Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Внутрисемейные отношения в современной сельской татарской семье

Работа №30967

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

антропология

Объем работы53
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
513
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения внутрисемейных отношений в семье 6
1.1. Социально-психологические исследования отношений между супругам:
теоретический аспект 6
1.2. Факторы супружеских отношений в трудах отечественных и зарубежных
авторов 16
Глава 2. Внутрисемейные отношения в традиционной татарской семье 17
Глава 3. Современная татарская семья 26
3.1. Особенности современной татарской семьи 26
3.2 Внутрисемейные отношения в современной сельской татарской семьи .. 30
3.3 Роль современной семьи в сохранении татарских национальных традиции
и обрядов 33
Заключение 46
Список использованной источников и литературы 49
Приложения


Актуальность исследования. Одним из важнейших социальных институтов, который создает условия для удовлетворения человеческих потребностей, является семья. Семья - это древнейшая часть жизнеустройства общества на Земле, один из главных механизмов самоорганизации общества, с которым связано утверждение множества общечеловеческих ценностей. На протяжении всех времен брачные отношения занимали одно из важных мест в человеческом обществе, потому что на протяжении всей истории крепкие семьи были залогом его стабильности. В настоящее время проблема семейных отношений является чрезвычайно актуальной для современного общества. Если рассмотреть общество через призму семьи, то мы сможем увидеть, что каждая семья — это ценность общества, она есть маленькая модель порядка и структуры, она и есть воплощение стабильности, надежности и развития. И, соответственно, в системе интенсивных взаимодействий могут быть кризисы, конфликты, споры, ссоры, которые могут как развивать систему семьи, так и разрушать ее.
Степень изученности проблемы. В настоящее время существует ряд вопросов, касающихся брака и брачно-семейных отношений. Проводимые в этом направлении исследования, как правило, касались изучения отдельных сторон брака: стабильности и устойчивости брака, совместимости супругов, роли семьи в обществе и т. д.
Изучением вопросов внутрисемейных отношений занимались многие ученые, так исследования проблемы психологической готовности к браку посвящены работы (Е.С. Калмыковы , В.Т. Лисовского , В.А. Сысенко . В.С. Торохтий , Л.Б. Шнейдера ); социально-психологические исследования проблем современной семьи (А.И. Антонов , М.Ю. Арутюнян, О.В. Здравомыслова, Л.Б. Шнейдер); полоролевых установок (Ю.Е. Алешина, М.Ю. Арутюнян, О.М. Здравомыслова); функций семьи (Т.В. Андреева , В.М. Целуйко, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий п,), семейных ролей (Ю.Е. Алешина, и др.); традиционную татарскую семью (Воробьев Н. И. и Хисамутдинов Г. М , Уразманова С.В., Чешко С.В , и др.)
Отечественными и зарубежными исследователями было проведено ряд попыток обобщения и классификации факторов, влияющих на качество семейных взаимоотношений. Но, несмотря на то, что в современной науке накоплен обширный материал по различным факторам, влияющим на успешность брачного союза, ряд вопросов, касающихся особенности внутрисемейных отношений в современной татарской семье не исследовано.
Источники. Значительную часть сведений, использованных в работе, составляют полевые материалы автора (10 глубинных интервью).
Цель работы - изучить внутрисемейные отношения в современной татарской семьи на примере Нижнекамского района Республики Татарстан.
Объект - современная татарская семья.
Предмет - внутрисемейные отношения в современной сельской татарской семье.
Для конкретизации цели были сформулированы задачи:
- рассмотреть взаимоотношений между супругами через призму их психологической характеристики;
- изучить проблемы супружеских отношений зарубежными и отечественными авторами;
- рассмотреть особенности внутрисемейных отношений в традиционной татарской семье.
- определить особенности современной сельской татарской семьи и роль семьи в сохранении татарских национальных традиций и обрядов;
Методы исследования: теоретические: сравнительный, при выявлений различий между традиционной и современной татарской культурой, анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические:глубинное интервью; статистические: методы математической статистики.
Выборочная совокупность исследования: супружеские пары (от 18 - до 50 лет) в количестве 10 пар.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения, списка литературы.
Научная новизна: Проведенное нами исследование позволяет получить более полное, целостное и структурированное представление о внутрисемейных отношениях в современной татарской семье на примере Нижнекамского района Республики Татарстан. в рамках данной работы была предпринята попытка изучения не только особенностей современной татарской семьи, но также и ее роли в сохранении татарских традиций и обычаев.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Вышеизложенный материал позволяет сделать следующие выводы:
1. На особенности отношений и общения супругов влияют многие факторы и проблемы, к которым были отнесены следующие: сложившаяся экономическая обстановка в стране, социальные проблемы (ухудшение физического, психического состояния здоровья супругов и их детей, снижение материального уровня семей, увеличение количества одиноких женщин и мужчин), проблемы молодой семьи (материальная неустроенность, адаптация супругов к семейной жизни), проблемы неэффективной организации досуга семьи с детьми, проблемы воспитания детей, а также неумение супругов решать конфликты.
2. Понятие семейных отношений является сложным феноменом, имеющий довольно сложную психическую реальность, включающую мифологические и современные уровни сознания, а также коллективные и индивидуальные, социогенетические, онтогенетические, филогенетические основания. Данное понятие в процессе формирования и развития психологического знания претерпевало многочисленные изменения, а также определили, неоднозначность трактовки в связи со сложностью самого понятия.
3. В прошлом семья являлась единственно возможной формой полнокровного функционирования крестьянского хозяйства, гарантией обеспеченной старости. Семья всегда очень высоко ценилась татарами, а вступление в брак считалось естественной необходимостью. Брачное поведение жестко регламентировалось господствующей идеологией того времени. Среди татар, как и других народов, исповедовавших ислам, вступление в брак считалось священной обязанностью мусульманина: «Лицо, сочетавшееся браком, имеет перед Богом более заслуг, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостяком».
Традиционное представление о браке как союзе, направленном главным образом на решение наиболее насущных человеческих потребностей в бытовом, материальном устройстве, воспроизводстве последующих поколений, в опоре и поддержке в старости, предопределяло и брачный выбор. Главным критерием выбора были утилитарные соображения: семье нужна была невестка-работница, способная к деторождению, поэтому ценились такие качества девушек, как хозяйственность, трудолюбие, здоровье. Немалое значение имело и приданое невесты, положение и обеспеченность ее родителей. Брачный выбор осуществлялся, как правило, родителями брачующихся. Подчас молодые не знали и никогда не видели своих будущих супругов, но они подчинялись выбору родителей.
4. Современные брачные союзы заключаются, как правило, по любви, на основе свободы выбора будущего супруга. В определенной степени в современном браке татар национальная предпочтительность сохраняется. В массовом сознании татар традиционная ориентация на этническую эндогамию постепенно сменяется на допустимость межнациональных браков.
Изменились и другие критерии брачного выбора. У сельской молодежи сейчас не наблюдается стремление выбрать будущего супруга или супругу за пределами своего села. Как показывают материалы исследования, две трети обследованных сельских брачных союзов заключены между уроженцами одного села. Не играет определяющей роли социальное и материальное положение родителей юноши и девушки. Сейчас важное значение имеет уровень образования и квалификации будущего супруга. Однако первостепенными для современного брака для татар, как и для других народов, являются личные качества будущих супругов, особенно в сельской местности, трудолюбие, хозяйственность. Столь же высоко ценятся доброта, внимание, причем считается, что эти качества, способствующие созданию благоприятного психологического климата в семье, несколько больше необходимы женщине. Для мужчин важными считаются решительность, самостоятельность.
Дети в семье имеют сейчас большую эмоциональную ценность для родителей. В большей мере, чем прежде, современных родителей волнуют духовное развитие детей, их интересы, стремления. Прослеживается новое явление, характерное и для многих других народов нашей страны, - повышение срока опеки над детьми. Родители оказывают материальную помощь детям во время учебы в специальных учебных заведениях, а подчас и после их окончания, в проведении свадьбы, при больших затратах молодой семьи.
Одной из важнейших функций семьи в процессе воспитания детей по- прежнему остается передача этнокультурных традиций, воспитание этнического самосознания. Именно в семье в основном дети приобщаются к традиционным обычаям, обрядам, праздникам, узнают народные предания, получают первые религиозные представления.



1. Полевые материалы автора (ПМА). Фонд 1, опись 1, 10 единиц.
Интернет-источники
1. Супружеские конфликты [Электронный ресурс] // Направления психологии» Психология семьи и семейных отношений URL: http://www.psyoffice.ru/3-0-family-00064.htm (дата обращения 26.03.2018)
Литература
1. Алешина. Ю., Гозман. Л., Дубовская. Е. Характер взаимодействия супругов в конфликтной ситуации // Методы исследования межличностного восприятия. Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: МГУ, 1987. - 231 с.
2. Андреева. Т. В. Семейная психология: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2004. - С. 241-244.
3. Антонов. А.И. Семья как социальный институт // Основы социологии. — М.: Наука, 2004. -. 156 с.
4. Антонов. А.И., Медков. В.М. Социология семьи. - М.: Московский университет бизнеса и управления, 2006. - С. 298-304.
5. Анцупов. А.Я., Шипилов. А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 231 с.
6. Апрелов. Е. А. Причины межличностных конфликтов в семье и их связь с особенностями семьи как социального института // Молодой ученый. - М., 2014. — №11. — С. 319-320.
7. Витек. К. Проблемы супружеского благополучия. - М.: Прогресс, 1988. - 202 с.
8. Волков. А.Г. Семья - объект демографии. - М.: Мысль 2005. - 271 с.
9. Воробьев Н. И., Хисамутдинов Г. М. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. - М.: Наука 1967 - 535 с.
10. Гаврилова, Е.В., Лузаков. А.А. Особенности межличностного
восприятия и оценивания у мужчин и женщин (психосемантическое исследование) // Человек. Сообщество. Управление: Научно информационный журнал, 1999. - №1. - С. 81- 89.
11. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни. - М: Просвещение,2001. - 308 с.
12. Исхаков Д.М. Этнография татарского народа - М.: Казань Магариф, 2004. - 287 с.
13. Здравомыслова О. М. Арутюнян М. Ю. Российская семья на европейском фоне. М.: Эдиториал УРСС, 1998. - 172 с.
14. Иванова, Е.И. Новые тенденции в процессе формирования семьи: молодые поколения в меняющейся России. - М.: Наука, 2000. - 250 с.
15. К. Насыров. Поверья и обряды казанских татар «Зап. РГО по отделению этнографии» 1880. - 31 с.
16. Карабанова. О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
17. Кузьмин А.И. Семья и семейная структура населения/ Курс лекций "Основы демографии" - М.: РУДН 2003. - 440 с.
18. Левин, К. Разрешение социальных конфликтов. М.:— СПб., Речь,2000.— С.221-226.
19. Левкович, В.П., Зуськова, О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал.1985. - №6- 25 с.
20. Лузаков, А.А., Сухих, С.А. Психология взаимопонимания / Язык, коммуникация и социальная среда. - М.: Воронеж: ВГУ, 2004. - №3 - 25 с.
21. Навайтис, Г.А. Семья в психологической консультации. - М.: Московский психолого-социальный институт; 1999. - 237 с.
22. Навайтис. Г.А. Муж, жена и психолог. - М.: Наука, 1995. - 128 с.
23. Неудачина. И.Г. Современная российская молодая семья:
Гендерный анализ: Дисс. канд. социол. наук. — Екатеренбург, 2003. -224 с.
24. Обозов, Н.Н., Обозова, А.. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии, 1981. - №6 - 156 с.
25. Саралиева, З.Х. Отражение проблем современной семьи в социологических исследованиях // Социологические исследования вы социальной работе. - М.: Н. Новгород, 2001.- №9 - 148 с.
26. Семья в новых социально-экономических условиях. Т. 2 - М.: Н. Новгород: ННГУ, 2004. - 125 с.
27. Силяева, Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. - М.: Академия, 2002. - 192 с.
28. Синельников, А.Б. Брак // Социальная энциклопедия. - М.: Наука,2000. - 207 с.
29. Соловьёв, Н.Я. Брак и семья сегодня. - М.: Вильнюс, 1977. - 164 с.
30. Сысенко, В. А. Супружеские конфликты. - М.: Мысль, 1989. -115 с.
31. Торохтий, В.С. Методика оценки психологического здоровья семьи. - М.: ЦСП РАО, 1997. - 71 с.
32. Тырнова, Н. А. Молодая семья в современной России: проблемы и тенденции развития: дис. канд. социол. наук. - М., 2012. - 148 с.
33. Уразманова С.В., Чешко С.В., Татары. - М.: Наука, 2001 . - 583 с.
34. Целуйко, В.М. Психология современной семьи: Книга для
педагогов и родителей. - М.: Гумманитарный издательский центр ВЛАДОС,2004.
36. Шерман, Р., Фредман, Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. - М.: Наука, 2001. - С 87-130.
37. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, 2000. - 512 с.
38. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - М.: Медицина, 1990. - 625 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ