говорить о недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости проблемы формирования правосознания будущих юристов.
Основной научной проблемой является развитие правосознания будущих юристов с учетом особенностей их профессиональной деятельности и подготовки.
Объект исследования – правосознание будущих юристов.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития правосознания будущих юристов в вузе.
Цель исследования – выявить психолого - педагогические условия развития правосознания будущих юристов вуза.
Гипотеза исследования - высокий уровень правосознания будущих юристов, является необходимым условием успешной профессиональной деятельности и важным качеством специалиста. Процесс развития правосознания будущих юристов будет успешным в том случае, если правосознание будет рассматриваться как личностная структура аккумулирующая в себе правовые знания, оценочные отношения к праву, способствовать конструированию профессионального поведения.
Согласно цели и гипотезе исследования были намечены следующие его задачи:
1.Провести теоретический анализ обоснования развития правосознания будущих юристов в вузе
2.Определить сущность правосознания будущих юристов в учебно-воспитательном процессе
3.Определить критерии, показатели и уровни развития правосознания будущих юристов в вузе
4. Выявить психолого-педагогические условия развития правосознания будущих юристов в вузе.
5.Выявить психолого-педагогические условия развития правосознания будущих юристов в вузе.
Теоретико-методологическими основами исследования выступают: основные положения педагогической науки в образовательной деятельности: системный подход (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.П. Беспалько, В.И. Журавлев, Н.Д. Никандров и др.); личностно-ориентированный подход (В.А. Беликов, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); аксиологический подход (А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, А.В. Кирьякова, А.И. Мищенко, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.); теории рефлексии (О.С. Анисимов, В.В. Давыдов, Г.А. Голицын, А.З. Зак, И.С. Кон, Г.П. Щедровицкий, Б.Д. Эльконин и др.); теории организации проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова и др.); теория воспитания и социализации личности (Б.З. Вульфов, А.В. Волохов, З.И. Колычева, В.Т. Лисовский, А.В. Мудрик, Ю.В. Сенько и др.);
Рассматриваются теоретические положения педагогики и психологии профессиональной деятельности и профессионального образования (В.В. Давыдов, Ю.М. Забродин, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, М.М. Левина, А.М. Новиков и др.);
Особый вклад в методику правового воспитания и образования внесли работы В.В. Бермана, Г.П. Давыдова, В.А. Кищина, Л.В. Лазаревой, А.В. Мицкевич, В.М. Обухова, И.Ф. Рябко и др. В рассмотрении процесса правового воспитания во взаимосвязи с нравственным и гражданским воспитанием существенное значение имеют исследования В.В. Гринкевич, Г.А. Кузнецова, А.Ф. Никитина, Т.А. Шингирей и др.

Методы исследования:
1. Методика Л.Терстоун и Р.Лайкерт «Отношение к праву»
2. Методика Муслумова Р.Р. «Измерение отношения к праву и правовых установок студентов».
3. Методика К.Роджерса и Р.Даймонда «СПА».
4. Методика Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, A.M. Эткинда «Уровень субъективного контроля».
Обобщение и математические методы обработки эмпирических данных.
Научно-практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных предложений по развитию правосознания; по использованию методик для выявления правосознания у будущих юристов в вузе.
Результаты исследования могут быть использованы: для подготовки методического пособия по развитию правосознания у будущих юристов в вузе; при подготовке будущих юристов в вузе; при разработке психологического портрета будущего юриста в вузе.
Личный вклад автора исследования: самостоятельно проведено тестирование; проведена статистическая обработка результатов; разработаны предложения по развитию правосознания у будущих юристов в вузе.
Положения выносимые на защиту:
Не у всех будущих юристов в вузе развито правосознание на достаточном уровне.
Психологические условия должны способствовать развитию правосознания будущих юристов в вузе.
Основные направления в формирования и развитии правосознания у будущих юристов должны состоят в разработке психолого-педагогической модели и разработке практических рекомендаций по их развитию.







Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время существует большое количество проблем в процессе формирования правосознания. Во-первых, это правовая безграмотность общества, противоречия законов и реальной действительности. Во-вторых, крайность в суждениях и действиях молодого поколения. Такая ситуация способствует нарастанию криминальных настроений у молодежи. Для разрешения этих и других проблем необходима целенаправленная деятельность по организации процесса формирования правосознания у студенческой молодежи.
Теоретический анализ по выбранной теме позволяет сделать следующие выводы.
Формирование правосознания и правовой культуры – сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов.
Современное российское общество переживает глубокий нравственный, эстетический и духовный кризис, вызванный социально-экономическими переменами в стране. Кризис наблюдается и в правовом сознании граждан: правовой нигилизм, юридический беспредел, правовое бескультурье стали процветающими в современном обществе явлениями. К сожалению, в наши дни нельзя говорить не только о высоком, но даже и о среднем уровне правовой культуры российского общества. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Повысить ее способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность. Для распространения знаний о праве и правопорядке государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства: литературу, искусство, школу, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Основным элементом целенаправленного воздействия на развитие личности является правовое воспитание. Его необходимо выстраивать как многоуровневое и непрерывное. Оно должно начинаться в школе и продолжаться всю жизнь. Особенно необходимо уделить внимание правовому воспитанию молодежи, ведь от того, насколько будет образован и воспитан молодой человек, зависит будущее России.
Правосознание — совокупность идей, представлений, чувств, эмоций, в которых выражается отношение к праву (действующему и желательному), деятельности государственных органов, а также действиям людей, совершаемым в сфере правового регулирования
Правосознание отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.
В результате эмпирических исследований мы выявили:
1. Гипотеза о том, высокий уровень правосознания будущих юристов, является необходимым условием успешной профессиональной деятельности и важным качеством специалиста; процесс развития правосознания будущих юристов будет успешным в том случае, если правосознание будет рассматриваться как личностная структура аккумулирующая в себе правовые знания, оценочные отношения к праву, способствовать конструированию профессионального поведения, подтвердилась.
2.Студенты, получающие специальное юридическое образование, в большей степени проявляют правовой реализм как нормальное позитивное отношение к праву, чем люди, не имеющие юридического образования
3.Студенты, имеющие высокий уровень субъективного контроля (интернальность)проявляют высокое чувство ответственности за свое поведение и высказывают позитивное отношение к праву
4.Существуют личностные особенности, способствующие формированию негативного отношения к праву (правовой скептицизм, правовой цинизм, правовой нигилизм). К этим особенностям относятся - низкий уровень субъективного контроля (экстернальность), высокий уровень агрессивности, низкий уровень мотивации достижений, выбор соперничества как основной стратегии поведения в конфликтной ситуации, что показывает ориентацию человека на достижение своих эгоистических интересов в сочетании с пренебрежением интересами общества или другого человека.
5.Позитивное отношение к праву (правовой реализм, правовой идеализм, правовой конформизм) формируется под влиянием таких базовых убеждений как вера в справедливость окружающего мира, убеждение в ценности собственного «Я», вера в удачу и везение, возможность контролировать как собственное поведение, так и происходящие события.
6.Студенты – юристы имеют знания и способны осмыслить содержание нормативно-правовых актов, и соответственно сориентироваться в выборе варианта правового поведения. Их правовые знания, чувства и отношение представляют собой устойчивое свойство личности, являющейся внутренней детерминантой правового поведения.
7. Правосознание личности взаимосвязано с другими компонентами личности, такими как уровень субъективного контроля личности, ее социально-психологической адаптацией.
8.Отмечается готовность студентов проявлять активность в области познания, применения и реализации права у будущих студентов-юристов 4 курса значительно выше , чем у студентов 1 курса.
9. Важное значение в деле развития правосознания студентов имеет выработка такого компонента, как отношение (в форме убеждений, ценностных ориентации и установок), ибо на его основе составляется модель поведения, выражающаяся в высказываниях, действиях и поступках. Ядром правосознания являются правовые убеждения, основанные на разумном понимании необходимости лично следовать тем или иным нормам права.



БИБЛИОГРАФИЯ
1.Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. — М.: Юридическая литература, 1982. — Т. 2. — 360 с.
2.Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. - М., 1999. - С. 265-266.
3.Бельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. — М.: Высш. школа, 1982. — 183 с.
4.Бура Н.А. Функции общественного правосознания. — К.: Наукова думка, 1986.
5.Белканов Е.А. Структура и функции правосознания. Автореф. … дисс. канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 1996. - С. 10.
6.Васильев А.В. Теория права и государства: Учебник. - М.: Изд. РАГС, 2003. - С. 237.
7.Васильев А.В. Теория права и государства: курс лекций. - М.: Изд. РАГС, 2001. - С. 99.
8.Васильев А.В. Теория права и государства: курс лекций. - С. 238-239.
9.Высоких Ю.В. Генетические истоки правосознания // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». — 2006. — № 13(68).
10.Высоких Ю.В. К вопросу о первоисточниках правосознания // Социум и власть. — 2007. — № 1(13). — С. 58–60.
11.Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. - М.: ИНФ Омега-Л, 2002. - С. 559.
12.Гуляихин В.Н. Структурно-функциональные особенности различных состояний правосознания человека // NB: Вопросы права и политики. — 2012. — № 2. — С. 90-116.
13.Гречин А.С. Социология правового сознания: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001. - С. 23-24.
14.Ильин И.А. О сущности правосознания / подгот. текста и вступит, ст. И.Н. Смирнова. — М.: Рарогъ, 1993. — 235 с.
15.Ильин И.А. Собр. соч. - Т. 1. - М., 1993. - С. 224.
16.Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. — М.: Юридическая литература, 1973. — 344 с.
17.Лысков А.П. Правовая психология и ее место в структуре правосознания. Автореф. … дисс. канд. юрид. наук. - Л., 1969;
18.Лукашова Е.А. Социалистическая правовая психология.// Советское государство и право. - 1971. - № 8. - С. 21-30.
19.Новохатько В.С. Социальный механизм влияния правосознания на трудовую дисциплину. Автореф. … дисс. канд. юрид. наук. - Киев, 1990. - С. 11-13.
20.Ожегов С.И. Словарь русского языка/Под общ. ред. Л.И. Скворцова. - М.: «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2004. - С. 565.
21.Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности / Отв. ред.: Фарберов Н.П.. — М.: Наука, 1969. — 175 с.
22.Общая теория права / Под ред. Пиголкина А.С.. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. — 384 с.
23.Общая теория права и государства: Учебник/Под ред. В.В. Лазарева. - М., 1994. - С. 162.
24.Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах/Под ред. М.Н. Марченко. - Т. 3. - М., 2001. - С. 305.
25.Общая теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 1996. Гл. IX, с. 150- 159.
26.Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. М., 1994. Тема 3.9, с. 33; тема 14. с. 159-170; тема 31.2, с. 350-353.
27.Теория государства и права. Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - Саратов, 1995. - С. 459.
28.Теория государства и права: Учебник/Под ред. Н.Г. Александровна. - М., 1997. - С. 431.
29.Теория государства и права. Курс лекций/Под ред. М.Н. Марченко. - М., 1997. - С. 436.
230.Теория государства и права: Учебник/Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 1999. - С. 324.
31.Уледов А.К. Структура общественного сознания. — М.: Мысль, 1968. — 330 с.
32.Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. — М.: Юридическая литература, 1963. — 205 с.
33.Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. - М.: Госюриздат, 1963. - С. 60
34.Хайек Ф.А. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики = Law, Legislation and Liberty. — М.: ИРИСЭН, 2006. — 644 с.
35.Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 1993. Гл. IX. параграф 4, с. 157-159.
36. Черкасова Е.В. Правосознание: понятие, признаки, функции - Е.В. Черкасова — М.: ИРИСЭН, 2011. – 360с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ