ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы применения дискуссии как средства формирования коммуникативной компетенции
1.1 Формирование коммуникативной компетенции как психолого-методическая проблема 8
1.2 Применение дискуссии в формировании коммуникативной
компетенции как психолого- методическая проблема 17
Выводы по Главе 1 30
Глава 2 Дидактические условия применения метода дискуссии как средства формирования коммуникативной компетенции в процессе изучения темы «Important professions» в 10 классе
2.1 Подготовительный этап проведения дискуссии 31
2.2 Организация дискуссии как завершающий этап 40
Выводы по Главе II 45
Заключение 47
Список литературы 49
Приложение
Глава 1 Теоретические основы применения дискуссии как средства формирования коммуникативной компетенции
1.1 Формирование коммуникативной компетенции как психолого-методическая проблема 8
1.2 Применение дискуссии в формировании коммуникативной
компетенции как психолого- методическая проблема 17
Выводы по Главе 1 30
Глава 2 Дидактические условия применения метода дискуссии как средства формирования коммуникативной компетенции в процессе изучения темы «Important professions» в 10 классе
2.1 Подготовительный этап проведения дискуссии 31
2.2 Организация дискуссии как завершающий этап 40
Выводы по Главе II 45
Заключение 47
Список литературы 49
Приложение
Ключевой задачей, стоящей перед преподавателем иностранного языка, представляется формирование у обучающихся умения свободного общения на изучаемом языке. Проблема эффективного обучения устной речи в последнее время является предметом исследования в методической литературе. На уроках иностранного языка должна превалировать экспрессивная речь обучающихся, тогда как в процессе обучения наблюдается лишь следование стандартным речевым действиям. Под стандартными речевыми действиями здесь подразумевается описание, пересказ, ответы на вопросы и констатация фактов, однако, как показывает практика, они оказываются недостаточными для развития устной речи обучающихся. Использование ограниченных видов речевых действий не ведет к прогрессу в процессе обучения иностранному языку. Доказательством этому является то, что обучающиеся, не имея определенных навыков общения, не способны доказать правоту своего высказывания, убедить собеседника или уговорить его, возразить или вести спор на определенную тему [17, с. 205]. Исходя из этого, важным представляется необходимость стимулирования и побуждения обучающихся к разного рода речевым действиям, которые позволят выражать мысли и чувства, но и учитывать волю и мнение говорящего. Это и делает обучение экспрессивной иноязычной речи эффективным.
Проблема эмоционально-экспрессивного аспекта речи очень актуальна в процессе обучения иноязычной речи, так как овладение иностранным языком предусматривает как истолкование эмоций собеседника, так и проявление собственных чувств. В современной теории и практике обучения иностранному языку по-прежнему остается открытым вопрос о подходах и методах обучения, использование которых показывало бы отличные результаты владения устной иноязычной речью и приблизило бы обучающихся к овладению аутентичной иноязычной речью, которая, в свою очередь, зависит от особенностей лингвистического оформления и условий протекания. Ввиду этого, коммуникативная компетенция представляется важной категорией и выступает комплексной целью обучения. Характеризуется это тем, что любая коммуникация на иностранном языке включает в себя не только владение конкретными языковыми формами, но и определенной системой знаний, умений и навыков для использования их в процессе осуществления коммуникации при помощи речевых и неречевых средств общения, с целью восприятия и отображения действительности в разного рода ситуациях общения [1].
Как известно, мотив является основополагающим элементом при формировании речи. Именно мотив служит стимулом речевого высказывания, а степень мотивации напрямую связана со степенью заинтересованности, которая и вызывает активность и побуждает к действию [6, с. 97].
Выделяется шесть компонентов объекта мотивации, которые являются основными в процессе обучения иноязычной устной речи. Первый компонент предполагает активизацию учениками нового материала в речи, что приводит к ее максимальному языковому обогащению. Второй компонент представляется употреблением иностранного языка как средства коммуникации. В третьем компоненте рассматривается стремление обучающихся к развитию общеречевых умений. Четвертый компонент включает в себя освоение новых видов работы и усовершенствование раннее усвоенных навыков. Пятый компонент предполагает расширение и углубление идейно-предметного содержания речи. Шестой компонент предусматривает стремление обучающихся к усложнению мыслительных операций, которые осуществляются посредством иностранного языка [3, с. 74].
Все эти компоненты взаимосвязаны. Координируя между собой, они образуют эмоционально-волевой настрой, который в свою очередь является главенствующей предпосылкой прогрессирующего овладения устной речью. Для создания общеучебной и естественной мотивации речевого акта обучающихся применяется такой эффективный способ, как метод дискуссии. Дискуссии свойственна проблемная заостренность, однако это свойство не сказывается негативно на развитии речевых навыков, а лишь является стимулом к творческому высказыванию. Обучение разговорным темам и развитие речи являются двумя различными аспектами обучения иноязычному общению, которые требуют отдельного рассмотрения и развития у учеников, однако именно дискуссия, будучи организационной формой, приводит к слиянию и совместному развитию этих двух аспектов у обучающихся [24, с. 79].
Дискуссия, являясь функциональным методом обучения, представляется очень актуальной в настоящее время. Ее функциональность заключается в том, что на практике она направлена на вовлечение всех участников процесса в деятельность, выходящую за рамки урока, что непосредственно вызывает интерес у всех учеников.
Вопреки всем достоинствам дискуссии, использование ее в практической деятельности достаточно лимитировано по ряду причин. Одной из таких причин является позиция преподавателя в дискуссии. Она достаточно сложна и не каждый преподаватель может справиться с ней в полной мере. В его задачи входит поддержание интереса и остроты выступлений, так как в ведении дискуссии придерживаться своих позиций и отстаивать собственные интересы крайне важно. Также немаловажной задачей представляется умение преподавателя научить обучающихся аргументированно отстаивать свою позицию, прислушиваясь, при этом, к взглядам и точкам зрения остальных обучающихся. Это и представляется основным компонентом любой дискуссии. Подобная задача, на первый взгляд кажущаяся довольно легкодостижимой, может оказаться сложной в том случае, если преподаватель недостаточно опытен в подготовке и проведении дискуссии или имеет плохое представление о коллективе обучающихся и о классе в целом. Все же, в практической деятельности дискуссия используется не так часто, по причине того, что в настоящее время имеется не такое большое количество разработанных методик, которые включали бы определенные инструкции и способы, благодаря которым стало бы возможным обучение правильному ведению дискуссии в процессе обучения иностранному языку. В связи с этим, проблема использования дискуссии на старшем этапе обучения требует дальнейшего изучения.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативной компетенции.
Предмет исследования - дискуссия как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.
Цель работы - выявить условия эффективности применения метода дискуссии как средства формирования коммуникативной компетенции.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. изучить состояние проблемы формирования коммуникативной компетенции в теории и практике преподавания иностранного языка;
2. изучить состояние проблемы применения дискуссии как средства формирования коммуникативной компетенции обучающихся, в теории и практике преподавания иностранного языка;
3. обосновать и проверить на практике дидактические условия применения дискуссии как средства формирования коммуникативных навыков на примере изучения темы «Important professions» в 10 классе.
Гипотеза исследования - использование метода дискуссии на уроках иностранного языка в школе является эффективным средством формирования коммуникативных навыков у обучающихся старших классов, при условии, что:
-тема дискуссии актуальна и интересна обучающимся;
-дискуссия организуется с учетом принципа этапности;
-обучающиеся активны и эмоционально включены в учебный процесс.
При написании работы использовался сопоставительный метод, суть которого в исследовании методических материалов и позиций исследователей на разного рода вопросы, относящиеся к обозначенной в названии дипломной работы проблеме.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе рассматриваются определения таких понятий, как «коммуникация», «общение», «дискуссия», виды дискуссии и то, каким образом дискуссия формирует определенные навыки мышления, говорения и работы в группе.
Во второй главе рассматриваются дидактические условия применения метода дискуссии как средства формирования коммуникативной компетенции в процессе изучения темы «Important professions» в 10 классе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы в педагогической практике, а также преподавании курса методики обучения английскому языку.
Проблема эмоционально-экспрессивного аспекта речи очень актуальна в процессе обучения иноязычной речи, так как овладение иностранным языком предусматривает как истолкование эмоций собеседника, так и проявление собственных чувств. В современной теории и практике обучения иностранному языку по-прежнему остается открытым вопрос о подходах и методах обучения, использование которых показывало бы отличные результаты владения устной иноязычной речью и приблизило бы обучающихся к овладению аутентичной иноязычной речью, которая, в свою очередь, зависит от особенностей лингвистического оформления и условий протекания. Ввиду этого, коммуникативная компетенция представляется важной категорией и выступает комплексной целью обучения. Характеризуется это тем, что любая коммуникация на иностранном языке включает в себя не только владение конкретными языковыми формами, но и определенной системой знаний, умений и навыков для использования их в процессе осуществления коммуникации при помощи речевых и неречевых средств общения, с целью восприятия и отображения действительности в разного рода ситуациях общения [1].
Как известно, мотив является основополагающим элементом при формировании речи. Именно мотив служит стимулом речевого высказывания, а степень мотивации напрямую связана со степенью заинтересованности, которая и вызывает активность и побуждает к действию [6, с. 97].
Выделяется шесть компонентов объекта мотивации, которые являются основными в процессе обучения иноязычной устной речи. Первый компонент предполагает активизацию учениками нового материала в речи, что приводит к ее максимальному языковому обогащению. Второй компонент представляется употреблением иностранного языка как средства коммуникации. В третьем компоненте рассматривается стремление обучающихся к развитию общеречевых умений. Четвертый компонент включает в себя освоение новых видов работы и усовершенствование раннее усвоенных навыков. Пятый компонент предполагает расширение и углубление идейно-предметного содержания речи. Шестой компонент предусматривает стремление обучающихся к усложнению мыслительных операций, которые осуществляются посредством иностранного языка [3, с. 74].
Все эти компоненты взаимосвязаны. Координируя между собой, они образуют эмоционально-волевой настрой, который в свою очередь является главенствующей предпосылкой прогрессирующего овладения устной речью. Для создания общеучебной и естественной мотивации речевого акта обучающихся применяется такой эффективный способ, как метод дискуссии. Дискуссии свойственна проблемная заостренность, однако это свойство не сказывается негативно на развитии речевых навыков, а лишь является стимулом к творческому высказыванию. Обучение разговорным темам и развитие речи являются двумя различными аспектами обучения иноязычному общению, которые требуют отдельного рассмотрения и развития у учеников, однако именно дискуссия, будучи организационной формой, приводит к слиянию и совместному развитию этих двух аспектов у обучающихся [24, с. 79].
Дискуссия, являясь функциональным методом обучения, представляется очень актуальной в настоящее время. Ее функциональность заключается в том, что на практике она направлена на вовлечение всех участников процесса в деятельность, выходящую за рамки урока, что непосредственно вызывает интерес у всех учеников.
Вопреки всем достоинствам дискуссии, использование ее в практической деятельности достаточно лимитировано по ряду причин. Одной из таких причин является позиция преподавателя в дискуссии. Она достаточно сложна и не каждый преподаватель может справиться с ней в полной мере. В его задачи входит поддержание интереса и остроты выступлений, так как в ведении дискуссии придерживаться своих позиций и отстаивать собственные интересы крайне важно. Также немаловажной задачей представляется умение преподавателя научить обучающихся аргументированно отстаивать свою позицию, прислушиваясь, при этом, к взглядам и точкам зрения остальных обучающихся. Это и представляется основным компонентом любой дискуссии. Подобная задача, на первый взгляд кажущаяся довольно легкодостижимой, может оказаться сложной в том случае, если преподаватель недостаточно опытен в подготовке и проведении дискуссии или имеет плохое представление о коллективе обучающихся и о классе в целом. Все же, в практической деятельности дискуссия используется не так часто, по причине того, что в настоящее время имеется не такое большое количество разработанных методик, которые включали бы определенные инструкции и способы, благодаря которым стало бы возможным обучение правильному ведению дискуссии в процессе обучения иностранному языку. В связи с этим, проблема использования дискуссии на старшем этапе обучения требует дальнейшего изучения.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативной компетенции.
Предмет исследования - дискуссия как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка.
Цель работы - выявить условия эффективности применения метода дискуссии как средства формирования коммуникативной компетенции.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. изучить состояние проблемы формирования коммуникативной компетенции в теории и практике преподавания иностранного языка;
2. изучить состояние проблемы применения дискуссии как средства формирования коммуникативной компетенции обучающихся, в теории и практике преподавания иностранного языка;
3. обосновать и проверить на практике дидактические условия применения дискуссии как средства формирования коммуникативных навыков на примере изучения темы «Important professions» в 10 классе.
Гипотеза исследования - использование метода дискуссии на уроках иностранного языка в школе является эффективным средством формирования коммуникативных навыков у обучающихся старших классов, при условии, что:
-тема дискуссии актуальна и интересна обучающимся;
-дискуссия организуется с учетом принципа этапности;
-обучающиеся активны и эмоционально включены в учебный процесс.
При написании работы использовался сопоставительный метод, суть которого в исследовании методических материалов и позиций исследователей на разного рода вопросы, относящиеся к обозначенной в названии дипломной работы проблеме.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе рассматриваются определения таких понятий, как «коммуникация», «общение», «дискуссия», виды дискуссии и то, каким образом дискуссия формирует определенные навыки мышления, говорения и работы в группе.
Во второй главе рассматриваются дидактические условия применения метода дискуссии как средства формирования коммуникативной компетенции в процессе изучения темы «Important professions» в 10 классе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы работы могут быть использованы в педагогической практике, а также преподавании курса методики обучения английскому языку.
Изучив теоретический материал и проанализировав специальную литературу по рассматриваемой нами теме, которая отражает проблему использования дискуссии на уроках иностранного языка с целью развития коммуникативных навыков обучающихся, можно сделать вывод, что в настоящее время, не имеется единого мнения по поводу практического использования метода дискуссии в учебном процессе, несмотря на то, что ведётся активная исследовательская работа в этой области. Проблема по- прежнему остается актуальной и требует усиленного внимания современных методистов.
Использование дискуссии, как средства формирования коммуникативных навыков при обучении учеников старших классов является целесообразным, поскольку посредством дискуссии обучающиеся приобретают умения и навыки, которые станут для них отличной опорой при необходимости высказать свою точку зрения на английском языке, позволят им соглашаться или противостоять мнениям других людей, выявлять проблемные моменты в различных темах и приходить к логическому заключению не только в рамках урока, но и в реальных жизненных ситуациях.
Дискуссия обладает непосредственно развивающей функцией, обеспечивающей совершенствование и всестороннее развитие творческих способностей обучающихся, позволяя им логически анализировать и аргументировать полученную информацию. Кроме того, это позволяет им развивать свои способности, логически строить доказательства своих собственных идей и взглядов, одновременно повышая коммуникативную активность и эмоциональную вовлеченность не только в учебный процесс, с последующим применением полученных знаний и навыков в реальных жизненных ситуациях.
Помимо прочего, дискуссия влияет на личностное развитие и становление обучающихся. Это определяется ее ценностно-ориентированной направленностью. Дискуссия создает благоприятные условия для проявления индивидуальности каждого обучающегося, его самоопределения, отстаивания своих позиций и точек зрения. Кроме того, обучающиеся формируют способность взаимодействовать посредством дискуссии, они учатся слушать и слышать других и уважать мнения и позиции других, что непременно пригодится им в реальном общении в социуме. Дискуссия позволяет обучающимся соотносить и координировать свои позиции с позициями других участников и находить точки соприкосновения во время обсуждения любого вопроса или проблемы.
Основываясь на проделанной работе, можно с уверенностью сказать, что гипотеза была подтверждена, так как посредством применения дискуссии в учебном процессе, действительно развиваются коммуникативные навыки обучающихся. Мы полагаем, что обучение естественному, современному иностранному языку представляется возможным лишь при условии использования ситуаций, когда человек может выразить свою мысль на этом языке, когда он способен понять ту главную идею, которую хотят донести до него другие люди. Для развития навыков говорения у обучающихся необходимо создавать условия для развития спонтанной речи, естественную ситуацию общения. Основываясь на этом, можно сказать, что дискуссия в преподавании иностранного языка может внести весомый вклад в расширение коммуникативной компетенции обучающегося.
Использование дискуссии, как средства формирования коммуникативных навыков при обучении учеников старших классов является целесообразным, поскольку посредством дискуссии обучающиеся приобретают умения и навыки, которые станут для них отличной опорой при необходимости высказать свою точку зрения на английском языке, позволят им соглашаться или противостоять мнениям других людей, выявлять проблемные моменты в различных темах и приходить к логическому заключению не только в рамках урока, но и в реальных жизненных ситуациях.
Дискуссия обладает непосредственно развивающей функцией, обеспечивающей совершенствование и всестороннее развитие творческих способностей обучающихся, позволяя им логически анализировать и аргументировать полученную информацию. Кроме того, это позволяет им развивать свои способности, логически строить доказательства своих собственных идей и взглядов, одновременно повышая коммуникативную активность и эмоциональную вовлеченность не только в учебный процесс, с последующим применением полученных знаний и навыков в реальных жизненных ситуациях.
Помимо прочего, дискуссия влияет на личностное развитие и становление обучающихся. Это определяется ее ценностно-ориентированной направленностью. Дискуссия создает благоприятные условия для проявления индивидуальности каждого обучающегося, его самоопределения, отстаивания своих позиций и точек зрения. Кроме того, обучающиеся формируют способность взаимодействовать посредством дискуссии, они учатся слушать и слышать других и уважать мнения и позиции других, что непременно пригодится им в реальном общении в социуме. Дискуссия позволяет обучающимся соотносить и координировать свои позиции с позициями других участников и находить точки соприкосновения во время обсуждения любого вопроса или проблемы.
Основываясь на проделанной работе, можно с уверенностью сказать, что гипотеза была подтверждена, так как посредством применения дискуссии в учебном процессе, действительно развиваются коммуникативные навыки обучающихся. Мы полагаем, что обучение естественному, современному иностранному языку представляется возможным лишь при условии использования ситуаций, когда человек может выразить свою мысль на этом языке, когда он способен понять ту главную идею, которую хотят донести до него другие люди. Для развития навыков говорения у обучающихся необходимо создавать условия для развития спонтанной речи, естественную ситуацию общения. Основываясь на этом, можно сказать, что дискуссия в преподавании иностранного языка может внести весомый вклад в расширение коммуникативной компетенции обучающегося.
Подобные работы
- Англоязычная литература в урочной и внеурочной работе как эффективное средство формирования коммуникативных навыков учащихся старших классов по иностранному языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ОСНОВЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ) УЧАЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ) УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Использование аутентичных видеоматериалов как средства
формирования умений говорения на среднем этапе обучения
английскому языку в средней школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ
КЛАССОВ ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГОВОРЕНИЮ НА СТАРШЕМ ЭТАПЕ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 9 КЛАССЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИОННОГО ОБЩЕНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2021 - Метафора как средство активизации познавательной деятельности учащихся на старшей ступени обучения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ РАБОТЫ С ИНОЯЗЫЧНЫМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018



