ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТРУДА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 6
1.1 Анализ научно-методической литературы по проблеме формирования культуры труда учащихся 6
1.2 Особенности воспитания культуры труда на уроках технологии 11
1.3 Состояние проблемы формирования культуры труда в педагогической практике 15
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ 19
2.1 Разработка заданий по развитию культура труда у школьников на уроках технологии 19
2.2 Разработка технологической карты урока по развитию культуры труда на уроке технологии 24
Выводы по второй главе 32
ГЛАВА 3 ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПАННО В ТЕХНИКЕ АЛМАЗНОЙ МОЗАИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ТРУДА 33
3.1 История алмазной мозаики 33
3.2 Этапы создания панно из алмазной мозаики 35
3.3Технологическая последовательность изготовления панно в технике алмазной мозаики 38
Выводы по третьей главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
В Российском Законе «Об образовании» определено, что все общеобразовательные программы должны решать задачи формирования общей культуры личности, адаптации ее к жизни в обществе, создании основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
Важной составляющей процесса обучения и воспитания современных школьников является технологическая подготовка, формирование у учащихся культуры труда как одного из результатов обучения на уроках технологии.
Культура труда - это комплекс трудовых и специальных умений и нравственных качеств, обеспечивающих наиболее эффективную организацию труда и достижение результата.
Культура труда личности - это не только сумма определенных знаний, умений и навыков учащихся по образовательной области «Технология». Знания в современном мире быстро устаревают, практические приемы и навыки работы со временем могут быть заменены на другие, поэтому главной целью является формирование умений самостоятельно добывать знания, знать способы и методы приобретения тех или иных практических навыков, способность к саморазвитию, самообразованию, творческий подход к любому виду деятельности.
Основы культуры труда необходимо формировать как можно раньше, значительные возможности для этого имеют уроки технологии. В процессе освоения различных технологических приемов, операций у учащихся формируются так называемые трудовые умения - универсальные учебные действия.
Таким образом, актуальность проблемы формирования культуры труда учащихся на уроках технологии на социально-педагогическом уровне обусловлена процессами модернизации и реформирования отечественного образования, требованиями к условиям и организации обучения современных школьников.
Наряду с этим отсутствуют концептуальные исследования, ориентированные на системное формирование культуры труда учащихся в учебно-образовательном процессе. Поэтому существует насущная потребность теории и практики в разработке такого направления, которое бы направляло деятельность педагогических коллективов на решение целей и задач данной проблемы.
Актуальность проблемы: обусловлена также рядом противоречий:
- все более возрастающими требованиями общества к формированию творческой, активной, социально-ответственной личности, к развитию ее общих и индивидуальных способностей, задатков и недостаточной готовностью образовательной системы решить эту проблему;
- потребностью образовательного процесса в личности школьника, обладающего культурой труда и достаточно консервативными подходами в решении данной задачи современным педагогическим процессом и др.
Это позволило определить тему исследования: «Методика формирования у школьников культуры труда на уроке технологии».
Объект исследования: процесс формирования культуры труда у школьников на уроках технологии
Предмет исследования: формирование культуры труда школьников на уроках технологии
Цель исследования: разработать и научно обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование культуры труда школьников на уроке технологии.
Задачи:
1. Дать теоретический анализ проблемы формирования культуры труда в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов.
2. Раскрыть методические аспекты для организации целенаправленного развития культуры труда у школьников на уроках технологии.
3. Разработать и изготовить панно в технике алмазной мозаики как средство развития культура труда.
Методологической основой исследования являются основополагающие идеи о сущности культуры труда и закономерностях ее формирования, о соотнесении культуры и деятельности, ведущей роли труда в процессе развития личности.
Практическая значимость заключается в том, что представленные разработки уроков и заданий технологии могут быть использованы учителями технологии в процессе формирования культуры труда учащихся.
Структуру и содержание выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников.
Первая глава выпускной квалификационной работы отражает
теоретические основы исследуемой проблемы:
- теоретические аспекты изучения культуры труда;
- возможности трудового обучения в развитии культуры труда;
- состояние проблемы формирования культуры труда;
Вторая глава выпускной квалификационной работы содержит
методические аспекты:
-разработка заданий по культуре труда у школьников;
-разработка план конспект урока по культуре труда у школьников;
Третья глава выпускной квалификационной работы состоит из практической части:
-История алмазной мозаики
-Этапы создания панно из алмазной мозаики
-Изготовление панно из алмазной мозаики
Каждая глава завершается краткими выводами (обобщениями).
В заключении выпускной квалификационной работы содержатся выводы, сделанные по всей работе. Вслед за заключением приводится список
использованных источников.
В выпускной квалификационной работе нами была рассмотрена методика формирования у школьников культуры труда на уроке технологии.
В ходе проделанной работы был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; выявлены особенности воспитания культуры труда на уроке технологии; разработаны задания и план конспект урока по развитию культуры труда и сделан мини проект по изготовление картины «панно» которое способствует развитие культуры труда у школьников. Полученные результаты позволили сформулировать следующие выводы:
В числе личностных результатов обучения, регламентируемых стандартом основного общего образования названо формирование уважительного отношения к труду. Культура труда в целом - необходимое условие продуктивной профессиональной деятельности и личностного саморазвития.
Под культурой труда учащихся мы будем понимать комплекс обще трудовых и специальных умений и нравственных качеств, обеспечивающих наиболее эффективную организацию труда и достижение результата. К обще трудовым умениям относятся умения ставить цель, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль, оценивать качество своей работы, анализировать результаты труда, навыки рациональной организации рабочего места и соблюдения требований техники безопасности. К специальным умениям относятся умения читать и использовать учебно-техническую документацию, пользоваться приборами и инструментами, выполнять технологические операции.
Ведущим нравственным качеством, при трудовом воспитании, является самостоятельность, ответственность который предполагает положительное эмоциональное отношение. Проанализировав различные подходы к формированию культуры труда, мы выявили основные условия, которые
позволят нам достичь заявленного результата: внедрение системы
дифференцированных, практических заданий предполагающий работу в паре, организацию систематической работы с технологической документацией, предполагающей планирование и самооценку процесса изготовления изделия и внедрение занятия, предполагающие выполнение мини-проектов. Применение мини-проектов, дифференцировнных заданий на уроках технологии обусловлено широкими образовательными возможностями данного метода. Выполнение мини проекта позволяет обучающемуся сразу увидеть результаты своего труда. В связи с этим их применение в процессе технологической подготовки школьников является весьма целесообразным. Предложенные нами дидактические примеры повышают уровень преобразовательной деятельности у школьников, которые будут способствовать развитию культуры труда у школьников.
Выполненный мини-проект в настоящей работе, может быть успешно использован учителями как наглядное пособие на уроках технологии. Также в работе систематизирована обширная информация по вопросам культуры труда, которая может быть использована при дальнейшем развитии.
Таким образом, задачи исследования были решены, а его цель - достигнута.
1. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2009. - 608 с.
2. Атутов, Р.П. Дидактика технологического образования: кн. для учителя / под ред. П.Р. Атутов. - М.: ИОСО РАО, 2014. - 45с.
3. Арефьев, И.П. Технологическая подготовка: проблемы и пути решения / И.П. Арефьев // Школа и производство. - 2008. -200с.
4. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2012. - 478с.
5. Байдюк, И.Ф. Культура производства и личность: учеб.пособие / И.Ф. Байдюк. - М.: Знание, 2008. - 21 с.
6. Бакаева, Т.Н. Культура труда личности как составляющая культуры безопасности жизнедеятельности / Т.Н. Бакаева // Инженерный вестник Дона. -
2014. - Выпуск№ 4-2, том 32.
7. Батышев, С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики / С.Я. Батышев. - М.: Педагогика, 2010. - 192 с.
8. Бим-Бад, Б.М. Пед. энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2013. - 528 с.
9. Болотина, Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах / Л.Р. Болотина. - М.: Просвещение, 2011. - 128 с.
10. Бондарева, Н.Н. Культура труда как предпосылка успешной самореализации личности / Н.Н. Бондарева // Учащаяся молодежь и рынок: Материалы международной научно-практической конференции в г. Бресте 27 - М.; 2002.-С. 80-81.
11. Бордовская, Н.Б. Педагогика / Н.Б. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2011. - 405 с.
12. Братцева, Г.Г. Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы / Г.Г. Братцева // Философия образования: сб. материалов конф. Вып. 23. - СПб., 2012. - 55с.
13. Варнакова, Е.Д. Профессиональная ориентация в процессе трудового обучения и технического творчества учащихся / Е.Д. Варнакова. - Таллин: Валгус, 2008. - 13 с.
14. Виггинтон, М.Р Пять возрастов стекла / М.Р. Вигиктон. - М.: Просвещение, 2011. - 240 с.
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М.: АСТ: трель, 2005. - 671 с.
16. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учебное пособие / П.Я. Гальперин. - М.: Владос, 2010. - 349 с.
17. Гилев, A.A. Культура труда на производстве / А.А. Гилев. - Воронеж, 2010. - 93 с.
18. Голуб, Б.А. Основы общей дидактики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Б.А. Голуб. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 196 с.
19. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2011. - 240 с.
20. Громыко, Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования / Ю.В. Громыко // Известия Российской академии образования. -
2000. - №2. - C.36-43.
21. Гусарчук, Д.М. 300 ответов любителю художественных работ /
Д.М. Гусарчук - М.: Владос, 2010. - 340 с.
22. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка: современная версия /
В. И. Даль. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2014. - 592 с.
23. Ермолаева, М.Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ: Учеб.-метод. Пособие / М.Г. Ермолаева. - СПб.: СПбАППО, 2007. - 120 с.
24.. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная
интерпретация / В.И. Загвязинский.- М.: Академия, 2001.- 192 с.
25. Иголкина, Е.И. Формирование культуры труда младших школьников (На примере уроков трудового обучения): дис. канд. пед. наук / Е.И. Иголкина. - Оренбург, 2012. - 203 с.
26. Кочетов, А.И. Теория формирования личности: в 2 ч. ч. 2: социализация, воспитание и перевоспитание личности / А.И. Кочетов. - Мн.: НИО,2012. - 229 с.
27. Новикова, Т. В Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т.В. Новикова // Народное образование. - 2000. - №7. - С.151- 157с.
28. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 224 с.
29. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М.: Аст, Оникс,
2014. - 1200 с.
30. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2003. - 112 с.
31. Котова, И.Б. Педагогика: Теории, системы, технологии: учеб. для высш. и сред. учеб. заведений / И.Б. Котова. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 512 с.
32. Болотов, А.В. Педагогический энциклопедический словарь / В.А. Болотов, Л.С. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
33. Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация и
проведение / В.Я.Платов. - М., 2009. - 156 с.
34. Запорожец, В.А. Психологический словарь / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 2011. - 395 с.
35. Раченко, И.П. Научная организация труда учителя / И.П. Раченко. - М.: Просвещение, 2015. - 238 с
36. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования / И.В. Роберт. - М.: Школа-Пресс, 2014. - 205 с.
37. Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой
ступени педагогического образования / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2000. - С. 217-233.
38. Романова, Т.В. Формирование культуры труда у младших школьников в системе дополнительного образования: дисм. канд. пед. наук / Т.В. Романова. - Чебоксары, 2006. - 246 с.
39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - 1-е изд. - СПб.:Питер-пресс, 2009. - 720 с.
40. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие / А.И. Савенков. - М.: «Ось- 89», 2016. - 480 с.
41. Саранцев, Г.И. Метод обучения как категория методики преподавания / Г.И. Саранцев // Педагогика. - 2011. - №1. - С. 34
42. Свистунова, Е.Л. Использование электронных таблиц Microsoft Excel для компьютерного тестирования / Е.Л. Свистунова // Школа и производство. -
2014. - №8. - С. 18-21. 70
43. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2015. - 224 с.
44. Симоненко, В.Д. Технология: программы начального и основного общего образован / В.Д. Симоненко. - М.:Вентана-Граф, 2010. - 192с.
45. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы,
технологии: учебное пособие / С.А. Смирнов. - М.: Академия,
2015. - 544 с.
46. Смолкин, А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. - М.: Высшая школа, 2013. - 176 с.
47. Лукина, Е.А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий / Е.А. Лукина // Наука и образование: современные тренды. - 2013. - № 2. - С. 46 - 102.
48. Лутцева, Е.А. Современный урок технологии / Е.А. Лутцева // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - № 6. - С. 202 - 205
49. Щербак, Ф.Н. Профессионально-нравственная культура труда / Ф.Н. Щербак. - М.: Знание, 2015. - 64 с.
50. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ: по состоянию на 2014 год: с 71 комментариями юристов компании «Гарант» / сост.: А.А. Кельцева. - М.: Эксмо, 2014. - 78