Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Внеклассная работа по литературному чтению как способ формирования читательской самостоятельности младших школьников

Работа №38066

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
703
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 9
1.1 Особенности внеклассной работы по литературному чтению в начальной
школе 9
1.2 Понятие о читательской самостоятельности и этапы ее формирования у
младших школьников 15
1.3 Критериальная характеристика уровней сформированности читательской
самостоятельности у младших школьников на внеклассных занятиях по литературному чтению 21
1.4 Методические средства и формы формирования читательской самостоятельности младших школьников над внеклассных занятиях под литературному чтению 24
Выводы по первой главе 33
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 35
2.1 Диагностика уровня развития читательской самостоятельности младших
школьников 35
2.2 Работа по развитию читательской самостоятельности младших школьников
в процессе организации внеклассной работы по литературному чтению 41
2.3 Результаты эффективности формирования читательской самостоятельности младших школьников в процессе внеклассной работы по литературному чтению 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53



Нормативные документы, посвященные образованию в Российской Федерации, уделяют большое внимание развитию такого качества, как читательская самостоятельность. В ФГОС второго поколения НОО отмечается, что для ученика обязательно «...достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу» [52].
С.Г. Макеева пишет, что в «Примерной основной образовательной программе начального общего образования» отмечается, что «.выпускники начальной школы должны понять значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У них будет формироваться потребность в регулярном чтении; младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор» [33, с.10].
Первоочередная задача, которую нужно выполнить, чтобы достичь этих целей — развитие у учащихся читательской самостоятельности. Вопрос развития читательской самостоятельности учеников начальных классов становится особенно актуальным в наше время, потому что именно сформированность навыков самостоятельной работы с книгой является одной из предпосылок умственного и духовного воспитания личности.
Именно из книг чаще всего берутся знания о культурных традициях, а также нравственные ориентиры, помогающие разобраться в вопросах добра и зла нынешнего мира. Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно на этом этапе немаловажно привлечь ребенка к чтению.
Н.Е. Колганова считает, что общепризнана огромная роль литературы и чтения в формировании личности младшего школьника. Художественная литература обогащает духовный мир человека, является мощным средством его развития. Любовь к литературе зарождается в начальной школе на уроках литературного чтения [23, с.45].
Е.Н. Степанова предполагает, что литературное чтение именно как учебный предмет обладает возможностью решать целый комплекс задач: формировать мировоззрение, нравственность, развивать эстетические чувства, образное мышление, богатую речь. Несмотря на то, что значение этого предмета в общей системе школьного образования никогда никем не оспаривалось, приходится признать, что заинтересованность к этому предмету со стороны учащихся снизилась [49, с.33].
Это явление имеет свое объяснение: многообразие информационного поля младших школьников различными видами современных технологий, в частности, телевидением и компьютеризацией. Среди причин падения интереса к литературе можно назвать и другие: недостаточное внимание к читательским интересам учащихся, направленность процесса изучения и освоения художественного произведения на его познавательно-дидактическую функцию, слабый учет возрастных особенностей и жизненного опыта младших школьников. Следовательно, сегодня особенно актуально встает вопрос о развитии читательских интересов учащихся и формировании культуры чтения.
Как пишет П.Б. Кочетова развивать интерес к чтению как постоянную потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки. Только учитывая степень начитанности учащегося, его читательские интересы, действительные литературные наклонности можно педагогически умело воспитывать культуру чтения младших школьников. Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у младших школьников мы рассматриваем не только как педагогическую, психологическую, методическую, но и как социальную проблему [27, с.7].
Непосредственный научный интерес представляют труды ученых- методистов Е.А. Адамовича, Е.А. Бугрименко, М.П. Воюшиной, В.Г. Горецкого, Л.А. Горбушина, О.В. Кубасовой, Г.Н. Кудиной, П.Б. Кочетовой, В.А. Левина, П.И. Леонова, М.Р. Львова, З.Н. Новлянской, А.П. Николаичева, Г.М. Первовой, З.И. Романовской, О.В. Сосновской, Л.Е. Стрельцовой, Н.Д. Тамарченко, Т.С. Троицкой, Г.А. Цукерман и других, в которых рассматриваются особенности воспитания читателей школьников.
Проблема самостоятельности разрабатывалась следующими исследователями: Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.Н. Мясищевым, А.К. Осницким, С.Л. Рубинштейном, А.И. Савенковым, Г.Н. Сартан, С.В. Чебровской и другими.
Проблемами развития и оценки читательской самостоятельности занимались такие ученые, как: О.В. Джежелей, Н.Е. Добрынина, Л.Ф. Климанова, Т.А. Неборская, Г.М. Первова, Т.С. Пиче-оол, Н.Н. Светловская, О.В. Чиндилова и другие.
В процессе анализа нынешнего состояния читательской самостоятельности отмечается противоречие между необходимостью эффективного развития читательской самостоятельности и отсутствием современных критериев ее оценки. Проблему оценки качества читательской деятельности необходимо рассматривать в соответствии с позицией системно-деятельного подхода, заявленного в ФГОС второго поколения НОО. Необходима адекватная оценка развития читательской самостоятельности для построения методических рекомендаций по проблеме развития данного качества [52].
М.А. Зобнина делает акцент именно на том, что современные тенденции требуют глубокого анализа уровня развития читательской самостоятельности младших школьников и, на этой основе, определение путей усовершенствования воспитания читателей-школьников в соответствии с новыми требованиями [17, с.36].
По М.Н. Омороковой читательский интерес - это направленный интерес, проявляемый в активном отношении читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт [39, с.36].
Н.С. Егорова указывает на то, что сформировать читательскую самостоятельность младших школьников поможет внеклассная работа по литературному чтению. Внеклассная работа представляет широкие возможности для творчества детей, их познавательного роста и развития. Для формирования читательской самостоятельности в арсенале есть всевозможные формы и методы. Они несут в себе большой эмоциональный заряд и помогают формироваться читательской самостоятельности [13, с.11-16].
Однако результаты исследований показывают, что проблема сформированности читательской самостоятельности у младших школьников остается нерешенной в полной мере, как в теоретическом, так и методическом плане. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребенка, средством его самопознания и развития, сформируются ли у него читательские интересы, зависит от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры. Недостаточная разработанность проблемы, ее большая практическая значимость определили актуальность темы данного исследования.
Объект исследования: процесс развития читательской самостоятельности младших школьников путем организации внеклассной работы по литературному чтению.
Предмет исследования: процесс организации внеклассной работы по литературному чтению, способствующий успешному развитию читательской самостоятельности младших школьников.
Цель исследования: подобрать методические средства и формы внеклассной работы, способствующих развитию читательской самостоятельности младших школьников в процессе организации внеклассной работы по литературному чтению в начальных классах.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить специальную литературу по данной проблеме с целью уточнения ключевых понятий: внеклассная работа, внеклассная работа по литературному чтению, читательская самостоятельность.
2. Проанализировать этапы и процесс развития читательской самостоятельности у учащихся начальной школы.
3. Изучить критериальную характеристику уровней сформированности читательской самостоятельности у младших школьников на внеклассных занятиях по литературному чтению.
4. Рассмотреть методические средства и формы направленные на формирования читательской самостоятельности младших школьников на внеклассных занятиях по литературному чтению.
5. Разработать перспективный план проведения эксперимента и провести внеклассные занятия по литературному чтению с воспитанниками детского дома, с применением методических средств и форм, способствующих развитию читательской самостоятельности младших школьников в процессе организации внеклассной работы по литературному чтению.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если систематически и целенаправленно использовать методические средства и формы в работе над развитием самостоятельного чтения, то это будет способствовать формированию читательской самостоятельности младших школьников.
При написании работы были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:
1. Теоретические (анализ, сравнение, обобщение).
2. Эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности, изменение, подсчет).
Практическая значимость исследования: теоретически обоснованные и практически проверенные методические средства и формы внеклассной работы способствуют формированию читательской самостоятельности у младших школьников, которые могут быть использованы учителями начальной школы в практической работе.
База исследования: МБОУ «Алнашская СОШ имени Г.Д. Красильникова», учащиеся 3В и 4В класса.
По данной ВКР были написаны статьи: 1) «Внеклассная работа по литературному чтению как способ формирования читательской самостоятельности младших школьников», опубликована в научном журнале «Студенческий вестник» №16(66) апрель 2019г. Часть 1; 2) «Опытноэкспериментальное исследование формирования читательской самостоятельности младших школьников», опубликована в ежемесячном научно-практическом журнале «Апробация» №3 (66), 2019г.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исходя из актуальности исследования, в современном мире остро стоит нерешенная проблема в не сформированности читательской самостоятельности у младших школьников нами была поставлена цель исследования, подобрать методические средства и формы внеклассной работы, способствующих развитию читательской самостоятельности младших школьников в процессе организации внеклассной работы по литературному чтению в начальных классах.
Однако результаты исследований показывают, что проблема сформированности читательской самостоятельности у младших школьников остается нерешенной в полной мере, как в теоретическом, так и методическом плане. Станет ли чтение мощным средством обогащения личного и социального опыта ребенка, средством его самопознания и развития, сформируются ли у него читательские интересы, зависят от условий обучения, направленных на формирование личности и основ читательской культуры. Недостаточная разработанность проблемы, ее большая практическая значимость определили актуальность темы данного исследования.
Для достижения этой цели нами была поставлены пять задач. По первой задаче изучена литература по данной проблеме, в ходе теоретической работы разобрали ключевые понятия «внеклассная работа», «внеклассная работа по литературному чтению», «читательская самостоятельность».
Для решения второй задачи были проанализированы этапы и процесс развития читательской самостоятельности у учащихся начальной школы.
По третьей задачи нами раскрыта критериальная характеристика уровней сформированности читательской самостоятельности у младших школьников на внеклассных занятиях по литературному чтению.
Рассмотрели методические средства и формы формирования читательской самостоятельности младших школьников на внеклассных занятиях по литературному чтению.
Также я разработала перспективный план проведения эксперимента и провела внеклассные занятия по литературному чтению с воспитанниками детского дома, с применением методов и форм, способствующие развитию читательской самостоятельности младших школьников в процессе организации внеклассной работы по литературному чтению.
Результаты проведенной экспериментальной работы показали, что применение четкой системы внеклассных занятий по литературному чтению с применением различных методических средств и форм, направленных на формирование читательской самостоятельности способствуют повышению уровня развития читательской самостоятельности, уровня начитанности, читательского интереса и литературного кругозора у младших школьников в результате проведенных внеклассных занятий с воспитанниками детского дома, с учетом разнообразны форм и методов, направленных на формирование читательской самостоятельности младших школьников.
Таким образом, в ходе теоретического и экспериментального исследования доказано что если систематически и целенаправленно использовать методические средства и формы направленные на формирование читательской самостоятельности в работе над развитием самостоятельного чтения, то это будет способствовать формированию читательской самостоятельности младших школьников.



1. Береснева Л.Г. О роли чтения / Л.Г. Береснева // Домашнее воспитание. -
2002. - № 6. - С. 15-17.
2. Болотина Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, Д.И. Латышина. - М.: Просвещение, 2016. - 87с.
3. Боразнова Г.Д. Техника обучения чтению / Г.Д. Боразнова // Начальная школа. - 2002. - № 10. - С.36-38.
4. Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. - М.: ИНТОР, 2008. - 72с.
5. Вилмане Я.Я. Роль внеклассной работы по литературному чтению в системе нравственного воспитания младших школьников: [Электронный ресурс]. URL.:http://www.voppsy.ru/issues/1984/844/844080.htm (дата обращения 5.12.2018).
6. Воронова И.А. Материалы по русскому языку и чтению для внеклассной работы в начальной школе / И.А. Воронова // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - №11. - С.70-72.
7. Вульфов В.З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы / В.З. Вульфов, М.М. Поташник. - М.: Просвещение, 2012. - 207с.
8. Готокович Я.А. Внеклассная и внешкольная работа по литературе / Я.А. Готокович. - М.: Просвещение, 2011. - 100с.
9. Груздева М.В. Опыт работы учителя по ведению внеклассных занятий по литературе / М.В. Груздева // Начальная школа. - 2008. - №10. С.37-43.
10. Джежелей О.В. Готовимся к урокам внеклассного чтения: пособие для нач. шк. / О.В. Джежелей, А.В. Сергеева, Т.В. Игнатьева. - М.: Аркти ООО Ларгос, 2014. - 111с.
11. Джежелей О.В. Внеклассная работа по литературному чтению с 1 по 4 классы / О.В. Джежелей, А.А. Емець. - М.: Академия, 2013. - 148с.
12. Джежелей О.В. Учим читать книгу. Пособие для учителя / О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская. - М.: Просвещение, 2003. - 208с.
13. Егорова Н.С. Проблемы детского чтения глазами теоретиков и практиков / Н.С. Егорова // Начальная школа. - 2008. - №9. - С. 11-16.
14. Ефросинина Л.А. Как помочь детям войти в мир литературы? / Л.А. Ефросина // Начальная школа. - 2007. - №4. С.6-15.
15. Жукова И.Л. Стратегия выбора книг для внеклассного чтения 3-4 класс / И.Л. Жукова // Начальная школа. - 2007. - №4. С.26-31.
16.Збарский И.С. Внеклассная работа по литературе / И.С. Збарский, В.П.
Полухина. - М.: Просвещение, 2015. - 208с.
17.Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? / М.А. Зобнина // Начальная школа. - 2007. - №8. С.35-43.
18. Каирова Р.П. Виды внеклассных занятий по литературе / Р.П. Каирова // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №1. С.65-67.
19. Калечич Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Калечич. - М.: Просвещение, 2018. - 213с.
20. Качурин М.Г. Внеклассное чтение и внеклассная работа по литературе. Методика преподавания литературы / М.Г. Качурин. - М.: Просвещение,
2015. - 327с.
21. Кириллова С.В. Коллективные способы обучения на занятии внеклассным чтением в начальной школе / С.В. Кириллова. - М.: Академия, 2014. - 107с.
22. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения / Л.Ф. Климанова. - М.: Просвещение, 2017. - 64с.
23. Колганова Н.Е. Обучение полноценному чтению детской литературы / Н.Е. Колганова. - М.: Аркти ООО Ларгос, 2010. - 88с.
24. Конавалова В.П. Внеклассная работа по литературному чтению / В.П. Конавалова. - М.: Просвещение, 2014. - 254с.
25. Копылова Н.А. После уроков. Организация внеклассной работы с учащимися по литературе / Н.А. Копылова. - М.: Академия, 2010. - 142с.
26. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности при обучении литературному чтению / С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. - М.: Ось-89, 2016. - 240с.
27. Кочетова П.Б. Как и почему меняются читательские интересы младших школьников и что с этим делать / П.Б. Кочетова. - М.: ИНТОР, 2012. - 102с.
28. Куприянова К.Н. Внеклассное чтение в начальной школе / К.Н. Куприянова. - М.: Академия, 2015. - 177с.
29. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность младших школьников: пособие для кл. руководителей / В.О. Кутьев. - М.: Просвещение, 2010. - 223с.
30. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей / В.А. Лазарева. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. - 65с.
31. Леонова П.И. Развитие читательской самостоятельности учащихся. Проблема методов обучения в современной общеобразовательной школе / П.И. Леонова. - М.: Просвещение, 2009. - 126с.
32. Лифинцева Н.И. Самостоятельная читательская деятельность младших школьников. Программа развития читательского опыта / Н.И. Лифинцева. - М.: Мегатрон, 2014. - 54с.
33. Макеева С.Г. Воспитательное чтение в условиях современного образования / С.Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2015. - 90с.
34. Мануйлов В.А. Формирование читательской самостоятельности в начальной школе / В.А. Мануйлов. - М.: Академия, 2011. - 215 с.
35. Михалков С.В. Воспитание творчества читателя (проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе) / С.В. Михалков, Г.М. Первова. - М.: Просвещение, 2009. - 240с.
36. Мороз Е.И. Приемы самостоятельного чтения художественной литературы / Е.И. Мороз. - М.: Просвещение, 2014. - 45с.
37. Мороз Е.И. Приобщение младших школьников к самостоятельной
читательской деятельности: [Электронный ресурс].
URL.:http://uobr.net/wpcontent/uploads/2007/litdeyatelnoct.htm (дата
обращения 4.12.2018).
38. Назарова Н.Ф. Внеклассная работа по литературе / Н.Ф. Назарова, Ю.Н.
Ганжина. - М.: Просвещение, 2014. - 45с.
39.Оморокова М.Н. Совершенствование чтения младших школьников: методическое пособие для учителя / М.Н. Оморокова. - М.: Аркти, 2014. - 160с.
40. Пушкарева М.Д. Внеклассная работа по литературе в начальной школе / М.Д. Пушкарева. - М.: Академия, 2016. - 80 с.
41. Светловская H.H. Введение в науку о читателе / Н.Н. Светловская. - М.: Мегатрон, 2007. - 160с.
42. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения / Н.Н. Светловская. - М.: Просвещение, 2009. - 207с.
43. Светловская Н.Н. Внеклассное чтение в начальных классах / Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей. - М.: Просвещение, 2010. - 208с.
44. Светловская Н.Н. Внеклассное чтение на начальном этапе формирования читательской самостоятельности / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол. - М.: Академия, 2012. - 160с.
45. Славгородский П.Ф. Внеклассная работа по литературе / П.Ф. Славгородский. - М.: Просвещение, 2015. - 55с.
46. Сластенин В.А. Воспитание младших школьников в процессе внеклассной и учебной деятельности / В.А. Сластенин. - М.: МГПИ,
2014. - 129с.
47. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2009. - 160с.
48. Соколова В.В. О внеклассном чтении в начальной школе: методическое пособие / В.В. Соколова. - М.: Айрис-Пресс, 2002. - 224с.
49. Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Стефа», 2008. - 99с.
50. Усова А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным/ А.В. Усова // Педагогика. - 2016. - №4. С.30.
51. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия в начальных классах / Н.Н. Ушаков. - М.: Просвещение, 2017. - 98с.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования: [Электронный ресурс].
иЯЬ.:Ы^://минобрнауки.риф/документы/922/файл/748/ФГОС_НОйОн.р df (дата обращения 12.11.2018).
53.Чиндилова О.С. Размышление после урока, или что нужно помнить учителю при подготовке урока чтения / О.С. Чиндилова // Начальная школа. - 2002. - №5. - С.21.
54. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы / В.И. Шепелев. - М.: Академия, 2009. - 135с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ