Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫРАЖЕННОСТИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №32803

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы101
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
464
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения внутрисемейных отношений и особенностей выраженности страхов детей младшего школьного возраста
1.1. Изучение феномена «страха» в зарубежной и отечественной
психологии 6
1.2. Особенности стиля детско-родительских отношений в контексте
внутрисемейных отношений 17
1.3. Особенности страхов у детей младшего школьного
возраста 30
Глава 2. Экспериментальное исследование выявления взаимосвязи внутрисемейных отношений и детских страхов в младшем школьном возрасте у
2.1. Обзор диагностических методик 39
2.2. Организация исследования 67
2.3. Анализ полученных результатов исследования 71
Выводы 83
Заключения 84
Список использованной литературы 86
Приложение 87



Актуальность проблемы исследования. Проблема детско-родительских отношений остается острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье.
Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались многими ученными. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., В.С.Мухина, Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие. Особенности взаимоотношений родителя с ребенком могут стать не только основой формирования его личностных и поведенческих особенностей, но и фактором коррекции негативных эмоциональных состояний.
Теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных
А.А.Божович, Л.С.Выготского, А.И.Леонтьева, А.В.Запорожец, Л.А.Петровской,
Т.М.Мишиной, А.С.Споваковской, К.Д.Ушинским, А.Т.Лидерс, К.Изард, исследующих эмоционально-личностную сферу, тревожность и страхи у детей. Использовался опыт зарубежных авторов З.Фрейда, А.Адлера, К.Хорни,
Ч.Спилбергера, Ф.Перлза, Э.Фромма, Дж.Уотсона, Г.С.Салливан, В.Э.Гебзаттель, занимающихся проблемой фобий и их влиянием на формирующуюся личность ребенка. Влиянию родительского отношения на ребёнка посвящено много исследований зарубежных и отечественных психологов и педагогов (А.В.Петровский, А.И.Захаров, А.Я.Варга, В.В.Столин, С.Соловейчик, П.Ф.Лесгафт и другие).
В рамках данной дипломной работы нами были изучены особенности стилей детско-родительских отношений и характер выраженности страхов у детей младшего школьного возраста.
Несмотря на большое количество работ, посвященных детско-родительским отношениям, область, касающаяся специфики детских страхов, связанных с особенностями внутрисемейных отношений, остается малоизученной.
Таким образом, возрастающая актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность указанного направления, наличие в нем противоречий определили выбор темы подготовки исследования - «Взаимосвязь внутрисемейных отношений и особенностей выраженности страхов детей младшего школьного возраста».
Объект исследования - особенности внутрисемейных отношений.
Предмет исследования - взаимосвязь внутрисемейных отношений и особенностей выраженности страхов детей младшего школьного возраста.
Целью исследования-выявление взаимосвязи специфики внутрисемейных отношений и особенностей выраженности страхов детей младшего школьного возраста.
Гипотезой исследования является то, что содержание страхов у детей младшего школьного возраста имеет свои особенности, возникновение страхов у детей младшего школьного возраста обусловлено спецификой внутрисемейных отношений (отсутствие эмоциональной близости между родителями и ребенком, неполная семья)
Поставленная цель привела к решению следующих задач:
1) Теоретически проанализировать феномен «страх», причин возникновения страхов у детей младшего школьного возраста;
2) Изучить специфику внутрисемейных отношений, раскрыть понятие стилей детско-родительских отношений в современной психологической науке;
3) Экспериментально изучить стили детско-родительских отношений, специфику страхов у детей младшего школьного возраста;
4) Провести сравнительный анализ полученных экспериментальных данных по проективным методикам «Рисунка человека под дождем» и «Рисунка семьи», а также по опроснику Эйдемиллера на выявление типов нарушения семейного воспитания.
Методы исследования: труды А.М. Прихожан, П.А. Тиллих.
В качестве конкретных методик использовались рисуночный метод «Рисунок несуществующего животного», методика исследования личности «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука, тест тревожности Р. Темпл, М. Дорки, В. Амен («ТДА»), тест школьной тревожности Филлипса, тест «Лесенка».
Полученные данные были подвергнуты статистической обработке сравнение по t-критерию Стьюдента с определением вероятности ошибки (p).
Выборку составили испытуемые в количестве 65 чел. (34 девочки и 31 мальчик), в возрасте от 7 до 8 лет; вторую выборку испытуемых составили родители (предпочтительно мамы) в количестве также, 65 человек в возрасте от 27 до 35 лет.
Исследование проводилось с помощью следующих методик:
1) Проективная методика на выявление отношений с родителями у ребенка «Рисунок семьи»;
2) Проективная методика на выявление детских страхов «Человек под дождем»;
3) Опросник для родителей на выявление стиля родительского воспитания «АСВ» (Эйдемиллер, Юстицкис).
4) Полученные экспериментальные данные исследовались с помощью коэффициента квадратичной сопряженности - %-квадрат.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
Первый этап - поисково-теоретический. На данном этапе определены желании объект, предмет, научный аппарат исследования, намечены программа и методика экспериментальной проверки гипотезы.
Второй этап - опытно-экспериментальный. Моделировались и уточнялись условия внутрисемейных отношений и особенностей выраженности страхов детей младшего школьного возраста. Осуществлялась опытная проверка выдвинутых гипотетических предположений.
Третий этап - обобщающий. Осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы и рекомендации процедуры Проведена работа по литературному оформлению работы.
Опытно-экспериментальной базой стала: Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №175» Советского района г. Казани
Достоверность и объективность результатов работы обусловлены методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, разработкой комплекса диагностических методик, адекватных задачам, предмету и объекту исследования социального, корректным использованием методов и форм организации опытно-экспериментальной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования будет заключаться в том, что в работе впервые предпринята попытка с позиций теории личностно ориентированного образования осмыслить феномен взаимосвязи внутрисемейных отношений и особенностей выраженности страхов детей младшего школьного возраста, дать определение этой категории; описать компоненты, показатели уровни исследуемых; разработать и научно обосновать процесс ее формирования при изучении дисциплин педагогического цикла; теоретически и методологически обосновать систему средств педагогическое процесса взаимосвязи внутрисемейных отношений и особенностей выраженности страхов детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике консультирования педагога - психолога.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе экспериментальной работы в школах Казани.
Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе было осуществлено теоретическое и практическое изучение
взаимосвязи специфики внутрисемейных отношений и особенностей выраженности
страхов у детей младшего школьного возраста. В теоретической части работы был
изучен феномен «страха», а также характерные особенности страхов у детей
младшего школьного возраста, рассмотрены различные классификации стилей
детско-родительских отношений в зарубежной и отечественной психологии.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
Страхи – серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка.
Страх влияет на психическое здоровье детей. Процесс личностного становления
осуществляется на этапе дошкольного детства. Одной из основных причин
появления детских страхов является нарушение детско-родительских отношений.
Это в основном происходит от того, что родители недостаточно знают
психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих
родителей. Страхи детей «взрослеют» вместе с ними, становясь более реальными и
социальными. Поэтому, если описанные страхи появляются «вовремя», и не
слишком ярко выражены, то это как одно из подтверждений нормального,
своевременного развития ребенка.
Проанализировав роль семьи - как фактора развития ребенка, мы можем
утверждать, что семья является тем социальным институтом, в котором происходит
формирование вступившего в жизнь человека. Она становится тем первым домом, в
котором человек вырастает и получает первые жизненные уроки, поддержку и
помощь; в котором учится любви к миру, к людям.
Установлено, что 63% детей воспитываются в комфортной, благоприятной
психологической атмосфере понимания и поддержки, когда как 35% детей имеют
отношения с родителями, характеризующиеся непониманием, игнорированием
личности ребенка, частными ссорами, недоверием. И, наконец, выявлена 1 семья
(2%), в которой ребенок часто становится свидетелем ссор членов семьи с
последующим рукоприкладством, что вызывает у него агрессию к окружающим и к
себе.84
Также, мы выявили следующую закономерность: у 57% испытуемых
выраженных страхов не просматривается, когда как у 43% детей имеются
различного рода страхи. Наиболее часто встречаются витальные страхи (страх
смерти, смерти родителей, родственников, боязнь утраты) - 98% испытуемых. Также
школьные страхи (страх опоздать в школу, страх выступления перед классом, страх
контрольных работ) - 84% испытуемых. И, наконец, магические страхи (страх перед
засыпанием- 77%; страх сказочных персонажей- 75% испытуемых).
Далее мы проанализировали возможные типы нарушений в воспитании, и
выявили, что у 25% родителей присутствует расширение сферы родительских
чувств; 31% родителей воспитывают своих детей в стимулировании и поощрении
детских (инфантильных) качеств в ребенке. Среди 26% родителей доминирует
вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания ребенка, и, наконец,
18% родителей, занимаясь воспитанием, строят проекцию на ребенка собственных
нежелаемых качеств.
Результаты проделанной работы по большей мере доказали достоверность
выдвинутой нами гипотезы. Выбор того или иного типа детско-родительских
отношений взаимосвязан с наличием или отсутствием страхов у детей. Также мы
доказали наше предположение о том, что у детей из неполных семей наблюдается
тенденция наличия выраженных страхов (все 16 детей из неполных семей оказались
в группе испытуемых с наличием выраженных страхов). На эти факты указывали в
своих трудах многие исследователи (Г.С.Салливан, А.И.Захаров, А.Я.Варга,
В.В.Столин и др.).
Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение динамики
изменения степени влияния личностных черт родителей на стиль воспитания
ребенка, по мере его взросления. Также, расширение выборки: увеличение
численности, включение отцов в число испытуемых, позволит выявить гендерные
различия в этом вопросе.


Аверин В.А. Психология детей и подростков.- СПб.: Издательство
Михайлова В.А., 1998.
2. Асламов А.Г. Психология личности.- М., 2002.
3. Астапов В.М. Тревожность у детей. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
4. Белкин А.С. Знаете ли вы своего ребенка? - М., 1986.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в
детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990.
6. Божович Л.И. (1929-31/1935). Речь и практическая интеллектуальная
деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование).
Культурно-историческая психология, N 1-3, 2006
7.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике –
СПб.: Питер, 2002.
8. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика – М., 1996.
9. Волокитина М.Н. Очерки психологии младшего школьника.- М., Изд-во
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
11. Гарбузов В.И. Нервные дети. - Л.,1990.
12. Гордеева О.В. Развитие языка и эмоций у детей // Вопросы психологии.
1995 №2.
13. Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. - М., 1996.
Джемс У. Психология.- М., 1991.
14. Дружинин В.М. Психология семьи. – Екатеринбург. – 2000.
15. Дубов И.Г. Эффекты индивидуально-специфического влияния личности
педагога на учащихся // Вопросы психологии. 1990 №5.
16. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. - М., 1986.
17. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.:
Просвещение, 1993.
18. Изард К. Эмоции человека. – СПб.: Питер, 1999.
19. Кьеркегор С. Страх и трепет. – М., 1993.86
20. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования.- В сб.:
Эмоциональный стресс. – Л., 1970.
21. Лебединский В.В. // «Вопросы психологии», 2008.
Леонтьев А.Н. Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного
возраста // Очерки психологии детей (мл. шк. возраст). — М., 1950
22. Макарова Е.Г. Преодолеть страх или искусство-терапия. – М.: ШколаПресс, 1996.
23. Мартыненко О.Б. Происхождение страхов у детей // Журнал прикладной
психологии. 2003 №2.
24. Мухина В.С. Возрастная психология.- М.: Академия, 1997.
25. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола,
1995.
26. Овчарова Р.В. Практическая психология – М.: Т.Ц. Сфера, 1996.
27. Петровский А.В. Введение в психологию.- М.: Академия, 1995.
28. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Колыбель неврозов. - М., 1988.
29. Практическая психология образования. Под редакцией И.В. Дубровиной.-
М.: ТЦ Сфера, 1997.
30. Подгорный И.С. Эмоции, страх, стресс.// Вопросы психологии.- 1989 №4.
31. Прохоров А.О. взаимодействие психических состояний учителя и
школьника в процессе урока // Вопросы психологии. 1990 №6.
32. Психология детства. Под редакцией А.А. Реана – СПб.: Прайм-евро-знак.
2003.
33. Психология. Словарь. Под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-
2-е издание.- М.: Политиздат, 1990.
34. Психоанализ детской сексуальности З. Фрейд, К. Абрахам, К.-Г. Юнг и др.
Под ред. В.А. Лукова.- СПб.: Союз, 1997.
35. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций.- М., 1972.
36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.- М.: Владос, 2000
Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста.87
37. Руководство практического психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. – М.,
2000.
38. Рысь Ю.И., Степанов В.Е., Ступницкий Г.Р. Психология и педагогика – М.:
РЭА, 1999.
39. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Владос, 2003.
40. Степанова Е. Как выявить и предупредить детские страхи // Дошкольное
воспитание. 1997 №5.
41. Степанов С.С. Азбука детской психологии.- М.: ТЦ Сфера,2004.
42. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Р-н-Д.: Феникс, 1996.
43. Субботинский Е.В. Ребенок открывает мир. - М.,1991.
44. Тиллих П. Теория Культуры. – М., 1995.
45. Фрейд, З. Я и Оно / З. Фрейд. - М.: Внешторгиздат, 1989.
46. Фромм А. Азбука для родителей. - Л., 1991.
Хьелл Л., Зиглер Д. теории личности.- СПб.: Питер, 1999.
47. Чистякова М. Психогимнастика. – М.: Олма-пресс, 2003.
48. Черепанова Е. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку. - М., 1996.
49. Шишова Т. Как помочь маленькому трусишке? // Семья и школа.- 1997. №4.
50. Штольц Х. Каким должен быть твой ребенок?.- М., 1988.
51.Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии.
Методическое пособие / Серия: "Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу
(Вып. 1). Под общей редакцией д.м.н; проф. Л.И. Вассермана. – М.: "Фолиум",
1996.
52. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей.- М., 1981Варга А.Я. Системная
семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: речь, 2001

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ