Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Восприятие внутрисемейных отношений у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №38340

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы40
Год сдачи2018
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
414
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения особенностей межличностных отношений у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста 5
1.1 Исследование межличностных отношений в психологии 5
1.2 Психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 9
1.3 Исследование гендерных различий в психологии 14
Глава 2 Эмпирическое исследование восприятие внутрисемейных отношений мальчиками и девочка старшего дошкольного возраста 22
2.1 Описание процедуры и методики исследования 22
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 24
2.3 Рекомендации по формированию у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста положительного восприятия внутрисемейных отношений 27
Заключение 32
Список использованных источников 34

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе система отечественного дошкольного воспитания все более ориентируется на инновационные стратегии в поиске подходов, которые направлены на гуманистическую, личностно-ориентированную модель организации педагогического процесса. В тоже время практика показывает, что условия нормального развития ребёнка оказываются нарушенными вследствие отсутствия необходимого индивидуального психолого-педагогического внимания к уникальности, неповторимости личности каждого ребенка, что приводит к негативным результатам социализации, проявляющимся в нарушении хода и темпа нормального развития.
В настоящее время в системе дошкольного воспитания недостаточно внимания уделяется изучению и анализу потенциальных возможностей личности ребенка, предпосылок гармоничного психического, физического и духовного развития. Большая роль полноценному развитию ребенка дошкольного возраста отводится семье, детско-родительским отношениям и стилям семейного воспитания. В связи с тем, что на современном этапе происходит переоценка ценностей семьи, занятость родителей, высокий уровень родителей, которые страдают разными видами психозов, все это не позволяет уделять ребенку требуемого внимания, у ребенка дошкольного возраста возникают проблемы в восприятии мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста внутрисемейных отношений. Это и обуславливает актуальность темы исследования.
Цель исследования – изучить особенности восприятия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста внутрисемейных отношений.
Задачи:
1. Раскрыть подходы к изучения межличностных отношений в психологии.
2. Дать психологическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить особенности гендерных различий в психологии.
4. Проанализировать результаты эмпирического исследования по определению особенностей восприятия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста внутрисемейных отношений.
5. Разработать практические рекомендации по формированию у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста положительного восприятия внутрисемейных отношений.
Гипотеза исследования: восприятие мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста внутрисемейных отношений будет различаться – мальчики более ближе к отцу, девочки к матерям; у мальчиков более, чем у девочек будут развиты такие качества. Как общительность и доминирование.
Объект исследования – восприятие внутрисемейных отношений старшими дошкольниками.
Предмет исследования – особенности восприятия мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста внутрисемейных отношений.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; эмпирические –тестирование, методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили научные труды Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, Ж.Г. Дусказиевой, В.И. Мясищева и др. В трудах Б.Ф. Ломова, В.И. Мясищева, Т. Парсонса и др. представлено понятие и структура межличностных отношений. М.И. Лисиной, В.С. Мухиной и др. дана характеристика межличностных отношений деетй старшего дошкольного возраста. В научных работах Ж.Г. Дусказиевой, Р.Г. Петровой и др. описаны гендерные различия и их особенности изучения в современной психологии.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность темы исследования не вызывает сомнения, потому что в семье ребенок приобретает первые навыки взаимодействия с другими людьми, осваивает первые социальные роли, нормы и ценности. Тип поведения значимых взрослых оказывает важнейшее воздействие на формирование личности ребенка. Влияние семьи на растущего ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. Именно семья определенным образом влияет на процесс и результаты формирования личности. Только в семье вырабатываются многие качества личности, которые нигде, кроме родительского дома, не могут быть воспитаны. Из сказанного вытекает, что отец и мать должны правильно, на научно-педагогической основе организовать воспитание детей в своем доме.
Межличностные отношения – это, с одной стороны, субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. С другой стороны, межличностные отношения представляют собой систему установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и иных диспозиций, через которые люди осуществляют взаимное восприятие и взаимную оценку.
Дошкольный возраст – один из важнейших объектов внимания теоретиков и практиков. Этот период характеризуется ускоренным развитием всех психических процессов, свойств и качеств личности, ребенок занимается активным освоением широкого спектра различных видов деятельности. На этапе дошкольного возраста интенсивно развивается самосознание, происходит формирование самооценки, выстраивается иерархия мотивов и их соподчинение между собой. Также необходимо отметить, что в этот период наиболее главным в развитии личности ребенка является влияние его семьи и взаимоотношений, которые существуют в ней.
Изменения, происходящие в обществе, потребовали поиска новых подходов к воспитанию дошкольников, учитывающих половозрастные, индивидуальные особенности детей в социальном контексте, не преднамеренные социальные влияния на развитие дошкольников, способствующие упорядочению процесса гендерной социализации.
Семейные взаимоотношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятельности и общения. Семейные взаимоотношения определяют стиль воспитания детей в семье.
Для изучения особенностей восприятие внутрисемейных отношений мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста применялась методика «Фильм-тест» Рене Жиля.
Показатели межличностных отношений в семье говорят о большой привязанности детей данного возраста к матери. У девочек, показатель «отношение к матери» больше, чем у мальчиков, это связано с тем, что девочки больше привязаны к матери. Соответственно показатель отношение к отцу у девочек очень низкий, что подразумевает редкое общение с отцом. У девочек, показатель «отношение к родителям как семейной чете» больше, чем у мальчиков. Показатель «доминирование», более выражен у мальчиков, это говорит о том, что мальчики более склонны к доминированию, чем девочки. Это можно объяснить тем, что мальчики старшего дошкольного возраста более уверенны в себе и чаще проявляют инициативу со своей стороны. Так же мальчики старшего дошкольного возраста более общительны по данным среднего значения, чем девочки. Показатель «отгороженность» выше у мальчиков, чем у девочек, что несколько объясняет низкий показатель по параметру «общительность» у девочек. Согласно полученным результатам можно утверждать, что девочки старшего дошкольного возраста больше оказываются включенными во взаимодействие с родителями, чем мальчики.
Итак, цель была достигнута, задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Антонова, И. В. Проблема личностной идентичности [Текст] / И. В. Антонова // Психология самосознания: хрестоматия. – Самара : Бахрах, 2014. – 254 с.
2. Арчер, П. Половые роли в детстве: структура и развитие [Текст] / П. Арчер // Детство идеальное и настоящее. – Новосибирск, 2014. – 120 с.
3. Берн, Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения [Текст] / Пер. с англ. С. Рысева и др. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2012. – 318 с.
4. Блохина, С. А. Роль семьи в развитии личности [Текст] / С. А. Блохина // Педагогика: традиции и инновации : материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. – Челябинск : Два комсомольца, 2011. – С. 124-132.
5. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 421 с.
6. Божович, Л. И. Личность и формирование в детском возрасте : психологические исследования [Текст] / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург .: Питер, 2013. – 400 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под. ред. В. В. Давыдова. – Москва : Педагогика-Пресс, 2016. – 533 с.
8. Гендерный подход в психологических исследованиях и консультировании : Мат-лы конференции [Текст] / Под ред. Е. И. Крукович и Ю. Г. Фроловой. – Минск : ЕГУ, 2002. – 100 с.
9. Головин, М. С. Исследование особенностей формирования семейно-ролевой идентификации у детей из неполных разведенных материнских семей [Текст] / М. С. Головин // Гуманитарные научные исследования. – 2012. – № 6. – С. 74-77.
10. Дубровина, И. В. Возрастные особенности психического развития детей [Текст] / И. В. Дубровина. – Москва : Изд-во МСПИ, 2003. – 421 с.
11. Дусказиева, Ж. Г. Гендерная психология : учебное пособие [Текст] / Ж. Г. Дусказиева ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2010. – 108 с
12. Захаров, А. И. Критерии эффективности семейных отношений [Текст] / А. И. Захаров // психологические исследования. – 2013. – №2. – С. 33-36.
13. Звенькова, Н. Г. Оптимизация детско-родительских отношений в семье старшего дошкольника [Текст] / Н. Г. Звенькова // Детский сад от А до Я. – 2013. – №2. – С. 45-53.
14. Зинченко, Л. Попробуйте договориться : организация общения детей в малых группах [Текст] / Л. Зинченко // Дошкольное образование. – 2014.– № 22. – С. 19-22.
15. Зырянова, С. И. О социализации детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С. И. Зырянова // Мир психологии. – 2015. – №6. – С. 43-54.
16. Иовлева, Т. Е. Особенности становления межличностного взаимодействия в дошкольном возрасте [Текст] / Т. Е. Иовлева. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 266 с.
17. Каган, В. Е. Половая идентичность и развитие личности [Текст] / В. Е. Каган // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. – 1991. – № 4. – С. 25-33.
18. Клецина, И. С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии [Текст] / И. С. Клецина // Вопросы психологии. – 2013. – № 1. – С. 61–78
19. Ковалев, С. В. Семейная психология [Текст] / С. В. Ковалев. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2013. – 471 с.
20. Кошенова, М. И. Влияние гендерных стереотипов на качество межличностного общения [Текст] / М. И. Кошенова // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клёциной. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. - С.185-195.
21. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 521 с.
22. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 306 с.
23. Ломов, Б. Ф. Проблема общения в психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. – Москва : Дрофа, 2016. – 354 с.
24. Мухина, В. С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 521 с.
25. Мясищев, В. И. Общая психология [Текст] / В. И. Мясищев. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 416 с.
26. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений [Текст] / Н. Н. Обозов. – Москва : Академия. 2012. – 745 с.
27. Парсонс, Т. Психология межличностных отношений [Текст] / Т. Парсонс. – Москва : Академия, 2015. – 854 с.
28. Петрова, Р. Г. Гендерология и феминология : Учеб. пособие. 2-е изд. [Текст] / Р. Г. Петрова. – Москва : Дашков и Кº, 2016. – 232 с.
29. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – Москва : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2015. – 158 с.
30. Турченко, В. И. Современный дошкольник в мире взрослых и сверстников, или «…Племя молодое, незнакомое…» [Текст] / В. И. Турченко, Л. В. Градусова, Н. И. Левшина // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 1. – С. 72-77.
31. Фрейд, З.Психоанализ [Текст] / З. Фрейд. – Москва : АСТ, 2015. – 458 с.
32. Черрии, К. Психология индивидуальности [Текст] / К. Черрии. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 452 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ