МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ТРУДА НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТРУДА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 6
1.1 Анализ научно-методической литературы по проблеме формирования культуры труда учащихся 6
1.2 Особенности воспитания культуры труда на уроках технологии 11
1.3 Состояние проблемы формирования культуры труда в педагогической практике 15
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ 19
2.1 Разработка заданий по развитию культура труда у школьников на уроках технологии 19
2.2 Разработка технологической карты урока по развитию культуры труда на уроке технологии 24
Выводы по второй главе 32
ГЛАВА 3 ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПАННО В ТЕХНИКЕ АЛМАЗНОЙ МОЗАИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ТРУДА 33
3.1 История алмазной мозаики 33
3.2 Этапы создания панно из алмазной мозаики 35
3.3Технологическая последовательность изготовления панно в технике алмазной мозаики 38
Выводы по третьей главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТРУДА У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 6
1.1 Анализ научно-методической литературы по проблеме формирования культуры труда учащихся 6
1.2 Особенности воспитания культуры труда на уроках технологии 11
1.3 Состояние проблемы формирования культуры труда в педагогической практике 15
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ ТЕХНОЛОГИИ 19
2.1 Разработка заданий по развитию культура труда у школьников на уроках технологии 19
2.2 Разработка технологической карты урока по развитию культуры труда на уроке технологии 24
Выводы по второй главе 32
ГЛАВА 3 ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ПАННО В ТЕХНИКЕ АЛМАЗНОЙ МОЗАИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ТРУДА 33
3.1 История алмазной мозаики 33
3.2 Этапы создания панно из алмазной мозаики 35
3.3Технологическая последовательность изготовления панно в технике алмазной мозаики 38
Выводы по третьей главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
В Российском Законе «Об образовании» определено, что все общеобразовательные программы должны решать задачи формирования общей культуры личности, адаптации ее к жизни в обществе, создании основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ.
Важной составляющей процесса обучения и воспитания современных школьников является технологическая подготовка, формирование у учащихся культуры труда как одного из результатов обучения на уроках технологии.
Культура труда - это комплекс трудовых и специальных умений и нравственных качеств, обеспечивающих наиболее эффективную организацию труда и достижение результата.
Культура труда личности - это не только сумма определенных знаний, умений и навыков учащихся по образовательной области «Технология». Знания в современном мире быстро устаревают, практические приемы и навыки работы со временем могут быть заменены на другие, поэтому главной целью является формирование умений самостоятельно добывать знания, знать способы и методы приобретения тех или иных практических навыков, способность к саморазвитию, самообразованию, творческий подход к любому виду деятельности.
Основы культуры труда необходимо формировать как можно раньше, значительные возможности для этого имеют уроки технологии. В процессе освоения различных технологических приемов, операций у учащихся формируются так называемые трудовые умения - универсальные учебные действия.
Таким образом, актуальность проблемы формирования культуры труда учащихся на уроках технологии на социально-педагогическом уровне обусловлена процессами модернизации и реформирования отечественного образования, требованиями к условиям и организации обучения современных школьников.
Наряду с этим отсутствуют концептуальные исследования, ориентированные на системное формирование культуры труда учащихся в учебно-образовательном процессе. Поэтому существует насущная потребность теории и практики в разработке такого направления, которое бы направляло деятельность педагогических коллективов на решение целей и задач данной проблемы.
Актуальность проблемы: обусловлена также рядом противоречий:
- все более возрастающими требованиями общества к формированию творческой, активной, социально-ответственной личности, к развитию ее общих и индивидуальных способностей, задатков и недостаточной готовностью образовательной системы решить эту проблему;
- потребностью образовательного процесса в личности школьника, обладающего культурой труда и достаточно консервативными подходами в решении данной задачи современным педагогическим процессом и др.
Это позволило определить тему исследования: «Методика формирования у школьников культуры труда на уроке технологии».
Объект исследования: процесс формирования культуры труда у школьников на уроках технологии
Предмет исследования: формирование культуры труда школьников на уроках технологии
Цель исследования: разработать и научно обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование культуры труда школьников на уроке технологии.
Задачи:
1. Дать теоретический анализ проблемы формирования культуры труда в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов.
2. Раскрыть методические аспекты для организации целенаправленного развития культуры труда у школьников на уроках технологии.
3. Разработать и изготовить панно в технике алмазной мозаики как средство развития культура труда.
Методологической основой исследования являются основополагающие идеи о сущности культуры труда и закономерностях ее формирования, о соотнесении культуры и деятельности, ведущей роли труда в процессе развития личности.
Практическая значимость заключается в том, что представленные разработки уроков и заданий технологии могут быть использованы учителями технологии в процессе формирования культуры труда учащихся.
Структуру и содержание выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников.
Первая глава выпускной квалификационной работы отражает
теоретические основы исследуемой проблемы:
- теоретические аспекты изучения культуры труда;
- возможности трудового обучения в развитии культуры труда;
- состояние проблемы формирования культуры труда;
Вторая глава выпускной квалификационной работы содержит
методические аспекты:
-разработка заданий по культуре труда у школьников;
-разработка план конспект урока по культуре труда у школьников;
Третья глава выпускной квалификационной работы состоит из практической части:
-История алмазной мозаики
-Этапы создания панно из алмазной мозаики
-Изготовление панно из алмазной мозаики
Каждая глава завершается краткими выводами (обобщениями).
В заключении выпускной квалификационной работы содержатся выводы, сделанные по всей работе. Вслед за заключением приводится список
использованных источников.
Важной составляющей процесса обучения и воспитания современных школьников является технологическая подготовка, формирование у учащихся культуры труда как одного из результатов обучения на уроках технологии.
Культура труда - это комплекс трудовых и специальных умений и нравственных качеств, обеспечивающих наиболее эффективную организацию труда и достижение результата.
Культура труда личности - это не только сумма определенных знаний, умений и навыков учащихся по образовательной области «Технология». Знания в современном мире быстро устаревают, практические приемы и навыки работы со временем могут быть заменены на другие, поэтому главной целью является формирование умений самостоятельно добывать знания, знать способы и методы приобретения тех или иных практических навыков, способность к саморазвитию, самообразованию, творческий подход к любому виду деятельности.
Основы культуры труда необходимо формировать как можно раньше, значительные возможности для этого имеют уроки технологии. В процессе освоения различных технологических приемов, операций у учащихся формируются так называемые трудовые умения - универсальные учебные действия.
Таким образом, актуальность проблемы формирования культуры труда учащихся на уроках технологии на социально-педагогическом уровне обусловлена процессами модернизации и реформирования отечественного образования, требованиями к условиям и организации обучения современных школьников.
Наряду с этим отсутствуют концептуальные исследования, ориентированные на системное формирование культуры труда учащихся в учебно-образовательном процессе. Поэтому существует насущная потребность теории и практики в разработке такого направления, которое бы направляло деятельность педагогических коллективов на решение целей и задач данной проблемы.
Актуальность проблемы: обусловлена также рядом противоречий:
- все более возрастающими требованиями общества к формированию творческой, активной, социально-ответственной личности, к развитию ее общих и индивидуальных способностей, задатков и недостаточной готовностью образовательной системы решить эту проблему;
- потребностью образовательного процесса в личности школьника, обладающего культурой труда и достаточно консервативными подходами в решении данной задачи современным педагогическим процессом и др.
Это позволило определить тему исследования: «Методика формирования у школьников культуры труда на уроке технологии».
Объект исследования: процесс формирования культуры труда у школьников на уроках технологии
Предмет исследования: формирование культуры труда школьников на уроках технологии
Цель исследования: разработать и научно обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование культуры труда школьников на уроке технологии.
Задачи:
1. Дать теоретический анализ проблемы формирования культуры труда в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов.
2. Раскрыть методические аспекты для организации целенаправленного развития культуры труда у школьников на уроках технологии.
3. Разработать и изготовить панно в технике алмазной мозаики как средство развития культура труда.
Методологической основой исследования являются основополагающие идеи о сущности культуры труда и закономерностях ее формирования, о соотнесении культуры и деятельности, ведущей роли труда в процессе развития личности.
Практическая значимость заключается в том, что представленные разработки уроков и заданий технологии могут быть использованы учителями технологии в процессе формирования культуры труда учащихся.
Структуру и содержание выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список использованных источников.
Первая глава выпускной квалификационной работы отражает
теоретические основы исследуемой проблемы:
- теоретические аспекты изучения культуры труда;
- возможности трудового обучения в развитии культуры труда;
- состояние проблемы формирования культуры труда;
Вторая глава выпускной квалификационной работы содержит
методические аспекты:
-разработка заданий по культуре труда у школьников;
-разработка план конспект урока по культуре труда у школьников;
Третья глава выпускной квалификационной работы состоит из практической части:
-История алмазной мозаики
-Этапы создания панно из алмазной мозаики
-Изготовление панно из алмазной мозаики
Каждая глава завершается краткими выводами (обобщениями).
В заключении выпускной квалификационной работы содержатся выводы, сделанные по всей работе. Вслед за заключением приводится список
использованных источников.
В выпускной квалификационной работе нами была рассмотрена методика формирования у школьников культуры труда на уроке технологии.
В ходе проделанной работы был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; выявлены особенности воспитания культуры труда на уроке технологии; разработаны задания и план конспект урока по развитию культуры труда и сделан мини проект по изготовление картины «панно» которое способствует развитие культуры труда у школьников. Полученные результаты позволили сформулировать следующие выводы:
В числе личностных результатов обучения, регламентируемых стандартом основного общего образования названо формирование уважительного отношения к труду. Культура труда в целом - необходимое условие продуктивной профессиональной деятельности и личностного саморазвития.
Под культурой труда учащихся мы будем понимать комплекс обще трудовых и специальных умений и нравственных качеств, обеспечивающих наиболее эффективную организацию труда и достижение результата. К обще трудовым умениям относятся умения ставить цель, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль, оценивать качество своей работы, анализировать результаты труда, навыки рациональной организации рабочего места и соблюдения требований техники безопасности. К специальным умениям относятся умения читать и использовать учебно-техническую документацию, пользоваться приборами и инструментами, выполнять технологические операции.
Ведущим нравственным качеством, при трудовом воспитании, является самостоятельность, ответственность который предполагает положительное эмоциональное отношение. Проанализировав различные подходы к формированию культуры труда, мы выявили основные условия, которые
позволят нам достичь заявленного результата: внедрение системы
дифференцированных, практических заданий предполагающий работу в паре, организацию систематической работы с технологической документацией, предполагающей планирование и самооценку процесса изготовления изделия и внедрение занятия, предполагающие выполнение мини-проектов. Применение мини-проектов, дифференцировнных заданий на уроках технологии обусловлено широкими образовательными возможностями данного метода. Выполнение мини проекта позволяет обучающемуся сразу увидеть результаты своего труда. В связи с этим их применение в процессе технологической подготовки школьников является весьма целесообразным. Предложенные нами дидактические примеры повышают уровень преобразовательной деятельности у школьников, которые будут способствовать развитию культуры труда у школьников.
Выполненный мини-проект в настоящей работе, может быть успешно использован учителями как наглядное пособие на уроках технологии. Также в работе систематизирована обширная информация по вопросам культуры труда, которая может быть использована при дальнейшем развитии.
Таким образом, задачи исследования были решены, а его цель - достигнута.
В ходе проделанной работы был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; выявлены особенности воспитания культуры труда на уроке технологии; разработаны задания и план конспект урока по развитию культуры труда и сделан мини проект по изготовление картины «панно» которое способствует развитие культуры труда у школьников. Полученные результаты позволили сформулировать следующие выводы:
В числе личностных результатов обучения, регламентируемых стандартом основного общего образования названо формирование уважительного отношения к труду. Культура труда в целом - необходимое условие продуктивной профессиональной деятельности и личностного саморазвития.
Под культурой труда учащихся мы будем понимать комплекс обще трудовых и специальных умений и нравственных качеств, обеспечивающих наиболее эффективную организацию труда и достижение результата. К обще трудовым умениям относятся умения ставить цель, планировать свою работу, осуществлять самоконтроль, оценивать качество своей работы, анализировать результаты труда, навыки рациональной организации рабочего места и соблюдения требований техники безопасности. К специальным умениям относятся умения читать и использовать учебно-техническую документацию, пользоваться приборами и инструментами, выполнять технологические операции.
Ведущим нравственным качеством, при трудовом воспитании, является самостоятельность, ответственность который предполагает положительное эмоциональное отношение. Проанализировав различные подходы к формированию культуры труда, мы выявили основные условия, которые
позволят нам достичь заявленного результата: внедрение системы
дифференцированных, практических заданий предполагающий работу в паре, организацию систематической работы с технологической документацией, предполагающей планирование и самооценку процесса изготовления изделия и внедрение занятия, предполагающие выполнение мини-проектов. Применение мини-проектов, дифференцировнных заданий на уроках технологии обусловлено широкими образовательными возможностями данного метода. Выполнение мини проекта позволяет обучающемуся сразу увидеть результаты своего труда. В связи с этим их применение в процессе технологической подготовки школьников является весьма целесообразным. Предложенные нами дидактические примеры повышают уровень преобразовательной деятельности у школьников, которые будут способствовать развитию культуры труда у школьников.
Выполненный мини-проект в настоящей работе, может быть успешно использован учителями как наглядное пособие на уроках технологии. Также в работе систематизирована обширная информация по вопросам культуры труда, которая может быть использована при дальнейшем развитии.
Таким образом, задачи исследования были решены, а его цель - достигнута.
Подобные работы
- Формирование технологических компетенций на уроках технологии в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПО ОБРАБОТКЕ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ
ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ
ТЕХНОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИИ У УЧАЩИХСЯ ПЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
АППЛИКАЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
ПО ОБРАБОТКЕ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018



