ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ 10
1.1 Сущность и особенности формирования познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста 10
1.2 Многообразие методов ознакомления 18 детей старшего дошкольного
возраста с природой 18
1.3 Влияние методов ознакомления детей с природой на развитие
познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 27
2.1. Выявление исходного уровня развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой 27
2.2 Описание работы педагога по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием разнообразных методов
ознакомления с природой (формирующий этап) 37
2.3. Результаты педагогического эксперимента 45
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложения
Актуальность исследования. Актуальность и своевременность развития познавательной активности в дошкольном возрасте не вызывает сомнений. В современном мире информация стремительно меняется и увеличивается, поэтому становится невозможным преподавать все знания и даже их основы. Психологические и физиологические особенности дошкольников в этом смысле ограничены: многие вещи, явления и события рассматриваются и усваиваются с опытом. Познавательные задачи решаются с дошкольниками в процессе игры, материалы проверки, эксперимента; в процессе наблюдения за живыми и неживыми природными объектами; при обсуждении наблюдаемых явлений, а также в производственной деятельности и других видах деятельности детей. Особое место в этом направлении занимает знакомство дошкольников с природными процессами. В дошкольном возрасте дети открывают для себя мир природы.
Поддерживать элементарный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от изучения природы к ее пониманию , к тому, что они хотят заботиться о растениях и животных, воспитывать основы экологической культуры. Современное общество нуждается в позитивной личности, способной к познавательно-активной самореализации,
исследовательской деятельности и творчеству для решения ключевых проблем.
Создатели концепции когнитивного развития подчеркивают, что дети должны получать знания о действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это происходит в традиционной системе сердца [16-20].
Проблема познавательной деятельности является одной из важнейших в педагогике. Как личностно-психологическая характеристика человека, познавательная деятельность отражает взаимодействие очень сложных психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Педагоги и психологи, изучавшие этот вопрос, отмечают, что успех психического развития обусловлен познавательной активностью ребенка, так как формирование мыслей зависит от того, насколько активен ребенок, увлечен и заинтересован в деятельности. Известно, что для развития познавательной деятельности дошкольников необходим новый опыт, который нужен каждому с рождения.
Многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные отечественные (П. П. Блонский, В. П. Вахтеров, П. Ф. Каптерев, Е. И. Конради, А. А. Смирнов и др), так и зарубежные ( Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн ) рассматривали проблему формирования познавательной активности. Современные психологи Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. Г. Морозова, В. Н. Мясищев, А. И. Сорокина, Г. И. Щукина и другие, изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников, формирование познавательных интересов у детей разного возраста [2].
Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо определили познавательную деятельность как естественное стремление к знанию [7].
Особенности развития познавательной деятельности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Т. М. Землянухиной, Д. Б. Годовиковой , Е. Е. Кригера, М. И. Лисиной, Т. А. Павловца, Т. А. Серебряковой, С. П. Чумаковой [9, С. 16-20].
Однако вопросы развития познавательной активности старших дошкольников в ходе занятий в дошкольном учреждении требуют дальнейшей разработки.
Н.Д. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, Е. П. Гуменникова, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова, Е. В. Соловьева было отмечено, что успех обучения обусловлен наличием интереса, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован в деятельности. Эмоции являются той движущей силой, которая может активировать или замедлять когнитивные процессы [32].
Развитие познавательного интереса способствует организации деятельности детей, занимающихся самостоятельным поиском и поиском новых знаний и исследований.
Данный вид деятельности ребенка наблюдается естественным образом, так как представляет собой совокупность действий, включающих в себя различные сенсорные, психологические, психологические процессы, основанные на эмоционально-волевых аспектах личности ребенка. По словам Б. Асанова, "правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие различных представлений о природе животных, растений, сезонными явлениями, что послужит прочной основой для формирования понятийно-образное представление."[6].
Для эффективного осуществления работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста необходимо использовать все многообразие методов ознакомления с природой. Выбор методов и необходимость их комплексного использования определяются возрастными возможностями детей, характером образовательных задач, которые решает педагог. Многообразие объектов и явлений природы, которые должен изучить ребенок, также требует использования различных методов.
Коменский говорит: "нужно с детства знакомить детей с природой."Познакомить детей с природой, он предложил использовать раскраску. [15]
Коменский выдвинул идею научить ребенка во время наблюдения. Воспитательный эффект любого наблюдения зависит от того, насколько мы способны стимулировать ребенка, что он должен наблюдать и почему, а также от того, насколько мы можем привлечь и удержать его внимание на протяжении всего процесса обучения[1].
Фридрих Фребель, немецкий педагог, основоположник теории дошкольного образования, помимо надзорного и рабочего характера, придает большое значение играм для детей. Подвижные игры основаны на моделировании природных явлений, животных. Frebel предлагает цветы, бабочки, звезды и другие игры. А также хоровые песни, наполненные дидактикой, сентиментальным исполнением [20, 16-18].
Итальянский педагог Мария Монтессори отметила, что общение с природой способствует развитию таких моральных чувств и качеств, как усердие и забота, предусмотрительность, терпение и доверительные ожидания. Основными средствами ознакомления с миром природы являются: наблюдение, работа по уходу за животными и растениями, эмоционально окрашенное взаимодействие ребенка с природой. [10].
К. Д. Ушинский, педагог-демократ, считал природу важным инструментом в развитии детей. Основными методами знакомства с природой Ушинский считал: наблюдение, работу на природе, чтение художественной литературы[33].
Объект исследования: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через многообразие методов ознакомления детей с природой.
Цель: определить эффективность методов ознакомления дошкольников с природой, как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Изучить состояние данной проблемы в педагогической теории и практике дошкольного воспитания.
- Выявить особенности познавательного интереса к природе у старших дошкольников, определить уровни его развития.
- Охарактеризовать методы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе ознакомления с природой, показать использование элементарных методов для развития познавательной активности дошкольников.
- Разработать и экспериментально проверить программу по формированию познавательной активности старших дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Гипотеза: результативность процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста повысится при условии рационального использования всего многообразия методов ознакомления с природой в рамках ДОУ.
Методологическая основа исследования: «Познавательная активность ребенка с ОВЗ» в рамках гранта «Успешная социализация дошкольников с ОВЗ в пространство нормы», Сидорук Г.И. «Количественные показатели познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».
Методы исследования:
- теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы, изучение и анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение, индивидуальные беседы, анализ и обобщение опытных данных.
База исследования: в эксперименте участвовало 50 детей старших групп №13 и №14, МБДОУ "Детский сад № 8», г. Агрыз.
Теоретическая значимость заключается в теоретическом обосновании применения современных методов ознакомления детей с природой как средство развития познавательной активности.
Практическая значимость заключается в том, что результаты теоретического исследования и апробированную работу могут использовать педагоги дошкольного образовательного учреждения в своей практической деятельности.
Результаты публикации:
По данной ВКР были опубликованы статьи на темы: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой как средство развития их познавательной активности и коммуникативных умений».
Инновации и традиции педагогической науки - 2019 [Электронный ресурс]: сборник трудов XIX Международной научно-практической конференции (30 марта 2019 г., г. Якутск) / [под ред. Т. А. Макаренко, С. В. Паниной] и статья на тему «Познавательная активность детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой».
Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования: сб. ст. по материалам XXII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования». - № 4(22). - М., Изд. «Интернаука», 2019. - С. 72-76.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Изучая состояние этой проблемы в педагогической теории и практике дошкольного образования, мы пришли к выводу, что проблема познавательных интересов является важнейшим свойством человека: осознание мира не только ради биологии, но и для развития познавательных интересов общества у детей дошкольного возраста является специфической чертой непосредственного особенность этого возраста-познавательный интерес, проявляемый тщательным рассмотрением, самостоятельным поиском интересующей информации и желанием узнать у взрослого, где, что, как расти, жить. Старшие дошкольники интересуются живыми и неживыми природными явлениями, инициативами, которые возникают при наблюдении, в попытке выяснить методы, прикосновения.
Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме формирования познавательной активности у дошкольников, раскрыта сущность и структура познавательных интересов. Выявление познавательных интересов детей в содержательном ролевом поведении. Естественная ориентация дошкольного возраста на познание мира, как мы изучаем, экспериментируя с методами, знакомыми с природой, является основой для развития познавательной деятельности.
Сущность конкретизации познавательной деятельности как пожизненного развития комплекса личностного образования, способствует качественным характеристикам познавательной деятельности, раскрытию ее структуры, выбору критериев фиксации состояния компонентов познавательной деятельности, позволяет выявить особенности познавательной деятельности.
Познавательная деятельность-это стремление к наиболее полному познанию объектов и явлений в мире. Развитие познавательной деятельности определяется качественными изменениями, отраженными в энергетических и
содержательных показателях. Энергетические показатели показывают интерес детей к деятельности, настойчивость в познании. Показателей, характеризующих эффективность деятельности в процессе получения знаний, распространение различного культурного содержания.
Особенности развития познавательной деятельности дошкольников заключаются в том, что познавательная деятельность дошкольников характеризуется оптимальными соотношениями активности, интенсивностью различных способов обучения для достижения положительных результатов, опытом творческой деятельности, а также интенсивностью обучения.,
В результате работы с дошкольниками были рассмотрены вопросы организации деятельности по развитию их познавательной деятельности, пути совершенствования познавательной деятельности детей.
Кроме того, я изучила понятия, сущность и классификация методов познания природы, проанализированы и описаны эти методы, особенности познавательного интереса к природе старших дошкольников, уровень развития и апробирована программа формирования познавательной активности старших дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Исходя из проделанной работы, я убеждена, что методика знакомства детей с природой является эффективным средством развития познавательной деятельности дошкольников.
Современный этап развития образования требует от педагога поиска новых форм и методов воспитания, способствующих развитию творческой, активной личности ребенка.
Успешное развитие познавательной деятельности дошкольников связано с активизацией их учебно-познавательной деятельности, основой которой является умелое внедрение привычных естественных методов, в частности эмоциональных, концентрированных, избирательных. Методы стимулирования познавательной деятельности у детей. Использование различных методов в учебном процессе является основным условием развития познавательной деятельности дошкольников.
1. Алексеев, С.В. К вопросу об учебно -методическом обеспечении экологического образования / С.В. Алексеев // Методист, 2012. - №2. - С.28.
2. Баданина Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов. Практикум по общей психологии. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012. - 264 с.
3. Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ / Н.П. Берестнева // Ребенок в детском саду, - 2014. - № 1. - С.48-52.
4. Валова З.Г., Моисеенко Ю.Е. Ребенок среди природы. - Мн.: Полымя, 2011. - 112 с.
5. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. - Минск, 2013. - 297с.
6. Вахрушев, А.А. Здравствуй, мир! Методические рекомендации к образовательной программе познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста / А.А. Вахрушев. - М.: Баласс, 2017. - 987 с.
7. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336 с.
8. Виноградова, М.Р. Воспитание положительного отношения к природе / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №5. - С. 45- 69.
9. Волосникова, Т.В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т.В. Волостникова // Дошкольная педагогика, - 2013. - № 6.- С. 16-20.
10. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - М.: Лакоценин С. С., 2017. - 208 с.
11. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / О.А. Воронкевич // Дошкольная педагогика, 2014. - № 3. - С. 23-27.
12. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д.Дерябо,
В.П.Ясвин. - Ростов на Дону.: Феникс, 2013.
13. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2012. - 272 с.
14. Виноградова Н.В. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2010. - 103 с.
15. Горбунова, Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников / Г.А. Горбунова // Дошкольная педагогика, 2011. - № 6. - С. 10
16. Давидчук, А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре:
Методическое пособие / А.Н. Давидчук.. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 96 с.
17. Диканова, И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. - 2013. - №
3. - С. 62-64.
18. Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников / Г.Н. Казаручик // Ребенок в детском саду, 2013. - № 2. - С.
38- 41.
19. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! / Л.В. Ковинько. - М.: Линка-Пресс, 2014. - 72с.
20. Леонтьева, О.М. Формирование экологической культуры у детей
дошкольного возраста // Дошкольная педагогика.- 2015.- № 1. - С. 16-18
21. Литвинова, О.Э. Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста. Планирование образовательной деятельности / О.Э. Литвинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 256 с.
22. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. - М.: Прометей, Юрайт, 2012. - 464 с.
23. Микляева, Н.В. Познавательное и речевое развитие дошкольников (под ред. Н.В. Микляевой) / Н.В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 208 с.
24. Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 6. - С. 28-31.
25. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование: Е. В. Марудова — Москва, Детство-Пресс, 2010 г.- 128 с.
26. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет: О. А. Соломенникова - Санкт-Петербург, Мозаика-Синтез, 2014 г.- 112 с.
27. Наблюдение и труд детей в природе / Сост. А.Ф. Мазурина. - М.: Просвещение, 2011. - 206 с.
28. Николаева, С.Н. Типовая модель экологического воспитания /
С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание, 2014. - № 4. - С.14-20.
29. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 14-18.
30. Н.Е.Веракса, О.Р. Галимов « Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет» - М: Мозайка- Синтез, 2014.
31. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. - 1376 с.
32. Рыжова, Н.А. Воздух вокуг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. - 2-е изд. - Москва: Обруч, 2013. - 208с.: ил.
33. Саморукова Г.Г. Как знакомить дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 2011. - 207 с.
34. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2015. - 112 с. - (Библиотека Воспитателя).
Интернет-ресурсы
35. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ra.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
36. Примерная основная образовательная программа «Детство» под редакцией
Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой 2014 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.firo.ru/wp-
content/uploads/2018/12/Child.pdf
37. Примерная основная образовательная программа «От рождения до школы»
под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2014 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.firo.m/wp-
content/uploads/2018/12/Qt-roi denia-doshkoli.pdf
38. Экологические игры Сборник российского и зарубежного опыта в области
"игровой экологии" // ecosystema.ru URL:
http://www.ecosystema.ru/03programs/igr/index.htm
39. «Экологическая среда ДОУ в рамках ФГТ как условие художественно - эстетического развития» // uchportal.ru URL: http://www.uchportal.ru/load/176
40. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
41. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/
42. Инновации и традиции педагогической науки - 2019 [Электронный ресурс]: сборник трудов XIX Международной научно-практической конференции (30 марта 2019 г., г. Якутск) / [под ред. Т. А. Макаренко, С. В. Паниной]
43. Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования: сб. ст. по материалам XXII Международной научно-практической конференции «Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования». - № 4(22). - М., Изд. «Интернаука», 2019. - С. 72-76.