Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования проектно-исследовательской деятельности 5
1.1 Сущность индивидуального и дифференцированного подхода к
обучению 5
1.2 Проектно-исследовательская деятельность в средней школе 9
1.3. Организация учебного процесса с использованием метода проектов 15
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Практическое применение индивидуального и дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам 27
2.1 Особенности организации проектно-исследовательской деятельности на
уроках иностранного языка в средней школе 27
2.2 Этапы формирования умственных действий на примере грамматики
английского языка 29
2.3 Особенности реализации индивидуального и дифференцированного подхода к обучению грамматике английского языка в процессе проектно-исследовательской деятельности обучающихся 38
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Литература
Проблеме дифференцированного и индивидуального подхода в обучении иностранным языкам уделяется большое внимание, как в отечественной, так и зарубежной педагогике. Потому что без учета индивидуальных особенностей каждого ученика невозможно полное развивающее обучение, а оно является главной целью нашего предмета в школе. Обучение иностранному языку в большой степени, чем какому-либо предмету, требует индивидуального подхода. Общепризнанной является необходимость обучения иностранным языкам на основе учета индивидуально-психологических особенностей обучаемых и дифференцированного подхода к формулировке целей обучения, отбору содержания обучения, к методической организации, выбору методов и приемов, формированию навыков и умений обучаемых, методике контроля сформированности навыков и умений учащихся.
Методически верно выстроенный и грамотно организованный проект в основной школе способствует развитию метапредметных умений, что соответствует требованиям современного Федерального государственного образовательного стандарта.
Все эти аспекты отражают актуальность вопроса, связанного с использованием индивидуального и дифференцированного подхода к обучению в рамках преподавания иностранного языка, и определили тему данной работы.
Цель работы состоит в выявлении особенностей реализации индивидуального и дифференцированного подхода к обучению в процессе проектно-исследовательской деятельности на уроке иностранного языка.
Для достижения цели исследования необходимо решение ряда задач:
1) определить сущность индивидуального и дифференцированного подхода к обучению;
2) проанализировать специфику включения метода исследовательских проектов процесс обучения в средней школе;
3) рассмотреть организацию учебного процесса с использованием метода проектов на уроках иностранного языка;
4) проанализировать практическое применение индивидуализации и дифференциации в процессе проектно-исследовательской деятельности на уроках иностранного языка.
Объектом исследования является проектно-исследовательская деятельность на уроках иностранного языка в средней школе.
Предметом выступили особенности реализации индивидуального и дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам в процессе проектно-исследовательской деятельности в школе.
Методы исследования: изучение литературы по теме исследования, анализ теоретических источников по проблеме исследования, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация полученной информации.
В качестве методологической основы исследования выступили работы И.Э. Унт, Г.Ф. Суворова, Е.С. Полат, Д. Дьюй и других ученых.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в курсе методики преподавания иностранного языка, а также в практике преподавания иностранного языка.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введение обосновывается актуальность темы исследования, степень ее разработанности, представлен методологический аппарат исследования. Основная часть представлена двумя главами, поделёнными на параграфы. В заключении подводятся итоги проведенной работы.
В ходе исследования на тему «Индивидуализация и дифференциация в процессе проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроке иностранного языка» был изучен теоретический материал отечественных и зарубежных авторов, изучена научная литература по теме исследования, разработана технологическая карта урока.
Основными задачами дифференцированного и индивидуального подхода в обучении иностранному языку считается удовлетворение потребностей и сильных, и слабых обучающихся с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого ученика.
В результате проведенного исследования, были сделаны следующие выводы:
1. Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению это организация учебного процесса путем выбора содержания, форм, методов, фраз, объемов обучения для создания оптимальных условий для обучения каждого ребенка и удовлетворения различных образовательных потребностей детей.
2. Сущность такого подхода заключается в обучении каждого ребенка на уровне его возможностей и способностей.
3. К исследовательским проектам в средней школе относят: доклады, рефераты, исследования. Методология проекта всегда включает в себя решение проблемы, которая использует различные методы и объединяет знания и навыки из разных областей науки, технологий и творчества.
Основой метода проекта является развитие познавательных способностей учеников, умение самостоятельно формировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
4. Важнейшей задачей современного образования является формирование всесторонне развитой, социально ориентированной, гармоничной личности, поэтому необходимым условием реализации ФГОС является использование метода проектов на всех ступенях общего образования: начальное звено, основное и среднее образование.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС) предъявляет высокие требования к процессу обучения в школе. Данные требования отражены в следующих результатах:
- личностных;
- метапредметных;
- предметных.
Особое внимание в стандарте уделено личностным и метапредметным требованиям, так как они являются одинаковыми для всех предметов, входящих в систему среднего школьного образования. Предметные же требования зависят от особенностей каждого отдельного предмета, изучаемого в школе.
Для уверенного использования языка как средства общения не достаточно просто знать грамматику и лексику. На занятиях иностранного языка важно обращать внимание на страноведческий и культурологический материал. Кроме того, необходимо рассматривать и проговаривать типичные ситуации, в которых будущие выпускники могут встретиться с носителями другой культуры.
Цель, поставленная в начале исследования, достигнута. Были выявлены особенности реализации индивидуального и дифференцированного подхода к обучению в процессе проектно-исследовательской деятельности на уроке иностранного языка.
Теоретический материал исследования может быть использован в дальнейших разработках на данную тему. Научная новизна работы состоит в попытке объединения дифференцированного и индивидуального подхода при обучении иностранному языку. Данная работа еще раз подчеркнула важность и необходимость учета индивидуальных особенностей обучающихся и в связи с этим применения дифференцированного подхода в обучении иностранным языкам в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Таким образом, основными задачами дифференцированного и индивидуального подхода в обучении иностранному языку считается удовлетворение потребностей и сильных, и слабых обучающихся в процессе проектно-исследовательской деятельности с учетом их индивидуальной подготовленности, индивидуальных качеств каждого ученика.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. - 60 с.
2. Астафурова В.Ю. Дидактический подход в обучении
иностранному (английскому) языку / В.Ю. Астафурова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №10-3. - С.28-31.
3. Байбородова, Л.В., Харисова И.Г., Чернявская А.П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. - 2014. - № 2. - с. 94-117.
4. Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам/ И.Л. // Иностр. языки в школе. 2001. - №4. - с. 5-8.
5. Бухаркина, М.Ю. Технология разноуровневого обучения / М.Ю. Бухаркина. - М.: 2003. - 45 с.
6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
7. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие. М.: Дрофа, 2004. - 324 с.
8. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. - 2002. - № 8. - C. 6-10.
9. Елисеев В.В. Управление дифференцированным обучением в общеобразовательной школе. Ульяновск: ИПК ПРО, 1995. - с. 8-17.
10. Захарова Л.И. Проектно-исследовательская деятельность как средство активизации самостоятельной работы. - 2011. - 98 с.
11. Зимняя И.А Психология обучения неродному языку: (На
материале рус. яз. как иностранного). М.: Рус. яз., 1989. - 219 с.
12. Зуев А.М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. - 2014. - № 1. - С. 36-41.
13. Казнина Т.В. Дифференцированное обучение грамматике английского языка учащихся пятого класса средней школы. М.: ГОУ ВПО. 210 с.
14. Комиссарова, О.А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов // Среднее профессиональное образование. - 2013. - № 2. -
С. 15-18.
15. Коржакова, А.А. Примерная программа общеобразовательных дисциплин «Английский язык для профессиональных образовательных организаций» / А.А. Коржакова, Г.В. Лаврик. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - С. 7-8.
16. Маркова, О.Ю. Веб-квест как один из способов организации проектной деятельности на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 5. - С. 41 - 43.
17. Меренкова, О.А. научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. - М.: УЦ Перспектива, 2011. - 48 с.
18. Моисеева О.М. Опыт проектного обучения иностранному языку в средней школе. - 1994. - 116 с.
19. Околелов, О.П. Дидактическая специфика открытого образования/ О.П. Околелов // Педагогика. - 2001. №6. - С. 5-61.
20. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.,
2003. - 311 с.
21. Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. — № 3. — с.3-9.
22. Порожняк Н.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения английскому языку в неязыковых вузах / Н.Ф. Порожняк // Молодой ученый. - 2014. - № 9. - С. 559-561.
23. Рабунский Е.С. индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М.: Педагогика, 1975.-184с.
24. Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального обучения при обучении// Начальная школа, 1996. - №11.- С.54-58.
25. Тестов В.А., Уханова Л.Д. Развитие познавательных
способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации// Начальная школа, 1999. - №2.
26. Ткачева А.Н. Индивидуальный подход в обучении английскому языку в школе — Казань: Бук, 2017. — С. 63-65.
27. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. - 192с.
28. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 2003.- 144 с.
29. Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников// Начальная школа, 1990. - №6.
30. Шевченко, С.Д. Школьный урок: как научить каждого/ С.Д. Шевченко. - М.: Просвещение, 1991. - 174 с.
31. Markham T., Larmer J., Ravitz J. Project-Based Learning Handbook: A Guide to Standards-Focused Project-Based Learning for Middle and High School Teachers. — 2nd ed. — Novato, 2003. — р. 4.
Интернет-ресурсы:
32. Антонова М.Л. Индивидуальный подход в изучении английского
языка [Электронный ресурс] / М.Л. Антонова // URL: http://lengva.ru/individualnyi-podhod-v-izuchenii-angliiskogo-yazyka (дата обращения: 13.03.2019).
33. Досмагамбетова, М. Б. Интернет проекты как способ повышения качества обучения иностранному языку [Электронный ресурс]. — URL: http://repository.kstu.kz/xmlui/bitstream/handle/123456789/2555/%D0%A1%D1
%82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D 1%8F%205.pdf? sequence=1 &isAllowed=y (дата обращения: 15.05.2019).
34. Иванова, Н.В. Зарубежные практики реализации проектного метода в обучении школьников: проблемы и трудности [Электронный ресурс] // Н.В. Иванова, Д.И. Демина. — URL: https://cvberleninka.ru/article/v/zarubezhnve-praktiki-realizatsii-proektnogo- metoda-v-obuchenii-shkolnikov-problemy-i-trudnosti (дата обращения:
30.05.2019) .
35. Калинкин С.М. Дифференцированный подход в обучении иностранным языкам [Электронный ресурс] / С.М. Калинкин // URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannve-
vazvki/librarv/2012/11/05/differentsirovannvv-podkhod-v-obuchenii-inostrannym (дата обращения: 20.03.2019).
36. Ретрищева, Н.С. Типология языковых интернет-проектов
[Электронный ресурс] // Гуманитарные науки. Педагогика и психология. — Вестник ТГУ, выпуск 8 (88), 2010. — с. 61. — URL:
https://cvberleninka.ru/article/v/tipologiva-vazvkovvh-internet-proektov (дата обращения: 15.05.2019).
37. Решетка, В.В. Проектный метод обучения как средство реализации практико-ориентированной технологии [Электронный ресурс] / В. В. Решетка // Актуальные проблемы профессиональной педагогики. — с. 84. — URL: https://cvberleninka.ru/article/v/proektnvv-metod-obucheniva-kak- sredstvo-realizatsii-praktiko-orientirovannov-tehnologii (дата обращения: