Территориальное общественное самоуправление»
|
Введение
Глава 1. Историко-теоретические основы территориального общественного самоуправления
1.1. Эволюция территориального общественного самоуправления в
России 8
1.2. Общетеоретические основы территориального общественного
самоуправления 17
Глава 2. Понятие территориального и правовые основы общественного самоуправления
2.1. Правовой статус субъектов территориального общественного
самоуправления в Российской Федерации 28
2.2. Территориальное общественное самоуправление в системе
местного самоуправления России 40
Глава 3. Практические аспекты осуществления территориального общественного самоуправления в России.
3.1. Особенности правового регулирования и правоприменительной
практики территориального общественного самоуправления 48
3.2. Проблемы и перспективы развития территориального
общественного самоуправления в Российской Федерации 59
Заключение 67
Список использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы 69
Глава 1. Историко-теоретические основы территориального общественного самоуправления
1.1. Эволюция территориального общественного самоуправления в
России 8
1.2. Общетеоретические основы территориального общественного
самоуправления 17
Глава 2. Понятие территориального и правовые основы общественного самоуправления
2.1. Правовой статус субъектов территориального общественного
самоуправления в Российской Федерации 28
2.2. Территориальное общественное самоуправление в системе
местного самоуправления России 40
Глава 3. Практические аспекты осуществления территориального общественного самоуправления в России.
3.1. Особенности правового регулирования и правоприменительной
практики территориального общественного самоуправления 48
3.2. Проблемы и перспективы развития территориального
общественного самоуправления в Российской Федерации 59
Заключение 67
Список использованных нормативно-правовых актов и специальной литературы 69
Право на осуществление местного самоуправления - одно из основополагающих конституционных прав граждан Российской Федерации. Согласно ст. 3 Европейской Хартии местного самоуправления под местным самоуправлением понимается реальная способность и право органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, функционируя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения . В соответствии с частью 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации «местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления граждан, через выборные и иные органы местного самоуправления». Положения части 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации раскрываются и в части 2 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131), в которой подчёркивается, что «местное самоуправление в Российской Федерации есть форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций».
Право граждан РФ на осуществление местного самоуправление установлено ст. 3 ФЗ № 131, в части 1 которой, указываются формы осуществления местного самоуправления, включая иные формы прямого волеизъявления.
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления закреплены в главе 5 ФЗ № 131. В перечисленных формах есть и территориальное общественное самоуправление, указанный в ст. 27 настоящего закона.
Следует заметить, что данная форма осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении является актуальной в осуществлении задач по решению проблем развития локальных территорий, на которых постоянно проживает население муниципального образования. Органы государственного управления, органы местного самоуправления достаточно часто не могут решить многие проблемные ситуации локального характера самостоятельно и оперативно, в первую очередь, из-за территориальной удалённости. В этой связи возникает необходимость и возрастает роль новых субъектов управления, которые заняты решением вопросов развития отдельной территории. В конечном счёте, такие субъекты способны внести весомый вклад в социально - экономическое развитие территорий муниципального образования, улучшить условия жизни населения на этой территории путём инициативной деятельности по решению вопросов местного значения.
Органы территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) являют в себе качественно иной подход к решению проблем жизнеобеспечения населения, базируясь на другой социальной основе в целях активизации соучастия этого же самого населения в самоуправлении, основанной на частной инициативе отдельной гражданина на локальной территории. Деятельность в этой области имеет важное значение для получения первичного опыта развития общественной активности населения по решению вопросов местного значения, оказания помощи органам местного самоуправления в реализации их полномочий по решению вопросов местного значения. Очевидна роль активной деятельности ТОС и в формировании институтов российского гражданского общества.
В тоже время определённая самостоятельность в деятельности ТОС порождает некоторые вопросы, в частности в качестве нормотворчества органов муниципальных образований в области регулирования организации территориального общественного самоуправления. Данная проблема кроется в недостаточном правовом регулировании данной формы осуществления гражданами местного самоуправления. Актуальной является и проблема обеспечения исполнимости и реального применения положений ст. 27 ФЗ № 131, в частности требования минимальных порогов явки населения территории, необходимые для признания легитимности (правомочности) собраний и конференций ТОС - в 50% и 75% соответственно.
В отличие от положений предыдущего Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ, действующий ФЗ № 131 предоставил правосубъектность ТОС, а не органу ТОС, как это было ранее. Исходя из этого, право на государственную регистрацию в статусе юридического лица в организационно-правовой форме некоммерческой организации имеет сама форма осуществления населения и участия в осуществлении местного самоуправления, а не органы ТОС. Данное обстоятельство вызывает определённые проблемы определения правосубъектности ТОС, зарегистрированного в качестве юридического лица и как субъекта муниципальных и гражданских правоотношений.
Исследования по территориальному общественному самоуправлению опубликованы в большом количестве, включая научные труды, монографии, диссертации по различным областям науки, методические рекомендации, учебные пособия, материалы научно-практических конференций, круглых столов, форумов. Основную же теоретическую базу изучения ТОС как муниципально-правового института составляют монографические работы учёных-юристов в области конституционного и муниципального права, в частности С.А. Авакьяна, А.А. Акмаловой, И.Н. Барциса, Н.С. Бондаря, Н.С. Тимофеева, Е.Б. Султанова, Т.Я. Хабриевой, К.Ф. Шеремета и др.
Территориальное общественное самоуправление в качестве института гражданского общества является объектом таких отраслей науки как социология и политология, в частности, исследователями по данной теме являются О.Н. Аборвалова, М.А. Бажинова, А.А. Гордиенко, Э.З. Фельдштейна и др.
Также был обобщён и проанализирован эмпирический опыт в правовом и организационном сопровождении создания территориального общественного самоуправления «Челюскина» в городе Казани . Данная тема неоднократно апробировалась в нескольких научно-практических конференциях, проводимых юридическим факультетом К(П)ФУ и круглых столах, посвящённых проблемам становления и развития ТОС в г. Казани.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе инициативного участия населения в осуществлении местного самоуправления на части территории муниципального образования через создание и деятельность территориального общественного самоуправления и его органов.
Предметом исследования выступает действующее законодательство Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе инициативного участия населения в осуществлении местного самоуправления посредством организации деятельности по месту жительства в форме территориального общественного самоуправления и через органы ТОС.
Целью настоящего исследования является комплексное теоретико-правовое освоение и получение знаний о правовом регулировании и саморегулировании такой специфической формы самоорганизации населения по месту жительства на определённой территории в форме территориального общественного самоуправления.
Для возможности достижения поставленной в данной работе цели определены следующие задачи:
- произвести историко-правовой становления и эволюции такой формы самоорганизации населения по решению собственных инициатив по решению вопросов местного значения;
- произвести теоретико-правовой анализ сущности и правового закрепления самоорганизации населения в решении вопросов публичного характера;
- выявить особенности в правовом статусе ТОС в сравнении с органами местного самоуправления и организациями в сфере обеспечения ЖКХ;
- определить роль ТОС в становлении и в развитии институтов гражданского общества в Российской Федерации;
- изучить и обобщить правоприменительную, судебную практику, связанную с деятельностью ТОС в Российской Федерации.
В настоящей выпускной квалифицированной работе использованы в общенаучные философские методы, в частности всеобщий научный метод научного познания - материалистической диалектики, предполагающий всеобъемлющий, объективный анализ ТОС и правовых механизмов реализации, регулирующих участие население в осуществлении территориального общественного самоуправления, правовых норм. Кроме того, использованы частнонаучные методы, как системно-правовой, формально-юридический, исторический.
Право граждан РФ на осуществление местного самоуправление установлено ст. 3 ФЗ № 131, в части 1 которой, указываются формы осуществления местного самоуправления, включая иные формы прямого волеизъявления.
Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления закреплены в главе 5 ФЗ № 131. В перечисленных формах есть и территориальное общественное самоуправление, указанный в ст. 27 настоящего закона.
Следует заметить, что данная форма осуществления населением местного самоуправления и участия населения в его осуществлении является актуальной в осуществлении задач по решению проблем развития локальных территорий, на которых постоянно проживает население муниципального образования. Органы государственного управления, органы местного самоуправления достаточно часто не могут решить многие проблемные ситуации локального характера самостоятельно и оперативно, в первую очередь, из-за территориальной удалённости. В этой связи возникает необходимость и возрастает роль новых субъектов управления, которые заняты решением вопросов развития отдельной территории. В конечном счёте, такие субъекты способны внести весомый вклад в социально - экономическое развитие территорий муниципального образования, улучшить условия жизни населения на этой территории путём инициативной деятельности по решению вопросов местного значения.
Органы территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) являют в себе качественно иной подход к решению проблем жизнеобеспечения населения, базируясь на другой социальной основе в целях активизации соучастия этого же самого населения в самоуправлении, основанной на частной инициативе отдельной гражданина на локальной территории. Деятельность в этой области имеет важное значение для получения первичного опыта развития общественной активности населения по решению вопросов местного значения, оказания помощи органам местного самоуправления в реализации их полномочий по решению вопросов местного значения. Очевидна роль активной деятельности ТОС и в формировании институтов российского гражданского общества.
В тоже время определённая самостоятельность в деятельности ТОС порождает некоторые вопросы, в частности в качестве нормотворчества органов муниципальных образований в области регулирования организации территориального общественного самоуправления. Данная проблема кроется в недостаточном правовом регулировании данной формы осуществления гражданами местного самоуправления. Актуальной является и проблема обеспечения исполнимости и реального применения положений ст. 27 ФЗ № 131, в частности требования минимальных порогов явки населения территории, необходимые для признания легитимности (правомочности) собраний и конференций ТОС - в 50% и 75% соответственно.
В отличие от положений предыдущего Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ, действующий ФЗ № 131 предоставил правосубъектность ТОС, а не органу ТОС, как это было ранее. Исходя из этого, право на государственную регистрацию в статусе юридического лица в организационно-правовой форме некоммерческой организации имеет сама форма осуществления населения и участия в осуществлении местного самоуправления, а не органы ТОС. Данное обстоятельство вызывает определённые проблемы определения правосубъектности ТОС, зарегистрированного в качестве юридического лица и как субъекта муниципальных и гражданских правоотношений.
Исследования по территориальному общественному самоуправлению опубликованы в большом количестве, включая научные труды, монографии, диссертации по различным областям науки, методические рекомендации, учебные пособия, материалы научно-практических конференций, круглых столов, форумов. Основную же теоретическую базу изучения ТОС как муниципально-правового института составляют монографические работы учёных-юристов в области конституционного и муниципального права, в частности С.А. Авакьяна, А.А. Акмаловой, И.Н. Барциса, Н.С. Бондаря, Н.С. Тимофеева, Е.Б. Султанова, Т.Я. Хабриевой, К.Ф. Шеремета и др.
Территориальное общественное самоуправление в качестве института гражданского общества является объектом таких отраслей науки как социология и политология, в частности, исследователями по данной теме являются О.Н. Аборвалова, М.А. Бажинова, А.А. Гордиенко, Э.З. Фельдштейна и др.
Также был обобщён и проанализирован эмпирический опыт в правовом и организационном сопровождении создания территориального общественного самоуправления «Челюскина» в городе Казани . Данная тема неоднократно апробировалась в нескольких научно-практических конференциях, проводимых юридическим факультетом К(П)ФУ и круглых столах, посвящённых проблемам становления и развития ТОС в г. Казани.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, возникающие в ходе инициативного участия населения в осуществлении местного самоуправления на части территории муниципального образования через создание и деятельность территориального общественного самоуправления и его органов.
Предметом исследования выступает действующее законодательство Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе инициативного участия населения в осуществлении местного самоуправления посредством организации деятельности по месту жительства в форме территориального общественного самоуправления и через органы ТОС.
Целью настоящего исследования является комплексное теоретико-правовое освоение и получение знаний о правовом регулировании и саморегулировании такой специфической формы самоорганизации населения по месту жительства на определённой территории в форме территориального общественного самоуправления.
Для возможности достижения поставленной в данной работе цели определены следующие задачи:
- произвести историко-правовой становления и эволюции такой формы самоорганизации населения по решению собственных инициатив по решению вопросов местного значения;
- произвести теоретико-правовой анализ сущности и правового закрепления самоорганизации населения в решении вопросов публичного характера;
- выявить особенности в правовом статусе ТОС в сравнении с органами местного самоуправления и организациями в сфере обеспечения ЖКХ;
- определить роль ТОС в становлении и в развитии институтов гражданского общества в Российской Федерации;
- изучить и обобщить правоприменительную, судебную практику, связанную с деятельностью ТОС в Российской Федерации.
В настоящей выпускной квалифицированной работе использованы в общенаучные философские методы, в частности всеобщий научный метод научного познания - материалистической диалектики, предполагающий всеобъемлющий, объективный анализ ТОС и правовых механизмов реализации, регулирующих участие население в осуществлении территориального общественного самоуправления, правовых норм. Кроме того, использованы частнонаучные методы, как системно-правовой, формально-юридический, исторический.
Таким образом, в России наиболее детально и полно правовое регулирование деятельности территориального общественного самоуправления осуществлялось в Законе РСФСР от 6 июля 1991 года № 15550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации». Данный закон определял место и роль ТОС в системе осуществления населением на определённой территории местного самоуправления. При этом ТОС на тот момент являлось самостоятельной системой самоорганизации граждан по месту жительства. Уже с принятием Федерального закона о местном самоуправлении № 154 от 1995 года начался процесс ослабления на федеральном уровне правовых, организационных начал самоорганизации населения по месту жительства. С принятие ФЗ № 131 2003 года этот процесс существенным образом затронул и уровень региональный.
Специфика правового регулирования ТОС связана с тем, что самоуправление это следует рассматривать и как форму участия населения в осуществлении местного самоуправления через институты непосредственной и представительной демократии, и как элемент местного сообщества в связи с коллективным правом граждан на реализацию территориального общественного самоуправления производно от личного конституционного права члена такого сообщества на участие в осуществлении местного самоуправления.
В ходе исследования институт ТОС определён как комплексный институт муниципального права, ибо, он представляет совокупность самостоятельных муниципально-правовых норм и норм публичных и частных отраслей, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе самоорганизации населения по месту жительства на части территории муниципального образования для осуществления, самостоятельно и под свою ответственность, собственных инициатив по вопросам местного значения.
Также, благодаря доктрине конституционного и муниципального права, а также общей теории права, правоприменительной практики, была поставлена проблема специфического статуса территориального общественного самоуправления, как некоммерческой организации. В отличие от иных видов общественных организаций ТОС имеет публично-правовую природу, а также цели, объекты, субъекты осуществления путём реализации непосредственной и представительской демократии, органы ТОС, в свою очередь, обеспечивают социально-бытовые потребности населения, проживающим на территории ТОС. Их публично-правовая природа может объясняться их тесной и постоянной связью с органами местного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление в современной России является воплощением территориальной общинной самоорганизации населения на части территории муниципального образования для решения, по собственной инициативе, вопросов местного значения. Именно эта форма участия населения в жизни города, поселения, иного населённого пункта, отдельного микрорайона, двора или даже одного дома является фундаментом для построения и развития гражданского общества в Российской Федерации.
Специфика правового регулирования ТОС связана с тем, что самоуправление это следует рассматривать и как форму участия населения в осуществлении местного самоуправления через институты непосредственной и представительной демократии, и как элемент местного сообщества в связи с коллективным правом граждан на реализацию территориального общественного самоуправления производно от личного конституционного права члена такого сообщества на участие в осуществлении местного самоуправления.
В ходе исследования институт ТОС определён как комплексный институт муниципального права, ибо, он представляет совокупность самостоятельных муниципально-правовых норм и норм публичных и частных отраслей, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе самоорганизации населения по месту жительства на части территории муниципального образования для осуществления, самостоятельно и под свою ответственность, собственных инициатив по вопросам местного значения.
Также, благодаря доктрине конституционного и муниципального права, а также общей теории права, правоприменительной практики, была поставлена проблема специфического статуса территориального общественного самоуправления, как некоммерческой организации. В отличие от иных видов общественных организаций ТОС имеет публично-правовую природу, а также цели, объекты, субъекты осуществления путём реализации непосредственной и представительской демократии, органы ТОС, в свою очередь, обеспечивают социально-бытовые потребности населения, проживающим на территории ТОС. Их публично-правовая природа может объясняться их тесной и постоянной связью с органами местного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление в современной России является воплощением территориальной общинной самоорганизации населения на части территории муниципального образования для решения, по собственной инициативе, вопросов местного значения. Именно эта форма участия населения в жизни города, поселения, иного населённого пункта, отдельного микрорайона, двора или даже одного дома является фундаментом для построения и развития гражданского общества в Российской Федерации.
Подобные работы
- Территориальное общественное самоуправление (на примере Орловской области)
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности органов территориального общественного самоуправления на территории городского округа (Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХ и ГС))
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2020 - Активизация участия населения в деятельности территориального общественного самоуправления (РАНХ и ГС)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЯКОВЛЕВСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - История становления территориального общественного самоуправления в России (Поведение местных сообществ, Омский Государственный Университет)
Рефераты, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2021 - ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФОРМА УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА И СЕЛА БОРОВИНКА)
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование деятельности органов территориального
общественного самоуправления (на примере ТОС Железнодорожного
района г. Барнаула)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Правовое обеспечение деятельности территориального общественного самоуправления в городском округе Тольятти
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ «ГОРОД БЕЛГОРОД»
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



