Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения аудированию как виду
иноязычной речевой деятельности 7
1.1 Психолого-педагогические особенности аудирования и его связь с
другими видами речевой деятельности 7
1.2 Трудности понимания иноязычной речи на слух 11
1.3 Специфика обучения аудированию на иностранном языке в СОШ 18
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Современные технологии развития умений понимания иноязычной речи на слух на средней ступени обучения СОШ 28
2.1 Аудирование при обучении иностранному языку на коммуникативной
основе 28
2.2 Интенсификация обучения аудированию на среднем этапе 33
2.3 Организация опытного обучения аудированию на французском языке на
средней ступени СОШ 38
Выводы по главе 2 46
Заключение 47
Список литературы
Аудирование как вид речевой деятельности является очень важным элементом для того, чтобы овладеть иностранной речью в полной степени. Мы используем аудирование в устном общении, которое может быть основано как на личных, так и общественных потребностях, так как оно является неотъемлемой частью коммуникации. В современном обществе постоянно повышаются требования для овладения речевыми умениями и навыками, и это влияет на необходимый для использования иностранной речи в жизни уровень овладения аудированием.
Рассмотрим отличия аудирования от слушания. Слушание - это «акустическое восприятие ряда звуков», а аудирование - сложный процесс восприятия, а также осознания смысла слов говорящего.
Аудирование - это также самоконтроль для говорящего в процессе общения, так как происходит анализ правильности реализации речевых намерений. Аудирование имеет свои задачи, которые соответствуют конкретным целям и потребностям индивида, а также отражают вид его деятельности, и, исходя из этого мы можем говорить о том, что оно является самостоятельным видом коммуникативной деятельности.
Очень много проблем возникает из-за неоцененности действительной важности аудирования в процессе не только обучения, но и повседневной коммуникации. Из-за того, что этот навык недостаточно сформирован, нарушается процесс общения, возникает взаимное недопонимание, что может привести к негативным последствиям. Мы можем видеть, что обучающиеся зачастую испытывают затруднения, когда им нужно дать ответы на вопросы на иностранном языке или выразить свое мнение о той или иной проблеме. Однако также можно заметить, что когда человек достигает нужного уровня овладения аудированием, он может легко
Актуальность исследования заключается в том, что в связи с новыми требованиями образовательных стандартов, предъявляемыми к уровню подготовки выпускников средних общеобразовательных школ (СОШ), а также ввиду появления новых информационных технологий, активно внедряемых в учебный процесс по ряду преподаваемых дисциплин, в методике преподавания все ещё существует необходимость более глубокого изучения новаторских методов и приемов обучения обсуждаемому виду коммуникативной деятельности.
Нельзя отрицать, что интенсификация обучения аудированию в средней общеобразовательной школе в настоящее время является одной и самых приоритетных задач для методики аудирования, так как оно является основополагающим фактором для успешного общения между людьми, так как представляет собой двусторонний процесс. Однако, как могли заметить все, кто сталкивался с изучением данного вида речевой деятельности, аудирование является одной из сложнейших частью изучения иностранного языка. На это указывает то, что очень низкий процент школьников в настоящее время владеют данным умением, несмотря на то, что понимание аудиотекста является частью задания на ЕГЭ по французскому языку, успешная сдача которого необходима для поступления на языковые факультеты ВУЗов.
Тем не менее, в ближайшее время планируется сделать ЕГЭ по иностранному языку обязательным для всех выпускников СОШ, и это изменение вступит в силу к 2022 г, однако, уже с 2020 г. начнется тестовый запуск этой реформы в регионах. Вот почему для современных дидактов и методистов насущной необходимостью становится поиск более эффективных путей формирования умений аудирования при обучении иностранному языку в СОШ.
Предметом исследования является не только сам процесс аудирования, но и способы обучения данному виду речевой деятельности для того, чтобы выявить возможности для увеличения эффективности данного учебного процесса для французского языка. Чтобы показать это наглядно, мы выявим взаимосвязи аудирования с другими видами речевой деятельности, такими как говорение, чтение и письмо.
Целью исследования является определение и разработка современных технологий повышения эффективности обучения аудированию на иностранном языке в СОШ.
В ходе исследования выполнялись следующие задачи:
1) определить составляющие процесса аудирования и выявить механизмы, на которых строится формирование и развитие данных речевых умений;
2) определить основные требования к отбору учебных материалов, а также пути преодоления трудностей в обучении аудированию на иностранном языке;
3) выявить новые, более эффективные подходы к обучению аудированию на средней ступени СОШ и разработать систему упражнений для внедрения в учебный процесс по французскому языку.
Методами исследования данной темы являются изучение психолого-педагогической и методической литературы, педагогического опыта современных учителей, педагогическое наблюдение, опытное обучение.
Методологической основой послужили теоретические исследования в в области обучения аудированию таких отечественных и зарубежных авторов, как Н.И. Алмазова, Г.М. Андреева, В.В. Башев, Б.В. Беляев, Й.Л. Вайсгербер, Е.В. Ваторопина, О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, А.Н. Дахин, Ю.А. Егорова, Г.В. Елизарова, В.А. Кан-Калик, В.Ю. Лаптева, Е.В. Макаренко, А.В. Митяев, О.Г. Оберемко, С.В. Перкас, Р.В. Реймер, Г.К. Селевко, Г.Д. Томахин, О.С. Ушакова, Д.И. Фельдштейн, Н.М. Шанский, А.Н. Щукин, Д.Б. Эльконин и других.
Новизна данной работы заключается в изучении условий успешного развития умений аудирования в условиях учебного процесса по иностранному языку, в отборе современных образовательных технологий и разработке на их основе системы упражнений в целях осуществления обучения на средней ступени СОШ.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении имеющихся теоретических знаний, касающихся повышения эффективности обучения пониманию иноязычной речи на слух.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты и материалы данного исследования смогут стать практической опорой для преподавателей французского языка при проведении уроков как в общеобразовательной школе, так и элективных курсов, факультативов и внеурочной работы.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы. Объём работы - 53 страницы машинописного текста.
В представленной дипломной работе мы не только анализировали методы обучения аудированию, но также выявили самые эффективные способы для этого. Мы выяснили, что аудирование является одним из важнейших и сложнейших для понимания видов речевой деятельности, мы также рассмотрели трудности, с которыми могут столкнуться как обучаемые, так и преподаватели. Мы выяснили, что овладение аудированием как видом речевой деятельности должно обеспечивать успешный процесс коммуникации, научить школьников понимать иностранную речь и использовать ее, в связи с чем формированию данного умения следует уделять больше внимания на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе.
Для того, чтобы улучшить данный процесс, очень важно правильным образом создать мотивацию учеников. В данной работе предложена эффективная методика по интенсификации обучения аудированию. За счет более широкого её применения на уроках французского языка можно повысить эффективность учебного процесса по овладению данным речевым умением как основой для формирования коммуникативной компетенции. Аудирование должно происходить на коммуникативной основе, поэтому мы указали основные способы и методы для организации подобного обучения. В процессе аудирования внимание учащихся зачастую перегружено, они запоминают поступающую информацию в произвольном порядке, они фиксируют происходящее на уроке преимущественным образом в оперативной памяти, а в долгосрочной она тесно связана с настроением ученика. Так как процесс аудирования является очень активным, необходимо равномерно и сосредоточенно распределять внимание.
Мы использовали на практике в 7 классах общеобразовательной школы опытное обучение французскому языку с использованием аутентичных материалов и современных образовательных технологий, таких как игровая технология, технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, проектная технология обучения, что привело к улучшению их мотивации к изучению французского языка. Также мы разработали систему упражнений, которая помогла улучшить умения учеников в аудировании.
С помощью аудирования усваивается иностранная лексика, грамматика и структура языка. С помощью аудирования можно более быстро и качественно овладеть чтением, говорением и письмом, и именно благодаря этому аудирование может быть также и вспомогательным видом речевой деятельности.
Аудирование и говорение - это неразделяемый акт устного общения, диалога, они тесным образом связаны между собой. Исходя из вышесказанного, мы считаем, что необходимо тренировать одновременно умение понимать иностранную речь и высказывать на ней свои собственные мысли и идеи. Наиболее эффективным методом в данном случае является ознакомление учащихся с естественной речью носителей языка на постоянной основе.
1. Барменкова, О.В. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи / О.В. Барменкова // ИЯШ. - 1999. - № 3. - С. 20-25.
2. Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам /Б.В, Беляев. - М.: Просвещение, 1965. - 229 с.
3. Бим, И.Л. О преподавании иностранного языка на современном этапе /И.Л. Бим. - ИЯШ. - №3. - 1995. - С. 67-74.
4. Бориско, Н.Ф. Сам себе методист / Н.Ф.Бориско. - Киев: Фирма «ИНКОС», 2001. - 151 с.
5. Вайсбурд, М.Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух / М.Л. Вайсбурд. - М.: Просвещение, 1965. - 80 с.
6. Г альскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2000. - 192 с.
7. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. Заведений / Н.Д Гальскова, Н.И. Гез - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 189 с.
8. Г ез, Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению / Н.И. Гез. - ИЯШ. - 1981. - №5. - С. 32-33.
9. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник / Н.И Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. - М.: Высш. шк., 1982. - 34 с.
10. Громова, О.А. Аудио-визуальный метод и практика его применения / О.А. Громова. - М.: Высшая школа, 1977. - 109 с.
11. Грызулина, А. Ещё 2 приёма обучения аудированию / А.Грызулина, Д. Павловский. - Учитель. - №6. - 2000. - С. 67-74.
12. Елухина, Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления / Н.В. Елухина. - ИЯШ. - 1977. - №1 - С. 12-17.
13. Елухина, Н.В. Устное общение на уроке, средства и приёмы его организации / Н.В. Елухина. - ИЯШ - 1993.- № 2. - С. 77-78.
14. Елухина, Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно - ориентированной методики / Н.В. Елухина. - ИЯШ. - 1989. - № 2. - С. 55-56.
15. Елухина, Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи / Н.В. Елухина. - ИЯШ. - 1996. - № 5. - С. 5-6.
16. Елухина, Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления / Н.В. Елухина. - М.: Русский язык, 1991. - 323 с.
17. Жоглина, Г.Г. Развитие умений коммуникативной компетенции на основе использования аутентичный видеодокументов (французский язык, языковой вуз): дис. ... канд. пед. наук. / Г.Г. Жоглина. - Пятигорск, 1998. - 309 с.
18. Зимняя, И.И. Психология обучения иностранному языку в школе / И.И. Зимняя. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
19. Иванова-Цыганова, В.И. Особенности учебных кинофильмов по иностранным языкам как источников информации и их использование для обучения устной речи в языковом вузе: автореф. дис. ... канд. пед наук / В.И. Иванова-Цыганова. - М., 1971. - 37 с.
20. Карих, Т.В. Повышение эффективности обучения аудированию на уроках английского языка в 8-9 классах / Т.В. Карих. - ИЯШ. - 1991. - № 1. - С. 31-32.
21. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку / Я.М. Колкер. - М.: Просвещение, 2000. - 49 с.
22. Колыхалова, О.А. Учитесь говорить по-английски / О.А. Колыхалова. - М.: Просвещение, 1998. - 146 с.
23. Комаров, Ю.А. Использование видео в процессе обучения иностранному языку в средней школе / Методики обучения иностранным языкам в школе // Отв. ред. М.К. Колкова. - Спб.: КАРО, 2006. - 188 с.
24. Лапидус, Б.А. К вопросу о сущности процесса обучения иноязычной устной речи и типология упражнений / Б.А. Лапидус. - ИЯШ. - №1. - 1999. - С. 22-26.
25. Ляховицкий, М.В. Общая методика обучения иностранным языкам / М.В. Ляховицкий. - М.: Просвещение, 1991. - 232 с.
26. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие / Е.А. Маслыко. - Минск, Высшая школа, 1999. - 58 с.
27. Методика обучения иностранным языкам: Обучение аудированию: Учебное пособие / Сост.: Е.И. Пассов и др.; Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой // Метод. школа Пассова. - Воронеж: Интерлингва, 2002. - 40 с.
28. Мильруд, Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд. - ИЯШ. - №5. - 1995. - С. 72.
29. Миролюбов, А.А. Изучение иностранных языков как средство развития личности ученика /А.А. Миролюбов. Советская педагогика- № 6- 1988. - С, 55-57.
30. Миролюбов, А.А. Аудиовизуальный метод / А.А. Миролюбов. - ИЯШ. - 2005. - № 3. - С. 22.
31. Павловский, Д. Об одном приёме обучения аудированию / Д. Павловский. - Учитель. - №4. - 2000. - С. 77-79.
32. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1989. - 131 с.
33. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2000. - 83 с.
34. Программно-методические материалы. Иностранные языки для общеобразовательных учебных заведений. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2000. - 111 с.
35. Рогова, Г.В. О речи учителя на уроке / Г.В. Рогова. - ИЯШ. - 1964. - №5.
- С. 6-7.
36. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранному языку на начальном этапе / Г.В. Рогова. - М.: Просвещение, 2000. - 287 с.
37. Рожкова, Ф.М. Кинофильмы на уроках английского языка / Ф.М. Рожкова. - М.: Просвещение, 1967. - 111 с.
38. Савинов, С.Н. Обучение иностранному языку во внеклассной работе: Пособие для учителей / С.Н. Савинов. - М.: Просвещение, 1991. - 66 с.
39. Садомова, Л.В. Развитие творчества учителя иностранного языка при работе с учебником и книгой для учителя / Л.В. Садомова. - М.: Просвещение, 1993. - 185 с.
40. Самойлова, Г.А. Упражнения для обучения аудированию / Г.А. Самойлова. - ИЯШ. - 1973. - №5. - С. 65-66.
41. Сахарова, Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. - 321 с.
42. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2003. - 124 с.
43. Ткаченко, Р.Г. О речи учителей на уроке / Р.Г. Ткаченко. - ИЯШ. - 1984.
- №2. - С. 57-64.
44. Толоконников, В.А. Влияние формы аудиовизуальной информации на усвоение учебного материала: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1992. - 19 с.
45. Уайзер, Г. Развитие понимания устной речи в 5-6 классах школы / Г. Уайзер. - ИЯШ. - 1960. - №5. - С. 34-38.
46. Утробина, А.А. Методика преподавания и изучения иностранного языка: Конспект лекций / А.А. Утробина. - М.: Приор-издат, 2006. - 47 с.
47. Фищук, В.В. Веди урок на иностранном языке / В.В. Фищук - М.: Просвещение, 1984. - 77 с.
48. Халеева, И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи / И.И. Халеева. - М.: Просвещение, 1989. - 44 с.
49. Халеева, И.И. Понимание иноязычного устного текста как аспект межкультурной коммуникации / И.И. Халеева. - ИЯШ. - №3. - 1992. - С. 22-31.
50. Щукин, А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств / А.Н. Щукин. - М.: Просвещение, 1981. - 195 с.