Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально - философский анализ межнациональных конфликтов

Работа №38181

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

философия

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость7300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
373
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические аспекты межнациональных конфликтов 7
1.1. Современные исследования природы этноса и этничности 7
1.2. Понятие межнационального конфликта 20
2. Особенности межнациональных конфликтов в настоящее время 30
2.1. Причины и факторы развития противоречий и конфликтов в
многонациональной среде 30
2.2. Специфика национальных отношений в полеэтнической и
поликонфессиональной среде 46
3. Особенности развития и управление современным межнациональным
конфликтом 61
3.1. Межнациональные конфликты в условиях глобализации 61
3.2. Проблемы разрешения межнациональных конфликтов 72
Заключение 80
Список использованной литературы

Актуальность данной темы в том, что в современном обществе сильны тенденции развития ксенофобии, проявляющиеся в фактах насилия, роста экстремизма, развитии негативных стереотипов, что свидетельствует о недостаточном понимании проблемы межэтнических конфликтов в многонациональном государстве и путей ее разрешения. Остро стоит вопрос о последствиях развития конфликтных ситуаций в межэтнической среде. Россия представляет собой многонациональное государство, что предполагает различия не только по критерию этнического состава, но и по характеру вероисповедания и установкам культуры.
Взаимодействие между представителями различных этнических групп сопрягается с затруднениями, вызванными различиями в понимании норм социальной активности. На это накладывается общая проблема стереотипности восприятия представителей других этносоциальных объединений, что определяет особое отношение к ним и, в частности, значительно более болезненную реакцию на деструктивную деятельность представителей других этносов. Характерной чертой межэтнического взаимодействия становится то, что возникающие конфликты, даже при условии, что их причины лежат вне сферы этнических различий и имеют бытовой характер, зачастую рассматриваются с точки зрения этнической маркированности участников конфликта. Как результат - информационный резонанс от возникновения конфликтных ситуаций в межэтнической среде существенно выше нежели в ситуациях, когда конфликт реализуется внутри какой-либо одной этнической группы. Развитие негативных стереотипов, возникновение конфронтации между представителями различных этнических групп - одна из серьезных проблем современного российского общества.
Государство обладает достаточно ограниченными средствами воздействия на эту ситуацию. Вмешательство в конфликтную ситуацию становится причиной развития таких тенденций, как гражданское неповиновение, конфронтация молодежи с правоохранительными органами, развитие сепаратистских настроений и т. д. Все это представляет собой серьезную угрозу национальной безопасности и требует осуществления мер, ориентированных на снижение градуса конфликтности и примирение сталкивающихся сторон.
Россия - самая большая страна во всём мире, славится своими природными богатствами, духовной и материальной культурой и изобретениями своих выдающихся соотечественников. Но самое главное богатство - наш многонациональный народ. Согласно данным Росстата на 2018 год численность населения составляла 146 880 432 человек.
Около двухсот народностей проживает на территории нашего государства, включая русских, татар, чувашей, чеченцев, мордвы, якут, башкир и др. В Россию так же переезжают семьи из многих других стран, таких как Армения, Япония, Украина, Беларусь и т.д. Народ смешивается, и порой, для успешного благоустройства иностранной семьи в новом для них обществе, ей нужно приложить большие усилия. И если взрослые люди относятся к этим явлениям толерантно, то для молодежи столкновения со сверстниками другой страны или нации могут быть болезненными. Именно поэтому на сегодняшний день проблема межнациональных отношений среди молодежи актуальна.
У каждой нации существуют свои традиции, обычаи, жизненные установки и своя религия. Нас с детства воспитывали, вкладывая любовь и уважение ко всему, что связано с нашей страной. И бывает так, что на гражданина, приехавшего с другой страны, мы реагируем негативно, ссылаясь на то, что, имея за плечами годы пребывания в другой стране, правила общественного взаимодействия в России он соблюдать не станет. Уже известно много случаев межнациональных конфликтов среди молодежи, которые выливаются в драки, насилие и даже убийства.
Таким образом, цель данной работы - провести социально-философский анализ межнациональных конфликтов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты межнациональных конфликтов;
2. Изучить особенности межнациональных конфликтов в настоящее время;
3. Охарактеризовать особенности развития и управление современным межнациональным конфликтом.
Объектом работы являются межнациональные конфликты.
Предметом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе урегулирования межнациональных конфликтов.
Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Этнос представляет собой непосредственно социальный, а не биологический организм. Биологические признаки наследуются генетически и подвержены трансформации лишь в случае мутационного изменения генов. Социокультурные признаки не наследуются, а приобретаются через процесс социализации и инкультурации в определенном культурно-языковом пространстве. Важно отличать этническую и расовую принадлежности к определенной группе. Антропогенетические признаки не являются определяющими показателями этнической идентичности, а отражают расовую принадлежность. В данном случае чаще всего происходит терминологическая и идентификационная путаница.
Сегодня в условиях глобального миграционного процесса, ассимиляции и процессов транскультурации, важнейшими этнокультурными признаками, определяющими этническую принадлежность, а значит, и символические границы этноса, выступают культура, язык, мировоззренческие установки, общие мифы, признание человека другими представителями этноса как «своего». В силу открытости культурных границ не представляется возможным говорить о существующих современных закрытых гомогенных и сугубо функциональных границах этнической общности. Сегодня следует вести речь о множественной и релятивистской этнокультурной идентичности, в соответствии с которой происходит смещение от этноприродных форм идентичности к знаково-символическому измерению.
Любое полиэтническое общество содержит в себе межэтнические противоречия, обладающие определенным конфликтным потенциалом. Причинами данных противоречий в социуме являются этническое и социальное неравенство, несправедливое иерархическое структурирование общества, нарушающие права этнических меньшинств в доступе к властным и материальным благам.
Этнический конфликт в современной интегрированной трактовке - это наиболее острая форма разрешения социального противоречия интересов, целевых ориентаций, взглядов, возникающих в процессе столкновения различных представителей народностей, а также этнических социальных групп. Этнический конфликт в современных условиях связан с формированием предпосылок, противоречий, интересов, развитием различий в стратегических и тактических целях, социальных нормах, взглядах, принципах поведения, возникающих в рамках практик социального действия, взаимодействия, хозяйствования отдельных этнических социальных групп. Объективное исследование сущности проявления этнических конфликтов позволяет выделить источники их формирования: 1) усиление отличий в системе социальных, экономических, культурных, политических ценностей субъектов конфликта; 2) борьба этнических элит за власть; 3) борьба за экономические ресурсы; 4) политические противоречия и трансформации. В рамках интегрированного подхода этнический конфликт прежде всего проявляется как процесс борьбы различных этнических общностей за власть, экономические ресурсы, политическое господство.
Социально-экономическая подоплека межнациональных отношений была малоизученной темой. В сложных экономических условиях было необходимо детальное исследование последствий либеральных преобразований для межэтнических отношений с целью выработки рекомендаций со стороны Государственного комитета (Министерства) для Минэкономики России, Госкомимущества России и других заинтересованных ведомств. Объективно требовалась инициативная поддержка спектра мероприятий в сфере этнокультурного развития народов России, недопущение вмешательства иностранных и международных спонсоров, преследующих свои интересы в нашей стране. Положительную роль могла сыграть конструктивная пропаганда дружбы и сотрудничества народов, исторических традиций добрососедства и мирного сосуществования, положительных примеров служения интересам Российского государства представителей разных народов, совместный с субъектами Российской Федерации поиск объединяющих целей, задач, ценностей в новой России.
В условиях глобального роста взаимозависимостей государств традиционная конкурентная логика меняется на перспективу роста выгоды стратегии межнациональной солидарности. Этнополитический контекст анализа диаспоральности требует изучения специфики взаимодействия государственно-организованных сообществ с этнокультурными объединениями, так как диаспоральность становится значимым надгосударственным феноменом. Новые этнические диаспоры приграничных регионов России становятся системообразующим компонентом в этнополитическом менеджменте.
Основную роль в противостоянии деструктивным идеологиям играет профилактическая, просветительская деятельность. Осуществление превентивных мер, помощь подрастающему поколению в вопросах самоопределения, поиска своего места в обществе позволит минимизировать развитие экстремистских идей в молодежной среде. В предупреждении, урегулировании и разрешении молодежных религиозно-экстремистских конфликтов каждая сторона играет важную роль: начиная от мирового сообщества и государства, заканчивая семьей и отдельно взятой личностью.
Необходимо найти точки соприкосновения для геополитической интеграции, и тогда вопросы мирового масштаба будут решаться совместно, конструктивно и результативно, а не только обсуждаться на бесконечных и зачастую бесплодных переговорах. Изменение окружающего мира в будущем неизбежно. Это подтверждается открытиями в квантовой физике, инновациями в медицине, архитектуре и других направлениях. Технологический прогресс не может избавить от большинства социально-экономических проблем современности: это должны сделать люди, заинтересованные не в личном обогащении, а в совершенствовании себя, общества, мира.



1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Б. Андерсон. - М.: Новое издательство; 2015. - С. 67.
2. Бакулина С.Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам / С.Д. Бакулина. - М.: Флинта: Наука, 2014.
3. Барт Ф. Введение // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Сб. статей / Под ред. Ф. Барта. - М.: Новое изд-во, 2016. - С. 14-15.
4. Белокурова Е. Реформа местной власти в городах России, 1991-2006 / Е. Белокурова, Н. Борисова. - СПб.: Норма, 2014
5. Валентей С.Д. Федерализм: российская история и российская
реальность / С.Д. Валентей. - М.: М-ОКО, 2014. - С. 104.
6. Васильев С.В. К вопросу о многополярном мире: концептуальный
взгляд современных российских философов и политологов / С.В. Васильев // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология,
философия, история: Сб. ст. по мат-лам LVI междунар. науч.-практ. конф. (16 декабря 2015 г.). - Новосибирск : Изд. АНС «СибАК», 2015. - С. 8-9.
7. Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения / Б.Е. Винер // Этнографическое обозрение. - 2014. - №4. - С.14.
8. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. - 2е издание. - М.: Прогресс. 2016. - С. 31.
9. Гилоян А.В. Реформа политической системы в концепции «Аксиодемия» / А.В. Гилоян // Инновации в науке: научный журнал. 2017. - № 12 (73). - С. 48-53
10. Гринин Ю.Д. Этносы, национальное государство и формирование российской нации: опыт философско-методологического исследования / Ю.Д. Гринин. - М.: Институт философии Российской академии наук. 2017. - С. 10.
11. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. - М.: Прогресс. 1993. - С. 227.
12. Даль В. Толковый словарь русского языка / В. Даль. - М.: Эксмо. 2016.
13. Добаев И.П. Пантюркизм как идеологическое обоснование политики Турции в отношении Кавказа / И.П. Добаев // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2015. - № 3. - С. 15-24
14. Ельцин Б.Н. Записки президента: Размышления, воспоминания, впечатления. М.: РОССПЭН, 2008. С. 223.
15. Жижек С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр
политической онтологии / С. Жижек. - М.: Дело; 2014. - С. 154.
16. Зайцева И.А. К проблеме состояния медиа-рынка и анализ основных предпочтений аудитории, оценка информационной открытости (доступности) деятельности органов местного самоуправления в условиях малого города / И.А. Зайцева, А.В. Толочко // PolitBook. - 2016. - № 3. - С. 98113.
17. Иванов В.Н., Назаров М.М. Политико-идеологические и социальноэкономические аспекты российского федерализма / В.Н. Иванов, М.М. Назаров // Социологические исследования. - 2015. - № 1. - С. 23-29
18. Кокорхоева Д.С. Модель федерализма в России 1990-х годов: институциональный аспект / Д.С. Кокорхоева // Известия Саратовского университета. - 2015. - Т. 11. - № 1. - С. 82
19. Колпаков Е.М. Этнос и этничность. / Е.М. Колпаков // Этографическое обозрение. - 2015. - №5. - С. 13-23.
20. Лавровский Б.Л. Практический анализ. Региональное выравнивание и межбюджетные отношения: уроки 1990-х / Б.Л. Лавровский, А.В. Новиков // Экономический журнал ВШЭ. - 2015. - Т. 6. - № 1. - С. 33-37.
21. Лихоманова Л.Ф. Этническая стратификация в полиэтнических обществах / Л.Ф. Лихоманова // Управленческое консультирование. - 2015. - № 3. - С. 97-102.
22. Лихоманова Л.Ф. Этническая стратификация в полиэтнических обществах / Л.Ф. Лихоманова // Управленческое консультирование. - 2015. - №3. - С. 97-102.
23. Лысенко В.Н. Разделение власти и опыт Российской Федерации // Федерализм власти и власть федерализма / Отв. ред. М.Н. Губогло, сост. А.Н. Аринин и др. М.: ТОО «ИнтелТех», 2013. С. 48.
24. Малашенко А. Время Юга: Россия в Чечне, Чечня в России / А. Малашенко, Д. Тренин. - М.: Гендальф, 2015. - С. 52.
25. Налчаджян А. Этногенез и ассимиляция / А. Налчаджян. - М.: Когито; 2014. - С. 20.
26. Ноянзина О.Е. Современные вызовы безопасности: оценка риска подверженности экстремистким и террористическим угрозам в условиях региональных социумов / О.Е. Ноянзина, Н.П. Гончарова, С.Г. Максимова. // NB: Национальная безопасность, - 2015. - №. 1. - С. 213-254.
27. Попцов О.М. Тревожные сны царской свиты. Россия, Кремль / О.М. Попцов. - М.: Совершенно секретно, 2000. - С. 61-62.
28. Почебут Л.Г. Межкультурная коммуникативная компетентность: толерантность или ассертивность / Л.Г. Почебут // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2017. - № 27 (2). - С. 189-195
29. Рыженков С. Реформа местной власти в городах России: «обусловленный путь» или хаос произвола и случая? / С. Рыженков // Местное самоуправление: стратегические направления развития / Под ред. С . Рыженкова. - М.: МОНФ, 2014. - С. 245-259.
30. Рязанов А.В. Этнос и коммуникация / А.В. Рязанов. - М.: Лабиринт, 2016. - С. 112.
31. Северный Кавказ: русский фактор. Доклад группы экспертов / под ред. В. Коровина // Изборский клуб. Русские стратегии. 2016. № 10(46). С. 5658.
32. Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии / В.А. Тишков. - М.: Наука, 2016. - С. 54.
33. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание / В.Ю. Хотинец. - СПб: Алетейя. 2014. - С. 14.
34. Черепанова М.И. Гражданская идентичность населения Алтайского
края: точки интеграции и дестабилизации. Гражданская идентичность,
социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / М.И. Черепанова. - Барнаул: Концепт, 2015. - С. 32-36.
35. Черепанова М.И. Региональные аспекты национальной
безопасности: оценка межэтнической напряженности в приграничных
территориях России. / М.И. Черепанова, С.Г. Максимова // NB: Национальная безопасность, - 2016, - №. 3, - С. 369-380.
36. Четвертая сессия Верховного Совета РФ. Бюлл. № 49. Заседание Совета Республики и Совета Национальностей ВС РФ от 27 марта 1992 г. С. 29.
37. Шабаев Ю.П. Финно-угорский национализм и гражданская консолидация в России (этнополитический анализ) / Ю.П. Шабаев, А.М. Чарина. - СПб.: Университет сервиса и экономики; ИЭА РАН, 2010.
38. Шажинбат А. Этнос как философско-антропологическая проблема /
А. Шажинбат. - М.: Эдитиус. 2015. - С. 75.
39. Шеляпин Н.В. Образ будущего как фактор консолидации российского общества / Н.В. Шеляпин // Россия: тенденции и перспективы развития. - 2016. - № 11 (ч. 3). -С. 102-105
40. Шеляпин Н.В. Роль футурологических концепций в информационном обществе (на примере социально-футурологической концепции «Аксиодемия» А. Гилояна) / Н.В. Шеляпин // Коммуникативные среды информационного общества: Тренды и традиции: Тр. Междунар. науч.- теор. конф. (28-29 октября 2016 г.). - СПб.: Изд-во По-литехн. ун-та, 2016. - С. 35-37.
41. Шестая сессия Верховного Совета РФ. Бюлл. № 5. Заседание Совета Республики и Совета Национальностей ВС РФ от 28 января 1993 г. С. 43.
42. Широкогоров С.М. Этнографическое исследование / С.М. Широкогоров. - Владивосток: издательство Дальневосточного федерального университета. 2015. - С. 42.
43. Широкогоров С.М. Этнос: исследование основных принципов изменения этнических и этнографических исследований / С.М. Широкогоров // Известия восточного факультета Дальневосточного университета. - 2016. - Т. XVIII. -Вып. 1. - С. 13-19.
44. Аксиодемия // www.axiodemia.com
45. Всероссийский репрезентативный опрос населения фонда «Общественное мнение» по заказу службы Среда. URL: http://sreda. org/2012/vserossiyskiy-reprezentativnyiy-opros/4491
46. Лавров А. Экономика и политика российского бюджетного
федерализма / А. Лавров, В. Христенко [Электронный ресурс]. URL: http s: //www. minfin.ru/ru/document/?id_4=4850
47. Лужков Ю.М. Еще одно слово о Гайдаре / Ю.М. Лужков, Г.Х. Попов // Московский комсомолец. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/politics/article/2010/01/21/416001 -esche-odno-slovo- ogaydare.html
48. Население России: численность, динамика, статистика
[Электронный ресурс]: http://www.statdata.ru/russia.
49. Официальная группа в социальной сети «В контакте» РМОО «Лига студентов Республики Татарстан». URL: https://vk.com/liga_studentov
50. Официальный портал Ассамблеи и Дома Дружбы народов Татарстана. - URL: http://addnt.ru/tag/sezdnarodovrt/
51. Официальный портал ФООП «Форпост». URL: http: //rcforpo st .tatarstan.ru/rus/o_nas .htm
52. Официальный сайт молодежной организации «AIESEC». URL: http://aiesec.ru/
53. Официальный сайт РОО «Академия творческой молодёжи Республики Татарстан». URL:http://www.atmrt.ru
54. Тишков ВА. Этнос или этничность. / В: Тишков ВА. Этнология и
политика. Доступно по:
valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/publikacii/etnos_ili_.html?forprint=1/.
55. Тотолян Х. Диаспора как актор международных отношений в XXI
веке на примере Армянской диаспоры. Евразийский союз ученых / X. Тотолян,
2015. URL: http://euroasia-science.ru/politicheskie-nauki/diaspora-kak-aktor-
mezhdunarodnyx-otnoshenij-v-xxi-veke-naprimere-armyanskoj-diaspory
56. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) от
02.04.2018 «Оценка численности постоянного населения на 1 января 2018 г. и в среднем за 2017 г.» URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population
57. Clifford J. Diasporas. / J. Clifford // Cultural Anthropology, - 2014, - N. 9, - Р. 302-338.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ