Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №32133

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
551
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1 Коммуникативная компетенция как основа при формировании вторичной
языковой личности 7
1.2 Характеристика аудирования как вида речевой деятельности 16
1.3 Аудирование в обучении английскому языку на основе различных видов
деятельности 23
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ 36
2.1 Этапы обучения аудированию 38
2.2 Система упражнений для обучения аудированию 41
2.3 Опытная экспериментальная работа в 4 б классе МБОУ «Гимназии №122
имени Ж.А. Зайцевой» 51
Заключение 58
Список литературы 59
Приложение 1 64
Приложение 2 71


Изучение иностранного языка становится все более важным инструментом в образовании с интеграцией России в мировое сообщество. В связи с этим повышенные требования к образовательному процессу и разработке новых инновационных методов обучения отвечают требованиям времени. Одним из важных аспектов изучения иностранного языка является аудирование как вид вербальной деятельности.
Государственный образовательный стандарт по иностранным языкам предусмотрен в качестве цели обучения овладению иноязычной коммуникацией хотя бы на элементарном уровне коммуникативной компетентности в говорении, аудировании, письме и продвинутой коммуникативной компетентности в чтении. Такой подход к изучению иностранного языка требует быстрой и в то же время очень качественной подготовки к эксплуатации его языковых ресурсов. Уровень формирования коммуникативной компетентности зависит от овладения качеством, в том числе лексической частью речевой деятельности.
Тема данного исследования" формирование коммуникативных умений при обучении аудированию на начальном этапе общего образования" является одной из важнейших тем в современных методах обучения английскому языку, поскольку без коммуникативных умений и аудирования словесное общение невозможно, так как это двусторонний процесс. И недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Но изучение этого вида речевой деятельности в процедуре недостаточно глубоко, однако термин "аудирование" в последнее время используется в методической литературе довольно часто. Он выступает против термина "слух". Если "слушание" обозначает акустическое восприятие звука, понятие аудирование включает процесс восприятия и понимания звучащей речи. Мы также знаем, что аудирование - очень сложный вид речевой деятельности. И почти не секрет, что сегодняшние выпускники вузов этим навыком не обладают. Однако в настоящее время вступительные экзамены в университетах, выпускные экзамены и другие экзамены часто включают компонент аудирования, признавая, что навыки аудирования являются основным компонентом владения вторым языком.
Данный этап обучения выбран не случайно, по нашему мнению именно на начальном этапе складываются основы речевых навыков и умений, что позволяет сделать использование аудирования наиболее эффективными и как цель, и как средство в обучении иностранному языку.
Аудирование может представлять собой отдельный вид коммуникативной деятельности со своим мотивом, отражающим потребности человека или характер его деятельности. Например, при просмотре фильма, телепередачи, пользовании интернетом, прослушивании радиопередачи и т.п. Достаточное овладение аудированием как видом речевой деятельности не только позволяет, но и стимулирует самостоятельный просмотр фильмов и телепередач на иностранном языке, учитывая тот факт, что в настоящее время у многих есть возможность слушать и смотреть такие телеканалы как: “Cartoon network”, CNN, BBC, NBC, SKY TV и многие другие.
Отсюда очевидна важность и актуальность проблемы обучения аудированию. По мнению Ляховицкого М.В. основным средством обучения иностранному языку является языковая среда.
Также актуальность исследования заключается в выдвижении основных теоретических положений, связанных с темой работы, а также в создании видов работ и практических занятий.
Выпускная квалификационная работа посвящена анализу проблемы формирования коммуникативных умений при обучении аудированию на начальном этапе общего образования.
Проблеме обучения аудированию уделялось и уделяется большое внимание. К числу исследователей, которые занимались этим вопросом, можно отнести м. Л. Вайсбурд, И.М. Верещагина, Н. И. Гез, Н. В. Елухину, Я.М. Колкера, О.Б. Метелкин, О.И.Негневицкую, Г.В. Роговую, О.С. Устинову, И.И. Халееву, O. Dunn, W.A. Scott, L.H.Ytreberg и многие другие [7, 14, 18, 24, 26-28, 45, 52, 57].
Впервые термин "аудирование" был введен в литературу американским психологом Брауном. В России термин был введен З. А. Кочкиной в статье "Что такое слушать?" в 60-е годы. 20c.
Объектом исследования является аудирование как вид словесной деятельности, играющий важную роль в достижении практических, развивающих, образовательных целей и являющийся эффективным средством изучения английского языка.
Предметом исследования является не только сам процесс аудирования на начальном этапе, но и способы обучения этому виду речевой деятельности. Начальный этап является наиболее важным, так как именно на младшем этапе обучения у учеников должны быть сформированы базовые умения аудирования, которые для успешности обучения, следует совершенствовать на протяжении всего периода овладения аудированием.
Цель исследования - выявить особенности формирования коммуникативных умений при обучении аудированию и практически доказать эффективность разработанной системы упражнений на уроках иностранного языка начальной ступени образования.
Рабочей гипотезой является преодоления трудностей при аудировании на начальном этапе обучения в школах.
Задачи исследования:
1. изучить методическую и психологическую литературу по теме исследования;
2. дать характеристику аудированию как вида речевой деятельности;
3. выделить основные этапы обучения аудированию как виду речевой деятельности;
4. описать систему упражнений для обучения аудированию;
5. провести опытно-экспериментальную деятельность, основанную на
разработанной системе упражнений.
Теоретическая значимость нашей работы заключается в анализе теоретических предпосылок обучения аудированию, определении основных трудностей процесса обучения, которые позволили разработать систему упражнений для обучения аудированию в начальной школе.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанной системы упражнений при обучении аудированию в школе.
В работе были использованы такие методы исследования, как анализ научной литературы по теме исследования для выделения основных трудностей и этапов обучения аудированию и изучение психологопедагогической и методической литературы.
В ходе данного исследования мы ставили цель доказать, что аудирование является не только одним из основных средств овладения языком, но и средством, способствующим развитию гармонично развитой личности

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Во время выполнения ВКР на теоретическом и практическом уровнях было подтверждено, что весь процесс развития речевой деятельности носит поступательный характер, поскольку вначале лексика у учащихся была бедна и примитивна, а затем, в результате систематической практики, постепенно становилась все более богатой, правильной и совершенной.
В данной ВКР было установлено, что в последнее время ведется активная исследовательская работа в области функциональности приема аудирования в процессе изучения иностранного языка, но при этом данная проблема еще далеко не решена, и продолжает оставаться актуальной, требуя особого внимания со стороны современных методистов.
Выяснено, что традиционная методика обучения иностранному языку рассматривала обучение аудированию как вида речевой деятельности, которая не требует специального дидактического подхода и ограничивается восприятием звуков и интонационных элементов. На практике оказывается, что со всех четырех формируемых навыков видов речевой деятельности навыки аудирования у учащихся, как правило, наименее развиты.
Низкий уровень владения навыками аудирования зависит как от объективных причин: недостаточная разработанность учебно-методического и технологического обеспечения данного аспекта, так и от субъективных - аудирование требует слишком напряженной психической деятельности учащихся, вызывает быстрое утомление и отключение внимания слушающего. Но поскольку именно на умении слышать и понимать строится умение говорить на иностранном языке, поэтому одной из основных целей содержания обучения иностранному языку является развитие у учащихся способности воспринимать на слух иноязычную речь, то есть аудирование.



1. Ариян М.А. Лингвострановедение в преподавании иностранного языка в старших классах средней школы. // ИЯШ. - 1990. - №2. - с.11-16.
2. Артемов В.А. Психология обучения иностранному языку. М., 1969. - 432 с.
3. Бердичевский А.Л. Сборник упражнений для работы в лингафонном кабинете. - М.: Просвещение, 1990. - 230 с.
4. Бим Н.Л. Пассов Е.И. Организация работы по обучению чтению и аудированию // Иностранные языки в школе. - 1986. - 167 с., Москва, Просвещение 1987. - 238 с.
5. Блонский Л. Л. Избранные психологические произведения. М., 1964. - 342 с.
6. Бочарова С.Л. Влияние информационной ценности объектов на память человека//Матер. к XIX междунар. психолог, конгрессу. М., 1979. - 520 с.
7. Вайсбурд М.Л. Обучение учащихся средней школы пониманию иностранной речи на слух. - М.: Просвещение, 1985. - 336 с.
8. Васильев В.А. Обучение английскому произношению в средней школе. - М.: Просвещение, 1979. - 229 с.
9. Вербицкая М.В. Английский язык. 4 класс. Пособие для учителя. - 2016. - 13 с.
10. Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1997. - 382 с.
11. Гез. Н.И. «Роль условий общения при обучении слушанию и говорению»: Ж. «Иностранные языки в школе». - 1981 - 32 с.
12. Гез Н.И. Типология упражнений и организация обучения аудированию в школе с преподаванием ряда предметов на иностранном языке / Н.И. Гез // ИяШ. - 1985. - № 6. - С. 19- 24.
13. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. - М.: Высш. шк., 1982.
- 229 с.
14. Глузкин В.М. Лингафон на уроке английского языка. - М.: Просвещение, 1987. - 156 с.
15. Дубровская С.В. Система упражнений по развитию навыков аудирования на иностранном языке / С.В. Дубровская // Система упражнений в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам в вузе: Межвузовский сб. науч. тр. - Пермь, 1990.
- С. 113-119.
16. Елухина Н.В. Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе: Журнал Иностранные языки в школе. - 1986. - № 5. - С. 15.
17. Елухина Н.В Основные трудности аудирования и пути их преодоления.
- 1977. - № 1. - С. 18.
18. Елухина Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться // Иностранные языки в школе . - 1996. - №4. - С. 27
19.Зайцева Л.А. Требования к аудитивному материалу, содержащему неизученную лексику // Иностранные языки в школе. - 1996. - №3. - С. 43
20.Захарова О.Ю. Этапы и содержание обучения учащихся старших классов школ с углубленным изучением английского языка аудированию аутентичных текстов-интервью //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И Герцена. №24 (55): Аспирантские тетради: Научный журнал. - Санкт-Петербург:
2008. - С. 376-380.
21. Захарова О.Ю. Особенности обучения аудированию аутентичных текстов в старших классах школ с углубленным обучением английскому языку // Сборник научных статей аспирантов. Выпуск 4. - Сыктывкар: 2006. - С. 13-17.
22.Захарова О.Ю. Об аудировании как виде учебной деятельности // Согласованное обучение родному, региональному и иностранным языкам на основе личностно ориентированного функционально - познавательного подхода и современных информационных технологий. Сборник научных статей. Выпуск I. - Сыктывкар: 2008. - С. 41-46.
23. Захарова О.Ю. О некоторых особенностях восприятия на слух текстов аутентичных интервью // Согласованное обучение родному, региональному и иностранным языкам на основе личностно ориентированного функционально-познавательного подхода и современных информационных технологий. Сборник научных статей. Выпуск I. - Сыктывкар: 2008. - С. 46-54.
24.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам. - М. 1991. - 206 с.
25. Колшанский Г.Н. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностранные языки в школе. - 1985. - №1. - С. 86
26. Ильина В. Я. Некоторые характеристики кратковременной памяти, полученные в условиях аудирования//Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та иностр. яз. им.М. Тореза. 1988. - 44 с.
27. Кострубина О. В. Аудиотекст и этапы работы с ним в процессе развития аудитивных умений и навыков студентов / о. В. Кострубина / / преподавание языков в высших учебных заведениях образования: сб. наук. трудов. Вып. 11. - Харьков: ХНУ имени В. Н. Каразина, 2007. - С. 170-175.
28. Коменский Ян Амос. Великая дидактика. М., 1896. - 56 с.
29. Комков И.Ф. Методика преподавания иностранных языков. - Минск, 1983. - 411 с.
30. Кричевская К.С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе . - 1996. - №1. - С. 341
31. Кулиш Л.Ю. Виды аудирования // Иностранные языки в школе. - 1984. - №2. - С. 552
32. Куштенко А.Ю. Лингофонное оборудование на уроках иностранного языка. - Киев: Рад. шк., 1986. - С. 113
33. Лазаренко К. А. Основы методики обучения иностранным языкам / к.
А. Лазаренко. - К.: Высшая шк., 1997. - 230 с.
34. Леонтьев А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1985. - 445 с.
35. Ляховицкий М.В. Кошман И.М. Методика преподавания иностранного языка. М., 1981. - 285 с.
36. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Бутько А.Ф., Петрова С.И., Попов А.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск 1992. - 665 с.
37. Мильруд Р.П. Методология и развитие методики обучения иностранному языку. // ИЯШ. - 1995. - №5. - с. 13-18.
38. Метелкина О. Б. Методические рекомендации по организации индивидуального обучения аудирования / о. Б. Метелкина. - К.: Киевский государственный лингвистический университет, 1994. - 65 с.
39.Обдалова О.А. Аудирование как средство обучения иноязычному общению студентов естественнонаучных факультетов на начальном этапе. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Томск, 2001. - 203 с.
40. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) Под ред. З.И. Равкина. - М.: ИТПиО РАО, 1995. - 361 с.
41. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., 1985. - 174 с.
42. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. - М.: Рус. яз., 1989. - 276 с.
43. Пернас С.В. Подготовка иноязычного текста для аудирования. Иностранные языки в школе. 4/88, Москва, Просвещение 1988. - 307 с.
44. Пруссаков Н.Н. Трудности при обучению аудированию иноязычного звучащего текста // Иностранные языки в школе . - 1994. - №6. - С. 75
45. Рогова Г.В. «О речи учителя на уроке»: Ж. «Иностранные языки в школе». - 1984 - №5 - С. 6.
46. Рогова Г.В., Верищагина. Методика обучения английскому языку на начальном этапе. 1985. - 66 с.
47. Рогова Г.В. Методика обучения иностранному языку на начальном этапе. М., 1988. -229 с.
48. Сахарова Т.Е., Рабинович Ф.М., Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение., 1991. - С. 133-134.
49. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя
иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход.
Монография. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004. - 54 с.
50. Следников Б.Л. Обучение аудированию иноязычной речи в средней школе: Дис.... канд. пед. наук. М., 1993. - 443 с.
51. Смирнова Л. П. Уровни понимания иноязычных речевых сообщений на слух и способы их контроля. - М., 1982. - 227 с.
52. Снедников Б. П. Обучение аудированию иноязычной речи в средних школах. - М., 1977. -104 с.
53. Старков А.П. Основы обучения устной иноязычной речи. - М.: Просвещение, 1988. -96 с.
54. Тарнопольский О.Б. Методика обучения английскому языку на I курсе технического вуза / О.Б. Тарнопольский. - К.: Высшая школа, 1989. - 160 с.
55. Ткаченко Р.Г., Роговская Б.И. Карлайл М.С. «О речи учителей на уроке»: Ж. «Иностранные языки в школе». - 1984 - №2 - с. 57.
56. Ткаченко Л.П. Учебный аудиотекст: вопросы организации и
презентации / Л.П. Ткаченко // Лингвистические и методические проблемы преподавания русского языка как неродного. - М.: Наука, 1987. - С. 138-144.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ