Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня

Работа №16926

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы102
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
939
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 . Теоретическое обоснование проблемы изучения связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня в психолого-педагогической литературе 6
1.1. Понятие «связная речь» и ее развитие у дошкольников в онтогенезе 6
1.2. Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР 11
1.3. Методика формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня 16
1.4. Обзор методик диагностики связной речи у дошкольников 24
Глава 2 . Экспериментальное исследование связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня 31
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента 31
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 41
Глава 3. Логопедическая работа по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня 54
3.1. Основные направления, цель, задачи и организация логопедической работы 54
3.2. Содержание логопедической работы 56
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 70
Заключение 75
Список использованных источников 77
Приложение 83


Актуальность исследования. В современной логопедии огромное значение имеет изучение у детей уровня развития связной речи, более полно отражающей общую степень сформированности устной речи . Связная речь рассматривается как сложнейшая форма речи, которая характеризуется возможностью производить развернутое изложение конкретного содержания, которое должно осуществляться обучения логично, последовательно и грамматически верно. У нормально развивающихся детей в старшем дошкольном возрасте связная речь имеет достаточно высокий уровень. Именно это необходимо для последующего эффективного в школе, для гармоничного развития личности ребенка.
На сегодняшний момент количество детей с системным речевым нарушением - общим недоразвитием речи резко возросло, при поступлении в школу эти дети затрудняются в процессе усвоения образовательной программы, в силу несформированности всей речевой системы, в частности не владеют навыками связной речи в достаточном для данного возраста объеме. Детям дошкольного возраста с ОНР делают много ошибок, связанных с неточностью употребления слов, неоправданным повтором слов, нарушением логической последовательности, стереотипией, обусловленных недостаточной степенью сформированности связной речи детей.
Анализ специальных исследований, проведенных В.К. Воробьева, В.П. Глухова, Т.А. Ивлякова, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, А.В. Семенович и т. д., по проблеме развития связной речи у дошкольников с ОНР говорит о том, что особенности построения, расстройство понимания и порождения связного высказывания является устойчивым постоянным компонентом в структуре речевого нарушения дошкольников данной категории. В настоящее время методический аппарат логопедии не может быстро реагировать на увеличение детей с общим недоразвитием речи и преодолеть речевое нарушение в короткие сроки. Вышеизложенное устанавливает актуальность выбранной темы и необходимость совершенствования работы по формированию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи для последующего эффективного обучения детей в школе.
Цель исследования - выявить уровень сформированности связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и подобрать, модифицировать, апробировать на практике методику формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Объект исследования - связная речь старших дошкольников с ОНР III уровня.
Предметом исследования является формирование связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что последовательная систематическая целенаправленная коррекционно-логопедическая работа по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня позволяет более успешно преодолеть нарушения формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ педагогической, психологической, логопедической, научно-методической литературы по проблеме изучения связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
2. Изучить уровень сформированности связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня и проанализировать полученные результаты.
3. Подобрать и модифицировать методику формирования связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
4. Осуществить формирующий эксперимент по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
5. Провести контрольный эксперимент, направленный на выявление эффективности предложенной методики коррекционной работы.
С целью решения поставленных задач использовались разнообразные методы, позволяющие наиболее углубленно и тщательно изучить круг обозначенных проблем: анализ литературных источников по теме исследования, анализ анамнестических данных, наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, количественный и качественный анализ, обобщение полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и систематизации данных о специфике развития связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, которые впоследствии могут быть использованы для обоснования и определения содержания и приемов логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Практическая значимость исследования: предложены методические приемы, повышающие эффективность проводимой логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня, которые могут быть использованы в практической деятельности учителей- логопедов дошкольных образовательных учреждений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Связная речь служит смысловым развернутым высказыванием, которое обеспечивает коммуникацию и взаимопонимание людей. Становление связной речи , изменение ее функций является результатом сложной деятельности ребенка и зависит от содержания, условий и форм общения ребенка с окружающими людьми. Функции речи формируются параллельно со становлением мышления, они тесно связаны с содержанием, которое ребенок отражает с помощью языка.
Достаточно часто встречающимся видом расстройств средств коммуникации является общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом. При общем недоразвитии страдают либо задерживаются в развитии базовые стороны речи: лексического, грамматического и звукового компонента. У детей с ОНР обнаруживаются расстройства в связной речи.
Связная речь является особой сложной формой коммуникации. У дошкольников с ОНР данная форма самостоятельно не развивается , При пересказе и рассказе дошкольники данной испытывают сложности при построении фразы , прибегают к перефразировкам и жестам, теряют главную нить содержания, путают события, испытывают трудности в основной мысли, не завершают фразы. Такая речь беспорядочна, бедна выразительностью оформления.
С целью выявления уровня сформированности связной речи у дошкольников с ОНР был организован констатирующий эксперимент на базе МАДОУ ЦРР «Детский сад № 29 комбинированного вида» г. Кызыла.В исследовании приняли участие 10 детей 6 лет, с заключением психолого- медико-педагогической комиссией (ПМПК) ОНР III уровня.
На базе осуществленных заданий этого эксперимента мы получили результаты, которые дают возможность сделать вывод о том , что дошкольники с ОНР имеют недостаточное формирование связной речи: не могут говорить связно и полно излагать собственные мысли, с некоторыми трудностями строят сложные развернутые предложения, пересказывают рассказы и сказки. Эта данные говорят об устойчивости имеющихся расстройств речи у дошкольников с ОНР.
Проведенное исследование доказало необходимость работы по формирования связной речи у дошкольников с ОНР. Формирование связной речи служит нужным условием эффективности обучения ребенка в школе. Это связано с постоянно возрастающим значением чтения как особого вида деятельности, который обеспечивает общеобразовательную подготовку человека, активизирует формирование его интеллектуальной сферы, совершенствует личность.
Логопедическая работа по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня состоит из таких этапов как:
I этап. Подготовительные упражнения, необходимые для составления различных видов развернутых высказываний;
II этап. Занятия по пересказу;
III этап. Обучение рассказыванию по картинам;
IV этап. Обучение рассказыванию с элементами творчества.
Посте формирующего эксперимента нами были проведен контрольный эксперимент. Данный эксперимент включал в себя осуществление заданий , аналогичных констатирующему эксперименту. Результаты контрольного этапа исследования сопоставляли с результатами констатирующего эксперимента.
На базе осуществленных заданий контрольного эксперимента, нацеленных на исследование особенностей связной речи, мы обнаружили улучшение количественных и качественных показателей после проведенного формирующего эксперимента.
Итак, полученные положительные результаты эксперимента в процессе применения разработанной и апробированной эксперименте системы логопедической работы по формированию связной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня подтвердили правильность выбранной нами гипотезы и дали возможность осуществить цель исследования.



1. Ахутина ТВ.. Порождение речи анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. - М.: Просвещение, 1989. - 234 с.
2. Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи / Е.А. Баринова. - СПб.: Акцидент, 2001. - 453 с.
3. І^^р^м^^т^і^о^а ПЩ . Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис. канд. пед. наук / Т.Д. Барменкова. - М.: Просвещение, 2010. - 172 с.
4. Безрукова О.А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. -М.: Каисса 2008. - 134 с.
5. Бородич А.М . Методика речи детей / А.М . Бородич . -М.: Просвещение, 2004. - 288 с.
6. Е5агуева ЯЕВ . І^^^^т^е связной речи дошкольников с ОНР/ с использованием методических приемов / Я.В. Валуева // Логопед. - 2014. - № 1. - С. 102-112.
7. E5aHK}XHHa Г.А. Истоки качества связной речи дошкольников с системными речевыми нарушениями / Г.А. Ванюхина // Логопед. - 2005. - № 2,- С.12-19.
8. Еооробьева В.К . Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией / В.К. Воробьева // Нарушения речи и голоса у детей. - М.: Просвещение, 2015. - 234 с.
9. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С . Выготский. - М.: Просвещение, 2006. - 234 с.
10. Гшгн И.И . ИcпoJb:oвaниc' сюжетных картинок / занятиях в группах детей с ОНР / И.И. Ганн, Т.Б. Филичева // Дефектология. - 2009. - № 5. -С. 23-29.
11. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи: методически е рекомендации для воспитателей / Ю.Ф. Гаркуша. - М.: Научно-практический центр «Коррекция», 2012. - 60 с.
12. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2012. - 144 с.
13. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу / В.П. Глухов // Дефектология. - 2009. - № 1. - С. 69-76.
14. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология. - 2015. - № 6. - С. 7-15.
15. Грипшпун Б ,М. Недоразвитие речи д дошкольника / Б ,М. Гриншпун // Дошкольное воспитание. - 2008, - № 8 , - С. 63-67.
16. Доморацкая З.А. Особенности описаний детей 6 лет / З.А. Доморацкая //Характеристика связной речи детей 6-7 лет / Под ред. Т.А. Ладыжинской. -М.: Просвещение, 2009. - 345 с.
17. Ерастов Н.П. Культура связной речи / Н.П. Ерастов. — Ярославль: Академия развития, 2012. - 345 с.
18. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (дети с общим недоразвитием речи) / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1985.¬357 с.
19. Жукова И.С. Преодоление общего недоразвития у дошкольников / И.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Н. Филичева. - М.: Просвещение. 1990. - 345 с.
20. Ивлякова Т.А. Формирование связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: методическое пособие / Т. А. Ивлякова, Л. О. Кривощакова. - М.: ТОИПКРО, 2010. - 51 с.
21. Иншакова О.Б. АіиАЗсол для логопеда / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2008. - 279 с.
22. Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка / С.Н. Карпова, Э.И. Труве. - Ростов Н/д.: Изд-во Ростовского ун-та, 2007. - 192 с.
23. Коноваленко В.В. Формировени, связной речи и pорвивиз логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР , Некоторые методы и приемы / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: «ГНОМ и Д», 2013. - 48 с.
24. Корицкая Е.Г . Формировени, paзвеpнyтoй описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи / Е.Г. Корицкая // Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р. А. Нелова- Давид. - М.: Просвещение, 1992. - 345 с.
25. Короткова Э.П. Обучени, дттей дoшкoлннизo ворраста рассказыванию: пособие для воспитателей детского сада / Э.П. Короткова. - М.: Просвещение, 2012. - 128 с.
26. Кривовязова Н.Д. Обучение связной рчии : yчeбнo-мноoдичсоктз пособие / Н.Д. Кривоязова. - М.: НМЦентр, 2010. - 234 с.
27. Лллаева Р.И. Коррккция общгоо нeдopорвивия рчин у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Союз. 1999. 348 с.
28. Лллаева Р.И. Методики IIB^т(.ав^еIPвин'виlIC0зoзo иcа.тд.зoанIIи^I нарушений устной речи у детей. - М.: Просвещение, 2014. -С. 98-100.
29. Ладыженская Т.А . Свянняя рччь / Т.А . Лддыжннокая // Моосди^ развития речи на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1980. - 345 с.
30. Ланина Г.Н. Пвиxoлoвичсокoз иcалддoаaниз связной рчин ^кет. / Г.Н. Ланина // Практическая психология и логопедия. - 2015. - № 5. - С. 94¬97.
31. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей с недоразвитием речи / Р.Е. Левина. - М. : Просвещение, 1998. - 181 с.
32. Лоонтьвв А.А . Основы пвиxoлинрвинтики / А.А . Лзoнттрв . - М, : Просвещение, 2012. - 356 с.
33. Лзoнттзв А.А . Приникки связности и цельнотти тектта / А.А. Леонтьев // Лингвистика текста / Материалы научной конференции , - М.: Просвещение, 2005. - Ч. 1. - С. 168-172.
34. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - М.: Просвещение, 2011. - 345 с.
35. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1999. - 245 с.
36. Медведева Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с III уровнем речевого развития / Т.В. Медведева // Дефектология. - 2012. - № 3. - С. 84-92.
37. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / А.А. Миронова. - М.: Просвещение, 2011. - 345 с.
38. Мыльникова Т. С. Исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.С. Мыльникова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 13. - С. 41-45.
39. Никашина Н. А. Форміирование речи при ее недор^ввитии / Н.А. Никашина / под ред. Л. С. Волковой, Р. И. Лалаевой , Е. М. Мастюковой и др. - М.: Просвещение, 1995. - 356 с.
40. Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыка пересказа / Н.В. Нищева -М.: Детство¬Пресс, 2011. - 80 с.
41. Новотворцева, Н. В. Развитие речи дете й / Н. В . Новотворцева. М.: Просвещение, 2010. - 168 с.
42. Проценко О.А. Коррекция свс-зюго высказывания старших дошкольников с ОНР с использованием ТРИЗ-технологии / О.А. Проценко, Т. С. Бульбова // Логопед. - 2013. - № 7. - С.62-68.
43. Савицкая Н.М. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при помощи техники квиллинг / ІІ.М. Савицкая, Л.О. Сафонова, О.И. Лаврентьева // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 2. - С.32-34.
44. Семенович А.В. Закономерности становления сенсомоторного уровня реализации связного высказывания у дошкольников с недоразвитием речи / А.В. Семенович, Л.Б. Халилова, Т.Н. Ланина // Дефектология. - 2014. - № 5. - С. 55-60.
45. Сингаевсказ О.В. Развитие связной речи дошкольников / О.В. Сингаевская, А.В. Соболева // Логопедия сегодня. - 2011. - № 2. - С.26-30.
46. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада / Ф.А. Сохин. - М. . Просвещение , 2006. - 224 с.
47. Спирова Л.Ф. Особенности развития связной речи у детей с общим ее недоразвитием / Л.Ф. Спирова - М.: Просвещение, 2010. - 245 с.
48. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе / А.В . Текучев. - М.: Просвещение, 2006. - 345 с.
49. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей детского сада / Е.И. Тихеева - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
50. Ткаченко Т.А,. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет: пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко. - М.: ГНОМ и Д, 2013. - 112 с.
51. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М. : Просвещение, 2013. - 154 с.
52. Федоренко Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для учащихся дошкольных пед. училищ / Л.П. Федоренко. М.: Просвещение, 1997. - 239 с.
53. Филичева ЕБ . Дети с общим недоразвитием речи . учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Гном-Пресс, 2009. - 80 с.
54. Филичева ЕБ . Устранение общего недоразвития речи у ДОДО'Й дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М. : Айрис-пресс, 2014. - 365 с.
55. Эльконин Д.Н. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Н. Эльконин // Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1989. - 246 с.
56. Юрова Р.А. Особенности связной речи детей с ринолалией (дошкольный возраст) / Р.А. Юрова, О.И. Одинец // Дефектология. - 2010. - № 1. - С.81-83.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ