ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретическое исследование системы работы по формированию связной
речи дошкольников в условиях внешней окружающей среды 7
1.1 Психолингвистические основы развития связной речи дошкольников 7
1.2 Анализ педагогической литературы по проблеме развития связной речи
детей дошкольного возраста 14
1.3 Наблюдение на прогулке как средство формирования связной речи
дошкольников 20
Выводы по первой главе 26
2. Опытно-практическое исследование связной речи дошкольников во
время наблюдений на прогулке 27
2.1 Организация исследования 27
2.2 Результаты исследования связной речи дошкольного возраста 31
Выводы по второй главе 39
3 Формирование связной речи дошкольников во время наблюдений на прогулке 40
3.1 Содержание и методика экспериментальной работы по развитию связной
речи дошкольников во время наблюдений на прогулке 40
3.2 Анализ результатов экспериментальной работы по развитию связной
речи дошкольников 48
Выводы по третьей главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что уровень владения связной речью является показателем не только речевого, но и творческого развития ребенка. Эта проблема исследовалась в работах Э.П.Габдулхакова [8; 11 и др.], С.И. Ушинского, С.Л. Рубинштейна, Х.У. Выготского, А.А. Потебня, А.А. Леонтьева, Р.О. Запорожца, А.Н. Гвоздева и мн. др. Работы зарубежных исследователей также показывают, как развивалась область науки, изучающей психологическую способность человека говорить, использовать речь и язык, осуществлять общение (см., например, соч. В. Гумбольта, В. Вундта). Владение связной речью - важнейшее достижение в речевом воспитании дошкольников. Оно вбирает в себя, по словам О.С. Ушаковой, освоение стороны языка, словарного состава, грамматического строя. Формирование связной речи включает умение строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (описание событий в движении и времени), рассуждение (установление причинно-следственных связей) [45].
Однако противоречие сейчас на лицо, которое обнаруживается, с одной стороны в большом количестве методических разработок, посвященных вопросам развития речи детей, а с другой стороны, в недостаточной разработке методических приемов, технологий развития у детей именно связной речи, речи организованной по правилам текста. Владение связной речью, текстом, обеспечивает готовность ребенка к обучению в школе, не владение связной речью провоцирует не успешность обучения ребенка в школе, отставание в развитии ребенка на междисциплинарном уровне, то есть, ребенок будет отставать не только на уроках родного языка, но и на уроках математики, чтения, окружающего мира и т.д. Особую тревогу вызывает предусмотренное в детских садах наблюдение за окружающей средой, то есть, наблюдения во время прогулок, экскурсий, или игр на природе. Именно в этих условиях обычно хорошо развивается речь ребенка. Поэтому невнимание педагогов к организации детской речи по правилам текста, законом связной речи не допустимо.
Цель исследования - разработать развития связной речи во время прогулки.
Объект исследования - процесс развития связной речи в подготовительном дошкольном возрасте
Предмет исследования условия развития связной речи во время прогулки.
Гипотеза исследования. Связная во время прогулки будет активно развиваться, если работа над речью будет учитывать следующие педагогические условия:
- постоянный контроль уровня развития связной подготовительного дошкольного возраста;
- методика с учетом, побуждающих в форме связного текста;
- единство по работой во время на природе.
Задачи исследования:
1. Разработать уровня развития речи.
2. Обосновать методику во время прогулки
3. Апробировать методику во время прогулки в единстве с занятиями по Методологической основой исследования является теория речевой деятельности А.Н.Леонтьева, Г.А.Ладыженской и др.
Научная новизна.
Разработана уровня развития подготовительного дошкольного возраста, заключающая три направления:
1. Количество правильно организованных связей
2. Количество правильно организованных связей
3. Количество высказываний, соответствующих определенной теме и главной мысли.
Разработана авторская программа по реализации единства речевого развития детей на специальных занятиях и во время общения с детьми на прогулке.
Практическая значимость.
Результаты исследования могут быть использованы педагогами других детских садов, а так же преподавателями педагогических колледжей и вузов.
Апробация результатов исследования.
Результаты исследования были апробированы на конференциях. Выступления были отмечены грамотами.
Эмпирическая база исследования - МАДОУ №188 Саветского района г.Казани.
Этапы исследования 2015 - 2016 гг.
2015 г. ввелась теоретическая разработка методики исследования: проводился констатирующий эксперимент по определению уровня владения
2016 г. была разработана методика диагностики уровня развития подготовительного дошкольного возраста, определены методы обработки, проводился формирующий эксперимент.
Структура исследования отражает исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Актуальность проведенного нами исследования обусловлена тем, что в современном обществе особое значение придается умению связно излагать мысли. Это способствует как успешности деятельности, так и успехам в обучении и в профессиональной деятельности. Анализ литературных источников позволил сделать вывод о том, что основы связной речи закладываются в дошкольном детстве. Одной из главных задач воспитания дошкольника является формирование, развитие умений содержательно и строить высказывание. Задачи развития речи решаются на протяжении всего дошкольного детства, при этом на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.
Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно. Связная речь характеризуется следующими особенностями: развёрнутостью произвольностью, логичностью.
В связи с тем, что связная речь является сложной формой речи, ребёнок овладевает ею постепенно. Связная речь формируется на основе диалогической и монологической речи в ходе ситуативного общения.
Важным средством развития связной речи в старшем дошкольном возрасте являются наблюдения на прогулке. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи, развитие мышления и речи идет как единый процесс. Познание природы будит “ребячью мысль”, способствует развитию творчества и самостоятельности, учит “вдумчивее” относиться к природе. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, речи, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.
Целью работы было изучение уровня сформированности связной речи детей старшего дошкольного возраста и разработка содержания и методики экспериментальной работы по развитию связной речи дошкольников во время наблюдений на прогулке. Анализ литературы показал, что по этому вопросу существует множество точек зрения и исследований. Этим вопросом в свое время занимались многие известные педагоги - Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.А. Пеньевская, Е.И. Родина, М.М. Конина и психологи - С.Л. Рубинштейн, А.А. Люблинская, В.С. Мухина.
Мы думаем, что наблюдения на прогулке в старшем дошкольном возрасте бесспорно играет весьма солидную роль в развитии правильной, свободной и красивой с точки зрения эстетики речи детей.
Проанализировав современные исследования по теме влияния наблюдения во время прогулки на психическое и речевое развитие дошкольника, следует сделать вывод о том, что роль наблюдений в развитии связной речи - велика. С помощью наблюдения во время прогулки у ребенка формируется оптимальный уровень связной речи, развиваются познавательные процессы, повышается интеллектуальный уровень.
Анализ литературных источников показал, что в ходе наблюдения во время прогулки ребенок должен самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию, указывая время и место действия, придумывать события, предшествующие наблюдению и следующие за ним. Старшие дошкольники должны пользоваться высказываниями разных типов — описательными, повествовательными, контаминированными (смешанными).
Констатирующий этап исследования уровня развития связной речи выявил, что в целом у испытуемых старших дошкольников выявлен недостаточный уровень развития связной описательной и повествовательной речи.
Проведенное экспериментальное обучение представляло собой использование серий прогулок в качестве основного средства развития связной речи детей среднего дошкольного возраста. Результаты доказали, что педагогическими условиями развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения во время прогулки являются реализация комплексного подхода к решению задач речевого развития (развитие лексикограмматических, синтаксических компонентов фразовых высказываний); формирование у детей навыков целенаправленного восприятия и анализа наблюдаемого объекта (объекты наблюдений, причинно-следственные связи и др.); расширение знаний о композиции связного высказывания, структуре текста.
Анализ результатов проведенного контрольного исследования показал эффективность разработанной и реализованной формирующей работы по развитию связной речи старших дошкольников в процессе наблюдения во время прогулки. Мы думаем, что благодаря всей проведенной работе мы добились достаточно высоких результатов. Наиболее ярко это отражено на результатах проведенной диагностики.
1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2013. - 400 с
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников/Пособие по самостоятельной работе для студентов. -М.: Академия, 2012.
3. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3 частях. Часть 1. Устная связная речь. Лексика. - М.: Вла- дос, 2012. - 184 с.
4. Белянин В. П. Психолингвистика: Учебник. - 2-е изд. - М.: Флинта, 2014. — 232 с.
5. Богуш A.M. К вопросу усвоения детьми дошкольного возраста двух языков // Дошкольное воспитание. - 2014. - №5. - С.28-33.
6. Бойкова С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. - М.: КАРО, 2013. - 176 с.
7. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с
нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно
методическое пособие. - СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2013 - 144 с.
8. Г абдулхаков Я.С. О развитии логического мышления и коммуникативных качеств дошкольников // Сборник статей и методических материалов 8 международной научно-практической конференции 2015. № 6. С. 26-31
9. Габдулхаков Я.С. О развитии одаренности в контексте реализации ФГОС дошкольного образования. // Одаренность и ее развитие. // Сборник статей и методических материалов Пятой международной научно-практической конференции. 26 сентября 2014 г. / Под ред. проф. В.Ф.Габдулхакова. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт психологии и образования, 2014. - С. 3-5
10. Габдулхаков Я.С. Русский язык и культура речи. // Учебное пособие. - Казань, Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013. - 60 с.
11. Габдулхаков Я.С. Теория и методика развития речи и литературного образования детей: учебно-методическое пособие. - Казань, 2014. - 155 с. (8 п.л.). http://libweb.ksu.ru/ebooks/20-IPO/20_218_p000607.pdf
12. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.:КомКнига, 2013.
13. Г ербова В.В. Развитие речи в детском саду - М.: Педагогика, 2012 - 127с
14. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. - М.: В. Секачев, 2012. - 184 с.
15. Глухов В. П. Основы психолингвистики. - М.: АСТ, Астрель, 2013. - 352 с.
16. Гризик, Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет: метод. пособие / Т. И. Гризик. - М.: Просвещение, 2013. - 224с.
17. Диментьева А.М. Обучение пересказыванию в старших группах детского сада. - М., 2012.
18. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения/ под ред А. Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцевой.- СПб.: Питер,2013.-464 с.
19. Елкина, Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: учебное пособие / Н. В. Елкина. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. - 76с.
20. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 2014. - 96 с.
21. Жуковская Р.И., Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. - 5-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2013
22. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. — 432 с
23. Кобзева Т. Г. и др. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа.- Волгоград: Учитель, 2012.-287 с.
24. Козак О. Большая книга игр для детей от 3 до 7. - СПб., «Союз», 2012.
25. Коноваленко В.П. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ТНР / В.П. Коноваленко. -
М.: Наука, 2014
26. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками.- Минск, 2014.- 97с.
27. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 2014.- 208 с.
28. Короткова, Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду / Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 2013. - 196 с.
29. Кравченко И.В.,Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 208 с.
30. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2014. - 224с.
31. Леушина А.М. Психология дошкольника. О своеобразии образов в речи
маленьких детей // Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост.
Г.А.Урунтаева - М., 2012 - С.81-90
32. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 -7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2012. - 333 с.
33. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ушаковой О.С., Струниной Е.М.: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. - М.: Владос, 2014. - 288 с
34. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-192 с.
35. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей. - Ярославль: Гринго, 2015. - 236с.
36. Парамонова Л. Г. Воспитание связной речи у детей. - М.: Детство-Пресс, 2013. - 184 с.
37. Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. - Ярославль: Академия развития, 2014.
38. Слепович Е.С. Исправление речи у детей, - Мн.: Народная асвета, 2013. - 163с.
39. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф.А. Сохин. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. - 224 с.
40. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 256 с.
41. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. Издательство “Мозаика - Синтез” Москва 2014
42. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. - М.: Гном-Пресс, 2014.
43. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь / Худ. И.Н. Ржевцева. - СПб.: Детство-пресс, 2013
44. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. - 240 с.
45. Ушакова К.К. Работа по развитию связной речи, - М.: Книжный дом,
2013. - 344с.
46. Ушакова К.К. Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста/Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Владос, 2014.
47. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. - М.: Просвещение,
2014.
48. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Совершенствование связной речи. - М.: Мысль, 2014 - 234с
49. Филичева Т., Чиркина Г. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М., 2014.
50. Филичева, Т.Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста / Т. Е. Филичева. — М.: Просвещение, 2014. - 223 с.
51. Формирование связной речи детей 4-5 лет. Планирование, конспекты занятий, лексический материал. - М.: Учитель, 2012. - 236 с.
52. Цейтлин С.Н. Некоторые особенности диалога “взрослый-ребенок”: функции реплик-повторов.// Ребенок как партнер в диалоге. - СПб.: Мозаика - синтез, 2013. - 329с.