Совершенствование управления качеством организации (Управление0
|
Выпускная квалификационная работа.
Объект исследования - АО «БТК групп». Это крупнейший российский производственный холдинг лёгкой промышленности по производству профессиональной и специальной одежды
Проведен анализ деятельности за 2016-2018 годы.
Есть доклад к защите
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие и сущность управления организацией 6
1.2. Характеристика основных составляющих системы управления качеством организации 11
1.3. Современные тенденции в управлении качеством 16
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ АО «БТК ГРУПП» 21
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика АО «БТК групп» 21
2.2. Оценка системы управления качеством АО «БТК групп» 28
2.3. Разработка мероприятий, направленных на повышение системы управления качеством АО «БТК групп» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Объект исследования - АО «БТК групп». Это крупнейший российский производственный холдинг лёгкой промышленности по производству профессиональной и специальной одежды
Проведен анализ деятельности за 2016-2018 годы.
Есть доклад к защите
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Понятие и сущность управления организацией 6
1.2. Характеристика основных составляющих системы управления качеством организации 11
1.3. Современные тенденции в управлении качеством 16
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ АО «БТК ГРУПП» 21
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика АО «БТК групп» 21
2.2. Оценка системы управления качеством АО «БТК групп» 28
2.3. Разработка мероприятий, направленных на повышение системы управления качеством АО «БТК групп» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Современный этап рыночного развития экономики России поставил перед российскими организациями задачу многоаспектной интеграции в мировое экономическое пространство, решение которой предусматривает подключение многочисленных экономических механизмов, одним из которых, несомненно, является рост конкурентоспособности отечественных производителей на основе совершенствования качественных показателей производимых товаров.
Только при таких условиях организации может выжить в конкурентной борьбе и получить высокий доход. Постоянное повышение технического уровня продукции, рост производительности совершенствующихся машин и оборудования, увеличение надёжности и долговечности товаров оказывают значительное воздействие на экономику производственной сферы народного хозяйства. Исходя из этого вполне понятно, что управление качеством организации в современных условиях должна расцениваться как один из ключевых приоритетов деятельности организации.
Проблема качества и управления им в рамках организации выступает одним их важных факторов повышения уровня жизни, а также экономической, социальной и экологической безопасности.
Качество – это комплекс таких характеристик объекта, которые относятся к его способности удовлетворять заданные и прогнозируемые потребности. Наряду с этим, качество – многоаспектное понятие, характеризующее результативность всех аспектов деятельности организации: разработки стратегии, организации производства, маркетинг и т. д.
Поэтому управление качеством является важнейшей задачей для каждой организации.
В современных экономических условиях организации особое внимание уделяют управлению качеством посредством внедрения и реализации систем управления качеством. Это предусматривает разработку внутрикорпоративных стандартов качества, распределение ответственности за достижение установленных показателей качества и обеспечение контроля качества операций и продукции.
Всё вышеизложенное подчёркивает актуальность обращения к теме совершенствования управления качеством организации.
Рассматривая степень разработанности данной темы в научно литературе, следует отметить, что существенный вклад в формирование и развитие теории и практики управления качеством, в становление современных подходов к управлению качеством внесли многие учёные и экономисты-практики: Ю. П. Адлер, В. В. Бойцов, В. Г. Версан, Б. В. Гнеденко, Дж. Джуран, П. Дойль, К. Исикава, Ф. Кросби, Ф. Котлер, В. А. Лапидус, Дж. Макэлрой, У. Оучи, В. П. Панов, Т. А. Салимова, А. И. Субетто, Г. Тагути, А. Фейгенбаум, И. И. Чайка, Л. Я. Шухгальтер, В. В. Щипанов, Дж. Ван Эттингер и др.
Указанные авторы пришли к выводу о необходимости развития и совершенствования управления качеством в целях обеспечения соответствия уровня процессов динамике трансформаций требований целевой аудитории.
Объектом исследования в работе выступает промышленный холдинг «БТК групп».
Предмет исследования – управление качеством АО «БТК групп».
Цель работы – на основе теоретического анализа и эмпирического исследования действующей системы управления качеством в АО «БТК групп» разработать научно обоснованные предложения по совершенствованию управления качеством организации.
Данная цель достигается путём решения следующих задач:
изучить понятие и сущность управления организацией;
представить характеристику основных составляющих системы управления качеством организации;
выявить современные тенденции в управлении качеством;
дать краткую организационно-экономическую характеристику АО «БТК групп»;
провести оценку системы управления качеством промышленного холдинга;
осуществить разработку мероприятий, направленных на совершенствование системы управления качеством АО «БТК групп».
Методологической основой работы стал диалектический метод, подразумевающий исследование экономических категорий и процессов в их динамике и взаимосвязи, а также системный анализ.
В работе применялись общенаучные методы анализа, синтеза, обобщения, систематизации, функциональный и процессный подходы.
Теоретической основой исследования стали труды российских и зарубежных учёных в сфере теории и практики управления качеством.
Информационной основой работы выступили государственные и отраслевые стандарты, публикации в периодической печати, статистические сборники и первичная документация АО «БТК групп».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его выводы и обобщения нацелены на дальнейшее развитие теории управления качеством и могут быть использованы для обоснования совершенствования систем управления качеством организаций.
Практическая значимость исследования заключается в том, что многие его положения могут быть использованы в качестве конкретных методических разработок и рекомендаций в организациях как в ходе функционирования систем управления качеством, так и для их дальнейшего совершенствования.
Структура работы включает введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, заключение, список использованной литературы и приложения.
Только при таких условиях организации может выжить в конкурентной борьбе и получить высокий доход. Постоянное повышение технического уровня продукции, рост производительности совершенствующихся машин и оборудования, увеличение надёжности и долговечности товаров оказывают значительное воздействие на экономику производственной сферы народного хозяйства. Исходя из этого вполне понятно, что управление качеством организации в современных условиях должна расцениваться как один из ключевых приоритетов деятельности организации.
Проблема качества и управления им в рамках организации выступает одним их важных факторов повышения уровня жизни, а также экономической, социальной и экологической безопасности.
Качество – это комплекс таких характеристик объекта, которые относятся к его способности удовлетворять заданные и прогнозируемые потребности. Наряду с этим, качество – многоаспектное понятие, характеризующее результативность всех аспектов деятельности организации: разработки стратегии, организации производства, маркетинг и т. д.
Поэтому управление качеством является важнейшей задачей для каждой организации.
В современных экономических условиях организации особое внимание уделяют управлению качеством посредством внедрения и реализации систем управления качеством. Это предусматривает разработку внутрикорпоративных стандартов качества, распределение ответственности за достижение установленных показателей качества и обеспечение контроля качества операций и продукции.
Всё вышеизложенное подчёркивает актуальность обращения к теме совершенствования управления качеством организации.
Рассматривая степень разработанности данной темы в научно литературе, следует отметить, что существенный вклад в формирование и развитие теории и практики управления качеством, в становление современных подходов к управлению качеством внесли многие учёные и экономисты-практики: Ю. П. Адлер, В. В. Бойцов, В. Г. Версан, Б. В. Гнеденко, Дж. Джуран, П. Дойль, К. Исикава, Ф. Кросби, Ф. Котлер, В. А. Лапидус, Дж. Макэлрой, У. Оучи, В. П. Панов, Т. А. Салимова, А. И. Субетто, Г. Тагути, А. Фейгенбаум, И. И. Чайка, Л. Я. Шухгальтер, В. В. Щипанов, Дж. Ван Эттингер и др.
Указанные авторы пришли к выводу о необходимости развития и совершенствования управления качеством в целях обеспечения соответствия уровня процессов динамике трансформаций требований целевой аудитории.
Объектом исследования в работе выступает промышленный холдинг «БТК групп».
Предмет исследования – управление качеством АО «БТК групп».
Цель работы – на основе теоретического анализа и эмпирического исследования действующей системы управления качеством в АО «БТК групп» разработать научно обоснованные предложения по совершенствованию управления качеством организации.
Данная цель достигается путём решения следующих задач:
изучить понятие и сущность управления организацией;
представить характеристику основных составляющих системы управления качеством организации;
выявить современные тенденции в управлении качеством;
дать краткую организационно-экономическую характеристику АО «БТК групп»;
провести оценку системы управления качеством промышленного холдинга;
осуществить разработку мероприятий, направленных на совершенствование системы управления качеством АО «БТК групп».
Методологической основой работы стал диалектический метод, подразумевающий исследование экономических категорий и процессов в их динамике и взаимосвязи, а также системный анализ.
В работе применялись общенаучные методы анализа, синтеза, обобщения, систематизации, функциональный и процессный подходы.
Теоретической основой исследования стали труды российских и зарубежных учёных в сфере теории и практики управления качеством.
Информационной основой работы выступили государственные и отраслевые стандарты, публикации в периодической печати, статистические сборники и первичная документация АО «БТК групп».
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его выводы и обобщения нацелены на дальнейшее развитие теории управления качеством и могут быть использованы для обоснования совершенствования систем управления качеством организаций.
Практическая значимость исследования заключается в том, что многие его положения могут быть использованы в качестве конкретных методических разработок и рекомендаций в организациях как в ходе функционирования систем управления качеством, так и для их дальнейшего совершенствования.
Структура работы включает введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, заключение, список использованной литературы и приложения.
Управление организацией как комплекс методов, способов, процедур и технологий управленческого воздействия на сотрудников играет огромное значение для эффективной деятельности организации. Одним из мощных инструментов управления персоналом выступает организационная культура, которая позволяет благоприятно воздействовать на социально-психологическую атмосферу в коллективе посредством формирования установок и системы ценностей организации, что, со своей стороны, даёт возможность прогнозирования, планирования и стимулирования желательного поведения персонала.
Система управления качеством включает несколько организационно независимых, но связанных между собой составляющих: 1) ответственность за качество руководства организации; 2) фундаментальные положения эффективного менеджмента качества; 3) качество в системе маркетинговой деятельности организации; 4) качество при проектировании товаров; 5) качество закупок; 6) качество производственных процессов; 7) управление качеством бизнес-процессов; 8) проверка качества товаров; 9) управление контрольно-измерительными приборами и испытательной аппаратурой; 10) управление товарами ненадлежащего качества; 11) корректирующие и предупреждающие действия; 12) послепроизводственная деятельность; 13) безопасность товаров.
На современном этапе считается, что службы качества должны отвечать требованиям, изложенным в стандартах ИСО 9000-9004. Современные тенденции в управлении качеством таковы, что обеспечение качества складывается из проектирования качества, контроля качества, управления качеством и реализуется через систему обеспечения качества.
АО «БТК групп» – крупнейший промышленный холдинг на рынке лёгкой промышленности России по производству специальной и профессиональной одежды, деятельность которого охватывает весь производственный цикл от разработки и производства продукции до логистической инфраструктуры и сбытовой сети. Производственный процесс БТК групп включает 3 направления: специальная одежда; форменная одежда и форменное обмундирование. Холдинг является владельцем собственных марок одежды (ML Tac, Btc for kids; Btc; Urban Tiger).
АО «БТК групп» имеет линейную организационную структуру. Во главе холдинга стоит Генеральный директор, который осуществляет высшее руководства всеми 13-ю структурными подразделениями.
Финансовые показатели деятельности крупнейшего вертикально интегрированного холдинга на рынке лёгкой промышленности России имеют тенденцию к увеличению.
Управление качеством в АО «БТК групп» обеспечивается распределением обязанностей между различными органами управления. Контроль качества осуществляет отдел технического контроля (ОТК), который отвечает за предотвращение выпуска и поставки холдингом изделий, не отвечающих требованиям ГОСТов, ТУ и утвержденным образцам (эталонам).
Система управления качеством в АО «БТК групп» по всей производственной цепочке холдинга – от выпуска пряжи и до производства высокотехнологичных тканей, одежды и обуви – соответствует современным международным требованиям ISO 9001:2015. Система контроля качества АО «БТК групп» является многоступенчатой, затрагивает все участки производства и допускает устранение недостатков в изделии по факту их обнаружения. Такую систему можно считать наиболее полной и рациональной для использования на предприятиях лёгкой промышленности.
В целях совершенствования управления качеством АО «БТК групп» была проведена разработка мероприятий, направленных на повышение системы управления качеством АО «БТК групп».
Предлагаются следующие мероприятия:
1) заключение договоров со сторонними организациями на проведение послегарантийного планово-предупредительного обслуживания техники;
2) обучение персонала АО «БТК групп» работе с новым оборудованием с привлечением специалистов предприятий-производителей.
Расчёты эффективности внедрения разработанных мероприятий показали, что в результате ожидается следующих эффект:
процент брака сократится на 5,5% составив 5,8% против 11,3: в 2018 году;
выручка от реализации продукции увеличится на 2 004 млн. руб.;
чистая прибыль возрастёт на 1 478 млн. руб.
Это позволяет сделать вывод, что предложенные мероприятия эффективны и направлены на совершенствование управления качеством АО «БТК групп».
Внедрение данных мероприятий позволит АО «БТК групп» достигнуть положительных результатов: повысится квалификация персонала; вырастет производительность труда и удовлетворённость персонала; сократится текучесть кадров; увеличится доход (выручка) холдинга.
Качество организации относится к числу важнейших критериев её функционирования в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества товаров определяет темпы научно-технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.
Система управления качеством включает несколько организационно независимых, но связанных между собой составляющих: 1) ответственность за качество руководства организации; 2) фундаментальные положения эффективного менеджмента качества; 3) качество в системе маркетинговой деятельности организации; 4) качество при проектировании товаров; 5) качество закупок; 6) качество производственных процессов; 7) управление качеством бизнес-процессов; 8) проверка качества товаров; 9) управление контрольно-измерительными приборами и испытательной аппаратурой; 10) управление товарами ненадлежащего качества; 11) корректирующие и предупреждающие действия; 12) послепроизводственная деятельность; 13) безопасность товаров.
На современном этапе считается, что службы качества должны отвечать требованиям, изложенным в стандартах ИСО 9000-9004. Современные тенденции в управлении качеством таковы, что обеспечение качества складывается из проектирования качества, контроля качества, управления качеством и реализуется через систему обеспечения качества.
АО «БТК групп» – крупнейший промышленный холдинг на рынке лёгкой промышленности России по производству специальной и профессиональной одежды, деятельность которого охватывает весь производственный цикл от разработки и производства продукции до логистической инфраструктуры и сбытовой сети. Производственный процесс БТК групп включает 3 направления: специальная одежда; форменная одежда и форменное обмундирование. Холдинг является владельцем собственных марок одежды (ML Tac, Btc for kids; Btc; Urban Tiger).
АО «БТК групп» имеет линейную организационную структуру. Во главе холдинга стоит Генеральный директор, который осуществляет высшее руководства всеми 13-ю структурными подразделениями.
Финансовые показатели деятельности крупнейшего вертикально интегрированного холдинга на рынке лёгкой промышленности России имеют тенденцию к увеличению.
Управление качеством в АО «БТК групп» обеспечивается распределением обязанностей между различными органами управления. Контроль качества осуществляет отдел технического контроля (ОТК), который отвечает за предотвращение выпуска и поставки холдингом изделий, не отвечающих требованиям ГОСТов, ТУ и утвержденным образцам (эталонам).
Система управления качеством в АО «БТК групп» по всей производственной цепочке холдинга – от выпуска пряжи и до производства высокотехнологичных тканей, одежды и обуви – соответствует современным международным требованиям ISO 9001:2015. Система контроля качества АО «БТК групп» является многоступенчатой, затрагивает все участки производства и допускает устранение недостатков в изделии по факту их обнаружения. Такую систему можно считать наиболее полной и рациональной для использования на предприятиях лёгкой промышленности.
В целях совершенствования управления качеством АО «БТК групп» была проведена разработка мероприятий, направленных на повышение системы управления качеством АО «БТК групп».
Предлагаются следующие мероприятия:
1) заключение договоров со сторонними организациями на проведение послегарантийного планово-предупредительного обслуживания техники;
2) обучение персонала АО «БТК групп» работе с новым оборудованием с привлечением специалистов предприятий-производителей.
Расчёты эффективности внедрения разработанных мероприятий показали, что в результате ожидается следующих эффект:
процент брака сократится на 5,5% составив 5,8% против 11,3: в 2018 году;
выручка от реализации продукции увеличится на 2 004 млн. руб.;
чистая прибыль возрастёт на 1 478 млн. руб.
Это позволяет сделать вывод, что предложенные мероприятия эффективны и направлены на совершенствование управления качеством АО «БТК групп».
Внедрение данных мероприятий позволит АО «БТК групп» достигнуть положительных результатов: повысится квалификация персонала; вырастет производительность труда и удовлетворённость персонала; сократится текучесть кадров; увеличится доход (выручка) холдинга.
Качество организации относится к числу важнейших критериев её функционирования в условиях относительно насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции. Повышение технического уровня и качества товаров определяет темпы научно-технического прогресса и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны.



