ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. НЕОБХОДИМОСТЬ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА СТУДЕНТАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 6
1.1. Определение понятия «Электронный образовательный ресурс».
Классификация электронно-образовательных ресурсов 6
1.2. Особенности электронных образовательных ресурсов для студентов с
ограниченными возможностями здоровья. Адаптивные возможности программного обеспечения 10
1.3. Обзор электронных образовательных ресурсов для людей с ОВЗ 17
ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ 24
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА «АДАПТИВНЫЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 25
2.1. Цели, задачи формирования содержания курса «Адаптивные
информационные технологии» для студентов с ограниченными возможностями здоровья 25
2.2. Разработка электронного образовательного ресурса по курсу
«Адаптивные информационные технологии» 27
2.3. Методические рекомендации студентам для работы с электронным образовательным ресурсом «Адаптивные информационные технологии» .... 36
ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ
На сегодняшний день современная жизнь, образование,
здравоохранение, производство и другие сферы деятельности не обходятся
без использования информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ), поскольку каждая область нуждается в переработке большого
количества информации и в информационном обслуживании. В таких
условиях использование ИКТ позволяет человеку эффективно
самореализоваться в различных видах профессиональной и социальной
деятельности, обеспечивает их полноценного участия в жизни общества.
За счет ИКТ появляется возможность управлять большими потоками
информации с применением вычислительной техники. Как следствие,
повышаются требования, предъявляемые выпускникам учебных заведений и
к системе образования в целом.
Любой человек, получивший общее среднее образование и имеющий
заверенный документ о завершении, вправе продолжить образование во
всяком высшем учебном заведении. Если обучающийся имеет ограниченные
возможности здоровья (ОВЗ), образовательное учреждение составляет для
него адаптированную программу, в которой отобразит цели обучения,
содержание материала, планируемые результаты и систему оценивания.
Важнейшую роль в этом процессе могут сыграть электронные
образовательные ресурсы (ЭОР), позволяющие создать индивидуальную
траекторию обучения.
В учебные планы Елабужского института Казанского федерального
университета (ЕИ КФУ) практически по всем направлениям подготовки
включена дисциплина «Адаптивные информационные технологии». В
просторах интернета имеются множество ресурсов для людей с ОВЗ. Анализ
электронных ресурсов на различных площадках показал отсутствие ЭОР по
курсу «Адаптивные информационные технологии», содержащий все
компоненты учебного процесса. Таким образом, противоречие вызвано
необходимостью изучения информационных и коммуникационных4
технологий студентами с ОВЗ и отсутствием соответствующего ЭОР в
поддержку курса «Адаптивные информационные технологии».
Учитывая указанные выше противоречия, актуальным представляется
решение проблемы, состоящей в разработке ЭОР «Адаптивные
информационные технологии» для студентов с ограниченными
возможностями здоровья.
В рамках данной выпускной квалификационной работы была
поставлена цель – разработать электронный образовательный ресурс по
курсу «Адаптивные информационные технологии» для студентов с
ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
− изучить имеющиеся электронные образовательные ресурсы для
людей с ограниченными возможностями здоровья;
− определить содержание и структуру ЭОР «Адаптивные
информационные технологии»;
− разработать ЭОР «Адаптивные информационные технологии» и
методические рекомендации для студентов с ОВЗ.
Объектом исследования является профессиональная подготовка в
области адаптированных информационных технологий студентов с ОВЗ.
Предметом исследования является разработка ЭОР «Адаптивные
информационные технологии» для студентов с ограниченными
возможностями здоровья.
Гипотеза исследования. Использование ЭОР «Адаптивные
информационные технологии» позволит:
- получить теоретический контент по курсу, задания для
лабораторных работ, материалы для контроля и самоконтроля;
- реализовывать внеаудиторное обучение и осуществлять
взаимосвязь преподавателя и обучающегося.5
Теоретическая значимость состоит в определении нового содержания
учебной дисциплины «Адаптивные информационные технологии» для
обучения студентов с ОВЗ.
Практическая значимость заключается в возможности использования
разработанного ЭОР для организации занятий по курсу «Адаптивные
информационные технологии» для обучения студентов с ОВЗ. ЭОР можно
использовать как в очном, так и в дистанционном обучении. Также данный
ресурс позволяет проводить курсы дополнительного образования для людей
с ОВЗ.
Основные методы исследования, которые применялись при
исследовании, сводятся к анализу и обобщению по теме исследования,
определение содержания и структуры курса «Адаптивные информационные
технологии» и разработка ЭОР в поддержку курса.
Структура выпускной квалификационной работы включает
введение, две главы, заключение, список использованной литературы и
приложения. Во введении обозначается актуальность, ставится цель, исходя
из цели исследования определяются задачи, выдвигается гипотеза, методы
исследования. В первой главе описываются адаптивные возможности
программного обеспечения, проводится обзор электронных образовательных
ресурсов для людей с ОВЗ. Во второй главе обозначаются цели, задачи
формирования содержания курса «Адаптивные информационные
технологии» для студентов с ограниченными возможностями здоровья,
описываются этапы разработки электронного образовательного ресурса по
курсу, приводятся методические рекомендации студентам с ОВЗ.
В результате четвертой промышленной революции ожидается полная
автоматизация большинства производственных процессов, и, как следствие,
увеличение производительности труда, экономического роста и
конкурентоспособности страны. Данная революция представляет собой
объединение промышленности и цифровых технологий, приводящее к
созданию цифровых производств или умных заводов и фабрик, где все
устройства, машины, продукция и люди общаются между собой посредством
цифровых технологий и интернета. Революция не обошла стороной и
Российскую Федерацию, в итоге в 2017 году была разработана Программа
«Цифровая экономика Российской Федерации».
Среди основных сдерживающих факторов цифровой экономики
Программа отмечает дефицит кадров, недостаточный уровень подготовки
специалистов. Поэтому вопрос подготовки кадров со знанием
информационных технологий актуален и в первую очередь необходимо
наличие педагогов, умело использующих информационные технологии в
своей профессиональной деятельности. Использование информационных
технологий в образовании не только целесообразно, но и актуально для
достижения одной из главных целей – подготовки разносторонне развитой
личности. И это касается всех граждан Российской Федерации, в том числе и
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Законодательство Российской Федерации, в соответствии с
основополагающими международными документами в области высшего
образования, предусматривает равные права на образование для инвалидов и
лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Поэтому учебные заведения разрабатывают адаптированные
образовательные программы для лиц с ограниченными возможностями
здоровья. В Елабужском институте КФУ в учебный процесс внедряются
адаптированные курсы, одним из них является дисциплина «Адаптивные43
информационные технологии». Цель курса – подготовить студентов с ОВЗ к
использованию информационных технологий в своей профессиональной
деятельности.
В рамках данного исследования был разработан электронный
образовательный ресурс в поддержку курса «Адаптивные информационные
технологии». Проведен обзор возможностей специализированных программ
для людей с ограниченными возможностями здоровья, рассмотрены
адаптивные возможности операционной системы Windows 10. Для людей с
ОВЗ имеются различные электронные библиотечные системы, сайты,
позволяющие общаться с единомышленниками, найти необходимую
информацию и т.д. Однако ЭОР по курсу «Адаптивные информационные
технологии», содержащий все компоненты учебного процесса, не имеется в
свободном доступе. Поэтому в рамках данного исследования нами было
решено разработать ЭОР для подготовки студентов с ОВЗ в области
адаптированных информационных технологий.
Далее определено содержание и структура курса. Дисциплина
содержит четыре раздела, в каждом разделе разработаны лекции,
лабораторный практикум, вопросы для практических занятий, итоговый тест.
Курс носит теоретико-практический характер.
Для разработки ЭОР нами был выбран инструментарий Google,
который отличается относительной простотой использования и предлагает
бесплатный пакет качественных и современных сервисов, работающих с
любого компьютера и мобильных устройств. Учебно-контролирующий
контент по курсу «Адаптивные информационные технологии» был размещен
в сервисе Google Classroom. Данный сервис позволяет обмениваться
сообщениями по почте между преподавателем и студентом, информировать
обучающихся о предстоящих событиях.
Также в рамках нашего исследования были сформулированы
методические рекомендации студентам для работы с электронным
образовательным ресурсом «Адаптивные информационные технологии».44
Разработанные методические рекомендации студентам дает возможность
быстрее ориентироваться в электронном образовательном ресурсе.
Основное достоинство разработанного ЭОР в обучении студентов с
ограниченными возможностями состоит в отсутствии строгой привязки к
месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет
адаптации уровня и формы учебного материала, надлежащей настройки
сервисов, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
Данный ЭОР является дополнением к очным занятия, носит
рекомендательный характер, в случае если студент пропустил занятия по
причине болезни или не успел выполнить все задания. В этом случае он
может выполнить задания в любое время и отправить на проверку
преподавателю.
Разработанный онлайн-ресурс можно рекомендовать студентам с ОВЗ,
будущим учителям, учителям общеобразовательных и специализированных
школ, а также другим работникам сферы образования. Таким образом,
использование ЭОР по курсу «Адаптивные информационные технологии»
позволит создать индивидуальную траекторию обучения студентов с ОВЗ и
расширить границы получения знаний и умений.
1. Windows 10 для людей с ограниченными возможностями
здоровья [Электронный ресурс] // TalketDevice. - 2017.
http://talkdevice.ru/windows-10-dlya-lyudej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami- stavim-obnovlenie.html (Дата обращения: 08.05 2019)
2. Бородина Т. Ф. Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 241-243. — URL https://moluch.ru/archive/72/12354/ (Дата обращения: 08.05 2019).
3. Бужинская Н.В. Применение электронных образовательных
ресурсов в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Наука и перспективы. - 2017. №1. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov- v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya (Дата обращения: 13.06.2019).
4. Всероссийское общество глухих [Электронный ресурс] //
ВОГ1905. - URL: https://www.voginfo.ru/about.html(Дата обращения:
03.04.2019)
5. Всероссийское общество инвалидов [Электронный ресурс] // ВОИ. - URL: http://www.voi.ru/ (Дата обращения: 03.04.2019)
6. Гагарина Л. Г. Информационные технологии: учебное пособие /
Л.Г. Гагарина, Я.О. Теплова, Е.Л. Румянцева и др.; Под ред. Л.Г. Гагариной - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 320 с. - URL:
http://znanium.com/bookread2.php?book=471464. (Дата обращения: 20.10.2019)
7. Гуркова О.М. Электронный учебник как эффективное средство для повышения качества образования: [Электронный ресурс]. // URL: http://www.kgau.ru/img/konferenc/2009/115.doc (Дата обращения: 24.05.2019)
8. Информационно-коммуникационные технологии в образовании ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ // ГОСТ Р 52653-2006 - Москва:
Стандартинформ. - 2008 http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52653-2006 (Дата обращения: 17.04.2019)
9. Козыревой О.А. Методические рекомендации по обучению
студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ. — Красноярск: КГПУ им. Астафьева В.П. 2015. — 93 с.
http://www.kspu.ru/upload/documents/2015/10/07/4880e95a44d2e859a7c3393ae2 0c7a96/kozyireva-metodicheskie-rekomendatsii.pdf (Дата обращения: 20.10.2018)
10. Кузнецов А.А. Общая методика обучения информатике: Учебное
пособие для студентов педагогических вузов. 1 часть / А.А. Кузнецов, Т.Б. Захаров. - Москва: Прометей, 2016. - 300 с. - URL:
http://znanium.com/bookread2.php?book=557092. (Дата обращения: 25.10.2018)
11. Морозова И.В. Классификация информационных электронных
образовательных ресурсов: [электронный ресурс]. // URL:
http://mari.ito.edu.ru/2012/section/191/97345/ (Дата обращения: 15.10.2018)
12. Обзор программ для чтения с экрана людьми с ограниченными
возможностями [Электронный ресурс] // Министерство здравоохранения Российской федерации. - 2014. - Режим доступа: URL:
https://www.rosminzdrav.ru/ministry/web-site/3 (Дата обращения: 16.03.2019)
13. Общероссийская общественная организация инвалидов
«Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» [Электронный ресурс] // Всероссийское общество слепых. - URL: http://www.vos.org.ru/ (Дата обращения: 18.05.2019)
14. Понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья»,
«дети-инвалиды» [Электронный ресурс] //Социальная сеть работников образования. — URL: https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-
tekhnologii/library/2018/11/26/ponyatiya-deti-s-ogranichennymi (Дата
обращения: 18.05.2019)
15. Регламент разработки и ввода в эксплуатацию электронных
образовательных ресурсов федерального государственного автономного
46