ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАДЕЖНОСТЬ ВОДИТЕЛЯ 6
1.1 Понятие «надежность водителей автотранспортных средств», сущность,
структура, содержание 6
1.2 Международный опыт и российская практика повышения надежности водителей автотранспортных средств 15
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 22
2.1 Исследование надежности водителей автотранспортных средств в республике Татарстан 22
2.2 Комплекс методов повышения надежности водителей автотранспортных средств 32
Выводы по второй главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Актуальность исследования.
Ежегодно в России в дорожно-транспортных происшествиях погибает более 30000 человек. Страшная цифра. A если учесть, что по прогнозам аналитиков в ближайшие годы число жертв ДТП может возрасти еще на одну треть, то это становится просто угрожающе. Экстремальных ситуаций на автомагистралях было бы гораздо меньше, если бы помимо навыков вождения наши автолюбители обладали высокой общей культурой и интеллектом, в чем, собственно, и заключается надежность водителя.
Надежность водителя определяется уровнем его возможностей обеспечить безопасное управление транспортным средством. В этом смысле нередко применяются и другие термины: «профессионализм», «мастерство» и т. п. Каждый из них отражает лишь определенную сторону надежности водителя, но не раскрывает этого понятия полностью. Так предполагается считать мастером того водителя, который «умеет правильно и быстро оценивать дорожную обстановку, предвидеть ее возможные изменения и никогда не попадать в сложные ситуации, а при невозможности избежать их, максимально разрядить опасную обстановку». Главное в этом определении — умение избегать экстремальных ситуаций, а если такая ситуация возникнет, суметь нейтрализовать ее. Многим кажется, что это зависит только от мастерства и виртуозности водителя при управлении транспортным средством. Однако мастерство не главная черта надежного управления автомобилем. Во всяком случае, утверждение о том, что «все зависит от мастерства предвидения и точного расчета водителя, а также знания дорожной обстановки», нуждается в существенной корректировке. Точный расчет — это расчет с минимальными допусками в ту или иную сторону. Малейший сбой, отступление от расчета — и он может подвести. Значительно лучше, если допуски в сторону безопасности будут увеличены и надежно гарантированы. Не следует забывать и о том, что пределы всякого мастерства при управлении транспортным средством должны быть ограничены допустимыми нормами.
Несомненно, в системе «водитель - автомобиль - дорога - среда» основным элементом с точки зрения безопасности движения является человеческий фактор. Увеличение количества транспортных средств в нашей стране ведет к постоянному повышению интенсивности дорожного движения, создавая проблему обеспечения безопасности, которую необходимо решать на государственном уровне. Как зарубежная, так отечественная статистика свидетельствует, что увеличение количества автомобилей сопровождается ростом количества ДТП и пострадавших при этом [25].
В этой связи разработка комплекса методов повышения надежности водителей автотранспортных средств, как при подготовке, так и при последующей работе имеет огромное социально-экономическое значение для Республики Татарстан и страны в целом.
Проблема, которая решается в настоящей работе, заключается в необходимости детального изучения существующих методов повышения надежности водителей автотранспортных средств, выявления новых перспективных направлений и методов, а также составления комплекса мер, направленных на достижение безаварийной обстановки в Республике Татарстан.
Объект исследования - профессиональная надежность водителя.
Предмет исследования - современное состояние и методы повышения надежности водителей автотранспортных средств в Республике Татарстан.
Цель исследования - определить комплекс перспективных методов повышения надежности водителей автотранспортных средств в Республике Татарстан.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «надежность водителей автотранспортных средств», сущность, структуру, содержание.
2. Обобщить отечественный и зарубежный опыт повышения надежности водителей автотранспортных средств.
3. Исследовать надежность водителей автотранспортных средств в Республике Татарстан.
4. Разработать методы повышения надежности водителей автотранспортных средств, которые можно применять при их подготовке в Республике Татарстан.
Теоретико-методологической и нормативной основой работы стали научные труды по основам управления транспортными средствами и безопасности движения С.В. Филимонова, С.Г. Талышева, Ю. В. Илясова, влиянию подготовки водителей на безопасность дорожного движения И.Ф. Галявиева, учету психофизиологических особенностей будущих водителей как средства повышения их надежности О.В. Шатуновой, Г.К. Искандаровой, методике экспериментальных исследований надежности кандидатов в водители И.Е. Ильиной; программы: ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.», Подпрограмма «Повышение безопасности дорожного движения в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы» и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты можно использовать в практике подготовки и переподготовки водителей автотранспортных средств и повышения их надежности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем - 57 страниц, в том числе, 6 таблиц, 4 рисунка. Список использованных источников содержит 32 наименования.
Определение комплекса перспективных методов повышения надежности водителей автотранспортных средств в Республике Татарстан являлось целью моей выпускной квалификационной работы.
На начальной стадии выполнения выпускной квалификационной работы рассмотрено понятие «надежность водителей автотранспортных средств», сущность, структура, содержание; проанализирован международный опыт и российская практика повышения надежности водителей автотранспортных средств.
Далее исследована надежность водителей автотранспортных средств в Республике Татарстан, посредством изучения аварийности и интенсивности движения транспортных потоков. Также тщательно изучена система подготовки кандидатов в водители автотранспортных средств в республике. Данные по аварийности и по автошколам были получены документальным изучением.
В итоге, собрав все необходимые сведения по теме выпускной квалификационной работы, в заключительном параграфе изложены методы повышения надежности водителей автотранспортных средств, включающие в себя:
- совершенствование профессиональной подготовки водителей;
- внедрение Профессионального стандарта водителя в систему подготовки и аттестации кандидатов в водители;
- проведение Профессионального отбора водителей при приеме на автотранспортные предприятия;
- учет психофизиологических особенностей будущих водителей как средство повышения их надежности;
- внедрение методики экспериментальных исследований надежности кандидатов в водители;
- создание единой электронной базы - как инструмента повышения дисциплинированности водителей автотранспортных средств.
Разработанные мероприятия, надеюсь, позволят снизить количество дорожно-транспортных происшествий и обеспечить безопасность движения на улицах республики.
В целом, я считаю, поставленные в выпускной квалификационной работе, задачи выполнены. Цель достигнута.
Проблема повышения надежности водителей автотранспортных средств остается острой в Республике, в виду отсутствия должного контроля со стороны государства, но, думаю, что в ближайшее десятилетие она разрешится, так как наш регион - Республика Татарстан является инициатором и толкателем инновационных идей в области, как безопасности дорожного движения, так и других отраслей.
В настоящее время мир меняется с астрономической скоростью, меняется и мировоззрение населения республики. Смеем надеяться, что эти изменения будут иметь положительный эффект и наша республика станет процветать с каждым днем все больше и грандиознее.
1. Валиев, М.Х. Современное состояние и пути совершенствования подготовки водителей в Республике Татарстан / М.Х. Валиев // Управление ГИБДД МВД по РТ, ГУ «Научный центр БЖД». - 2009. - № 2. - С. 270-276.
2. Габдурахманов, Л. Р. Материал выступления начальника республиканской Госавтоинспекции на итоговой коллегии УГИБДД МВД по РТ [Электронный ресурс] / События - Режим доступа: https://sntat.ru/proisshestviya/chislo-smertey-na- dorogakh-snizit-skorost-na-trassakh-uvelichit-videok/ - [Дата обращения 10.05.2019].
3. Галявиев, И.Ф. Влияние подготовки водителей на безопасность дорожного движения / И.Ф. Галявиев //Управление ГИБДД МВД по РТ, ГУ «Научный центр БЖД». - 2009. - № 2. - С. 265-270.
4. Государственная инспекция безопасности дорожного движения [Электронный ресурс] / ГИБДД. - Режим доступа: - http://www.gibdd.ru/. - [Дата обращения 10.05.2019].
5. Гафаров, Ш.Х. В Татарстане появится новый рейтинг эффективности автошкол / Ш.Х. Гафаров // Казанские ведомости. - 2019. -31 мая.
6. Жирков, P.A. Аппаратно-программный комплекс для психофизиологического отбора водителей / Р.А. Жирков, П.А. Колпаков, В.Ю. Ветлужских. - М. : Отраслевой фонд алгоритмов и программ, 2003. - 116 с.
7. Ильина, И. Е. Методика экспериментальных исследований надежности кандидатов в водители / И.Е. Ильина, В.В. Лянденбурский // Науковедение. 2014. - №2 (21). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/479990.
8. Искандарова, Г.К. Об отличиях в поведении на дороге водителей мужчин и женщин / Г.К. Искандарова // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования : сборник научных статей международной конференции, 20-24 октября 2015 г. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2015. - С. 31213123.
9. Искандарова, Г. К. Учет психофизиологических особенностей будущих водителей как средство повышения их надежности [Электронный ресурс] / Г.К. Искандарова, О.В. Шатунова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 2921-2925. - Режим доступа: http://e- koncept.ru/2016/86617.htm.
10. Калмыков, С.В. Взаимосвязь темперамента личности с регулирующими
системами организма [Электронный ресурс] / С.В. Калмыков, А.С. Сагалеев, А.С. Цыбиков // Вестник БГУ. - 2014. - № 1. - Режим доступа:
http://cyberlenmka.ru/article/nVzaimosvyaztemperamenta-Hchnosti-s-reguHmyuschimi- sistemami-organizma.
11. Кравченко, П.А. Автошкольная подготовка водителей как инструмент профессионального образования и мотивации молодёжи для задач обеспечения безопасности дорожного движения (ОБДД) / П.А. Кравченко // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах : сборник материалов XI международной научно-практической конференции, 18-20 сентября 2014г.- СПб: ГАСУ, 2014. - С. 7-27.
12. Кравченко, П.А. Системность, компетентность, ответственность - ключевые факторы обеспечения безопасности дорожного движения в России / П.А. Кравченко, Е.М. Олещенко // Транспорт Российской Федерации. -2016. - № 4 (65). - С. 56-61.
13. Лянденбурский, В.В. Основы научных исследований : учеб. пособие /
В.В. Лянденбурский, В.В. Коновалов, А.В. Баженов. - Пенза. : ПГУАС, 2014. - 298 с.
14. Лянденбурский В.В. Надежностная и квалификационная модель системы «Обслуживающий персонал - автотранспортное средство» / В.В. Лянденбурский,
A. С. Ветохин // Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств : сборник материалов III международной научно-технической конференции, - Пенза, 2004. - Часть II.
15. Лянденбурский В.В., Ветохин А.С., Антонов Ю.А., Бутузов А.М. Определение совокупности опасных факторов при расследовании и анализе ДТП /
B. В. Лянденбурский, А.С. Ветохин, Ю.А. Антонов, А.М. Бутузов // Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств : сборник материалов I международной научно-технической конференции, - Пенза, 2000. - Часть I.
16. Лянденбурский, В.В. Проблемы подготовки водителей на автомобильном транспорте и пути их решения / В.В. Лянденбурский, А.С. Ветохин, Ю.А. Антонов, А.М. Бутузов // Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств : Материалы I международной научно-технической конференции, - Пенза, 2000. - Часть I.
17. Лянденбурский, В.В. Снижение и расследование дорожно-транспортных происшествий с помощью автотренажеров / В.В. Лянденбурский, А.С. Ветохин, Ю.А. Антонов, А.М. Бутузов // Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств: сборник материалов I международной научнотехнической конференции, - Пенза, 2000. - Часть I.
18. Майборода, О.В. Повышение активной безопасности дорожного движения / О.В. Майборода, Г.К. Каленов. // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах : сборник докладов VIII международной конференции, СПб.: ГАСУ, 2008. - С. 408-413.
19. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан N 764 от
16.10.2013 г. "Об утверждении Государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы".
20. Постановление Правительства Российской Федерации № 864 от
03.10.2013 г. "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах".
21. Родичев, В.А. Ассоциации и качество обучения водителей / В.А Родичев // Автошкола Профи. - 2008. - № 11. - С. 12-14.
22. Сальников, А.А. Автошкольная подготовка водителей транспортных
средств в Российской Федерации: проблемы, состояние и перспективы
совершенствования /А.А. Сальников // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах : сборник материалов XI международной научно-практической конференции, 18-20 сентября 2014 г. - СПб : ГАСУ, 2014. - С. 539549.
23. Сальников, А.А. О критическом состоянии автошкольной подготовки водителей в России и механизме вывода её из кризиса / А.А. Сальников // Транспорт Российской Федерации, - 2013. - № 4 (47). - С. 24-27.
24. Сальников, А.А. Международный опыт и российская практика
подготовки водителей [Электронный ресурс] / А.А. Сальников // Союз Автошкол СПб и Лен. Области, - 2017. - Режим доступа:
http://soavspb.ru/stati/article_post/mezhdunarodnyy-opyt-i-rossiyskaya-praktika- podgotovki-voditeley.
25. Степанов, И.С. Влияние элементов системы водитель - автомобиль - дорога - среда на безопасность дорожного движения : учебное пособие / И.С. Степанов, Ю.Ю. Покровский, В.В. Ломакин, Ю.Г. Москалева. - М.: МГТУ «МАМИ», 2011. - 171 с.
26. Филимонов, С.В. Основы управления транспортными средствами и безопасность движения : учеб. пособие / С.В. Филимонов, С.Г. Талышев, Ю. В. Илясов. - Пенза: Изд - во Пенз. гос. ун-та, 2007. - 98 с.
27. Чикин, В.И. Методика реализации преемственности обучения правилам дорожного движения в начальной и средней профессиональной школе в условиях стандартизации образования / В.И. Чикин : автореф. дисс. ... канд. пед. наук : защищена 01.10.1996 : утв. 01.10.1996. - Казань : Изд-во ИССО РАО, 1996. - 20 с.
28. Якимов, А.Ю. Профессиональное обучение водителей автомототранспортных средств (история, состояние, проблемы, зарубежный опыт и перспективы) / А.Ю. Якимов // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах : сборник материалов XI международной научнопрактической конференции, 18-20 сентября 2014 г. - СПб : ГАСУ, 2014. - С.73-92
29. Якимов, А.Ю. Совершенствование системы подготовки водителей автомототранспортных средств на основе оптимального определения категорий (видов) водителей (с учетом отечественного и зарубежного опыта) / А.Ю. Якимов // Безопасность дорожного движения. Сборник научных трудов, - 2013. - № 13. -
С.11-27.
30. Яськов, А.П. Как организовать учебный процесс / А.П. Яськов // Автошкола Профи. - 2006. - № 7. - С. 22-23.
31. Электронная библиотека студента [Электронный ресурс] // Библиофонд, 2019. - Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=653803.
32. Frank P. McKenna, Hazard Perception. Proceedings by 46th CIECA Congress, Dublin, Ireland, 2014