Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация работы над “Дневником чтения“ как средство формирования читательской самостоятельности младших школьниковМетодика обучения русскому языку и литературному чтению (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №37820

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы44
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
474
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выборку исследования составили 20 учащихся 3 класса (10 мальчиков и 10 девочек).
Много приложений ( в том числе результаты исследования в табличном виде)
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить название нужной базы исследования, то работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития читательской самостоятельности у младших школьников посредством читательского дневника 5
1.1 Сущность понятия «читательский дневник» и его роль в развитии читательской самостоятельности младших школьников 5
1.2 Читательская самостоятельность младших школьников и этапы ее формирования 10
1.3 Формирование читательской самостоятельности учащихся 3-го класса посредством читательских дневников 15
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей развития читательской самостоятельности у младших школьников посредством введения читательских дневников 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 27
2.3 Методы развития читательской самостоятельности у учащихся 3-го класса посредством введения читательских дневников 32
Заключение 37
Список использованных источников 38
Приложения 41



Актуальность исследования: ФГОС НОО рассматривает чтение, как средство, которое благоприятно воздействует на личностное развитие ученика, его способность адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина [30, с. 12]. В ФГОС НОО обосновывается важность формирования у учащихся образовательных компетенций, основополагающих читательских знаний и умений, приемов осмысления текста, освоения техникой чтения. Самостоятельность чтения в большой степени определяют человеческую личность, следовательно, процесс формирования ее у младших школьников нужно рассматривать не только как педагогическую, методическую и психологическую, но и как социальную проблему. Одной из форм развития читательской самостоятельности младших школьников является читательский дневник.
Большинству детей именно ведение читательского дневника помогало и помогает до сих пор осмыслить прочитанное, развить письменную речь, оценивать некоторые ситуации и развивать ещё многие аспекты. В современном образовании при учёте требований компетентностного подхода, результатом образования становятся умения, которые позволят ученику решать проблемные жизненные ситуации, а эти умения можно сформировать только с помощью организации самостоятельной деятельности школьника.
Цель исследования – изучить особенности развития читательской самостоятельности у детей младшего школьного возраста посредством введения читательского дневника.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние исследуемой проблемы развития читательской самостоятельности у детей младшего школьного возраста посредством введения читательского дневника в научно-методической литературе;
2. Проанализировать особенности развития читательской самостоятельности у учащихся 3-го класса в экспериментальном исследовании.
3. Разработать форму читательского дневника для учащихся 3-го класса, направленного на развитие читательской самостоятельности.
Объект исследования – читательский дневник.
Предмет исследования: условия развития читательской самостоятельности у детей младшего школьного возраста посредством введения читательского дневника.
Гипотеза исследования: предполагаем, что читательский дневник является эффективным средством развития читательской самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
В процессе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и передового опыта учителей, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, моделирование;
- эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование, изучение педагогического опыта;
- методы количественного (ранжирование) и качественного (сбор, обработка) анализа полученных результатов исследования.
Методологическую основу исследования составили научные труды Е.И. Бушниной, М.Р. Львова, Н.Н. Светловской и др. М.П. Воюшина, Г.Т. Галактионова, Т.А. Калганова, Н.Н. Светловская и др. раскрыли сущность понятия «читательская самостоятельность», этапы и особенности ее развития у детей младшего школьного возраста. О.Т. Рыбакова, И.П. Сметанкина, М.С. Соловейчик и др. определили основные методы и приемы обучения младших школьников введению читательских дневников. И.Б. Перова, С.И. Поздеева, Н.С. Хохом и др. выявили педагогические условия использования читательских дневников в работе с младшими школьниками.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Организация самостоятельного чтения учащихся является необходимой составляющей общего процесса воспитания детей средствами художественной литературы. Как интегрированное качество личности, читательская самостоятельность характеризуется наличием у школьника мотивов, побуждающих его обращаться к книгам; суммой знаний, умений и навыков, которые позволяют ученику реализовать эти мотивы с наименьшей затратой сил и времени в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами и потребностями.
Важной задачей учителя выступает развитие устойчивого интереса детей к чтению, расширение круга чтения, стимулирование потребности самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически читать книги. Решение этих задач осуществляется в процессе специально организованной воспитательной работы с учащимися во внеурочное время.
Немаловажным фактором развития читательской самостоятельности у младших школьников является введение читательского дневника, который имеет огромное развивающее и обучающее, воспитательное значение. Главными задачами читательского дневника являются: формирование и развитие читательских интересов и читательской самостоятельности, товарищества, дружбы, толерантности, любви к Родине, к русскому языку, формирование эстетических норм, моральных ценностей, расширение и углубление литературных знаний, полученных как на уроках чтения, так и во внеурочной деятельности.
Читая различные произведения и записывая общее содержание в «Читательский дневник», ребёнок тренирует не только навыки письма, но и развивает читательские навыки, культуру читателя. В своих дневниках дети рисуют героев произведений; сочиняют свои сказки, стихи, рассказы.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Абрамовских, Н. В. Читательский дневник как средство развития умений смыслового восприятия текста у младших школьников [Текст] / Н. В. Абрамовских, И. В. Каменская // Концепт. – 2016. – Т. 11. – С. 3691–3695.
2. Алексеева, Л. Д. Воспитание читательской компетенции у младших школьников как условие реализации требований ФГОС НОО [Текст] / Л. Д. Алексеева // Педагогика. – 2015. – №3. – С. 52-54.
3. Антонова, Е. С. Как воспитать интерес к художественному слову в процессе воспитания [Текст] / Е. С. Антонова // Начальная школа плюс до и после. – 2006. – № 12. – С. 27-28.
4. Беркутова, А. П. Обучение творческому чтению младших школьников [Текст] / А. П. Беркутова // Начальная школа. – 2014. – №4. – С. 33-36.
5. Бушнина, Е. И. Формирование читательских интересов у младших школьников. Пособие для учителя [Текст] / Е. И. Бушнина. – Ульяновск : Учитель, 2008. – 225 с.
6. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции [Текст] / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. – Москва : Логос, 2009. –336 с
7. Водовозова, В. И. Уроки чтения в начальной школе [Текст] / В. И. Водовозова. – Москва : Просвещение, 2012. – 324 с.
8. Воюшина, М. П. Чтение как речевая и эстетическая деятельность. Монография [Текст] / М. П. Воюшина. – Санкт-Петербург : Сударыня,2007. – 320 с.
9. Галактионова, Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен образования : автореф. дис. докторапед. Наук : 13.00.01 [Текст] / Г. Т. Галактионова. – Санкт-Петербург, 2008, – 39 с.
10. Горевский, И. И. Нравственное воспитание младших школьников средствами художественной литературы [Текст] / И. И. Горевский // Педагогика. – 2015. – №2. – С. 41-44.
11. Зубченко, А. А. Смысловое чтение в начальной школе [Текст] / А. А. Зубченко. – Волгоград: Учитель. 2015. – 220 с.
12. Жесткова, Е. А. Творческие задания для формирования читательской компетенции в начальной школе [Текст] / Е. А. Жесткова // Современные фундаментальные и прикладные исследования. – 2013. – №3. –С.17-20.
13. Исаева, О. В. Работа с текстом как средство формирования читательской грамотности младшего школьника [Текст] / О. В. Исаева // Современные научные исследования / под ред. П. М. Горева, В. В. Утемова. – Выпуск 2 – Концепт. – 2014. – С. 112.115.
14. Калганова, Т. А. Проблема чтения в современном обществе и пути ее решения [Текст] / Т. А. Калганова // Литература в школе. – 2009. – № 12. – С. 26- 28.
15. Колганова, Н. Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников [Текст] / Н. Е. Колганова // Вестник ТГУ. – 2013. – № 3 (119). – С. 106-111.
16. Кондакова, Л. А. Мотивы чтения и читательские интересы детей и подростков: [Исследование Читинской обл. дет. б-ки] [Текст] / Л. А. Кондакова // Дети и их чтение как духовный ресурс региональной культуры: Материалы межрегиональной конференции работников детских библиотек Восточной Сибири, Забайкалья. – Иркутск, 2012. – С. 62-71.
17. Коробова, С. Д. Творчество на уроках чтения [Текст] / С. Д. Коробова // Начальная школа До и После. – 2016. – №2. – С. 62-66.
18. Кубасова, О. В. Учим читать : Метод. рекомендации по литературному чтению для начальной школы. 2–4 класс [Текст] / О. В. Кубасова. – Смоленск, 2005. – 225 с.
19. Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка : Пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / М. Р. Львов. – Москва : Машиностроение, 1999. – 458 c.
20. Матвеева, Е. И. Литературное чтение. Учебно-методический комплект для 3 класса [Текст] / Е. И. Матвеева. – Москва : Вита. – 2013. – 269 с.
21. Перова, И. Б. Творчество на уроках чтения [Текст] / И. Б. Перова // Начальная школа. – 2014. – №4. – С. 52-55.
22. Поздеева, С. И. Методика литературного чтения и работы с детской книгой [Текст] / С. И. Поздеева, Н. С. Хохом. – Томск, издательство Томского ЦНТИ, 2009. – 120 с.
23. Рейс, Г. А. Формирование читательских умений и развитие художественного вкуса младших школьников [Текст] / Г. А. Рейс, Т. А. Лихачева // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – № 11. – С. 32-38.
24. Рыбакова, О. Т. Внеклассная работа по литературному чтению / О. Т. Рыбакова // Педагогика. – 2017. – №5. – С. 59-65.
25. Светловская, Н. Н. Введение в науку о читателе [Текст] / Н. Н. Светловская. – Москва : МГПУ, 2003. – 123 с.
26. Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя [Текст] / Н. Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – №1. – С-11-18.
27. Симоненко, В. Д. Проектная деятельность младших школьников : книга для учителя начальных классов [Текст] / В. Д. Симоненко, Н. В. Матяш. – Москва : Вентана-Граф, 2013. – 306 с.
28. Сметанкина, И. П. Педагогические условия формирования у младших школьников интереса к чтению научно-популярной литературы о природе : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / И. П. Сметанкина. – Москва, 2013. – 143 с.
29. Соловейчик, М. С. К тайнам языка [Текст] / М. С. Соловейчик // Начальная школа. 1994. – №8. – С. 24-29.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
31. Чиндилова, О. В. Восприятие художественного текста младшими школьниками [Текст] / О. В. Чиндилова // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 7. – С. 76-79.
32. Шараева, М. В. Способы организации самостоятельного чтения младших школьников [Текст] / М. В. Шараева // Учитель в школе. – 2010. – № 3. – С. 24-30.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ