Введение
1. Теоретические аспекты влияния ролевых игр на развитие учебной мотивации 11
1.1 Теоретическое обоснование проблемы учебной мотивации учащихся средней школы 11
1.2 Понятие ролевой игры: сущность и структура 21
1.3 Игровые технологии как условие создания мотивационной основы 30
Выводы по 1 главе 46
2. Методические аспекты развития учебной мотивации учащихся 6- х классов на уроках
математики 48
2.1 Методика организации и проведения ролевых игр у учащихся 6-х классов на уроках
математики 48
2.2 Применение ролевых игр на уроках математики учащихся 6-х классов 56
2.3 Результаты эксперимента 64
Выводы по второй главе 66
Заключение 67
Список литературы 69
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, чемпионаты, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Моей визитной карточкой является применение игровых технологий.
В связи с увеличением умственной нагрузки на уроках математики появилась необходимость поддерживать обучающихся интерес к изучаемому материалу, а также сохранять их активность на протяжении всего урока. Именно эта причина послужила поводом для поиска новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысли школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Актуальность выбранной темы в том, что самостоятельное успешное усвоение учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться это вопрос, находящийся в приоритете. Большую возможность для разрешения данного вопроса представляет освоение универсальных учебных действий.
Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов второго поколения (ФГОС) определяют предметные, метапредметные и личностные результаты. Главной задачей школьного математического образования является формирование вычислительных навыков у учащихся.
Следует отметить, что формирование названных навыков — сложный длительный процесс, эффективность которого во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и способов организации вычислительной деятельности, от реализуемых педагогических и методических подходов к образованию школьников и к математическому образованию в целом.
Одним из современных и признанных методов обучения и воспитания в школьной системе образования являются ролевые игры, которые обладают образовательной, развивающей и воспитательной функциями.
По мнению А.С. Спиваковской, в процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, развивается внимание, самостоятельное мышление, стремление к знаниям. Заинтересовавшись процессом, дети не замечают, что обучаются, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Благодаря включению в урок ролевых игр и игровых моментов, процесс обучения становится интересным и занимательным, дети работают с энтузиазмом, преодоление трудностей в усвоении учебного материала ими заметно облегчается.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся на уроках построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе, наиболее удовлетворяющих возрастные потребности данной категории учеников.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
- учебная деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
При использовании игровых технологий на уроках соблюдаются следующие условия:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей.
Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.
Целью обращения к игровым технологиям на уроке математики является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.
Педагогические игры по виду деятельности можно разделить на физические (двигательные), интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические, по характеру педагогического процесса на обучающие, познавательные, репродуктивные, продуктивные, коммуникативные, по игровой методике на предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации, по игровой среде на игры с предметами и без них, настольные, на местности, комнатные, компьютерные, технические.
Считается, что в связи с введением ФГОС обучение математике невозможно без широкого применения игр. Правильно подобранные и хорошо организованные игры помогают выработать у школьников необходимые УУД, способствуют развитию у детей памяти, внимания, мышления и творческого воображения, воспитывают у них наблюдательность и привычку к самопроверке, учат детей подчинять свои действия поставленной задаче и доводить свою работу до конца.
Интерес к играм, требующим напряжения мыслительной деятельности, появляется не всегда и не у всех детей сразу, поэтому такие игры надо предлагать постепенно, увлекая ими детей. Трудные и непосильные задания могут отпугнуть учеников. Лишь когда ученику удаётся осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает радость и готов перейти к более сложной игре.
Использование игр помогает добиться того, чтобы каждый ученик работал активно и увлечённо, и может стать отправной точкой для возникновения и развития любознательности и глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период посредством игровых ситуаций учитель может раскрыть притягательные стороны математики.
Игровые технологии чаще всего используют начиная с 5 класса. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов.
Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Многие считают, что игры можно использовать только в 5- 6 классах.
В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.
Так, например, включение в учебный процесс ролевой игры помогает учителю решать вопросы развития инициативы и самостоятельности школьников, способствует усилению мотивации к изучению иностранного языка.
Причина столь повышенного в настоящее время интереса кразличного рода играм - это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление наблюдается в связи с тем, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет
использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.
Цель выпускной квалификационной работы: исследование ролевых игр на развитие учебной мотивации учащихся 6-х классов на уроках математики.
Объект исследования: ролевая игра как эффективный прием обучения.
Предмет исследования: условия эффективного применения ролевой игры на уроках математики.
Задачи:
- выявить сущность ролевой игры как приема обучения;
- теоретически обосновать эффективность использования ролевой игры на уроках математики;
- выявить условия эффективного использования ролевой игры на уроках математики;
- экспериментально подтвердить, что при использовании ролевых игр усвоение математики будет эффективным.
Гипотеза: если учитель будет использовать ролевые игры на уроках математики, то это будет способствовать повышению учебной мотивации учащихся, более глубокому усвоению материала.
Ролевая игра является эффективным методом на уроках математики при условии:
- учета уровня подготовки учащихся;
- наличия проблемы, побуждающей учащихся к выражению собственного мнения;
- соблюдения технологии проведения ролевой игры.
Методы исследования:
• конкретизация и обобщение теоретических данных по теме
исследования;
• моделирование;
• анкетирование;
метод регистрации;
• метод ранжирования;
• педагогический эксперимент.
Научная новизна исследования:
• разработана модель повышения учебной мотивации обучающихся, способствующая созданию непрерывной развивающей среды в общеобразовательном учреждении, представляющая единство и взаимообусловленность ценностно-мотивационного, рефлексивного, технологического, поведенческого компонентов;
• выявлены педагогические условия повышения учебной мотивации обучающихся, заключающиеся в интеграции развития эмоциональной сферы (личностный смысл изучаемого содержания, положительный эмоциональный фон учебных занятий, удивление, переживание, вчувствование) и интеллектуальной сферы (формирование общеучебных умений и навыков через систему информационных листов, работу в группах, выступления перед классной аудиторией, формирование учебно-исследовательских навыков через использование технологий проблемного, проектного и модульного обучения) в единстве учебной и внеучебной деятельности;
• теоретически обоснована и экспериментально доказана продуктивность влияния игровых форм учебной деятельности и театрализации на повышение учебной мотивации обучающихся;
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- определены теоретико-методологические основы возможности межпредметной интеграции содержания естественнонаучных, гуманитарных и эстетических дисциплин и театрализации в повышении учебной мотивации обучающихся. Эти положения могут быть использованы при конструировании новых
- педагогических систем и технологий, обеспечивающих качественную подготовку выпускников основной и полной средней школы. Обоснована целесообразность применения игровых форм обучения как средств межпредметной интеграции содержания естественнонаучных, гуманитарных и эстетических дисциплин в учебной деятельности.
При построении модели повышения учебной мотивации школьников проведено философское, психологического, педагогическое обоснование продуктивности интеграции естественнонаучного, гуманитарного и эстетического содержания учебных дисциплин в условиях межпредметной интеграции. На основе анализа специальной литературы уточнено понятие «интегрированное учебное занятие», раскрыты его основные черты и особенности.
Изучение и анализ психолого-педагогических, литературоведческих, искусствоведческих источников, данные эксперимента показали, что игра многосторонне влияет на пробуждение и развитие творческой активности школьников: формирует наблюдательность, способствует развитию психических процессов.
Положительно влияет игра на эмоциональную атмосферу урока: захваченность общими переживаниями создаёт благоприятные условия для общения, сотрудничества, для восприятия учебных задач как важных и увлекательных.
Применение игры на уроке определяется многими факторами, в частности, конкретным содержанием урока, возрастом учащихся, задачами развития. Важнейший фактор - умение учителя не только ввести игру в урок, но и создать игровое самочувствие у школьников, вместе с ними преобразовать обстановку учебной деятельности, силой воображения с помощью условности перенося себя в разные ролевые ситуации.
Важнейшее условие влияния игры на пробуждение и развитие познавательно-творческой активности учеников - превращение её из эпизода на уроке в определённый аспект преподавания, взаимодействующий с другими аспектами. Такой подход позволит разработать типологию игр, подготовить условия для системного применения уже существующих игр и создания новых.
В исследовании сделаны попытки определить возрастную динамику игр, но представляется необходимым более тщательное и всестороннее её изучение.
Представляется, что исследование и дальнейшая разработка этой проблемы оказало бы плодотворное влияние на развитие не только методики преподавания математики, но и на повышение социальной значимости игры как явления культуры.
Серьёзного рассмотрения заслуживает проблема эмоционального развития ученика в игре. Пока мы имеем возможность говорить об общем благотворном влиянии игры на эмоциональное состояние учеников на уроке, но, несомненно, что влияние игры многообразно по своему воздействию на личность ребёнка, в том числе и на развитие у него разнообразных эмоций. Изучение проблемы в таком аспекте способствовало бы исследованию роли эмоций в учебно-воспитательном процессе, разработке путей педагогического «управления» эмоциями.
1. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов.-М.: Политиздат, 1984.
2. Абакумов С.И. Творческое чтение.-Л.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1925.
144 с.
3. Алексинский М. О преподавании русской литературы на И ступени трудовой школы. "К новой школе", 1923, 3, с.36-43.
4. Арнаудов М. Психология литературного творчества.-М.: Прогресс,
1970. 654 с.
5. Асафьев Б.В. Организация преподавания музыки в общеобразовательной школе. В сб.: Вопросы музыки в школе.-Л., 1926,с.29- 56.
6. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики.-М.: Искусство, 1968. 654 с.
7. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе.— М.: Педагогика, 1981. 176 с.
8. Балталон Ц.П. Воспитательное чтение. Беседы по методике начального обучения. Изд. З-е.-М., 1913. 298 с.
9. Беленькая Л.И. Дети Ю-П лет как читатели художественной литературы. В кн.: Социально-психологические проблемы чтения. - М., 1977. - Вып.З, с.5-38.
10. Беленькая Л.И. Социально-психологическая типология читателей- детей. В кн.: Социально-психологические проблемы чтения.- М., 1974. Вып.1, с.5-28.
11. Беленькая Л.И. Ребёнок и книга.-М.: Книга, 1969. 167 с.
12. Билинкис Я.С. "Война и мир" Л.Толстого и исторические судьбы искусства, игры в XIX в. В сб.: Русская литература и общественная политическая борьба ХУП-Х1Х веков. Учён. зап. (Ленинградский пед. ин-т им.А.И.Герцена), 1971, т.414, с.249-261.
13. Блонскии П.П. Трудовая школа. В кн.: Революция. -Искусство. - Дети.-М.: Просвещение, 1966. - 295 с.
14. Блохина В.Н. Литературные игры и занятия. Горький, 1960.- 231 с.
15. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
16. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры.- В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. М.: Просвещение, 1966, с.254- 268.
17. Брандесов Р.Ф. О творческой активности ученика на уроке литературы. В кн.: Развитие творческой активности школьни -ков в процессе преподавания литературы. Л., 1978, с.6-12.
18. Брандесов Р.Ф. О творческом характере урока литературы.- Литература в школе, 1976, № 6, с.31-37.
19. Васюченко И. Игра взаправду. Детская литература, 1984, В 2, с.22- 27.
20. Володина И.В. О критериях литературного развития младших школьников. В сб.: Движущие силы учебно-воспитательного процесса. Тюмень, 1974, с.97-107.
21. Воспитание творческого читателя. Под ред.С.В.Михалкова и Т.Д.Полозовой.-М.: Просвещение, 1981. 240 с.
22. Всесоюзная конференция "Человек как комплексная проблема" - Вопросы философии, 1983, й 10, с.45-46.
23. В школьном театре. Сост. Н.С.Сухоцкая.-М.: Детская литература,
1971. 511 с.
24. Выготский I.C. Воображение и творчество в детском возрасте.-М.: Просвещение, 1967. 93 с.
25. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии детей. - Вопросы психологии, 1966, № 6, с.62-76.
26. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребёнка.— М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. 519 с.
27. Глязер C.B. Игры со словамиМ.: Детская литература, 1966.- 80 с.
28. Горький A.M. Человек, уши которого заткнуты ватой. Собр.соч.: В 30-ти т. М.: Художественная литература, 1953. - Т.25, C.II2-II5.
29. Гришина Л.Я., Мещерякова Н.Я. О формировании читательских умений на уроках литературы (К постановке вопроса). Литература в школе, 1976, В 3, с.29-41.
30. Гуревич С.А. Чем нам поможет Станиславский? Литература в школе, 1963, te I, с.36-45.
31. Гулнга A.B. О типологизации в искусстве. Философские науки, 1975, № 2, с.67-77.
32. Давыдов В., Полуянов Ю. Индивидуальность созревает в детстве. Детская литература, 1976, te 7, с.2-5.
33. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика -М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. 518 с.
34. Демин М.В. Труд и игра как виды и аспекты человеческой деятельности. Вестн. Моск. ун-та, 1983. Сер.7. Философия, te I, с.14-22.
35. Джонсон Х.Финлэй. Драматизация как метод преподавания. - Свободное воспитание, I9I4-I9I5, № 6, 7, 9, 10.
36. Дидактика средней школы. Под ред. М.А.Данилова и М.Н.Скат- кина.-М.: Просвещение, 1975. 303 с.
37. Дидактика средней школы. Под ред.М.Н.Скаткина. М.: Просвещение, 1982. - 319 с.
38. Добринская Е.И.Соотношение искусства и игры как эстетическая проблема. Автореф. дис. . кацц. филос. наук.- I., 1975. 22 с.
39. Докусов A.M., Маранцман В.Г. Комедия Н.В.Гоголя "Ревизор" в школьном изучении .-Л.: Просвещение, 1975. 190 с.
40. Досычева Е.И. Творческое чтение и письменные работы учащихся на второй ступени. Педагогическая мысль, 1922, № 3-4, с.21-28.
41. Дубинская М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 4-5 классах: Из опыта работы.-Киев: Рад. школа, 1975. 176 с.
42. Жизнь и творчество А.Гайдара. М.: Детгиз, 1954. 381.
43. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение -М.: Педагогика, 1975. III с.
44. Запорожец A.B. Игра и развитие ребёнка. В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. Под ред. А.В.Запорожца и А.П.Усовой. М.: Просвещение, 1966, с.5-10.
45. Запорожец A.B. Некоторые психологические проблемы детской игры. Дошкольное воспитание, 1965, № 10, с.72-79.
46. Збарский И.С. О некоторых критериях литературного развития читателя 10-11 лет. В кн.: Социально психологические проблемы чтения. - М., 1977. - Вып.З, с.39-58.
47. Збарский И.С., Полухина В.И. Внеклассное чтение по литературе (1У-УП классы) -М.: Просвещение, 1980. 208 с.
48. Зепалова Т.С., Мещерякова Н.Я. Методическое руководство к учебному пособию "Родная литература" для 5 класса.-М.: Просвещение,
1972. 239 с.
49. Ивич А. Воспитание поколений. О советской детской литературе для детей.-М.: Детская литература, 1969. 464 с.
50. Истратов Ю.П. О некоторых аспектах чтения как творческого процесса. Литература в школе, 1977, & 2, с.47-51.
51. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. (Психологический анализ процесса изображения) .-М.: Учпедгиз, 1961- 223 с.
52. Игра. Непериодическое издание, посвящённое воспитанию посредством игры, 1918, № I.
53. Игра-драматизация в школе. Под ред. Е.Соловьёвой -М. Пг: Госиздат, 1924. - 188 с.
54. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. Под ред.,
А.В.Запорожца и Т.А.Марковой. М.: НИИ общ. педагогики, 1979. - 155 с.
55. Исследование художественных интересов школьников. Под общей ред. Е.В.Квятковского и Ю.У.Фохт-Бабушкина.-М.: Педагогика, 1974. 160 с.
56. Исупов К.Г. В поисках сущности игры. Философские науки, 1977, !Ь 6, с.154-158.
57. Исупов К.Г. Второе рождение проблемы "Игра и искусство". - Философские науки, 1974, № 5, с. 152-156.
58. Исупов К.Г. Проблема "игры" и искусства в связи с пришвин-ской теорией "творческого поведения". Материалы ХХУ1 научно-студенческой конференции. Тарту, 1971, с.47-49.
59. Каган М.С. Человеческая деятельность.-М.: Политиздат, 1974. 328 с.
60. Качурин М.Г. Влияние анализа на восприятие художественных произведений учащимися 1У класса. В сб.: Восприятие уча- ,щимися литературного произведения и методика школьного анализ за. Под ред.
А.М.Докусова. М.: Просвещение, 1974, с.134-147.
61. Квятковский Е.В. Творческая деятельность условие повышенного воспитательного влияния художественной литературы на учащихся. - Советская педагогика, 1977, № 6, с.98-108.
62. Киселёв А.Л. Пришвин-художник.- Хабаровск, 1978. 128 с.
63. Кошшкова Т.Е. Творческая игра в воспитательной работе школы. - В сб.: Воспитание самостоятельности и активности учащихся. Учён. зап. (Ленингр. пед. ин-т им.А.И.Герцена), 1966, т.297, с.185-194.
64. Кондратов В.Н. Литературные викторины.-М.: Просвещение,1968.-
248 с.
65. Концевая Л.А. Учебник в руках у школьника.-М.: Знание, 1975.- 64 с.
66. Коренюк Л.Ю. Выразительное чтение басни. (Урок в 5 классе).- В кн.: Методика выразительного чтения. М.: Просвещение, 1977, с.157-163.
67. Кортасар Хулио. "Я верю в слово". Вопросы литературы, 1981, № I,
с. 202-203.
68. Крупская Л.И. Литературные игры и инсценировки школьников. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 63 с.
69. Крупская Н.К. Борьба за знание важнейшая задача пионерорганизации. - Педагогические сочинения: В 10-ти т.-М.: АПН СССР, 1959,
т. 5, с.471-479.
70. Крупская Н.К. Выработать у ребят коммунистическую мораль. - Педагогические сочинениял 10-ти т.-М.: АПН СССР, 1959, т.5, с.396-408. Кл
71. Крупская Н.К. Интернациональное воспитание детей в лначальной школе. Педагогические сочинения: В 10-ти т.—;М.: АПН
72. СССР, 1959, т.З, с.677-682.
73. Крупская Н.К. Международная детская неделя. Педагогические сочинения: В 10-ти т.-М.: АПН СССР, 1959, т.5, с.93-95.
74. Крупская Н.К. Нашей смене всестороннее развитие. - Педагогические сочинения: В 10-ти т.~М.: АПН СССР, 1959, т.З, с.507-513.
75. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания. Педагогические сочинения: В 10-ти т.-М.: АПН СССР, 1959, т.З, с.313-317.
76. Крупская Н.К. О работе ВЛКСМ среди детей. Педагогические сочинения: В 10-ти т.-М.: АПН СССР, 1959, т.З, с.261-284.
77. Крупская Н.К. О школьном самоуправлении. Педагогические сочинения: В 10-ти т.-М.: АПН СССР, 1959, т.З, с.451-461.
78. Крупская Н.К. РКСМ и бойскаутизм. Педагогические сочинения: В
10- ти т.- М.: АПН СССР, 1959, т.5, с.25-61. .
79. Крупская Н.К. Школьное самоуправление и организация труда. Педагогические сочинения: В 10-ти т.гМ.: АПН СССР, 1959, т.З, с.55-60.
80. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подросткаМ.: Просвещение, 1965. 316 с.
81. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. -М.: Просвещение, 1981. 190 с.
82. Кудряшев Н.И. Примечания. В кн.: Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. М.: Учпедгиз, 1963, с.295-308.
83. Лабунская Г. Изобразительное творчество детей -М.: Просвещение, 1965. 207 с.
84. Лакеев В.А. Использование режиссёрского и педагогического наследия К.С.Станиславского при изучении драматических и прозаических произведений в школе .-В сб.: Проблемы художественного метода и жанра. Л., 1978, с.87-92.
85. Лакеев В.А. Методические аспекты использования наследия
К.С.Станиславского в преподавании литературы. Автореф. дис. . канд. пед. наук.-Л., 1981. 18 с.
86. Левин В.А. Воспитание творчестваМ.: Знание, 1977. 64 с.
87. Левин В.А. Открытые уроки поэзии. Семья и школа, 1979,- гё 5, 7, 9, 10, 12; 1980 № 2, 4, 6, 8, 10.
88. Лейбсон В.И. Развитие художественно-творческих способностей школьников на уроках и в процессе внеклассной работы по литературе. В кн.: Совершенствование литературного развития школьников. М., 1979, с.91-136.
89. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст .-М.: Педагогика, 1971.- 280 с.^
90. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. ЛичностьМ.: Политиздат, 1977. 304 с.
91. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. В кн.: Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981,с.481-508.
92. Литвинов В.В. Литературные задачи и игры для учащихся старших классов. Литература в школе, 1964, I, с.49-56.
93. Лотман Ю.М. Игра. В кн.: БСЭ. 3-е изд., 1972, т.10, с.79-81.
94. Лотман Ю.М. Тезисы к проблеме: "Искусство в ряду
моделирующих систем". Труды по знаковым системам. Учён. зап. (Тартусский ун-т), 1967, вып.198, с.131-139.
95. Майорова A.B. Роль эмоционального и логического анализа в процессе формирования личности учащихся при изучении драматического произведения. Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М., 1976. 18 с.
96. Макаренко A.C. Игра. Лекции о воспитании детей. Собр. соч.: В 7 - ми т.-М., 1957. - Т.4, с.373-383.
97. Маклах Е.С. Психологические особенности ролевой игры в школьном возрасте. Автореф. дис. . канд. психол. наук.-М., 1955. - 15 с.
98. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников.-!.: Просвещение, 1974. 176 с.
99. Маранцман В.Г. Роман А.С.Пушкина "Дубровский" в школьном изучении .-Л. : Просвещение, 1972. 176 с.
100. Марков М.Е. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства.-М.: Искусство, 1970. 239 с.
101. Маркова А.Г. Формирование мотивации учения в школьном возрасте -М.: Просвещение, 1983. 96 с.
102. Ю1.Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способ-ности.-М.: Знание, 1981. 96 с.
103. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения.-М.: Педагогика, 1976. 224 с.
104. Молдавская Н.Д. Формирование читательских умений или развитие читательских умений или развитие читателя? Литература в школе, 1977, В 6, с.42-47.
105. Ю4.Мурзаев B.C. Почитать да поработать -Петроград: Задруга, 1918. 64 с.
106. Юб.Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют?-М.: Знание, 1978.
48 с.
107. Огнев Н., Розанов С. Театральная работа в школе П ступени.-Л.: Изд. Сев.-Зап. Обл. Отд. Гл. Конт. Изв. ЦИК СССР и ВВДК, 1925.- 160 с.
108. Паустовский В.К. Прививка к географии. В кн.: Воспоминания о К.Паустовском. М.: Советский писатель, 1975, с.415-461.
109. Пришвин М.М. Собр. соч. : В 6-ти т. М.: Гослитиздат, 1957. - Т.6. Из дневников последних лет. - 867 с.
110. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 1982.- 96 с.
111. Программа Единой Трудовой Школы. 1921 г„ В кн.: Революция. Искусство. - Дети.-М.: Просвещение, 1966Р- 295 с.
112. Пушкарёва М.Д. Литературные игры. В кн.: Вопросы методики преподавания литературы в школе. Под ред. Н.И.Кудряшева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961, с.536-540.
113. Революция. Искусство. - Дети.-М.: Просвещение, 1966.- 295 с.
114. Рез З.Я. Изучение лирических произведений в школе.-Л.: Просвещение, 1968. 174 с.
115. Родари Д. Грамматика фантазии, или Введение в искусство придумывания историй.-М.: Прогресс, 1978. 212 с.
116. Рожина Л.Н. Психология восприятия литературного героя школьниками (П-УП классы).-М.: Педагогика, 1977. 176 с.
117. Роде Н. Иллюстрирование учащимися литературнохудожественных произведений на уроках родного языка. Родной язык в школе, кн.2. М., 1923, с.43-53.
118. Ростомашвили Е.В. Эстетическая теория игры и её критика.
119. Автореф. дис. . канд. философ, наук.-Тбилиси, 1972. -17 с.
120. Роткович H.A. История преподавания литературы в советской школе.-М.: Просвещение, 1976. 335 с.
120. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологииМ.: Учпедгиз, 1946.
704 с.
121. Рыбникова М.А., Случевская Л. Литературные игры. Красный библиотекарь, 1931, № 3, с.33-39.
122. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. 3-е изд.-М.: Учпедгиз, 1963. 314 с.
123. Рыбникова М.А. Работа словесника в школег-М.-П., 1922.- 184 с.
124. Сердцева А.Г. Литературные игры. В кн.: Методика
объяснительного и литературного чтения. Под ред. Липаева A.A.
125. М.; Просвещение, 1964, с.476-489.
126. Сивоконь С.И. Весёлые наши друзья. Очерки о юморе в советской литературе для детей.-М.: Детская литература, 1980.- 184 с.
127. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.-М.: Педагогика, 1980. 96 с.
128. Смирнова В.В. Арк. Гайдар. Критико-биографический очерк М.: Советский писатель, 1961. 204 с.
129. Социально-психологические проблемы чтения. Социальнопсихологическая типология читателей-детей.-М., 1974. Вып.1,35 с.
130. Социально-психологические проблемы чтения. Социальнопсихологическая типология читателей детей, переходный от детского к подростковому. М., 1977. - Вып.Ш, 83 с.
131. Станиславский. Работа актёра над собой. Собр. соч.: В 8-ми т. М., 1954. Т.2, 494 с.
132. Станиславский. Работа актёра над собой. Собр. соч. : в 8-ми т. М., Искусство 1955. - Т.З, 502 с.133134135136137138139140141142143144145146
133. Станчек H.A. Литература в 4 классе.-Л.: Просвещение, 1972. 64 с.
134. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. М.: Педагогика, 1979. - T.I. Сердце отдаю детям. Рождение гравданина, 558 с.
135. Театр в школе. Под общ. ред. Н.Шер.-Л. : Изд. Сев.-Зап. Обл. Отд. Гл. Конт. Изв. ЦИК СССР и ВЦИК, 1924. 195 с. Терский В.н., Кель О.С. Игра, творчество, жизнь.-М. : Просвещение, 1966. - 304 с.
136. Фаворский В. О художнике, о творчестве, о книге—М.: Молодая гвардия, 1966. 128 с.
137. Устиненко В.И. Игра и эстетическая деятельность. Автореф.дис. . канд. филос. наук. М., 1969. 22 с.
138. Устиненко В.И. Игровой аспект современной эстетической культуры. В кн.: Теоретические проблемы марксистско-ленинской эстетики. М., 1975, с. 105-123.
139. Устиненко В.И. Место и роль игрового феномена в культуре. - Философские науки, 1980, № 2, с.69-77.
140. Упгинский К.Д. Полн. собр. соч. М.: Изд-во АПН РСФСР,1950. Т.УШ. Человек как предмет воспитания, 776 с.
141. Чирковская Т.В. Произведения В.П.Катаева в школьном изучении—Л.: Просвещение, 1978. 127 с.
142. Чирковская Т.В. Устное словесное рисование. В кн.: Эстетическое воспитание в школе. Л.: Просвещение, 1962, с.138—170.
143. Чуковский К.И. От двух до пяти. Изд. 19.-М.: Просвещение, 1966. 399 с.
144. Шакирова Л.С. Об уроках внеклассного чтения, посвящённых сказкам. В кн.: Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы. Л.: Просвещение. 1978, с.51-58.
145. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. -М.: Педагогика, 1980. T.I. Мой педагогический путь, 304 с.
146. Швццкая-Эйсмонт Н. Эстетическое воспитание в игре.-М.: Учпедгиз, 1963. 87 с.
147. Шехтман Д.И., Корягина Л.К. Литературные игры и развлечения .—Кишинёв, 1957. 63 с.
148. Шерстобитов В. У истоков искусства.-М.: Искусство, 1971.- 200 с.
149. Шильгави В.П. Начнём с игры.-М.: Просвещение, 1980. 79 с.
150. Элъконин Д.Б. Игра. В кн.: Педагогическая энциклопедия, 1965, т.2, с.137-143.
151. Элъконин Д.Б. Психология игры.-М.: Педагогика, 1978.- 304 с.
152. Эпштейн М. Игра в жизни и искусстве. Современная драматургия. Литературно-художественный альманах.-М.: Искусство, 1982, № 2, с.244- 255.
153. Эстетическое воспитание школьника. Под общей ред. А.И.Бурова и Б.П.Лихачёва.-М.: Педагогика, 1974. 303 с.
154. Юсов Б.П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии. В сб.: Теория эстетического воспитания. М.: НИИ общ. педагогики АПН СССР, с.43-55.
155. Якобсон П.М. Психология художественного восприятиям.: Искусство, 1964. 86 с.
156. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника.-М.:
Просвещение, 1966. 291 с.