Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Практики трансформации тела в контексте современности: конструирование социального и культурного тела

Работа №37647

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы100
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
473
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. Теоретико-методологические основы и проблематика социологии здоровья и социологии тела 9
Раздел 2. Отношение россиян к практикам трансформации тела 38
Раздел 3. Телесные практики россиян - жителей столичного города (опыт эмпирического исследования в г. Казани) 55
Заключение 86
Список использованных источников и литературы 93



Представления о теле, отношение к нему отдельного индивида, и восприятие тела обществом в целом менялось и продолжает меняться в зависимости от социальных, культурных, экономических, исторических условий. В обществе неуклонно возрастает роль телесности и телесных практик как таковых. Безусловно, тело человека не задействуется сегодня в его повседневной жизни, так же интенсивно - на работе, в домашних делах, при территориальных перемещениях и в иных сферах - как это было прежде. Однако оно представляет собой интерес на совершенно другом, более высоком социальном и культурном уровне, переставая восприниматься как нечто неизменное, данное природой. Напротив, человеческое тело переходит в разряд конструируемого .
Л
Считавшееся греховным в Средневековье , тело в обществе постмодерна становится объектом повышенного внимания, средством достижения определённых целей и непосредственно самой целью, оно выходит из частной сферы в публичную, причём это не просто выход в свет, это настоящее шоу, детали развёртывания которого зависят лишь от контекста, в котором оно происходит. «Входит в моду» и становится частью обыденности потребительское
-5
отношение к телу . Индивида перестаёт устраивать образ его тела, появляется интерес к различным способам его трансформации, и появляются возможности удовлетворения этого интереса, посредством активной физической деятельности, пластических операций, косметических услуг и другого. При этом, некоторые телесные практики, которые мы рассматриваем здесь как пример трансформации тела, например - фитнес - рутинизируются , прочно входят в обиход, становясь нормой, настолько, что невовлечённость в них, в какой-то степени, начинает восприниматься как отклонение или несоответствие стандартам. Безусловно, все эти представления и образцы не рождаются на пустом месте, а возникают в русле культуры, господствующей в том или ином обществе.
Тело перестаёт быть исключительно физической составляющей, материальной оболочкой, в которую заключена душа. Из природного под воздействием внешних смыслообразующих факторов оно переходит в разряд социокультурного феномена. К числу внешних факторов можно отнести как социальные установки, нормы, представления в данном обществе; культурные образцы поведения, традиции, исторически сложившиеся, и конструируемые в современности, так и всё возрастающее влияние массовой культуры, современной поп-культуры, СМИ, Интернета и отдельных лидеров мнений, в данном случае в лице звёзд шоу-бизнеса, и других медийных персон.
Меняется отношение общества в целом, и индивида в частности к трансформации тела. Хирургические вмешательства с целью изменения своей внешности, считавшиеся ранее исключительными, вселявшие страх и неприятие - ныне популяризируются, и воспринимаются совершенно спокойно, особенно среди женской части населения. Однако не только социальные и культурные составляющие влияют на выбор человека, «толкают» его на трансформации, но и сами трансформации создают, формируют социокультурное начало индивида. Всё это обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования, которая звучит как «Практики трансформации тела в контексте современности: конструирование социального и культурного тела».
Исходя из выбранной темы, из размышлений о проблемной ситуации, и выделенной проблемы, можно выделить объект исследования - россияне, которые прибегали к практикам трансформации своего тела. Предметом нашего исследования становятся практики трансформации тела россиянами. В качестве критериев оценки можно назвать техники тела, мотивы трансформации, и её результаты.
В виду вышесказанного, цель нашего исследования звучит как выявление мотивов обращения россиян к телесным практикам и отношение к их последствиям.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
1) проанализировать теоретические основы и проблемную область современной социологии здоровья и социологии тела;
2) определить наиболее распространённые телесные практики, и отношение к ним россиян;
3) выявить причины обращения россиян к телесным практикам;
4) выяснить отношение к результатам телесных изменений лиц использовавших подобные практики (на примере жителей Казани).
Теоретическая разработанность проблемы. На сегодняшний день мы имеем множество исследований и работ по теме здоровья, тела и телесности. В первую очередь стоит упомянуть учёных работавших в русле социологии здоровья - это Э. Дюркгейм, рассуждавший о норме и патологии в обществе, М. Вебер - основатель направления, исследующего основы здорового образа жизни. Авторы раскрывавшие общественные взгляды на тему здоровья тела и души, такие как Э. Фрейдсон, Т. Жаж, И. Ильич.
Обращаясь в русло социологии тела, стоит рассмотреть зарубежных классиков, чьи труды, на момент их написания, являлись всеохватывающими, не специализирующимися на социологии тела как таковой (в тот момент она ещё не сформировалась как наука), но ставшими фундаментом для создания
19 9
теоретической базы последней. Это работы М. Фуко , М Мосса , И. Гофмана , П. Бурдье4 . Под их началом в социологию тела были введены некоторые основные термины, использующиеся в данной дисциплине по сей день.
М. Фуко пишет о взаимосвязи тела и власти, и контроле осуществляемом им через него, вводит понятие «технологии себя». Аналогичное понятие «техники тела» вводит и раскрывает в своих работах М. Мосс. И. Г офман рассуждает на тему взаимосвязи тела и идентичности. П. Бурдье раскрывает идею о человеке, как холсте, на котором рисует культура.
Современные, не менее значимые работы представлены в трудах известных социологов и антропологов: Ж. Бодрияра 5 , Э. Гидденса, Б. Тёрнера 6 ,
К. Шиллинга7. Б. Тёрнер углубляется в истоки формирования интереса к теме тела, присваивая эту роль антропологии. Ж. Бодрияр рассматривает тело в контексте общества потребления, и выделяет 4 типа тела в постмодерном пространстве. К. Шиллинг вводит в науку понятие «телесной педагогики».
Отечественная социология тела представлена в лице таких исследователей,
о g 1
как: А.Ф. Лосев , Л.В. Круткин , В.А. Подорога, Л.В. Жаров, И.М. Быховская ,
л
Д.Ю. Куракин, П.В. Мусиец , А.Ю. Чукуров, Г.А. Брандт и многих других.
1Фуко М. Технологии себя // Логос. 2008. №2(65).
2Мосс М. Общества, Обмен, Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996.
3Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. Главы 3-6. / Перевод М. Добряковой // Социологический форум, 2001 [Эл.ресурс] Режим доступа: ecsocman.hse.ru/data/425/175/1218/goffman_final.doc (дата обращения 28.02.2018).
4Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов// Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц. Н.А. Шматко. - М.: Институт экспериментальной социологии, СПб: Алетейя, 2007.
5Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2000.
6Тёрнер Б. Современные направления развития теории тела London, etc.: SAGE PublicationsLtd., 1993, p.1-35. Переводк.с.н. О.Оберемко
7 Shilling C. Sociology and the body: Classical traditions and new agendas // Embodying Sociology. Retrospect, Progress and Prospects / ed. by C. Shilling. Oxford: Blackwell, 2007.
g
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии [Электронный ресурс] // PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие». URL: www.psvlib.org.ua/books/lose000/txt005.htm (дата обращения: 02.02.2018).
9Круткин В. Л. Телесность человека в онтологическом измерении /В. Л. Круткин. - Ижевск, 1997.
Г.А. Брандт описывает исторические изменения дискуссии о теле. А.Ф. Лосев становится одним из первооткрывателей темы тела в отечественной социологии, раскрывая подробно социальные характеристики тела.
И.М. Быховская рассматривает тело как единство трёх его уровней: природного, социального и культурного.
Проанализированная нами литература даёт понять, что вопрос
трансформации тела является актуальным и изучаемым. При этом важно делать акцент не только на внешние факторы, подталкивающие индивида к применению той или иной практики трансформации своего тела, но и обратить внимание и исследовать внутреннюю мотивацию и результаты этой трансформации. Безусловно, речь идёт не о внешнем, наглядном результате, а о внутренних изменениях, социокультурного плана.
Теоретико-методологическая основа исследования предполагает использование качественной стратегии. А именно: анализ результатов
включённого наблюдения и интервью, проведённых по данной теме. Для анализа вышеуказанных проблем нами выбрана парадигма социального конструкционизма. В дальнейшем, в главе посвященной теоретической части нашей работы мы увидим, что в социологии тела используется множество различных теорий и концепций, однако конструкционистская теория выбрана нами не случайно, об этом можно судить уже из названия работы. В то же время и трансформация тела представляет собой создание, творение чего-либо нового, или преобразование старого, соответственно эти процессы понятнее всего будет объяснить через призму социального конструкционизма и используя его термины.
1 Быховская И.М. Телесность как социокультурный феномен // Культурология. ХХ век.
Энциклопедия. Т. 2. М-Я. - СПб.: Университетская книга, 1998.
2
Мусиец П.В. Концептуальное поле категории «тело» с позиций социального конструкционизма // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 385. С. 66.
Относительно эмпирической базы данную работу можно отнести к смешанному типу исследования (применяются как первичная, так и вторичная информация).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из самых ярких характеристик современности является динамичность её процессов. Ничего не стоит на месте, всё меняется, будь то крупные сообщества или отдельно взятые индивиды. Трансформируются взгляды, меняется отношение людей как к тому, что их окружает, так и их самовосприятие. Современность, а именно, современная культура, транслируемая СМИ, социальными медиа, Интернетом, диктует нам новые стандарты мышления, поведения, внешности. При этом последней уделяется огромное внимание. Находясь в ситуации активной трансляции эталонов красоты, индивид невольно попадает под их влияние, перенимая эти образцы, и примеряя их на себя. Не у всех получается соответствовать этому образцу не прикладывая определённых усилий. Тем не менее, наличие спроса обусловливает и наличие (существование) предложения, а именно разнообразия способов и практик изменения своего тела. Безусловно, гонка за идеалом красоты это только одна из целей, руководствуясь которой люди прибегают к различным практикам трансформации своего тела. В раскрытии именно этой темы мы были заинтересованы в данной работе.
В ходе нашего исследования нами были выявлены мотивы обращения россиян к телесным практикам. Одним из основных среди них выступило недовольство людей своим внешним видом как таковым. Здесь можно назвать два варианта: во-первых, наличие лишнего веса, от которого информанты
избавляются всевозможными способами - с помощью различных физических практик (фитнес, разные виды спорта), или обращаясь за помощью хирурга. Во- вторых, речь о недовольстве определённой частью своего тела или лица (формой губ, размером груди и т.д.), которое так же исправляется с помощью разного рода пластических операций и косметических процедур.
Так же среди мотивов можно назвать проблемы со здоровьем, исправить которые можно с помощью специальных тренировок, или в целом с помощью физической активности, укрепить тело человека, улучшить самочувствие, однако этот фактор выступает скорее косвенным, нежели прямым, в виду того, что здесь трансформация не выступает самоцелью, а является дополнительным результатом. Однако, безусловно, это один из наиболее благоприятных мотивов к трансформации.
Ещё одним, очень весомым фактором, стимулирующим индивидов к трансформации своего тела, выступают социальные сети, СМИ и Интернет. Это мощные источники информации, которые оказывают огромное влияние на мнение людей, можно даже сказать - формируют его. Большие глаза, пухлые губы, небольшой нос, большая грудь, узкая талия, округлые ягодицы - «типичные» для современности составляющие идеальной женской внешности - именно то, что яро транслируется в названных источниках. Это насаждается так активно, что все остальные представители женской части населения, не подходящие по данным параметрам - становятся «неформатом», и, соответственно, начинают стремиться к этому идеалу, чтобы «соответствовать», самыми разными способами. Современная культура продвигает «в массы» эталон красоты созданный ей. Под давлением такого натиска в первую очередь оказывается молодёжь, более внушаемая категория, с еще не устоявшимися, формирующимися ценностями и взглядами, и чаще контактирующая с названными источниками. Разумеется, люди среднего и старшего возраста чуть меньше, но всё же подвержены этому влиянию. Уместно здесь использовать термин, которым оперировал Ж. Бодрияр - симулякр. Действительно, люди, в своём стремлении быть максимально похожими на современный эталон красоты, выступают в роли копий того, у чего нет оригинала (в роли симулякров).
Выше было сказано об эталонах красоты, которые становятся нормой под натиском названных источников информации. В этом контексте нельзя не упомянуть и о современной моде на занятие спортом и фитнесом. То есть снова можно говорить о конструировании определённой нормы: человека следящего за своей формой посредством занятия спортом и фитнесом. Это модно, «круто», уважаемо. Заниматься спортом или фитнесом, значит быть в тренде. Прослеживается некий ритуализм - цель ради цели, а не для результата.
Уже совершенно в другом контексте звучит мотив - исправить какую-то определённую часть тела/лица, чтобы стать красивей, нравиться самому себе (особенно, если эта «проблема» преследует человека на протяжении многих лет, например - желание изменить торчащие уши), так как в данном случае подразумевается сравнение себя с собой прежним, а не сторонним идеалом, то есть, это своего рода личный прогресс человека, а не копирование с образца. Однако и в этом стремлении важно знать меру, считают интервьюируемые, так как начав, порой сложно остановиться, и с дороги «исправления недостатков», перейти на погоню за идеалом.
Если говорить именно о спорте и фитнесе, то часто индивид руководствуется желанием непосредственно накачаться, подтянуть тело, развить мускулатуру, стать сильнее, выносливее (в первую очередь мужская часть населения). Возможно, это природно-заложенное желание - роль самца, добытчика, и в то же время гендерная роль мужчины, которую навязывает общественность. Мужчина - представитель сильного пола, соответственно, это должно быть проявлено и внешне.
Часто в качестве мотивирующего момента, толкающего на занятия спортом и фитнесом, называют удовольствие, получаемое в процессе тренировки, при чём об этом в равной степени высказываются и мужчины и женщины. Следовательно, ещё одно практическое подтверждение получает уже научно доказанный факт: во время тренировки вырабатываются гормоны счастья.
Довольно интересным выступает мотив к трансформации тела, который звучит как: продление молодости. Здесь, разумеется, речь идёт не только о фитнесе, но и обо всех рассмотренных нами в данной работе практиках. В плане спорта и фитнеса это связано с предыдущим пунктом о здоровье, то есть, регулярно занимаясь различной физической активностью индивид укрепляет своё тело и общее самочувствие, тем самым способствуя долголетию своего организма. Этот подход можно назвать внутренним. Тогда, соответственно, внешним будет являться подход, при котором устраняются внешние признаки старения, посредством пластических операций и косметических процедур. В данном случае так же важно не допускать фанатизма. В целом, это мнение прослеживается у всех женщин, имеющих опыт трансформации своего тела/лица посредством пластических операций и косметических процедур. Всё должно быть максимально естественно.
Переходя к результатам трансформации своего тела индивидами, стоит отметить следующие из них. Физические практики подразумевают под собой здоровый образ жизни, что прививает новые привычки и интересы, а с изменениями интересов безусловно меняется и окружение. У многих информантов поменялся круг общения. Интервьюируемые утверждают, что благодаря занятиям спортом познакомились с большим количеством интересных и целеустремлённых людей, общение с которыми остаётся не просто на уровне интересных разговоров, но и оказывают влияние на информантов в плане изменения их взглядов, они становятся для последних примером, мотивируют их на активные действия. И речь не только о примере и мотивации в физическом плане, но и о побуждении к изменению образа жизни, рода деятельности, попытке попробовать себя в какой-либо новой области (как было с одним из наших информантов). Многие так же упоминали о том, что сами повлияли на своих близких людей, став для них примером к действию, к изменению в лучшую сторону.
В рамках таких практик как пластические операции и косметические услуги серьёзных изменений в окружении отмечено не было, так как в данном случае речь не идёт о ситуации совместного времяпровождения за определённым занятием, всё делается индивидуально, при чём разговоры в ходе процедур (в большинстве случаев), вероятно, исключены. Однако пример близкого человека, решившегося на тот или иной шаг трансформации так же может стать мотивацией к действию, по принципу: «смогла она, смогу и я».
Безусловно, нельзя не назвать в качестве результата положительное влияние спорта на здоровье, это: выносливость, улучшение работы внутренних органов, укрепление мышц, и другие проявления данного фактора. Физические нагрузки положительно воздействуют и на общее самочувствие человека, на его психо - эмоциональный фон, соответственно влияя и на его социальное самочувствие. Однако нельзя сказать того же о «практиках красоты». В лучшем случае, никакого влияния на здоровье не оказывается, в обратном случае - может идти речь о каких-либо негативных последствиях.
Одним из самых серьёзных изменений, которые несёт трансформация тела (любым способом) является приобретение человеком уверенности в себе. Будучи уверенным в своей внешности человек гораздо легче и успешнее осуществляет все свои социальные манипуляции, он верит в себя и свои способности, и соответственно, достигает успеха в любой деятельности, легко преодолевает препятствия, которые встречаются у него на пути. Внешность же выступает в качестве одного из тех критериев, которые способствуют уверенности.
Говоря конкретно о спорте и фитнесе, важно упомянуть и о таких изменениях в человеке, как формирование стойкости, выносливости, самодисциплины, настойчивости, решительности, ответственности, воли. Все эти качества, по словам самих интервьюируемых, прививает физическая активность, и это безусловно меняет человека в социальном плане, начиная с социальных контактов и заканчивая социальным статусом. Так же, определённые виды физической активности способствуют приобретению гармонии, спокойствия (в качестве примера: йога - как практика объединения и гармонизации души и тела). В данном случае можно говорить и о культурной трансформации, о культурном обогащении индивида, поскольку такая всесторонняя гармонизация личности безусловно приводит к изменению её мировоззрения, ценностей, норм, культурных образцов.
Другим менее ожидаемым результатом изменения тела посредством физических практик выступает формирование некого образа, имиджа в глазах окружающих. Об этом уже было упомянуто ранее, о том, что спорт/фитнес выполняет имиджевую роль, создавая занимающемуся им человеку определённый модный, соответствующий нынешним тенденциям (для молодых), солидный, вызывающий уважение (для взрослого поколения) образ.
Однако этого нельзя сказать о «практиках красоты». Большинство девушек, которые потерпели трансформацию извне, не захотело называть своих имён, с ними было труднее договориться о разговоре. Напротив, для тех, кто занимается спортом, практики физической активности - это гордость, они охотно рассказывали свои истории, говорили о том, как к этому пришли, как долго и чем занимаются, то есть присутствовало чувство довольства и гордости собой. А прибегавшие к «практикам красоты» девушки, те кто делал какую-либо операцию, процедуру, говорят об этом неохотно, будто раскрывая свой секрет. Возможно, для них это потеря совей репутации, уникальности, разрушение образа того, что такая красота дана им от природы (а ценится именно это!). Об этом можно судить и исходя из социальных сетей, в которых девушки предпочитают делиться тем, как они проводят время в тренажёрном зале, однако лишь единицы признаются в совершении каких-либо серьёзных изменений своей внешности посредством операций.
Таким образом, мы делаем вывод, что трансформация индивида посредством физической деятельности вызывает изменения на всех уровнях его жизни - как на социальном, так и на культурном. И.М. Быховская, рассматривает тело, как единство трёх уровней: природного, социального и культурного, и данная теория о единстве действительно подтверждается на основании нашей работы: наглядно в ходе включённого наблюдения, и на опыте проинтервьюированных нами людей. Трансформация тела вызывает изменения в мировоззрении, самовосприятии, прививает дисциплину и силу воли, расширяет сеть контактов трансформирующихся.
Однако касательно блока о косметических услугах и пластических операциях, выводы не так однозначны. Наше предположение о том, что любые трансформации тела вызывают изменение на других уровнях жизни человека, в данном блоке интервью не подтвердилось. Вероятно, дело в том, что в данном случае для изменения своей внешности человек не прикладывает практически никаких усилий. Безусловно, это финансовые вложения, процесс восстановления после операций (если речь о хирургическом вмешательстве), однако здесь отсутствует длительный процесс работы над собой, преодоления себя, воспитания самодисциплины, силы воли, наблюдения за постепенным изменениями. Трансформация происходит очень быстро, и воспринимается как данность. Возможно, человек становится увереннее в себе за счёт полученных в ходе трансформации изменений, однако не может идти речи о приобретении иных личностных качеств и характеристик.
Таким образом, вызвать изменения на всех уровнях существования человека возможно только в том случае, если сам индивид прилагает к этому определённые усилия. В результате активной деятельности индивид перестраивается как снаружи, так и изнутри, чего не происходит в результате пассивной трансформации извне. То есть, никакие внешние факторы не могут существенно поменять человеческую сущность, такие серьёзные изменения происходят лишь в процессе серьёзной самостоятельной работы над собой.



1. Ананьев В.А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания // Психология здоровья. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та,
2000. - 383 с.
2. Антонова Н.Л. Социология здоровья как перспективная отрасль социологической науки // Образование и наука. 2004. № 3 (27). 113-120 с.
3. Бардина С.М. Взгляд, тело и социальное взаимодействие: проблема искажённого восприятия собственного тела при анорексии // Социология власти, социальные исследования биомедицины. Том 28, №1 (2016). - С. 3554.
4. Баниже О.Н. Телесность и античное мировоззрение // Общество: философия, история, культура. 2015. Выпуск 6. - С. 51-53.
5. Бауман З. Текучая современность. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.
6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М. : Искусство, 1986. - 424 с.
7. Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов// Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с франц. Н.А. Шматко. - М.: Институт экспериментальной социологии, СПб: Алетейя, 2007. - 288 с.
8. Быховская И.М. Телесность как социокультурный феномен // Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 2. М-Я. - СПб.: Университетская книга, 1998. ООО «Алетейя», 1998. -С. 249 -250.
9. Быховская И.М. Homosomatikos: аксиология человеческого тела /
И.М. Быховская. - М., 2000. - 208 с.
10. Войнилов Ю.Л. Тело как эффект: опыт социологического изучения практики фитнеса // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: сб. студенч. работ [Текст] /
Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - С. 247- 259.
11. Дмитриева Е.В. От социологии медицины к социологии здоровья // Социологические исследования. 2003. № 11. - С. 51- 57.
12. Жаров Л. В. Человеческая телесность: философский анализ / Л. В. Жаров.- Ростов н/Д., 1988. - 327 с.
13. Ингерлейб М.Б. Анатомия физических упражнений / М.Б Ингерлейб. - 2-е.
- Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 187 [1] с.: ил. - (Феникс-Фитнес).
14. Кармадонов О.А. Методы исследования социальной практики: учеб. - метод. пособие. - Иркутск: Иркут. ун-т, 2006. - 59 с.
15. Максимова Т. М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения. М., ПЭР СЭ, 2002.
16. Мосс М. Общества, Обмен, Личность. Труды по социальной антропологии. М., 1996. - 416 с.
17. Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь. М. : МГУ ПС (МИИТ), 2008. - 164 с.
18. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2002. - 607 с.
19. Пронькина А.В. Тело как среда обитания: естественное vs искусственное (к постановке вопроса) // Общество. Среда. Развитие. - 2016, № 4. 115 -118 с.
20. Романов П., Ярская-Смирнова А. Социология тела и социальной политики // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. VII. №2. 115-137 с.
21. Савельева Ж.В. Конструирование социальной проблемы здоровья и болезни средствами массовой коммуникации: институциональные и дискурсивные контексты: дис. ... д-ра социол. наук.- Казань, 2012. - С. 31- 51.
22. Тёрнер Б. Современные направления развития теории тела THESIS. 1994. Вып. 6. - С. 137-167.
23. Фролова Ю.Г. Социология: Энциклопедия /Сост. А.А. Грицанов и др. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - С. 1072-1072.
24. Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности / пер. с фр.
В. Каплуна. СПб.: Академический проект, 2004. Т. 2. - 432 с.
25. Фуко М. Технологии себя // Логос. 2008. №2(65). - С. 96-122.
26. Чукуров А.Ю. Конструирование телесности как механизм самоконтроля // Общество. Среда. Развитие. - 2015, № 3. - С. 145-149.
27. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М.: Наука, 1972. - 289 с.
28. Аберкромби Н. Социологический словарь [Электронный ресурс] URL: https://studfiles.net/preview/3539928/page:28/ (дата обращения: 28.03.2018).
29. Абрамов Р.Н. Фитнес-индустрия: люди, вещи, практики // Пути России: современное интеллектуальное пространство: школы, направления, поколения. Т. XVI / под ред. М.Г. Пугачевой, В.С. Вахштайна. М: Университетская книга, 2009. - С. 496 -503.
30. Алкемайер Т. Социология спорта. Телесные практики субъективации и самоинсценировки. [Электронный ресурс] URL:
http: //www. ruthenia.ru/logo s/number/54/08.pdf (дата обращения: 26.03.2018).
31. Аналитический центр Vademecum. Шубина Д. Как и почему в отечественной пластической хирургии возник кризис перепроизводства специалистов [Электронный ресурс]
URL:https://vademec.ru/article/rebzyu sorvalo/ (дата обращения: 27.03.2018).
32. Аналитический центр Vademecum. Г ончарова О., Шубина Д., Добровольский Т. Голодные иглы: куда метил и попал в 2017 году рынок косметологических инъекций [Электронный ресурс] URL: https://vademec.ru/article/golodnye igly-
kuda metil i popal v 2017 godu rynok kosmetologicheskikh inektsiy/ (дата обращения: 27.03.2018).
33. Аналитический центр Vademecum. Добровольский Т. Почему пошел в рост «серый» рынок косметологических инъекций [Электронный ресурс] URL: https://vademec.ru/article/normy pri lichike/ (дата обращения: 30.03.2018).
34. Аналитический центр Vademecum. Г ончарова О.На чем не экономят клиенты косметологов [Электронный ресурс] URL:
https://vademec.ru/article/kozhnaya summa/ (дата обращения: 30.03.2018).
35. Аналитический центр Vademecum. Г ончарова О., Шубина Д., Добровольский Т., Сидорова М. Как рынок эстетических медуслуг пережил кризис [Электронный ресурс] URL:
95
https://vademec.ru/article/v 2016 godu v rossii bylo sdelano bolee 153 tysya chi esteticheskikh operatsiy/ (дата обращения: 30.03.2018).
36. Бартенёва Н.Е. Социальные функции фитнеса: опыт эмпирического исследования. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-funktsii-fitnesa-opyt-empiricheskogo- issledovaniya (дата обращения: 26.03.2018).
37. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. [Электронный ресурс] URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/zQ000325/index.shtml (дата обращения 28.02.2018).
38. Бодрийяр, Жан. Общество потребления. Его мифы и структуры. [Электронный ресурс] URL: https://monocler■ru/zhan-bodrivvar-telo/ (дата обращения: 2.03.2018).
39. Брант Г.А. «Тело» в культуре: исторические трансформации. [Электронный ресурс] URL: http://iculture.spb.ru/index.php/stucult/article/viewFile/676/672 (дата обращения: 23.03.2018).
40. Бурдье П. Практический смысл. [Электронный ресурс] URL: http://yanko.lib.ru/books/cultur/bourdieu-praktich smusl-8l.pdf (дата обращения: 25.03.2018).
41. ВЦИОМ. Женщина-мечта российского мужчины [Электронный ресурс] URL: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/religion- lifestyle/holidays-customs/article/krasivai a-dobraj a-umnaj a-zhenshchina-mechta- dlia-rossiiskogo.html (дата обращения 22.03.2018).
42. Гофман И. Символы классового статуса. [Электронный ресурс] URL:
http: //www.ruthenia.ru/l o go s/number/39/04.pdf (дата обращения: 28.03.2018).
43. Гофман И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью. [Электронный ресурс] URL:
ecsocman.hse.ru/data/425/175/1218/goffman_final.doc (дата обращения
28.02.2018) .
44. Жак ле Г офф. Отношение средневекового общества к человеческому телу и гигиене. [Электронный ресурс] URL:
http://langedoc.narod.ru/customs/telo.htm (дата обращения: 2.02.2018).
45. Круткин В. Л. Телесность человека в онтологическом измерении. [Электронный ресурс] URL:
http://ecsocman.hse.ru/data/900/072/1218/015Krutkin.pdf (дата обращения:
28.02.2018) .
46. Левада-центр, аналитический центр Юрия Левады. Качества, которые мужчины и женщины ценят друг в друге [Электронный ресурс]
URL: http://www.levada.ru/2015/02/13/kachestva-kotorye-muzhchiny-i- zhenshhiny-tsenyat-drug-v-druge/ (дата обращения 22.03.2018).
47. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. [Электронный ресурс]ШЕ: www.psvlib.org.ua/books/lose000/txt005.htm (дата обращения:
02.02.2018) .
48. Марков Б.В. Дуальность природы человека [Электронный ресурс] URL: http://anthropology■ru/ru/text/markov-bv/dualnost-prirodv-cheloveka (дата обращения 2.04.2018).
49. Международное общество эстетической пластической хирургии (ISAPS). Спрос на процедуры косметической хирургии в мире [Электронный ресурс] URL: https://www.isaps.org/wp-
content/uploads/2017/10/GlobalStatistics.PressRelease2016-1 .pdf (дата обращения: 27.03.2018).
50. Мусиец П.В. Концептуальное поле категории «тело» с позиций социального конструкционизма. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnoe-pole-kategorii-telo-s-pozitsiy- sotsialnogo-konstruktsionizma (дата обращения: 23.02.2018).
51. Носкова Е.П. Социологическое прочтение здорового образа жизни. [Электронный ресурс] URL:
http://cpei.tatarstan.ru/file/File/CPEI%20AN%20RT/%D 1 %81 %D0%BE%D 1 %8 6%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%20%D0%BF%D1%80%D 0%BE%D 1 %87%D 1 %82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B7 %D0%B4%D0%BE%D 1 %80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE %20%D0%BE%D0%B 1%D 1 %80%D0%B0%D0%B7%D0%B0%20%D0%B6% D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8.pdf (дата обращения: 28.03.2018).
52. Openbusines. Обзор рынка фитнес-услуг [Электронный ресурс] URL: https://www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-fitnes-uslug/ (дата обращения:31.03.2018).
53. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.01.2017 г. № 11н "Об утверждении требований к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия". [Электронный ресурс] URL:https://rg.ru/2017/03/21/minzdrav-prikaz11-site-dok.html (дата обращения: 27.03.2018).
54. РБК. Российский рынок фитнес-услуг показывает рост [Электронный ресурс] URL: https: //marketing.rbc.ru/articles/1336/ (дата обращения:31.03.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ